Научная статья на тему 'Музыкальное образование незрячих людей: проблемы,которые ждут своего решения'

Музыкальное образование незрячих людей: проблемы,которые ждут своего решения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3205
425
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗРЯЧИЕ МУЗЫКАНТЫ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КНИГИ ПО БРАЙЛЮ / BLIND MUSICIANS / SPECIALIZED MUSICAL EDUCATION / BOOKS IN BRAILLE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Калина Алиса Эдуардовна

В статье обозначены проблемы, с которыми сталкиваются незрячие люди, обучающиеся музыке, а также педагоги, занимающиеся с ними. Автор предостерегает незрячих учащихся, которые забывают о брайлевской нотной грамоте и учат произведения на слух, и показывает, к каким сложностям при знакомстве с новыми сочинениями это может привести. Высказывается мнение, согласно которому преподавать игру на любом музыкальном инструменте должны те, кто имеет хотя бы остаточное зрение. В противном случае вовремя не замеченные педагогом недостатки обучения в дальнейшем учащимся будет трудно исправить. Отмечается крайний дефицит нот в стране, а также почти полное отсутствие учебников по сольфеджио, музыкальной литературе и другим учебным предметам, напечатанных шрифтом Брайля. Специальное внимание уделяется сравнительной характеристике отношения к незрячим музыкантам в разных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Калина Алиса Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Music Education for Blind People: Issues Awaiting Their Solution

The article indicates the problems that the blind people studying music and their teachers face. The students who forget about Braille music notation and who learn music by ear are warned that it may complicate their acquaintance with new compositions. The point of view is expressed that playing any musical instrument should be taught by those who have at least residual vision, otherwise, drawbacks in training unnoticed by teacher are very difficult to correct in future. The extreme shortage of sheet music in the country, as well as the almost complete lack of Braille textbooks in sol-fa, music literature and other subjects are mentioned. Special attention is paid to the comparative characteristic of attitudes to blind musicians in different countries.

Текст научной работы на тему «Музыкальное образование незрячих людей: проблемы,которые ждут своего решения»

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НЕЗРЯЧИх ЛЮДЕЙ:

ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ ЖДУТ СВОЕГО РЕШЕНИЯ

А. Э. Калина*,

Московский педагогический государственный университет

Аннотация. В статье обозначены проблемы, с которыми сталкиваются незрячие люди, обучающиеся музыке, а также педагоги, занимающиеся с ними. Автор предостерегает незрячих учащихся, которые забывают о брайлевской нотной грамоте и учат произведения на слух, и показывает, к каким сложностям при знакомстве с новыми сочинениями это может привести. Высказывается мнение, согласно которому преподавать игру на любом музыкальном инструменте должны те, кто имеет хотя бы остаточное зрение. В противном случае вовремя не замеченные педагогом недостатки обучения в дальнейшем учащимся будет трудно исправить. Отмечается крайний дефицит нот в стране, а также почти полное отсутствие учебников по сольфеджио, музыкальной литературе и другим учебным предметам, напечатанных шрифтом Брайля. Специальное внимание уделяется сравнительной характеристике отношения к незрячим музыкантам в разных странах.

Ключевые слова: незрячие музыканты, специализированное музыкальное образование, книги по Брайлю.

Summary. The article indicates the problems that the blind people studying music and their teachers face. The students who forget about Braille music notation and who learn music by ear are warned that it may complicate their acquaintance with new compositions. The point of view is expressed that playing any musical instrument should be taught by those who have at least residual vision, otherwise, drawbacks in training unnoticed by teacher are very difficult to correct in future. The extreme shortage of sheet music in the country, as well as the almost complete lack of Braille textbooks in sol-fa, music literature and other subjects are mentioned. Special attention is paid to the comparative characteristic of attitudes to blind musicians in different countries.

Keywords: blind musicians, specialized musical education, books in Braille.

157

Научный руководитель

- профессор, доктор педагогических наук Э. Б. Абдуллин.

158

В этой статье ставится задача обозначить основные проблемы, с которыми сталкиваются незрячие люди, обучающиеся музыке, а также педагоги, обучающие их.

