ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 372.878:371.321
ББК Ч426.853-270 ГРНТИ 14.25.09 Код ВАК 5.8.2
Кашина Наталья Ивановна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9, к. 41; e-mail: [email protected]
Ли Шимэй,
аспирант кафедры музыкального образования, Уральский государственный педагогический университет; учитель, начальная школа № 7; КНР, провинция Ляонин, г. Телин; e-mail: [email protected]
К АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-СЛУШАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ КИТАЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: музыкальное образование; музыка; методика преподавания музыки; методика музыки в школе; уроки музыки; китайские школьники; музыкально-слушательская культура; формирование музыкально-слушательской культуры
АННОТАЦИЯ. Актуальность проблемы обусловлена тем, что в современных нормативных документах в КНР целью художественного образования декларируется воспитание базовой культуры учащихся, значимым элементом которой является их музыкально-слушательская культура. До недавнего времени приоритетными видами музыкальной деятельности школьников на уроках музыки были пение и игра на музыкальных инструментах. Сегодня несмотря на то, что «слушание музыки» и «слушание и интерпретация музыки» выделяются в качестве обязательных видов художественной практики на уроках музыки, учителя сталкиваются с отсутствием интереса к серьезной музыке со стороны учащихся и с отсутствием активного ее восприятия. Сами учителя музыки не в полной мере имеют представление о феномене музыкально-слушательской культуры и не вполне владеют методами и приемами ее формирования у школьников. Это ведет к недостаточной реализации эстетической, нормативной и нравственной функций музыкального искусства. Цель статьи - актуализировать проблему формирования музыкально-слушательской культуры школьников на уроках музыки в общеобразовательных школах Китая. Методологической основой исследования являются: теоретические положения музыкальной психологии и педагогики о содержании и сущности понятия «музыкально-слушательская культура личности» (Н. С. Ломакина, Цзан Юеци), концепции общего музыкального образования (Го Шэнцзянь, Инь Айцин), идеи китайских педагогов-музыкантов о путях формирования музыкально-слушательской культуры у школьников (Лю Шивэнь, Чжоу Янь). Использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта. Научная новизна: авторами сформулировано рабочее определение понятия «музыкально-слушательская культура школьников», обобщены идеи китайских исследователей в области общего музыкального образования, касающиеся формирования музыкально-слушательской культуры школьников на уроках музыки. Сделаны выводы о том, что данная проблема актуальна, необходима целенаправленная работа по созданию и внедрению в образовательный процесс методики, учитывающей организационные и содержательные аспекты развития современной системы общего музыкального образования в Китае.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Кашина, Н. И. К актуальности проблемы формирования музыкально-слушательской культуры обучающихся на уроках музыки в общеобразовательных школах Китая / Н. И. Кашина, Ли Шимэй. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. -2023. - № 2. - С. 38-43.
Kashina Natalya Ivanovna,
Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Music Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
Li Shimei,
Postgraduate Student of Department of Music Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia; Teacher, Primary School No. 7, Tieling, Liaoning Province, China
TO RELEVANCE OF THE PROBLEM OF FORMATION
OF MUSIC AND LISTENING CULTURE OF STUDENTS
AT MUSIC LESSONS IN GENERAL EDUCATION SCHOOLS OF CHINA
KEYWORDS: musical education; music; music teaching methodology; methodology of music at school; music lessons; Chinese schoolchildren; music and listening culture; formation of a music-listening culture
ABSTRACT. The relevance of the problem is due to the fact that modern regulatory documents in the China declare the purpose of art education to educate the basic culture of students, a significant element of which is their musical and listening culture. Until recently, the priority musical activities of schoolchildren in music classes were singing and playing musical instruments. Today, despite the fact that "listening to music" and "listening and interpreting music" stand out as mandatory types of artistic practice in music
© Кашина Н. И., Ли Шимэй, 2023
lessons, teachers face a lack of interest in serious music from students, and a lack of active perception of it. Music teachers themselves do not fully have an idea of the phenomenon of musical and listening culture and do not quite know the methods and techniques of its formation among schoolchildren. This leads to an insufficient realization of the aesthetic, normative and moral function of musical art. The purpose of the article is to actualize the problem of the formation of the musical and listening culture of schoolchildren in music lessons in secondary schools in China. The methodological basis of the study is: the theoretical provisions of musical psychology and pedagogy on the content and essence of the concept of "music-listening culture of personality" (N. S. Lomakina, Zan Yuetsi), the concept of general musical education (Guo Shengjian, Yin Aiqing), the ideas of Chinese musician teachers about ways to form a music-listening culture among schoolchildren (Liu Shiwen, Zhou Yan). The following research methods were used: study and analysis of the scientific literature, analysis and generalization of pedagogical experience. Scientific novelty: the authors formulated a working definition of the concept of "musical and listening culture of schoolchildren", summarized the ideas of Chinese researchers in the field of general musical education regarding the formation of musical and listening culture of schoolchildren in music lessons. It was concluded that this problem is relevant, purposeful work is needed to create and introduce into the educational process a methodology that takes into account the organizational and substantive aspects of the development of the modern system of general music education in China.
