УДК 72.01 Спирина А.И., Кошкин А.К.
Спирина А.И.
студентка кафедры основ архитектуры Государственный университет по землеустройству (г. Москва, Россия)
Кошкин А.К.
старший преподаватель кафедры строительства Государственный университет по землеустройству (г. Москва, Россия)
МУЗЫКАЛЬНОСТЬ АРХИТЕКТУРЫ В КОНТЕКСТЕ СИНТЕЗА ИСКУССТВ
Аннотация: данная статья исследует взаимосвязь между музыкальностью и архитектурой, рассматривая их в контексте синтеза искусств. Анализирует, как различные элементы музыки - ритм, мелодия, гармония - могут быть интерпретированы и воплощены в архитектурных формах. Основываясь на принципах композиции и импровизации, автор исследует, как могут переплетаться звуковые и визуальные элементы, создавая уникальный и гармоничный образ. Исследование подчеркивает важность кросс-дисциплинарного взаимодействия в художественном творчестве и открывает новые перспективы для современного искусства и дизайна.
Ключевые слова: музыка, архитектура, композиция, фасад, эстетика.
Музыка и архитектура - две из самых выразительных форм искусства, каждая из которых обладает своими уникальными характеристиками. Они могут казаться совершенно разными, но все же обладают определенной гармонией и ритмом, которые объединяют их в одно целое. Встреча этих двух видов искусства, их синтез, способна порождать невероятно впечатляющие
1783
результаты и создавать удивительные пространства, исполненные эстетической красоты.
Слово "музыкальность" в контексте архитектуры описывает способность зданий и сооружений восприниматься не только как строения, но и как музыкальные композиции, обладающие своими мелодиями, ритмами и гармонией. Такие здания могут внушать чувство гармонии и равновесия, вызывать эмоции и ассоциации, подобно музыке.
Понятие музыкальности архитектуры включает в себя различные аспекты, такие как пропорции, ритм, текстуру, динамику, темп и тембр. Например, пропорции здания могут создавать определенное звучание, а ритмичные повторяющиеся элементы - напоминать о музыкальных мотивах. Текстура фасада здания может восприниматься как звуковая поверхность, а динамичные линии и формы - как мелодии, изменяющиеся во времени [1, с. 2137].
Иногда архитекторы вдохновляются музыкой в процессе создания своих проектов. Они могут использовать музыкальные термины и концепции для описания архитектурных форм и пространств. Например, здание можно назвать "аккордом", объединяющим различные элементы в единое целое, или "симфонией", сочетающей разные текстуры и цвета в единую гармоничную композицию.
Синтез искусств, объединение музыкальности и архитектуры, позволяет создавать уникальные и эмоционально насыщенные пространства, которые воздействуют на человеческую психику и восприятие. Такие здания могут стать не просто объектами функционального назначения, но и настоящими произведениями искусства, способными вдохновлять, радовать и поражать воображение.
Примером музыкальности архитектуры может служить здание оперного театра Сиднея, воплощающее в себе гармонию форм и пропорций, напоминающую о музыкальных аккордах. Изогнутые линии, грандиозные колонны, высокие арки — все это создает впечатление музыкального
1784
произведения, где каждая деталь играет свою роль, как в оркестровом составе [2, с. 170-197].
Синтез музыкальности и архитектуры открывает новые горизонты для творчества и позволяет смотреть на пространства совершенно иными глазами. Этот удивительный союз искусств дает возможность создавать удивительные, инновационные и переменчивые произведения, которые могут изменить наше представление о том, как выглядит мир вокруг нас.
Таким образом, музыкальность архитектуры в контексте синтеза искусств — это удивительное явление, способное подарить нам новые впечатления, эмоции и переживания. Оно объединяет разные виды искусства, создавая уникальные и вдохновляющие пространства, которые способны приковывать внимание и восхищать своей красотой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Швидковский О.А. Гармония взаимодействия. Архитектура и монументальное искусство // От роли различных видов искусства в художественном синтезе. 2984. С. 21-37;
2. Майкапар А. Е. Мир искусств. Живопись. Литература. Архитектура. Музыка. // Музыка и Архитектура. 2021. С. 170-197;
3. Музыка и архитектура [Электронный ресурс]; URL: https://queenguitar.by/content/muzyka-i-arhitektura (дата обращения: 13.05.24);
4. Пространство музыки и время архитектуры [Электронный ресурс];
5. URL: https://blog.march.ru/music-architecture (дата обращения:13.05.24)
1785
Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 6 (75) Том 2. ИЮНЬ 2024 г. Spirina A.I., Koshkin A.K.
Spirina A.I.
State University of Land Management (Moscow, Russia)
Koshkin A.K.
State University of Land Management (Moscow, Russia)
MUSICALITY OF ARCHITECTURE IN CONTEXT OF SYNTHESIS OF ARTS
Abstract: this article explores the relationship between musicality and architecture, viewing them in the context of a synthesis of the arts. Analyzes how the various elements of music -rhythm, melody, harmony - can be interpreted and translated into architectural forms. Drawing on the principles of composition and improvisation, the author explores how audio and visual elements can intertwine to create a unique and harmonious image. The study highlights the importance of cross-disciplinary collaboration in artistic creation and opens up new perspectives for contemporary art and design.
Keywords: music, architecture, composition, facade, aesthetics.
1786