УдК 130.12+316.6 Смирнова Елена Андреевна,
психолог ГБУ «Кризисный центр помощи женщинам и детям», соискатель ученой степени кандидата психологических наук Лаборатории истории психологии и исторической психологии института психологии российской академии наук
«Мы» как фундаментальная категория концепции
С. Л. Франка
Аннотация. Вопросы, относящиеся к духовной составляющей жизни человека, зачастую остаются за скобками в большинстве академических исследований в области психологии. В последние годы неоднократно была высказана и обоснована необходимость возвращения «души» в качестве основного предмета психологической науки. Значимость этого определяется динамикой и непредсказуемостью современных нам исторических процессов, утратой ценностно-духовного пространства общества, и потребностью психологической практики, всё чаще обращающейся к человеку в его целостности, что невозможно без рассмотрения духовной стороны его бытия. Целью данной статьи является освещение вклада С. Л. Франка в развитие психологической науки посредством анализа различных аспектов духовно-нравственной стороны жизни человека. рассматриваются его взгляды на устройство внутреннего мира человека и социально-духовные основания межличностных отношений. В заключении делается вывод об актуальности анализа наследия С. Л. Франка для дальнейшего развития психологии.
Ключевые слова: Всеединство, душа, сознание, личность, соборность, духовная жизнь, любовь, межличностные отношения, воспитание, нравственность.
UDC 130.12+316.6 Smirnova Elena Andreevna,
psychologist of «Crisis Center for Women and Children», candidate of the degree of Candidate of Psychological Sciences of the Laboratory of History of Psychology and Historical Psychology of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences
The category «we» as a fundamental unit of S. L. Frank's concept
Annotation. Questions related to the spiritual component of human life are often left out of the brackets in most academic research in the field of psychology. In recent years, the need for the return of the "soul" as the main subject of psychological science has been often expressed and justified. The significance is determined by the dynamics and unpredictability of modern historical processes, the loss of the spiritual space of society, and the need for psychological practice to a person in his integrity, which is impossible without the spiritual side of his being. The purpose of this article is S. L. Frank's contribution in the development of psychological science through the analysis of various aspects of the spiritual and moral side of human life. His views of the structure of the inner world of the man and the socio-spiritual foundations of interpersonal relations are considered. In conclusion, it is resulted with the analysis of S. L. Frank's legacy as important deal for the further development of psychology.
Keywords: Unity, soul, consciousness, personality, conciliarity, spiritual life, love, interpersonal relations, parenting, morality.
В 1945 году русский философ С. Л. Франк указывал на существование глубокой пропасти, отделяющей живые борения человеческого духа от лишенного души мира науки и оправдываемого с точки зрения так называемой «прогрессивной» морали человеческого своеволия1. Значимым этапом развития современной психологии представляется возвращение к разработкам основ психологии целостной душевной жизни (Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, М. И. Воловикова, А. А. Гостев, Ю. М. Зенько, В. А. Кольцова, Б. В. Ничипоров, А. А. Остапенко, В. И. Слободчиков, Т. А. Флоренская, Л. Ф. Шеховцова, А. В. Шувалов и др.), выступающих своеобразной компенсацией временному устранению учения о душе из области научного психологического знания, и замене его исследованиями закономерностей отдельных психических явлений.
В стремлении найти теоретико-методологические основы для анализа, осмысления и изучения текущей ситуации в области гуманитарного знания, включая психологию, современные исследователи всё чаще обращаются к эпохе «русского духовного ренессанса», включающей в себя философско-религиозные концепции, сформировавшиеся на рубеже Х1Х-ХХ веков2. Среди драгоценных плодов русской религиозно-философской мысли особо выделяется концепция Всеединства, связанная с такими выдающимися именами, как В. С. Соловьев, протоиерей Сергий Булгаков, Л. П. Карсавин, С. н. и Е. н. Трубецкие, С. Л. Франк и др. В ней нашли свое воплощение и развитие такие смыслообразующие идеи русской философии, как принцип верующего разума, соборности и призванности человеческого существа быть устремленным к Богу3.
С. Л. Франк в своих работах не только следовал философской традиции Всеединства, но и значительно развил ее содержание: в том числе, введение и осмысление категории «мы» - единства как проявления общего Всеединства в рамках личного бытия человека, согласно оценкам ученых (Н. О. Лосского, В. В. Зеньковского, С. А. Левицкого, Ф. А. Степуна, Е. Н. Некрасовой, П. Элена), рассматривается как фундаментальное достижение научной мысли Франка.
1 См.: Франк С. Л. Свет во тьме: Опыт христианской этики и социальной философии Минск, 2011. 403 с.
2 См.: Гостев, А. А., Борисова, Н. В. Психологические идеи в творческом наследии И. А. Ильина: На путях создания психологии духовно-нравственной сферы человеческого бытия. М., 2012. 289 с.; Костригин А. А. Актуальность философско-психологического наследия В. А. Снегирева для современной психологии: Дисс. ...канд. психол. наук. М., 2019. 210 с.
3 См.: Казин А. Л. Россия и мировая культура. СПб., 2004. 269 с.
Представление С. Л. Франка о социальной жизни как о жизни в первую очередь духовной, становится все более актуальным в свете вызовов, с которыми сталкивается современное общество4.
