Научная статья на тему '"мы их слушаем, но мы им не верим. . . ". Из истории немецкого иновещания на Великобританию в годы Второй мировой войны'

"мы их слушаем, но мы им не верим. . . ". Из истории немецкого иновещания на Великобританию в годы Второй мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
351
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / WWII / ПРОПАГАНДА / РОТЫ ПРОПАГАНДЫ ВЕРМАХТА / PROPAGANDA / ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА / WEHRMACHT PROPAGANDA TROOPS / ХАССО ФОН ВЕДЕЛЬ / HASSO VON VEDEL / "ЛОРД ХАУ-ХАУ" / "LORD HAW-HAW" / УИЛЬЯМ ДЖОЙС / WILLIAM JOYCE / БИ-БИ-СИ / IW/IO / BBC

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Суржик Дмитрий Викторович

В статье анализируются некоторые особенности иновещания, проводившегося гитлеровской Германией против своих противников на Западном фронте. Автор рассматривает структуру и основные лозунги немецких рот пропаганды как накануне и в ходе Французской кампании вермахта, анализирует вещание радиостанции «Говорит Германия» и ее самого известного диктора «лорда Хау-Хау» на Великобританию, а также реакцию английских властей и слушателей на эти передачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We are Listening them, but don''t Believe them": from the History of Nazi Propaganda Abroad

The article dwells to the some aspects of Nazi Germany propaganda against it adverasries at the Western front. The author investigates structure of German propaganda troops, it major slogans before and during Wehrmacht French Campaign, 1940. The article also analyzes radio "Germany Calling" and it most famous speaker "lord Haw-Haw" broadcasting to Great Britain and reaction of UK officials and publicity on these activity.

Текст научной работы на тему «"мы их слушаем, но мы им не верим. . . ". Из истории немецкого иновещания на Великобританию в годы Второй мировой войны»

Д.В. Суржик

«МЫ ИХ СЛУШАЕМ, НО МЫ ИМ НЕ ВЕРИМ»*. ИЗ ИСТОРИИ НЕМЕЦКОГО ИНОВЕЩАНИЯ НА ВЕЛИКОБРИТАНИЮ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

В статье анализируются некоторые особенности иновещания, проводившегося гитлеровской Германией против своих противников на Западном фронте. Автор рассматривает структуру и основные лозунги немецких рот пропаганды как накануне и в ходе Французской кампании вермахта, анализирует вещание радиостанции «Говорит Германия» и ее самого известного диктора «лорда Хау-Хау» на Великобританию, а также реакцию английских властей и слушателей на эти передачи. Ключевые слова: Вторая мировая война, пропаганда, информационная война, роты пропаганды вермахта, Хассо фон Ведель, "лорд Хау-Хау", Уильям Джойс, Би-Би-Си.

Об авторе: Суржик Дмитрий Викторович, научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, Россия, 119991, Москва, Ленинский пр-т, д. 32а.

Они [окружение Гитлера] утверждали, что любое государство с помощью соответствующих средств можно разложить изнутри настолько, что потом не будет стоить больших усилий победить его.

Г. Раушнинг1

Несмотря на активную исследовательскую работу в течение последних семидесяти лет, история Второй мировой войны до сих пор хранит в себе немало интересных и слабо изученных аспектов. Один из них - германское иновещание на Великобританию - будет рассмотрен ниже.

Изучение пропаганды, особенностей развития информационного воздействия в годы Второй мировой войны - важная научная проблема. Ее решение позволяет расширить научные сведения о методах и приемах

1 Раушнинг Г. 1993, 70.

информационного воздействия на общественность в годы войны, а также реконструировать образы конфликта, формируемые государственными структурами, общественными деятелями и прессой2.

Нацистскому режиму, приступившему к завоеваниям в Европе, надо было создать иллюзию законности своих притязаний не только у немцев, но и у иностранных аудиторий с тем, чтобы морально разложить боевой дух населения и вооруженных сил своих будущих противников. Соответствующая агитация велась германской пропагандистской машиной как на государственном (в основном, в работе ведомств Геббельса и Риббентропа), так и на ведомственном уровнях (на войска противника в данном направлении работали сотрудники отдела пропаганды ОКВ). Планирование каждой военной кампании вермахта обязательно включало в себя составление плана дезинформации. Его подготовка предусматривала взаимодействие всех ведомств с целью маскировки агрессии или распространения дезинформации, начиная с уровня Гитлера и глав министерств3.

