.....
I I I ■ M I I I I
244 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (32) июль-август ^
16. Busiri Vici, A. Su un pittore austrico a Roma nel Settecento Ludwig Guttenbrunn / A. Busiri Vici // Studi romani. - 1976. - № 24. - P. 524-529.
17. Galerie d'Archangelski. - 1827. - T. 1.
18. Kurzwelly, J. Guttenbrunn, Ludwig / J. Kurzwelly // Allgemeines Lexikon der bildenden Kunstler von der Antike bis zur Gegenwart begrundet / von U. Thieme und F.Becker. - Leipzig, 1922. - Bd. XV. - S. 360-361.
19. Stadelsches Kunstinstitut Frankfurt am Main. Die Gemalde des 19. Jahrhunderts. Texband. - Frankfurt am Main, 1972.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Т. П. Моругина
Московский городской педагогический университет
В статье прослеживаются характер и содержание интерпретации понятий «эстетическое», «музыкальное» и «воспитание» в европейской традиции эпохи Средневековья, устанавливается характер их взаимоотношений, а также имманентно-специфические особенности внутренней логики их развития и связи с внешними обстоятельствами.
Ключевые слова: августиновская традиция эстетического, григорианская музыка, мировая, человеческая и инструментальная музыка (Боэций), контрапункт, формы полифонической музыки (го-кет, мотет, кондукт, органум), теория и практика «новой музыки».
In article there is observed an interpretation of concepts of "aesthetic", "musical" and "upbringing" in European tradition of Medieval ages, type of its interactions and immanent specifics of inner logic of its development.
Key words: Augistinian aesthetic tradition, Gregorian music, Universal, humanic and instrumental music (Boecius); contrapunkt; forms of polyphonic music (hoket, motet, conduct; organum); theory and practice of new music.
В результате проведённого нами философ-ско-эстетического и музыкально-педагогического анализа генезиса и содержания феномена «музыкально-эстетическое воспитание» в Античной Греции, - учениях Пифагора, Гераклита, Платона, Аристотеля, - выяснилось, что самого термина в научном обороте ещё не существовало, но тем не менее нам, на наш взгляд, достаточно убедительно и стройно с научной точки зрения удалось аргументировать такие имманентные аспекты исследуемой проблемы, как эстетическое,
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ
4 (42) июль-август 2011 244-247
музыка, воспитание, а также искусство, процессуальность (музыкальность), которые проливают свет на осмысление проблемы музыкально-эстетического воспитания не только в рамках своей эпохи, но и последующие времена (см.: Моругина Т. П. О некоторых аспектах исследования проблемы музыкально-эстетического воспитания в эпоху Античности // Вестник МГУКИ. - 2011. - № 1. -С. 77-80). Однако в период Средневековья данная проблема получила несколько иную трактовку и своеобразие.
.....
ш
Искусствознание 245
Во-первых, следует иметь в виду, то обстоятельство, что формирование исследуемого феномена проходило в отличных от Античности условиях, где вопросы искусства трактовались с позиций идеального вообще, но уже в Средневековье, наступившем в Европе после почти тысячелетнего периода эллинизма, все вопросы бытия, и искусства в том числе, трактовались как проявление духовного, божественного (христианского) начала в осмыслении всего природного, общественного и художественного. Во-вторых, следует отметить, что после античной традиции, например, в понимании эстетическое, музыкальное и воспитание создать принципиально новое в их трактовке было невозможно, не противореча их сущности и практике как особого рода реальности. Можно было лишь, с учётом новых условий (времени) функционирования и развития суждений о них, изменить некоторые представления об их интерпретациях. Что и было сделано представителями религиозной и интеллектуальной традиции от Аврелия Августина, Боэция... и до Фомы Аквинского, воззрения которых начали формироваться под знаменем христианской религии и, конечно, античной культуры, философии, эстетики и искусства.
Одним из первых теоретиков Средневековья, осознавшим необходимость использования новой религиозной традиции - христианства и античного философского и эстетического наследия был Августин Блаженный.
