Научная статья на тему 'Музыкально-стилевые особенности напевов «Сөрән» пермских татар'

Музыкально-стилевые особенности напевов «Сөрән» пермских татар Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
157
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРМСКИЕ ТАТАРЫ / КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР / НАПЕВЫ СөРәН / ЗВУКОВЫСОТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РИТМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОРМА / PERM TATARS / CALENDAR AND RITUAL FOLKLORE / TUNES SөRәN / OF PITCH ORGANIZATION / RHYTHMIC ORGANIZATION / POETIC FORM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Галимова Э.М.

Статья посвящена особенностям напевов Сөрән пермских татар, которые являются «визитной карточкой» календарно-обрядового цикла. Выявленные нами музыкальные материалы в процессе экспедиции, вызвали необходимость тщательной систематизации музыкально-стилевых сторон представленных напевов, а также раскрытия и уточнения отдельных деталей обрядового ритуала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The musical style of the tunes "Sөrәn" Perm Tatars

This article deals with the peculiarities of Perm Tatars Sөrәn tunes that are "card" calendar ceremonial. We identified musical materials during the expedition, called the need for careful control of your music-style parties submitted tunes, as well as disclosure and clarification of certain parts of the ceremonial ritual.

Текст научной работы на тему «Музыкально-стилевые особенности напевов «Сөрән» пермских татар»

УДК 398.8 (470,53=512.145)

Э.М.Галимова

МУЗЫКАЛЬНО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАПЕВОВ «С0РЭН»ПЕРМСКИХ ТАТАР

Статья посвящена особенностям напевов Сврэн пермских татар, которые являются «визитной карточкой» календарно-обрядового цикла. Выявленные нами музыкальные материалы в процессе экспедиции, вызвали необходимость тщательной систематизации музыкально-стилевых сторон представленных напевов, а также раскрытия и уточнения отдельных деталей обрядового ритуала.

Ключевые слова. Пермские татары, календарно-обрядовый фольклор, напевы Серэн, звуковысотная организация, ритмическая организация, поэтическая форма.

ElmiraMunirovnaGalimovaTHE MUSICAL STYLE OF THE TUNES "S0R9N" PERM TATARS

This article deals with the peculiarities of Perm Tatars Seren tunes that are "card" calendar ceremonial. We identified musical materials during the expedition, called the need for careful control of your music-style parties submitted tunes, as well as disclosure and clarification of certain parts of the ceremonial ritual.

Keywords. Perm Tatars, calendar and ritual folklore, tunes Seren, of pitch organization, rhythmic organization, poetic form.

В науке пермские татары являлись объектом изучения преимущественно историков, этнографов, лингвистов. Однако народно-музыкальная культура данной этнографической группы долгое время оставалась вне внимания этномузыкологов.

Этнокультурные черты татар Пермского края формировались под влиянием нескольких культурных пластов, в частности казанских (центральных) татар, кряшен, удмуртов, марийцев. Опираясь на индуктивный метод исследования, автором статьи с 2010 по 2012 гг. были организованы экспедиции для записи музыкального фольклора Пермского края, которые позволили сделать некоторые выводы по его жанровому составу, музыкально-поэтическим особенностям. Частичное сохранение отдельных напевов книжной традиции (баиты, мунаджаты), обрядовых песен (Сврэн щыры, Эртил кое, Чемылдык щыры) аграрного календаря и семейно-бытового функционирования репрезентирует самобытный пласт музыкального фольклора пермских татар и, несомненно, представляет научный интерес.

В данной статье сделана попытка анализа особенностей обрядового напева «Серэн», бытующих в быту пермских татар с названиями Сврэн щыры, Сврэн кое. Один из образцов данного жанра уже являлся объектом внимания лингвистов, историков и этнографов [6, 7, 3]. Однако описание са-могообряда в их работах ограничивается только констатацией фактов, без представления нотированных музыкальных примеров, которые имеют огромную значимость в определении сложившихся традиций исследуемого региона. Выявленные нами музыкальные материалы в ходе экспедиции, вызвали необходимость более широкого осмысления их особенностей, тщательной систематизации, раскрытия и уточнения отдельных деталей обрядового ритуала.