Философско-психологическая концепция С. Л. Франка
Первоосновой мира, корнем бытия и самим Бытием является живой, истинный и непостижимый Бог - Святая Троица. Пространство, в котором образовывается и существует категория «мы», понимается С. Л. Франком как состоящее из первичной, подлинной Реальности, выплывающей в сознание человека из всеобщего бытия (и данное ему в непосредственном переживании в конкретный момент времени), и объективной Действительности, отличной от субъективного восприятия. Действительность - это независимый от нас феномен, который может быть воспринят нашими чувствами и понят нашим разумом. Подлинная Реальность, в свою очередь, является более глубоким и обширным понятием, чем Действительность, которая описывает только фактическое существование объектов и явлений так, как береговая линия лишь приблизительно обозначает контуры океана. Тем не менее, по мнению С. Л. Франка, только стремясь к трезвому объективному восприятию окружающей Действительности, и опираясь на принятие её такой, какая она есть, можно продвигаться в направлении более глубокого понимания Реальности и ее сущности.
Как часть Всеединства, Действительность является материалом нашего опытного знания о нем. Выраженное в понятиях и определениях, это знание составляет «отвлеченное знание» (символическое), которое обращено к идеальной сфере идей, которые содержатся в знании как система, имеющая своим основанием металогичное единство рационального и иррационального (Франк определяет это свойство бытия как «трансдефинитность»).
Подлинное же познание достигается посредством единства религиозной интуиции и научного знания, в терминологии С. Л. Франка - «живого знания», происходящего из глубины человеческого опыта через «вчув-ствование», раскрытия бытия самого объекта познания. Однако, даже посредством «живого знания» невозможно в полноте постичь Всеединство, поскольку в самой глубине нашего опыта всегда присутствует бесконечная область Непостижимого. Франк описывает характер недоступности этой области бытия человеческому познанию как «трансфинитность», подчеркивая ее непостижимость не только для рационального познания, но и по самой своей природе, поскольку она представляет собой потенцию, превосходящую всё, что уже существует.
4 См.: Гостев А. А. Психологические и духовно-нравственные проблемы современного человека: риски-угрозы-вызовы // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2020. Том 5. № 4 (20). С. 35-66.
Преодолевая недостаточность описательных категорий «внутри» и «вовне» для описания характера связи Бога и мира, Франк обращался к термину «панентеизм» (от греч. pan en Theos - «все в Боге»), выражающего как внутреннюю сверхприродность Бога, открывающуюся в творении, так и трансцендентную сущность Бога, превышающую мир. Неразрывную связь человека с Богом С. Л. Франк определял, как интуицию присутствия в глубине человеческого «я» самого источника бытия, связь с которым пронизана чувством доверия и веры в саму Истину христианства - Иисуса Христа.
Душа и душевная жизнь
Главным путем познания мира С. Л. Франк видел попытку познания человека и его бытия. «Мир очеловечен, и постичь его можно через человека»5.
Внутренний мир человека в концепции С. Л. Франка предстает как сложная система, включающая в себя душевную жизнь в качестве источника сознания и «эмпирическое Я» как его носитель: душевные процессы, или «бушующие стихии» душевной жизни, концентрируются и углубляются в субъективной реальности «эмпирического Я», где происходит обнаружение первичной Реальностью самой себя. «Эмпирическое Я» Франком определяется, как единство центральных, наиболее устойчивых образований во внутреннем мире человека. Из него рождаются мысли, мечты, решения, в конечном итоге формирующие его жизненный путь.
Субъектом душевной жизни выступает душа как центральная, духовно-формирующая энергия, устремленная к высшей цели человеческого бытия - обожению. «Человек есть личность», писал Франк, «смысл и основа бытия которой заключается в отношении к верховной инстанции его души - к Богу. В силу этого отношения личность является «носителем и творцом духовных ценностей»6, как бы ««basso ostinato» среди беспорядочной игры звуков»7, только она может являться двигателем развития общества, которое выступает инструментом передачи ее волевого устремления. Призванность человека быть устремленным к Богу Франк определяет как «неотмирность»8.
Характеризуя человека как пространство реализации и добра, и зла, Франк обращался к христианской морали и писал о неподсудности личности, взятой в своей онтологической глубине, человеческому суду. Христианство, отмечает Франк, есть религия личности, и в конфликте личности с нрав-
5 Франк С. Л. Реальность и человек. М., 1997. С. 318.
6 Франк С. Л. Сочинения. М., 1990. С. 69.
7 Аляев, Г. Е., Резвых, Т. Н. Интуиция первоосновы бытия: последние записи С. Л. Франка // Историко-философский ежегодник. 2020. Т. 35. С. 231-262.
8 Франк С. Л. Личность и мир (основн<ая> пробл<ема> миросоз<ерцания>) // Философский журнал. 2018. №№ 4 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/lichnost-i-mir-osnovn-aya-probl-ema-mirosoz-ertsaniya (дата обращения: 07.04.2023).
ственными ценностями оно удивительным образом принимает сторону живого человека, который ценнее даже начала нравственности. Бог пришел не как Судья, но Спаситель, а потому личность есть нечто куда более ценное, чем всякая мораль9.
Хотя душевная жизнь человека не имеет четких пространственных и временных рамок, С. Л. Франк отмечает возможность выделения в ней центральных и периферийных компонентов, пронизанных общей динамикой и характером целого. В качестве основных её свойств он выделяет «непротяженность», «непространственность», «невременность», «сплошность», и «неограниченность».