FOR CITATION: Kashina, N. I., Li, Shimei. (2023). To Relevance of the Problem of Formation of Music and Listening Culture of Students at Music Lessons in General Education Schools of China. In Pedagogical Education in Russia. No. 2, pp. 38-43.
Постановка проблемы. С проблемой формирования музыкально-слушательской культуры обучающихся и развития у них культуры музыкального восприятия сталкиваются педагоги общеобразовательных школ и учреждений системы дополнительного образования как в России, так и в Китае, о чем свидетельствуют многочисленные исследования в обеих странах как в прошлом, так и настоящее время (Е. М. Акишина, Вэнь Юэтянь, Т. И. Бессонова, Е. Ф. Командышко, Н. С. Ломакина, Лиан Хуа, Ма Ли, Цзан Юеци, Цянь Ляньпин и др.) [2; 3; 8; 10; 11; 13; 18; 19].
Ее актуальность обусловлена тем, что, с одной стороны, в современной среде подрастающее поколение развивается в условиях интенсивного распространения технических средств музыкального воздействия, глубокой интеграции музыки в духовную жизнь людей, реализации ее социальных функций - межличностного общения, самоутверждения, самоопределения, идентификационной и др. (Н. С. Ломакина, Н. И. Кашина, Н. Г. Тагильцева [6; 11]).
С другой стороны, музыкальное искусство в современном обществе (в Китае и в России) утрачивает свои эстетическую, нормативную и нравственную функции, начинают преобладать гедонистическая и компенсаторно-развлекательная функции, так как особой востребованностью у детей и молодежи сегодня пользуются образцы массовой музыкальной культуры, не всегда обладающие высокой художественной ценностью и воспитательным потенциалом. Преодолеть это возможно формированием у обучающихся музыкально-слушательской культуры - качества личности, проявляющегося в способности к духовному обогащению посредством воспринимаемой и исполняемой музыки [11].
Как писал один из основателей россий-
ской музыкальной педагогики, автор музыкально-педагогической концепции, которая и сегодня не утратила своей актуальности и значимости как в России, так и в Китае, Д. Б. Кабалевский, «...вне слышания музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии на духовный мир детей и подростков, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы» [5, с. 14].
Проблема формирования музыкально-слушательской культуры и музыкального восприятия у школьников в теории и практике общего музыкального образования в Китае не является новой. В последние несколько десятилетий она декларировалась как наиболее значимая в ряде официальных директивных документов - проект «Преподавание музыки: Устав в начальной и средней школе» (1979 г.), «Устав в обучении музыке» (1982 г.), «Устав учебной программы музыкального образования в начальной школе» (1988 г.), «Устав музыкального воспитания в начальной общеобразовательной школе» (1992 г.), «Решение ЦК Коммунистической партии Китая и государственного совета о комплексном внедрении качественного образования в реформу образования» (в этом документе понятие «эстетическое воспитание» было впервые включено в образовательную политику) (1999 г.), «Общий план художественного воспитания в школах Китайской Народной Республики (1989-2000)», «Общий план художественного воспитания в школах Китайской Народной Республики (20012010)» и др. [9].