Так, в ходе подготовки к вторжению во Францию гитлеровское руководство проводило в своей печати и по внешнеполитическим каналам ожесточенную антисоветскую кампанию. Оно всячески подчеркивало свое стремление к хорошим отношениям со своими западными соседями. 19 сентября и 6 октября 1939 г. Гитлер, выступая в рейхстаге, заявлял, что Германия не имеет никаких претензий к Франции, а от Англии ждет только возвращения бывших немецких колоний. В сентябре и октябре того же года по различным каналам поддерживались активные контакты с английскими и французскими сторонниками «дружбы» с фашистской Германией, используя которых гитлеровские эмиссары упорно внедряли идею о возможности «почетного мира» между Германией и Францией4.

2 Буранок С.О. 2013, 48.

3 Золотарев В.А. 2013, 85.

4 Иванов С.П. 1974, 164.

Эмблема рот пропаганды5.

Над подрывом морального духа французских солдат активно работали офицеры из рот пропаганды вермахта (о том, насколько продуман был процесс военной пропаганды, позволяют судить схемы в приложении). Уже в апреле 1939 г. при штабе ОКВ было сформировано Управление пропаганды вермахта под руководством полковника Хассо фон Веделя. Его основными единицами были роты пропаганды (нем. Propagandakompanien), которые работали на население Германии (положительный образ службы в вооруженных силах), на немецких военнослужащих («фронтовая пропаганда»), а также на войска и население противника. Каждой немецкой полевой армии, танковой группе или воздушному флоту придавалась одна рота пропаганды. Таким образом, подчиненные фон Веделя действовали во всех видах войск вермахта и войсках СС. Накануне и в ходе «странной войны» осенью 1939 г., преследуя цели разобщения англо-французских союзников и недопущения их боевых действий против

5 Bundesarhiv Bild 10-11-062-2110-06.

Германии, немецкие военные пропагандисты придумали ряд оригинальных лозунгов, среди которых: «Умереть за Данциг?» и «Англичане воюют до последнего француза». Эти тезисы распространялись не только в прифронтовой полосе, но отправлялись и в глубокие тылы Франции отдельным людям по почте (из Германии, Швейцарии и Бельгии) или доставлялись контрабандой6.

Опасность, исходившая от нацистской пропаганды, была осознана англо-французскими союзниками только после начала Второй мировой войны. Свидетельством этого являются распоряжения французских властей в ходе «странной войны». 21 ноября 1939 г. во французских войсках на «линии Мажино» была создана «служба развлечений» с функцией организации досуга военнослужащих на фронте. 30 ноября парламент обсудил вопрос о дополнительной выдаче солдатам спиртных напитков. 29 февраля 1940 г. премьер-министр Даладье подписал декрет об отмене налогов на игральные карты, «предназначенные для действующей армии». Спустя некоторое время было принято решение закупить для армии 10 тыс. футбольных мя-чей7. Результаты подобной заботы французского правительства и немецких пропагандистов о войсках на франко-германской границе хорошо известны: 10 мая 1940 г. началась французская кампания вермахта, которая завершилась триумфом немцев через полтора месяца.

Однако информационная война на этом не прекратилась. Одновременно с «бомбовым террором» люфтваффе над подрывом морально-боевого духа британцев работала немецкая англоговорящая радиостанция «Говорит Германия». Одним из дикторов немецких передач для англичан был «лорд Хау-Хау» - обобщающее имя для нескольких немецких радиопропагандистов, работавших на Великобританию, самый известный из которых - Уильям Джойс (1906 - 1946). Сын англичанина-протестанта и ирландской католички, он родился в

6 Леверкюн П. 2011, 121.

7 Золотарев В.А. 2012, 299.