Умозрительно Франк выделяет и характеризует три состояния душевной жизни:
1) Чистая душевная жизнь - фундамент для развития более сложных состояний душевной жизни, не имеющий привычной нашему пониманию дифференциации на субъект и объект, на «я» и «не-я». Франк определяет это состояние как «бесформенную общность душевной стихии»10, где отсутствует временное измерение.
2) Предметное сознание (переживание «не-Я») и самосознание (переживание «я») - проявления сферы духовности в душевной жизни, являются результатом проявления содержаний предметного сознания и образованием противостоящего Действительности индивидуально-единичного «я» в конкретный момент времени, а потому обладают временными характеристиками.
3) Духовная жизнь как единство сознания и переживания, являет собой актуализацию потенциала чистой душевной жизни - в ней в новой форме происходит воссоздание первичного единства душевной жизни и реальности. Также, как и чистая душевная жизнь, духовная жизнь не имеет временной характеристики, однако, если первая вневременна, то о духовной жизни можно сказать, что она сверхвременна. Она - тот ориентир, к которому призван стремиться человек в своем развитии.
динамика внутренней жизни человека осуществляется посредством взаимодействия душевных и физических аспектов его бытия. В ходе развития состояний душевной жизни проявляются начала самоидентификации личности, представленные в форме чувственно-эмоционального стремления («хочу») и сверхчувственно-волевого убеждения («должно»).
Чувственно-эмоциональное начало отличается своей прямой, инстинктивной природой, проявляясь в ярких и незамедлительных реакциях. Это начало, как незапятнанная эмоциональность, в полной мере отражает спонтанность и неосознанность чистой душевной жизни.
9 См.: Франк С. Л. Духовные основы общества / сост. П. В. Алексеев. М., 1992. 510 с.
10 Франк С. Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. М., 2015. С. 286.
Сверхчувственно-волевое начало души человека проявляется через самообладание и проявление «мужества» или «силы воли». Формирование силы воли представляет собой активный процесс вмешательства в инстинктивные стремления человека. Подчинение низшего, эмоционального уровня высшему происходит через внутреннюю борьбу и самообладание, рождая механизм центрально-волевого управления ходом нашей жизни - самопреодоление, осуществляющееся посредством централизации внимания, которое преобразует разнонаправленность чистого душевного бытия в организованный поток восприятия, направленного на внешний мир.
Особым условием вневременного развития внутренней жизни человека С. Л. Франк называет свободное творчество, движимое особым состоянием - «тревогой духа», которое обеспечивает интеграцию прошлого опыта с новыми переживаниями. Само существование творческого замысла свидетельствует о свободе человеческого «я» от видимых границ объективной Действительности, и, одновременно, проявляет наличие чуждого её природе источника творческой активности, что, по мнению С. Л. Франка, является производным обнаружением Божьего творчества в самом творении.
Бог воплощает свою творческую волю при соучастии и через посредство сотворенных им творцов, исполнителей этой воли. В осознании Его присутствия не только как высшего источника всего сущего, но также как основы самого себя и всего мира, существо Творца раскрывается нам в не-раздельно-неслиянном двуединстве Творца и творения. Чем больше человек принадлежит этой неизмеримой глубине своего бытия, и руководствуется не случайными импульсами, а прислушиваясь к её голосу, тем более он обретает подлинную свободу как личность. Творческий акт, как способность созидать добро, служит проявлением нравственной природы человека. При отсутствии творческого процесса возникает состояние самозамкнутости, препятствующее развитию души к лучшему.
Соборность
Социальный аспект подлинной реальности как воплощение «мы»-единства в работах русских философов представлен понятием «соборность» (А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, В. С. Соловьёв, Н. Ф. Фёдоров, Е. Н. Трубецкой, протоиерей Сергий Булгаков, Н. А. Бердяев и др.).
Неразрывно связанная с миросозерцанием русского человека, соборность определялась отцом Сергием Булгаковым, как самая «душа православия», «сила и дух православной церковности»11. Протоиерей Василий Зеньковский обращает внимание на то, что данное понятие, первоначально возникшее в контексте религиозного мировоззрения, в интерпретации Франка становится мирской категорией и приобретает метафизический ста-
11 Булгаков С. Н. Православие: Очерки учения православной церкви. М., 1991. С. 145.
92
тус12. Размышляя о соборности, Франк понимает ее не как абстрактный идеал, а осязаемый обыденный факт совместной жизни людей, существующий независимо от человеческой воли, однако сам человек может достичь своего истинного потенциала только в рамках определяемой ею общности, где каждый является важной частью целого.
Исходной точкой возникновения «мы»-единства является встреча двух «я». С. Л. Франк подчеркивает, что процесс взаимодействия между людьми отличается от простого столкновения объектов окружающей Действительности: посредством восприятия и понимания друг друга с помощью зрительных и слуховых впечатлений происходит более глубокий и качественный уровень взаимодействия. Какие-то незримые связи и соприкосновения, возникающие в этот момент между людьми, позволяют им на мгновение сливаться в единство и понимать друг друга на уровне их внутреннего мира переживаний и эмоций - чистой душевной жизни.
