Научная статья на тему 'Мы — державные люди'

Мы — державные люди Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Газохимия
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Володина Елена

Как известно, в самые короткие сроки наша экономика должна быть преобразована в экономику знаний и тем самым — в активно развивающуюся инновационную экономику. Представляется, что для успешного решения этой задачи прежде всего необходимо выполнить анализ имеющихся в нашем распоряжении ресурсов инновационного развития. Теорию национальных инновационных систем (НИС) в настоящее время активно создают все более или менее развитые страны. Как это происходит в России, и в частности в газовой отрасли, мы решили поговорить с членом-корреспондентом РАН, советником президента ОАО «Стройтрансгаз», экспертом Российского газового общества Александром Ивановичем Гриценко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мы — державные люди»

Ж ПОЗИЦИЯ

Мы — державные люди

Необходимо настроить систему, как камертон

Как известно, в самые короткие сроки наша экономика должна быть преобразована в экономику знаний и тем самым — в активно развивающуюся инновационную экономику. Представляется, что для успешного решения этой задачи прежде всего необходимо выполнить анализ имеющихся в нашем распоряжении ресурсов инновационного развития. Теорию национальных инновационных систем (НИС) в настоящее время активно создают все более или менее развитые страны. Как это происходит в России, и в частности в газовой отрасли, мы решили поговорить с членом-корреспондентом РАН, советником президента ОАО «Стройтрансгаз», экспертом Российского газового общества Александром Ивановичем Гриценко.

— Александр Иванович, состоялось первое заседание рабочей группы Российского газового общества (РГО) по инновационным технологиям, где вам было предложено возглавить научное руководство всем комплексом мероприятий по повышению эффективности инноваций в газовой промышленности. Как вы оцениваете нынешнее состояние дел с внедрением инновационных технологий в газовой промышленности? Экономика в России по преимуществу продолжает оставаться сырьевой, национальной инновационной системы именно как системы нет и в помине. За какую веревочку, на ваш взгляд, надо потянуть в первую очередь, чтобы инновации стали источником экономического роста?

— Действительно, экономика России по-прежнему остается сырьевой. В прошлом году добыли 491 млн тонн нефти, 180 млн тонн оставили в стране, остальное экспортировали. Для того чтобы принять какие-то меры, мы должны выявить причины. А причин несколько. Мы забываем, что добыча нефти и газа не может существовать без смежных отраслей промышленности, таких, как машиностроение, аппаратуростроение. Ведь раньше мы делали заводы и сами их комплектовали. Если чего-то не хватало, пользовались международным разделением труда. А сейчас в России 27 нефтеперерабатывающих заводов, оборудование которых уже износилось на 70%. Нас же постоянно ориентируют на то, чтобы мы строили нефтехимические предприятия за рубежом. Почему мы там должны строить, а не у себя на родине? Почему, например, ЛУКОЙЛ запускает НПЗ в Румынии, а не у нас? Вопросов много, поэтому хотелось бы перечислить наиболее важные проблемы, препятствующие инновациям в газовой отрасли:

■ Отсутствие мощных машиностроительных организаций, выпускающих оборудование полного комплекса.

А.И. ГРИЦЕНКО

Член-корреспондент РАН, д.т.н., профессор

Крупный ученый в области разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений, транспорта газа, его хранения и переработки, автор более 300 научных публикаций, в том числе 40 монографий. Им созданы научные основы промысловой подготовки углеводородного сырья и обоснована концепция разработки крупнейших газовых и газоконденсатных месторождений, впервые в мире выявлен эффект двойной ретроградной конденсации (конденсат, вода) при эксплуатации газоконденсатных месторождений на истощение. Значительное место в работе А.И. Гриценко занимает внешнеэкономическое сотрудничество. Будучи генеральным директором ВНИИГАЗа, он сыграл ключевую роль в создании в системе ЕЭК ООН Газового центра, который сегодня объединяет 25 ведущих мировых газовых компаний. По инициативе и при непосредственном участии Александра Ивановича подготовлена к печати первая Российская газовая энциклопедия. А.И. Гриценко 23 года возглавлял крупнейший центр газовой промышленности — ВНИИГАЗ ОАО «Газпром», был председателем консультативного совета Газового центра ЕЭК ООН; им созданы современный Вычислительный центр и Центр газодинамических исследований при ВНИИГАЗе. В настоящее время ученый является членом Комитета ЕЭК ООН по устойчивой энергетике, членом Комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям в области науки и техники, председателем секции по проблемам нефти и газа экспертного совета по наукам о Земле ВАК, советником президента ОАО «Стройтрансгаз». Среди его учеников 6 докторов и 30 кандидатов наук. А.И. Гриценко — лауреат Государственных премий СССР и РФ, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, Почетный работник и Ветеран труда газовой промышленности, лауреат премии им. И.М. Губкина, награжден орденами и медалями, в том числе золотой медалью им. Л.С. Лейбензона РАН и орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

■ Несовершенство законодательства и реализации законодательного права в сфере защиты интеллектуальных продуктов, авторского права.

