Научная статья на тему 'Психологическая антропология в контексте теоцентрического концепта человека'

Психологическая антропология в контексте теоцентрического концепта человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
59
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хризостом
Ключевые слова
теоцентризм / психологическая антропология / человеческая сущность / личность / индивидуальность / субъективная реальность / со-бытийная общность / универсализация бытия / норма / развитие / theocentrism / psychological anthropology / human essence / personality / individuality / subjective reality / co-existential community / universalization of being / norm / development

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шувалов Александр Владимирович

В статье определены базовые категории и сформулированы основные положения психологической антропологии. Представлены результаты структурно-содержательного анализа человеческой субъективности. Выделены нормативные образы, предельные качества и запредельная форма бытия человека. Обоснована интерпретация принципа развития в психологии с позиций теоцентрической методологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological anthropology in the context of the theocentric concept of the man

The article defines the basic categories and formulates the main aspects of psychological anthropology. The results of a structural and content analysis of human subjectivity are presented here. Normative images, extreme qualities and the transcendental form of human existence are considered. The interpretation of the principle of development in psychology from the standpoint of theocentric methodology is substantiated.

Текст научной работы на тему «Психологическая антропология в контексте теоцентрического концепта человека»

УдК 233.57+159.9 Шувалов Александр Владимирович,

кандидат психологических наук, психолог ГБУ «Кризисный центр помощи женщинам и детям» (Москва), доцент факультета психологии российского православного университета святого иоанна Богослова, главный редактор научного альманаха «живая вода» (virtusfront@mail.ru)

Психологическая антропология в контексте теоцентрического концепта человека

Аннотация. В статье определены базовые категории и сформулированы основные положения психологической антропологии. Представлены результаты структурно-содержательного анализа человеческой субъективности. Выделены нормативные образы, предельные качества и запредельная форма бытия человека. обоснована интерпретация принципа развития в психологии с позиций теоцентрической методологии.

Ключевые слова: теоцентризм, психологическая антропология, человеческая сущность, личность, индивидуальность, субъективная реальность, со-бытийная общность, универсализация бытия, норма, развитие.

UDC 233.57+159.9 Shuvalov Aleksandr Vladimirovich,

PhD in Psychology, psychologist of the State Budgetary Institution «Crisis Center for Women and Children» (Moscow), Associate Professor of the Faculty of Psychology of the Russian Orthodox University of St. John the Theologian, editor-in-chief of the scientific almanac «Living Water» (virtusfront@mail.ru)

Psychological anthropology in the context of the theocentric concept of the man

Annotation. The article defines the basic categories and formulates the main aspects of psychological anthropology. The results of a structural and content analysis of human subjectivity are presented here. Normative images, extreme qualities and the transcendental form of human existence are considered. The interpretation of the principle of development in psychology from the standpoint of theocentric methodology is substantiated.

Keywords: theocentrism, psychological anthropology, human essence, personality, individuality, subjective reality, co-existential community, universali-zation of being, norm, development.

С чувством признательности и благодарности Виктору Ивановичу Слободчикову в связи с 80-летием!

Современной науке свойственно нарастающее тяготение к метафизике, сосредоточенной на сверхчувственных началах бытия, на первооснове и сути явлений. В разнообразных областях познания природы, человека, истории мы сталкиваемся с интригующими вопросами и проблемами, которые не могут быть решены наукой из-за отсутствия в ней ноуменального компонента. Эти проблемы суть вечная загадочность мира, укорененная в его явлениях, процессах и состояниях. Сколь бы ученым не казалось, что, обуздав феноменальный поток, они подберут ключи к вечным вопросам и вечным понятиям, этого не происходит в силу специфики самого научного знания. Научные теории, оставляя за скобками начало и конец мироздания, в итоге обнаруживают временный характер, и вынуждены радикальным образом пересматриваться под давлением новых исследовательских данных. В этой связи часть научного сообщества, прозрев, что кроме бытия существует инобытие, кроме объективной истины и рационального знания есть Абсолютная Истина и Откровение (трансцендентное знание), возвращается к идее о том, что наука, философия и теология составляют сопрягаемые и взаимодополняющие способы (уровни) познания, необходимые человеку для формирования целостной картины мира.

Гуманитарные исследования неизбежно затрагивают ценностно-смысловые аспекты бытия. Даже если ученый сторонится мировоззренческих коллизий, полагая удержаться в рамках своей сугубо профессиональной проблематики, он все равно опирается на те или иные априорные представления и принципы, заложенные в используемой им методологии. обращение к ценностно-мировоззренческим основаниям становится особенно важным на переломных этапах развития науки. Несомненно, именно такой период преобразований мы переживаем в настоящее время в психологии.

Одной из важных особенностей современного - постнеклассическо-го - этапа развития психологической науки является введение (а с исторической точки зрения - возвращение) психологии в духовный контекст. В русле постнеклассической научной рациональности появляется стремление включить в объяснительные схемы категорию человека, открывается возможность анализировать такие духовно-психологические реалии как событие, сознание, субъективность, индивидуальность, личность, «духовное я», совесть, нравственность и др. Их объединяет то, что они не вмещаются в объективно ориентированные направления психологии, изучающие общие свойства и закономерности функционирования психики. Чтобы рас-

сматривать их по существу, нужно дифференцировать разные по типу научности и по способу получения системы психологического знания. В этой связи В. И. Слободчиков указывает на необходимость рассматривать уже не одну и единую науку «психология», а различать, по крайней мере, три типа психологического знания: психологию психики (общую психологию) - как объектно-ориентированную систему знаний о психических феноменах (что это?); психологию человека - как проектно-конструктивную дисциплину, выявляющую и создающую условия становления субъективности, внутреннего мира человека (как это возможно?); христианскую психологию - как психологию пути, как учение о человеке становящемся (как должно быть?)1.

Подобное различение систем психологического знания позволяет обсуждать вопрос о правильном устроении иерархии в самой человеческой реальности. Так, «психическое» - есть принцип и результат преобразования «телесного». «Субъективное» - есть принцип и результат преобразования «психического». «духовное» - есть принцип преображения и телесного, и психического, и субъективного в собственно человеческое в человеке2.

Предприняты усилия по созданию синтезирующего научного концепта и соответствующей дисциплины - психологической антропологии, изучающей психологию человека в ее специфике и полноте3. Можно сказать, что психологическая антропология - это версия реализации в психологии антропологического принципа, попытка преодоления формально гносеологической установки в системе психологического человекознания и выстраивания нового рационального подхода к человеку, ориентированного на пост-неклассический научный идеал.

Термин «антропология» появился еще в античной философии. Аристотель употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы: разум и добродетели. Впоследствии под этим именем сконцентрировались разные ветви человекознания, которые на основе изучения онтогенеза, филогенеза и социо-генеза описывают биологические, социальные и духовные качества людей. Антропология сфокусирована на специфике человеческого в человеке, на различении человеческого и до- или вне-человеческого в развитии, поведении и образе жизни. Приведем наглядный пример: 9 месяцев внутриутробного развития человеческого эмбриона - это не только эмпирический факт, но и важная антропологическая норма (!). Индивидуальная вариативность в продолжительности пренатального периода у женщин отнюдь не отменяет

1 К 70-летию В. И. Слободчикова // Вопросы психологии, 2014. № 4. С. 149.

2 К 70-летию В. И. Слободчикова // Вопросы психологии, 2014. № 4. С. 149.

