Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОЛОЦКОЙ ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ (1903-1918)'

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОЛОЦКОЙ ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ (1903-1918) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
20
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОЦКАЯ ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВИТЕБСКАЯ ГУБЕРНИЯ НАЧАЛА ХХ В

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Денисова Иоланта Васильевна

На основе исследования архивных материалов проведен анализ практики музыкального образования в Полоцкой женской гимназии в период с 1903 по 1918 гг. Доказано, что основной формой музыкального образования в гимназии были уроки пения, которые, несмотря на необязательный характер, посещало значительное большинство воспитанниц. В гимназии практиковалось обучение игре на музыкальных инструментах, осуществлялись публичные выступления воспитанниц с вокальными и инструментальными номерами, администрацией приобретались необходимые нотные и учебные издания, музыкальные инструменты. В штате гимназии состояли педагоги с профессиональным духовно-музыкальным образованием. Аттестат с указанием информации об обучении пению давал выпускницам Полоцкой женской гимназии возможность преподавания данного предмета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL EDUCATION IN THE POLOTSK WOMEN'S GYMNASIUM (1903-1918)

Based on the study of archival materials, the analysis of the practice of music education in the Polotsk women's gymnasium in the period from 1903 to 1918. It is proved that the main form of music education in the gymnasium were singing lessons, which, despite the optional nature, were attended by a large majority of pupils. It is revealed that the gymnasium practiced learning to play musical instruments, carried out public performances of pupils with vocal and instrumental compositions, the administration purchased the necessary musical and educational publications, musical instruments. The state of the gymnasium consisted of teachers with professional musical and religious education. A certificate with information about singing training gave graduates of the Polotsk women's gymnasium the opportunity to teach this subject.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОЛОЦКОЙ ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ (1903-1918)»

2019

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия Е

УДК 373.574-055.25:78"1903/1918"(476.5)

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОЛОЦКОЙ ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ (1903-1918)

И.В. ДЕНИСОВА (Витебский государственный университет имени П.М. Машерова)

На основе исследования архивных материалов проведен анализ практики музыкального образования в Полоцкой женской гимназии в период с 1903 по 1918 гг. Доказано, что основной формой музыкального образования в гимназии были уроки пения, которые, несмотря на необязательный характер, посещало значительное большинство воспитанниц. В гимназии практиковалось обучение игре на музыкальных инструментах, осуществлялись публичные выступления воспитанниц с вокальными и инструментальными номерами, администрацией приобретались необходимые нотные и учебные издания, музыкальные инструменты. В штате гимназии состояли педагоги с профессиональным духовно-музыкальным образованием. Аттестат с указанием информации об обучении пению давал выпускницам Полоцкой женской гимназии возможность преподавания данного предмета.

Ключевые слова: Полоцкая женская гимназия, музыкальное образование, Витебская губерния начала ХХ в.

Введение. В последние десятилетия в науке прослеживается усиление интереса к отечественной истории и культуре, о чем свидетельствует появление ряда историко-педагогических работ, затрагивающих, в частности, вопросы развития среднего женского образования в дореволюционный период. Так, в исследованиях Е.Н. Бусел [1], М.А. Ступакевич [2], С.А. Моторова и Н.С. Моторовой [3] представлена достоверная информация об истории создания и условиях деятельности Полоцкой женской гимназии, о значении данного учебного заведения в развитии системы образования Витебской губернии в начале ХХ в. Вместе с тем вопрос организации музыкального образования в Полоцкой женской гимназии в отечественных и российских исследованиях до сих пор не освещался.

Основным материалом исследования послужили документы Национального исторического архива Беларуси (НИАБ) в Минске, в частности, Фонда 2568 «Полоцкая женская гимназия, г. Полоцк Витебской губернии», содержащего 417 единиц хранения, крайние даты которых 1902-1919 гг. Сравнительно небольшой объем оригиналов и копий документов представлен в фондах научно-исследовательского и просветительного учреждения культуры «Национальный Полоцкий историко-культурный музей-заповедник» (НПИКМЗ). Высокой степенью информативности для анализа практики музыкального образования характеризуются годовые отчеты о состоянии гимназии, балловые книги учащихся, аттестаты выпускниц, отчеты о распределении вырученных с благотворительных музыкальных вечеров денежных средствах, списки преподавателей гимназии, правила для учениц, списки предполагаемых для выписки книг, дела о назначении преподавателем пения и другие архивные документы.

