Научная статья на тему 'Музыкальные инструменты черкесов в музыкально-фольклорной традиции казаков своременной Карачаево-Черкесии'

Музыкальные инструменты черкесов в музыкально-фольклорной традиции казаков своременной Карачаево-Черкесии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
378
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальные инструменты черкесов в музыкально-фольклорной традиции казаков своременной Карачаево-Черкесии»

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ЧЕРКЕСОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ФОЛЬКЛОРНОЙ ТРАДИЦИИ КАЗАКОВ СВОРЕМЕННОЙ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ

Соловьева Наталья Георгиевна

Кандидат исторических наук, доцент, Карачаево-Черкесский ордена «ЗнакПочета»институт гуманитарных исследований при Правительстве КЧР, старший научный сотрудник отдела истории и археологии народов КЧР,

г.Черкесск

Разнообразие музыкальных инструментов у народов северокавказского региона связано с особенностями формирования музыкальной культуры, характеризующейся отчетливой ритмичностью музыкальных произведений, исполнение которых немыслимо без соответствующего сопровождения.

Инструментарий народной музыки - это один из наиболее сложных объектов изучения в музыкальной фольклористике. Традиционные музыкальные инструменты адыгов (черкесов) представляют собой богатейший пласт духовной культуры народа, который на протяжении всего периода своего существования подвергался не только локальным изменениям, но и межкультурным взаимодействиям. Межкультурная коммуникация происходила, в частности, и между черкесским и русским народами современной Карачаево-Черкесии в конце XIX -начале ХХ веков.

Об инструментальной культуре казаков в научном мире имеются самые поверхностные представления [1, с. 214-262]. Слабый научный интерес к проблеме инструментального наследия казачества, в частности кубанского коим является казачество Карачаево-Черкесии, объясняется возможностью более доступного исследования научной проблемы, лежащей на поверхности фольклористики - исследование доминантных музыкальных жанров и форм, то есть казачьих песен. И.В.Мациевский отмечал: «Инструментальное звучание воспринималось как антитеза живому звучанию человеческого голоса: и физически и духовно оно - иной мир, отличный от мира человеческой речи и пения, в чем-то более могучий и загадочный» [2, с. 10-11]. Выделение одной составляющей в качестве ведущей, приоритетной в исследовании традиционной культуры «затеняет» другую, не менее значимую его часть. Проблема инструментального наследия народов северокавказского региона, их взаимовлияние - одна из актуальных проблем современной науки, которую необходимо разрабатывать глубоко, с учетом современных научных подходов.

Инструментальная культура составляет огромный массив в традиции каждого этноса. Об этом свидетельствует целый комплекс обрядов, в которых чрезвычайно развита танцевальная музыка. Черкесами и казаками выработаны характерные интонационные особенности, ритмические организации музыкального языка, определенная дифференциация инструментальных тембров.

У черкесов в конце XIX - начале XX веков были широко распространены разнообразные виды музыкальных инструментов. По способам извлечения звука и конструкции инструмента их можно классифицировались следующим образом:

Идиофоны - пхатарко, пхачыч, пхамбгу, шапсуг-ские кастаньеты (башхэр и другие разновидности пхачыча), упапшина, пшина.

Мембранофоны: шонтрып, доол, дайра.

Xордофоны: шапсугская цитра, шичапшина, шап-сугская лира, апапшина, пшина дыкуако (или пшина-тарко).

Аерофоны - мажепшина, камыль, сырын, фендпшина (бжэныфэ), шапсугский горный рожок, на-кыра и бжамий.

Пхачич - один из самых древнейших и популярных инструментов черкесов. Он предназначался для фиксирования ритма и темпа музыки. Пхачич обычно состоял из трех и более (десяти) деревянных пластинок.

Сегодня по этнической принадлежности музыкальный инструментарий адыгов (черкесов) подразделяется на следующие виды:

1) исконно адыгские инструменты - камыль, шичапшина и пхачич;

2) заимствованные из иноэтнической среды, но принятые в народе - пшина;

3) инструменты, заимствованные из иносреды, имеющие локальное распространение, но также приспособленные для исполнения традиционной музыки: апапшина, пшинакаб, пшинатарко[6].

Особое место в музыкально-фольклорной традиции черкесов и казаков занимали ударные музыкальные инструменты.