Первое впечатление, которое мы получаем от человека, может вызывать у нас симпатию или антипатию. При повторных встречах образуется своеобразное явление «отношений» между людьми. Оно может быть положительным или отрицательным, но в любом случае - эмоционально окрашенным и, как правило, амбивалентным. Отношения между людьми являются частью нашей жизни, они изменчивы и динамичны, имеют свою историю и проходят через ряд стадий и перипетий. Часть этих отношений сгущается в устойчивые формы, такие как семья, государство, и приобретает характер объективной Действительности, существующей независимо от нас самих. Образующаяся при этом социальная среда является «полем» духовной жизни человека в коллективном измерении. Духовная жизнь общества представляет собой совокупность индивидуальных внутренних жизней каждого из людей, которые сплетаются через отношения между собой, образуя неразрывное «мы-единство». Вечная природа души человека, освященная тайной Боговоплощения, предопределяет вневременный и внепростран-ственный характер человеческих отношений.
Соборность, будучи по существу изначальным единством «мы», не только объединяет индивидуальные части («я» и «ты»), но и внутренне присутствует в каждом индивидуальном сознании. Обоснованием этого присутствия является укорененность каждого конкретного человека во Всеединстве, посредством принадлежности ему в глубине своего «я». Соборность являет собой гармоничное единство единства целого и самостоятельности каждой его части, которые не конкурируют, не стесняют и не ограничивают друг друга. В отличие от «общественности» (С. Л. Франк использует этот термин для определения «внешней», формальной стороны жизни общества), где
12 См.: Зеньковский В. В. История русской философии. М., 2011. 880 с.
93
власть целого может подавлять индивидуальных членов, соборное единство питает и обогащает свободную жизнь каждого.
Франк раскрывает дуализм соборности (общности) и общественности (общественной жизни) через концепцию дуализма человеческой природы -человек определяется им как существо изначально двойственное, принадлежащее к двум мирам одновременно и соединяющее между собой эти миры. С одной стороны, человек обладает внутренним миром - бесконечным и укорененным во всеобщем бытии. С другой стороны, тело, ему принадлежащее, отделено от тел других людей. Человек одновременно выступает как субъект познания, и существует в мире как объект восприятия других людей.
Та же двойственность проявляется и в социальной жизни. Франк выделяет как бы два её слоя, один из которых - внешний (общественная жизнь) - в социально-философском плане характеризуется социальным атомизмом, а другой - внутренний (общность) - универсализмом. В этом смысле общественная жизнь выступает предметом организации, а общность - её субъектом, и, если предмет организации «есть всегда мертвое, раздельно и пассивно сущее бытие», то организационный субъект - это «живое, органическое существо»13.
Вытекающее из этого понимание общественной жизни представляет собой восприятие её как скорее механическое взаимодействие отдельных людей, которые действуют под влиянием своей или чужой воли и телесных потребностей. Для каждого человека внешний мир, включая других людей, представляет собой объект, который ограничивает его собственное «Я» и должен быть использован или преодолен. Взаимодействие людей может происходить в форме случайных встреч или в форме организованной деятельности, направленной на достижение общей цели, для чего также может потребоваться умышленное воздействие одной воли на другую или на многие другие, что носит характер организации и создания коллективного единства через внешнее подчинение направляющей воле (сюда же Франк относит феномен власти).
Определяя структурное своеобразие общественной жизни, С. Л. Франк выделяет индивидуальный и коллективный аспект. Коллективный аспект выражается в традициях и культуре, а индивидуальный - в творческой устремленности к будущему и свободе личности. Оба аспекта имеют решающее значение для развития общества, однако, выступают в различных формах и требуют постоянного примирения и связи между собой. В общественной жизни возникает необходимость установления гармонического равновесия между ними, что представляет собой одну из основных проблем нормативных принципов общественного устройства.
13 Франк С. Л. Духовные основы общества / сост. П. В. Алексеев. М., 1992. С. 56.
94
Отталкиваясь от определения общественной жизни как механической и искусственно созданной, Франк выявляет важное свойство соборности: в отличие от общественной жизни, истинное единство не может быть искусственно сформировано. За любым механическим, внешним взаимодействием между людьми или объединением людей скрывается и воздействует живая сила внутреннего единства человеческой природы, лежащая в основе всякого человеческого общения.
Основные характеристики соборности, выявляемые С. Л. Франком:
- соборность представляет собой неразрывное единство «я» и «ты», основанное на изначальном единстве «мы»,
- соборность является жизненно важной основой человеческой личности,
- природа соборного единства индивидуальна («мы» так же индивидуально, как «я» и «ты»),
- соборность сверхвременна, что определяет предвечное единство общества.
Соборное единство является неотъемлемой частью жизненного содержания человека, отрыв от которого приводит к тягостному умалению полноты жизни, так как другие люди являются не внешними средствами, а внутренним содержанием, от богатства которого зависит расцвет и полнота самой жизни человека.
Любовь
В эссе «Мысли о России» С. Л. Франк пишет: «Социальные отношения держатся любовью, и они тем лучше, чем больше дают ей места»14. Он рассматривает любовь как таинство, которое актуализирует завершенное транс-цендирование к «ты» как подлинной, я-подобной, по себе и для себя сушей реальности, обретение в «ты» онтологической опорной точки и единение с ним.
