Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК НОСИТЕЛЬ РУССКОГО КУЛЬТУРНОГО КОДА'

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК НОСИТЕЛЬ РУССКОГО КУЛЬТУРНОГО КОДА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
172
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ КОД / КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Маркарьянц Ирина Юрьевна

Изучение фольклора способствует сохранению национальной культуры. В настоящее время изучение основ народной культуры и ее глубокого духовного содержания остается одной из актуальных тем в распространении и сохранении народных традиций. Рассматривается процесс приобщения детей к фольклору в образовательных учреждениях и адаптации народных праздников и народных культурных традиций к современной культуре. Доклад на 7-й научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых «Науки о культуре и искусстве: перспективные исследования» (Москва, 23-24 января 2023 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL FOLKLORE AS A CARRIER OF THE RUSSIAN CULTURAL CODE

The study of folklore contributes to the preservation of national culture. Currently, the study of the foundations of folk culture and its deep spiritual content remains one of the relevant topics in the spread and preservation of folk traditions. The paper discusses the process of children's acquisition of folklore in educational institutions and efforts to adapt folk festivals and folk cultural traditions to the contemporary cultural context. Report at the 7th scientific-practical conference of graduate students and young scientists "Sciences of culture and art: advanced research" (Moscow, January 23-24, 2023).

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК НОСИТЕЛЬ РУССКОГО КУЛЬТУРНОГО КОДА»

КУЛЬТУРОЙ

ОГИЧЕСКИИ ЖУРНАЛ

2023/1(51)

JOURNAL OF CULTURAL RESEARCH

ISSN 2222-2480

Электронное периодическое рецензируемое научное издание

■ыходит с 2010 года

Теоретическая культурология

РО! 10.34685/Н1.2023.84.85.004 Маркарьянц И.Ю.

Музыкальный фольклор как носитель русского культурного кода

Аннотация. Изучение фольклора способствует сохранению национальной культуры. В настоящее время изучение основ народной культуры и ее глубокого духовного содержания остается одной из актуальных тем в распространении и сохранении народных традиций. Рассматривается процесс приобщения детей к фольклору в образовательных учреждениях и адаптации народных праздников и народных культурных традиций к современной культуре.

Доклад на 7-й научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых «Науки о культуре и искусстве: перспективные исследования» (Москва, 23-24 января 2023 г.).

Ключевые слова: культурный код, культура, ценности культуры, музыкальный фольклор, фольклорные традиции, учебно-воспитательный процесс.

В последние годы в связи с затянувшимся периодом переоценки ценностей в результате различных кризисов (экономических, политических, социальных) исследователи разных дисциплин выражают обеспокоенность образовавшимся духовным вакуумом в нашем обществе. Размывание ценностей, разрушение старых и отсутствие новых нравственных законов приводит к различным формам деструктивного поведения, росту депрессии и снижению социальной активности среди молодежи. Доступность широкого спектра информации в интернете, в основном низкого качества, и недостаточность пропаганды национального искусства влияет на общий уровень эстетического воспитания молодого поколения, ведет к бездуховности и отбивает у молодых стремление к творческому самовыражению. Такая ситуация представляет большую опасность для будущего России.

В связи с этим тема культурных кодов широко обсуждается в научных кругах, и изучение их остается главным в понимании сущности как отдельного человека, так и нации в целом. Культурный код - это образы, символы, доставшиеся народу от предков, которые зашифрованы в

культуре. Национальный культурный код сохраняется путем его трансляции в родном языке и различных видах искусства, таких, как художественная литература, живопись, музыка, театр.

Русская культура во все исторические эпохи всегда определяла национальное своеобразие России и русского народа. Значительный вклад в развитие русской культуры внесли такие корифеи, как А.С. Пушкин, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский; историки: Н.М. Карамзин, Н.И. Костомаров, а так же собиратели фольклора, ученые-фольклористы, такие как П.В. Киреевский. Аполлон Григорьев справедливо сказал: «Пушкин - это наше все!». И большинство современных респондентов (80%) великим писателем назвали именно А. Пушкина. Преобразующая и возвышающая сила его поэзии определяет наш культурный код. А.С. Пушкин был гением в создании национальных идеалов и первым русским писателем, обратившим внимание на народное творчество. В письме к П. Вяземскому он писал: «Пока я один-одинешенек... слушаю старые песни и сказки».