Ударные музыкальные инструменты - самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов. Звук из них извлекался ударом или тряской (покачиванием). При этом использовались разнообразные устройства, в частности палочки, которыми производилось воздействие на звучащее тело: металл, дерево и др. [3]

Большой популярностью у черкесов пользовались ударные инструменты с неопределенной высотой звучания, не имеющие настройки на определенные звуки. К ним можно отнести большой и малый барабаны, трещотки и др.

По звукообразованию традиционные ударные инструменты черкесов можно разделить на мембранофоны — инструменты, в которых звучащим телом являлась натянутая мембрана из кожи, то есть барабаны и др. и на идиофоны — инструменты, в которых звучащим телом являлся весь инструмент, либо состоящие из целиком звучащих тел, например колокольчики и т.п. В свою очередь идиофоны отличались по материалу своего производства. Так, к металлическим идиофонам, звучащие элементы которых были из металла, относили колокольчики. А деревянные идиофоны, звучащие элементы которых делались из дерева, включали своеобразные деревянные колокола и др.

Еще одним широко распространенным музыкальным инструментом идиофоном была трещотка - народный музыкальный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Она была устроена следующим образом: состояла из набора 18-20 тонких дощечек (обычно дубовых) длиной 16-18 см., которые соединялись между собой крепкой верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. Для разделения дощечек между ними вверху вставлялись небольшие пластинки из дерева шириной не более 2 см.

Существовала и другая конструкция трещотки — прямоугольный ящичек с помещённым внутри деревян-

ным зубчатым колесом, прикреплённым к маленькой рукоятке. В одной из стенок этого ящичка делался прорез, в отверстии которого неподвижно укреплялась тонкая упругая деревянная или металлическая пластинка.

Трещотку держали за верёвку двумя руками. Резкие или плавные движения позволяли издавать различные звуки. При этом руки находились на уровне груди, головы, а иногда поднимались и выше, чтобы привлечь внимание. Звуки, издаваемые трещоткой, были ритмичные, громкие или тихие, соответствовали исполняемой музыке.

Трещотки, как и барабаны, активно вошли в духовную жизнь казачества современной Карачаево-Черкесии, сопровождали в будни и праздники их танцы и песни.

В казачьей культуре изначально отсутствовали древнейшие музыкальные инструменты, что говорит о ее сравнительно молодом возрасте. Наличие определенных музыкальных инструментов свидетельствует об исторических контактах казаков с соседними народами, в частности с черкесами, а также об их эстетических ценностях. В музыкально-фольклорной традиции кубанского казачества на рубеже Х1Х-ХХ веков наравне с русской гармошкой сосуществовали и пхачичи, турецкий барабан.

Описание музыкальных инструментов в исследовании процесса взаимодействия культур дает не только представление о традиционной музыкальной культуре народа, о бытующих музыкальных предпочтениях, но и позволяет выявить аналогии развития музыкальных инструментов в регионе в целом.

Многие фольклористы описывали народные музыкальные инструменты. Так, Ш.Шу отмечал: пшине - язычковый инструмент типа гармоники; апепшина - щипковый струнный инструмент типа балалайки; пхачич -ударный самозвучащий инструмент [7]. Аналогичные по устройству музыкальные инструменты нашли свое отражение и в музыкально-фольклорной традиции казаков современной Карачаево-Черкесии.

В определенный исторический период конкретный музыкальный инструмент можно считать народным инструментом сразу для нескольких этнических групп, если он использовался в обрядах или выполнял определенную функцию в жизни этих народов. Ударные музыкальные инструменты черкесов (барабаны, трещотки и др.) в музыкально-фольклорной традиции казаков современной Карачаево-Черкесии сыграли заметную роль и по сути были переняты без каких бы то ни было значимых изменений. Они содействовали формированию особого северокавказского облика кубанского казачества, проживающего рядом с горцами, укреплению их межкультурных связей.

Ударные музыкальные инструменты чаще всего применялись при исполнении танцевальной музыки. Традиционно у черкесов были распространены парные танцы под гармонику и трещотку или хлопанье в ладоши, а также танец типа лезгинки - исламей, которым упражнялись с ранних лет.

Для девушек (горянок и казачек) танцы являлись демонстрацией ее красоты, изящества, наряда. Замужние женщины-черкешенки в танцах не принимали участия.

