Научная статья на тему 'МУЗЫКОТЕРАПИЯ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

МУЗЫКОТЕРАПИЯ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкотерапия / дошкольный возраст / психокоррекция / пассивная форма занятий / активная форма занятий / therapy / preschool age / psychocorrection / passive form of classes / active form of classes

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Демидова Елена Петровна

Музыкотерапия, как один из методов психокоррекции поведенческих расстройств у детей дошкольного возраста, становится все востребованнее. Изучение этого метода имеет более, чем 100-летний период наблюдений и анализа таких выдающихся ученых, как В.М. Бехтерев, А.А. Осипова, Е.А. Медведева и др. Несмотря на это, данная тема не перестает нуждаться в освещении и популяризации. Современные условия жизни с ее стремительно меняющейся технической составляющей диктуют новые подходы к решению психологических проблем детей. Модели психотерапевтических занятий, предложенные в статье, имеют практическое подтверждение. Несколько лет работы автора, как композитора и музыканта, совместно с психологами на базе одного из детских психоневрологических диспансеров Новосибирска доказали перспективность метода индивидуальной и групповой музыкотерапии. Рассматриваются предпосылки к различного рода психоэмоциональным проблемам детей и даются схемы практических музыкотерапевтических занятий, которые легко варьируются, что позволяет музыканту, работающему с психологом, адаптировать музыкальный материал в соответствии со своим профессиональным уровнем. Важным качеством схематичности предложенных занятий является свобода музыкотерапевта в творческом подходе в решении главной задачи, требующей тщательного учета индивидуальных особенностей ребенка и как следствие выстраивания успешной стратегии психокоррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC THERAPY IN THE PROCESS OF PSYCHOCORRECTION OF PRESCHOOL CHILDREN

Music therapy, as one of the methods of psychocorrection of behavioral disorders in preschool children, is becoming increasingly in demand. The study of this method has more than a 100-year period of observations and analysis by such outstanding scientists as V.M. Bekhterev, A.A. Osipova, E.A. Medvedeva, etc. Despite this, this topic does not cease to need coverage and popularization. Modern living conditions, with its rapidly changing technical component, dictate new approaches to solving psychological problems of children. The models of psychotherapeutic activities proposed in the article have practical confirmation. Several years of successful work of the author, as a composer and musician, together with psychologists on the basis of one of the children's neuropsychiatric dispensaries in Novosibirsk proved the prospects of the method of individual and group music therapy. The article examines the prerequisites for various kinds of psycho-emotional problems of children and provides schemes for practical music therapy classes. The patterns of classes vary easily, which allows a musician working in tandem with a psychologist to adapt musical material in accordance with his professional level. An important quality of the schematics of the proposed classes is the freedom of the music therapist in a creative approach to solving the main task, which requires careful consideration of the individual characteristics of the child and, as a result, building a successful psychocorrection strategy.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКОТЕРАПИЯ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 2. C. 162-174 ISSN 2308-1031

Journal of Musical Science, 2024, vol. 12, no. 2, pp. 162-174 ISSN 2308-1031

© Демидова Е.П., 2024 УДК 78.06

DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-162-174

МУЗЫКОТЕРАПИЯ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Е.П. Демидова1, 2

1 Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, Новосибирск, 630099, Российская Федерация

2 Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер, Новосибирск, 630091, Российская Федерация

Аннотация. Музыкотерапия, как один из методов психокоррекции поведенческих расстройств у детей дошкольного возраста, становится все востребованнее. Изучение этого метода имеет более, чем 100-летний период наблюдений и анализа таких выдающихся ученых, как В.М. Бехтерев, А.А. Осипова, Е.А. Медведева и др. Несмотря на это, данная тема не перестает нуждаться в освещении и популяризации. Современные условия жизни с ее стремительно меняющейся технической составляющей диктуют новые подходы к решению психологических проблем детей. Модели психотерапевтических занятий, предложенные в статье, имеют практическое подтверждение. Несколько лет работы автора, как композитора и музыканта, совместно с психологами на базе одного из детских психоневрологических диспансеров Новосибирска доказали перспективность метода индивидуальной и групповой музыкотерапии. Рассматриваются предпосылки к различного рода психоэмоциональным проблемам детей и даются схемы практических музыкотерапевтических занятий, которые легко варьируются, что позволяет музыканту, работающему с психологом, адаптировать музыкальный материал в соответствии со своим профессиональным уровнем. Важным качеством схематичности предложенных занятий является свобода музыкотерапевта в творческом подходе в решении главной задачи, требующей тщательного учета индивидуальных особенностей ребенка и как следствие выстраивания успешной стратегии психокоррекции. Ключевые слова: музыкотерапия, дошкольный возраст, психокоррекция, пассивная форма занятий, активная форма занятий

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Демидова Е.П. Музыкотерапия в процессе психокоррекции детей дошкольного возраста // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 2. С. 162-174. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-162-174.