3 Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности : учебное пособие для вузов. М. : Школа-Пресс, 1995. С. 32-33.

ее значимости. Заметные отклонения от нее как в одну, так и в другую сторону чреваты болезненными проявлениями и нарушениями в последующем развитии ребенка. Антропология как раз и занимается описанием фундаментальных норм устроения и становления человека, которые не подлежат ревизии, коррекции и тем более упразднению.

Уникальность устроения и драматургия становления красноречиво представлены в богословской и философской антропологии: человек сочетает в себе естественное (животное) и сверхъестественное (духовное) начала. Эти начала представляют собой два центра влияния на мотивацию и поведение человека и спорят друг с другом в борьбе за доминантность. В природе в поведении животных довлеют инстинкты: основные силы сосредотачиваются на борьбе за выживание, утоление, продолжение рода. Люди устроены иначе. Для человека нормально, когда над инстинктами, привычками и вожделениями главенствует духовная ипостась; когда личность управляет натурой, а не наоборот (в противном случае - распущенность или психопатия). Это другая важная антропологическая норма (!), которая закладывается в традиционных подходах к воспитанию и постепенно складывается в процессе становления человека.

Антропологические представления восходят к постулатам естественного нравственного закона, который имеет безусловный и всеобщий характер, является общим достоянием всех людей и лежит в основе всех этических и правовых норм. Человеку как личности подобает добровольно и сознательно быть послушным требованиям естественного нравственного закона. Это еще одна принципиальная антропологическая норма (!), о которой следует упомянуть в контексте нашего повествования, от которой прямо зависит и характер взаимоотношений, и качество жизни людей. Отступление от нравственного закона пагубно для человека и разрушительно для отношений.

Б. С. Братусь замечает, что как и всякий жизненный, живой процесс, отношение человека к другим людям несет в себе борьбу противоположных возможностей и тенденций4. С одной стороны - человечное отношение, основанное на традиционном понимании и восприятии ближнего как образа и подобия Божия, наделенного особой сакральной ценностью; децентрация, терпение, милосердие, самоотдача и любовь как способы реализации этого отношения. С другой стороны - вещное отношение, бесцеремонное восприятие ближнего как средства, подчиненного внешним целям, пусть даже особого и уникального, но стоящего в ряду прочих вещей; эгоцентризм, пренебрежение, манипуляция, эксплуатация и, наконец, насилие как способы

4 См.: Братусь Б. С. Аномалии личности. М. : Мысль, 1988; Братусь Б. С. Русская, советская, российская психология. М. : Флинта, 2000; Братусь Б. С. Аномалии личности. Психологический подход. Изд. 2-е, перераб. и доп. М. : Никея, 2019.

реализации такого отношения. Доминанта на Другом и любовь к ближнему в противовес эгоцентризму и жестокосердию - это еще одна важная антропологическая норма (!), на которую следует обратить внимание5.

Мы четырежды употребили определение «антропологическая норма». Само понятие «нормы» в данном случае - это не характеристика среднестатистического уровня развития какой-либо способности, не ссылка на отсутствие выраженной патологии, высокую приспособляемость и непротиворечивость требованиям культуры (как это обычно принято в психологии), а указание на возможности высших достижений становления и развития человека. Более емко и точно: норма - это лучшее, что возможно для человека в пределах его жизненного пути6.

Антропологический принцип был положительно воспринят представителями философских и гуманитарных наук и интегрирован в методологические концепции. В результате оформился целый ряд антропологически ориентированных дисциплин - так называемых «региональных антропо-логий», в числе которых можно упомянуть биологическую антропологию, культурную антропологию, историческую антропологию, социальную антропологию, медицинскую антропологию, юридическую антропологию, педагогическую антропологию. Закономерно, что в системе рационального психологического знания также назрела и была реализована необходимость создания особого направления - психологической антропологии, изучающей психологию человека в ее специфике.

Психологическая антропология

Зачинателем оформления психологической антропологии в особое направление развития научной и философской мысли стал С. Л. Франк7. В современных условиях новый импульс развитию психологической антропологии придали труды В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева. В этих исследованиях и публикациях конца 1990-х начала 2000-х годов видимо в виду наличных исторических условий - дабы не дразнить «академических гусей» - преем-

5 См.: Братусь Б. С. Аномалии личности. М. : Мысль, 1988; Братусь Б. С. Русская, советская, российская психология. М. : Флинта, 2000; Братусь Б. С. Аномалии личности. Психологический подход. Изд. 2-е, перераб. и доп. М. : Никея, 2019; Ухтомский А. А. Доминанта. М.-Л.: Наука, 1966; Ухтомский А. А. Доминанта души. Рыбинск: Рыбинское подворье, 2000; Флоренская Т. А. Диалог как метод психологии консультирования (духовно ориентированный подход) // Психологический журнал, 1994. Т. 15. № 5. С. 44-55; Флоренская Т. А. Диалог в работе христианского психолога // Начала христианской психологии / под ред. Б. С. Братуся. М. : Наука, 1995. С. 194-204; Флоренская Т. А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. М. : Русский Хронограф, 2009.

6 Слободчиков В. И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии, 2001. № 4. С. 95-96.

7 См.: Франк С. Л. Реальность и человек. М. : Республика, 1997; Франк С. Л. Человек и Бог. Минск: Белорусская Православная Церковь, 2010.

ственность теоцентрической методологии оставалась своего рода фигурой умолчания. В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев в отличие от С. Л. Франка нарочито сдержаны в своем повествовании и аргументации, но такая преемственность, безусловно, ими подразумевается и угадывается проницательным читателем. Цель нашего исследования - не только вывести приверженность теоцентрической методологии из тени недоговоренности, но и следуя в русле разработок вышеупомянутых авторов предпринять следующие шаги к сопряжению психологической науки и православной антропологии.

Ключевые вопросы психологической антропологии были сформулированы ее основоположниками В. И. Слободчиковым и Е. И. Исаевым8 следующим образом:

1. Как в свете именно психологической теории возможен человек по сущности своей, которая не есть совокупность (и даже не ансамбль) его отдельных проекций, сколь бы значимы и богаты они ни были?

2. И в чем состоит эта искомая психологическая сущность?

Речь, таким образом, здесь должна идти о сугубой предметности психологии человека, которая не сводится ни к содержанию психического (множеству его функций и свойств), ни к формам его организации (многообразию процессов и структур).

В исследованиях В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева осуществлено принципиальное различение классической «психологии психики» и пост-неклассической «психологии человека»: первая - изучает закономерности функционирования, развития и изменения психики как особого «функционального органа», присущего и человеку, и животным, вторая - сконцентрирована на инвариантах человеческого бытия. Предложена новая интерпретация проблемы развития в общей, возрастной и педагогической психологии. Разработана антропологическая модель субъективной реальности и ее развития в онтогенезе9.

8 См.: Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии, 1998. №6. С. 3-17.

9 См.: Слободчиков В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Автореферат дисс. доктора психол. наук. М., 1994; Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М. : Школа-Пресс, 1995; Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии, 1998. № 6. С. 3-17; Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие для вузов. М. : Школьная Пресса, 2000; Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. М. : Изд-во ПСТГУ, 2013; Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие. М. : Изд-во ПСТГУ, 2013.