Повседневный труд сельского населения данного ареала подчинялся годовому земледельческому кругу с его сезонной периодичностью. В результате, аналогично земледельцам других народов, у них также был выработан годичный цикл обрядов и песен. Этнографы Р.К.Уразманова, АВ.Черных, Г.Н.Чагин опубликовали ряд исследований, посвящённые описанию особенностей в проведении ритуалов аграрного календаря и семейных обрядов. В отличие от других языческих культур (кряшен, марийцев, удмуртов), у татар Прикамья начало нового земледельческого года отмечался циклом весенних обрядов: боз киту(ледоход), каргаботкасы (воронья или грачиная каша), Май бэйрэм (Майский праздник). Все эти весенние обряды предвосхищали главный праздник - Сабантуй, который вплоть до конца XIX века проводили до сева. В дальнейшем, сложилась традиция отмечать его после сева. По мнению этнографа Р.К.Уразмановой именно эта традиция являлась особенностью пермских татар [5, с.120]. Однако по сведениям этнофоров в нашей экспедиции сабантуй - отмечался уже дважды: «как сойдет снег, и после сева». В настоящее время пермские татары проводят Сабантуй после завершения посевных работ до начала сенокоса (май-июнь). В некоторых деревнях сроки проведения праздника приурочивались к ярмарке, которую проводили в соседнем русском селе. Например, проведение сабантуя в д. Татарский Таз Кунгурского района приурочивали к ярмарке вс. Русский

Таз, приуроченной к Иванову дню. В д. Агафонково перед сабантуем ездили на ярмарку в русское село Большие Уты (Утинская ярмарка - Ыт базары), в д. Кашкино - на ярмарку в с. Богородское, которую татары называли Язгы эри базары и т.д [5, с. 120].

В связи с этим праздником, особенностью музыкального фольклора пермских татар, является сохранение напевов - сврэнщырлары. В наибольшей степени они сохранились у сылвенско-иренских татар. Правда зафиксировать эти напевы нам удалось как от этнофоров, так и винтерпретации сценического фольклоризма в исполнении ансамбля деревень Атня-Гузи и Верх-Ирень Октябрь-ского района. Наибольшую ценность представляют записи напевов Сврэн, хранящиеся в Центре письменного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова, выполненные Н. Муштариевой, К. Хуснуллиным в 1964, 1968, 1971, 1976 гг. Данные напевы исполнялись только во время сбора подарков для победителей состязаний Сабантуя. Обряд булэк щыюс исполнением сврэн щырлары, сврэн сугу квйлэре проводился за день до праздника Сабантуй. Участники обряда сбора подарков ходили по дворам, исполняя песни, содержащие благодарность за подарок и пожелания благополучия: Безлэргэ килдек, ай, сезлэргэ Мы пришли, ай, к вам,

Булэк бирерлэр дип, безлэргэ. С ожиданием от Вас подарка.

Булэклэр бирсэгез безлэргэ, Если вы дадите нам подарок,

Озон гомер телим сезлэргэ. Мы пожелаем Вам долгой жизни.

Главный акцент в поэтическом изложении этих песен приходится на обобщенный образ дерева (агач), ель (чыршы), выступающие в виде символов силы человеческого духа. Образ деревянного бревна (бурэнэ)в песенном тексте символизирует тяжелую судьбу человека, определенные препятствия на его жизненном пути, например песня: «Озонна чыршы, ай, бурэнэу...»

Озонна чыршы, ай, бурэнэу, Длинная ель, ой, бревно

Чаналарга салсам сурэлэу Если положу на сани, то волочится,

Чаналарга салсам сурэлэу. Если положу на сани, то волочится.

В обряде сбора подарков принимали участие юноши. Во главе шествия стоял мужчина (пожилого возраста, часто этнофоры называют его «аксакал» деревни) - сврэнче, которыйносил специальный шест «сврэн», который чаще всего делали из ствола дерева с 3-4 сучками вверху. На этот шест нацепляли подаренные полотенца, отрезы материи, платки ит.д.