MUSIC THERAPY IN THE PROCESS OF PSYCHOCORRECTION

OF PRESCHOOL CHILDREN

E.P. Demidova1, 2

1 M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory, Novosibirsk, 630099, Russian Federation

2 Novosibirsk Regional Children's Clinical Neuropsychiatrie Dispensary, Novosibirsk, 630091, Russian Federation

Abstract. Music therapy, as one of the methods of psychocorrection of behavioral disorders in preschool children, is becoming increasingly in demand. The study of this method has more than a 100-year period of observations and analysis by such outstanding scientists as V.M. Bekhterev, A.A. Osipova, E.A. Medvedeva, etc. Despite this, this topic does not cease to need coverage and popularization. Modern living conditions, with its rapidly changing technical component, dictate new approaches to solving psychological problems of children. The models of psychotherapeutic activities proposed in the article have practical confirmation. Several years of successful work of the author, as a composer and musician, together with psychologists on the basis of one of the children's

neuropsychiatrie dispensaries in Novosibirsk proved the prospects of the method of individual and group music therapy. The article examines the prerequisites for various kinds of psycho-emotional problems of children and provides schemes for practical music therapy classes. The patterns of classes vary easily, which allows a musician working in tandem with a psychologist to adapt musical material in accordance with his professional level. An important quality of the schematics of the proposed classes is the freedom of the music therapist in a creative approach to solving the main task, which requires careful consideration of the individual characteristics of the child and, as a result, building a successful psychocorrection strategy.

Keywords: music therapy, preschool age, psychocorrection, passive form of classes, active form of classes Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interests.

For citation: Demidova, E.P. (2024), "Music therapy in the process of psychocorrection of preschool children", Journal of Musical Science, vol. 12, no. 2, pp. 162-174. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-162-174.

Музыкотерапия как метод психокоррекции поведенческих расстройств у детей дошкольного возраста все больше набирает популярность как в медицине, так и в педагогике. Еще в начале XX в. известный русский и советский психиатр, невролог, физиолог и психолог В.М. Бехтерев в статьях «Музыка как лечебное средство», «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка первых дней его детства», «Вопросы, связанные с лечением и гигиеническим значением музыки» писал о пользе влияния музыки на организм человека.

С тех пор этой теме посвящено немало исследовательских трудов: А.А. Осиповой «Общая психокоррекция», коллектива авторов под руководством Е.А. Медведевой «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекцион-ная ритмика», коллектива авторов под руководством Л.Б. Савиной «Музыкоте-рапия как фактор сохранения и укрепления психологического здоровья детей дошкольного возраста» и др.

Данная статья является продолжением освещения и популяризации темы музыкотерапии. Объект исследования -лечение и профилактика широкого спектра психоэмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста. Предмет -возможности коррекционного метода музыкотерапии. Цель данной статьи - исследовать возможности музыкотерапии в коррекции поведенческих расстройств у детей дошкольного возраста. Автор при-

водит схемы музыкотерапевтических занятий, опираясь на личный опыт работы в детском психоневрологическом диспансере, что будет полезно психотерапевтам в накоплении практических навыков психокоррекции поведенческих расстройств у дошкольников.

К сожалению, детей, которые нуждаются в коррекционной психотерапии, довольно много. И этому способствуют различные неблагоприятные факторы как в семье ребенка, так и в окружающем его социуме. Человек в современном мире все чаще испытывает чувство одиночества. Чем больше развиваются технические средства коммуникации, тем сильнее духовно отдаляются люди друг от друга. Всю необходимую в социальном обществе информацию с легкостью можно получить из Интернета, а не из человеческого общения. Не прибегая к простейшим коммуникациям, можно заказать продукты питания и товары первой, второй и прочей необходимости с доставкой на дом.

Слабеет физическая, бытовая необходимость в другом человеке и, как следствие, возникает дефицит живого общения, появляется душевная пустота. За бытовые удобства развитой цивилизации человек платит душевным одиночеством. И, как всегда, первыми страдают дети, именно на них это отражается самым неблагоприятным образом.

Родители, привыкшие к ограниченному общению, принимающие эту ограниченность за норму, переносят этот шаблон

и в семью. Занятые и не очень родители перепоручают общение с собственным ребенком всевозможным гаджетам, которые, восполняя пустоту в общении, наполняют душевный мир ребенка далеко не самыми лучшими образцами для подражания, страхами, ложными целями. Все это не может не сказаться на поведении и психике ребенка. Зачастую корни психологических проблем у детей следует искать в этом напитывании агрессивными, низкопробными материалами масс-медиа.

Музыкотерапия выступает одним из средств психокоррекции эмоциональных и поведенческих отклонений, фобий, расстройств речевого и двигательного аппарата, а также лечения различных соматических и психосоматических заболеваний у детей. Музыкотерапия представляет собой особую форму вовлечения детей в общение в пассивной (слушание музыки) и активной форме (игра на музыкальных инструментах, пение, танец, анализ прослушанного музыкального отрывка и др.). Музыкальные занятия, базируясь на естественных, природных навыках и потребностях ребенка, способны создать благоприятную атмосферу для раскрытия творческого потенциала, психологического раскрепощения и тем самым освободить от навязчивых страхов, предубеждений, комплексов, трудностей в общении. Это помогает усвоению и закреплению необходимых норм социального поведения, формированию позитивного взгляда на окружающую действительность.

Как известно, все виды искусства в той или иной степени способны благотворно воздействовать на человека, но музыке отводится особенная роль. Музыкальные звуки, воспринимаемые слуховыми рецепторами, ранее других способны на такое воздействие. Оно становится возможным буквально на самых ранних этапах человеческого развития, что дает

музыке несомненный приоритет, так как живопись, с ее необходимым зрительным восприятием, или литература, со сформированными, хотя бы на базовом уровне, логическими связями, должны опираться на какой-то, пусть и самый минимальный, но жизненный опыт.

