УДК 37.036.5
Безбородова Л. А., Мигурская П. Е.
МУЗЫКАЛЬНО-СЛУШАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы слушательской культуры, представлены основные характеристики восприятия музыки; задачи и условия, способствующие развитию эмоционально-ценностного восприятия образно-смыслового содержания сочинений композитора. Авторами разработана классификация познавательных заданий для слушателей, основывающаяся на комплексном воздействии разных видов искусства при истолковании музыкального образа произведений, осуществлен анализ проблемы образования, которое направленно на овладение системой опорных ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности и закладывает базу для дальнейшего общения подрастающего поколения с искусством для его самообразования и самовоспитания. Актуальность данной статьи обусловлена высоким воспитательным потенциалом музыкального искусства для человека и определяется прежде всего заказом общества на развитие профессионально и социально успешной личности, способной эффективно, творчески решать стоящие перед ней задачи; анализируя при этом свои чувства и чувства окружающих, сопереживая и оказывая им должную поддержку. Большая роль в решении этих задач принадлежит музыке.
Ключевые слова: слушательская культура, восприятие, образование, синтетические виды искусства, образное содержание музыки
Bezborodova L. A., Migurskaya P. E. MUSIC AND LISTENING CULTURE OF A PERSON
Abstract. The article discusses issues of listening culture, presents the main characteristics of music perception; tasks and conditions that contribute to the development of emotional and value perception of the figurative and semantic content of the composer's works. The authors developed a classification of cognitive tasks for listeners, based on the complex impact of different types of art when interpreting the musical image of works, analyzed the problem of education, which is aimed at mastering the system of basic key knowledge, skills and abilities of musical activity and lays the foundation for further communication of the younger generation with art, for his self-education and self-education.
The relevance of this article is due to the high educational potential of musical art for a person and is determined, first of all, by the order of society for the development of a professionally and socially successful individual, capable of effectively and creatively solving the problems facing him; analyzing, at the same time, your feelings and the feelings of others, empathizing and providing them with proper support. Music plays a big role in solving these problems.
Keywords: listening culture, perception, education, synthetic arts, figurative content of music
Важная задача современного воспитания и образования — содействовать формированию творческих возможностей подрастающего поколения. Большая роль в решении этой задачи принадлежит эстетическому развитию, возрастает значение комплексного подхода к постановке всего дела воспитания в нашей стране.
Научная новизна статьи заключается в том, что представлена сущностная характеристика слушательской культуры человека как уровень его музыкального восприятия, обеспечивающий приближение к верному истолкованию идейно-художественного замысла композитора, разработана классификация познавательных заданий, основывающаяся на комплексном воздействии разных видов искусства при понимании музыкального образа произведений слушателями, определены условия эффективного формирования слушательской музыкальной культуры человека.
Концепция исследования: специально разработанная классификация познавательных заданий, основывающаяся на комплексном воздействии разных видов искусства при постижении музыкального образа произведений слушателями, будет способствовать формированию слушательской культуры подрастающего поколения, что, в свою очередь, сделает активнее и целенаправленней их музыкальное восприятие.
Для того чтобы активизировать мысль слушателей и эстетически развивать их, необходимо в процессе воспитания беседу о прослушанной музыке строить на по-
следовательности познавательных заданий, которые бы заставляли думать, открывать, анализировать.
Синтетические виды искусства — театр, кино — подсказывают мысль о большом значении разнообразных видов искусства в формировании полноценного музыкального восприятия. Использование ассоциаций от ранее воспринятых произведений живописи или поэзии в процессе слушания музыки дает возможность полнее и целостнее воспринимать произведение, опора на впечатления от знакомых образов изобразительного искусства поможет расширить и углубить жизненный и эмоциональный опыт человека, устранить узость его общекультурного кругозора. Кроме этого, поможет сохранить интерес слушателя к различным видам искусства.
Типы заданий:
А. Задания на подготовку к целостному восприятию:
1. подбор литературного, музыкального и изобразительного материала;
2. определение биографических особенностей жизни композитора, писателя и художника;
3. выявление характерных черт их творчества;
4. выяснение творческой истории создания произведения;
5. раскрытие основных музыкальных понятий и терминов с опорой на знания по разным видам искусства.
Б. Задания на анализ основных средств выразительности произведения:
1. выявление мелодической (интонационной) логики звучания, а также ладовой, ритмической, динамической и др.;
2. установление жанровых особенностей и композиционной структуры произведения;
3. определение круга музыкальных образов, их главной и второстепенной роли;
4. выяснение сюжетной, понятийной логики музыкальных образов.
В. Задания на эстетическую оценку идейно-художественного содержания произведений:
1. понимание мировоззрения композитора, поэта и художника.