В определении жанра важную роль играет не только напев, но и поэтическое содержание пе-сен. Именно эти компоненты формируют определённые выводы по поводу музыкальной традиции какой-либо этни-ческой общности, характеризуют её сформировавшиеся музыкально-стилевые особенности. Песенная культура пермских татар, в сравнительной харак-теристике музыкального и поэтического аспекта имеет заметное сходство с татарами-кряшенами. Песенная строфа может состоять из двух относительно самостоятельных поэтических фраз, соответствующих двум стиховым строкам (а б). «Озонны чыршы, ай, бурэнэ...»

Озонны чыршы, ай, бурэнэ, Длинная ель, ай. Бревно,

Букэннэргэ салсам сурэлэ. Хоть на пень положу, волочиться.

В ряде обрядовых напевов третья строка возникает за счет повтора второй строки, которая выполняет разные функции. В одном случае этот повтор используется для усиления смысловой нагрузки второй строки (а в в): Приведём примеры поэтической формы напевов Сврэн (Сврэн щырлары):

«Озонна чыршы, ай, бурэнэу...»

Озонна чыршы, ай, бурэнэу, Длинная ель, ой, бревно,

Чаналарга салсам, сурэлэу, Если положу на сани, волочиться,

Чаналарга салсам, сурэлэу. Если положу на сани, волочиться.

Помимо повторения отдельных строк в песнях пермских татар функцию усложнения строки выполняют активное использование вставок: дин, генэй, гынай, да гнай, дэ гнэй, кенэ, кына, например:

«Щырла да гнай дисэц...»

Щырла да гнай дисэц, Если скажешь спой,

Бен щырлаем щаныем. Я спою для родимого.

С точки зрения звуковременной организации в музыкальном фольклоре пермских татар полностью господствует квантитативная система, причем как ранняя (доисламская), так и

поздняя (исламская). Ранняя квантитативность свойственна обрядовым песням (преимущественно календарным сврэн и некоторым свадебным). Поскольку эта сторона музыкального фольклора имеет генетические связи с другими народами Поволжья, объединенных общей социально-общественной системой - кряшен, чувашей, марийцев, удмуртов, то в рассмотрении ритмического строя данной жанровой системы мы опираемся на методы исследователей чувашского песенного фольклора [2, с. 144] и фольклора кряшен [1,с. 157165]. «Выработанная на чувашском материале методика анализа ритмики, - справедливо отмечает М. Г. Кондратьев, - оказывается применимой и к большому числу марийских, татарских, башкирских, удмуртских песен» [2, с.107]. Здесь под «татарскими» песнями, М.Г.Кондратьев по всей вероятности имеет в виду фольклор православных татар (кряшен). Во вре-менном процессе развертывания музыкальной и поэтической мысли обрядовых песен пермских татар (аналогично чувашским икряшенским) также можно усмотреть наличие «ритмических ячеек» (Кондратьев) и «ритмических клише» (Альмеева). Эти «ритмические ячейки чувашской народной песни, - по мнению М.Г.Кондратьева, - представляют собой формулы определенной структуры», которые автор приводит втаблице, как одновременные (восьмая = или две шестнадцатые), двухвременные(две восьмые = восьмая с четвертью, как триоль), трёхвременные(восьмая и четверть) и т.д [2, с.51]. Вмасштабах одного слова можно выделить следующие разновременные ритмические ячейки слогонот с различными формами дроблений, которые выполняют функцию «объединяющей силы»:

2-хслоговые - а) 1:1; б) 1:2;

3-хслоговые - а) 1:1:1; б) 1:1:2; в) 1:2:2; г) 2:1:2;

4-хслоговые - а) 1:1:1:1; б) 1:1:2:1; в)1:1:1:2; г) 1:1:2:2; д)1:2:1:2;