Первичной музыкальностью обладают звуки, окружающие человека не только с самых первых его дней, но и услышанные им еще в утробе матери: шум листвы, журчание воды, пение птиц, ритм шагов, скрип снега, шуршание травы. Ребенок, еще не появившись на свет, улавливает ритм материнского дыхания, сердцебиения, реагирует на динамику, темп и тембр человеческой речи, воспринимает и другие внешние звуки.

Не случайно, известный фольклорист и педагог Г.М. Науменко, обучая детей фольклорному пению, в своей таблице периодизации детских голосов выделяет период внутриутробного развития, называя его «периодом утробного детства» (2013, с. 5).

В.М. Бехтерев в вопросе воспитания ребенка на самых ранних этапах его развития музыке отводил особую роль: «С первых дней жизни доступна только музыка. Она возбуждает эстетическую эмоцию. Игрушка позже... » (Василенко В., 2021). Поэтому музыкальное воздействие в вопросе влияния на психику человека и, в частности, ребенка представляется первостепенным.

Без музыкального развития невозможно и общее психическое развитие личности ребенка - формирование эмоциональной сферы, совершенствование логики мышления, адекватное восприятие окружающей природы. Слово «музыкальность» в данном контексте включает в себя самый широкий спектр звуков -это все звучащее, что окружает ребенка и в первую очередь человеческая речь, в основе своей имеющая интонацион-

ную природу. Как отмечает Г.М. Наумен-ко, «уже в первые недели жизни ребенок реагирует на слова и песни. Колыбельная, например, может унять, успокоить плачущего малыша. А в ответ на детские ласковые песенки младенец отвечает улыбкой, радостным лепетом, пытается своим голосом встроиться в звуки песни» (2013, с. 6).

Спектр музыкально-терапевтического воздействия очень широк. Воздействуя на эмоционально-личностную сферу, музыка, в зависимости от поставленных задач, выполняет различные функции: регулирующую, релаксационную и катар-систическую. Усиливая необходимое воздействие, можно качественно влиять на психоэмоциональное состояние ребенка, а значит на его развитие. Опыт таких исследователей проблемы, как С.М. Милов-ская, И.В. Евтушенко, Е.А. Медведева показывает, что ребенок, погружаясь в мир музыки, выстраивает иное, качественно новое позитивное пространство, свободное от тревог, страхов и негативных переживаний. Высвобождение творческого потенциала, как следствие, стимулирует у него исследовательский интерес к окружающему миру (Медведева Е., 2002. с. 224).

Общеизвестно, что музыка способна передать гамму чувств человека во всей полноте ее оттенков, а значит с помощью музыки можно регулировать шкалу интенсивности развития эмоциональных составляющих психики.

Музыкальные занятия развивают ребенка эмоционально и умственно. Беседы о музыке, о ее эмоционально-образном содержании, как следствие, обогащают словарный запас и не только. Познавательный интерес ребенка, развиваясь, стимулирует желание к занятиям умственной деятельностью. По мнению А.А. Люблинской, «после 4-5 лет дети любят рассуждать, спорить, решать задачи,

головоломки, подбирать слова в рифму, сравнивать разные вещи и явления между собой и т.д. ... формируются ценнейшие черты личности - любознательность, пытливость, наблюдательность» (Люблинская А.,1971, с. 368).

Кроме всего прочего, как доказали многочисленные исследования ученых, музыка позитивно влияет и на другие различные системы организма: центральную нервную, сердечно-сосудистую, дыхательную и двигательную. Согласно одному из способов и приемов целенаправленного воздействия музыкой, сформулированных В.М. Бехтеревым: «При воздействии на человека музыкой необходимо учитывать физиологические условия, нервно-психические особенности организма, эмоциональное состояние личности, принимать во внимание социокультурный контекст и суть разворачивающихся общественных событий» (Василенко В., 2021).

В.М. Бехтерев, доказывая влияние музыки с точки зрения медицинских показателей (артериального давления, пульса, дыхания и т.п.), делает выводы о возможности планового, целенаправленного терапевтического воздействия на организм ребенка. По его мнению, музыка способна «успокоительно действовать на самые сильные душевные страдания... укреплять нервные силы, ободрять, приподнимать угасшие нервы, уменьшать истерию» (Василенко В., 2021).

Составляющие элементы музыки такие, как лад, ритм, тембр, звуковысот-ность, регистр и др. напрямую влияют на различные системы живого организма, в частности человеческого. Музыкальный ритм, если он правильно подобран, способствует нормализации биологических ритмов, что обеспечивает правильное перераспределение энергии, гармоничную уравновешенность, стабильное положительное самочувствие в целом. Замечено,

что мягкие ритмы носят успокоительный характер, а пульсирующие - возбуждающий. Все дело в том, что если частота музыкального ритма ниже частоты пульса слушающего, то на него оказывается релаксирующий эффект и наоборот, чем выше показатель ритмической частоты музыки по сравнению с пульсом, то эффект будет возбуждающий, вплоть до отрицательных эмоций.