Человек, в первую очередь, носитель ego, и в силу этого Другой на его пути воспринимается как реальность в форме «ты-для-меня», однако любовь как преображающая сила, трансформирует реальность из «я-центричной» в полицентричную. Она требует переноса центра тяжести личного бытия на любимое существо: уже не «ты-для-меня», а «я-для-тебя». Другой принадлежит человеку лишь в той мере, в какой сам человек сознает себя принадлежащим Другому.
Двойственный характер человеческого бытия ярко проявляется и в любви: преодолевая границы между «я» и «ты», она сохраняет при этом их индивидуальность. Образующееся при этом «мы»-единство являет собой не
14 Аляев, Г. Е., Резвых, Т. Н. Одно и то же зло кроется в стремлениях противоположных партий. Два неизвестных доклада семена Франка о России и революции // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2017. №18 (1). С. 160.
просто сумму «я+ты», а существует неслитно и нераздельно как самостоятельная третья форма бытия. Это обусловлено субъективностью внутренней самости человека и принадлежности его Непостижимой области бытия. В глубине своего внутреннего мира он всегда остается на малую долю отчужден от близких, и задачей любящего является бережениеа этого момента одиночества Другого, заботливое отношение к недоступному пониманию части его внутреннего мира.
В современном обществе акцент делается на самолюбие и индивидуализм как основу благополучия человека, а любовью к Другому называется пассивная мечтательность или потребительское отношение, призванное лишь временно удовлетворить природные потребности человека. Последние годы особую силу набрало еще одно искажение любви - так называемая толерантность (вне христианской морали принимающая вид вседозволенности), которая трактует благосклонное восприятие любых искажений духовной и физической природы человека как обязательную добродетель.
Всё это резко отличается от тех свойств любви, на которые обращает внимание С. Л. Франк, характеризуя этот особый феномен человеческого бытия15: адресность, религиозность, мужественность, самоотверженность.
Адресность. Любовь всегда направлена к конкретному человеку, обнаруживая его уникальность и божественное начало в нем. Любовь включает в себя осознание потребности и обязанности служить ему несмотря на цену, которую это требует. Через любовь к внешнему облику любимого, как физическому, так и духовному, мы начинаем проникать в его глубокую сущность, которую этот внешний облик лишь частично отражает - в уникальность и конкретное воплощение божественного начала внутри его личности. Это означает, что мы приближаемся к его существу как к индивидуальному и конкретному проявлению духовного начала в человеке.
Религиозность. Любовь представляется как особое восприятие абсолютной ценности объекта, которое выражается через благоговение и радостное принятие его сущности. Любовь рассматривается как религиозное чувство, видение божественного начала в конкретном живом существе, становясь основой религиозного опыта в целом и этим удовлетворяет глубокие и интимные потребности человеческой души. Иллюзорное обоготворение просто человеческого превращается в уважительное и любящее отношение к образу Божьему, к божественно-человеческому началу. Истинный брак представляет собой именно такой путь религиозного преобразования любви к внешнему, и можно сказать, что в этом таинственном процессе преобразования и заключается то, что мы называем «таинством брака».
Мужественность. Любовь не обещает любящему радость и удовлетворение, так как столкновение с глубиной другого человека неизбежно
15 См.: Франк С. Л. Духовные основы общества / сост. П. В. Алексеев. М., 1992. 510 с.
обнажает искаженность человеческой природы обоих, что влечет за собой огорчения и страдания. Однако, именно любовь и является той единственной силой, помогающей не только бороться с этой печатью грехопадения в человеческом сердце, но и раз за разом дерзновенно превозмогать её.
В этом смысле любовь есть нечто большее, чем простая терпимость и уважение к субъективным правам человека. Мы продолжаем любить человека вне зависимости от того, что, может, и многое в нем сознается нами как недостаток, ибо любовь не слепа. Восприятие и нравственная оценка недостатков другого здесь сравнима с диагностикой заболевания, осознания зла как препятствия, временного неблагоприятного явления, как бы заслоняющего истинную сущность человека - «момент небытия, примешивающийся к бытию и препятствующий его осуществлению»16. Всё это требует особой «политики любви», подразумевающей активность, суровость и мужественность в предстоянии перед святыней человеческой личности - образа Божьего в человеке.
Самоотверженность. Самоотверженность, понятая как истинное отвержение своего «я», добровольное страдание за другого, преодолевает существующее внешнее разделение между людьми. Любовь, таким образом, существует вне рамок личной ответственности, готовая понести ношу ответственности другого без принуждения. Здесь, замечает С. Л. Франк, в абсолютном своем пределе и глубине - тайна искупительной жертвы Иисуса Христа17. И в этом смысле любовь - сила, буквально спасающая мир.
В более общем смысле Франк характеризует любовь как радостное приятие всего живого и сущего, открытость души, онтологическую основу бытия человека, силу, которая восстанавливает его и наполняет содержанием, лекарством, способным исцелить все недуги и восполнить недостатки. Это высшая ценность, способная преобразовывать мир и делать его лучше.
Важным аспектом любви является ее нравственная активность, которая выходит за пределы внутреннего опыта. Чем шире круг охваченной ею людей, тем больше заботы о других людях проявляется в соблюдении общих норм и правил. Любовь требует использования практических средств, как вера без дел является бесполезной, так и любовь, которая не проявляется в действиях, не может считаться настоящей любовью.