2. обобщение стилевых особенностей их творчества;
3. выяснение исторического значения их творчества;
4. сравнение оцениваемых произведений с др. сочинениями авторов;
5. сопоставление адекватности различных художественных трактовок сущности музыкального образа.
Б. В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский, В. Н. Шацкая, Б. Л. Яворский и др. всегда отмечали особую ценность воспитания музыкально-слушательской культуры человека. Она является основополагающей, поскольку способствует инициации музыкальных способностей индивида. Данный феномен привлек внимание таких исследователей-музыкантов, как Д. Б. Кабалевский, Л. А. Безбородова, А. А. Пиличау-скас, Н. С. Ломакина и др.
Однако в настоящее время дефиниция рассматриваемого концепта остается дискуссионной. Вариатив-
ность подходов к толкованию термина «слушательская культура» и его сущности представлена в таблице № 1 (стр. 114).
Таким образом, мы видим, что в стране давно поднимался вопрос о важности того, чтобы каждый человек мог постичь смысл музыкального искусства, ученые призывали интегрировать его в духовную жизнь человека, ведь для большинства людей слушание произведений является одним из основных источников художественно-эстетической информации.
Представленные в Таблице № 1 ученые призывали приблизить человека к пониманию сложных сочинений композиторов для их вступления в духовный диалог. Они предлагали использовать средства формирования у человека опыта способов осмысления музыки, учитывать уникальность каждого сочинения и каждого его восприятия. На их взгляд, способами точного постижения сочинения являются осознание слушателем настроения окружающего мира, которым делится композитор, раскрытие его ценностной позиции.
Мы выбрали ту сторону формирования слушательской культуры, которая связана с пониманием и истолкованием музыки, что означает изменения нравственного, духовного мира человека, появление у него способности любить и ценить серьезные произведения искусства. Сделать каждого культурным слушателем — основная задача общего образования. При этом активность воспитания проявляется в самостоятельном подходе к осознанию эстетической ценности воспринимаемого произведения [2].
Таблица № 1. Сущность понятия «музыкально-слушательская культура
Исследователь Определение понятия «слушательская культура» Компоненты понятия «слушательская культура»
Д. Б. Кабалевский [7] 1975 г. Понимание музыки как отражения действительности в образной форме Жанровая основа, интонация, музыкальный образ, стиль, музыкальная драматургия
Л. А. Безбородова [2] 1981 г. Уровень музыкального восприятия, обеспечивающий приближение к верному истолкованию идейно-художественного замысла композитора, воплощенного им в музыкальных образах сочинения, приближение к пониманию жизненного содержания музыки Опыт восприятия музыки; музыкально-эстетические суждения; способность к оценке музыки; интерес к самостоятельной музыкальной деятельности
А. А. Пиличяускас [10] 1992 г. Идеально-комплексная модель познания музыки. Ее объектом выступают эмоциогенные интонации слушаемого произведения Музыкальный образ; эстетически-нравственный фон; художественный образ
Т. И. Бессонова [4] 2002 г. Индивидуально-личностное свойство, представляющее собой систему с иерархическим соподчинением элементов структуры Музыкальный слух; чувство ритма; музыкальная память;творческое воображение; чувство целого; эмоциональность
Н. С. Ломакина [8] 2006 г. Интегративное многоуровневое качество личности, которое проявляется в способности к духовному обогащению посредством воспринимаемой и исполняемой музыки в учебной и досуговой деятельности Мотивационный, эмоциональный, познавательно- интеллектуальный, оценочный, деятельностный
Кроме этого, внимание исследователей концентрируется как на определении тех задач, которые актуализируются в процессе становления музыкально-слушательской культуры у обучающихся, так и на
выявлении условий, способствующих ее более эффективному формированию. Авторские решения данных вопросов зафиксированы в таблице № 2.
Таблица № 2. Задачи и условия формирования слушательской культуры
Исследователь Задачи формирования слушательской культуры Условия формирования слушательской культуры
Д. Б. Кабалевский [7] Научить учащихся понимать взаимосвязи музыки и жизни, музыки с другими видами искусств Музыка становится доступной, если слушатели эмоционально подготовлены к ее восприятию
Л. А. Безбородова [3] Сделать каждого человека культурным слушателем музыки Применение системы музыкально-познавательных заданий
А. А. Пиличяускас [10] Помочь учащимся раскрыть художественную ценность и социальную значимость академической музыки Наличие у слушателя соответствующего интонационного словаря, понимаемого как фонд, запас, богатство музыкальных созвучий
Т. И. Бессонова [5] Способствовать духовному развитию личности Формирование слушательской культуры успешно протекает при приобщении к музыкальному искусству, которое происходит в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-познавательной деятельности
Исследователь Задачи Условия формирования
формирования слушательской культуры
слушательской
культуры
Н. С. Ломакина Становление таких Включение в содержание
[9] фундаментальных музыкального обучения
личностных следующих компонентов:
качеств, как знания о значительном
эмоционально- духовно-смысловом
ценностное потенциале музыкального
отношение искусства как формы
к искусству художественного познания
и явлениям жизни, жизни и окружающего мира;
умение слушать освоение способов постижения
и понимать других, смысла музыкальных
собственное произведений; широкое
«видение привлечение в качестве
вещей», радость художественного материала
творческого поиска, музыкальных примеров;
оценочность осуществление комплекса
и критичность обогащающих друг друга
восприятия методов; коммуникативных,
культурных креативных и эвристических
феноменов, форм; специальных средств
эстетическая обучения
и нравственная
диспозиции
Несмотря на то, что музыкальное искусство имеет высокий воспитательный потенциал, его роль неоднозначна. С одной стороны, оно способствует тому, на что готов человек в духовной сфере и дает понимание ценностного отношения человека к художественному творчеству.
