Научная статья на тему 'Музыкальный текст и компьютерный тренаж (об электронном практикуме для постановщиков хореографии)'

Музыкальный текст и компьютерный тренаж (об электронном практикуме для постановщиков хореографии) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
43
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОТНАЯ ГРАФИКА / АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕКСТА / ОРКЕСТРОВЫЕ ТЕМБРЫ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ФАКТУРА / РИТМИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ / ТИП ДВИЖЕНИЯ В МУЗЫКЕ / MUSICAL GRAPHICS / THE ANALYSIS OF THE MUSICAL TEXT / ORCHESTRAL TIMBRES / THE MUSICAL INVOICE / RHYTHMIC FIGURES / MOVEMENT TYPE IN MUSIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Горн Анна Викторовна

Публикация представляет электронное пособие-практикум «Музыкальный текст и нотная графика», разработанное для студентов-балетмейстеров (хореографов) с целью тренировки и закрепления навыков слежения за музыкальным текстом в его графическом отображении. Выявляется структура пособия, тип заданий и их назначение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The musical text and computer trial (about an electronic practical work for directors of choreography)

The publication represents an electronic grant practical work «The musical text and musical graphics», developed for students ballet masters (choreographers) for the purpose of training and fixing of skills of tracking to the musical text in its graphic display. The grant structure, type of tasks and their appointment comes to light.

Текст научной работы на тему «Музыкальный текст и компьютерный тренаж (об электронном практикуме для постановщиков хореографии)»

А. В. Горн

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕКСТ И КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТРЕНАЖ (Об электронном практикуме для постановщиков хореографии)

Публикация представляет электронное пособие-практикум «Музыкальный текст и нотная графика», разработанное для студентов-балетмей-стеров (хореографов) с целью тренировки и закрепления навыков слежения за музыкальным текстом в его графическом отображении. Выявляется структура пособия, тип заданий и их назначение.

Ключевые слова: нотная графика, анализ музыкального текста, оркестровые тембры, музыкальная фактура, ритмические фигуры, тип движения в музыке.

В современном образовательном процессе все большую значимость приобретают электронные технологии. Независимо от профессиональной сферы, компьютер, сравнительно недавно вошедший во всеобщий служебный и домашний обиход (12-15 лет), не только стал универсальным инструментом для получения, хранения и обработки самой различной информации, но и устройством, позволяющим активно содействовать учебному процессу. Практика показала, что обучающие электронные программы и пособия применимы даже в тех областях деятельности человека, которые связаны с художественным творчеством. Это может быть особенно эффективно, если речь идет о выработке неких стандартных приемов, навыков, закреплении знаний и сведений, то есть о базовых элементах мастерства.

Предлагаемое электронное пособие (практикум) по курсу «Анализ балетного клавира и чтение оркестровых партитур» предназначено для студентов-балетмейстеров и хореографов образовательных программ бакалавриата и магистратуры. В соответствии с целями и задачами названной дисциплины пособие создано для закрепления и контроля навыков работы с музыкальным текстом, который, как известно, является самой

главной опорой для постановщика танца, его вдохновляющим фактором.

Структура и конфигурация предлагаемых заданий разработана с учетом особенностей специализации и контингента студентов. Большинство из них, как правило, не имеют даже начального музыкального образования, а значит, не обучены музыкальной грамоте. Само «чтение» партитур или клавиров студентами указанной категории специфично, оно не идентично аналогичному процессу у музыкантов-профессионалов: балетмейстер ориентируется в нотном тексте без традиционного полноценного интонирования — внутреннего — или реального самостоятельного воспроизведения музыки. Для него сочинение интонируется при просушивании живого исполнения или же аудиозаписи. В этом случае ориентиром для слежения по нотам становятся наиболее яркие графические элементы музыкального текста, определяющие движение или статику, указывающие на направление движения или его характер, количество и качество исполнительских линий (партий), и, что особенно важно для хореографической специализации, выявляющие ритмический рельеф музыки.

Дополнительным фактором, побудившим подготовить электронное пособие, стал особый режим обучения постановщиков танца. Будущие балетмейстеры обычно ведут активную исполнительскую деятельность: часто бывают на гастролях и не могут посещать лекции постоянно. Между тем именно на лекцион-но-практических занятиях после ознакомления с необходимой информацией студент выполняет аналитическую работу с музыкальным текстом под контролем преподавателя. В результате у обучающегося вырабатывается представление о различных элементах музыкального языка, строении музыкальной речи, фактурно-пространственных ощущениях и характеристиках, оркестрово-тембровых красках, и. т. д. Одним из важнейших моментов этого процесса является сопряжение теоретических понятий, профессиональных обозначений музыкальных явлений с их материальным воплощением в конкретном сочинении,

а также методика анализа клавира или партитуры. В случае, когда студент занимается в основном самостоятельно, удаленно от преподавателя, может помочь электронный практикум. Работа с ним позволит, используя теоретические знания, полученные на занятиях или почерпнутые из специальной литературы проводить анализ фрагментов музыкальных произведений в контексте указанной проблемы.

Пособие представляет собой 138 тестовых заданий, сгруппированных по тематике, связанной с содержанием курса «Теория музыки» (дисциплина, освоенная на первом курсе бакалавриата или в соответствующей программе специалитета) и материалом первого семестра дисциплины «Анализ балетного клавира и чтение оркестровых партитур».