Мажорный и минорные лады напрямую влияют на эмоциональный фон человека. Мажорный лад поднимает артериальное давление и мышечный тонус, что не может не сказаться на эмоциональном состоянии, делая его приподнятым и жизнерадостным. В противоположность ему минорный лад обладает гнетущим и депрессивным эффектом.

Звуковысотность также имеет раздражительное и релаксирующее воздействие на психику. Очень высокие звуки (3000 Гц и выше) мешают познавательным процессам, а если они еще и продолжительны, то приобретают разрушительный характер для организма. Тем же отрицательным эффектом, вызывая напряжение, тревогу и мышечные спазмы, обладают и очень низкие звуки (до 750 Гц). Самое благоприятное воздействие на организм оказывают звуки среднего, умеренно высокого и умеренно низкого диапазона, стимулируя сердечную мышцу, нормализуя давление и выравнивая эмоциональный фон.

В.М. Бехтеревым и его коллегами И.М. Догелем и И.Р. Тархановым были проведены подобные исследования, доказывающие изменение кровяного давления, сердцебиения, ритма дыхания в зависимости от высоты, звуковой динамики и тембра музыкальных звуков. Кроме того, выявлена закономерность влияния различных по частоте музыкальных звуков на людей с разными биологическими ритмами и сделан вывод об индивидуализированном воздействии музыки:

«Особенно постоянное удлинение волны наблюдается при конце музыкальных фраз, при созвучиях, при возобновлении знакомых музыкальных пьес, укорочение же волны наблюдается при диссонансе и напряженном слушании... и у каждого человека определяется... известный optimum влияния и верхняя и нижняя точка безразличия» (Василенко В., 2021).

Современные исследования подтверждают эти гипотезы. Р.С. Шушарджан в диссертационной работе «Рецептивная музыкотерапия в программе комплексного лечения больных гипертонической болезнью» дал научное обоснование целесообразности применения музыкоте-рапии. Он установил, что музыкальные физико-акустические параметры определяют различные типы реагирования больных, имеющих особые музыкальные предпочтения, проявляющиеся седатив-ными или адаптивными реакциями (Шу-шарджан Р., 2013).

Музыка имеет несколько уровней влияния на человека. По мнению Л.И. Глазуновой, можно с уверенностью говорить о пяти: личностно-творческом, интеллектуальном, социальном, психологическом, а также психофизиологическом (2004, с. 116). Все это делает музыкальные занятия в руках опытного психолога очень эффективным средством психокоррекции различных поведенческих расстройств ребенка.

Разнообразные программы музыкоте-рапии широко применяются как в психолого-педагогической коррекции, так и в медицинской профилактике. К. Швабе, один из основателей музыкотерапии, обозначил три направления использования музыки в психотерапии: медицинское, психологическое и профилактическое (функциональное). Каждое из направлений содержит в себе различные по форме способы воздействия: опосредованные и неопосредованные (объем воздей-

ствий), индивидуальные и групповые (способ организации), активные и поддерживающие (диапазон воздействий), директивные и недирективные (взаимодействие с терапевтом), поверхностные и глубокие (конечный результат). В му-зыкотерапии используют пассивную (рецептивную) и активную форму занятий.

Пассивная музыкотерапия не вовлекает ребенка в активную деятельность, оставляя за ним роль отстраненного наблюдателя процесса. В зависимости от психологического состояния ребенка и цели терапевтического сеанса, ему предлагается прослушать музыкальный материал различной временной протяженности, жанровой направленности и ладовой окраски. Это могут быть также звуки живой и неживой природы, урбанистические, механические, электронные.

В зависимости от заданной направленности на достижение ряда показателей пассивную музыкотерапию разделяют на коммуникативную (формирование положительного эмоционального фона и установление контакта с ребенком), реактивную (разрешение внутреннего конфликта и выхода с помощью музыки из травмирующей ребенка ситуации) и регулирующую (снятие нервно-психического, эмоционального и мышечного напряжения, релаксацию).

Вариантов таких занятий множество и каждый педагог-психолог, исходя из конкретных поставленных задач, опыта и имеющейся в его распоряжении материально-технической базы, применяет свои. Приведем наиболее типичные и базовые.

Музыкальные игрушки. Предлагаются к прослушиванию знакомые и популярные в детской среде песенки из мультфильмов («Улыбка», «Голубой вагон», «Песенка мамонтенка», «Если добрый ты...» и др.), способствующих воспитанию доброты, чувства товарищества, направленных на зарядку положительными эмоци-

ями и психологическую разгрузку. Вместе с песенками используется и соответствующая игрушка мультгерой, тактильный контакт с которой будет способствовать более быстрому освоению ребенка в незнакомой обстановке.

Музыкальные картинки. Предлагается к прослушиванию ярко жанровая и образная музыка, взятая из исполнительского репертуара, специально написанная, либо импровизированная (колыбельная, марш, танец, музыкальные зарисовки животных, насекомых и т.п.), а также звуки живой природы. Педагог помогает ребенку вербально смоделировать музыкальные образы, дать им точную исчерпывающую характеристику, выразить свое отношение к ним. Необходимость в течение нескольких минут сосредоточенно вслушиваться и погружаться в музыкальный материал благотворно влияет на психологическое состояние ребенка, выравнивая его эмоциональную шкалу.

