Научная статья на тему 'Мы, как многоборцы, должны быть и учеными, и инженерами, и рабочими'

Мы, как многоборцы, должны быть и учеными, и инженерами, и рабочими Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
67
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Комарова Жанна

В материале представлен опыт Научно-исследовательского центра по материаловедению по продвижению разработок лабораторий опытного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We like all round fighters must be scientists, engineers and workers

The data of the Scientific and Practical Materials Research Center present the experience of promoting developments from laboratories to trial production.

Текст научной работы на тему «Мы, как многоборцы, должны быть и учеными, и инженерами, и рабочими»

Мы, как многоборцы,

должны быть

и учеными, и инженерами, и рабочими

Создание и становление Института физики твердого тела и полупроводников, ныне НПЦ по материаловедению, связано с именем крупного ученого-физика, заслуженного деятеля науки и техники Республики Беларусь, академика Николая Николаевича Сироты, 100-летие со дня рождения которого отмечалось 2 ноября 2013 г. Экспериментальные и теоретические работы ученого в области физического материаловедения получили мировую известность и продолжаются его последователями до сих пор. Известно, что не у каждой научной разработки есть шанс стать бизнесом, и хорошо проявившая себя на лабораторном уровне технология может оказаться неэффективной или вообще непригодной для промышленности. Ученые знают, какие шаги предпринять, чтобы оценить эту возможность, с чего начать - с создания стартапа или опытного производства, как распределить обязанности в коллективе и заинтересовать его членов. Секретами успеха этого непростого дела делится Валерий ФЕДОСЮК, генеральный директор ГНПО «Научно-практический центр НАН Беларуси по материаловедению», доктор физико-математических наук.

- НПЦ НАН Беларуси по материаловедению - это 15 лабораторий, в которых трудится 200 человек. В 13 из них есть свои хозрасчетные участки, где созданный научный продукт тиражируется мелкими сериями. Такой подход мы сохранили из нашего недавнего прошлого - времен СССР, когда в научных учреждениях наравне работали ученые и инженеры-конструкторы. Тогда нас, физиков, в институте было 300, столько же и сотрудников Специального конструк-торско-технологического бюро. Практику внедрения научных разработок с опорой на СКТБ мы используем и сегодня, что и обеспечивает нам возможность дать идее жизнь, отработать ее в условиях лаборатории и, если все идет удачно, запустить опытную партию. По такому принципу у нас организовано три производственных подразделения: «Феррит», «Элкерм» и собственное опытное производство.

Годовой выпуск наукоемкой продукции этих предприятий в денежном выражении в несколько раз превышает годовой объем бюджетного финансирования института - их учредителя.

- Какие разработки стали знаковыми для вас и промышленности?

- Прежде всего это продукция малого предприятия «Феррит», единственного в стране производителя магнитных материалов и изделий из них. Синтетический порошок алмаза марки АС-6 выпускается по нашим разработкам на заводе алмазного инструмента ПО «Кристалл» в Гомеле. Аппаратами магнитной индукционной терапии сегодня обеспечены все поликлиники республики. Надо заметить, что в этой работе участвовали ученые Института физиологии НАН Беларуси, проводившие доклинические испытания. К слову, сама идея импульсной магнитной индукционной терапии для профилактики различных заболеваний далеко не нова, приборы весом в 25 кг, также наши разработки, выпускались на предприятии «Планар» лет 20 назад. И только после серьезных доработок наших специалистов и ноу-хау, заложенного в технологии его изготовления, он стал компактнее, эффективнее, эстетичнее и весом всего 2,5 кг.

Система электроподжига, сделанная на «Феррите», используется на газовых плитах «Гефест». Там же выпускается гамма изделий магнитных сепараторов, которые устанавливаются на элеваторах, мукомольных комбинатах, на предприятиях Белнефтехима. Их задача в том, чтобы отлавливать металлические изделия до попадания в дробилки.