В интерпретации ритмики у пермских татар также используются слоговые распевы. Причем, более детальное распевание влечет за собой замедление темпа исполнения. Протяженность распевов слога разная: от двух звуков до более сложных распевов слогов. Распевы используются, восновном, эпизодически, чередуясь с декламационным изложением. Однако в некоторых образцах встречаются огласовки согласных, асемантические вставки (ла, лэй, да, гнай), междометия (ай, Иай), усиливающие распевность и эмоциональность в исполнении, что заметно отличает пермских татар от чувашей, марийцев, удмуртов. В этом плане их искусство приближается к кряшенам. Двухсложные, трёхсложные и четырёхсложные слова по-разному ритмически оформляются. Рассмотрим это на примере песни «Щырла да гнай диеп...». Здесь 2-х сложное слово щырла, благодаря семантическим вставкам (да, гнай), увеличивается до 4-х, с реализацией ямбической формулы: 1:1:1:3; следующее 2-х сложное слово диеп - реализуется формулой 1:3; 1-сложное слово сез - как1; 3-х сложное слово эйтэсез - определяется как 2:1:1. Все эти ритмические ячейки разносложных слов в обрядовых песнях пермских татар подверга-ются дроблениям. Большинство обрядовых песен завершается 3-х слоговыми ритмическими ячейка-ми: 1:2:2; 1:1:2. При небольшом числе разновидностей метрических структур 10 - 9 ти сложников, количество их выдерживается на протяжении строфы (10 +10) или (9 + 9), но наполнение рит-мических ячеек внутри строк постоянно варьируется в 10-сложных песнях - (6 +4) и (4+ 6).

Таким образом, звуковысотная организация, подобная ритмическому строю музыкального фольклора пермских татар, подтверждает архаические истоки общерегиональных интонационных закономерностей. При приоритетном значении ангемитонной структуры в звуковысотной организации песен населения Пермского края выделяются характерные особенности использования отдельных форм. Основным репрезентативным компонентом их традиционной музыкальной культуры можно смело считать ладовую форму с м.3 в середине в объёме квинты и сексты. Что касается других двух форм, характерные для казанских татар, то их присутствие в музыкальном фольклоре пермских татар, на наш взгляд, служит красноречивым доказательством более позднего влияния мусульманской культуры. Анализ обрядовых напевов (Сврэн) пермских татар послужил красноречивым подтверждением выводов Г.Шюнемана1. Более половины, представленного нами музыкального материала, основана на данном ладовом модусе не только в узком амбитусе квинты, но и в объеме сексты ^ - d - f - g - a) и октавы - d - f - g - a -0. Рассматриваемые образцы обрядовых напевов пермских татар, основанные на ладовой форме с м. 3 в середине построены на:квартовом и квинтовом соотношении побочной опоры верхнего

1 Основой для теоретического анализа Шюнеману послужили фонографические записи напевов (более 100 образцов), выполненных им от пленных татар в Первую империалистическую войну. Из них только 19 напевов опубликованны в его книге. В настоящее время фонографический архив Г.Шюнемана вывезен из Лейпцига и хранится в Государственном архиве РТ.

тетрахорда (или трихорда) и основного завершающего устоя нижнего тетрахорда.Удивляет полное отсутствие в наших экспедиционных материалах ладовой формы с интонированием септимы (с - d - f - g - Ь), хотя он не чужд, напевам казанских татар [4, с. 113].В обрядовых песнях пермских татар использование квинтовых модусов с м.3 внизу ^ - es - f - g) и с м.3 вверху ^ - d - e - g), довольно редкое явление. Они, по мнению З.Н.Сайдашевой, являются основой музыкального фольклора казанских татар, особенно в жанровой системе книжного интонирования и городской песенной лирики.Однако в интонировании обрядовых напевов некоторых этнофоров явно проступают черты нового времени. Это сказалось не только в откровенной переориентации традиционных ритмов «тюркскогоаруза» вжанры песенной лирики (о чем говорилось выше), но и в использовании в мелодии традиционных жанров современных бытовых интонаций.