Музыкальное моделирование. Педагогом-психологом выстраивается амплитудный ряд из музыкальных фрагментов, имеющих яркую эмоциональную направленность - от уныло-подавленного настроения через нейтрально-уравновешенное к приподнято-возвышенному и жизнеутверждающему. Совпадение начального музыкального фрагмента с эмоциональным состоянием ребенка окажет сочувствующий эффект и наладит коммуникацию между педагогом и ребенком, а также сделает успешным шаг к следующему музыкальному фрагменту, противостоящему и нейтрализующему эмоциональное состояние предыдущего.

На третий музыкальный номер этого ряда ложится обязанность наибольшего эмоционального воздействия, поэтому он должен обладать в достаточной мере динамической и жизнеутверждающей силой. И, наконец, чтобы научить ребенка контролировать свое мышечное напря-

жение, при необходимости расслабляться и группироваться, предлагается четвертый музыкальный фрагмент, направленный на релаксацию, а затем на активизацию мышечного тонуса.

В.М. Бехтерев рекомендовал: «Чтобы воспользоваться музыкой для выведения человека из того или иного настроения, необходимо сначала дать музыкальную мелодию, соответствующую данному настроению, а затем постепенно переходить к музыкальным пьесам, возбуждающим другое настроение. Необходимо использовать музыкальные произведения малых форм или отдельные части сложных произведений. Для того, чтобы избежать утомляемости и раздражения не рекомендуется длительное использование однообразной музыкальной мелодии (Василенко В., 2021).

К активным формам музыкотерапии, основанным на работе с музыкальным материалом, относятся: пение, игра на музыкальных инструментах, кинезитерапия (включающая в себя психогимнастику, ритмопластику, коррекционную ритмику, сюжетно-ролевую игру, хореотерапию), интегративная музыкотерапия. Занятия музыкотерапией могут быть как индивидуальными, так и групповыми, и в том, и в другом случае возможно применение активной и пассивной форм, а также их сочетание.

Пение на занятиях направлено на создание оптимистического настроения ребенка, снятие эмоциональной скованности, формирование коммуникативных способностей. Оно способствует укреплению и оздоровлению дыхательной функции организма, улучшает психофизическое состояние, развивает «внешний» и «внутренний» слух ребенка.

Пение можно разделить на два типа: тонирование и вокалотерапию.

Тонирование - это голосовые упражнения на гласных звуках, способствующие

развитию речевого дыхания, речи и других функций:

а) упражнение на максимально долгое пропевание звука м-м-м способствует снятию стресса;

б) тянущийся звук а-а-а помогает быстро расслабиться;

в) протяжный звук и-и-и стимулирует работоспособность мозга, активизирует работу всех систем организма.

Вокалотерапия повышает эмоциональное состояние у заторможенных, эгоцентричных детей, склонных к депрессиям. Используются песни с эмоциональной формулой «я хороший - ты хороший». Особенно эффективно пение хором, так как при этом возможна ситуация одновременного участия в процессе и некоторой отстраненности, «анонимности». Это помогает справиться с различными психологическими сложностями в общении, а солирование в хоре становится важным стратегическим шагом в преодолении застенчивости.

В.М. Бехтерев уделяет особое внимание качеству терапевтического музыкального материала. «Отбирая музыкальные произведения, или части произведений следует ориентироваться на произведения, имеющие музыкальный колорит. Учитывая социальные задачи, предпочтение отдавать малым и простым формам музыкальных произведений, использовать лирические и народные песни... Обязательно учитывать национальный элемент музыкальной культуры» (Василенко В., 2021).

Игра на музыкальных инструментах полностью построена на импровизации, имеющей в основе хрестоматийные мелодические, ритмические и гармонические формулы. Цель - через ансамблевые правила музицирования развить навыки внимания, взаимного слушания, общения, творческого самовыражения, формирование оптимистических настро-

ений. Очень полезно в групповых занятиях назначать солиста. Назначение происходит в порядке очередности выбором посредством стиха-считалки, что в свою очередь тренирует чувство ритма, укрепляет коммуникативные эмоциональные навыки. Статус солиста формирует у ребенка ответственность, повышает самооценку. Так как музицирование в большей степени носит импровизационный характер, педагогу-психологу важно поощрять творческую инициативу у детей, которая способствует динамизации процесса, самовыражению, укреплению их эмоционального фона и жизненного тонуса.

В использовании музыкальных инструментов различного рода достигаются следующие цели:

а) духовые инструменты (деревянные и глиняные свистульки, свирели, игрушечные дудочки, губные гармошки, блок-флейты и др.) так же, как и пение песен из мультфильмов и пение, сопровождающее упражнения и игры, укрепляют дыхание, улучшают настроение, развивают общую музыкальность;

б) клавишные инструменты (игрушечное пианино или детский синтезатор) способствуют тренировке мелкой моторики. Кроме того, активизация нервных окончаний на подушечках пальцев оказывает общее благотворное влияние на организм в целом;

в) ритм-секция (маракас, барабан, бубен, музыкальный треугольник, ложки) тренирует метроритмическое чувство, которое, обладая универсальной природой, способно благотворно влиять на изменение общего биологического ритма организма.