С. Л. Франк обращает внимание на двойственность нравственной жизни, в которой сочетаются необходимость нравственной борьбы в реальной жизни и использование несовершенных средств в этой борьбе: борьба против разрушительности зла посредством силы нравственно оправдана, так как это выражение любви к ближнему, и ответственной заботы о нем.
16 Франк С. Л. Духовные основы общества / Сост. П. В. Алексеев. М., 1992. С. 322.
17 Там же. С. 345.
Основой морали и средством достижения как внутренней гармонии, так и благополучия в общественной жизни Франк называет дерзновение любить окружающих, даже если это побуждение труднореализуемо.
Формы соборности
В своём анализе понятия «соборность» С. Л. Франк выделяет отдельные формы, которые принимает эта категория в человеческом бытии.
В качестве первичной и основной формы соборности он выделяет «воспитательную форму соборности» - брачно-семейное единство. Семейная гармония является неотъемлемой частью установления порядка в общественной жизни. Семья, как воспитательная школа соборности, способствует формированию более справедливого и гармоничного общества - наиболее эффективным способом достижения такого порядка является улучшение отношений внутри семьи и укрепление внутрисемейной общности. Он подчеркивает, что семейная связь не ограничивается только духовным единством между людьми, но также укрепляется физической связью. Истинное брачно-семейное единство основано на кровной привязанности и ощущении сознания существующего единства. Это эмоциональное состояние и переживание не может быть полностью объяснено логически, но оно естественным образом позволяют человеку преодолеть раздельность повседневной реальности, погрузившись в глубины трансцендентного опыта.
Одной из основных задач брачно-семейного единства С. Л. Франк видит воспитание. Человек обладает уникальной способностью преобразовывать и преодолевать самого себя, что отличает его от остального мира. Именно она делает возможным его саморазвитие - в процессе самообладания и самопреодоления человек может достичь актуализации своего духовного потенциала.
Вне зависимости от возраста душа человека испытывает потребность в последовательном воспитании. По мере своего духовного развития, и, особенно остро, в период активного взросления, человек сталкивается с несовершенством своей природы, включая эгоистические тенденции. В этом случае, задача воспитателя заключается в помощи воспитуемому в преодолении самого себя, устанавливая определенные нормы и демонстрируя примеры правильного поведения. При этом необходимо стремиться к сохранению свободы выбора, чтобы ребенок подчинялся правилам не столько по принуждению, сколько основываясь на доверии к компетентности воспитывающего. Таким образом мы помогаем ребенку постепенно освобождаться от подчинения темным, слепым, стихийным и разрушительным силам, присущим каждому человеку.
Путем преодоления внутренних преград человек неизбежно движется в определенном направлении своего развития. В этом процессе имеет существенное значение ориентир, к которому это развитие устремлено. В концеп-
ции С. Л. Франка таким ориентиром является актуализация «духовного Я» посредством передачи на индивидуальный уровень убеждений и поведения духовно-нравственных идей и ценностей, изначально сформированных на уровне общества и культуры.
Формирование способности к самопреодолению у ребенка представляет собой сложное явление, зависящее от различных факторов, включая физиологические особенности организма. Однако, способность к самопреодолению и добровольному принятию нравственных идеалов формируются также под влиянием близких взрослых в процессе воспитания. Важно помнить, что убеждения и поведение воспитывающего также могут быть подвержены влиянию предубеждений, искаженной информации или личных интересов. Необходимо стремиться к тому, чтобы они основывались на достоверной информации и трезвости мышления. С. Л. Франк особо отмечает, что наши убеждения в качестве ориентира духовно-нравственного развития должны соответствовать объективной истине и добру.
Качество воспитания определяется тем, насколько успешно оно достигает своей цели, то есть способствует формированию у воспитуемых нравственных качеств. При этом, чтобы обеспечить максимальный эффект воспитательного процесса, баланс мер дисциплины, степени свободы, опеки и самостоятельности должен зависеть от индивидуальных особенностей учеников.
Одним из условий воспитания Франк называет побуждением в человеке умственного интереса, внимания, иначе говоря - направленной, бодрствующей сознательности. Пробужденное внимание он призывает обратить на необходимость восприятия благодатных сил (иначе С. Л. Франк определяет это как «реальное внедрение Бога в человеческую душу»18, преображающее наше существо), пробуждающих глубинны человеческого духа. Отмечается, что такое пробуждение возможно только при условии свободного стремления человека к духовно-нравственному развитию.
Для достижения этой цели, Франк рассматривает принцип любви как единственный, через который человек может помочь своим ближним открыться для действия благодатных сил. В этом контексте, усилия, направленные на спасение других, и личное внутреннее совершенствование, лежат в одной плоскости и не могут вступать в принципиальный конфликт между собой, так как обе направлены на воспитание человеческой души к восприятию благодатных сил.
В межличностных отношениях, самопреодоление рассматривается как процесс, который направлен на возвышение личности над природным <^о»-состоянием человека, на постоянное стремление к развитию, осно-
18 Франк С. Л. Духовные основы общества / Сост. П. В. Алексеев. М., 1992. С. 358.
99
ванном на принципах любви, милосердия и духовности, а также верности нравственным идеалам.
В контексте нравственной активности, отношение человека к ближним, порядку общественной жизни и власти, является его личным вкладом в благосостояние общества. Человек призван к делам любви как в сфере семейных отношений, воспитания детей, отношений с друзьями, так и в сфере общественной жизни.