Танцы устраивались по случаю свадьбы, во время вечеринок и на общинных праздниках. Танцевальные мелодии, как и музыкальные инструменты исполняющие их, у черкесов и казаков отличались разнообразием и большим количеством. Гармоника являлась главным и основным музыкальным инструментом. Отличительной особенностью являлся принцип ее использования: у черкесов на ней играла главным образом черкешенка, а у казаков исключительно казак. Гендерный признак в данном случае соблюдался особенно строго.

Значительная роль гармоники в формировании музыкально-фольклорной традиции казачества современной Карачаево-Черкесии заключалась с одной стороны в том, что она заменяла собой целый ансамбль инструментов и по силе звучания выступала многоголосной фактурой. С другой - она более подходила к исполнению музыки, чем песни. Тем самым, гармоника заняла свободную нишу в области танцевальной музыки, которая постепенно приобрела огромную популярность.

Среди казачьего населения гармоника на первых порах ассоциировалась с «чужой» музыкой и «чужой» культурой не только в связи с «иногородними», но и в связи с горцами, у которых гармоника распространялась и «приживалась» более активно. Но со временем гармоника стала неотъемлемым атрибутом казачьего сословия, наиболее востребованным музыкальным инструментом. Игра на гармони считалась достойным делом и осуществлялась только мужчинами-казаками.

Своеобразное разграничение музыкальных инструментов было и черкесов. Хан-Гирей описывает факт исполнения музыки представителями высших слоев населения на традиционных музыкальных инструментах (апепшина и пшинатарко), которые «лишь употребительны в высшем классе, на апепшина в гостиных играют сами князья и дворяне, на празднествах во время плясок играли скрипачи низших сословий» [5, с. 116]. У казачества современной Карачаево-Черкесии в конце XIX века также существовало разделение на «благородные» и «простонародные» музыкальные инструменты. Богатые казаки исполняли музыкальные произведения в основном при помощи гармони, барабана и вспомогательных ударных инструментов (трещоток и др.). Чаще всего они нанимали иногородних музыкантов для музыкального сопровождения крупных празднеств. Бедные казаки играли на самодельных музыкальных инструментах, в основном духовых (пищали, дудочки и др.), подручных предметах (сабле, пиле, бутылках и т.п.). Некоторые музыкальные инструменты вообще не использовались в казачьей среде (скрипки и др.).

Сам факт заимствования казаками традиционных черкесских ударных инструментов (барабанов, трещоток и др.) свидетельствует не только о достаточно близких дружеских отношениях между данными народами, но и об уважительном отношении друг к другу, особой близости их духовной составляющей, выражающейся в однотипности ментальности.

Особая роль в казачьей музыкальной культуре отводилась духовым инструментам. Военно-патриотическое начало духовной культуры казачества в немалой степени выражалось через инструментарий. Духовые инструменты вошли в нее быстро и навсегда. Именно у казачества на рубеже Х1Х-ХХ веков официально появился один из главных его атрибутов - духовой оркестр. Теперь им сопровождался самый консервативный обряд - свадьба. Духовой оркестр выступал как особый культурный фактор, влияющий и на соседние народы. Часто кунаки-черкесы приглашали побратимов-казаков на свои праздники, в частности на свадьбу, где те принимали активное участие в танцах, в исполнении музыкальных произведений на своих музыкальных инструментах, в частности духовых

[4].

Существовали разнообразные народные духовые инструменты, которые изготовлялись индивидуально, ручным способом ранней весной и бытовали в качестве дудочек (своеобразных свирелей) у многих народов Се-

верного Кавказа, в том числе у черкесов и казаков. У казаков при их изготовлении использовался камыш, стебли лопуха, морковника и других видов трав.

Точных названий этих музыкальных инструментов не сохранилось. Некоторые исследователи отмечают, что один из них изготавливался из обычного камыша. Похож он был на обыкновенную флейту. На него надевался своеобразный колпачок из дерева, в основном из ивы. Когда на камыш надевали колпак с множеством дырочек, то раздавалось множество веселых звуков, позволявших исполнять разнообразные мелодии. Палитра звуков зависела от толщины и длины колпачка. Изготовление этого инструмента было возможно только весной, так как тогда ветви были влажными и мягкими. Если поблизости не находилась ива, то колпачок делали из каштана.

Из ивы черкесы изготавливали свистки. Сырын сипси мастерили ранней весной или осенью. Инструмент был недолговечен и каждый раз приходилось делать новый. Иногда для разнообразия игры у нижнего конца про-делывалось три отверстия.