Бруклине 24 апреля 1906 г. Когда ему было два года, родители переехали в город Галуэй в Ирландии. Закончив католическую школу, Джойс поступил в иезуитский колледж св. Игнатия. Однако в Ирландии молодой Джойс не стал «своим». Его сильные проанглийские симпатии (а по некоторым сведениям и сотрудничество с английскими войсками в ходе англо-ирландской войны 1919 - 1921 гг.) не помогли ему натурализоваться в Ирландии. Вскоре Джойс переехал в Англию и поступил в Королевский колледж в Уимблдоне, но покинул его и продолжив обучение в более скромном колледже Биркбек, где возглавил общество консерваторов8. Сторонник юнионизма и резкий противник коммунизма, он выступал за укрепление колониального могущества Британской империи и против каких-либо поблажек национально-освободительным движениям. В 1922 - 1925 гг. он участвовал в ультрамонархическом профашистском полувоенном движении Роты Линторн-Орман, возникший как реакция на деятельность Коминтерна и левый уклон в лейбористской партии. На собрании этого движения в 1924 г. на него напали, следствием чего стал шрам на правой щеке от мочки уха до угла рта. Этот инцидент только укрепил в нем веру в необходимость борьбы против «международного коммунистического заговора».

В 1932 г. Джойс вошел в Британский союз фашистов и уже через два года возглавил в нем пропаганду. Один из слышавших его, так описывал Джойса: «Худой, бледный, напряженный, он говорил не более пары минут, но мы были буквально взвинчены им, его энергичной, злой и ядовитой речью»9. Вскоре юноша уже стал заместителем Освальда Мосли, привнеся в партию скандальность, ярый антисемитизм и стремление к «борьбе кулаками». После скандала с избиением британскими

8 Со1е З.А. 1964, 33, 31.

9 Roberts С. 1974, 127.

Выступление Уильяма Джойса на собрании БСФ10.

фашистами своих оппонентов в «Олимпии» в 1934 г. и последовавшей антифашистской борьбы англичан Джойс сменил тактику и тезисы на необходимость построения корпоративной экономики. На выборах в городской совет Лондона в 1937 г. Джойс баллотировался от «Британского союза фашистов», но партия провалилась. В то время он жил в пригороде столицы и владел магазином электротоваров. Однако на выборах англичане не поддержали фашистов, и Мосли резко сократил выплаты членам штаба партии. Среди пострадавших оказался и Джойс. Он вышел из БСФ и вместе с несколькими единомышленниками создал еще более радикальную «Национал-социалистическую лигу» на платформе антисемитизма (чем Джойс отличался от Мосли) и антикапитализма, изложенных в его брошюрах «Диктатура» и «Национал-социализм сегодня». В конце августа 1939 г. Джойс с супругой бежали из Великобритании, опасаясь ареста. В 1940 г. он получил немецкое гражданство и до своего пленения союзниками в 1945 г.

10 8в1ууп Е. 1993. Иллюстративная вклейка.

был комментатором немецкого коротковолнового радио «Говорит Германия» (трансляция велась из Гамбурга) на английском языке.

Уильям Джойс в студии11.

В своих еженедельных пяти-десятиминутных вечерних передачах Джойс (под псевдонимом «лорд Хау-Хау») преуменьшал успехи Великобритании и ее союзников, призывал к заключению почетного мира с Германией и построению нацистского государства на Английских островах. Он затрагивал те же темы, что и британская пресса, а именно: текущее положение на фронтах, жилье для рабочих, безработица, двусмысленная предвоенная внешняя политика Лондона, антисемитизм.

Популярности Джойса способствовали два момента: точность и своевременность сведений (в том числе слухов), приходивших из Великобритании, а также стремление «Би-Би-Си» к замалчиванию плохих новостей12. Его основным тезисом было утверждение, что правительство Черчилля не является по-настоящему империалистическим (то есть не борется за колониальный статус Британской империи). Порой он даже заявлял что

11 Cole J.A. 1987. Иллюстративная вклейка.

12 ВВС Archive - A Letter from the BBC Director-General.

и немцы не достойны Гитлера, и фюрер являлся воплощением британским имперских устремлений. «Какая странная ирония, - писал Джойс в брошюре «Национал-социализм сегодня», - что именно немецкому народу суждено быть пионером национал-социализма... Жаль, что так произошло. Ведь эти славные бедняжки почти так же соответствуют истинному национал-социалистическому духу, как какие-нибудь китайцы; с той только разницей, что первые с большим трепетом относятся к своим удобствам»13. По его словам, только следование примеру и заключение союза с гитлеровской Германией, а после мая 1940 г. - только поражение Черчилля сможет «открыть путь к национал-социализму для вечной Британской империи» и совместной борьбе против Советской России14.