Сегодня в «Стандартах обязательного образования по искусству на 2022 год (о музыкальных предметах)», разработанных Министерством образования Китайской
Народной Республики, указывается, что художественное образование в общеобразовательных школах направлено на совершенствование эстетических и гуманистических качеств подрастающего поколения силой художественных образов и силой красоты. Акцентируется внимание на том, что сутью художественного образования как части эстетического воспитания являются распространение истины, добра и красоты и формирование прекрасной души человека. То есть речь в этом документе идет о создании и распространении эстетических ценностей, формировании у детей чувства прекрасного, их духовно-нравственном воспитании средствами музыкального искусства.
Но совершенствование эстетических и гуманистических качеств личности средствами музыкального искусства возможно только в том случае, если человек подготовлен к музыкальному восприятию и к диалогу с музыкальным произведением, к его пониманию и переживанию. Не все китайские школьники подготовлены к этому. Более того, не все учителя музыки имеют представление о содержании понятия «музыкально-слушательская культура», не все владеют методиками ее формирования у обучающихся в системе общего музыкального образования, что утверждается в исследованиях современных китайских педагогов-музыкантов (Лиан Хуа, Цянь Лянь-пин и др. [10; 19]).
Педагог-музыкант Лиан Хуа отмечает, что одно из наиболее значимых положений современной практики музыкального образования в Китае состоит в том, чтобы позволить учащимся развивать свои способности слушания музыки, приобретая при этом эстетический опыт, который определяет уровень их музыкального восприятия, эстетический вкус, понимание музыки и их способности к созданию музыки [10].
Ряд ученых (Л. Цао, Г. Хе) относят восприятие, слушание музыки к эстетической деятельности человека, так как объектом в этом случае являются музыкальные произведения, и слушающие музыку переживают и постигают ее истинный смысл, получая эстетическое удовольствие [17].
Вэнь Юэтянь считает общей целью обучения детей музыке привитие им привычки слушать музыку, что, как он полагает, означает, что они научатся слушать, различать такие музыкальные элементы, как мелодия, ритм, скорость, динамика, тональность, музыкальный стиль, музыкальная форма, жанры, индивидуальные исполнительские стили, интерпретации разных произведений. Если учитель игнорирует такой вид музыкальной деятельности, как слушание музыки, это не соответствует самим свой-
ствам музыки как виду искусства и законам музыкального образования [3].
Но несмотря на то, что «слушание музыки» (в 1-2 классах) и «слушание и интерпретация музыки» (в 3-9 классах) выделяются сегодня в качестве обязательных видов художественной практики на уроках музыки в общеобразовательных школах Китая, им, как отмечают современные педагоги-музыканты, не уделяется должного внимания (Чэн Сяоюй [20]). Процесс слушания музыки у большинства учащихся, особенно младших классов, сопровождается отсутствием интереса к серьезной музыке и, как следствие, отсутствием активного ее восприятия (Цянь Ляньпин [19]). То есть проблема формирования музыкально-слушательской культуры школьников на уроках музыки в китайских общеобразовательных школах остается нерешенной.
Как пишет один из современных китайских исследователей в области общего музыкального образования Ма Ли, «существующая модель обучения является слишком формальной <...> музыкальные дисциплины не могут улучшить восприятие музыки обучающихся <...>. Изменение прежних концепций и методов обучения имеет важное практическое значение для эффективного развития уроков музыки в школе» [13, с. 110].
Все вышеизложенное позволило выделить противоречие между признанием формирования у школьников музыкально-слушательской культуры в качестве одной из ключевых задач общего музыкального образования в Китае, обеспечивающей совершенствование эстетических и гуманистических качеств подрастающего поколения, и недостаточной осмысленностью данного феномена в научной литературе Китая, недостаточным вниманием к решению данной проблемы в практике общего музыкального образования.