Основная часть. Полоцкая женская гимназия открылась в 1903 г. на базе частного училища выпускницы Кембриджского университета В.Ф. Рульковиус, ставшей главной надзирательницей и пробывшей в данной должности вплоть до закрытия учебного заведения в 1918 г. Изначально гимназия была 7-классной с двумя приготовительными классами. В 1906 г., после открытия педагогического класса, выпускницы получили право преподавания изученных предметов и занятия воспитательной деятельностью.

К обязательным предметам в Полоцкой женской гимназии были отнесены Закон Божий, чистописание, русский язык и словесность, история, естественная история, математика, география и рукоделие. Пение, как и другие необязательные предметы (немецкий и французские языки, рисование, педагогика), преподавалось по выбору. При этом «ученицы, изъявившие в начале года желание обучаться, освобождались от уроков пения только в особо уважительных случаях, главным образом, по болезни, засвидетельствованной гимназическим врачом» [4, л. 8].

Изучение документации гимназии позволило заключить, что уроки пения проводились еженедельно от одного в приготовительном до 2-3 в других классах. Продолжительность уроков могла составлять 25 или 55 минут. Данные о количестве и времени проведения уроков пения представлены в таблице 1, составленной по архивным материалам [5, л. 16].

Желающих заниматься пением в гимназии было достаточное количество. Так, в 1910 г. «всех обучавшихся по пению (было) 180 учениц, то есть 66,91% от общего числа», причем в указанном году «танцы, музыка и гимнастика не преподавались» [6, л. 18]. В 1915 г. пению обучалось значительное большинство учениц 1-7 классов Полоцкой женской гимназии, что доказывают сведения, представленные в таблице 2, составленной по архивным источникам [4].

Как видно из таблицы 2, в 1915 г. в приготовительных классах Полоцкой женской гимназии пению не обучали, вместе с тем среди учениц 1-7 классов процент занимавшихся пением составил 82,4.

Таблица 1. - Расписание уроков пения в Полоцкой женской гимназии в 1906-1907 учебном году

День недели Классы Время проведения

понедельник I + II + III классы 12.10 - 12.35 (25 мин)

четверг I + II + III классы 12.10 - 12.35 (25 мин)

IV + V классы 13.35 - 14.30 (55 мин)

суббота приготовительный + I классы 11.15 - 12.10 (55 мин)

IV + V классы 13.35 - 14.30 (55 мин)

Таблица 2. - Количество обучавшихся пению учениц Полоцкой женской гимназии в 1915 году

Классы

« и т. и в « и т. и в « « « « ыт « « « о

а о т а о т ы о и а. ы о н S

& о г Ср а о г е о т 0J р в я е д

л м и р т с и р п в т т е ч п a е с

п п

Количество

Всего учащихся 27 43 42 41 43 40 41 34 37

Занимались пением - - 42 38 41 39 25 18 26

Изучение архивных материалов показало, что информация об обучении пению указывалась в документах об образовании, что давало выпускницам возможность преподавания данного предмета. Так, в аттестате 1910 г. ученицы седьмого класса Померанцовой Веры, дочери чиновника, указано, что она «награждена серебряной медалью, вела себя отлично и успешно справилась с изучением обязательных предметов. Сверх того, обучалась пению. Может быть домашней учительницей по предметам» [7]. В аттестате выпускницы Полоцкой женской гимназии 1914 г. Казьяниной Веры, дочери крестьянина, указана оценка по пению - «отлично (пять)» [8].