Передачи «Говорит Германия» не «заглушались» британскими службами, а их прослушивание не считалось преступным. Интересные детали и сарказм «лорда Хау-Хау» в описании событий импонировали его английским слушателям, хотя некоторые особенности произношения выдавали в нем представителя средних слоев, но отнюдь не аристократа. Тем не менее, отдельные его выпуски имели влияние на англичан. Так, 11 декабря 1939 г. генеральный директор «Би-Би-Си» Ф.В. Огилви писал в военное министерство о «некотором количестве сообщений от офицеров по общественной информации, что передачи из Гамбурга стали важным фактором, влияющим на настроения» в Великобритании. Далее Огилви запрашивал санкцию на какую-либо из следующих контрмер: отвлекать внимание англичан более интересными передачами в то время, когда вещал лорд Хау-Хау, или же высмеивать в эфире «Британской

13 Звуусе Ж. 1937, 66.

14 Бе1м>уп Е. 1987, 121.

радиовещательной корпорации» информацию и личность «лорда» по завершении его трансляций15.

Серьезная озабоченность «вопросом Хау-Хау» высказывалась Огилви 26 декабря 1939 г. в письме канадскому газетному магнату и активному деятелю британского министерства информации в годы Первой мировой войны Кемпбеллу Стюарту. Директор «Британской радиовещательной корпорации» писал: «Нельзя отрицать, что его <Хау-Хау> сейчас многие слушают, сомнения возникают в том, как реагируют на его слова». Среди мер противодействия немецкому диктору назывались его высмеивание в юмористических передачах, а также ряд разъяснительных передач («Голос нацистов» -цикл бесед, изобличающих ложь Берлина, и драматический радиосериал «Тень свастики» об истории НСДАП). В 21.30, после окончания выступления лорда Хау-Хау на волнах «Би-Би-Си» начинал свое выступление его британский контр-партнер16.

Тем не менее, Геббельс имел все основания, чтобы 5 января 1940 г. записать в дневнике: «Наше вещание на Англию воспринимается там очень серьезно. Имя лорда Хау-Хау не сходит с уст»17. Влияние нацистских радиопропагандистов резко возросло во время массированных авианалетов люфтваффе осенью 1940 г. Так, 14 октября 1940 г. представитель старейшего британского рекламного агентства «Лондон пресс эксчейндж» Ф. Митчелл отправил в службу мониторинга «Би-Би-Си» письмо. В нем он обращал внимание на панические слухи о возможной бомбежке на фабрике «Фрай» концерна «Кэдбери», вызванные фразой лорда Хау-Хау: «Кстати, мы все знаем о «Фрае». (В это время завод был переквалифицирован на выпуск противога-

15 ВВС Archive - A Letter from the War Office, Whitehall. Action must be taken against Lord Haw-Haw.

16 ВВС Archive - A Letter from the BBC Director-General.

17 DohertyM. 2000, 188.

зов, крыльев для самолетов, бензобаков и запасных частей для автомобилей)18.

Передачи радиостанции «Говорит Германия» записывались в архив «Би-Би-Си», а их влияние на британскую публику тщательно изучалось. В январе 1940 г. в стенах корпорации был проведен анализ воздействия передач из Гамбурга на английскую аудиторию. По результатам опросов, выяснилось, что с сентября 1939 г. около 1/3 взрослого населения Великобритании или 9 млн человек ежедневно принимали радиостанцию «Говорит Германия» (для сравнения, ежевечерние 9-часовые новости «Би-Би-Си» слушала половина британцев или 16 млн человек, а передачу «Тень свастики» -около 11 млн человек). Причем наблюдалась интересная тенденция: число слушателей гамбургской радиостанции прирастало за счет новых англичан, но теряло прежних. Таким образом, в конце декабря 1939 г. аудитория немецкой радиостанции упала на 5 %. Немецкие передачи слушали, в основном представители обоих полов разного достатка в возрасте 20-30 лет, которые регулярно читали центральную британскую прессу и были достаточно осведомлены в политике. Из всего числа, принимавших немецкие радиопередачи англичан, около 2/3 слушало комментарии лорда Хау-Хау. Его популярность, как считали аналитики «Би-Би-Си», была результатом его свободных суждений, но не оригинальных новостей. «Общепризнано, что Хау-Хау - лжец, хотя в его высказываниях порой бывают семена правды. Но ни один из опрошенных не сказал, что немецкие передачи для него - откровение», а другой доклад службы анализа радиопередач «Би-Би-Си» резюмировался словами: «Мы их слушаем, но мы им не верим»19. Тем не менее 1 сентября 1944 г. Джойс был награжден немецким Крестом за военные заслуги.

