Научная статья на тему 'Музыкальное образование как ценность культуры'

Музыкальное образование как ценность культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1385
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / MUSIC / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ЦЕННОСТЬ / VALUE / ДУХОВНЫЙ ПОИСК / SPIRITUAL SEARCH / ТВОРЧЕСТВО / CREATION / КУЛЬТУРА / CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зорилова Любовь Сергеевна

В статье рассматривается актуальная проблема социального предназначения музыкального образования, его уникальный ценностный смысл, влияние на общество и отдельного человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is examined the vital problem of the social destination of the musical formation, its unique value sense, its influence on the society"and the individual person.

Текст научной работы на тему «Музыкальное образование как ценность культуры»

.....

I I I ■ M I I I I

220 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 3 (41) май-июнь ^ Примечания

1. Буланкина, Н. Е. Проблема эффективного культурного самоопределения личности в полиязыковом пространстве: монография / Н.Е. Буланкина. - М.: АПКи ПРО, 2002. - 208 с.

2. Ерасов, Б. С. Социальная культурология: учеб. пособие / Б.С. Ерасов. - 3-е изд. - М., 1995. - 591 с.

3. Караковский, В. А. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова; под ред. Н.Л. Селивановой. - М., 2000.

4. Концепция модернизации российского образования до 2010 года. - М., 2003.

5. Образование: образ культуры // Социально-психологические проблемы образования. - М., 1992.

6. Сорокин, П. А. Социальная и культурная мобильность / П.А. Сорокин // Человек, цивилизация, общество. - М., 1992.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЦЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ

Л. С. Зорилова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается актуальная проблема социального предназначения музыкального образования, его уникальный ценностный смысл, влияние на общество и отдельного человека.

Ключевые слова: музыка, образование, ценность, духовный поиск, творчество, культура.

The article is examined the vital problem of the social destination of the musical formation, its unique value sense, its influence on the society"and the individual person.

Key words: music, education, value, spiritual search, creation, culture.

Музыкальное образование - уникальное явление культуры. Осуществляемое обществом, оно является художественно-образным отражением социальных отношений, показателем духовной культуры общества, его мировоззрения и творческого интеллекта.

Музыкальное образование - целостный процесс, так же как и целостна сама личность, получающая это образование. В единстве функционируют его составляющие: обучение и воспитание. Попытка их разделить, обращая внимание на отдельные стороны, нарушает его полноту и гармонию, формируя лишь отдельные стороны личности, по словам Макаренко: «Нельзя формировать человека по частям».

В научной философской, психолого-педагогической литературе образование в вузе чаще всего рассматривается как система, как процесс и даже как результат учебной деятельности, но очень редко образование представляется как ценность - ценность для общества, в котором оно осуществляется, и ценность для конкретного человека, который это образование получает.

В связи с этим правомерно возникает вопрос: «В чём же истинная ценность музыкального образования?» Ответить на него - значит:

- определить сущность и ценностный смысл музыкальной школы;

- проанализировать содержание профес-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (41) май-июнь 2011 220-223

.....

I I I ■ М I I I

Образование в сфере культуры 221

сиональной подготовки будущих музыкантов, его уникальность;

- рассмотреть готовность выпускников к реализации своих возможностей в практической деятельности.

Эти вопросы требуют глубокого изучения, но, не ответив на них, сегодня невозможно эффективно готовить музыкальные кадры, понять, какой же музыкант нам нужен.

Изучая музыкальную культуру в целом, систему образования в частности, анализируя их сущность и ценностный смысл, следует отметить, что они всегда, во все исторические времена опирались на традиции и прогрессивные тенденции, всегда искали новые и уникальные пути своего развития. Успешность становления российской музыкальной культуры определялась фундаментальными духовными основами, истинными общечеловеческими ценностями, которые пронизывали не только творения музыкальной культуры, но и профессиональную деятельность выдающихся композиторов, музыкантов-исполнителей. Как показывает практика, лишённая духовных основ и профессионализма любая музыкальная деятельность, несмотря на все попытки ее внедрить, несмотря на все материальные вложения, обречена. Примером вышесказанному может служить коммерческий проект «Фабрика звезд». Лишенная духовного смысла, малосодержательная музыка, исполняемая непрофессиональными, порой совершенно безграмотными певцами, не может выдержать испытание временем, остаться постоянно востребованной, но она, несомненно, наносит огромный вред обществу, особенно молодежи, музыкальные вкусы и идеалы которой еще не сформировались, которая буквально и с завистью воспринимает фразу: «Круто ты попал на ТВ!», невольно задавая себе вопрос: «А почему бы и мне не стать звездой?», или «Чем я хуже?». И здесь стираются границы осмысления собственных возможностей, расцветает эгоизм, духовное заменяется материальным, ложный успех манит, хотя в конечном счете ведет в никуда и так называемую «Звезду». В данном случае не оправдывает себя и благая идея: созда-

ния новых оригинальных форм.

