Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ В СЕВЕРНОЙ АНГЛИИ: ПРИМЕРЫ ШЕФФИЛДА, МАНЧЕСТЕРА И ЛИВЕРПУЛЯ'

МУЗЫКАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ В СЕВЕРНОЙ АНГЛИИ: ПРИМЕРЫ ШЕФФИЛДА, МАНЧЕСТЕРА И ЛИВЕРПУЛЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

109
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКА / СЕВЕРНАЯ АНГЛИЯ / МИДЛЕНДС / ШЕФФИЛД / ЛИВЕРПУЛЬ / МАНЧЕСТЕР / CRITICAL HERITAGE STUDIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Колесник Александра Сергеевна

С 1980-х годов во многих городах Великобритании обращение к музыкальной истории стало важным экономическим и символическим ресурсом их возрождения (такие проекты получили название «возрождение посредством культуры»). Статья посвящена проблеме осмысления и работы с музыкальным наследием в постиндустриальном регионе Северной Англии (Мидлендс) на примере трех городов: Шеффилда, Манчестера и Ливерпуля. Эти города демонстрируют разные способы конструирования и репрезентации музыкального наследия в городском пространстве: преимущественно «сверху» («top-down»), преимущественно «снизу» («bottom-up») и «срединные» («in-between»). В случае каждого города рассматривается специфика проектов их регенерации с акцентом на музыкальном прошлом. Несмотря на то, что не все проекты оказались в конечном счете успешными, они определенно демонстрируют необходимость более комплексного осмысление специфики музыкального наследия в каждом конкретном случае, а также необходимость включения разных агентов в рефлексию о нем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL HERITAGE IN NORTHERN ENGLAND: THE CASES OF SHEFFIELD, MANCHESTER AND LIVERPOOL

Since the 1980s, musical history has become an important economic and symbolic resource for the revival in many British cities (so called “culture-led regeneration”). The paper is focused on the problem of understanding and working with musical heritage in the post-industrial region of Northern England (Midlands) on the example of three cities: Sheffield, Manchester and Liverpool. These cities demonstrate different ways of constructing and representing the musical heritage in the urban space: predominantly “top-down”, predominantly “bottom-up” and “in-between”. In the case of each city, the specifics of their regeneration projects are considered with an emphasis on the musical past. Despite the fact that not all projects were ultimately successful, they definitely demonstrate the need for a more comprehensive understanding of the specifics of musical heritage in each case, as well as the need to include different agents in reflection about it.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ В СЕВЕРНОЙ АНГЛИИ: ПРИМЕРЫ ШЕФФИЛДА, МАНЧЕСТЕРА И ЛИВЕРПУЛЯ»

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ: ИСКУССТВО ИЛИ ЖИЗНЬ? POST-INDUSTRIAL: ART OR LIFE?

Labyrinth: теории и практики культуры. 2022. № 3. С. 35—47. Labyrinth: Theories and practices of culture. 2022. No. 3. P. 35—47.

Научная статья

УДК 78(091)(410.1)

DOI: 10.54347/Lab.2022.3.4

МУЗЫКАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ В СЕВЕРНОЙ АНГЛИИ: ПРИМЕРЫ ШЕФФИЛДА, МАНЧЕСТЕРА И ЛИВЕРПУЛЯ

А. С. Колесник

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, akolesnik@hse.ru

Аннотация. С 1980-х годов во многих городах Великобритании обращение к музыкальной истории стало важным экономическим и символическим ресурсом их возрождения (такие проекты получили название «возрождение посредством культуры»). Статья посвящена проблеме осмысления и работы с музыкальным наследием в постиндустриальном регионе Северной Англии (Мидлендс) на примере трех городов: Шеффилда, Манчестера и Ливерпуля. Эти города демонстрируют разные способы конструирования и репрезентации музыкального наследия в городском пространстве: преимущественно «сверху» («top-down»), преимущественно «снизу» («bottom-up») и «срединные» («in-between»). В случае каждого города рассматривается специфика проектов их регенерации с акцентом на музыкальном прошлом. Несмотря на то, что не все проекты оказались в конечном счете успешными, они определенно демонстрируют необходимость более комплексного осмысление специфики музыкального наследия в каждом конкретном случае, а также необходимость включения разных агентов в рефлексию о нем.

Ключевые слова: музыкальное наследие, музыкальная история, популярная музыка, Северная Англия, Мидлендс, Шеффилд, Ливерпуль, Манчестер, critical heritage studies

Для цитирования: Колесник А. С. Музыкальное наследие в Северной Англии: примеры Шеффилда, Манчестера и Ливерпуля) // Labyrinth: теории и практики культуры. 2022. № 3. С. 35—47.

© Колесник А. С., 2022

Работа выполнена по гранту РНФ № 22-28-02064 «Особенности дискурса национальной/гражданской идентичности в in-between пространствах "иммигрантских" сообществ (на материалах "британских мусульман" в современной Великобритании)», рук. Д. Н. Караваева.

Original article

MUSICAL HERITAGE IN NORTHERN ENGLAND: THE CASES OF SHEFFIELD, MANCHESTER AND LIVERPOOL

Alexandra S. Kolesnik

National Research University "Higher School of Economics", Moscow, Russian Federation, akolesnik@hse.ru

Abstract. Since the 1980s, musical history has become an important economic and symbolic resource for the revival in many British cities (so called "culture-led regeneration"). The paper is focused on the problem of understanding and working with musical heritage in the postindustrial region of Northern England (Midlands) on the example of three cities: Sheffield, Manchester and Liverpool. These cities demonstrate different ways of constructing and representing the musical heritage in the urban space: predominantly "top-down", predominantly "bottom-up" and "in-between". In the case of each city, the specifics of their regeneration projects are considered with an emphasis on the musical past. Despite the fact that not all projects were ultimately successful, they definitely demonstrate the need for a more comprehensive understanding of the specifics of musical heritage in each case, as well as the need to include different agents in reflection about it.