Пение в Полоцкой женской гимназии с момента открытия преподавали Михаил Фридрихович Мат-тисон и Петр Иванович Смирнов. Детальный анализ делопроизводственной документации гимназии позволил сделать вывод, что оба педагога получили профессиональное музыкальное образование в Московском Синодальном училище церковного пения, окончив данное учебное заведение со званием регента и учителя пения. В «Списках преподавателей гимназии с указанием образования, количества преподаваемых уроков и оклада жалованья» 1904 г. указано, что «в штате числится Петр Смирнов, преподаватель пения... число уроков в неделю - 6, размер получаемого вознаграждения - 200 руб.» [9, л. 1 об.]. В 1910 г. преподавателем пения был назначен Василий Павлович Лавитский [10].

О музыкальных успехах воспитанниц говорит тот факт, что они принимали участие не только в гимназических, но и городских концертах и музыкальных вечерах. Так, 12 марта 1906 г. в зале Полоцкого Благородного собрания состоялся «литературно-вокально-музыкальный вечер в пользу недостаточных* учениц Полоцкой женской гимназии», в программе которого были следующие произведения:

«1-ое отделение:

1. «Лисица и виноград». Детская опера в одном действии, муз. Орлова, исполнит хор учениц III и IV классов.

2. «Polloca par Wollenhupt», исполнит на рояле ученица V класса Е.Чернявская.

3. «Песня без слов» Мендельсона, исполнят на фисгармонии и рояле И.И. Смирнов и ученица V класса А. Ваулина.

4. Стихотворение «Ленивчик» прочтут ученицы приготовительного класса Н. Бадей, Н. Ваксмут и Р. Ривлин.

5. «Vom Bublein, das uberall mitgenommen hat sein wollen», муз. Фогта, исполнит хор учениц III и IV классов.

6. Рассказ «Слово» Елпатьевского прочтет И.И. Долгов.

7. «Крестьянская пирушка», муз. Чеснокова, исполнит хор учениц V, VI и VII классов.

2-ое отделение:

1. «Буря», муз. Дюрнера, исполнит хор учениц V, VI и VII классов.

2. «Время», муз. Вебера, исполнит хор учениц V, VI и VII классов.

3. «Плач Ярославны», мелодекламация, муз. Корещенко, исполнит ученица VIII класса А. Свен-цинская.

4. Соната Грига для рояля и скрипки, исполнят г-жа Н.В. Главацкая и г-н А.Н. Маршаль.

5. Соло для скрипки Вьетана, исполнит А.Н. Маршаль.

6. «Русалка», муз Чеснокова, исполнит хор учениц V, VI и VII классов.

* Недостаточных - нуждающихся.

2019

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия E

7. «Каватина» из оперы «Linda», муз. Доницетти, исполнит г-жа М.Н. Сонненблик с аккомпанементом г-жи А.Р. Бодиско.

8. «Хор девиц» из оперы «Иосиф», муз. Мегюля, исполнит хор учениц V, VI и VII классов.

Партии соло в хорах исполняют Д. Маева и Е. Латышкевич, хорами управляет П.И. Смирнов, хорам

аккомпанируют М.Ф. Маттисон и ученица V класса А. Ваулина» [11, л. 5].

Анализ программы литературно-вокально-музыкального вечера показывает, что в гимназии в 1905-1906 уч. г. существовали два ученических хора под руководством П.И. Смирнова, в репертуаре которых присутствовали произведения русских и зарубежных авторов. Некоторые воспитанницы играли на рояле и даже аккомпанировали хору.