Для него насущная задача соединения античного и христианского миросозерцания представлялась не только теоретической, но и личной жизненной проблемой. Сын римского патриция, Августин проделал эволюцию, которая привела его от язычества к христианству (сначала в его манихейской версии, затем ортодоксально-католической). Каждый из этих новых этапов сопровождался осуждением предшествующих заблуждений и даже уничтожения трудов, созданных в то время. Так погибли ранние трактаты Августина, среди них «О соответствующем», который содержал его мысли о понимании эстетического.
прежде всего природе красоты, видимо, близкие античным.
Влияние античной традиции Августин не мог изжить и позже, в период погружения в церковную деятельность. С одной стороны, его преследовало раскаяние за греховную любовь к красоте пластических фигур и телодвижений, к волнующим звукам музыки и поэзии, с другой - он сознавал, что полное отрицание красоты этого мира невозможно, ведь бог создал его прекрасным, как же может христианин остаться бесчувственным к проявлениям мудрости и благости творца? Выход из этого противоречия Августин надеялся обрести путем обращения к пифагорейской и неоплатонической теориям прекрасного. Любимой его идеей стало объяснение красоты как гармонии и порядка, то есть выражение ее в числах, противопоставление чувственной красоте сверхчувственной, духовной, математической. Числовые пропорции он видел в музыке и архитектуре, приспосабливая эти искусства к христианскому культу. С пифагорейской традицией соединялась неоплатоновская, видящая красоту в свете: лучезарность красоты, ее светоносность, родство света с душой, свет, который виден в глазах человека, становится неотъемлемой чертой христианского учения. Красота воплощается в средневековом искусстве в церковных мозаиках, витражах, сиянии драгоценных камней и золота на ризах епископов, на окладах икон и книг. Однако место, которое у Платона и Плотина занимала идея, - место высшей красоты - у Августина занял бог. Так возникла августиновская традиция эстетического, по которой вся земная красота рассматривалась как отблеск божественной (1).
Помимо разработки проблем эстетического, теоретики Средневековья представили свои концепции осмысления феномена музыки, музыкального искусства.
Необходимо иметь в виду, что в трактовке феномена музыки мыслители Средневековья исходили из апелляции к христианству и опирались на культуры Рима и Ближнего Востока. Это, естественно, сказалось на теории и
.....
I I I ■ М I I I
246 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (32) июль-август
практике музыкального искусства этого времени, оно было подчинено задачам церковного богослужения и канонизировано уже на ранних этапах эпохи Средневековья, а усилиями папы Григория получило название «григорианского хорала», поскольку формой религиозной музыки было долгое время унисонное пение религиозных гимнов и псалмов. Как пишет В.Г. Шестаков, «.григорианская музыка была чрезвычайно скупа в своих выразительных средствах. Она мало заботилась о приспособлении мелодии к тексту . это была музыка не для слушателей, а для исполнителей, поскольку слушателей не было, -пела вся церковь» (5, с. 70). Возможно этим определялось отношение к музыке - не столько как к искусству с его специфическими функциями, а как к науке о правильном пении. И тем не менее не теория поэзии, или драматического искусства, или теория живописи и архитектуры, а музыка стала предметом многочисленных исследований средневековых философов, теоретиков искусства и композиторов.
Существенную роль в дальнейшем осмыслении феномена музыки сыграли деятельность и работы римского философа и математика Боэция (480-525), человека высокой образованности, который, подобно Августину Блаженному, стремился соединить принципы античного эстетического миросозерцания с христианскими. Новым в его трактовке музыки является деление музыки на мировую, человеческую и инструментальную. При этом и мировая, и человеческая музыка - это предмет теоретических изысканий «не реальной музыки»: мировая - проявляется в движениях небесных светил, человеческая - в соотношении и связи души с телом и частей тела. И только инструментальная музыка своим предметом имеет реальную практику музыкального искусства (4). Именно от Боэция идет концепция отделения теоретической музыки от практической, то есть исполнительской эмпирической деятельности как самостоятельной области в сфере музыкального искусства.
Таким образом, своеобразное осознание теоретиками Средневековья понятия эстетического и трактовке феномена музыкальное в условиях доминирования в обществе христианства оказывали своеобразное влияние на воспитательные тенденции в обществе.