Keywords: musical heritage, musical history, popular music, Northern England, Midlands, Sheffield, Liverpool, Manchester, critical heritage studies

For citation: Kolesnik, A. S. (2022) Muzykal'noe nasledie v Severnoj Anglii: primery Sheffilda, Manchestera i Liverpulya) [Musical heritage in Northern England: the cases of Sheffield, Manchester and Liverpool], Labyrinth: Teorii i praktiki kul'tury [Labyrinth: Theories and practices of culture], no. 3, pp. 35—47.

В настоящее время можно выделить разные способы репрезентации истории популярной музыки во многих европейских и американских городах — стихийные фанатские мемориалы и более официальные памятники музыкантам, выставки в городских музеях и появление фанатских музеев, проведение больших памятных концертов и уличные выступления. Популярная музыка активно включены в ком-меморативные процессы не только на уровне музыкальной культуры и фанатских сообществ, но и все чаще оказывается важной составляющей исторической политики отдельных городов, регионов и стран. С 1980-х годов во многих городах Великобритании, Европы и США обращение к культурной истории в целом и к музыкальной истории в частности стало важным экономическим и символическим ресурсом их возрождения (такие проекты получили название «возрождение посредством культуры» ("сulture-led regeneration") [Викери, 2009: 205]). Главной задачей данных проектов стало обновление городов и стимулирование местной экономики за счет развития культурного сектора. Создание публичных пространств, кварталов культурных индустрий, открытие новых музеев, развитие туристических маршрутов, проведение тематических мероприятий (фестивалей, ярмарок, концертов) — лишь несколько примеров реализации таких проектов. Так, во многих британских постиндустриальных городах — Ливерпуле, Манчестере, Бирмингеме, Ковентри, Шеффилде — в 1990—2000-е годы было осуществлено несколько проектов реставрации городов с акцентом на их музыкальном прошлом.

Подобные примеры, во-первых, оказываются частью более глобальных процессов пересмотра концепта культурного наследия, который развернулся во второй половине ХХ веке и в результате которого популярная культура во всем ее многообразии становится частью этого процесса; во-вторых, фиксируют и в том числе способствуют трансформации современной исторической культуры. Данная статья

ставит цель рассмотреть особенности работы с музыкальным наследием, имеющим отношение к истории популярной музыки, в Северной Англии на примере трех городов — Ливерпуля, Манчестера и Шеффилда. Именно в этих города одними из первых в Северной Англии были реализованы разные проекты, связанные с их музыкальным прошлым. Несмотря на то, что не все проекты имели одинаковый успех, они однозначно продемонстрировали необходимость более комплексной рефлексии о музыкальном наследии как части городской истории.

Место популярной музыки в исследованиях культурного наследия

Масштабные трансформации в социальных и гуманитарных науках в 1960— 1980-е годы также существенно повлияли на новые концепции культурного наследия и подходы к работе с ним. Уже в 1990-е годы начало формироваться новое междисциплинарное направление исследований культурного наследия — heritage studies [Stig S0rensen, Carman, 2009: 11—28], которое объединило исследователей из разных дисциплин (история, социология, культурная география, филология, др.) преимущественно из европейских стран, Великобритании, Северной Америки и Австралии, и базировалось на более комплексном понимании культурного наследия. Ранее наследие являлось предметом интересов разных гуманитарных и социальных дисциплин — истории, философии, социологии культуры, музееведения, архивоведения, др., в каждой из которых предлагалось свое понимание данного понятия. Появление таких новых дисциплин, как публичная история (public history), исследования памяти (memory studies), культурных и гендерных исследований (cultural studies, gender studies), постколониальных исследований (postcolonial studies) способствовало развитию междисциплинарного понимания культурного наследия. Среди новых подходов, предложенных в этот период, можно выделить следующие:

во-первых, обращение к «истории снизу» — к изучению простого человека, его повседневности и вовлеченности в социальные, культурные, политические и др. процессы;

во-вторых, интерес к тем социальным группам, которые долгое время оставались мало или вовсе не изученными (молодежь, мигранты, женщины, т. д.);

в-третьих, изучение популярной культуры и ее включенности в разные процессы идентификации.

Если ранее в понятие культурного наследия включались преимущественно материальные объекты (прежде всего, археологические и архитектурные), имеющие по решению государственных институций историческую ценность в контексте локальной или национальной истории, то в последние 30—40 лет концепция культурного наследия была пересмотрена и расширена [Lowenthal, 2015]. Во-первых, определение культурного наследия стало охватывать сферу обычного и повседневного, что позволило обратить внимание на неформальные практики и объекты, имеющие значение для разных социальных групп (т. е. представляющие не очевидную высокую культурную значимость в контексте национальной истории). Во-вторых, были расширены темпоральные границы понятия «культурное наследие», что предполагает внимание к объектам, имеющим отношение не только к отдаленному, но и недавнему прошлому. Наконец, в-третьих, культурное наследие стало пониматься как социальное действие, т. е. предполагается снятие монополизации права экспертов (зачастую на государственном уровне) на определение и признание того или иного объекта частью культурного наследия и наделение этим правом разных социальных групп. Так, многие места, объекты, практики, связанные с историей, памятью, идентичностью различных социальных групп — от мигрантов до музыкальных фанатов — также стали рассматриваться с точки зрения их культурной значимости и, соответственно, как часть культурного наследия. Само понятие

культурного наследия, тем самым, представлено через сложную сеть социальных институтов, агентов и практик [Smith, 2006]. Новые подходы нашли отражение в работе государственных и международных организаций. В частности, они прямо повлияли на формирование концепции нематериального культурного наследия, охранный статус которого был закреплен конвенцией ЮНЕСКО в 2003 году.

В указанных выше дискуссиях изучение популярной музыки и связанных с ней культурных практик как культурного наследия — новое направление, которое в большей степени фокусируется на британской популярной музыке как культурном наследии [Sites of Popular Music Heritage, 2014; Preserving Popular Music Heritage, 2015; The Routledge Companion to Popular Music History and Heritage, 2018; Remembering Popular Music's Past, 2019; Popular Music, Cultural Memory, and Heritage, 2019; Lashua, 2019; Music and Heritage, 2021]. Исследователи рассматривают, во-первых, как в самих музыкальных сообществах понимается и проблематизируется культурное наследие, включается ли в это понятие популярная музыка, считается ли необходимым закрепление памяти о музыке и музыкантах в городском пространстве. Во-вторых, изучаются практики коммеморации в фанатской культуре — самодельные фанатские мемориалы умершим музыкантам, места памяти музыкальных и фанатских сообществ (клубы, пабы, места встреч), фанатские архивы и коллекции, празднования памятных дат и появление связанных с ними традиций. В-третьих, исследователи пытаются проследить, как менялись музыкальные места и практики вместе с изменением городского пространства — как трансформировались концертные площадки и практики посещения концертов и фестивалей, как появлялись музыкальные сцены и как они влияли на город, как на этот процесс влияют новые медиа, как сохраняется память о прошлых музыкальных практиках.