С другой стороны, музыка заняла лидирующее положение в досуговой деятельности и в художественных предпочтениях молодежи. Сегодня для молодых слушателей наибольшей притягательностью обладает музыка малохудожественная, ино-
гда и откровенно низкопробная, обилие технических средств массовой информации вывело на первый план молодежный привычный звуковой фон жизни, произошла девальвация духовно-смысловой значимости искусства, поэтому эстетическое воспитание человека сегодня является универсальным средством решения упомянутых тревог, стоящих перед отечественной системой образования.
Главной задачей эстетической деятельности является формирование духовной сферы людей в процессе
их общения с высокохудожественными образцами народной, классической, отечественной и зарубежной музыки, осознание обобщенной мысли произведения [6], [7].
Высокохудожественная музыка, воплощающая эстетические чувства и настроения, требует серьезных переживаний, размышлений о жизненном содержании услышанного произведения, а не пассивного его созерцания. Но эти размышления — особый мыслительный процесс, который включает эмоционально-осознанное истолкование слушателем идейно-художественного замысла композитора, воплощенного им в образах сочинений [2]. Поэтому в содержание музыкального образования необходимо включать классификацию типов познавательных заданий, основывающуюся на комплексном воздействии разных видов искусства, а также учитывать освоение способов постижения смысла музыкальных произведений.
Высокий воспитательный потенциал музыкального искусства способен актуализировать в индивиде духовно-нравственное начало, направляя его к разностороннему развитию. Это представляется наиболее значимым именно в школьном возрасте, поскольку дети отличаются подвижной и пластичной нервной системой. Следовательно, увиденное и освоенное человеком на начальной ступени остается с ним на всю жизнь.
Определенный слушательский опыт, сформированный через многократные восприятия, становится основой успешного развития эстетического восприятия. Развивая его, молодежь получает возможность не только чувствовать музыку, но и анализировать чистоту звучания, выразительность и, таким образом, формировать свой эстетический взгляд, интерес, удивление и восхищение от встречи с эстетическим наследием.
Список литературы
1. Абдуллин Э. Б. Методика музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Музыка, 2006.
2. Безбородова Л. А. Музыкально-познавательные задания как средство формирования слушательской культуры старшеклассников: ав-тореф. дис. ... канд. педагогических наук: 13.00.02 / Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова. М., 1981.
3. Безбородова Л. А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. СПб.: Лань: Планета музыки, 2014.
4. Бессонова Т. И. Формирование слушательской культуры как педагогическое условие духовного развития личности студента: на примере классической музыки: автореф. дис. . канд. педагогических наук: 13.00.08 / Липецкий государственный педагогический университет. Липецк, 2002.
5. Бессонова Т. И. Педагогические условия формирования слушательской культуры студентов // Процессы интеграции в обучении. М.: Сфера, 2002. С. 84-94.
6. Бессонова Т. И. Слушательская культура как компонент художественно-эстетического воспитания будущего учителя // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки. Вып. 15, 2002. С. 20-24.
7. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке?: книга для учителя. 4-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2005.
8. Ломакина Н. С. Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков: автореф. дис. ... канд. педагогических наук: 13.00.02 / Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова. М., 2006.
9. Ломакина Н. С. Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков (результаты исследовательской работы) // Музыка и время. № 10, 2006. С. 28-30.
10. Пиличяускас А. А. Познание музыки как воспитательная проблема: науч.-метод. пособие для слушателей курсов повышения квалификации институтов усовершенствования учителей по предмету «Музыка». М.: МИРОС, 1992.
Сведения об авторах
Безбородова Людмила Александровна — доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и практики начального образования Московского педагогического государственного университета. E-mail: [email protected]
Мигурская Полина Евгеньевна — аспирант кафедры теории и практики начального образования Московского педагогического государственного университета. E-mail: [email protected]