В настоящее время из огромного спектра проблем, связанных с музыкальным образованием незрячих людей, в центре внимания исследователей оказались главным образом те, решение которых возможно за счёт активизации компенсаторных способностей учащихся. Теоретические аспекты формирования компенсаторных факторов при развитии музыкальных способностей учащихся рассматриваются в диссертации В. Н. Кулакова [1].

Большое внимание уделяется также вопросам разработки методики обучения незрячих детей исполнительству на музыкальных инструментах [2], системному музыкальному образованию незрячих и слабовидящих в учреждениях различного типа и вида [3-5], записи нот по системе Брайля [6].

Есть и ещё один важный аспект рассматриваемой проблемы, требующий специальной разработки, - это формы и способы общения педагога со своим незрячим учеником в процессе обучения музыке. Недостаточность взаимопонимания может иметь негативные последствия для дальнейшего профессионального становления юного музыканта.

Поясню это на своём примере. Музыка вошла в мою жизнь очень рано. С первого класса школы я уже пела в хоре, через год начала учиться играть на фортепиано, позже появились флейта, саксофон и вокал.

Когда я начинала заниматься игрой на фортепиано, получилось так, что мой первый педагог тоже была абсо-

лютно незрячим человеком. Когда же наступил шестой год моего обучения в музыкальной школе и я перешла к другому, уже обычному педагогу, сразу возникли проблемы. Дело в том, что мой первый преподаватель из-за отсутствия зрения не мог контролировать у меня правильную постановку рук, аппликатуру и т. д., поэтому в предпоследнем классе музыкальной школы мне пришлось переучиваться, а это, как известно, довольно сложно.

В похожей ситуации оказался и мой одноклассник Алексей Лапши-нов, который учился играть на аккордеоне. Привожу его рассказ.

«Я занимался игрой на аккордеоне со второго класса. Сначала занятия проводились в нашей школе, и вёл их незрячий преподаватель. Через несколько лет я стал учиться в обычной музыкальной школе у зрячего педагога. Разница между преподавателями была очень существенная! В качестве плюсов незрячего педагога могу отметить то, что он сразу начал обучать меня брайлевской нотной грамоте. Спустя некоторое время я уже мог самостоятельно разобрать то или иное произведение по нотам.

Но впоследствии, перейдя к зрячему педагогу, я столкнулся с серьёзными трудностями. Сразу выяснилось, что руки (особенно правая) при игре на аккордеоне у меня установлены абсолютно неправильно и с аппликатурой были довольно существенные проблемы. Незрячий преподаватель не мог в точности проконтролировать правильность постановки рук и за моей аппликатурой тоже не осуществлял должного контроля. А я этим бессовестно пользовался, ставя руки и пальцы так, как мне было удобно. В итоге переставлять мои руки при игре на ак-

кордеоне пришлось долгие годы. Да и то, наверное, до идеала этот процесс не удалось довести.

Также особенностью обучения у зрячего преподавателя было то, что все произведения я учил на слух. Мне это давалось довольно легко: я быстро всё схватывал. Но, выучивая произведения таким образом, я постепенно стал забывать брайлевскую нотную грамоту. Учить произведения по нотам не было возможности, потому что для произведений, которые мне давались, готовых брайлевских нот не существовало (во всяком случае, в России). Когда же, ради эксперимента, я решил заказать ноты для одного вальса, не такого уж большого по объёму, на Брайле их мне печатали месяца полтора, притом что на все ноты ушло от силы три брайлев-ские странички! Когда же я спросил, почему так долго печатался вальс, мне ответили, что заказов много, а людей, занимающихся перепечаткой нот с зрячего оригинала на Брайль, очень мало.

Обучаясь у двух, таких разных преподавателей, я получил довольно большой опыт не только в музыке, но и в жизни в целом. Ведь у каждого педагога свои концепции обучения, и особенно, если речь идёт о зрячем и незрячем преподавателях. А качество обучения, как известно, тоже зависит не только от способностей ученика, но и от профессиональных и личных качеств преподавателя»1.

Что же касается меня, также имеющей опыт подобных занятий, то я всё-таки считаю, что игру на любом музыкальном инструменте должен преподавать человек, имеющий хотя бы остаточное зрение, потому что далеко не каждого ученика можно переучить.