Благотворительные вечера с участием воспитанниц гимназии, как правило, проводились ежегодно. Сохранившиеся в фондах Национального исторического архива Беларуси «отчеты о приходе и расходе сумм, вырученных с литературно-вокально-музыкальных вечеров в пользу недостаточных учениц Полоцкой женской гимназии», свидетельствуют о тщательной подготовке, интересе и поддержке местной публики, что способствовало сбору значительных денежных сумм. Так, 7 марта 1906 г. Совет старейшин Полоцкого благородного собрания уведомил администрацию гимназии о том, что «нашел возможность уступить зал Благородного Собрания на 10 и 12 сего марта для репетиции и концерта, устраиваемого с благотворительной целью, в пользу недостаточных учениц гимназии, вместо 35 - за 12 рублей» [11, л. 1]. Сумма дохода, переданного для оплаты обучения нуждающимся воспитанницам гимназии после вечера, проведенного 12 марта 1906 г., составила 352 руб. 50 коп. [11, л. 11]. Из них, например, были выделены следующие суммы ученицам: «приготовительного класса Гарницкой Евгении - 20 руб., II класса Малянтович Клеопатре - 27 руб. 50 коп., IV класса Фейгин Лее - 10 руб. и Иофик Злате-Гене - 20 руб.» [11, л. 13]. Отчет о вечере, состоявшемся 20 марта 1907 г., содержит следующую информацию: «выдано ученикам гимназии на взнос платы за учение - 175 руб., внесено в Полоцкое Казначейство под квитанцию от 31 марта 1907 г. за № 2524 для зачисления в депозит Гимназии на выдачу пособия ученицам во втором полугодии - 178 руб. 54 коп.» [12, л. 1 об.]. В 1907 г. денежные пособия на оплату обучения выданы 11 ученицам, среди которых Гарницкая Евгения, Малянтович Клеопатра, Фейгин Лея, Иофик Злата-Геня, получившие по 15 руб. [11, л. 3-4]. Как видим, неоднократное оказание материальной поддержки способствовало созданию условий для получения среднего образования, несмотря на финансовые трудности семей некоторых воспитанниц.

Детальный анализ архивных документов показывает, что администрацией уделялось должное внимание комплектации фундаментальной и ученических библиотек гимназии необходимыми книгами и учебными пособиями, в т.ч. для занятий пением. Периодически на заседаниях Педагогического Совета гимназии обсуждался и утверждался перечень необходимых книг и учебных пособий. Так, в 1904 г. в подобном списке за подписями управляющего гимназией, главной надзирательницы, ряда преподавателей, в т.ч. учителя пения П.И. Смирнова, присутствуют несколько предназначенных для занятий пением изданий:

1. «Дмитрий Яичков. Повседневныя молитвы на 3 голоса.

2. Дмитрий Яичков. Последование благодарственного молебного пения на 3 однородных голоса.

3. Сакетти. Сольфеджио, части 1 и 2.

4. Орлов. «Ворона-вещунья» и «Лисица и виноград» — оперетки для детей, по 1 экземпляру.

5. Чесноков. «Крестьянская пирушка» и «Русалка» — хоры детей» [13].

Некоторые воспитанницы Полоцкой женской гимназии играли на рояле, практиковалось обучение игре и на других музыкальных инструментах, вследствие чего выделялись денежные средства на их приобретение. Так, в 1907 г. были куплены инструменты для детской симфонии, о чем свидетельствует сохранившийся в Национальном историческом архиве Беларуси документ, адресованный «Начальнице Полоцкой женской гимназии г-же Рульковиус:

Получив Ваше почтенное письмо со вложением 12 руб. 05 коп., я, согласно Вашему требованию, послал Вам по почте:

руб. коп.

Трубу Соль 50

Барабан 4

Соловей 1 50

Перепель 75

Кукушку 3

Трещетку 75

Бубенчики 1

За пересылку и упаковку 55

Итого: 12 руб. 55 коп.

Главное депо и фабрика музыкальных инструментов, склад и издание нот: Юлий Генрих Циммерман, 23 февраля 1907 г., Москва» [12, л. 16].

Заключение. Основной формой музыкального образования в Полоцкой женской гимназии в 1903-1918 гг. были уроки пения, которые выбирало большинство воспитанниц, невзирая на их необязательный характер. Количество уроков пения варьировалось от одного до трех в неделю в зависимости от класса, их продолжительность составляла 25 или 55 минут. На уроках пения изучались нотная грамота и сольфеджио, репертуар вокальных произведений состоял из произведений духовной и светской музыки, практиковалось многоголосное хоровое исполнение. В штате Полоцкой женской гимназии состояли педагоги, получившие профессиональное духовно-музыкальное образование. Довольно высокий уровень музыкальной подготовки позволял воспитанницам принимать участие не только в гимназических, но и городских благотворительных концертах и музыкальных вечерах. Администрацией гимназии для обучения пению и музыке приобретались необходимые нотные и учебные издания, музыкальные инструменты. Все это способствовало получению качественного музыкального образования. Указанная в аттестатах информация об обучении пению давала выпускницам возможность преподавания данного предмета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бусел, Е.Н. Развитие системы образования Витебской губернии второй половины Х1Х - начала ХХ века : моногр. / Е.Н. Бусел. - Витебск : ВГУ им. П.М. Машерова, 2015. - 172 с.