А что же в музыке? М.И. Глинка вошел в историю как «Пушкин русской музыки». «Во многих отношениях, - писал В.В. Стасов, - Глинка так же важен для русской музыки, как Пушкин для русской поэзии. Оба они обладали огромным талантом и истинно национальным характером. Они черпали огромную силу непосредственно из родной стихии своего народа и создали новый русский язык - один в поэзии, другой в музыке». М. Глинка как-то сказал: «Создает музыку народ, а мы, художники, ее только аранжируем».

П.И. Чайковский заметил о «Камаринской» М. Глинки: «Вся русская симфоническая школа, как дуб в жёлуде, заключена в этой музыкальной фантазии».

Огромный вклад в развитие и изучение музыкального фольклора внесли и другие русские композиторы: М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, А.К. Лядов. Они записывали, обрабатывали и изучали народные мелодии, составляли сборники песен и распространяли их среди любителей музыки и музыкантов.

Однако в современных условиях, в особенности с расширением возможностей межкультурной коммуникации, возникает вопрос, в чем ценность народной музыки в цифровую эпоху и насколько современным людям нужны аутентичные народные танцы и песни?

Древняя мудрость гласит: «Морально разложите молодежь, и вы победите нацию». Группа ученых из Института физики РАН в ходе своих исследований обнаружила, что ДНК человека обладает способностью считывать, запоминать и реагировать на звуковую информацию. Развлекательная музыка, такая как рок, хип-хоп, рэп, диско, техно и поп-музыка - это музыка, которую предпочитает молодежь. Говорят, что она поднимает настроение и бьет в такт пульсу современной эпохи. Однако во многих случаях интенсивность звуковых частот такой музыки превышает допустимую норму и оказывает резко отрицательное воздействие на психику и интеллект.

Приобщение молодого поколения к национальной музыкальной культуре своей страны воспитывает их музыкальные вкусы, способствует духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Хотя музыкальный фольклор в значительной степени исчез из повседневной жизни, но, с профессиональной точки зрения, он обрел второе дыхание в других формах, например, в профессиональном музыкальном образовании. Конечно, выпускники творческих факультетов не могут заменить настоящих мастеров народной культуры, но с их помощью возрождается музыкальный фольклор.

Сегодняшняя молодежь, будь то городская или сельская, не до конца осознает корни своих предков. С. Лихачёв утверждал: «Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни, и очень важно, чтобы рост начинался непременно с корней». А, как известно, корни - это малая родина, ее история, культура, быт и традиции... Любовь к своей культуре, своему городу, своему родному языку начинается с любви к своей семье, своему дому и своей школе».

Опираясь на опыт своей работы с молодежью, я наблюдаю, к сожалению, что процессы, происходящие в современном социокультурном пространстве, не способствуют пониманию традиционной музыкальной культуры. Поэтому необходимо в процессе обучения, притом как можно раньше, когда у детей развиваются способности, умения и навыки, приобщать к ценностям народной музыки, прививать интерес к фольклору и желание участвовать в сохранении традиций. Очень важно показать ребенку, куда идти и к чему стремиться в своем творческом развитии. В. Сухомлинский отметил, что идеальными ориентирами для детей всегда являются взрослые -родители,учителя.

Все жанры музыкального фольклора представляют собой ценную основу для изучения культурного наследия прошлого. Советский музыковед Н. Брюсова, автор трудов по музыкальной педагогике, в своей статье «Как учить и учиться музыкальной грамоте» писала, что «работу надо начинать с народной песни - то есть с той музыки, которая особенно близка народу с детства». «Моя радость, жизнь моя! Песни! Как я вас люблю!» - восторженно восклицал Н. Гоголь.

Каждая песня развивает трудолюбие, любовь к ближнему, дому, земле и родине; воспитывает доброту, благородство и мужество. Так, песни календарного цикла (Рождество, Масленица, Троица и т. д.) рассказывают нам не только о труде и образе жизни древних славян, но и об их мировоззрении, верованиях и мифах, связанных с поклонением Солнцу как источнику жизни. Песни о повседневных семейных ритуалах и церемониях (рождение, крещение, свадьба и похороны) сопровождают основные жизненные этапы, через которые должен пройти каждый человек. Они сопровождали каждое важное событие в жизни, от рождения до последнего вздоха. Очень точно подметил Н.В. Гоголь: «Под песни баб пеленается, женится, хоронится русский человек».

Формы воспитательной деятельности по развитию фольклорных традиций в основном коллективные: учебные занятия, праздники (вечера), творческие встречи (с народными

исполнителями, фольклорными коллективами), тематические прогулки, концерты, комплексные занятия.