Далее мне хотелось бы отметить, пожалуй, самую острую проблему -это крайний дефицит нот, напечатанных шрифтом Брайля. В нашей стране такие ноты печатаются в основном только для пианистов, для людей же, играющих на других музыкальных инструментах, брайлевские ноты достать практически невозможно. Конечно, их можно заказывать, но, во-первых, это недёшево, а во-вторых, процесс их изготовления очень долгий (о чём говорил и мой одноклассник Алексей Лапшинов).

Когда я училась играть на духовых инструментах, мне приходилось писать ноты исполняемых мною произведений самой, под диктовку преподавателя. Такая же ситуация и с вокальными нотами: я знаю, наверное, около десятка сборников с нотами по Брайлю для вокалистов. В них напечатаны популярные романсы и песни русских и зарубежных композиторов, а вот ноты опер, произведений кан-татно-ораториального жанра, хоровых произведений не печатаются вообще. И как бы обидно для России это . ни звучало, но в Европе и Америке I59 ситуация с выпуском брайлевских нот намного лучше. Я, например, знаю людей, которые заказывали себе ноты из европейских музыкальных библиотек, и им присылали их гораздо быстрее, чем те же произведения печатали на заказ в нашей стране.

Не могу не сказать о дефиците учебников по сольфеджио и музыкальной литературе, напечатанных по Брайлю. Немногочисленные экземпляры книг, дающих элементарные знания по теории музыки, и пособий по сольфеджио хранятся только в спе-

1 Из беседы автора статьи с А. Лапшиновым.

160

циализированной библиотеке для слепых и не всегда доступны в музыкальных школах, где обучаются дети с нарушением зрения.

Ещё мне хотелось бы рассказать о музыкально-теоретических дисциплинах, которые являются неотъемлемой частью обучения музыке. Надо сказать, что у незрячих людей отсутствие зрения нередко компенсируется обострённым слухом, а многие из них обладают абсолютным слухом, поэтому такие предметы, как сольфеджио, гармония и теория музыки, зачастую даются им намного легче, чем зрячим. В целом же процесс обучения незрячих детей сольфеджио в музыкальной школе практически ничем не отличается от обучения обычных учеников -то же пение с листа, те же диктанты.

И всё-таки из всех музыкальных дисциплин главное место в моей жизни занимает вокал. Им я начала заниматься, ещё учась в общеобразовательной школе, а теперь продолжаю обучение в университете. Но прежде чем начать заниматься сольным пением, я много лет пела в школьном ансамбле старинной музыки. В него принимали практически всех детей, независимо от их музыкальных способностей. Многие из них, помимо проблем со зрением, имели и другие заболевания; у некоторых было общее отставание в развитии, проблемы с памятью. Для таких детей пение в хоре важно ещё и потому, что в это время они находятся в коллективе, общаются со своими сверстниками. Ведь после окончания школы они зачастую не имеют возможности продолжать обучение дальше, не могут устроиться на работу. Они всю жизнь сидят дома и поэтому испытывают дефицит общения. В процессе обучения дети, кото-

рые были послабее остальных, уходили из ансамбля, но многие из оставшихся буквально на глазах совершенствовали свои певческие навыки. В репертуар нашего ансамбля входили произведения Баха, Телемана, Гайдна и многих других композиторов. Все произведения разучивались на слух. Конечно, приходилось по многу раз повторять слова песен, особенно на иностранном языке, чтобы все участники могли их запомнить.

На протяжении всего обучения в школе никаких трудностей с вокалом я не испытывала. Они начались, когда я решила поступать в музыкальный институт или колледж на вокальное отделение. К сожалению, наши ведущие средние профессиональные музыкально-образовательные учреждения страны, такие как колледж им. Гнесиных и Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории, крайне недоброжелательно относятся к поступлению слепых людей на вокальное отделение. Педагоги считают, что их очень сложно обучать, что будет много проблем. Трудно, конечно, не согласиться с тем, что при обучении таким учебным дисциплинам, как актёрское мастерство или танец, могут возникнуть определённые сложности, но я не считаю это веской причиной не принимать людей с нарушением зрения в выбранное ими учебное заведение. (Вариант поступления в специализированные вузы я не рассматривала, зная, что качество обучения там уступает обычным институтам.)