■ Неразвитость механизмов венчурного капитала, отсутствие реального опыта венчурных проектов по инновациям.

■ Проблемы качественной подготовки кадров для внедрения инноваций.

■ Недостаточное финансирование НИР, неадресность финансирования.

■ Проблемы проведения эффективных тендеров на закупки оборудования, с приоритетом на отечественное оборудование, материалы и технологии.

— Инновационная сфера не существует без государства. Государство формирует институты: законы, нормы, правила и в этом смысле обеспечивает поддержку. Насколько нужна господдержка для инновационной экономики?

— Мы говорим на самом высшем уровне о том, что нам нужно перерабатывать газ. По американским спутниковым данным, у нас горит 50 млрд куб. м попутного газа. А ведь в 50-х годах в Башкирии и Татарии строили перерабатывающие заводы для переработки ПНГ. Это были крупные республики, которые добывали самое большое количество нефти, в Татарии — 102 млн тонн в год. И попутный газ перерабатывался. Сейчас исполнительная власть должна держать руку на пульсе. Необходимо высветить проблемы и искать пути их решения. Вот разработана «Генеральная схема развития газовой отрасли до 2030 г.». Исходя из этого и надо смотреть, как будут развиваться нефтяная и газовая отрасли, какие будут объемы добычи, какие приоритетные проекты будут разрабатываться для Сибири и Дальнего Востока. Нефтяники все доходы получают с добы-

28 ГАЗОХИМИЯ НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2008

■ НАШ САЙТ В ИНТЕРНЕТЕ: WWW.GA7OHIMIYA.RU

ИНТЕРВЬЮ Я

чи нефти, и, в принципе, вкладываться в переработку попутного газа им невыгодно. Но мы же державные люди, мы должны беспокоиться: ну как же так, ведь в нем концентрация пропан-бутана 25-35%. Где же еще такое сырье можно встретить?

Необходимо, чтобы государство взяло на себя обязательства профинансировать науку, проектно-конструкторские решения вплоть до разработки ряда нормальных установок в блочном исполнении, чтобы привозить их на месторождения и, как кубики, складывать, тогда и компании возьмут на себя обязательства перерабатывать попутный газ.

Да, президент России сказал, что плохи у нас дела с ПНГ, надо, чтобы нефтяные компании утилизировали 95% ПНГ Но это должно происходить под неослабным контролем исполнительной власти. Необходимо разработать федеральную схему развития газоперерабатывающей промышленности и независимо от того, какая компания — ЛУКОЙЛ, Роснефть и т. д., обязать: у вас должны быть разделы и проекты по утилизации ПНГ. Нет разделов — мы не утверждаем. Тогда решение проблемы сдвинется с мертвой точки. Без участия государства, правительства ничего не будет. Поэтому я и предлагаю на страницах вашего журнала поставить задачу, определить пути решения и подробно освещать эту тему.

— Как вы считаете, может быть, чтобы сформировать НИС, необходимо принять «силовое» решение, чтобы в каждой крупной корпорации был собственный научно-исследовательский центр и определить, сколько корпорации должны тратить на науку?

— Думаю, что взаимоотношения правительства и исполнительной власти с нашими компаниями довольно хорошие, и они могут «полюбовно» решить такие дела. Президент часто встречается с руководителями крупных нефтегазовых компаний, и эти проблемы обсуждаются. И если вооружить нашу исполнительную власть философией, о которой я говорю, она ее поддержит. И здесь даже не в деньгах дело, а нужно настроить всю систему, как камертон. Но у нас чиновничий ап-

послезавтра все это просто перекупят западные или китайские компании. Какие механизмы взаимодействия всех частей системы могут обеспечить успешное развитие внедрения инноваций?

— Я повторяю: покупать за рубежом технологии и оборудование — это безумие. У нас слишком большие масштабы, это покупка не одного завода, а десятков. В США 956 газоперерабатывающих заводов, а у нас по пальцам двух рук можно пересчитать. Надо строить свое производство. Необходимо фирмы, ко-

Импорт зарубежных технологий является весьма важным ресурсом инновационного развития. В 2006 г. американский импорт технологий, хотя и был в 2,1 раза меньше их экспорта, составил $35 млрд. Разительным контрастом выглядит положение с импортом технологий в Россию. Этот важнейший канал привлечения мировых достижений науки и техники у нас почти не используется. Объем российского импорта технологий колеблется около уровня всего лишь в $1 млрд

парат существенно вырос по сравнению даже с советским временем, и в этом аппарате все тонет. Вот вы говорите разумные вещи на страницах журнала, а кто это исполняет? КПД от реализации очень низкий.

— Никакая инновационная система невозможна без нормальной производственной и технологической инфраструктуры. Невозможно разделить науку, промышленность, технологии, инновации. Если сегодня не будет создана производственная, технологическая база, на основе которой можно делать то, что завтра разработают наши ученые, то

торые занимаются научно-исследовательской деятельностью, разрабатывают научно-техническую документацию по прорывным технологиям, освободить от налогов.