Каждая новая форма, касается ли она самой музыкальной культуры или системы образования, не может эффективно функционировать без высокой духовности и профессионализма. Суть музыкальной культуры заключается в глубоком обобщении традиций прошлого и «чувств настоящего», в отражении внутреннего мира человека, философском осмыслении глубины его мыслей и полноты эмоциональных ощущений. Такой подход составляет основное содержание ярких музыкальных творений, которые переживают века, передаются из поколения в поколение, составляя незыблемую ценностную основу музыкального искусства, поколебать которую невозможно никакой пошлятиной и безвкусицей. И в этом случае музыкальная культура, ее осмысление приобретает конкретную предметность, свойственную изобразительному искусству, литературе, театру. Ее содержание не сводится лишь к внешней музыкальной форме, оно связано с духовным содержанием жизни, с мыслями и чувствами, поступками и событиями, авторским отношением, творческим поиском. И этом случае соединение и процесс взаимодействия общего и особенного - неисчерпаемый материал для исследования. И сегодня к этой проблеме обращаются учёные разных специальностей. Их внимание привлекают не просто связи временных искусств: музыки и поэзии, музыки и театра, - но временное и пространственное взаимодействие искусств, аксиологическое обоснование наиболее полного отражения различных явлений, их глубинная интерпретация, новое, еще более значимое прочтение, исполнение. Об этой идее говорил Б.В. Асафьев, и его ключевой тезис сформулирован в статье об А.С. Пушкине, который гласит: «Музыкант и поэт воспринимают жизнь слыша» (2, с. 9). В ней единый звуковой мир, наполненный глубоким духовным смыслом, поэтическим словом, имеющим магическое значение. Именно как некое единство, совокупность и сочетание различных средств, воспринимаемых слухом музыканта, предстаёт звуковой мир творений великих мастеров. Приводя пример из «Божественной

.....

I I I ■ М I I I

222 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 3 (41) май-июнь

комедии» Данте, он обращает внимание на ценностную значимость, глубину и многообразие художественного образа: «В ... "Божественной комедии" в Аду нет места музыке: она не звучит там, где царство скорби, страданий и стонов, где власть в руках злой силы... Это крайне важно отметить, ибо дальше, с момента освобождения Данте из-под гнёта тягостных впечатлений и по мере восхождения его на гору Чистилища, связанного с освобождением от греховности, начинает звучать музыка с тем, чтобы в Раю стать безусловным, всё пронизывающим, могучим экстатическим состоянием» (2, с. 9). Б.В. Асафьев считал, что «Божественную комедию» надо «уметь слушать», чтобы услышать в ней самое важное: рождение музыки по мере высвобождения души из плена тяготения к материальному и ко греху. Данное высказывание позволяет утверждать, что духовный поиск, стремление к универсализму не были чужды Б.В. Асафьеву. Он стремился обогатить современное музыкальное искусство истинными ценностями и идеалами, раскрывая сущность духовного средствами музыки и поэзии. Б.В. Асафьев смотрел на духовный идеал, как на подлинный источник движения солнца, светила, и пришел к выводу: «"Божественная комедия" - величайшая симфония света, звука, цвета, звёзд, - напряжённейшее излучение творческого воображения; одна из высочайших вершин восхождения разума и откровения любви, в песнопении раскрываемое, сферой музыки окутанное. Зачатое в скорби, оно ведёт сквозь теснины душевной боли, сквозь вопли, стоны отверженных и гуладского вихря к солнечности и радости, в песенном восторге утверждаемым» (1, с. 31). По мнению Б.В. Асафьева, музыка «Божественной комедии», прозвучавшая в воображении Данте, пронизала всю поэтическую композицию, музыкальные начала которой стоят вне мира музыки, и воспринимать эту поэму следует не слыша, не внимая гимнам в ней звучащим. Иными словами, Музыка - сопутствует восхождению духа к высотам познания Вселенной, движимых Любовью. И взаимное обогащение музыки и поэзии ведут к постижению высших духовных

ценностей. Этот вывод подтверждает и его более поздний труд, название которого достаточно полно отражает его содержание: «Видение мира в духе музыки», где Б.В. Асафьев рассматривает сквозь призму музыкального искусства «всемирную духовность». Эти представления отражали не только его представления о ценностном значении музыкального искусства, они были типичны для многих поколений выдающихся музыкантов, отражали их ценностные представления, сопутствовали развитию системы музыкального образования в Росси в различные времена.