В этот перечень стоит отнести новое поколение электронных датчиков на основе полупроводниковых гетероэпитакси-альных структур для автоматических регуляторов, электро-

приводов в современных системах управления и контроля, нашедших свое применение на «Белкоммунмаше» и «Белдор-маше», большегрузных самосвалах «БелАЗ», газоперекачивающих агрегатах «Белтрансгаза», системах контроля водоснабжения ЖКХ. Они также используются в космической технике, в частности установлены на космическом аппарате «Марс-Экспресс». Отдельно хочется сказать о керамических материалах для СВЧ-фильтров для телекоммуникационных систем и пьезокерамических элементов широкого назначения. Магнитные материалы и комплектующие для радио- и телевизионной техники поставляются в Россию, Украину, Польшу и на 70-80% удовлетворяют потребности в феррито-вых изделиях радиоэлектронной промышленности Беларуси.

- Отличительная черта вашего института - структурное деление на самостоятельные хозрасчетные подразделения, которые сами зарабатывают себе на жизнь. Как им удается выходить на самофинансирование?

- Все дело в том, что наши прикладные исследования базируются на результатах фундаментальных работ, а завершаются, как правило, научно-технической продукцией для нужд народного хозяйства - таков вектор движения, который мы определили для себя. Взять хотя бы научные изыскания, на которые ушло два десятилетия, проводимые с нанопорош-ками. Многие ученые пытались создать магнитно-мягкий материал, сочетающий в себе высокую магнитную проницаемость и малую коэрцитивную силу, но орешек был слишком крепок и не поддавался. Нам же удалось «одеть» магнит в нанорубашку из окиси алюминия и получить материал с уникальными свойствами довольно простым методом спецобработки. Уже заключен лицензионный договор на сумму в 290 тыс. долл. с КНР на техническую документацию по производству из этого материала сердечников. Мы оставили за собой право распоряжаться данной технологией, приобретя при этом средства на дальнейшие изыскания.

В стадии подготовки договор о сотрудничестве с компанией LG Electronics по работе с магнитомягким материалом для производства двигателей стиральных машин.

В 2011 г. из бюджета мы получили 17,8% средств от общего объема работ института, в 2012 - 15,7%. В прошлом году заработали по хоздоговорам 36 млрд руб.

Мы очень внимательно следим за рынком, изучаем и анализируем его. Так, установив перечень продукции, завозимой в республику из-за рубежа, мы определили товары, которые можем делать сами. К примеру, большие шнеки до недавнего времени импортировались из Швеции, Польши. Поэтому на созданном при институте опытном производстве, возглавляемом Алексеем Шелковским, налажен выпуск винтовых безвальных шнеков различного диаметра и сечения. Здесь же изготавливаются установки для обеззараживания воды с напорными фильтрами, щитовые затворы различного типа, винтовые конвейеры и системы для транспортировки канализационного мусора, механизированные решетки тонкой и грубой очистки, приводные устройства к первичным и вторичным отстойникам и др. Кстати, этот проект стал итогом многолетнего сотрудничества с Минскводоканалом и сегодня имеет свое продолжение. Опытное производство расширило свои возможности, освоив выпуск различных систем удаленного управления приводными устройствами илоскребов. В планах - разработка и изготовление нестандартного обору-

дования для предприятий Минскводоканала. В стадии подготовки находится 3 проекта на соискание финансирования из инновационного фонда Мингорисполкома. Вот, собственно, так поставлена у нас коммерческая деятельность.

- Как уживается наука, высокотехнологичный бизнес и инструментальное производство?

- Мы вовремя осознали, что производство полуфабриката, каким являются, к примеру, магнитные материалы (низко- и высококоэрцитивные) - интересное дело, но в них содержится малая добавленная стоимость. Так что гораздо выгоднее и эффективнее продавать магнитные сепараторы, которые мы сами изготавливаем. Таким образом строится мостик между наукой и производством. Современная инструментальная база, которую мы создаем не один год, позволяет нам выполнять работы любой сложности. Мы ежегодно приобретаем что-то новое, направляем из прибыли порядка 5 млрд руб. в год на покупку оборудования, оснастки и инструментов. Это оправданные вложения. Что до фундаментальных исследований, то и они развиваются. Когда наш институт из Отделения физико-математических наук перевели в физико-техническое, была некая настороженность, все с опаской отнеслись к этому передвижению. Пугала неизвестность, никто не знал, будет это на пользу институту или, наоборот, пойдет во вред. Но жизнь подтвердила верность данного хода. Прикладные разработки позволили выйти на новый уровень развития, оказались хорошей мотивацией для научной инициативы, поиска и внедрения инновационных технологий, дали возможность ученым получать достойную заработную плату.