В данном контексте особого внимания заслуживают работы английских исследователей Сары Коэн, Марион Леонард и Брэтта Лашуа [Cohen, 2012: 587— 603; Leonard, 2007: 147—167; Leonard, 2010: 171—181; Lashua, 2010: 126—144; The Beat Goes on, 2010; Leonard, 2013: 597—614], которые посвящены проблеме использования музыки и музыкальной истории как ресурса для формирования новых городских образов — креативных, музыкальных и культурных городов (прежде всего в Северной Англии). Кроме того, авторы подчеркивают все возрастающую значимость музыки и музыкальной истории как способа развития культурного туризма в городах и отдельных регионах. Рассматривая разные способы формирования авторизации музыкального наследия [Roberts, Cohen, 2014: 241— 261], исследователи подчеркивают значимость фанатских сообществ, музыкантов и горожан в данных процессах.

Способы работы с музыкальным наследием в Северной Англии

Кризис деиндустриализации 1980-х годов особенно затронул северную Англию — промышленный регион Мидлендс. Поскольку образы старых промышленных городов отталкивали инвесторов, на протяжении 1980-х годов произошло переосмысление техник презентации их культурного наследия и творческих возможностей. В связи с этим был реализован ряд проектов по строительству новых объектов, которые, с одной стороны, репрезентировали бы культурную историю постиндустриальных городов, с другой, выступали в качестве туристических объектов. Уже в начале 1990-х годов в результате такой политики британские города стали перестраиваться по модели европейских городов, где концепции туризма и городского культурного наследия были тесно взаимосвязаны. В рамках проектов регенерации реконструировались, прежде всего, городские центры, где новые кафе и рестораны встраивались в атмосферные культурные кварталы, привлекая туристов. В этом контексте создание новых музыкальных площадок и появление новых музыкальных сцен на основе музыкальных традиций и истории города, а вместе

с этим и развитие музыкального туризма, стали одним из приоритетных направлений бывших промышленных городов.

Осмысление музыкальной истории как городского культурного наследия происходило по нескольким траекториям: как «top-town» процесс преимущественно при участии местных властей, как «bottom-up» процесс при содействии горожан, музыкантов и слушательских аудиторий и как «in-between» при попытке создания диалога между разными сторонами процесса. Шеффилд, Манчестер и Ливерпуль стали первыми северными английскими городами, в которых происходила работа с музыкальным наследием в 1990—2000-е годы. Разберем подробнее каждый из примеров.

Шеффилд, как многие другие индустриальные города Великобритании после промышленного подъема в XIX веке уже к 1980-м годам ощутил катастрофу деиндустриализации, и с тех пор местные власти вели поиски новых ресурсов трудоустройства и заработка [DiGaetano, Lawless, 1999: 546—577]. Город пережил постепенное осознание того, что эти изменения требуют не только привлечение новых отраслей производства или услуг, но полного «переоткрытия» самого города. В 1993 году Городской Совет Шеффилда выиграл тендер на проведение второго фестиваля «Radio One Sound City», целью которого стало повышение интереса к музыкальному сектору и музыкальной истории города, а также привлечение посетителей из всей Великобритании [Brown, Cohen, O'Connor, 1998: 5]. В связи с этим на волне интереса к проектам регенерации северных британских городов в 1990 -е годы была реализована попытка создания Квартала культурных индустрий в Шеффилде (Sheffield's Cultural Industries Quarter) [Cultural Industries Quarter Conservation Area], центральное место в концепции которого было отведено именно популярной музыке как культурному наследию города, а ключевым местом должен был стать Национальный центр популярной музыки (National Centre for Popular Music).

Инфраструктура Квартала культурных индустрий, как предполагалось, должна была быть ориентирована как на развитие локальной музыкальной сцены и индустрии, так и на создание в будущем туристического музыкального «аттракциона» (крупных музыкальных фестивалей, новых концертных площадок, музыкальных музеев), который бы привлек посетителей из разных уголков Великобритании и других стран, кардинально меняя образ Шеффилда. Как отмечает исследователь и один из разработчиков проекта создания культурных кварталов в британских городах Джон Монтгомери, в действительности квартал культурной индустрии не имел того катализирующего эффекта на музыкальную индустрию в городе, как это предполагалось изначально [Montgomery, 2005: 87—91]. Это было связано как с неумелой экономической политикой местных властей, так и отсутствием диалога между инициаторами проекта и музыкантами. Позиция инвесторов и застройщиков культурного квартала в Шеффилде оказалась крайне противоречивой. Исследователи Адам Браун, Джастин О'Коннор и Сара Коэн указывают на нежелание инвесторов предлагать местным музыкантам дешевую арендную стоимостью студий звукозаписи, площадок и оборудования для организации и проведения концертных выступлений [Brown, O'Connor, Cohen, 2000: 441]. Кроме того, из-за агрессивной городской политики в отношении открытого в Квартале культурного центра «Red Tape» (например, ограничения на время использования музыкальных площадок) местные музыканты и продюсеры в конечном счете отказались от работы в Квартале. В результате, созданное пространство для развития культурного сектора нередко использовалось под административные нужды.