2. Ступакевич, М.А. Женское образование в Беларуси (вторая половина XIX - 1917 год) : моногр. / М.А. Ступакевич. -Гродно : ГрГУ, 2006. - 170 с.

3. Моторов, С.А. Развитие системы среднего и профессионального образования на территории Витебской губернии во второй половине Х1Х - начале ХХ вв. / С.А. Моторов, Н.С. Моторова // Ученые записки УО «ВГУ им. П.М. Машерова». Сер. Общественные и гуманитарные науки. История. - 2006. - Т. 5. - С. 3-21.

4. Отчет о состоянии Полоцкой женской гимназии за 1915 год // Нац. ист. архив Беларуси (НИАБ). - Ф. 2568. Оп. 1. Д. 246. Л. 1-8.

5. Таблица числа уроков в неделю в Полоцкой женской гимназии // Нац. Полоц. историко-культурный музей-заповедник (НПИКМЗ). - НВ. - 002571. Копия.

6. Отчет о состоянии Полоцкой женской гимназии за 1910 год // Нац. ист. архив Беларуси (НИАБ). - Ф. 2568. Оп. 1. Д. 110. Л. 1-18.

7. Аттестат об окончании Полоцкой женской гимназии Померанцовой Веры // Нац. Полоц. историко-культурный музей-заповедник (НПИКМЗ). - НВ. - 002555. Копия.

8. Аттестат Казьяниной Веры об окончании Полоцкой женской гимназии // Нац. Полоц. историко-культурный музей-заповедник (НПИКМЗ). - КП. - 001010/71. Подлинник.

9. Списки преподавателей гимназии с указанием образования, количества преподаваемых уроков и оклада жалованья // Нац. ист. архив Беларуси (НИАБ). - Ф. 2568. Оп. 1. Д. 341.

10. Дело о назначении Василия Павловича Лавитского преподавателем пения // Нац. ист. архив Беларуси (НИАБ). -Ф. 2568. Оп. 1. Д. 122.

11. Дело о вырученных деньгах с литературно-музыкально-вокального вечера в пользу несостоятельных учениц гимназии // Нац. ист. архив Беларуси (НИАБ). - Ф. 2568. Оп. 1. Д. 42. Л. 1-14.

12. Отчет о приходе и расходе сумм, вырученных от литературно-музыкально-вокального вечера в пользу недостаточных учениц Полоцкой женской гимназии, состоявшагося 20 марта 1907 г. // Нац. ист. архив Беларуси (НИАБ). - Ф. 2568. Оп. 1. Д. 67. Л. 1-16.

13. Список книг и учебных пособий, предположенных к выписке в фундаментальную библиотеку Полоцкой женской гимназии в 1904 г. // Нац. ист. архив Беларуси (НИАБ). - Ф. 2568. Оп. 1. Д. 10. Л. 1-3.

Поступила 05.03.2019 MUSICAL EDUCATION IN THE POLOTSK WOMEN'S GYMNASIUM (1903-1918)

I. DENISOVA

Based on the study of archival materials, the analysis of the practice of music education in the Polotsk women's gymnasium in the period from 1903 to 1918. It is proved that the main form of music education in the gymnasium were singing lessons, which, despite the optional nature, were attended by a large majority of pupils. It is revealed that the gymnasium practiced learning to play musical instruments, carried out public performances of pupils with vocal and instrumental compositions, the administration purchased the necessary musical and educational publications, musical instruments. The state of the gymnasium consisted of teachers with professional musical and religious education. A certificate with information about singing training gave graduates of the Polotsk women's gymnasium the opportunity to teach this subject.

Keywords: Polotsk women's gymnasium, music education, Vitebsk province of the early 20th century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.