Должен сказать, что индекс цитируемости наших сотрудников высок, 4-я позиция в рейтинге цитирования в стране. Мы уступаем лишь Институту физики им. Б.И. Степанова, БГУ, БГУИР. Но если в пересчете на одного работающего, то у нас он будет и повыше. Так что производственная деятельность не отразилась на публикационной активности сотрудников, их работы как публиковались в престижных научных журналах, так и публикуются.

- И все-таки, Валерий Михайлович, каков он - главный стимул для ученого: оснащенная по последнему слову техники лаборатория, производственная база, где можно доводить эксперименты до промышленно применимого состояния, высокая заработная плата, моральная поддержка?

- Я довольно часто и подолгу бывал за границей, посещал многие научные организации разных стран. Примерно полтора года провел и Италии, был в Англии, Германии, Китае, Испании, США и др. Должен заметить, что увлеченность наукой у наших сотрудников намного выше, чем там. Чем не показатель, когда вечерами или в выходной день светятся окна лабораторий? Смело могу утверждать, что главное, что движет ученым - интерес, творчество, эксперимент. Конечно, не будем отрицать, деньги играют свою роль в этом процессе: приятно, когда твой труд оценивается материально и очень высоко. Привить страсть к науке нельзя - это внутренняя потребность человека самосовершенствоваться, открывать что-то новое, находить непознанное и подбирать ключи знаний к нему.

- Вас не беспокоит, что научная продукция не всегда востребована обществом?

- Наука - не палочка-выручалочка, она не может предложить сразу нечто, от чего промышленность сразу станет конкурентоспособной на мировых рынках. Ожидания общества по отношению к науке завышены. И почему-то эту планку оно не поднимает для себя. Ведь я уже говорил, что мы многое можем делать сами, а не делаем. В чем причина - не можем, не хотим, не умеем? Почему предприятия не тратятся на собственные КБ, на НИИ, почему они сетуют, что ученые им ничего не предлагают? Они способны вкладывать деньги в науку лишь в случае, когда возникает брешь, закрыть которую обязаны ученые, а в работу на перспективу - нет. Успех взаимодействия науки и производства только в том случае будет достижим, если их интересы совпадут. Но почему-то таких совпадений единицы. Ученые с трудом «пробивают» хозяйственные договоры с промышленными предприятиями. Мы вынуждены все делать своими руками и научились этому, жизнь заставила. А ведь задача науки - генерация новых знаний, а не создание оболочки для них, последующее самостоятельное движение по рынку. Однако условия, в которых мы работаем, таковы, и мы, как многоборцы, должны уметь быть и учеными, и инженерами, и рабочими. И можем. Но насколько это оправдано? Ведь отечественный потребитель по-прежнему предпочитает покупать готовое изделие, научные разработки не в ходу...

- На каком «татами» в таком случае вы предпочитали бы вести борьбу?

- Мы создаем интеллектуальный продукт, и его продажа - вот что самое ценное, эффективное для научной организации. Результат нашей деятельности - такой же товар, как и любой другой материальный объект, но в нем большая моржа, заключенная в интеллектуальной составляющей, поскольку именно она содержит инновации, за которые во всем мире платят серьезные деньги. К счастью, наш коллектив научился не только работать руками и продавать готовый продукт, но и приобрел опыт торговли технической документацией. Может быть, он не очень большой, но есть от чего оттолкнуться.