Цель статьи - актуализировать проблему формирования музыкально-слушательской культуры школьников на уроках музыки в общеобразовательных школах Китая.
Обзор литературы и результаты исследования. С целью обозначения содержательной основы понятия «музыкально-слушательская культура» и формулировки его рабочего определения обратимся к содержанию понятий «культура», «музыкальная культура личности» и «слушательская культура».
Согласно положениям личностного подхода, который соответствует проблематике данного исследования, культура является «резервуаром», в котором накапливается, сохраняется, передается от поколе-
ния к поколению разнообразная информация, но вместе с тем это «жизненная стихия, которая одухотворяет человека» [14, с. 9]. Личность во взаимоотношениях с культурой выступает как объект культурного воздействия, как носитель и выразитель культурных ценностей и как субъект культурного творчества [14].
Музыкальная культура личности рассматривается как ориентация человека в мире музыкальных ценностей, наличие у него музыкального тезауруса, системы знаний о музыкальном искусстве, способностей восприятия как характеристики музыкального опыта [7]. Ю. Б. Алиев, рассматривая музыкальную культуру личности ученика, понимает под ней индивидуальный социально-художественный опыт, определяющий возникновение высоких музыкальных потребностей; интегративное свойство личности учащегося, показателями которого являются музыкальная развитость и музыкальная образованность [1].
Слушательская культура интерпретируется российским исследователей Т. И. Бессоновой как индивидуально-личностное свойство, представляющее собой систему с иерархическим соподчинением элементов структуры (ее элементами являются музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, творческое воображение, чувство целого, эмоциональность) [2].
Содержание понятия «музыкально-слушательская культура» раскрывается в работах китайских ученых в области педагогики музыкального образования Сюй Хуншуай [15], Цзан Юеци [18].
Так, под музыкально-слушательской культурой личности понимается система соподчиненных элементов, способствующих развитию гармонически сочетающихся музыкальных способностей, потребностей, творческого воображения, вкуса, чувства целого, эмоционально-эстетического опыта (Цзан Юеци [18]); способность понять и определить роль музыкального искусства в мире посредством активного эмоционального вовлечения в музыку, обоснованного эстетического суждения и устойчивого музыкального участия (Сюй Хуншуай [15]).
Профессор Цюаньчжоуского педагогического университета Чэн Сяоюй считает, что музыкально-слушательская культура является воплощением всесторонней культуры обучающихся. По его мнению, традиции, мировоззрение, увлечения людей всех национальностей мира соединены в музыкальной и музыкально-слушательской культуре, являющейся основой эстетического воспитания [20].
Проанализировав содержание данных определений, можно сделать вывод о том, что
в них не затрагивается проблема способности личности к духовно-нравственному обогащению посредством восприятия музыки.
Опираясь на вышеизложенный материал, на исследования Н. С. Ломакиной [11], Цзан Юеци [18], мы сформулировали рабочее определение понятия «музыкально-слушательская культура школьников» -это интегративное качество личности школьников, которое включает опыт активного восприятия ими высокохудожественных образцов народной, классической и современной музыки, способность к эмоциональному вовлечению в воспринимаемую музыку, музыкальные способности, музыкальный вкус и способности к духовно-нравственному обогащению посредством ее восприятия.
Современная система общего музыкального образования в КНР имеет свои организационные и содержательные аспекты развития, раскрывающиеся в исследованиях Го Шэнцзяня, Инь Айцина, Ляо Найсюна и др. [4; 12].
В упоминавшемся нами выше документе «Стандарты обязательного образования в сфере искусств на 2022 год (по предметам музыкального цикла)» обозначено содержание учебной программы по музыке, которая включает 4 вида музыкальной деятельности обучающихся - слушание, самовыражение, творческую практику, синтез.
Посредством слушания музыки учащиеся испытывают эмоции, которые передаются в музыке, определяют выразительные элементы и формы музыки, музыкальные жанры и стили, развивают способность слушать и активно воспринимать музыку, обогащают музыкально-эстетический опыт, углубляют эмоциональный опыт.