Кинезитерапия сочетающая в себе различные формы и средства, учит выражать эмоции с помощью движений тела и мимики, овладевать навыками релаксации. Она способна нейтрализовать патологические стереотипы и развить новые, гар-

моничные, социально адаптированные. Роль игровой составляющей в кинези-терапии в развитии личности ребенка трудно переоценить. По мнению психологов, «игра, игровая деятельность - особая форма совместной жизнедеятельности ребенка и взрослого, символическое воспроизводство полноты их со-бытия. В игровой форме, ребенок сразу же оказывается счастливым, и самостоятельным, и тесно связанным с социальным миром взрослых (действует как взрослый). В этом смысле игра всегда социально ориентирована - она является игрой для "Другого" и в "Другого". Вместе с тем, в игре ребенок "учится своему "Я"" (познает себя) в общении со взрослыми и сверстниками» (Донцов Д., 2015, с. 49).

Л.Ф. Обухова, резюмируя значение игры, подчеркивает: «Игра - это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. Она ориентировочная по своему существу. Именно поэтому она и выносит ребенка на девятый вал его развития и становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте» (1995, с. 234).

Игры способствуют раскрепощению слишком замкнутых детей, а у расторможенных, напротив, формируют способность к концентрации. Игровые ситуации развивают творческие способности ребенка, корректируют и регулируют агрессивность и другие нарушения поведения. В ходе этих игр осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой (в парах, в микрогруппах от 2 до 6 человек, а также между микрогруппами).

В музыкотерапии используются различные типы игр: контактно-объединяющие, познавательные, а также направленные на развитие основных психических функций:

а) игры, направленные на развитие внимания позволяют постепенно перейти от непроизвольного внимания к произ-

вольному, развивающее навык сосредоточения на конкретном задании;

б) игры, помогающие в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной;

в) игровые ситуации, способствующие развитию мышления ребенка, которое происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим;

г) игровые технологии по типу эстафеты, направленные на развитие восприятия, на побуждение ребенка к подражанию отдельным интонациям мелодии, пополнению словарного запаса, к звукоподражанию, обогащению новыми музыкальными впечатлениями, закреплению уже имеющихся;

д) игры на выражение эмоций, расширение эмоционального диапазона.

Н.И. Ерёмина в диссертации «Восстановительная коррекция психологического статуса детей из социально неблагополучных семей методом игровой вокалотерапии» подчеркивает значимость комплексного соединения метода вокалотерапии с элементами ролевой игры и музыкальными архетипами. По ее мнению, такое сочетание эффективно способствует повышению уровня адаптивно-приспособительных функций ребенка, поскольку задействует одновременно подсознание, сознание и поведение (Ерёмина Н., 2009).

Психогимнастика, включающая в себя дыхательную (предлагаются различные образные задания: задуть свечу на торте, вдохнуть аромат розы и т.п.), пальчиковую (мелкая моторика) и игры на развитие крупной моторики, в целом направлена на сохранение психического здоровья ребенка и, в частности, способствует преодолению такой проблемы, как медлительность, обусловленная слабой подвижностью нервных процессов.

Хореотерапия, коррекционная ритмика и ритмопластика, сводящиеся к общему понятию «двигательная разминка», являются своеобразным социальным контактом, способствующим улучшению взаимопонимания и налаживанию партнерских отношений, а также позволяющим изучить возможности собственного тела.

В танцевальных занятиях важно большое внимание уделять импровизации, так как многие специалисты рассматривают танцевально-двигательную терапию как своеобразный мост между сознательным и бессознательным. На таких занятиях ребенок получает возможность невербального самовыражения в полной форме, сохраняя при этом индивидуальность, находясь в коллективе. Этот вид терапии требует большого пространства, что, в свою очередь, способно помочь решению некоторых психологических проблем. Очень полезно сочетать танец с пением.

Ритмика и ритмопластика, по мнению М.Я. Басова, обладают большими стратегическими возможностями: «Ритмика... в системе своих упражнений содержит и такие, которые направлены именно к выработке уменья одновременно управлять несколькими совершенно различными, а иногда очень сложными движениями рук и ног. Она достигает в этом направлении больших результатов, показывая, что в области движения возможности нашего развития значительно шире фактически используемых» (2007, с. 334).

Интегративная музыкотерапия помимо средств музыки задействует и другие виды искусства: живопись (рисование под музыку), скульптуру (лепка музыкальных образов из пластилина или глины), литературу (сочинение стихов или рассказов после прослушанного музыкального фрагмента). Специалисты, отмечая важность подобных занятий, выполняющих

двоякую функцию, сходятся во мнении, что они «обеспечивают художественное развитие детей и создают вместе с тем благоприятные предпосылки для формирования у них других видов содержательного познания» (Давыдов В., 1990, с. 110).

Представляется очень важным в план музыкотерапевтических занятий включать творческие задания, поскольку такая деятельность, заменяя вербализацию переживаний, способствует снижению эмоционального напряжения, преодолению психоэмоциональных комплексов и тем самым создает оптимальные условия для развития личности ребенка.

Как отмечает С.В. Максимова, для успешной творческой деятельности необходимо «создать атмосферу доверия и поддержки, эмоционального комфорта. Благоприятные условия для развития спонтанной активности ребенка: удовлетворенность базовых потребностей, оптимальное соотношение комфорта и проблемности ситуации, наличие свободного времени, когда ребенок не должен решать определенную задачу, а предоставлен себе, "заражающий" пример взрослого, а еще лучше - творческого коллектива» (2004, с. 81).