Реализация антропологического принципа расширила сферу психологических изысканий от полюса психосоматики к полюсу психопневматики, обогатила категориальный строй психологической науки, послужила развороту психологического знания в сторону отечественной религиозно-мистической философии и теоцентрической методологии. Психологическая антропология обращена к полноте человеческой реальности; сосредоточена на специфике человеческого способа жизни; признает метафизический план бытия и метаантропологическую перспективу развития человека; учитывает не только нормативные, но предельный и запредельный уровни бытия; фиксирует в педагогической деятельности и психологической помощи потенциалы антропопрактики10. При этом она коренным образом отличается от отечественного естественнонаучного антропологизма и западной гуманистической психологии, которые на свой лад полагают пределом становления человека бытие в качестве индивидуальности. Если в рамках естественнонаучного антропологизма человек описывается как психобиосоциальная целостность, которая получает конкретное воплощение в форме индивидуальности, гуманистическая психология трактует человека как самодостаточную особу, мотивированную на самоактуализацию, то психологическая антропология восходит к принципиальному пониманию человека как существа духовного, как носителя трансцендентной сущности.

Понятие «духовность» подразумевает сущностное определение человеческого способа жизни, проявляющегося в родовой укорененности, культурной преемственности и личностной (над-обыденной) устремленности человека, его сопряженности в мотивах, делах и поступках с Богом либо с силами Ему противостоящими, с добром либо со злом (ибо бывает разная духовность). Здесь человек понимается уже не только и не столько как индивидуальность, но, прежде всего, как духовная личность, наделенная способностью самоодоления (т.е. преодоления тяготения собственного эгоцентризма) и возможностью универсализации индивидуального бытия. «Универсализация, или выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности, есть одновременно вход в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей как в "свое другое". Со-участником в построении и собеседником в осмыслении универсального со-бытия - той формы общности, в которой потенциальная эквивалентность человека миру становится актуальной, - является Бого-человечество»11. Универсализация

10 Антропопрактика - это специальная работа в пространстве сопряжения субъективной реальности и со-бытийной общности, направленная на культивирование (выращивание) предельного (максимального) выражения «человеческого в человеке».

11 Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие для вузов. М. : Школьная Пресса, 2000. С. 196.

индивидуального бытия в своей предельной перспективе подразумевает обожение - непрестанное действие в устремлении человека к Богу и нравственном уподоблении Ему, единство с Богом по благодати.

Психологическая антропология исследует внутренний мир человека как целостную и развивающуюся реальность. Она сосредоточена на изучении человеческой субъективности во всей ее полноте: онтологии, строении, условиях и движущих силах развития и закономерностях образования в интервале всей жизни. Субъективность есть форма существования и способ организации человеческой реальности, суть - самостоятельность духовной жизни человека. Субъективность составляет родовую специфику бытия человека и отличает его способ жизни от любого другого - до- или вне-человеческого. Эвристическая ценность антропологической теории развития состоит в том, что в ней постулируется антиномия человеческой субъективности (самости): она есть средство («орган») саморазвития человека, и она же должна быть преодолена (преображена) в его духовном возрастании и нравственном совершенствовании. Здесь «человеческое бытие становится самим собой лишь превращаясь в со-бытие, когда свобода как любовь к Себе развивается до свободы как любви к Другому. Во всеполноте развившихся свободы и любви в нас пробуждается Личность Бога. И всякий раз, когда мы относимся к Другому как к своему Ты, в таком отношении проглядывает божественное»12.

Объектом (источником, ситуацией) развития субъективной реальности является со-бытийная общность. Фундаментальный статус понятия со-бытийной общности людей как особого пространства, где происходит вынашивание, становление и развитие субъективности человека, определен и задан религиозно-философскими представлениями о человеческой реальности, которые связаны с именами А. С. Хомякова (неслиянно-нераздельная соборность), С. Л. Франка (исконное единство бытия), М. Хайдеггера (Мй-Anderen-Sein)13, М. Бубера (Я и Ты), М. М. Бахтина («Два голоса - минимум жизни, минимум бытия»14). На психологическом уровне идея со-бытийной общности согласуется с известным представлением Л. С. Выготского об интерпсихическом этапе существования каждой высшей психической функции, об особом, находящемся между людьми, но никому лично не принадлежащем пространстве развертывания психических явлений15. Созвучна она

12 Хамитов Н. В. Философия человека: от метафизики к метаантропологии. Киев: Ника-Центр, 2002. С. 140.

13 М. Хайдеггер в своей знаменитой работе «Бытие и время» (1927) замечал, что человек есть не только «бытие-в-мире» (Das-sein-Welt), но он главным образом есть «бытие-с-другими» (Mit-anderen-Sein).

14 Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М. : Советский писатель, 1963. С. 339.

15 См.: Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. М. : Педагогика, 1983.

и обоснованному Т. А. Флоренской пониманию диалога в качестве особой формы духовно преобразующего общения16.

При содержательном описании пространства развития специального анализа заслуживает следующее существенное обстоятельство: ребенок зарождается, рождается и живет в системе реальных, живых, хотя и разнородных связей и отношений с другими людьми (первоначально с матерью, затем с родными и близкими, впоследствии с дальними). Своим рождением ребенок поляризует культурно-историческое поле наличной социальности, наличных форм деятельности и наличных форм сознания, преобразует жизнедеятельность взрослых в способ («орган») своего существования.

«Живая общность, сплетение и взаимосвязь двух и более жизней, их внутреннее единство и внешняя противопоставленность друг другу указывают на то, что взрослый для ребенка (вообще - один человек для другого) не просто одно из условий его развития наряду со многими другими (не просто персонификатор и источник общественно выработанных способностей), а фундаментальное онтологическое основание самой возможности возникновения человеческой субъективности, основание его нормального развития и полноценной жизни»11. Со-бытие есть та действительная ситуация развития, где вынашиваются и оформляются специфические человеческие способности, «функциональные органы» субъективности (во всех ее измерениях), позволяющие человеку однажды действительно и самому «встать в практическое отношение» к своей жизнедеятельности: от прямо-хождения и членораздельной речи к рефлексии и нравственным чувствам, от начатков самообладания и самобытности к духовному пробуждению и возрастанию, самоодолению и синергии. Со-бытие есть то, что развивается, результатом развития чего оказывается та или иная форма субъективности. Сам ход развития состоит в возникновении, преобразовании и смене одних форм совместности, единства, со-бытия другими формами - более сложными и более высокого уровня развития.

Психологическая антропология наделена значительным эвристическим потенциалом. Сложившись как методологическая платформа, психологическая антропология позволила концептуально соотнести антропологические смыслы ступеней онтогенеза и целевые ориентиры ступеней

16 См.: Флоренская Т. А. Диалог как метод психологии консультирования (духовно ориентированный подход) // Психологический журнал, 1994. Т. 15. № 5. С. 44-55; Флоренская Т. А. Диалог в работе христианского психолога // Начала христианской психологии / под ред. Б. С. Братуся. М. : Наука, 1995. С. 194-204; Флоренская Т. А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. М. : Русский Хронограф, 2009.

17 Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие / М. : Изд-во ПСТГУ, 2013. С. 172.

образования18, разработать возрастно-нормативные модели развития и обосновать их в качестве основ проектной деятельности в образовании19, разработать антропологическую модель психологического здодоровья20, выявить в педагогической деятельности и психологической помощи потенциалы антропопрактики21.