Камыль - один из наиболее древних, пользовавшихся большой популярностью, музыкальных инструментов. Долгое время единственным материалом для его изготовления служил камыш, позднее стали использовать дерево. Сегодня камыль изготовляется из металла. Ка-мыль - это открытая с обеих сторон тонкая цилиндрическая трубка, из которой звуки извлекаются путем рассечения направленной струи воздуха об острый край стенки ствола.

В качестве музыкальных инструментов в конце XIX - начале XX века использовались и различные предметы. Казаки, в частности, использовали для этого кухонную утварь, оружие (сабля), сельскохозяйственные предметы (пила), предметы быта (расчески, ложки) и др.

У черкесов был известен упапшина, межпшина -своеобразный музыкальный инструмент. Его звуки извлекались при помощи большой роговой расчески, к которой прикладывали «тонкий лист бумаги» или широкий лист какого-либо растения. Дуя в него, возникал звук. Аналогичный музыкальный инструмент имел место и в музыкально-фольклорной традиции казачества современной Карачаево-Черкесии.

Музыкальные инструменты черкесов в музыкально-фольклорной традиции казаков современной Карачаево-Черкесии сыграли заметную роль, стали скрепляющим элементом их культурных связей на пути конструктивного диалога развития всего северокавказского региона.

Межкультурное взаимодействие горского и русского населения Карачаево-Черкесии в конце XIX -начале XX веков, в первую очередь выразившееся во взаимообмене музыкальными инструментами, является специфическим зеркалом, отражающим их совместную историю, формирование художественного сознания и быта народов. Исследование этих и других научных проблем наверняка будет продолжаться, что позволит комплексно и объективно осветить историю народов северокавказского региона, историю России в целом.

Список литературы:

1. Булавин Ю.В., Корсакова Н.А. Народные музыкальные инструменты на Кубани: история и современность // Традиционная культура и дети. Вып.1. Краснодар, 1994.

2. Мациевский И. Основные проблемы и аспекты изучения народных музыкальных инструментов и инструментальной музыки // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Ч.1 М., 1987.

3. Риман Г. Музыкальный словарь. Пер. с нем. Б. П. Юргенсона, доп. рус. отд-нием. М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008; Иванов В. Д. Словарь музыканта-духовика. М.: Музыка, 2007.

4. Соколова А.Н. Вопросы казачьей истории и культуры. Майкоп, 2002.

5. Xан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик: Эльбрус, 1992.

6. Чурей Д.А. Традиционные музыкальные инструменты адыгов // http://adygi.ru/index.php? newsid=12404.

7. Шу Ш.С. Адыгские народные музыкальные инструменты // Культура и быт адыгов. Майкоп, 1977.

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА МАТЕРИАЛАХ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ)

Тряхов Илья Сергеевич,

аспирант кафедры истории России, ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет», г. Владимир

Городское хозяйство играет важнейшую роль в повседневной жизни населения. Наличие таких благ как тротуар или мост, когда таковые имеются, часто не обращают на себя внимание. Однако в случае их отсутствия или неудовлетворительного состояния сразу же вызовут недовольство и роптание жителей любого населённого пункта. В условиях войны поддерживать городское хозяйство тыловых городов Советского Союза становилось труднее.

В современной отечественной историографии имеется целый ряд работ, рассматривающих проблемы развития городского хозяйства. В первую очередь это статьи О.В. Агишева [1], В.С. Чекалина [11], Л.П. Осинцева [10], А. Гусева [6] и А. Дорофеева [7], посвящённые развитию отдельных тыловых городов в годы Великой Отечественной войны. Авторы исследовали проблемы, возникшие в

сфере городского хозяйства на разных этапах войны. Историками рассмотрены влияние войны на материальные, кадровые и финансовые ресурсы городских служб в этот период отечественной истории. Среди монографических исследований особого внимания заслуживает труд Ю.Л. Косенковой, посвящённой советскому городу периоду войны и первому послевоенному периоду [9].

Цель данной статьи рассмотреть состояние городского хозяйства Владимирской области в её современных границах в годы Великой Отечественной войны.

Для изучения данной проблемы были использованы документы городских коммунальных хозяйств, гор-планов ряда городов Владимирской области. В число использованных в данной статье источников входят делопроизводственные документы, вышеперечисленных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.