Творчество, как известно, выражение бессознательного и это помогает психотерапевту и ребенку лучше осознать и сформулировать психологическую проблему. По мнению Н.В. Грушко, «одним из важнейших психологических условий действенности музыкотерапии как метода творческого самовыражения является создание креативной среды, основывающейся на принципах принятия и стимулирования» (2008, с. 80).

Успешное решение поставленных му-зыкотерапией задач осуществимо, как и в любой психокоррекционной работе с детьми, при следующих условиях:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) внимание к каждому ребенку (учет его возрастных, речевых, индивидуаль-

ных психологических особенностей и потребностей);

2) использование гибких форм психотерапевтической работы с подбором индивидуального курса коррекции с последующей поддерживающей программой после его окончания;

3) создание для каждого ребенка ситуации успеха и доброжелательной атмосферы, позволяющей ему внутренне раскрепоститься, «открыть дверь в бессознательное», что поможет в полной мере воспринять музыку, вне зависимости от ее предполагаемого действия: ре-лаксирующего или стимулирующего;

4) личностная значимость педагога, определяемая его позитивным доброжелательным настроем, владением игрой на музыкальных инструментах, умением петь, выраженными артистическими данными;

5) обеспечение необходимых технических условий для психокоррекцион-ных занятий: удобная мебель и уютный интерьер в спокойных тонах, мягкое освещение, не только естественное, но и искусственное;

6) режим питания ребенка в этот день (не натощак, но и не раньше, чем через 2 часа после приема пищи);

7) правильное определение продолжительности занятия, чтобы переутомление не вызвало защитную реакцию психики -отторжение;

8) уровень громкости музыкальных фрагментов, как релаксирующих, так и стимулирующих, так как очень громкие звуки действуют угнетающе на нервную систему. То же относится и выбору регистров - предпочтение следует отдавать среднему и высокому регистрам, так как низкий и особенно очень низкий регистр зачастую пугают ребенка, дают эффект, обратный ожидаемому;

9) время для отдыха и усвоения на бессознательном уровне музыкальной информации после окончания сеанса;

Для лучшего результата музыкальной терапии с гиперактивными, легковозбудимыми и агрессивными детьми сеансы следует проводить во время сна, так как их бессознательное в этот период более всего восприимчиво к воздействию внешними импульсами.

Для поддержания здорового психологического фона у детей и для психокоррекции различных поведенческих отклонений очень полезно использовать музыку не только в специально отведенное время для занятий, но и в течение дня. При этом важно соблюдать чувство меры и постараться не перегружать музыкальным материалом, а также следует учитывать время суток, вид деятельности ребенка и его настроение.

Для поднятия жизненного тонуса, например, утром, подойдут пьесы в мажорных тональностях, с четким ритмоми жанровой определенностью, а бодрые позитивные песни с хорошим добрым текстом из мультфильмов и кинофильмов.

Для релаксации будет полезна негромкая, спокойная музыка с приятной мелодией и ровным ритмом, в среднем и высоком регистре, тембрально решенная струнными и деревянными духовыми инструментами, челестой, колокольчи-

ками и т.п. С этой задачей также хорошо справятся аудиозаписи с соответствующими звуками природы: журчание ручейка, ровный шум морских волн, шелест листвы, пение птиц, стрекотание сверчка, потрескивание костерка и т.п.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что музыкотерапия помогает урегулировать отношения ребенка с социумом, вначале через контакт с педагогом, затем с одногруппниками, развивает чувство самоконтроля, выявляет новые способности, регулирует уровень личностной самооценки.

Несомненно и то, что музыка гармонично воздействует на психологические процессы и это делает ее незаменимой, особенно при работе с детьми. В дошкольном возрасте, когда детская психика наиболее гибка и восприимчива, музыкотерапия находит свое самое широкое применение как наиболее действенный метод лечения и профилактики широкого спектра психоэмоциональных нарушений у детей.

Метод музыкотерапии признан одним из наиболее эффективных методов коррекционных занятий для гармонизации психоэмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.

Благордность. Автор выражает огромную признательность и благодарность за сотрудничество главному детскому специалисту психиатру Сибирского федерального округа Министерства здравоохранения России, главному врачу Новосибирского областного детского клинического психоневрологического диспансера, канд. мед. наук В.А. Макашевой и заместителю главного врача Новосибирского областного детского клинического психоневрологического диспансера, медицинскому психологу Д.С. Суворовой, чей высокий профессионализм обусловил возможность появления данной статьи.

Acknowledgment. The author expresses great appreciation and gratitude for the cooperation to the Chief Pediatric Psychiatrist of the Siberian Federal District of the Ministry of Health of Russia, Chief physician of the Novosibirsk Regional Children's Clinical Neuropsychiatric Dispensary, Candidate of Medical Sciences V.A. Makasheva and Deputy Chief Physician of the Novosibirsk Regional Children's Clinical Neuropsychiatric Dispensary, medical psychologist D.S. Suvorova, whose high professionalism led to the possibility of this articles.

ЛИТЕРАТУРА

Басов М.Я. Общие основы педологии. СПб.: Алетейя, 2007. 602 с.