Посредством самовыражения учащиеся на уроках музыки овладевают базовыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми для исполнения вокальной, инструментальной музыки и комплексного художественного исполнения. Они обогащают свой опыт музыкальной, в том числе музыкально-исполнительской, деятельности.
Посредством творческой (исполнительской) практики учащиеся на уроках изучают музыку и другие звуки, используют полученные знания, навыки для осуществления музыкальной импровизации и сочинения музыки, выражая свои личные идеи и совершенствуя музыкально-творческие способности.
Посредством синтеза учащиеся связывают музыку с социальной жизнью и другими дисциплинами, объединяют соответствующие культуры в практике прослушивания, исполнения и творчества, понимают гуманистическую коннотацию и социаль-
ные функции музыки.
Чтобы обеспечить эффективность данных художественных практик, которые сегодня используются на уроках музыки в общеобразовательных школах Китая, у обучающихся должна быть сформирована музыкально-слушательская культура. Только в этом случае возможно реализовать эстетическую, нормативную и нравственную функции.
Заключение. Подводя итог, можно отметить, что проблема формирования музыкально-слушательской культуры на уроках музыки в общеобразовательных школах является актуальной, поскольку она заявлена в качестве наиболее значимой в официальных
директивных документах, касающихся содержания общего образования в Китае.
Рабочее определение понятия «музыкально-слушательская культура школьников», формулировка противоречия социально-педагогического уровня являются одним из шагов к решению данной проблемы.
Необходима более целенаправленная работа в этом направлении - создание и внедрение в образовательный процесс соответствующей комплексной методики, учитывающей организационные и содержательные аспекты развития современной системы общего музыкального образования в Китае.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе) / Ю. Б. Алиев. - Воронеж : НПО «МОДЭК», 1998. - 352 с.
2. Бессонова, Т. И. Формирование слушательской культуры как педагогическое условие духовного развития личности студента (на примере классической музыки) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бессонова Т. И. - Липецк : [б. и.], 2002. - 23 с.
3. Вэнь, Юэтянь. Как развить качество слушания музыки у студентов / Юэтянь Вэнь // Современная образовательная практика и педагогические исследования. - 2018. - № 3. - С. 213.
4. Инь, Айцин. Музыкальная программа и теория преподавания / Айцинь Инь. - Чанчунь, 2006. -210 с.
5. Кабалевский, Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы / Д. Б. Кабалевский // Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы / под рук. Д. Б. Кабалевского. - М. : Просвещение, 2006.
6. Кашина, Н. И. Музыкальная культура в становлении культурной идентичности личности / Н. И. Кашина, Н. Г. Тагильцева // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2022. - № 45. - С. 32-40.
7. Коломиец, Г. Г. Зарубежная музыка ХХ века в курсе муз. школ и муз. училищ / Г. Г. Коломиец. -Оренбург : ОГПУ, 1998.
8. Командышко, Е. Ф. Специфика развития художественного восприятия и мышления учащихся на основе концептуальных идей теории музыкального содержания / Е. Ф. Командышко, Е. М. Акишина // Этносоциум и межнациональная культура. - 2015. - № 11 (89). - С. 84-88.
9. Ли, Ш. Историко-педагогические аспекты проблемы формирования музыкально-слушательской культуры школьников на уроках музыки в начальной школе в Китае / Ш. Ли, Н. И. Кашина // Музыкальное и художественное образование России, Китая и Казахстана: пути взаимодействия : международный сборник научных трудов, Екатеринбург, 23 мая 2022 года / отв. редактор Л. В. Матвеева. - Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2022. - С. 38-43.
10. Лиан, Хуа. Разговор о стратегиях обучения слушанию музыки в начальных школах / Хуа Лиан // Образовательная теория и практика. - 2017. - № 11. - С. 63-64.
11. Ломакина, Н. С. Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ломакина Н. С. - М. : [б. и.], 2006. - 22 с.