Многомерность человека

Мы выделили три базовые категории психологической антропологии: субъективная реальность фиксирует родовую специфику человеческого способа жизни; со-бытийная общность обозначает пространство вынашивания, развития и актуализации человеческих качеств и способностей; универсализация бытия определяет направленность развития и характер актуализации человеческого в человеке. Родственные им понятия и производные понятийные комбинации позволяют раскрыть и охарактеризовать многомерность человека и форм его бытия, наполняя конкретным психологическим содержанием такие общие и пространные определения как «вочеловечивание» и «человеческое в человеке».

Субъективная реальность

При описании психологии человека используются разные подходы и приемы. Например, возможно рассмотрение субъективной реальности через

18 См.: Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах: Учебное пособие. М. : Изд-во ПСТГУ, 2013.

19 Там же.

20 См.: Шувалов А. В. Антропологический подход к проблеме психологического здоровья // Вопросы психологии, 2011. №5. С. 3-16; Шувалов А. В. Психологическое здоровье и христианская духовная традиция // Христианское чтение. Научно-Богословский журнал СПбДА, 2012. № 1. С. 201-230; Шувалов А. В. Здоровье личности: мировоззренческий и методологический аспекты // Современная личность: Актуальные проблемы и пути их решения / Отв. ред. М. И. Воловикова, Н. Е. Харламенкова. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 76-99; Шувалов А. В. Антропологические аспекты психологии здоровья // Национальный психологический журнал, 2015. № 4 (20). С. 23-36; Шувалов А. В. Сопряжение рационального и трансрационального аспектов проблемы здоровья человека // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты / Отв. ред. А. В. Махнач, Л. Г. Дикая. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. С. 425-435; Шувалов А. В. Духовно-психологические аспекты здоровья человека // Христианская психология в контексте научного мировоззрения / Под ред. Б. С. Братуся, С. Л. Воробьева. М. : Никея, 2017. С. 386-427; Шувалов А. В. О значении человеческого фактора в обеспечении психологического здоровья детей // Народное образование, 2023. № 3. С. 71-85.

21 См.: Шувалов А. В. Принцип симфонии в системе образования (психолого-педагогическое эссе) // Образовательная политика, 2011. №3. С. 97-105; Шувалов А. В. Психологическое здоровье и гуманитарные практики // Вопросы психологии, 2012. №1. С. 1-10; Шувалов А. В. Универсум образовательной практики // Человек, 2014. № 2. С. 28-39; Шувалов А. В. Психолого-педагогические аспекты реализации воспитательного идеала // Вопросы психологии, 2014. № 5. С. 57-70.

различные ее проекции (образы целого), сохраняющие в себе сам принцип целостности. При таком подходе можно выделить три основных образа бытия человека: бытие в качестве субъекта (функциональное и обыденное), индивидуальности (единичное и уникальное) и личности (целостное и над-обыденное). Человек как субъект представляется распорядителем своих жизненных сил и способностей; человек как индивидуальность раскрывается в готовности действовать на основе постоянного самоопределения и способности к жизнетворчеству; человек как личность преодолевает тяготение обыденности и собственного эгоцентризма22 и отвечает на вызовы проблемы добра и зла.

Вместе с тем можно выделить трехсоставную структуру авторизиро-ванной субъективности, включающую «функциональное Я», «индивидуальное Я» и «духовное Я». Психологическая антропология позволяет вместить и соотнести их между собой как разные уровни организации субъективности, объединенные возможностью и необходимостью обретения человеком полноты своего бытия.

«Функциональное Я» представляет собой сложное системное образование, в котором согласованы душевные и физические силы, качества характера и индивидуальные способности, посредством которых человек осуществляет взаимодействие с условиями природной, культурной и социальной сред. Формирование «функционального Я» (придание совершенных форм своим силам, качествам и способностям) происходит в процессе освоения человеком норм и способов человеческой деятельности, правил общежития, общих смыслов и ценностей совместной жизни людей. В его арсенале знания, умения, навыки, компетенции, которыми обогащается человек по ходу своего развития и образования. «Функциональному Я» присущи вариативность и изменчивость: на протяжении всей жизни люди пополняют свой функциональный багаж и чем старше они становятся, тем очевиднее отличаются друг от друга объемом, содержанием и качеством приобретенных знаний и освоенных компетенций.

Наглядную иллюстрацию проявления «функционального Я» мы наблюдаем в эпизоде художественного фильма «Когда деревья были большими», когда киноперсонаж актера Юрия Никулина, отстаивая в споре свою профессиональную состоятельность, безупречно справляется со сложной слесарной задачей и с просиявшим лицом произносит: «Помнят руки-то! Помнят, родимые!..» Можно сказать, что «функциональное Я» человека - это когда «руки помнят», и «ноги помнят», и «голова помнит», и «сердце помнит»...

Чтобы активность «функционального Я» носила разумный, целенаправленный и продуктивный характер, необходимо своего рода руководящее

22 Быть личностью означает не столько «быть собой», сколько «быть выше себя».

40

начало или центр управления23. В структуре субъективной реальности таким началом выступает «индивидуальное Я» - центр и источник самоидентификации, самоопределения и самоуправления человека. «Индивидуализация душевной жизни есть кардинальное и глубочайшее преобразование любого фрагмента своей самости; любая душевная способность проходит испытание на подлинность и неотторжимость их в составе истинного, внутреннего Я человека»24. Актуализация «индивидуального Я» в процессе развития субъективной реальности - по сути, персонализация человека - обеспечивает психологическую автономию и суверенитет личности. «Индивидуальное Я» раскрывается в самобытном отношении, способе и образе жизни, авторской жизненной программе и творческом характере жизнедеятельности. Оно представляет собой относительно стабильное образование - своего рода ядро человеческой субъективности (самости).

Рефлексивный опыт подсказывает, что в сложном многоголосии душевной жизни особым образом выделяется внутренний диалог наличного «индивидуального Я» и надличного «духовного Я». Т. А. Флоренская замечает, что определить и передать содержательную суть «духовного Я» труднее всего, потому что оно выходит за границы возможностей человека в его понимании, потому что нельзя положить предел беспредельному: «духовное Я» - это «голос вечности» в душе человека и перспектива его становления25. Оно неизмеримо превосходит наличные возможности человека. Оно действует в человеке, даже будучи неосознаваемым или смутно осознаваемым. К его проявлениям относят совесть и нравственное чувство, призвание и творческую интуицию, чистую и бескорыстную любовь, сострадание и милосердие, жертвенность и преодоление инстинкта самосохранения ради того, что составляет безусловную ценность и смысл всей жизни. «С точки зрения "здравого смысла" необъяснимо, как может человек преодолеть самый мощный инстинкт - самосохранения? История знает неисчислимое множество подвижников, мучеников, героев. Их гибель вселяет в нас вместе с состраданием радость победы духа над плотью. Это чувство духовное, оно подтверждает существование духовного Я, победа которого является призванием человека»26.

23 В нашей языковой культуре по этому поводу есть расхожие определения: жить «с царем в голове» или «без царя в голове».

24 Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие. М. : Изд-во ПСТГУ, 2013. С. 160-161.

25 См.: Флоренская Т. А. Диалог как метод психологии консультирования (духовно ориентированный подход) // Психологический журнал, 1994. Т. 15. № 5. С. 44-55; Флоренская Т. А. Диалог в работе христианского психолога // Начала христианской психологии / под ред. Б. С. Братуся. М. : Наука, 1995. С. 194-204; Флоренская Т. А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. М. : Русский Хронограф, 2009.

26 Флоренская Т. А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. М. : Русский Хронограф, 2009. С. 41-42.