Василенко В.В. В.М. Бехтерев о влиянии возвышенных звуков музыки на человека и общество // PHILHARMONICA. 2021. № 2. DOI: 10.7256/2453-613X.2021.2.35150 URL: https://nbpublish.com/ library_read_article.php?id=35150 (дата обращения: 19.10.2023).

Глазунова Л.И. Коррекция психоэмоционального состояния человека средствами музыки: учеб.-метод. пособие. Белгород: БелГУ, 2004. 116 с.

Грушко Н.В. Использование музыки как средства психокоррекции личностных проблем творческим самовыражением // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2008. № 2. С. 77-81.

Давыдов В.В. Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование. М.: Педагогика, 1990. 168 с.

Донцов Д.А. Психология развития детских возрастов: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст. М., 2015. 174 с.

Еремина Н.И. Восстановительная коррекция психологического статуса детей из социально неблагополучных семей методом игровой вокалоте-рапии: дис. ... канд. псих. наук. М., 2009. 133 с.

Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. 415 с.

Максимова С.В. Творчество: созидание или деструкция? М.: Академический проект, 2004. 222 с.

Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 224 с.

Науменко Г.М. Фольклорная азбука. М.: Современная музыка, 2013. 136 с.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. 357 с.

Шушарджан Р.С. Рецептивная музыкотерапия в программе комплексного лечения больных гипертонической болезнью: дис. ... канд. мед. наук. М., 2013. URL: https://www.dissercat.com/content/ retseptivnaya-muz (дата обращения: 19.10.2023).

REFERENCES

Basov, M.Ya. (2007), Obshchie osnovy pedologii [General principles of pedology], Aleteiya, Saint Petersburg, 602 p. (in Russ.)

Glazunova, L.I. (2004), Korrektsiya psikhoemo-tsionalnogo sostoyaniya cheloveka sredstvami muzyki [Correction of the psychoemotional state of a person by means of music], BelSU, Belgorod, 116 p. (in Russ.)

Grushko, N.V. (2008), "The use of music as a means of psychocorrection of personal problems by creative self-expression", Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Psikhologiya" [Bulletin of Omsk University. The series "Psychology"], no. 2, pp. 77-81. (in Russ.)

Davydov, V.V. (1990), Psikhicheskoe razvitie mladshikh shkolnikov: eksperimentalnoe psikholo-gicheskoe issledovanie [Mental development of younger schoolchildren: an experimental psychological study], Pedagogika, Moscow, 168 p. (in Russ.)

Dontsov, D.A. (2015), Psikhologiya razvitiya detskikh vozrastov: mladenchestvo, rannee detstvo, doshkolnoe detstvo, mladshii shkolnyi vozrast, podrostkovyi vozrast [Psychology of childhood development: infancy, early childhood, preschool childhood, primary school age, adolescence], Moscow, 174 p. (in Russ.)

Eremina, N.I. (2009), Vosstanovitelnaya korrektsiya psikhologicheskogo statusa detei iz sotsial'no neblagopoluchnykh semei metodom igrovoi vokaloterapii [Restorative correction of the psychological status of children from socially disadvantaged families by the method of game vocalotherapy], Cand. Sc. Thesis, Moscow, 133 p. (in Russ.)

Lublinskaya, A.A. (1971), Detskaya psikhologiya [Child psychology], Prosveshchenie, Moscow, 415 p. (in Russ.)

Maksimova, S.V. (2004), Tvorchestvo: sozidanie ili destruktsiya? [Creativity: creation or destruction?], Academicheskii proect, Moscow, 222 p. (in Russ.)

Medvedeva, E.A. (2002), Muzykal'noe vospitanie detei s problemami v razvitii i korrektsionnaya ritmika [Musical education of children with developmental problems and correctional rhythmics], Akademiya, Moscow, 224 p. (in Russ.)

Naumenko, G.M. (2013), Fol'klornaya azbuka [Folklore alphabet], Sovremennaya muzyka, Moscow, 136 p. (in Russ.)

Obukhova, L.F. (1995), Detskaya psikhologiya: teorii, fakty, problemy [Child psychology: theories, facts, problems], Trivola, Moscow, 357 p. (in Russ.)

Shusharjan, R.S. (2013), Retseptivnaya muzy-koterapiya v programme kompleksnogo lecheniya bolnykh gipertonicheskoi bolezn'yu [Receptive music therapy in the program of complex treatment of patients with hypertension], Cand. Sc. Thesis, Moscow, Available at: https://www.dissercat.com/content/ retseptivnaya-muz (Accessed 19 October 2023). (in Russ.)

Vasilenko, V.V. (2021), "V.M. Bekhterev on the influence of sublime sounds of music on man and society", PHILHARMONICA, no. 2, DOI: 10.7256/2453-613X.2021.2.35150 Available at: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=35150 (Accessed 19 October 2023). (in Russ.)

Сведения об авторе

Демидова Елена Петровна, доцент кафедры композиции Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, член Союза композиторов России E-mail: demidlena@gmail.com

Author Information

Elena P. Demidova, associate professor of the Department of Composition at the M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory, Member of the Union of Composers of the Russian Federation E-mail: demidlena@gmail.com

Поступила в редакцию 18.11.2023 После доработки 24.05.2024 Принята к публикации 28.05.2024

Received 18.11.2023 Revised 24.05.2024 Accepted for publication 28.05.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.