Вот характерный пример. Мы не один год взаимодействуем с заводом алмазов «Кристалл», о нем говорилось ранее. Он выпускает синтетический алмазный порошок. Хороший бизнес, емкий рынок, но его можно было дополнить производством кубического нитрида бора, который является визитной карточкой нашего института. По своим характеристикам он намного превосходит алмаз - по твердости, устойчивости к высоким температурам, может резать самые стойкие стали, ему поддается чугун. Но заводчане, хотя мы отдавали им эту технологию бесплатно, предпочли остаться со старым проверенным алмазом, а их коллеги из России приобрели у нас эту технологию за 230 тыс. долл. и успешно выпускают кубический нитрид бора.

Сотрудничество с предприятием «Диполь» из Витебска, с которым у нас долгосрочный договор, включающий в том числе и финансирование всех стадий исследований на производство магниторезонансных аппаратов, приносит нам роялти в размере 2% от объема реализованной продукции. Вот таким мне видится идеальный вариант коммерциализации научных идей.

Без мощной науки и действенного механизма освоения ее результатов в экономике удержаться «на плаву» в высококонкурентном мире невозможно.

- Готов ли институт стать индустриальной хай-тек-пло-щадкой для размещения наукоемких проектов и подразделений инновационных производственных компаний, стартапов, бизнес-инкубаторов?

- Конечно, хотелось бы быть таким системным лидером развития научно-инновационной инфраструктуры в Академии наук, и мы стремимся к этому. Однако на данном пути много трудностей, которые надо преодолеть, особенно на этапе инвестирования новых проектов. В этом процессе мы можем надеяться только на себя, нет в республике широкой сети венчурных фондов и фирм. Верим, что будут создаваться центры коммерциализации технологий, организации, профессионально занимающиеся внедрением инноваций. А пока прежде чем из лаборатории вырастет опытное производство проходят годы, в то время как скорость движения от идеи до рынка возрастает и становится одной из составляющих успеха. Нам понадобилось 7 лет, прежде чем мы вышли к производству оборудования для объектов коммунального хозяйства. На стартапе в нем работало 2 человека, сегодня - 30. Оборот вырос от нескольких миллионов до нескольких десятков.

Хозрасчет прижился у нас в институте и позволяет формировать одновременно и подушку безопасности, и кассу взаимопомощи, которая идет на поддержку тех, кто еще только в начале пути, направлять деньги на развитие и пополнение материально-технической базы.

Превращение научных достижений из исследований в бизнес-активы - главное направление инновационного развития института, которое привлекает новое пытливое поколение исследователей.

Так, недавно своего рода старап был создан молодым ученым Сергеем Кириком и командой, которые занялись производством комплексных органо-минеральных добавок для искусственных экосистем. Работа эта коллективная, достаточно сложная, связанная с определенными правилами игры, бюрократическими заморочками. Они умело распределили роли в бизнесе, что и явилось ключом к успеху. А их удача - наша удача.

- Валерий Михайлович, что, по вашему мнению, необходимо предпринять, чтобы соответствовать требованиям времени?

- Чтобы приблизиться к научно-технологическому прорыву, о котором много говорят, следует позаботиться о создании весомой заинтересованности бизнеса в технологическом переоснащении производства и желательно на базе достижений отечественной науки, там, где это обоснованно. Здесь нужны очень серьезные меры общегосударственного масштаба, где должны умело сочетаться стимулы - льготы, страхование НИОКР, разделение рисков и другие, и принуждение - повышение технологических, экологических и иных требований к предприятиям. Только решив эту задачу, мы сможем говорить об эффективной востребованности науки экономикой. И надо понимать, что результаты будут зависеть не только от управленческих решений, но, в первую очередь, от нас, ученых, от укрепления взаимодействия с бизнесом, продвижения научных достижений на рынок.

Научный поиск увенчался разработкой, а будет ли ее коммерциализация?

о

X X

5

X

Успех лаборатории - это опыт сотрудников, работающих не один год над одним или несколькими научными направлениями. В чем он исчисляется? Количеством опубликованных статей, патентов, проданных лицензий, освоенных производств? Для каждой конкретной лаборатории по-разному. Главное, о каком бы критерии мы не вели речь, мы говорим о вкладе ученых в научно-технический прогресс.