В последний год обучения в школе я решила записаться на подготовительные курсы по вокалу в колледж им. Гнесиных. Каково же было моё изумление, когда заведующая вокаль-

ным отделом встретила меня словами: «А зачем вам учиться, вам на пенсии не живётся?» Эти слова я привела в качестве подтверждения того, о чём писала выше. На курсы меня всё же зачислили, но вот желание поступать в Гнесинку пропало. Однако и в колледже при Московской государственной консерватории, и в МГПИ им. Ип-политова-Иванова ситуация была примерно такая же. Там, правда, подобных высказываний в адрес таких, как я, не звучало - мне просто ставили минимальный балл на творческих вступительных испытаниях, делая тем самым моё поступление невозможным. Но все неприятности, с которыми я столкнулась в перечисленных колледжах, были компенсированы тем, что я смогла поступить на музыкальный факультет МПГУ, и сегодня нисколько не жалею, что учусь именно в этом вузе. Я счастлива тем, что получаю высшее музыкально-педагогическое образование, и мечтаю в будущем работать в этой области.

К сожалению, после окончания вуза незрячим людям, а особенно музыкантам, найти работу очень сложно. У нас в стране лишь немногие организации готовы брать на работу музыкантов - инвалидов по зрению. Я прекрасно понимаю, что меня не возьмут ни в один оперный театр, организовать сольную концертную деятельность или устроиться педагогом в общеобразовательную или музыкальную школу тоже будет непросто.

В отличие от России, в Европе отношение к незрячим музыкантам совершенно другое. В декабре 2013 года я ездила на гастроли в Швейцарию в рамках проекта «Детская народная дипломатия». В состав нашей группы входили не только инвалиды по зре-

нию, но и дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Мы дали пять концертов в разных городах страны. Самыми запоминающимися стали выступления в посольстве Российской Федерации в Берне и в Генеральной ассамблее ООН в Женеве. Везде нас очень тепло принимали и после каждого концерта устраивали банкеты в нашу честь.

В этой поездке мне посчастливилось сыграть на органе и спеть под собственный аккомпанемент в одном из соборов Женевы. Я давно мечтала познакомиться с этим инструментом, но, когда обращалась с подобными просьбами в Москве, мне везде отказывали под предлогом того, что я сломаю орган, потому что не владею им профессионально.

А в ноябре прошлого года я побывала в Риме, и там мне тоже удалось проявить свои способности. Совершенно случайно мы попали на концерт итальянских теноров, который проходил в одном из крупных соборов Рима. После концерта мне тоже захотелось спеть, потому что там была очень хорошая акустика. Мне сразу же разрешили исполнить песню, и публика, которая ещё не разошлась, потом долго аплодировала. И подобных примеров можно привести ещё очень много.

В заключение хочу сказать, что профессиональная деятельность музыкантов, имеющих инвалидность по зрению, в нашей стране пока ещё сопряжена с преодолением большого числа трудностей, и нерешённых проблем много. Но очень хочется верить, что когда-нибудь отношение к людям с ограниченными физическими возможностями в России изменится в лучшую сторону.

161

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кулаков, В. Н. Формирование компенсаторных факторов у незрячих музыкантов как условие оптимизации учебного процесса [Текст] / В. Н. Кулаков : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000. - 21 с.

2. Петько, Н. В. Основные трудности в процессе обучения игре на фортепиано слепых и слабовидящих учащихся [Электронный ресурс] / Н. В. Петько. - Режим доступа : http://www.rusnauka.com/19_AND_2013/ MusicaAndLife/1_142501.doc.htm

3. Обучение незрячих детей музыке [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.forumklassika.ru/showthread. php?t=38860

4. Тимофеева Т. Б. Коррекционно-развива-ющая работа в процессе обучения музыке незрячих детей в условиях школы-интерната III вида [Электронный ресурс] / Т. Б. Тимофеева. - Режим доступа : http:// festival.1september.ru/articles/559895

5. Истомин, В. Музыкальное образование незрячих в России [Текст] / В. Истомин. -М. : Логос, 2001. - 175 с.

6. Смирнов, Г. А. Запись нот по системе Брайля : в 2 ч. Ч. 2. Краткое руководство для зрячих музыкантов, работающих со слепыми [Текст] / Г. А. Смирнов. - М. : ИПТК «Логос» ВОС. - 2002. - 261 с.

162

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.