Блок 1 «Состав оркестра»

Задания направлены на усвоение информации, связанной с видами и составами оркестров, на закрепление представлений о партитуре как особом виде записи нотного текста, предполагающем наличие определенных правил и традиций, например нисходящее указание партий на листе, обозначения инструментов, исполнительских нюансов и динамических оттенков на итальянском языке и т. п.

Блок 2 «Оркестровые группы»

Эта часть упражнений требует четкого представления о принадлежности основных инструментов симфонического оркестра к определенной оркестровой группе и их записи, а также об отображении в партитуре самого разделения на группы. В блоке представлены примеры использования музыкальных инструментов как из одной, так и из разных групп, причем состав группы может быть полным, а может ограничиться лишь одним инструме нтом.

Блок 3 «Типы движения в музыке»

Три группы заданий данного блока ориентированы на закрепление представлений о графическом отображении основных типов движения в музыке: 3.1. Поступенное; 3.2. Фигура-

ционное (по типу арпеджио); 3.3. Педаль (органный пункт). Названные типы движения представлены в музыкальных примерах с некоторой вариантностью, то есть в восходящем и нисходящем виде, с фигурированием (ритмическим, гармоническим, мелодическим — см. «Задание 3.3. Педаль»), в клавире и партитуре. Кроме этого, в каждой группе подобраны примеры, которые вовсе не содержат искомый тип движения. Раздел 3.1. содержит дополнительную опцию «Диатоника и хроматика». Возможно, подобное дифференцирование достаточно специфично для балетмейстеров и вплотную подходит к профессиональному владению нотной грамотой. Однако принципы отображения данных видов движения легко объясняются и, как показывает опыт, усваиваются. Определение диатонической или хроматической природы может иметь большое значение для анализа текста.

Блок 4 «Плотность и разреженность фактуры»

Для решения заданий этой части практикума особенно важен слуховой опыт, так называемая «наслушанность» студента, искушенность зрения и слуха, направляемая знаниями о звуковых и исполнительских возможностях музыкальных инструментов. Характер движения, инструментальный состав, высота, громкостная динамика и темп звучания являются теми факторами, которые должны помочь определить плотность или разреженность музыкальной фактуры в предлагаемых примерах (клавире и партитуре).

Блок 5 «Ритмические фигуры»

Финальный раздел тренировочной программы посвящен одной из самых существенных для балетмейстера-хореографа сфере музыки — ритму. Среди огромного количества возможных ритмических комбинаций были отобраны фигуры, часто используемые в танцевальной музыке: синкопа, пунктирный ритм, триоль. Фигуры приводятся как поодиночке, так и в комбинациях друг с другом, что отражено в списке возможных правильных ответов. Так же, как в третьем блоке, здесь имеется несколько примеров, в которых ни одна из указанных ритмиче-

ских фигур не используется. Цель подобного дополнения — научить видеть не только наличие, но и отсутствие какого-либо элемента текста.

Предпоследняя страница электронного пособия-практикума выводит данные результатов работы. Это сведения об имеющихся заданиях в пособии, максимально возможном количестве баллов, о пройденных студентом заданиях за данный сеанс и заработанных им в случае правильных решений очках. В самом конце представлен список названий музыкальных произведений, использованных в качестве примеров и намеренно не указанных на страницах пособия, чтобы у студента не было изначальной «предустановки» на жанр, стиль, эпоху и соответственно на ответ по тесту.

Последовательность блоков выстроена по принципу «от простого к более сложному», однако при желании можно начинать с заданий любого направления (навигация простая, нотный текст можно увеличить). В пособии заложена возможность неоднократного тестирования-проверки, достаточно выйти из программы и снова запустить ее. Уровень сложности заданий внутри каждой группы неодинаковый, поэтому некоторые из них удается выполнить не сразу. Особую сложность представляют задания из четвертого блока, так как определение плотности и разреженности фактуры по формальным визуальным признакам может не совпасть с реальным звучанием.

Решение предложенных в электронном практикуме заданий требует определенного погружения в музыкально-теоретиче-скую проблематику: всматривания в текст, его изучения, сопоставлений со звуковыми представлениями личного слухового опыта, иначе говоря, не мгновенного угадывания, но вдумчивого анализа. Одной из важнейших целей пособия является обучение концентрации внимания при работе с текстом любого формата, а особенно с таким, который, отображаясь визуально, живет в звучании. Можно сказать, что настоящий практикум по своей природе соответствует комплексному, зрительно-слухово-му характеру балетмейстерской деятельности.

The publication represents an electronic grant practical work «The musical text and musical graphics», developed for students ballet masters (choreographers) for the purpose of training and fixing of skills of tracking to the musical text in its graphic display. The grant structure, type of tasks and their appointment comes to light.

Key words: musical graphics, the analysis of the musical text, orchestral timbres, the musical invoice, rhythmic figures, movement type in music.

БАЛЕТНЫЙ ТЕАТР: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

«В балете все совмещается и все постигается через танец ...»

Игорь Вельский. Вестник АРБ № 4; с. 4.

«Базовой основой понимания специфики функционирования искусства должно быть представление о характере функций (специфических и не специфических), реализуемых искусством».

Ю. В. Осокин. Введение в теорию системных исследований искусства. РАН, ГИИ, М. 2003. с. 387

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.