Можно сказать, что «духовное Я» - это сердцевина человеческой субъективности. Философ И. А. Ильин в этой связи использовал термин «истинное Я» человека - «самое подлинное, глубокое и всепроникающее средоточие личной жизни», «огненный Центр духовной личности», в котором все осмысливается, очищается, исправляется и направляется верным, истинно духовным курсом. С ним связано переживание человеком чувства соответствия своей истинной природе и своему истинному назначению. Через него человек испытывает «силу собранности» и «полноту сосредоточения», одолевает «ветхую» природу, искренне обращается и устремляется к совершенству27.

Проницательный ум уловит в общем устроении человеческой субъективности действие закона иерархии (соподчинения), связующего и обеспечивающего возможность согласия на основе внутренней субординации (рис. 1). Так, периферия субъективности - «функциональное Я» - в процессе своего формирования не только стимулирует индивидуализацию человека, но и подчиняется ей. В поиске своего места и назначения в мире человек начинает «функционировать» - размышлять, рассуждать, действовать, принимать решения и совершать поступки - от первого лица. Но развитие человека как личности отнюдь не сводится к актуализации и гегемонии его «индивидуального Я». В основе развития лежит неизбывное противоречие между совершенством, безграничностью, непостижимостью надличного «духовного Я» и ограниченностью, слабостью, несовершенством наличного «индивидуального Я». Развитие личности (в норме!) - это восхождение человека к своей духовной перспективе - «духовному Я»; это духовное возрастание и тем самым восстановление всей возможной полноты субъективной реальности как духовного микрокосма, как индивидуальности, тождественной человеческому роду; это приобщение и сопричастность бесконечному Универсальному Бытию.

На протяжении всего жизненного пути человек непрестанно экзаменуется мучительной проблемой добра и зла и вытекающей из нее проблемой достойного и недостойного бытия в мире. Необходимость делать нравственный выбор пробуждает самую сердцевину внутреннего мира человека - «духовное Я». В нем приоткрывается сокровенная тайна личности - потенциальная эквивалентность человека Миру, которая делает человека потенциально бесконечно богатым и в то же время актуально незавершенным. Подлинной опорой и ориентиром здесь становится исконная духовная традиция, в которой есть прямое наставление человеку стараться быть лучше и выше самого себя, чтобы не пасть ниже. Бытие «в горизонте личности» предполагает ответственную позицию человека, оно чревато испытаниями, может приносить страдания и требует мужества, однако именно оно может дать и наслаждение полнотой жизни.

27 См.: Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М. : АСТ, 2004.

42

Рис. 1.Структурачеловеческойсубъективности

Со-бытийная общность

Пфифрачируяслова ииторикаМ. Я.Гефтера о нвчалечелотечЕской интотии, 13.3Р.Н^1^с^^с^н;чиповн^р^1пеп: «нсеслЕстванЕО челтнечестанчелотеке начинается, становится, развивается не с нуля, подлинное вочеловечивание человека начинается с Начала! Мы знаем Имя Начала Всякого Бытия, как оно названо в Священном Писании (помните у св. ап. Иоанна - В начале было Слово ...). И так же точно - мы должны положить начало человеческого в человеке, но уже в языке психологии и педагогики развития. Для меня таким началом является предельная идеализация человеческой реальности -это со-бытийная неслиянно-нераздельная общность людей»28.

Со-бытийная общность есть, прежде всего, добровольное единение людей на основе общих идеалов, ценностей и смыслов, преодоление каждым тяготения собственного эгоцентризма и границ своей индивидуальности, переживание чувства солидарности, ответственности и преданности, которое включает в себя и «я», и «ты», и «мы». Нигде и никогда мы не можем увидеть человека до и вне его связи с другими - он всегда существует и развивается в сообществе и через сообщество. Психологически со-бытийная общность полицентрична (рис. 2).

Можно сказать, что условной единицей полноценного человеческого бытия является не отдельно взятое «Я», не человек сам по себе, а со-бытие -человек в полноте и многообразии витальных, социальных, эмоциональных, интеллектуальных, нравственных и духовных связей и отношений с другими

28 Слободчиков В. И. Духовно-нравственные основы становления человека // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Часть 2. / Под ред. А. Л. журавлева, В. А. Кольцовой. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 249.

людьми: «Я и мама», «Я и папа», «Я и близкие», «Я и дальние», «Я и старшие», «Я и младшие»,«Яи прошлыеибудущиепоколения»,<<Яи Богочеловек».

В свете традиционных святоотеческих представлений со-бытийная общносеь теоценлрикна.Святое Евангекикпоккссвуеео ком, как Иипус Хлиетос еовремя ТуИт-лЕечеми раскрыиоеб ученикамобрау^тер^И^й со-бытийной общности: Бог Отец - виноградарь, Бог Сын - виноградная лоза, апостолы, а е вимииеое лкищ,-вобви оиногрлдиые, иртзеаиныев связи с Ботом уЛУдоноЕвть деВевши велеми:«Яесмь лозе, авывекаи; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5).

Прккбр аз понятия «со-бытийная общность» дан в наставлении святого подвижника У1аМП векнобввы Жллтфея»мис. илр^о^ы^^е^снв и разъяснил: круг - это мир людей; центр круга - это Бог; радиусы внутри крига- пркл5китеп1^^в^ове^ы^^(^с^кй;ывн[^е^^же чилитилк Богр, уем ближе ил едругиылюдау; чeмиодьше люда oт»oгы,ермоельшвoниеВlУгеекpyго(9• Научно-психологические представления о со-бытийной общности людей преемственно связаны с наследием русской религиозной философии, в первую овер еде см упеииемособорности ЫМ.С.Хомякове.

По миссию А.С.Хемякова, нЕвболее еликввтно выиезить единотыо, основанное на свободе и любви, может лишь соборность, играющая как бы рлипосведаика мcждегелипм уилже ственнымл идольким (еe^^c^ь^.б< мкев, ми. Собирность- это особый тип взаимоотношений, при котором единство достигается на основе добровольной, бескорыстной, милосердной, жертвенной лю^олюдей0,™; е др°оуиобщейРхлюбви ьси oгy.CтВopнocеьиоPм-саимаяем со бой не дакло сть,а зaдамнеьтьиелoвeчeекей жизни,келагороеа сверхзадачу. Соборность имеет место в церковной жизни, но те же самые

29 Душеполезные поучения и послания преподобного отца нашего аввы Дорофея с присовокуплением вопросов его и ответов на оные святых старцев Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. М. : Издательство Мое ковской Патриархии Русской Православной Церкви, 2020. С. 128-129.

30 См.: Хомяков А. С. Сочинения в 2-х тт. М. : Медиум, 1994.

Рис. 3. Наставление преподобного аввы Дорофея

нормы и принципы называются общностью (общинностью) в быту, соци-альныхотношениях ихозяйственнойдеятельно ста.

Принципсоборности как«согласие нисных С1^(^(^(^,^»г^л^я^тиЕ^нтяяятннк индивидуализму, разрушающему человеческую солидарность, так и коллек-оннизмя,нивелярующему личность. X нем осянвеивозможность преодо-ленияяинлолн тхйойяхвл стя^^хгх1^овй,^^1^ия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Являя собой «единство во множестве», соборность скрепляет человеческую с^^^елся^ их яяжейт емя отдельного кей о-

яоьа. «Разоолнетаной общности - этьяезадершаеный в этоммн-е процеас обретения каждым личностного способа бытия, это всегда выход за пределы всякой наличной ситуации "здесь и теперь", прорыв сквозь пелену обыден-йхйдновйянoстидоoлхe явленноотио птьлохностиоааадля, Гос^с^с^о^и('й>31.