18 ВВС Archive - A Letter from the London Press Exchange.

19 ВВС Archive - An Audience Research Special Report.

Уильям Джойс в тюрьме Уондсуорт, январь 1946 г.20

Джойс также написал античерчиллевскую книгу «Сумерки над Англией». Изданная на средства министерства пропаганды и просвещения Германии, она должна была стать «предтечей» к высадке вермахта на Британские острова. Когда же от операции отказались, книга и ее автор были переориентированы на агитацию среди плененных немцами англичан. Их убеждали вступить в ряды добровольческого корпуса, чтобы очистить Англию от «материалистических коммунистов» и «тирании еврейских плутократов». Его последняя передача на Британию вышла в эфир 30 апреля 1945 г. Через несколько дней он был схва-

20 Кеппу М. 2004. Иллюстративная вклейка.

чен на границе с Данией. В декабре Джойс был осужден английским судом и приговорен к повешению. Три апелляции Джойса в Палату лордов не принесли результата, и 3 января 1946 г. приговор был приведен в исполнение.

Как видно, информационная война (как дезинформация накануне, так и активная пропагандистская кампания на противника в ходе войны) на всех уровнях государственного и военного управления активно применялась гитлеровским руководством для достижения своих внешнеполитических целей. В некоторых случаях (как, например, с Третьей республикой во Франции) подобное воздействие давало высокие результаты, которые зависели от внутреннего морально-идеологического климата в стране (не зря современники называли ее «тусклой и утомленной страной»)21.

Однако англичане, сплотившиеся в осознании «осажденной крепости», хотя и принимали нацистское радио, но сохранили верность короне. Немецкие передачи слушались ими, в основном, чтобы узнать детали новостей, переданных «Би-Би-Си». Или же из стремления ознакомиться с альтернативной точкой зрения, ненадолго отключиться от привычного формата и надоевших дикторов «Британской радиовещательной корпорации». Однако, основное содержание немецкого радио не вызывало доверия у англичан, особенно - после того, как факты официальной хроники входили в прямое противоречие с его словами. Возможно, отчасти причиной популярности немецких передач было фрондёрство, но не более того. В годы Второй мировой войны в Великобритании не произошло ни одной достаточно широкой антиправительственной и прогитлеровской акции.

Тем не менее опыт информационной пропагандистской подготовки военных операций не остался в прошлом. Напротив, информационные войны (как один из способов подготовки к боевым действиям и как самостоятельное средство разрушения сознания противника) активно изу-

21 Alexander М. 1992, 118.

чаются и используются в наши дни в ходе локальных конфликтов или предвыборных кампаний22.

Литература

Буранок С.О. 2013. «Россия объявила войну Японии. Это всё». Американская провинциальная пресса в августе 1945 г. // Россия - XXI, 1, 46 -65.

Золотарев В.А. 2012. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. В 12 т. Т. 2. Происхождение и начало войны / В.А. Золотарев (науч. рук.). М., 2012.

Золотарев ВА. 2013. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. В 12 т. Т. 6. Тайная война. Разведка и контрразведка в годы Великой Отечественной войны / В.А. Золотарев (науч. рук.). М. 2013. Иванов С.П. 1974. Начальный период войны. М. Леверкюн П. 2011. Германская военная разведка. М. Раушнинг Г. 1993. Говорит Гитлер. Зверь из бездны. М. Суржик Д.В. 2013. Рецептура «цветных революций» // Геополитика. РФ. 2, 56-62.

Alexander M. 1992. The Republic in Danger: General Maurice Game-lin and the Politics of French Defence, 1933-1940. Cambridge. Bundesarhiv Bild 10-11-062-2110-06.

Cole J.A. 1964. Lord Haw-Haw and William Joyce. The full story. L. Doherty M. 2000. Nazi Wireless Propaganda: Lord Haw-Haw and British Public Opinion in the Second World War. L. Joyce W. 1937. National Socialism Now. L.

Kenny M. 2004/ Germany Calling: A Personal Biography of William Joyce, Lord Haw-Haw. Dublin. Roberts C. 1974. Pleasant years. L.

ВВС Archive - A Letter from the BBC Director-General: URL:

http://www.bbc.co.uk/archive/hawhaw/8926.shtml.