Иная ситуация произошла с Национальным центром популярной музыки, который был открыт в марте 1999 года при финансовой поддержке фонда «UK Lottery funding». Несмотря на заявленную изначально идею репрезентации локальной музыкальной истории с акцентом на наиболее значимых ее периодах («шеффилдский

соул» 1960-х, панк-рок 1970-х, хеви-метал сцена 1980-х), Центр предлагал амбициозный, но слабо систематизированный взгляд на историю мировой музыкальной индустрии [Колесник, 2017: 330—346]. Экспозиции Центра включали подборку музыкальных артефактов (музыкальных инструментов, одежду музыкантов, их личные вещи, т. д.), а также электронные энциклопедии, в которых можно было найти историю представленных музыкальных групп и исполнителей. Более того, были установлены специальные автоматы и компьютеры, с помощью которых можно было ознакомиться с основными понятиями и процессами музыкальной индустрии (например, «звукозапись» или «музыкальные носители»). В целом, коллекции Центра представляли собой по большей части даже не коллекции личных вещей и музыкальных инструментов разных поп- и рок-групп, а набор фактов, имен и музыкальных примеров. В результате, как указывают исследователи Тара Браба-зон и Стивен Маллиндер, Центр, во-первых, столкнулся с проблемой репрезентации музыкального материала в музейном пространстве [Brabazon, Mallinder, 2006: 96—112], в результате чего за многообразием экспонатов не стояло каких-либо историй. Во-вторых, Центр никак не взаимодействовал с местными музыкантами, продюсерами и промоутерами, из-за чего не получилось сформировать более или менее комплексный рассказ о музыкальном наследии Шеффилда.

Помимо самого устройства экспозиций не менее важным оказался и временной контекст открытия Центра. Концепция Центра о репрезентации музыкального прошлого в энциклопедическом формате, с одной стороны, в виде виртуальных справочников и инсталляций, с другой — материальных и вещественных выставок, в конце 1990-х — начале 2000-х годов оказалась полностью несостоятельной. Это время совпало с появлением и развитием YouTube и распространением цифровых технологий, в результате чего стало очевидно, что подобный опыт в рамках музейного пространства неинтересен и не нужен широкой аудитории. Неудача и непопулярность Центра, как отмечает Линда Мосс, была полностью связана с упущением и неверным прогнозом относительно ожидания потенциальных посетителей музея, их восприятия и потребления самой популярной музыки в условиях новых медиа [Moss, 2002: 218]. Несмотря на активную рекламную кампанию в местных и национальных медиа, сразу же после открытия Центр получил самые неоднозначные оценки и комментарии со стороны британских музыкантов, журналистов и общественных деятелей, в конечном счете, оказавшись совершенно непопулярным среди широкой аудитории. В результате финансовые трудности привели к закрытию Центра уже в начале 2000 года даже при условии, что большая часть потенциальных посетителей не только не смогли туда попасть, но даже не смогли узнать о его существовании.

В качестве более удачного примера репрезентации музыкальной истории как части городского культурного наследия можно рассматривать серию проектов, реализованных в Манчестере в первой половине 2000-х годов. Большинство инициатив, связанных с музыкальной историей города, были «низовыми», но при этом они имели разностороннюю поддержку городских властей. Это стимулировало как создание имиджа Манчестера как креативного и музыкального города с богатой музыкальной историей, так и способствовало развитию музыкального туризма. Толчком к началу регенерации стала программа создания Северного квартала (Northern Quarter), которая была начата еще в 1993 году, но в полной мере заработала только в 2003 году при поддержке городских властей и фонда Английское наследие. Квартал появился в Манчестере в 1840-е годы (но не имел в то время названия «Северный квартал») и являлся местом торговли и офисов транспортных и промышленных компаний. В 1970-е годы с постепенным началом деиндустриализации Квартал начал трансформироваться и в 1980-х годах стал местом развития современной музыкальной культуры — здесь были локализованы независимые лейблы звукозаписи,

клубы, музыкальные магазины. Во многом именно с этим местом связано развитие и популярность манчестерской музыкальной сцены в 1980-е годы, получившей название «мэдчестер» (Madchester) и представленной такими пост-панк и инди-группами, как «The Smiths», «New Order», «The Stone Roses» и «Happy Mondays». Как указывают Адам Браун, Джастин О'Коннор и Сара Коэн, идея обновления Северного Квартала исходила от местных предпринимателей, музыкантов и промо-утеров и заключалась в получении поддержки от властей для обновления его инфраструктуры [Brown, O'Connor, Cohen, 2000: 442]. Если в Шеффилде Квартал культурных индустрий изначально создавался городскими властями для стимулирования развития культурного сектора, то в Манчестере он уже был развит, требовалась финансовая поддержка в его реконструкции. В частности, само название «Северный Квартал» было предложено «сверху» для брендирования как уже существующего креативного района, так и для маркирования его как места локализации музыкальных мест и наследия города.

Исследователь Джон Монтгомери указывает на то, что в результате взаимодействия инвесторов и местных предпринимателей Квартал был переориентирован на эклектичное сочетание государственного и частного сектора, не притесняя малый музыкальный бизнес и не вводя дополнительных ограничений [Montgomery, 2005: 91—93]. С одной стороны, это способствовало созданию тех программ, которые бы отвечали потребностям местных музыкантов, промоутеров и предпринимателей. Так, Манчестер стал одним из первых северных английских городов, который начал развивать идею «креативного города, который никогда не спит» ("24 Hour Creative City"), что сделало его более привлекательными для туристов и самих горожан. Во-вторых, в центре большинства инициатив стояла идея сохранения музыкального наследия города. Это способствовало как появлению исследовательских проектов, сфокусированных на изучении музыкального прошлого города (в частности, был открыт Манчестерский институт популярной культуры (Manchester Institute for Popular culture)), так и включению этой истории в туристические программы Манчестера.