В качестве главного регулирующего принципа общественной нравственной жизни С. Л. Франк предлагает чувство коллективной ответственности. Для его реализации необходимо, чтобы нравственное чувство определялось мотивом любви, а также бодрствующая способность каждого члена общества к критической оценке своих действий и готовность задать себе вопрос о том, как его собственные ошибки или недостатки могут стать источником общественных проблем, даже если непосредственная вина лежит на другом участнике.
Семья как единство представляет собой духовную ценность, которая пронизывает существование ее членов и нуждается в усилиях по её сохранению. Представляя собой благоприятное пространство для развития нравственности и воли, она является фундаментом общества, влияющей на его развитие и благополучие, служит основанием для формирования и развития личности и способом передачи нравственных и культурных ценностей.
Следующей формой соборности Франк называет религиозное чувство. Религиозность и соборность являются двумя сторонами одного и того же всепроникающего начала человеческой жизни. Религиозность представляет собой раскрытие замкнутой и изолированной от других человеческой души, и интуитивное чувство связи души человека с Богом. Соборность как чувство принадлежности к целому, которое не окружает человеческую личность извне, а наполняет ее изнутри, является особым религиозным переживанием утверждения своей личности в таинственных глубинах бытия. Религиозное чувство, в своей глубочайшей и наиболее чистой форме, представляет собой ощущение единства между человеком и Богом, способствующее развитию духовной жизни и совести. Первичные формы религиозной веры, такие как почитание родителей, предков и семьи, укрепляют связь человека с Богом и обществом. Все другие проявления общественной связи, такие как культура, традиции и обычаи, основываются на чувстве принадлежности к обществу, которое, в свою очередь, вырастает из религиозной связи и существует благодаря ей. Именно поэтому религиозность и соборность взаимозависимы.
Еще одна форма соборности заключается в общности судьбы и жизни всех людей, объединенных в какое-либо множество, например, нации, религиозного сообщества или профессиональной группы. С. Л. Франк объясняет метафизическое духовно-кровное историческое родство через глубокое по-
нимание связи между историей и временем. Он видит историю как процесс, в котором человеческий род развивается и воспитывается, основываясь на сохранении опыта прошлого и его влиянии на настоящее - прошлое сохраняется в настоящем и определяет его направление развития.
Онтологический факт, на котором основана эта мысль, заключается в том, что временной процесс является непрерывным потоком, где прошлое перетекает в настоящее и будущее. Этот поток возможен благодаря коллективной памяти, которая сохраняет все временные события в единстве вечности, формируя историческую общность и продвигая человечество вперед. Вечность сама по себе не является статичным и неподвижным состоянием, а представляет собой единство вечной жизни, проявляющееся в динамике непрерывного воплощения.
Особым проявлением этой формы соборности является понятие Родины и патриотизм, как, как чувство внутренней принадлежности ей. Родина каждой души - Небесное Отечество, но подобно тому, как подлинная любовь к человечеству возможна лишь через любовь к конкретному человеку, так и соборное единство неизбежно требует почвы под ногами, и почвы весьма определенной. Родина не только охватывает естественное окружение и среду деятельности, но также включает в себя внутреннее содержание, проявляющееся через использование родного языка, нравственных убеждений, привычек и характерного национального духовного склада. Патриотизм переживается не просто как естественное чувство привязанности к родным пейзажам, а как «преданность святыне Родины, имеющая свою живую основу в единстве веры»19.
Национальность играет важную роль в определении индивидуального существования. Государства, которые изначально могут быть объединены внешними обстоятельствами, в конечном итоге будут объединены единством исторической памяти, общностью языка, поэзии, песен и нравов. Это единство существует не только как психологический факт восприятия отдельной личности, но и на уровне общего духовно-кровного сродства. Укрепление значения прошлого и культурно-исторических традиций в общественной жизни может стать великим творческим достижением, способствующим объединению людей в единое целое. Соборность, основанная на общности судеб, не ограничивается лишь субъективностью сознания, она простирается на глубинный уровень духовной жизни и ведет к созданию единства на уровне онтологической реальности.
Содержание научных работ С. Л. Франка привлекало пристальное внимание как его современников, так и, в последствии, многочисленных исследователей его творчества. В нашей стране, в результате исторических и социальных изменений XX века, его работы были временно вынесены за
19 Франк С. Л. Духовные основы общества / Сост. П. В. Алексеев. М., 1992. С. 90.
рамки академических исследований, однако сегодня они вновь являются предметом интереса представителей самых разных отраслей гуманитарной науки. Основная часть доступных широкой аудитории работ посвящена биографическому и философскому анализу его произведений. Вместе с тем научные идеи С. Л. Франка оказывают влияние и на развитие современного психологического знания20 в той его части, которая обращена к изучению целостного человека - образа и подобия Божьего.
Список использованных информационных ресурсов
1. Аляев, Г. Е. Интуиция первоосновы бытия: последние записи С. Л. Франка / Г. Е. Аляев, Т. Н. Резвых // Историко-философский ежегодник. - 2020. - Т. 35. -С. 231-262.
2. Аляев, Г. Е. Одно и то же зло кроется в стремлениях противоположных партий. Два неизвестных доклада семена Франка о России и революции / Г. Е. Аляев, Т. Н. Резвых // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. -2017. - №18 (1). - С. 148-161.