Именно такой подход к музыкальной культуре, воплощенный в системе профессиональной подготовки специалистов в вузе, на долгие годы определил ее успех, позволил сформировать выдающихся мастеров в области музыкального искусства, заставил говорить о высочайшем уровне профессионализма российских музыкантов, завоевывающих призовые места во всем мире. Традиционная система музыкального образования включала различные музыкальные школы, школы-десятилетки для особо одаренных, училища, вузы, которые по педагогическим законам преемственности обучения неуклонно формировали будущих музыкантов на высоко художественном содержательном музыкальном материале, постижение которого требовало от будущих музыкантов понять истинный ценностный смысл музыкальных творений, неустанно работать над собой, систематически трудиться, жертвовать своим свободным временем, преодолевать различные трудности и побеждать, а порой и побеждать самого себя. Именно такой подход способствовал совершенствованию творческого и исполнительского мастерства, не давал возможности для праздного образа жизни, позволял личности постичь ценностный смысл не только музыки, но и своей собственной личности, делал молодых музыкантов духовно богатыми и целостными личностями, далекими от алчности, эгоизма и тщеславия. Все это позволяло музыкальной школе, ее представителям говорить о собственной значимости и уникальности, что сегодня подтверждает вся передовая,

.....

I I I ■ М I I I

Образование в сфере культуры 223

прогрессивная музыкальная общественность. Но социальная ситуация не стоит на месте, идет реформирование системы образования в целом. Реформированию на основе Болонских соглашений стран Европы подвергается и система музыкального образования. Вхождение в мировое международное пространство действительно необходимо, но оно не должно разрушать отлаженный механизм ценностно-смысловой профессиональной подготовки следующих поколений музыкантов, на которую влияет не только реформирование самой системы образования, но и общая современная социальная ситуация, когда выпускник вуза прежде всего рассматривается как ликвидный продукт производства, умеющий зарабатывать. Данная формулировка не повышает ценностно-смысловую значимость личности будущего музыканта, а значительно ее снижает. Специалист предстает перед нами как продукт производства, как своеобразная «Фабрика» по производству чего-то неодушевленного, статичного, не обладающего чувствами и мыслями, другими словами - как некий предмет. А личность во всем ее многообразии не может быть предметом, она полна жизни, творчества, созидания. Она даже на подсознательном уровне стремится к лучшему, совершенному, светлому, прекрасному. В ее мыслях и чувствах превалирует духовное над материальным. В предложенной формулировке - «ликвидный продукт производства» - нет даже намёка на духовность, созидание, творчество, а как это возможно, если речь идет о профессиональной подготовке музыканта? Как показывает исторический опыт, практика творческого развития музыкантов с такой сверхзадачей, современный специалист, бакалавр или магистр не сможет понять ценности полученного образования, не увидит свои потенциальные творческие возможности, а порой и не поверит в себя. Именно так профессиональная подготовка му-

Примечания

1. Асафьев Б. В. [=Игорь Глебов]. Данте и музыка / Б.В

2. Асафьев Б. В. [=Игорь Глебов]. У истоков жизни / Б 1922. - Кн. 1.

зыканта лишается своих духовных основ.

С другой стороны, вызывает огромное опасение сам процесс музыкально-профессиональной подготовки специалиста в вузе, достижение его истинного качества в рамках бакалавриата и магистратуры. Не случайно и ученые, и практики задают вопрос: как можно за столь короткий срок - 4 года, подготовить мастера-исполнителя, дирижера оркестра, хора? Поэтому эта проблема постоянно поднимается в самых различных выступлениях на телевидении, в многочисленных публикациях, на конференциях, «круглых столах». Она приобретает общероссийский масштаб, вызывает бурные обсуждения практически всех: и ученых, и музыкантов-практиков, и педагогов высшей школы. Ведь здесь речь идет о том, что музыкальное образование, которое давалось специалистам в России, должно остаться ценным и должно быть способным по-прежнему готовить выдающихся музыкантов-профессионалов. Для того чтобы добиться истинного качества музыкального образования, необходимо: сохранять все самое ценное, опыт прошлых поколений; продолжать наращивать профессионализм, обращая внимание на высокодуховное содержание музыкальных произведений; осваивать музыкальный язык для глубинного осмысления произведений; искать новые, эффективные методики ценностного, духовно-творческого развития личности и повышения ее исполнительского мастерства.

При этом нельзя забывать, что музыкальное образование, как ценностное духовное явление, оказывает сильнейшее воздействие на культуру общества, изменяет личность, раскрывает её творческие созидательные возможности.

Без созидания, творчества, постоянной работы над собой на благо других не может быть эффективного музыкального образования.

1. Асафьев [=Игорь Глебов]. - Пг.,1921.

.В. Асафьев [=Игорь Глебов] // Орфей: в 2 кн. - Пг.,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.