12. Ляо, Найсюн. Введение в музыкальную педагогику / Найсюн Ляо. - Пекин : Издательство центрального музыкального института, 2018. - 780 с.
13. Ма, Ли. Развивайте музыкальное восприятие учащихся, обучая их ценить музыку / Ли Ма // Северная музыка. - 2016. - № 19. - С. 110.
14. Соколов, Э. В. Понятие, сущность и основные функции культуры : учеб. пособие / Э. В. Соколов. -Л. : ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1989. - 83 с.
15. Сюй, Хуншуай. Коннотация и развитие музыкальной грамотности в начальной и средней школе / Хуншуай Сюй // Педагогический материал курса. - 2016. - № 11. - С. 71-77.
16. У, Ибо. Прорыв метода Орфа в музыкальном образовании начальной школы / Ибо У // Китайский журнал образования. - 2016. - № 5. - С. 85-88.
17. Цао, Л. Психология музыкального обучения и преподавания / Л. Цао, Г. Хе. - Шанхай : Шанхайское музыкальное издательство, 2008.
18. Цзан, Юеци. Педагогические условия формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Юеци Цзан. - Воронеж, 2007. - 23 с.
19. Цянь, Ляньпин. Проблемы и стратегии, существующие при обучении слушанию музыки в младших классах / Ляньпин, Цянь / / Научно-педагогическая литература. - 2011. - № 2. - С. 153-154.
20. Чен, Сяоюй. Исследования по эффективному обучению аудированию на курсах оценки музыки в начальных и средних школах : дис. . канд. пед. наук / Чен Сяоюй. - Фучжоу, 2012. - 269 с.
REFERENCES
1. Aliev, Yu. B. (1998). Metodika muzykal'nogo vospitaniya detei (ot detskogo sada k nachal'noi shkole) [Methods of Musical Education of Children (from Kindergarten to Elementary School)]. Voronezh, NPO «MODEK». 352 p.
2. Bessonova, T. I. (2002). Formirovanie slushatel'skoi kul'tury kakpedagogicheskoe uslovie dukhovnogo razvitiya lichnosti studenta (na primere klassicheskoi muzyki) [Formation of the Listener's Culture as a Pedagogical Condition for the Spiritual Development of the Student's Personality (on the Example of Classical Music)]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Lipetsk. 23 p.
3. Wen, Yuetian. (2018). Kak razvit' kachestvo slushaniya muzyki u studentov [How to Develop the Quality of Listening to Music in Students]. In Sovremennaya obrazovatel'naya praktika i pedagogicheskie issledovaniya. No. 3, p. 213.
4. Yin, Aiqing. (2006). Muzykal'naya programma i teoriya prepodavaniya [Music Program and Teaching Theory]. Changchun. 210 p.
5. Kabalevsky, D. B. (2006). Osnovnye printsipy i metody programmy po muzyke dlya obshcheobra-zovatel'noi shkoly [Basic Principles and Methods of the Music Program for the General Education School]. In Programmy obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdenii. Muzyka. 1—8 klassy. Moscow, Prosveshchenie.
6. Kashina, N. I., Tagiltseva, N. G. (2022). Muzykal'naya kul'tura v stanovlenii kul'turnoi identichnosti lichnosti [Musical Culture in the Formation of the Cultural Identity of the Individual]. In Vestnik Tomskogo gosudar-stvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie. No. 45, pp. 32-40.
7. Kolomiets, G. G. (1998). Zarubezhnaya muzyka XX veka v kurse muz. shkol i muz. uchilishch [Foreign Music of the 20th Century in the Course of Music Schools]. Orenburg, OGPU.
8. Komandyshko, E. F., Akishina, E. M. (2015). Spetsifika razvitiya khudozhestvennogo vospriyatiya i mysh-leniya uchashchikhsya na osnove kontseptual'nykh idei teorii muzykal'nogo soderzhaniya [The Specificity of the Development of Artistic Perception and Thinking of Students on the Basis of the Conceptual Ideas of the Theory of Musical Content]. In Etnosotsium i mezhnatsional'naya kul'tura. No. 11 (89), pp. 84-88.