Сложность и разнокомпонентность этнокультурной структуры данного населения подтверж-даются нашими полевыми и научно-теоретическими исследованиями музыкального фольклора, благодаря сохранности (хотя и в редуцированной форме) отдельных обрядов и сопровождавших их песен. Эти обряды формировались, развивались, бытовали, а некоторые продолжают бытовать в контексте языческой, мусульманской и христианской религий. Именно это обстоятельство сыграло огромную роль в формировании самобытной духовной культуры пермских татар.

1.Альмеева,Н. Ю. Ритмические клише и мелодическая заменяемость в песнях татар-кряшен / Н. Ю. Альмеева // Народная музыка: История и типология: Сб. науч. тр. / ред. сост. И. И. Земцовский. - Л., 1989. - С. 157-165.

2.Кондратьев, М. Г. О ритме чувашской народной песни: к проблеме квантитативности в народной музыке / М. Г. Кондратьев. - М.: Сов.композитор, 1990. - 144 с.

3.Рамазанова, Д. Б. К истории формирования говора пермских татар. - Казань, 1996. - 240 с.

4.Сайдашева, З. Н. Ладоинтонационные особенности ранних форм музыкального фольклора татар-мусульман // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: Материалы межреспубл. науч. конф. - Казань, 1995. - С. 109 - 118.

5.Уразманова, Р. К.Традиционные общественные праздники и свадебные обряды // Пермские татары. - Казань, 1983. - С. 118-136.

6. Уразманова, Р. К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл XIX - нач.ХХ вв.): Историко-этнографический атлас татарского народа / Р. К. Уразманова. - Казань: Изд-во ПИК «Дом печати», 2001. - 196 с.

7.Черных, А. В. Народы Пермского края. История и этнография. - Пермь: Пушка, 2007. - 295 с.

8.Шюнеман, Г. Песни казанских татар (перевод и предисловие З. Н.Сайдашевой) // Из истории татарской музыкальной культуры/ сост. В. Р.Дулат-Алеев; Казан. гос. консерватория. -Казань, 2010. - 184 с.

1. Al'meeva, N. Ju. Ritmicheskieklisheimelodicheskajazamenjaemost' v pesnjahtatar-krjashen / N. Ju. Al'meeva // Narodnajamuzyka: Istorijaitipologija: Sb. nauch. tr. / red. sost. I. I. Zemcovskij. - L., 1989. - S. 157-165.

2. Kondrat'ev, M. G. O ritmechuvashskojnarodnojpesni: k problemekvantitativnosti v narodnojmuzyke / M. G. Kondrat'ev. - M.: Sov. kompozitor, 1990. - 144 s.

3. Ramazanova, D. B. K istoriiformirovanijagovorapermskihtatar. - Kazan', 1996. - 240 s.

4. Sajdasheva, Z. N. Ladointonacionnyeosobennostirannih form muzykal'nogofol'kloratatar-musul'man // Pentatonika v kontekstemirovojmuzykal'nojkul'tury: Materialymezhrespubl. nauch. konf. - Kazan', 1995. - S. 109 - 118.

5. Urazmanova, R. K. Tradicionnyeobshhestvennyeprazdnikiisvadebnyeobrjady // Permskietatary. - Kazan', 1983. - S. 118-136.

6. Urazmanova, R. K. ObrjadyiprazdnikitatarPovolzh'jaiUrala (Godovojcikl XIX - nach. XX vv.): Istoriko-jetnograficheskij atlas tatarskogonaroda / R. K. Urazmanova. - Kazan': Izd-vo PIK «Dom pechati», 2001. - 196 s.

7. Chernyh, A. V. NarodyPermskogokraja. Istorijaijetnografija. - Perm': Pushka, 2007. - 295 s.

8. Shjuneman, G. Pesnikazanskihtatar (perevodipredislovie Z. N.Sajdashevoj) // Izistoriitatarskojmuzykal'nojkul'tury / sost. V. R.Dulat-Aleev; Kazan. gos. konservatorija. - Kazan', 2010. - 184 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.