Александр Вечер,

научный сотрудник лаборатории физики магнитных материалов НПЦ НАН Беларуси по материаловедению

Фото Алеси Ка'

История лаборатории физики магнитных материалов своими истоками уходит в 1959 г., когда после организации Отдела физики твердого тела и полупроводников в составе Академии наук БССР (с 1963 г. Институт физики твердого тела и полупроводников) расширились исследования по физике магнитных явлений. По инициативе академика Н.Н. Сироты началось всестороннее изучение процесса синтеза, физических и физико-химических свойств двойных и тройных систем магнитных соединений. Уже с 1960 г. под руководством Эдуарда Васильева была сформирована нейтронографиче-ская группа. Ею были получены первые нейтронограммы стандартных веществ, изучены механизмы влияния реакторного излучения -нейтронов разных энергий и гамма-лучей - на полупроводниковые

материалы (А.И. Макаревич), начаты систематические исследования магнитных структур и магнитных фазовых превращений в ферритах и интерметаллических соединениях. Теоретическая группа занималась разработкой метода усреднения когерентных эффектов в сечении рассеивания нейтронов, с помощью которого проводилось изучение фононных спектров веществ с чисто когерентным сечением (И.А. Булат, Ч.К. Смолик). Исследование свойств ферритов и других магнитных материалов осуществлялось на атомном реакторе АН БССР методами, основанными на изучении дифракции нейтронов, что позволило построить диаграммы магнитных фазовых превращений для ряда систем (Г.И. Маковецкий, Э.А. Васильев, В.М. Рыжковский, Г.А. Говор, А.И. Галяс, А.П. Каравай). В 1968 г. была создана лаборатория нейтро-нографических исследований во главе с Геннадием Маковецким, ядром которой стала нейтроно-графическая группа. В 1991 г. она получила название физики магнитных материалов. В настоящее время ее возглавил Казимир Янушкевич. В состав лаборатории вошла группа профессора, доктора

физико-математических наук, лауреата Государственной премии Республики Беларусь Геннадия Говора, которая занялась исследованием и созданием специального композиционного материала на основе порошкового железа для нагревательных элементов, заменяющего такие дорогостоящие компоненты, как никель и вольфрам. Была разработана совершенно новая технология получения такого материала и параллельно создан недорогой способ изготовления самого нагревателя методом прессования, где использовались отходы другого производства. Технология получилась безотходная и экологически безопасная.

Дальнейшие эксперименты показали, что данный способ обработки порошков при определенных изменениях можно применить и для получения магнитных материалов, в частности магнитно-мягких. В лаборатории они были созданы со структурой металл-диэлектрик - металл -МДМ-структурой. Над решением этой задачи работали многие ученые мира. Подобные исследования проводились фирмой General Motors и другими известными компаниями, рассчитывающими получить магнитные композиционные материалы из порошка железа, в котором каждая его частичка будет покрыта немагнитным диэлектриком. Однако эти материалы имеют потери на перемагничивание существенно более низкие, чем металлические магнетики.

Магнитно-мягкие материалы, применяемые в настоящее время, подразделяются на два больших класса: металлические

магнитно-мягкие материалы и неметаллические магнитные материалы - ферриты. Первые включают ориентированную и неориентированную кремниевую сталь, железо-никелевые сплавы и аморфные металлы, имеют удельное электрическое сопротивление в пределах 10-6 Ом-м. При перемагничивании металлических магнетиков, для уменьшения магнитных потерь, их производят в виде лент толщиной от 0,05 до 0,5 мм, что влечет за собой большие отходы. Ферриты имеют электрическое сопротивление в пределах от 1 до 106 Ом-м

и производятся методом порошковой металлургии в виде изделий заданной формы и размеров. Однако низкие значения магнитной индукции до 0,5 Тесла в сравнении с 2 Тесла для металлических ферромагнетиков существенно ограничивают область их применения.