Унивтрсш1нзазйябытш

Общий ход становления субъективности и развития человека может нытьопигдн яьятз лозйИйснPЕ и coхоассeндь орохнормеяхвныя нковней ^о^и^, кажхош из моторыххарахнгpызyeтдзняв0ялйзпсющaя жгокеляа^ задача, на решении которой человек сосредотачивает свои силы и способно-сти.Этау-авни

1. И зz>жнoз: ьOиeстнжхснпгйлзтбностъ,з<зедьть на ноги», научиться пpoнхлoивняпpиcпocaблаеaтенякрсличнымиcлoвиям жнзнн,нс]дзндю-щимся и не всегда благоприятным.

0. Состкятъхя: обхестасебя,чувство внутрено^ опоры и сдобо-ды, определиться с призванием, делом и стезей, самостоятельно найти свое

жизни, реализоваться социально, профессионально,

творчески:

3. Иcn-лнumзря: обpхcтицольи жизня, осуществитосвое

тлйпнoeчeлoвeчecкoe предназначение; в святоотеческом понимании - встать на путя дуяоннмго яосйястaпия, ыбожениян -рсоСражения.

31 Слободчиков В. И. Духовно-нравственные основы становления человека // Развитие психологии в системе комплексного челов 22 нания. Часть 2. / Под ред. А. Л. журавлева, В. А. Кольцовой. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 249.

Соотношения и взаимовлияния разнопорядковых мотивов и способов существования сложны и противоречивы. Так, благополучие и преуспевание на одном уровне бытия обеспечивают базис стабильности и могут побуждать к задачам более высоких уровней. В свою очередь, вызовы, тяготы и риски, связанные с решением вышестоящих задач, могут вынуждать человека жертвовать стабильностью и безопасностью предыдущего уровня. Обычно развитие человека и усложнение его жизненной программы принимает характер поступательного движения и поэтапного восхождения. Вместе с тем возможны как трансценденция вверх, так и скатывание вниз: в жизни случаются и взлеты, и падения, человек может расти, мужать и мудреть, а может срываться, опускаться и деградировать.

Возрастание и восхождение человека в мотивах, делах и поступках от задач выживания, приспособления, самовыражения к задачам более высокого порядка - Богообщению, духовному самоопределению, нравственному совершенствованию, созиданию, служению - как личностно приоритетным и является процессом универсализации индивидуального бытия. Таким образом, норма развития человека («лучшее, что возможно») может быть выражена в краткой формуле - «выжить, состояться, исполниться» - внутри которой подразумевается процесс духовного возрастания и поэтапно реализуется принцип иерархического соподчинения. Кульминацией развития становится самотрансценденция: одоление эго-доминанты и главенство «духовного Я».

Структурно-содержательный анализ субъективной реальности

Структура субъективной реальности и ее атрибутика могут быть воспроизведены исходя из онтологии человеческого способа жизни. Здесь уместно вспомнить очень точное замечание В. Франкла: «Отличительным признаком человеческого бытия является сосуществование в нем антропологического единства и онтологических различий, единого человеческого способа бытия и различных форм бытия, в которых он проявляется»32. В психологической антропологии в качестве предельных оснований, конституирующих «человеческое в человеке», были выделены сознание, деятельность и общность. Они взаимно полагают и пронизывают друг друга, здесь - все во всем (!); они одновременно и следствия, и предпосылки друг друга, сохраняющие при этом свою сугубую специфику. Соответственно, человек - это существо деятельное, способное к созиданию и осознанным преобразованиям; сознательное, способное принимать осмысленные решения и отдавать себе отчет в сделанном; общественное, укорененное в сложной системе связей и отношений с другими людьми.

32 Франкл В. Человек в поисках смысла. М. : Прогресс, 1990. С. 48.

46

В пространстве обозначенных онтологических оснований в предельно концентрированном виде можно выделить сущностные силы человека: субъектность, рефлексивность, совестливость; способы воплощения человеческой сути: воля, свобода, любовь. В повседневной жизни сущностные силы и родовые способности актуализированы в труде, переживаниях и общении (отношениях) конкретных людей. С ними связана возможность формирования в мотивах и поступках человека определенных приоритетов или «доминант» (по А. А. Ухтомскому): доминанты на созидании, доминанты на познании истины и доминанты на Другом (на ближнем, на человеке).

В продолжение описания выделим трехуровневую структуру развития человеческой субъективности: формирование «функционального Я», актуализация «индивидуального Я», пробуждение «духовного Я»; процессы и условия развития: идентификация и культурная преемственность, индивидуализация и личная устремленность, универсализация и духовное возрастание; характеристики нормального развития и существования человека: продуктивность жизнедеятельности, осмысленное отношение к жизни, нравственное достоинство; условия и критерии психологического здоровья: самообладание («быть в себе»), самобытность («быть самим собой»), самоодоление («быть выше себя»).

Кульминационным моментом в описании является фиксация уровней становления и существования человека - выжить, состояться, исполниться - и образов бытия человека - бытие в качестве субъекта (функциональное и обыденное), индивидуальности (единичное и уникальное) и личности (целостное и над-обыденное).

Сведем в таблицу выделенные нами атрибуты человеческой субъективности (Таблица 1.). Получается своего рода матрица сущностных (родовых) характеристик человека, выстроенная на основе принципа триединства (тримерии, трихотомии33).

При внимательном рассмотрении мы обнаружим, что психологические формы бытия человека соотносимы с антропологическими образами, которые выделены в Евангельских посланиях святого апостола Павла: внешний человек, поглощенный реалиями мирской жизни; внутренний человек, сосредоточенный на реалиях духовно-душевной жизни; новый человек, преображенный в деятельном стремлении к Добру и Истине. В этом ряду, в свою очередь, просматривается переход от нормативных характеристик существования человека к предельным качествам - так, как они обозначены в рамках философской антропологии и в лоне святоотеческой традиции.

33 От греч. thicha - «на три части» и tome - «сечение»: методологический прием разделения на три главные части; подобным приемом является различение в человеческой реальности тела, души и духа.

Таблица 1

Атрибуты и образы человеческой субъективности

Общие тематические параметры Формы бытия человека

Основания бытия человека Человеческая деятельность Человеческое сознание Человеческая общность

Сущностные силы человека Субъектность Рефлексивность Совестливость

Способы воплощения человеческой сути Воля Свобода Любовь

Персональные проявления Труд Переживание Общение, отношения

Типы доминанты (в логике учения А. А. Ухтомского) На созидании На познании истины На Другом (на человеке)

Уровни развития человеческой субъективности Формирование «функционального Я»: активная адаптация к условиям динамично изменяющегося мира Актуализация «индивидуального Я»: самоидентификация и жизнь на основе постоянного самоопределения Пробуждение «духовного Я»: самоодоление и синергия

Процессы и условия развития Социализация и культурная преемственность Индивидуализация и личное устремление Универсализация и духовное возрастание

Векторы и индикаторы развития От жизнеспособности к продуктивности жизнедеятельности От самотождественности к осмысленности жизни и жизнет-ворчеству От сущностного познания к нравственному достоинству и служению

Условия и критерии психологического здоровья Самообладание («быть в себе») Самобытность («быть самим собой») Самоодоление («быть выше себя»)

Уровни становления и существования человека Выжить: обрести жизнеспособность и приспособиться к жизни Состояться: обрести себя и реализоваться в жизни Исполниться: обрести цель и смысл всей жизни и осуществить свое главное человеческое предназначение

Нормативные образы бытия человека Бытие в качестве субъекта (функциональное и обыденное) Бытие в качестве индивидуальности (единичное и уникальное) Бытие в качестве личности (целостное и над-обыденное)

Философский взгляд среди предельных проявлений человеческого духа выделяет героизм как силу власти над своей жизнью (силу преодоления инстинкта самосохранения) и способность не отступать перед лицом трудностей и опасности (терпение в страдании); гениальность как силу постижения истины своей жизни и способность сделать саморазвитие развитием человечества; святость как силу сопричастности Абсолютной Истине и способность любовью и терпением утверждать добро и противостоять злу.