Многие компании смотрят на Запад. А наши машиностроители — что, без рук или без «царя в голове»? Они не загружены. Мы должны сами производить и оборудование, и технологии, а что-то покупать за рубежом. Надо говорить о тех проблемных вопросах, которые мешают продвижению высокотехнологичной продукции на отечественном рынке.

НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2008 ГАЗОХИМИЯ 29

Ж ПОЗИЦИЯ

Российские потребители зачастую предпочитают покупать изделия в Китае, которые стоят несколько ниже, но значительно уступают по качеству и другим параметрам. В то же время сами китайцы приобретают те же образцы у нас в России по более высоким ценам, затрачивая дополнительно средства на их транспортировку. Ситуация должна измениться, иначе мы будем отставать все больше и больше от передовых стран. А ведь базис у нас есть: Институт нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева РАН, Институт катализа им. Борескова, Институт органической химии им. НДЗелинского — разрабатывают технологии, катализаторы. Все это должно быть востребовано на производстве.

После окончания аспирантуры РГУ им. Губкина, я работал во ВНИИГАЗе и почти сразу был командирован в Харьковскую область на Шебелин-ское месторождение, где мы вместе с проектантами создали установку подготовки газа с использованием диэтиленгликоля. Это была стартовая площадка новых технологий, внедренных на промысле, и я был свидетелем и участником этого процесса. Почему-то в те годы мы могли строить опытные установки, а сейчас не можем найти денег. Сейчас, в период кризиса это сделать действительно не просто, но должен быть державный подход. Необходимо озадачи-

вать все смежные отрасли и нацеливать на выполнение единой задачи.

— Л как вы относитесь к такой мере, как введение штрафов за сжигание попутного газа в факелах?

— Штрафы — это тупиковая ситуация. Добывающие компании штрафы любые заплатят. Например, в богатом Ханты-Мансийском регионе легче заплатить. Заплатили — и год никто никого не трогает, добывают нефть, получают доход. Приходит следующий год — опять заплатили. Это же не вождение машины, где ты

нарушил правила, и с тебя берут штраф. Здесь сырье, продукты переработки, и этим заниматься должно быть прежде всего выгодно.

Например, вы разрабатываете нефтяное месторождение, добываете млн тонн в год нефти, сжигаете попутный газ. Газ под давлением полторы-две атмосферы перерабатывать бессмысленно, его нужно скомпри-мировать до 35-40 атмосфер, и тогда с ним можно дальше работать. Да, это затратно. И кому это надо? Комплексное использование — это только лозунги. Говорят, поставь завод по переработке ПНГ, но рентабельность действительно упадет на какое-то время.

Государство должно регулировать этот процесс. Раз вам неинтересно в этой ситуации строить, необходимо освобождение от налогов на 3-5 лет. Станьте на ноги за это время, и решите вопрос с утилизацией ПНГ.

— На первом заседании рабочей группы вы говорили о том, что востребованность в инновационных технологиях в газовой отрасли весьма высокая, но удовлетворяется она не более чем на 10%. Чем вызвано такое положение дел?

— В России сейчас 8 тыс.газовых эксплутационных скважин на кото-

рых добывается 600 млрд куб. м газа, т.е. 23-25% от общего уровня добычи в мире ( для сравнения: в Америке 650 тыс. скважин). Их количество в будущем будет увеличено на порядок при том же уровне добычи газа. Поэтому срочно необходимо новое поколение конструкций скважин с вязкопластичными тампонирующими материалами. Нас, конечно, избаловали крупные месторождения в Уренгое, Ямбурге и ожерелье других месторождений. Но это абсолютно не значит, что не надо думать о будущем и разрабатывать новые технологии. В 61-м г. трудноизвлекаемых запасов было 7%, а активных запасов нефти и газа, которые были вовлечены в разработку — 93%. Сейчас, в 2008 г., 80% трудноизвлекаемых и 20% активных запасов — пласты с хорошими емкостными свойствами. Уже наступило время, когда для разработки нужны особые технологии, разветвленные и горизонтальные скважины. Конечно, все это удорожает процесс, но дальше легче не будет. Сейчас мы добываем то, что есть на поверхности, а дальше? Наш путь — через комплексную переработку сырья. И продукты переработки газа по стоимости на порядок, а часто и на несколько порядков выше, чем сама нефть.

— Чем будет заниматься группа по инновационным технологиям под вашим руководством?

— Инновационные — это прорывные технологии. Проблемы инноваций охватывают все виды деятельности производства товарного газа и его реализации. Рабочая группа по инновационным технологиям будет заниматься оказанием помощи в поиске и реализации конкретных инновационных проектов. ЕХ

Беседовала Елена Володина

Сфера исследований и разработок является начальным этапом инновационного процесса, от ее возможностей зависит, что именно и как быстро поступит в производство для реализации в виде нового товара. В наши дни исследования и разработки требуют очень крупных расходов. В СШЛ их годовой уровень уже превзошел отметку в $350 млрд, в Китае и Японии это суммы порядка 40% от американских затрат, в то же время соответствующие расходы России составляют лишь около $20 млрд

30 ГАЗОХИМИЯ НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.