Преимущества композиционного материала с МДМ-структурой на основе порошков железа стали очевидны, когда исследователи лаборатории использовали новый материал для построения источников питания с частотой до 100 кГц при мощностях выше

1 кВт. Надежность и стабильность работы источников питания в различных условиях на трансформаторах с сердечником из композиционного материала определяется высоким значением температуры Кюри - выше 800 °С и магнитной индукцией насыщения 2,2 Тесла.

На протяжении 15 лет кропотливого и упорного труда ученым удалось найти инновационное решение, которое было не под силу ведущим корпорациям мира. По результатам работ опубликовано более 20 научных статей и 15 патентов.

Коллектив под руководством доктора физико-математических наук Геннадия Говора разработал новый тип нагревательных устройств для электроплит, чайников, тепловен-тиляторов и других приборов, для чего команда исследователей использовала нестандартные решения, материалы и технологии. Принципиально новый подход позволил разработать нагревательные элементы с эффективностью в 80-95%, в то время как рынок предлагает устройства с эффективностью в 50-60%. Использование их в быту сократит потребление электроэнергии на 15-25% и соответственно снизит расходы на электричество каждого конкретного потребителя.

Для освоения серийного выпуска нагревательных элементов нового поколения, объемом 100 тыс. в год требуется несколько миллионов долл. Продукция высокотехнологичная и имеет хорошую экспортную составляющую. Однако ситуация складывается таким образом, что институт не может себе позволить организацию массового

производства металлокерамических нагревательных элементов. И разработка становится лакомым кусочком для охотников за идеями, которые готовы приобрести эксклюзивное право на организацию серийного выпуска нагревательных элементов и техники, использующей их для реализации на мировом рынке. Сложившаяся ситуация стандартна. Наука генерирует новое, и как показала данная технология, принципиально новое, а вот инвесторов, тех, кто желал бы вложить средства в ее освоение в промышленных масштабах, в Беларуси нет.

На создание нового материала ушли десятилетия кропотливого труда исследователей. Они при весьма ограниченном финансировании, проведении других работ, приносящих деньги, находили время на продолжение изысканий. Теперь, когда результат получен, ученые вынуждены рассматривать предложения иностранных фирм и торговаться за копейки, чтобы обеспечить себе сносное существование. ■

о

X X

5

X

От научных идей к инновационному бизнесу

о

X X

5

X

Одним из наиболее критических этапов реализации новшества является его коммерциализация. Для того чтобы нововведение состоялось, оно должно обладать мощной коммерческой составляющей, то есть содержать неоспоримые аргументы в пользу его приобретения. Если несвоевременно приступить к коммерциализации, то либо потеряешь время и это сделает кто-то другой, либо продукт утратит свою привлекательность и актуальность. В Научно-практическом центре НАН Беларуси по материаловедению накоплен уникальный опыт использования инновационных разработок.

Помимо фундаментальных аспектов, исследований физико-химических свойств графе-новых производных учеными института проведен маркетинг рынка, который показал высокую прикладную составляющую данной технологии. Разработчики отметили, что при смешивании графеновых массивов с органическими или минеральными матрицами, являющимися диэлектриками, можно получать токопроводящие составы. А в зависимости от концентрации углеродной компоненты в широких пределах может меняться величина электрической проводимости. Ее варьирование позволяет говорить о возможном применении разработки как в качестве то-копроводящего состава с низким удельным электросопротивлением, так и в качестве терморе-зистивного состава с заданным электросопротивлением, которые способны при прохождении тока разогреваться. Данные составы могут быть успешно использованы там, где требуется обеспечение электрической цепи. Причем

Фото Алеси К:

Алексей Труханов, и.о. старшего научного сотрудника Научно-практического центра по материаловедению, кандидат физико-математических наук:

- Хороший пример рождения актуальной, жизнеспособной инновационной идеи, основанной на научно-технических разработках НПЦ по материаловедению и практически готовой к коммерциализации, - получение графеновых массивов из терморасширенного графита низкотемпературным экспресс-методом. Данная технология предложена сотрудниками двух лабораторий -физики магнитных пленок и физико-химических технологий.