Нельзя не отметить, что и стимулирование развития музыкального туризма в Манчестере связано не только и даже не столько с городскими программами, сколько с инициативами местных музыкантов и промоутеров. Одним из наиболее популярных проектов стали экскурсионные туры по Манчестеру и его пригороду, появившиеся в 2005 году, — «Manchester Music Tours» [Manchester Music Tours]. Организатором туров был манчестерский музыкант Крейг Джилл, барабанщик ин-ди-рок группы «Inspiral Carpets». Группа была основана в 1983 году и стала одной из наиболее влиятельных на манчестерской сцене восьмидесятых наряду с «Happy Mondays» и «The Stone Roses». Изначально в рамках туров предполагалось посещение мест, связанных с историей музыкальной рок-культуры Манчестера поздних 1970-х и 1980-х годов. Поскольку экскурсии быстро стали популярны не только среди туристов, но и среди горожан, а также имели широкую поддержку со стороны музыкального сообщества города, вскоре тематика туров была расширена. Появились отдельные маршруты, связанные с историей знаковых манчестерских групп «Joy Division», «The Smiths», «The Stone Roses» и «Oasis». С одной стороны, появление туров стало ответом на запрос туристов и жителей города, которые интересовались его музыкальной историей и хотели бы больше знать о местах, с ней связанной. Так, по словам К. Джилла, многочисленные посетители музыкального магазина, в котором он работал, регулярно его спрашивали о местах, где ранее были расположены студия звукозаписи и лейбл «Factory Record» и клуб «Haçienda», которые в наибольшей степени повлияли на популяризацию манчестерских пост -панк и инди-групп [McOwan, 2021]. С другой стороны, туры стали попыткой

самоописания музыкального сообщества города и позиционирования «мэчестера» как части городского культурного наследия.

Примечательным также является пример Салфордского юношеского клуба (The Salford Lads' Club) [The Salford Lads' Club]. Географически клуб расположен на территории Большого Манчестера — района с богатой индустриальной историей. Клуб был основан в 1903 году с целью социально-культурного развития молодежи. Подобно многим молодежным, прежде всего мужским, клубам начала ХХ века, «SLC's» предложил возможность образования и развития для детей местных рабочих семей из густонаселенных кварталов, окружающих Манчестерский корабельный канал, который был открыт в 1890-е годы. Интенсивный процесс деиндустриализации региона в 1970—1980-е годы сопровождался масштабным переселением жителей в другие районы, в результате чего целые улицы становились безжизненными и вскоре были разрушены. Для «оживления» города и данного региона в начале 2000-х годов в Салфорд были перенесены некоторые кампусы Манчестерского университета, открыты крупные музеи, а также многие другие организации. Значимой стала и реконструкция Салфордского юношеского клуба. В 2003 году Клуб был включен в список фонда «Английское наследие» как здание, представляющее архитектурный и исторический интерес, а также связанное с культурной (прежде всего музыкальной) историей города.

Как отмечают Ричард МакДональд, Ник Колдри и Люк Диккенс, интенсивный и травмирующий процесс переселения жителей Салфорда получил широкое освещение в манчестерской музыкальной культуре восьмидесятых [MacDonald, Couldry, Dickens, 2015: 102—120]. В частности, Салфордский юношеский клуб стал известен в музыкальном сообществе благодаря рок-группе «The Smiths». Участники группы неоднократно обращались в своем творчестве к актуальным социальным и политическим вопросам, поднимая местные проблемы рабочей молодежи в Манчестере и активно транслируя свою локальную идентичность. В буклет к третьему студийному альбому «The Queen Is Dead» (1986 год) группы была включена фотография музыкантов на фоне главного фасада закрытого Салфордского юношеского клуба с опустевшими территориями вокруг него. Сара Коэн и Лес Робертс указывают на то, что в скором времени Клуб оказался местом «паломничества» для поклонников «The Smiths», став значимым местом в музыкальной географии Манчестера [Cohen, Roberts, 2014: 44—45]. В течение 1980—1990-х годов руководство клуба негативно относилось к досужему вниманию к клубу поклонников группы «The Smiths». Приезжающие музыкальные туристы откалывали куски кирпичей и штукатурки от стен здания Клуба, чтобы увезти с собой трофеи, рисовали граффити, посвященные музыкантам группы «The Smiths» и их песням. С началом проектов по реконструкции Манчестера с акцентом на его музыкальном прошлом и появлением Северного Квартала было принято решение реконструировать Салфордский юношеский клуб как значимое место в контексте индустриальной и музыкальной истории региона. В 2004 году в бывшем спортзале клуба была открыта постоянная выставка, посвященная музыкантам группе «The Smiths» — «The Smiths Room» [The Salford Lads' Club]. На выставке представлена большая коллекция концертных афиш, постеров, флайеров, а также фан -арт, которые соседствуют с фотографиями выпускников клуба и предметами, связанными с его историей.

Примером формирования музыкального наследия с равным участием разных агентов является Ливерпуль. В 2004 году город был объявлен культурной столицей Европы 2008 года [Liverpool 2008], а в 2005 году вошел в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО (World Heritage Site). Это способствовало привлечению крупных европейских и национальных инвесторов к разработке проекта «возрождения посредством культуры» в Ливерпуле, что создало дополнительные возможности для реконструкции города и строительства новых публичных мест и отдельных

кварталов [O'Brien, 2011: 45—59]. Сара Коэн указывает на то, что одним из важнейших факторов успешной реализации проекта стало создание широкой сети агентов, включенных в него — от мэрии, городских музеев и СМИ до ученых, музыкантов, журналистов и горожан разных возрастов [Cohen, 2007: 186—187].

Помимо программы обновления городского пространства и реконструкции значимых мест в 2007 году на базе Ливерпульского университета был запущен крупный научный проект «Музыкальные ландшафты и городская инфраструктура» («Popular Musicscapes and the Characterization of the Urban Environment» (2007— 2010)) [Popular Musicscapes and the Characterization of the Urban Environment]. Целью проекта, как отмечают его кураторы Марион Леонард и Роб Стрэйчан, стало изучение меняющегося городского ландшафта Ливерпуля [Strachan, Leonard, 2010: 1—3]. Привлекая архивные материалы, в частности, периодику, исторические карты и фотографии города разных лет, и проведя подробные интервью с музыкантами, представителями разных музыкальных стилей и периодов, ученые провели картографирование изменяющегося музыкального ландшафта Ливерпуля за 60 лет (1950—2000-е годы). Большинство респондентов были малоизвестными музыкантами и промоутерами, нередко мигрантами, чьи голоса зачастую оставались за кадром телевизионных документальных фильмов и исключались из обзоров музыкальных журналов. Кроме того, в реализации проекта активно участвовали горожане, которые делились музыкальными артефактами из своих семейных архивов и воспоминаниями о посещении концертов и покупке пластинок. В центре внимания была взаимосвязь музыкальных практик с конкретными местами в городе и их ролью в формировании данных практик: места, где музыканты давали концерты; их повседневные маршруты и маршруты, связанные с концертами; места, где музыканты встречались с поклонниками и другими музыкантами; их восприятие изменения города. В итоге участники проекта собрали многослойные, многоголосые и разные по тематике рассказы и воспоминания, значительно расширив и дополнив историю музыкального прошлого города, ранее представленного главным образом историей «The Beatles».