Опыт ревнителей веры и праведников, представленный в святоотеческих источниках, свидетельствует, что неотступное следование образу и заповедям Спасителя (жизнь во Христе) приводит к преображению человека, появлению у него особых богоподобных качеств: в сфере деяний - подвижничества, в сфере сознания и переживания - прозорливости, в сфере общности и отношений - жертвенности.

Полнота бытия воплощена в Богочеловеке. Образ жизни и поступки Спасителя явили собой олицетворение онтологической истины. Призвав лично и каждого из нас ко спасению, Господь сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6). И ты - человек - волен встать на этот Путь, возлюбить Истину и обрести Жизнь вечную. В Нагорной проповеди Он изложил заповеди, исполняя которые человек может обрести счастье и полноту жизни. Они именуются Заповедями Блаженств. Блаженство и есть синоним счастья. Тем самым Господь дал прямые наставления об условиях и критериях лучшего, что возможно для человека в перспективе его земной жизни.

В заключение объединим в таблице выделенные нами нормативные образы, предельные качества и запредельную форму бытия человека (Таблица 2).

Возможности структурно-содержательного подхода в русле психологической антропологии реализованы нами применительно к проблемам психологии здоровья34 и психологии образования человека35.

34 См.: Шувалов А. В. Антропологический подход к проблеме психологического здоровья // Вопросы психологии, 2011. №5. С. 3-16; Шувалов А. В. Здоровье личности: мировоззренческий и методологический аспекты // Современная личность: Актуальные проблемы и пути их решения / Отв. ред. М. И. Воловикова, Н. Е. Харламенкова. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 76-99; Шувалов А. В. Духовно-психологические аспекты здоровья человека // Христианская психология в контексте научного мировоззрения / Под ред. Б. С. Братуся, С. Л. Воробьева. М. : Никея, 2017. С. 386-427; Шувалов А. В. О значении человеческого фактора в обеспечении психологического здоровья детей // Народное образование, 2023. № 3. С. 71-85..

35 См.: Шувалов А. В. Принцип симфонии в системе образования (психолого-педагогическое эссе) // Образовательная политика, 2011. №3. С. 97-105; Шувалов А. В. Универсум образовательной практики // Человек, 2014. № 2. С. 28-39; Шувалов А. В. Психолого-педагогические аспекты реализации воспитательного идеала // Вопросы психологии, 2014. № 5. С. 57-70.

Таблица 2

Образы и потенциалы человеческой субъективности36

Запредельная форма бытия

БОГОЧЕЛОВЕК

воплощение онтологической истины в непостижимой для обыденного

рассудка запредельной форме универсального со-бытия Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14: 6)

Предельные качества человека в свете святоотеческой традиции Подвижничество - самоотверженная и бескорыстная деятельность по воплощению в жизнь заветов Спасителя и стяжанию благодати Духа Святого Прозорливость - даруемая Божественной благодатью Святого Духа способность видения (прозрения) внутреннего устроения иных человеческих душ и грядущих событий Жертвенность -самоотдача во имя любви и спасения человеческого рода

Предельные качества человека в контексте философской антропологии Героизм как сила власти над своей жизнью (сила преодоления инстинкта самосохранения) и способность не отступать перед лицом трудностей и опасности, терпение в страдании Гениальность как сила постижения истины своей жизни и способность сделать саморазвитие развитием человечества Святость как сила сопричастности Абсолютной Истине и способность любовью и терпением утверждать добро и противостоять злу

Антропологические образы св. ап. Павла Внешний человек, поглощенный реалиями мирской жизни Внутренний человек, сосредоточенный на реалиях духовно-душевной жизни и своем призвании Новый человек, преображенный в деятельном стремлении к Добру и Истине

Нормативные образы бытия человека Бытие в качестве субъекта (функциональное и обыденное) Бытие в качестве индивидуальности (единичное и уникальное) Бытие в качестве личности (целостное и над-обыденное)

Уровни становления и существования человека Выжить: обрести жизнеспособность и приспособиться к жизни Состояться: обрести себя и реализоваться социально, профессионально, творчески Исполниться: обрести цель и смысл всей жизни и осуществить свое главное человеческое предназначение

Общие тематические параметры Образы бытия человека

36 Таблица читается снизу вверх.

Антропологический принцип в психологии развития

Психологическая антропология позволяет не только выразить языком гуманитарной науки сущностные аспекты человеческого бытия, но и осуществить переход к описанию общих закономерностей развития человека с позиций теоцентрической методологии. Главный смысл такого перехода состоит в необходимости рассмотрения человека в единстве основных форм и способов его становления и существования. Прежде в психологии развитие рассматривалось как результат диалектической связи, взаимодействия и взаимовлияния внешних (средовых) и внутренних (имманентных) источников и движущих сил, как поступательная смена «шагов социализации» и «шагов индивидуализации» в прогрессивном движении от низшего к высшему в соотношении возрастного и индивидуального путей развития37. В исследованиях В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева проведена масштабная работа по выстраиванию адекватных научно-психологических оснований изучения человеческой субъективности. Обоснованы представления о духовном измерении субъективной реальности, которые делают принципиально недостаточными сугубо объективистские подходы к проблеме развития. В русле психологии развития человека введены представления о со-бытийной общности в качестве нормативного пространства развития субъективной реальности на всех этапах онтогенеза, о возможности саморазвития - фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни, превращать свою жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Выявлены и описаны механизмы преобразования человеком природных и социальных предпосылок, культурных и духовных условий в средства своего развития и саморазвития38.

Соответственно в обновленной интерпретации общий план психологии развития человека может быть описан как преобразование систем связей,

37 См.: Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. М. : Академия, 1999.

38 См.: Слободчиков В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Автореферат дисс. доктора психол. наук. М., 1994; Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М. : Школа-Пресс, 1995; Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии, 1998. №6. С. 3-17; Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие для вузов. М. : Школьная Пресса, 2000; Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие / -2-е изд., испр. и доп. М. : Изд-во ПСТГУ, 2013; Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие / М. : Изд-во ПСТГУ, 2013; Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах: Учебное пособие / М. : Изд-во ПСТГУ, 2013.

отношений и устремлений в пространстве со-бытия в процессах социализации (отождествления в общности и уподобления), индивидуализации (идентификации и обособления в общности) и универсализации (децентрации и синергии). Здесь каждый исходный процесс (механизм, движущая сила) развития не только становится предпосылкой разворачивания последующего, но и встраивается в единую структуру, вступая в сложные, иерархически организованные системные отношения.