покрытия могут наноситься и на пластиковые, диэлектрические поверхности. У терморезистивных составов тоже есть хороший потенциал и потребители. На завершение предварительных испытаний, детальную проработку технологии и получение мелкосерийных партий данной продукции потребуется время, деньги и огромные командные усилия, и не только ученых, но и юристов, экономистов, менеджеров, способных продвинуть ее на рынке и пр.

Молодыми учеными института создана противопожарная краска, которая способна эффективно защищать как деревянные, так и металлические конструкции. Данный проект находится в стадии испытаний. Для снижения себестоимости затрат, а они являются одним из основных конкурентных преимуществ, работа ведется на отечественном сырье, в том числе на утилизированных отходах бумажного и кондитерского производства. Причем создается не один продукт, а целая

Испытания противопожарной краски

40

линейка, что, по нашему мнению, позволит ему быстро закрепиться на рынке.

Реализация новых продуктов и технологий способствует повышению выживаемости научных организаций в рыночной экономике. Поскольку при продаже инновации происходит обмен «деньги - инновация», то те, кто делает это первым и быстро, получает добавленную стоимость, которая покрывает расходы по созданию и продаже инноваций, приносит прибыль и выступает стимулом к созданию новых идей.

Сергей Кирик,

младший научный сотрудник Научно-практического центра по материаловедению:

- Полтора года назад нами был предложен модернизированный подход к созданию комплексных органо-минеральных добавок для искусственных экосистем. После проработки детального бизнес-плана, который был одобрен администрацией НПЦ, началась работа над его реали-

зацией. Для этого потребовались помещения, средства для закупки оборудования и реактивов и масса согласований в различных инстанциях. На это уходило много времени. Разрешение на производство органо-минераль-ных добавок для искусственных экосистем пришлось получить от Минторговли, Минприроды, Главной государственной инспекции по семеноводству, карантину и защите растений, Общества по защите прав потребителей. Порой казалось, что просто невозможно пройти все бюрократические ступеньки. К сожалению, не все их преодолевают, многие просто теряют интерес и запас сил, с которыми вступали в дело. Так что нам понадобились упорство, терпимость и настойчивость. Много времени занял процесс написания и согласования технических условий производственного процесса и его утверждение в БелГИСС, поскольку данный вид продукции ранее не производился в стране и его аналогов не было.

Пришлось досконально изучить требования к информации на этикетках, к дизайну, правила отгрузки и поставки товара, договорных сделок. В результате сегодня есть зарегистрированная в Национальном центре интеллектуальной собственности торговая марка «РЕШТЬ, производственный цех, если его можно так назвать, и сертифицированный на белорусском рынке продукт.

Продукты РЕШТ1 реализуются в розничных сетях по всей Беларуси. Создана дилерская сеть во многих городах.

Теперь мы сконцентрированы на рекламе, на что требуется много вложений. С целью продвижения продукции марки «РЕШТ1» создан сайт, работает интернет-магазин. Нас не страшит конкуренция, хотя она довольно жесткая: на этом рынке стоят еще 4 поставщика.

Приятно осознавать, что твоя работа востребована и имеет хорошие оценки. Так, продукт был представлен на различных международных выставках в Германии, России, Сингапуре, Тайване и Вьетнаме, отмечен дипломом Петербургской технической ярмарки в номинации «Лучший инновационный молодежный проект».

Полная поддержка, которую мы получили со стороны руководства центра, помогает двигаться вперед. Освоенное нами мелкосерийное производство позволяет целенаправленно заниматься поиском инвесторов для расширения технологических мощностей, одним из которых может стать Международный инновационный центр нанотехнологий СНГ, устанавливаются контакты с зарубежными дилерами. А это новый виток нашего развития, новые возможности и сложности, которые закаляют. ■

Подготовила Жанна КОМАРОВА

о

X X

5

X

Производственная линия по выпуску органо-минеральных добавок «РЕОТ!»

Фо

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.