Рассуждения о воспитании, а точнее, воздействии музыки на нравственность человека - традиционный элемент большинства музыкальных трактатов того времени (этим как бы продолжается линия некоторых античных мыслителей). В них мы находим постоянные утверждения о том, что музыка способна воспитывать нравы, смягчать характеры, исцелять болезни, отвращать от дурных страстей. Например, средневековый мыслитель Василий Кесарийский отмечал, что дух святой увидел, сколь тягостен роду человеческому путь добродетели и как тянемся мы к наслаждению, забывая о праведной жизни. В данном контексте, отмечает вышеуказанный автор, «уповаясь» сладостью музыкальной мелодии и слов, мы незаметно для самих себя получали пользу, «. подобно тому как умные врачи, когда больные отворачиваются от горьких или кислых лекарств, подают их в чаше, обмазанной мёдом. Поэтому и придуманы для нас эти лады псалмов, чтобы дети и люди, юные духом, увлекшись пением, воспитывали свою душу» (см.: Кесарийский Василий «Беседа на псалом», цит. по: 2, с. 23).
Более того, в воззрениях некоторых мыслителей «восточного аристотелизма» Средневековья, например, Авиценны (Ибн Сина) (980-1037) и Аль-Фараби (870-950), считавших важной роль музыки в воспитании человека, вслед за Аристотелем и Платоном, подчёркивалась мысль о сильном влиянии музыки на природу человека, о том, что она расширяет кругозор, улучшает, делает более привлекательным характер человека, нивелирует дикость, грубость (3, с. 51).
Все это привело к тому, что в эпоху позднего Средневековья создаются теоретические и практические предпосылки для возникновения ренессансной музыкальной эстетики и музыкального искусства. В музыкальную те-
.....
I I I ■ M I I I
Искусствознание 247
орию было введено понятие контрапункт го человека, а не абстрактные представления
(Иоанн де Гранландиа), сложились первые типа «пифагореизма» и т.п. Всё это, несом-
формы полифонической музыки (гокет, мо- ненно, способствовало дальнейшему разви-
тет, кондукт, органум и др.), а также теория и тию воспитательного потенциала культуры в
практика «новой музыки», представители ко- целом и формирующейся музыкально-эстети-
торой отражали земные интересы конкретно- ческой традиции в частности. Примечания
1. Августин. Исповедь / Августин // Творения блаженного Августина. - Киев, 1901. - Ч. 1.
2. Муромцева, Г. А. Музыка и музыкальное воспитание в истории мировой культуры / Г.А. Муромцева. -Киров, 2002.
3. Сахдеев, А. В. Эстетические взгляды арабов эпохи Средневековья / А.В. Сахдеев // Овсянников, М. Ф. Очерки истории эстетических учёных / М.Ф. Овсянников, З.В. Смирнова. - М.: Изд-во АХ СССР, 1963.
4. Уколова, В. П. Из истории эстетических учений раннего средневековья (Эстетические взгляды Боэция) / В.П. Уколова // Европа в средние века. - М., 1956.
5. Шестаков, В. П. От этоса к аффекту: История музыкальной эстетики от античности до XVIII века / В.П. Шестаков. - М.: Музыка, 1975.
ХРИСТИАНСКАЯ ГИМНОГРАФИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ КОРЕИ
Кан Ен Э
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья рассматривает начальный этап вхождения музыкальной культуры Кореи в пространство глобализационных преобразований, который связан с христианизацией, открывшей азиатской стране в конце XIX - начале XX века огромный пласт христианской певческой культуры (европейской и американской). Инкультурация богослужебных текстов и музыки стали генеральной линией новосакральной музыки Кореи.
Ключевые слова: моноцивилизация, глобализационные преобразования, инкультурация, христианская гимнография, постсоборный певческий репертуар.
Article examines the initial ETP occurrence of musical culture of Korea in the space of globalization change. He is primary assoclated with Christianization, which opened an Asian country at the end of X1X-XX centuries hugeamount of singing Christian culture(European and American) inculturation of liturgical texts and music have become the general Line novosakrainoy music of Korea.
Key words: mono civilization, globalization transform inculturation, the christian Hymnography, postsobomy singing repertoire.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (42) июль-август 2011 247-250