По результатам проведенных интервью исследователи выделили ряд центров музыкальной культуры, через которые предложили характеризовать наиболее активные периоды в музыкальной жизни города: расцвет бит-движения в 1960-е, появление панк-движения в 1970-е и развитие танцевального движения в 1990-е годы [Lashua, Cohen, Schofield, 2010: 126—144]. В качестве таких центров, характеризующих музыкальный ландшафт города, были предложены три музыкальных клуба, которые формировали музыкальные сцены в каждый из обозначенных периодов, — «The Cavern Club», «Eric's Club» и «Cream». Именно эта идея легла в основу созданной в рамках проекта карты музыкального наследия Ливерпуля «Sound City: A Guide to Liverpool's Music Heritage». В перечень достопримечательностей включены музыкальные магазины, концертные площадки, пабы и кафе, а также памятники и места, имеющие отношение к указанным выше музыкальным центрам. Большинство из 62 мест, представленных на карте, расположены в центре Ливерпуля и, так или иначе, относятся к творчеству и истории группы «The Beatles» и ее участникам непосредственно. Однако в карту также включены места, имеющие отношение к развитию панк-сцены 1970-х, нью-вейв и пост-панка 1980-х, рейв-культуры 1990-х.

Одним из результатов проекта также стала масштабная выставка «The Beat Goes On» [The Beat Goes On], прошедшая в июле 2008 — ноябре 2009 года в Национальном музее Ливерпуля. Она была посвящена истории популярной музыки Ливерпуля с 1950-х и до 2000-х годов. На экспозиции были представлены наиболее яркие моменты не только из истории бит-рока и его ливерпульской вариации Мёр-си-бита, но и других музыкальных жанров: панк-рока, танцевальной музыки,

поп-музыки. В центре выставки находилась история «The Beatles», представленная, однако, в контексте музыкального развития Ливерпуля шестидесятых. Предприняв попытку актуализировать другое музыкальное прошлое и дополнить историю бит-движения и группы «The Beatles», исследователи акцентировали внимание на той роли, которую сыграла за последние 60 лет и продолжает играть популярная музыка в культурной жизни города. Исследовательский проект Ливерпульского университета, таким образом, способствовал не только масштабному пересмотру культурного наследия города и включению в него истории популярной музыки, не ограниченной лишь историей «The Beatles», но и вовлечению горожан в разговор и конструирование музыкального наследия города.

Таким образом, обращение к музыкальной истории стало важной частью городской исторической и культурной политики в северных английских городах в 1990—2000-е годы. Если изначально этот процесс во многом был связан со стремлением городских властей к созданию новых городских образов, которые привлекали бы инвесторов и туристов, то в скором времени стало очевидно, что рефлексия о музыкальном наследии городов требует выстраивания диалога с разными агентами — музыкантами, промоутерами, продюсерами, слушателями, горожанами. Случай Шеффилда продемонстрировал, что одностороннее (преимущественно «сверху») определение музыкального наследия и форматов работы с ним не является продуктивным. «Низовые» инициативы, как в случае с Манчестером, способствуют формированию более нюансированного представления о музыкальном наследии, однако зачастую не учитывают голоса других агентов (музыкантов и фанатов других поколений, а также горожан). Случай Ливерпуля можно рассматривать как наиболее сбалансированный способ работы с музыкальным наследием города, которое рассматривается как многослойный ландшафт, менявшийся со временем, в котором можно выделить несколько центров развития музыкальной культуры в тот или иной период.

Список источников

Викери Д. Возрождение городских пространств посредством культурных проектов — синтез социальной, культурной и городской политики // Визуальная антропология: городские карты памяти / под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009. С. 205—234.

Колесник А. С. Репрезентация городских образов через историю популярной музыки: опыт Шеффилда // Сад ученых наслаждений / отв. ред. А. Н. Дмитриев, Н. В. Самутина, Е. А. Вишленкова. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. С. 330—346.

Brabazon T., Mallinder S. Popping the Museum: the Cases of Sheffield and Preston // Museum and Society. 2006. Vol. 4, № 2. P. 96—112.

Brown A. Cohen S., O 'Connor J. Music Policy in Sheffield, Manchester and Liverpool: A Report for Comedia. Manchester: MIPC, 1998. 26 p.

Brown A., O'Connor J., Cohen S. Local Music Policies within a Global Music Industry: Cultural Quarters in in Manchester and Sheffield // Geoforum. 2000. № 31. P. 437—451.

Cohen S. Decline, Renewal and the City in Popular Music Culture: Beyond the Beatles. Aldershot: Ashgate, 2007. 282 p.

Cohen S. Live Music and Urban Landscape: Mapping the Beat in Liverpool // Social Semiotics. 2012. No. 22. Vol. 5. P. 587—603.

Cohen S., Roberts L. Heritage Rocks! Mapping Spaces of Popular Music Tourism // The Globalization of Musics in Transit: Music Migration and Tourism / Krüger S., Trandafoiu R. (eds). N. Y.: Routledge, 2014. P. 35—57.

Cultural Industries Quarter Conservation Area. URL: https://www.sheffield.gov.uk/planning-development/conservation-areas/cultural-industries-quarter (дата обращения: 12.07.2022).

DiGaetano A., Lawless P. Urban Governance and Industrial Decline: Governing Structures and Policy Agendas in Birmingham and Sheffield, England, and Detroit, Michigan, 1980— 1997 // Urban Affairs Review. 1999. Vol. 34, № 4. P. 546—577.

Lashua B. Popular Music, Popular Myth and Cultural Heritage in Cleveland: The Moondog, the Buzzard and the Battle for the Rock and Roll Hall of Fame. Bingley: Emerald Group Publishing, 2019. 109 p.