Таким образом, картина развития человеческой субъективности представляется как сочетание процессов социализации, индивидуализации и универсализации бытия; как совершенствование механизмов развития от подражания через идентификацию и рефлексию к самотрансценденции и синергии; как движение от начальной, естественной созависимости через наращивание самообладания и актуализацию самобытности к самоодолению, духовному возрастанию и полноте универсального со-бытия. Наиболее очевидным проявлением универсального со-бытия, не вызывающим сомнения и пережитым многими, является любовь и «бытие-для-других».

Универсальность - высшая ступень развития субъективной реальности (соответствует эсхатологическому уровню развития личности по Б. С. Братусю39) - задает направленность развития, характер актуализации и норму функционирования человеческого в человеке. В соответствии с христианской традицией можно сказать, что на этом пути в нас утверждается понимание человека как носителя образа Божия, когда другой человек в наших глазах обретает особую сакральную ценность. Универсализация бытия может быть описана как «симфония» взаимодействия родового (всеобщего), индивидуального (особенного) и Единого (трансцендентного) в онтогенезе субъективной реальности, как наращивание цельности, открытости и полноты индивидуальной жизни, которые в самом глубоком смысле есть жизнь в Боге и с Богом.

Заключение

Психологическая антропология представляет собой реализацию тео-центрической методологической установки на современном этапе развития рационального психологического знания. Психологическая антропология наделена значительным эвристическим потенциалом. Сложившись как концептуально-методологическая платформа, психологическая антропология продуктивно работает и задает перспективу развития науки и практики: она уже позволила внести заметный вклад в разработку проблем психологии личности, психологии здоровья, психологии развития и образования человека.

39 См.: Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988; Братусь Б. С. Аномалии личности. Психологический подход. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Никея, 2019.

Список использованных информационных ресурсов

1. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. - Москва : Советский писатель, 1963.

2. Братусь, Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. - Москва : Мысль, 1988.

3. Братусь, Б. С. Аномалии личности. Психологический подход / Б. С. Братусь. -Изд. 2-е, перераб. и доп. - Москва : Никея, 2019.

4. Братусь, Б. С. Русская, советская, российская психология / Б. С. Братусь. -Москва : Флинта, 2000.

5. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. Т. 3. - Москва : Педагогика, 1983.

6. Душеполезные поучения и послания преподобного отца нашего аввы Доро-фея с присовокуплением вопросов его и ответов на оные святых старцев Вар-сануфия Великого и Иоанна Пророка. - Москва : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2020.

7. Ильин, И. А. Аксиомы религиозного опыта / И. А. Ильин. - Москва : АСТ, 2004.

8. Исаев, Е. И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах: Учебное пособие / Е. И. Исаев, В. И. Слобод-чиков. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013.

9. К 70-летию В. И. Слободчикова // Вопросы психологии. - 2014. - № 4. -С. 143-149.

10. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. - Москва : Академия, 1999.

11. Слободчиков, В. И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей / В. И. Слободчиков, А. В. Шувалов // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - С. 91-105.

12. Слободчиков, В. И. Антропологический принцип в психологии развития /

B. И. Слободчиков, Е. И. Исаев // Вопросы психологии. - 1998. - № 6. -

C. 3-17.

13. Слободчиков, В. И. Духовно-нравственные основы становления человека / В. И. Слободчиков // Развитие психологии в системе комплексного челове-кознания. Часть 2. / Под ред. А. Л. Журавлева, В. А. Кольцовой. - Москва : Институт психологии РАН, 2012. - С. 247-250.

14. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - Москва : Школа-Пресс, 1995.

15. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - Москва : Школьная Пресса, 2000.

16. Слободчиков, В. И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. -Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013.

17. Слободчиков, В. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013.

18. Слободчиков, В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе : автореферат дисс. доктора психол. наук / В. И. Слободчиков. - Москва, 1994.

19. Ухтомский, А. А. Доминанта / А. А. Ухтомский. - Москва - Ленинград : Наука, 1966.

20. Ухтомский, А. А. Доминанта души / А. А. Ухтомский. - Рыбинск: Рыбинское подворье, 2000.

21. Флоренская, Т. А. Диалог в работе христианского психолога / Т. А. Флоренская // Начала христианской психологии / под ред. Б. С. Братуся. - Москва : Наука, 1995. - С. 194-204.

22. Флоренская, Т. А. Диалог как метод психологии консультирования (духовно ориентированный подход) / Т. А. Флоренская // Психологический журнал. -1994. - Т. 15. - № 5. - С. 44-55.

23. Флоренская, Т. А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем / Т. А. Флоренская. - Москва : Русский Хронограф, 2009.

24. Франк, С. Л. Реальность и человек / С. Л. Франк. - Москва : Республика, 1997.

25. Франк, С. Л. Человек и Бог / С. Л. Франк. - Минск: Белорусская Православная Церковь, 2010.

26. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - Москва : Прогресс, 1990.

27. Хамитов, Н. Философия человека: от метафизики к метаантропологии / Н. Хамитов. - Киев: Ника-Центр, 2002.

28. Хомяков, А. С. Сочинения в 2-х тт. / А. С. Хомяков. - Москва : Медиум, 1994.

29. Шувалов, А. В. Антропологические аспекты психологии здоровья / А. В. Шувалов // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 4 (20). - С. 23-36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Шувалов, А. В. Антропологический подход к проблеме психологического здоровья / А. В. Шувалов // Вопросы психологии. - 2011. - №5. - С. 3-16.

31. Шувалов, А. В. Духовно-психологические аспекты здоровья человека // Христианская психология в контексте научного мировоззрения / А. В. Шувалов; под ред. Б. С. Братуся, С. Л. Воробьева. - Москва : Никея, 2017. - С. 386-427.

32. Шувалов, А. В. Здоровье личности: мировоззренческий и методологический аспекты / А. В. Шувалов // Современная личность: Актуальные проблемы и пути их решения / Отв. ред. М. И. Воловикова, Н. Е. Харламенкова. - Москва : Институт психологии РАН, 2012. - С. 76-99.

33. Шувалов, А. В. Методологические аспекты психологического человекозна-ния / А. В. Шувалов // Национальный психологический журнал. - 2014. -№ 3 (15). - С. 17-27.

34. Шувалов, А. В. О значении человеческого фактора в обеспечении психологического здоровья детей / А. В. Шувалов // Народное образование. - 2023. -№ 3. - С. 71-85.

35. Шувалов, А. В. Принцип симфонии в системе образования (психолого-педагогическое эссе) / А. В. Шувалов // Образовательная политика. - 2011. - №3. -С. 97-105.

36. Шувалов, А. В. Психологическое здоровье и гуманитарные практики / А. В. Шувалов // Вопросы психологии. - 2012. - №1. - С. 1-10.

37. Шувалов, А. В. Психологическое здоровье и христианская духовная традиция / А. В. Шувалов // Христианское чтение: аучно-богословский журнал СПбДА -2012. - № 1. - С. 201-230.

38. Шувалов, А. В. Психолого-педагогические аспекты реализации воспитательного идеала / А. В. Шувалов // Вопросы психологии. - 2014. - № 5. - С. 57-70.

39. Шувалов, А. В. Сопряжение рационального и трансрационального аспектов проблемы здоровья человека / А. В. Шувалов // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты / Отв. ред. А. В. Махнач, Л. Г. Дикая. - Москва : Институт психологии РАН, 2016. -С. 425-435.

40. Шувалов, А. В. Универсум образовательной практики / А. В. Шувалов // Человек. - 2014. - № 2. - С. 28-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.