Успешное изучение культурного наследия требует не только теоретических знаний предмета и общей осведомленности о народных традициях. Здесь особенно важно не формальное участие ребенка в процессе изучения музыкального фольклора, а практическое применение.

Большой интерес к музыкальному народному творчеству наблюдается среди детских коллективов, которые выступают на фестивалях и конкурсах. Знание народных песен и танцев, умение носить национальные костюмы обогащают и развивают внутренний мир ребенка. Исполнительские коллективы есть в общеобразовательных и музыкальных школах, колледжах, домах культуры, центрах детского и юношеского творчества. Все эти коллективы знакомят зрителей с народной культурой. Кроме того, сейчас отмечается и другое: создание совместных фольклорных ансамблей, в которых родители выступают вместе с детьми.

В настоящее время исследуются различные формы, в которых народная культура и традиции могут существовать и развиваться в новых условиях. Народные песни и танцы под влиянием массовой культуры адаптировались к современности, приобрели новые смыслы. Все более выраженной становится тенденция обращения к обрядовым видам народного творчества, в которых главное - общение. Поэтому одной из форм ознакомления широкой публики с музыкальным народным творчеством являются массовые гуляния (которые можно проводить на открытом воздухе).

В интерактивном формате участники фольклорного ансамбля становятся инициаторами и координаторами действия, вовлекая зрителей в процесс исполнения, доставляя слушателю эстетическое удовольствие, как, например, это было этим летом, в августе на ВДНХ, где проходил фестиваль «Хороводы России».

Еще одним форматом можно назвать лекцию-концерт, в котором, помимо концертной программы, даются пояснения и комментарии. Такие мероприятия могут быть ориентированы на аудиторию как детей, так и взрослых.

Исходя из сегодняшних реалий, можно сделать вывод, что все формы имеют право на жизнь и должны служить пропагандистской, просветительской деятельности и патриотическому воспитанию населения. Фольклор привнес в музыкальную жизнь современных городов новые (а по сути, забытые) музыкальные и эстетические идеалы. Фольклорное движение оказалось увлекательным и помогло многим найти свое место в современной городской музыке, определить свои предпочтения и получить определенные духовно-эстетические импульсы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьев А.А. Литературная критика / Аполлон Григорьев. - М.: Худож. л-ра, 1967.

2. Пушкин А.С. Избранное: Поэзия и проза. - М.: АСТ; Харьков: Фолио, 1999.

3. Соболевский С.А. А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т.2. - М.: Худож. л-ра, 1974.

4. Асафьев Б.В. М.И. Глинка. - Л.: Музыка, Ленингр. отд., 1978.

5. Чайковский П.И. Дневники (1873-1891). - М.; Пг.: Гос. Из-во Музык. Сектор, 1923.

6. Сохранение и возрождение фольклорных традиций : Сб. науч. трудов // АН СССР, НИИ культуры, респ. Центр рус. фольклора / ред. Банин А.А. - М.: НИИК, 1990.

7. Лихачёв Д.С. Раздумья о России. - М.: Логос, 2006.

8. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. — М.: Мол. гвардия, 1971.

9. Брюсова Н.Я. Как учить и учиться музыкальной грамоте : Программа заоч. обуч. - М.: Огиз, 1931.

10. Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. [в 14 т.] : Т. 10: Письма, 1820-1835. - М.: Изд-во АН СССР, 1940.

Маркарьянц Ирина Юрьевна

преподаватель,

Московское хореографическое училище при Театре танца «Гжель» (Москва) Email: abcd.ira.mar@mail.ru

Markaryants I.

Musical folklore as a carrier of the Russian cultural code

Abstract. The study of folklore contributes to the preservation of national culture. Currently, the study of the foundations of folk culture and its deep spiritual content remains one of the relevant topics in the spread and preservation of folk traditions. The paper discusses the process of children's acquisition of folklore in educational institutions and efforts to adapt folk festivals and folk cultural traditions to the contemporary cultural context.

Report at the 7th scientific-practical conference of graduate students and young scientists "Sciences of culture and art: advanced research" (Moscow, January 23-24, 2023).

Key words: cultural code, culture, cultural values, musical folklore, folklore traditions, educational process.

Markaryants Irina Yurievna

teacher,

Moscow Choreographic School at the "Gzhel" Dance Theatre (Moscow)

© Маркарьянц И.Ю., 2023. Статья поступила в редакцию 12.02.2023. Url: http://cr-journal.ru/rus/journals/608.html&j_id=55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.