Lashua B., Cohen S., Schofield J. Popular Music, Mapping, and the Characterization of Liverpool // Popular Music History. 2010. Vol. 4. № 2. P. 126—144.

Leonard M. Constructing Histories Through Material Culture // Popular Music History. 2007. Vol. 2, № 2. P. 147—167.

Leonard M. Exhibiting Popular Music: Museum Audiences, Inclusion and Social History // Journal of New Music Research. 2010. Vol. 39, № 2. P. 171—181.

Leonard M. The "Lord Mayor of Beatle-land": Popular Music, Local Government, and the Promotion of Place in 1960s Liverpool // Popular Music and Society. 2013. Vol. 36, № 5. P. 597—614.

Liverpool 2008. URL: https://www.cultureliverpool.co.uk/liverpool-08-timeline/ (дата обращения: 29.07.2022).

Lowenthal D. The Past is a Foreign Country. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2015. 680 p.

MacDonald R. L., Couldry N., Dickens L. Digitisation and Materiality: Researching Community Memory Practice Today // Sociological Review. 2015. Vol. 63. Iss. 1. P. 102—120.

Manchester Music Tours. URL: https://manchestermusictours.com (дата обращения: 29.07.2022).

McOwan G. From Factory Records to Oasis: a musical tour of Manchester // The Gardian. 2021. June, 18. URL: https://www.theguardian.com/travel/2021/jun/18/factory-records-exhibition-manchester-musical-tour-joy-division-smiths-oasis (дата обращения: 29.07.2022).

Montgomery J. Cultural Quarters in Dublin, Sheffield, Manchester and Adelaide // City Edge: Case Studies in Contemporary Urbanism / E. Charlesworth (ed). L.: The Architectural Press, 2005. P. 84—101.

Moss L. Sheffield's Cultural Industries Quarter 20 Years On: What Can Be Learned from a Pioneering Example? // International Journal of Cultural Policy. 2002. Vol. 8. No. 2. P. 211— 219.

Music and Heritage. New Perspectives on Place-making and Sonic Identity / Maloney L., Schofield J. (eds.) L.; N. Y.: Routledge, 2021. 260 p.

O'Brien D. Who is in charge? Liverpool, European Capital of Culture 2008 and the governance of cultural planning // The Town Planning Review. 2011. Vol. 82. No. 1. European Cities and Capitals of Culture. P. 45—59.

Popular Music, Cultural Memory, and Heritage / Bennett A., Janssen S. (eds). L.; N. Y.: Routledge, 2019. 140 p.

Popular Musicscapes and the Characterization of the Urban Environment. URL: https://gtr.ukri.org/projects?ref=AH%2FE510523%2F1 (дата обращения: 29.07.2022).

Preserving Popular Music Heritage: Do-it-Yourself, Do-it-Together / Baker S. (ed.). L.; N. Y.: Routledge, 2015. 282 p.

Remembering Popular Music's Past: Memory-Heritage-History / Istvandity L., Baker S., Cantillon Z. (eds.). L.: Anthem Press, 2019. 254 p.

Roberts L., Cohen S. Unauthorising popular music heritage: outline of a critical framework // International Journal of Heritage Studies. 2014. Vol. 20. Iss. 3. P. 241—261.

Salford Lads' Club. URL: http://salfordladsclub.org.uk/ (дата обращения: 20.07.2022).

Sites of Popular Music Heritage: Memories, Histories, Places / Cohen S., Knifton R., Leonard M., Roberts L. (eds.). L.; N.Y.: Routledge, 2014. 274 p.

Smith L. The Uses of Heritage. L.: Routledge, 2006. 368 p.

Stig S0rensen M. L., Carman J. Heritage Studies: An Outline // Heritage Studies: Methods and Approaches / Stig S0rensen M.L., Carman J. (eds.). L.; N.Y.: Routledge, 2009. P. 11—28.

Strachan R., Leonard M. Introduction: Creativity, Representation and Place // The Beat Goes on: Liverpool, Popular Music and the Changing City / Leonard M., Strachan R. (eds). Liverpool: Liverpool University Press, 2010. P. 1—3.

The Beat Goes on: Liverpool, Popular Music and the Changing City / Leonard M., Strachan R.

(eds). Liverpool: Liverpool University Press, 2010. 193 p. The Beat Goes On. URL: https://www.liverpoolmuseums.org.uk/whatson/world-museum/

exhibition/beat-goes (дата обращения: 20.07.2022). The Routledge Companion to Popular Music History and Heritage / Baker S., Strong C., Istvandi-ty L., Cantillon Z. (eds). L.; N. Y.: Routledge, 2018. 432 p.

References

Baker, S. (ed.) (2015) Preserving Popular Music Heritage: Do-it-Yourself, Do-it-Together. London, New York: Routledge.

Baker, S., Strong, C., Istvandity, L., Cantillon, Z. (eds.) (2018) The Routledge Companion to Popular Music History and Heritage, London, New York: Routledge.

Bennett, A., Janssen, S. (eds.) (2019) Popular Music, Cultural Memory, and Heritage, London, New York: Routledge.

Brabazon, T., Mallinder, S. (2006) Popping the Museum: the Cases of Sheffield and Preston, Museum and Society, 4(2), pp. 96—112.

Brown, A. Cohen, S., O'Connor, J. (1998) Music Policy in Sheffield, Manchester and Liverpool: A Report for Comedia, Manchester: MIPC.

Brown, A., O'Connor, J., Cohen, S. (2000) Local Music Policies within a Global Music Industry: Cultural Quarters in in Manchester and Sheffield, Geoforum, 31, pp. 437—451.

Cohen, S. (2007) Decline, Renewal and the City in Popular Music Culture: Beyond the Beatles, Aldershot: Ashgate.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Cohen, S. (2012) Live Music and Urban Landscape: Mapping the Beat in Liverpool, Social Semiotics, 22(5), pp. 587—603.

Cohen, S., Knifton, R., Leonard, M., Roberts, L. (eds.) (2014) Sites of Popular Music Heritage: Memories, Histories, Places, London, New York: Routledge.