ВВС Archive - A Letter from the London Press Exchange: URL:

http://www.bbc.co.uk/archive/hawhaw/8922.shtml.

ВВС Archive - A Letter from the War Office, Whitehall. Action must

be taken against Lord Haw-Haw: URL:

http://www.bbc.co.uk/archive/hawhaw/8924.shtm.

ВВС Archive - An Audience Research Special Report: URL:

http://www.bbc.co.uk/archive/hawhaw/8927.shtml.

Selwyn F. 1987. Hitler's Englishman, The crime of Lord Haw-Haw. L.

22 Суржик Д.В. 2013, 57.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Структура рот пропаганды23 (по примеру 670-й роты пропаганды, приданной 2-й немецкой полевой армии)

1-й легкий взвод 1-е отделение (1 писатель, 1 художник/фотограф); 2-е отделение (1 писатель, 1 художник/фотограф)

2-й легкий взвод 3-е отделение (1 писатель, 1 художник/фотограф); 4-е отделение (1 писатель, 1 художник/фотограф)

тяжёлый взвод отделение печатного слова (2 писателя); отделение изобразительности (2 художника/ фотографа) 1-е отделение кино (киномеханик, старший ~) 2-е отделение кино (1 киномеханик) 1-й радиовзвод (диктор, старший радист) 2-й радиовзвод (1 диктор)

Взвод пропаганды группа громкоговорителей (6 отделений громкого вещания) группа кинодемонстрации (4 отделения кинопроката) группа печати (доставка печатных изделий)

Рабочая команда рабочая группа «Слово»: корреспондент, распространитель рабочая группа «Изображение»: военный художник, распространитель рабочая группа «Вещание»: персонал радиостанции

Отдел снабжения начальник, финансист, специалист по маскировке, начальник, финансист, специалист по маскировке, сапожник, портной, повар, механик, оружейник.

23 Би^агЫу БШ 10-11-062-2110-06.

Управление пропаганды вермахта

Контрпропаганда, вещание с помощью громкоговорителей, освещение военных событий; создание листовок, фронтовых романов и сборников заметок военнослужащих; издание книг государственных и партийных лидеров, обучающих фильмов.

Перед военной кампанией Во время военной кампании По завершении военной кампании

Подготовка рот пропаганды. Активная пропаганда на противника. Активная пропаганда на противника: Обобщение опыта Управлением пропаганды вермахта.

с помощью громкоговорителей, транспарантов, сброс листовок с воздуха, применение агитснарядов; на свои войска:

с помощью громкоговорителей. Использование музыки, военной кино- и печатной хроники.

Влияние радиопередач радиостанции «Говорит Германия» на английскую публику

(по материалам аналитического отдела «Би-Би-Си»)24

Отношение англичан к передачам радио «Говорит Германия»

Мнение респондентов % опрошенных

В его информационных выпусках есть зерна правды, они весьма оперативны 17%

«Лорд Хау-Хау» - отличный комментатор 16%

Передачи из Гамбурга - бессовестная и безумная ложь 15%

Уважение к мастерству немецких пропагандистов 4%

24 Doherty Ы. 2000, 96, 97.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Презрение и злоба по отношению к «лорду Хау-Хау» 4%

Устали от пропаганды из Гамбурга 3%

Боятся влияния «лорда Хау-Хау» 3%

Сомневаются во влиятельности «лорда Хау-Хау» 2%

Не доверяют ни «Би-Би-Си», ни «Говорит Германия» 2%

Хотят слушать и «Би-Би-Си», и «Говорит Германия» 2%

Соответствуют ли действительности оценки «лорда Хау-Хау»

Тематика выступлений немецкого диктора % респондентов, согласившихся с ним

Социально-экономическая жизнь в Великобритании, безработица, дотационные регионы, жизнь рабочего класса 14, 5

Несправедливость английского пенсионного законодательства 5,1

Критика британской колониальной политики, особенно - в Индии и Палестине 3,4

Высокая инфляция и падение уровня жизни 3,3

Неточность официальной хроники 3,2

Недостатки английской внешней политики в прошлом и настоящем 2,2

Проблемы, связанные с эвакуацией 1,8

Коррупция и неэффективность британской политики 0,8

«Еврейское влияние» в Великобритании 0,8

Трудности семей, чьи мужчины на войне 0,7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.