3. Булгаков, С. Н. Православие: Очерки учения православной церкви / С. Н. Булгаков. - Москва, 1991. - 416 с.
4. Гостев, А. А. Психологические и духовно-нравственные проблемы современного человека: риски-угрозы-вызовы / А. А. Гостев // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. -2020. - Том 5. - № 4 (20). - С. 35-66.
5. Гостев, А. А. Психологические идеи в творческом наследии И. А. Ильина: На путях создания психологии духовно-нравственной сферы человеческого бытия / А. А. Гостев, Н. В. Борисова. - Москва, 2012. - 289 с.
20 См.: Зенько Ю. М. Основы христианской антропологии и психологии. СПб.: Речь, 2007. - 912 с.; Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие / - 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. - 360 с.; Шувалов А. В. Методологические аспекты психологического человекозна-ния // Национальный психологический журнал, 2014. № 3 (15). С. 17-27; Шувалов А. В. Антропологические аспекты психологического здоровья // Национальный психологический журнал, 2015. № 4 (20). С. 23-36; Шувалов А. В. Сопряжение рационального и трансрационального аспектов проблемы здоровья человека // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты / Отв. ред. А. В. Махнач, Л. Г. Дикая. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. С. 425-435; Шувалов А. В. Теоцентрическая методологическая установка в системе современного психологического человекознания // Богословско-исторический сборник. Выпуск 11. Калужская духовная семинария, 2018. С. 147-180; Христианская психология в контексте научного мировоззрения / Под ред. Б. С. Братуся, С. Л. Воробьева. М.: Никея, 2017. - 528 с.; Слободчиков В. И. Субъективная реальность: ее возможность и действительность / Научн. ред. и сост. А. А. Остапенко. М.: Фонд «Просветитель», 2021. - 232 с.; Человек между восхождением и нисхождением. Опыт научной дискуссии / Научн. ред. и сост. В. И. Слободчиков и А. А. Остапенко. М.: Народное образование, 2021. - 330 с.
6. Зенько, Ю. М. Основы христианской антропологии и психологии / Юрий Михайлович Зенько. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 912 с.
7. Зеньковский, В. В. История русской философии / В. В. Зеньковский. - Москва, 2011. - 880 с.
8. Казин, А. Л. Россия и мировая культура / А. Л. Казин. - Санкт-Петербург, 2004. - 269 с.
9. Костригин, А. А. Актуальность философско-психологического наследия
B. А. Снегирева для современной психологии: Дисс. ...канд. психол. наук / А. А. Костригин. - Москва, 2019. - 210 с.
10. Слободчиков, В. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности : учебное пособие / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013. - 360 с.
11. Слободчиков, В. И. Субъективная реальность: ее возможность и действительность / / В. И. Слободчиков; научн. ред. и сост. А. А. Остапенко. - Москва : Фонд «Просветитель», 2021. - 232 с.
12. Франк, С. Л. Духовные основы общества / С. Л. Франк; сост. П. В. Алексеев. -Москва, 1992. - 510 с.
13. Франк, С. Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию /
C. Л. Франк. - Москва, 2015. - 381 с.
14. Франк, С. Л. Личность и мир (основн<ая> пробл<ема> миросоз<ерцания>) // Философский журнал. - 2018. - № 4. - Текст: электронный // Киберленинка.ру [сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/ artide/n/lichnost-i-mir-osnovn-aya-probl-ema-mirosoz-ertsaniya (дата обращения: 07.04.2023).
15. Франк, С. Л. Непостижимое / С. Л. Франк. - Москва, 2007. - 510 с.
16. Франк, С. Л. Реальность и человек / С. Л. Франк. - Москва, 1997. - 479 с.
17. Франк, С. Л. Свет во тьме: Опыт христианской этики и социальной философии / С. Л. Франк. - Минск, 2011. - 403 с.
18. Франк, С. Л. Сочинения / С. Л. Франк. - Москва, 1990. - 608 с.
19. Христианская психология в контексте научного мировоззрения / под ред. Б. С. Братуся, С. Л. Воробьева. - Москва : Никея, 2017. - 528 с.
20. Человек между восхождением и нисхождением. Опыт научной дискуссии / научн. ред. и сост. В. И. Слободчиков и А. А. Остапенко. - Москва : Народное образование, 2021. - 330 с.
21. Шувалов, А. В. Методологические аспекты психологического человекознания / А. В. Шувалов // Национальный психологический журнал. - 2014. - № 3 (15). - С. 17-27.
22. Шувалов, А. В. Антропологические аспекты психологического здоровья / А. В. Шувалов // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 4 (20). -С. 23-36.
23. Шувалов, А. В. Сопряжение рационального и трансрационального аспектов проблемы здоровья человека // Жизнеспособность человека: индивидуаль-
ные, профессиональные и социальные аспекты / А. В. Шувалов; отв. ред. А. В. Махнач, Л. Г. Дикая. - Москва : Институт психологии РАН, 2016. -С. 425-435.
24. Шувалов, А. В. Теоцентрическая методологическая установка в системе современного психологического человекознания / А. В. Шувалов // Богословско-исторический сборник Калужской духовной семинарии. - Выпуск 11. -2018. - С. 147-180.