9. Lee, Sh., Kashina, N. I. (2022). Istoriko-pedagogicheskie aspekty problemy formirovaniya muzykal'no-slushatel'skoi kul'tury shkol'nikov na urokakh muzyki v nachal'noi shkole v Kitae [Historical and Pedagogical Aspects of the Problem of the Formation of Musical and Listening Culture of Schoolchildren at Music Lessons in Primary School in China]. In Matveeva, L. V. (Ed.). Muzykal'noe i khudozhestvennoe obrazovanie Rossii, Kitaya i Kazakhstana: puti vzaimodeistviya: mezhdunarodnyi sbornik nauchnykh trudov, Ekaterinburg, 23 maya 2022 goda. Ekaterinburg, Ural'skii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet, pp. 38-43.
10. Lian, Hua. (2017). Razgovor o strategiyakh obucheniya slushaniyu muzyki v nachal'nykh shkolakh [Talking about Strategies for Teaching Music Listening in Primary Schools]. In Obrazovatel'naya teoriya i praktika. No. 11, pp. 63-64.
11. Lomakina, N. S. (2006). Formirovanie slushatel'skoi muzykal'noi kul'tury shkol'nikov-podrostkov [Formation of the Listener's Musical Culture of Teenage Schoolchildren]. Avtoref. dis. . kand. ped. nauk. Moscow. 22 p.
12. Liao, Naixiong. (2018). Vvedenie v muzykal'nuyupedagogiku [Introduction to Music Pedagogy]. Beijing, Izdatel'stvo tsentral'nogo muzykal'nogo instituta. 780 p.
13. Ma, Lee. (2016). Razvivaite muzykal'noe vospriyatie uchashchikhsya, obuchaya ikh tsenit' muzyku [Develop Students' Musical Awareness by Teaching Them to Appreciate Music]. In Severnaya muzyka. No. 19, p. 110.
14. Sokolov, E. V. (1989). Ponyatie, sushchnost' i osnovnye funktsii kul'tury [The Concept, Essence and the Main Functions of Culture]. Leningrad, LGIK im. N. K. Krupskoi. 83 p.
15. Xu, Hongshuai. (2016). Konnotatsiya i razvitie muzykal'noi gramotnosti v nachal'noi i srednei shkole [Connotation and Development of Musical Literacy in Primary and Secondary Schools]. In Pedagogicheskii material kursa. No. 11, pp. 71-77.
16. Wu, Ibo. (2016). Proryv metoda Orfa v muzykal'nom obrazovanii nachal'noi shkoly [Breakthrough of the Orff Method in Elementary School Music Education]. In Kitaiskizhurnal obrazovaniya. No. 5, pp. 85-88.
17. Cao, L., He, G. (2008). Psikhologiya muzykal'nogo obucheniya iprepodavaniya [The Psychology of Musical Learning and Teaching]. Shanghai, Shankhaiskoe muzykal'noe izdatel'stvo.
18. Zang, Yueqi. (2007). Pedagogicheskie usloviya formirovaniya muzykal'no-slushatel'skoi kul'tury inostrannykh studentov [Pedagogical Conditions for the Formation of the Music-Listening Culture of foreign Students]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Voronezh. 23 p.
19. Qian, Lianping. (2011). Problemy i strategii, sushchestvuyushchie pri obuchenii slushaniyu muzyki v mladshikh klassakh [Problems and Strategies That Exist in Teaching Listening to Music in Elementary Grades]. In Nauchno-pedagogicheskaya literatura. No. 2, pp. 153-154.
20. Chen, Xiaoyu. (2012). Issledovaniya po effektivnomu obucheniyu audirovaniyu na kursakh otsenki muzyki v nachal'nykh i srednikh shkolakh [Research on Effective Listening Teaching in Music Appreciation Courses in Primary and Secondary Schools]. Dis. ... kand. ped. nauk. Fuzhou. 269 p.