Cohen, S., Roberts, L. (2014) Heritage Rocks! Mapping Spaces of Popular Music Tourism, The Globalization of Musics in Transit: Music Migration and Tourism, S. Krüger, R. Trandafoiu (eds.), New York: Routledge, pp. 35—57.

Cultural Industries Quarter Conservation Area, available from https://www.sheffield.gov.uk/ planning-development/conservation-areas/cultural-industries-quarter (accessed 12.07.2022).

DiGaetano, A., Lawless, P. (1999) Urban Governance and Industrial Decline: Governing Structures and Policy Agendas in Birmingham and Sheffield, England, and Detroit, Michigan, 1980—1997, Urban Affairs Review, 34(4), pp. 546—577.

Istvandity, L., Baker, S., Cantillon, Z. (eds.) (2019) Remembering Popular Music's Past: Memory-Heritage-History. London: Anthem Press.

Kolesnik, A. S. (2017) Reprezentaciya gorodskih obrazov cherez istoriyu populyarnoj muzyki: opyt Sheffilda, Sad uchenyh naslazhdenij, red. A. N. Dmitriev, N. V. Samutina, E. A. Vish-lenkova, Moscow: Izdatel'skij dom NIU VSHE, pp. 330—346.

Lashua, B. (2019) Popular Music, Popular Myth and Cultural Heritage in Cleveland: The Moon-dog, the Buzzard and the Battle for the Rock and Roll Hall of Fame, Bingley: Emerald Group Publishing.

Lashua, B., Cohen, S., Schofield, J. (2010) Popular Music, Mapping, and the Characterization of Liverpool, Popular Music History, 4(2), pp. 126—144.

Leonard, M. (2007) Constructing Histories Through Material Culture, Popular Music History, 2(2), pp. 147—167.

Leonard, M. (2010) Exhibiting Popular Music: Museum Audiences, Inclusion and Social History, Journal of New Music Research, 39(2), pp. 171—181.

Leonard, M. (2013) The "Lord Mayor of Beatle-land": Popular Music, Local Government, and the Promotion of Place in 1960s Liverpool, Popular Music and Society, 36(5), pp. 597—614.

Liverpool 2008, available from https://www.cultureliverpool.co.uk/liverpool-08-timeline/ (accessed 29.07.2022).

Lowenthal, D. (2015) The Past is a Foreign Country. Cambridge, UK: Cambridge University Press.

MacDonald, R.L., Couldry, N., Dickens, L. (2015) Digitisation and Materiality: Researching Community Memory Practice Today, Sociological Review, 63(1), pp. 102—120.

Maloney, L., Schofield, J. (eds.) (2021) Music and Heritage. New Perspectives on Place-making and Sonic Identity, London, New York: Routledge.

Manchester Music Tours, available from https://manchestermusictours.com (accessed 29.07.2022).

McOwan, G. (2021) From Factory Records to Oasis: a musical tour of Manchester, The Gardian, June, 18, available from https://www.theguardian.com/travel/2021/jun/18/factory-records-exhibition-manchester-musical-tour-joy-division-smiths-oasis (accessed 29.07.2022).

Montgomery, J. (2005) Cultural Quarters in Dublin, Sheffield, Manchester and Adelaide, City Edge: Case Studies in Contemporary Urbanism, E. Charlesworth (ed), London: The Architectural Press, pp. 84—101.

Moss, L. (2002) Sheffield's Cultural Industries Quarter 20 Years On: What Can Be Learned from a Pioneering Example?, International Journal of Cultural Policy, 8(2), pp. 211—219.

O'Brien, D. (2011) Who is in Charge? Liverpool, European Capital of Culture 2008 and the Governance of Cultural Planning, The Town Planning Review, 82(1), pp. 45—59.

Popular Musicscapes and the Characterization of the Urban Environment, available from https://gtr.ukri.org/projects?ref=AH%2FE510523%2F1 (accessed 29.07.2022).

Roberts, L., Cohen, S. (2014) Unauthorising Popular Music Heritage: Outline of a Critical Framework, International Journal of Heritage Studies, 20(3), pp. 241—261.

Salford Lads' Club, available from http://salfordladsclub.org.uk/ (accessed 20.07.2022).

Smith, L. (2006) The Uses of Heritage, London: Routledge.

Stig S0rensen, M. L., Carman, J. (2009) Heritage Studies: An Outline, Heritage Studies: Methods and Approaches, Stig S0rensen M. L., Carman J. (eds). London, New York: Routledge, pp. 11—28.

Strachan, R., Leonard, M. (2010) Introduction: Creativity, Representation and Place, The Beat Goes on: Liverpool, Popular Music and the Changing City, Leonard M., Strachan R. (eds.). Liverpool: Liverpool University Press, pp. 1—3.

Strachan, R., Leonard, M. (eds.) (2010) The Beat Goes on: Liverpool, Popular Music and the Changing City. Liverpool: Liverpool University Press.

The Beat Goes On, available from https://www.liverpoolmuseums.org.uk/whatson/world-museum/exhibition/beat-goes (accessed 20.07.2022).

Vickery, D. (2009) Vozrozhdenie gorodskih prostranstv posredstvom kul'turnyh proektov — sin-tez social'noj, kul'turnoj i gorodskoj politiki, Vizual'naya antropologiya: gorodskie karty pamyati, red. P. Romanov, E. Yarskaya-Smirnova, Moscow: Variant, CSPGI.

Статья поступила в редакцию 04.08.2022; одобрена после рецензирования

29.08.2022; принята к публикации 02.09.2022.

The article was submitted 04.08.2022; approved after reviewing 29.08.2022; accepted

for publication 02.09.2022.

Информация об авторе / Information about the author

Александра Сергеевна Колесник — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт гуманитарных историко-теоретических исследований им. А. В. Полетаева, доцент, Школа исторических наук факультета гуманитарных наук, Национальной исследовательский университет «Высшая школа экономики» / Москва, Россия. Email: akolesnik@hse.ru.

Alexandra Kolesnik — PhD in History, Senior Research Fellow, Poletayev Institute for Theoretical and Historical Studies in the Humanities, Associate Professor, School of History, Faculty of Humanities, National Reseach University "Higher School of Economics" / Moscow, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.