Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ М. БУРХАНОВА'

МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ М. БУРХАНОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вокальная музыка / романс / мышление / поэтика / битворческое самовыражение / рифма / художественное содержание / средства музыкальной выразительности / форма. / vocal music / romance / thinking / poetics / creative self-expression / rhyme / artistic content / means of musical expression / form.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абрарова Махина Фатхуллаевна

в статье раскрываются особенности музыкально-поэтического мышления М.Бурханова на примере его романсов. Воплощая поэтичность текста в вокальной лирике, Бурханов проявил чуткое поэтическое мышление, используя закономерности восточных стихотворений. Вокальные сочинения Бурханова стали классикой ХХ века, изучение которых требует от учёных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL AND POETIC THINKING OF M. BURKHANOV

the article reveals the features of M. Burkhanov’s musical and poetic thinking using the example of his romances. Embodying the poetry of the text in vocal lyrics, Burkhanov showed sensitive poetic thinking, using the patterns of oriental poems. Burkhanov's vocal compositions have become classics of the twentieth century, the study of which requires scientists.the article analyzes ….

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ М. БУРХАНОВА»

МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ М. БУРХАНОВА

Абрарова М.Ф.

Абрарова Махина Фатхуллаевна - доктор философии по искусствоведению, доцент, кафедра истории музыки и критики, Государственной консерватории Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрываются особенности музыкально-поэтического мышления М.Бурханова на примере его романсов. Воплощая поэтичность текста в вокальной лирике, Бурханов проявил чуткое поэтическое мышление, используя закономерности восточных стихотворений. Вокальные сочинения Бурханова стали классикой ХХ века, изучение которых требует от учёных.

Ключевые слова: вокальная музыка, романс, мышление, поэтика, битворческое самовыражение, рифма, художественное содержание, средства музыкальной выразительности, форма.

MUSICAL AND POETIC THINKING OF M. BURKHANOV

Abrarova M.F.

Abrarova Makhina Fathullayevna - Doctor of philosophy (PhD) Art sciences, Associate Professor, Department of History of Music and Criticism, State Conservatory of Uzbekistan, Tashkent, Republic of Uzbekistan

Abstract: the article reveals the features of M. Burkhanov's musical and poetic thinking using the example of his romances. Embodying the poetry of the text in vocal lyrics, Burkhanov showed sensitive poetic thinking, using the patterns of oriental poems. Burkhanov's vocal compositions have become classics of the twentieth century, the study of which requires scientists.the article analyzes ....

Keywords: vocal music, romance, thinking, poetics, creative self-expression, rhyme, artistic content, means of musical expression, form.

УДК 331.225.3

История донесла имена корифеев битворческого самовыражения1- Фараби, Рудаки, Ибн Сины (IX-XI вв.) Наваи, Бабура (XV-XVI вв.), Дарвешали Чангий (XVI-XVII вв.), Феруза (XIX- нач. ХХ вв), гений которых в равной мере воплотился в науке, музыке и поэзии. В XX начале XXI вв. этот уникальный талант обнаруживается в сочинениях - шедеврах М.Бурханова, ключевые строки ряда его вокально-инструментальных произведений «Касыде» А.Наваи изначально созданы самим композитором, он является соавтором поэтического либретто своей оперы «Алишер Наваи».

Н. Янов-Яновская, рассуждая о романсах Бурханова, отмечает: «Есть еще одна особенность, которая, как нам кажется имеет обоснование в глубинно-национальных истоках. Изначально примат вокального голоса, ведущее значение мелодической линии вообще приводит в контексте данного стиля к тому, что композитор достаточно индифферентен по отношению к инструментальному сопровождению в романсах» [5, с. 166]. Изучение романсов М.Бурханова открывает исследователю особенности поэтического мышления композитора, получившего отражение в таких образцах его вокальной лирики, как «Если бы нежданно пришла...», «Мечта поэта», «Незабвенный», «Зачем покинула меня», «Твоими глазами клянусь». В этих сочинениях М.Бурханов раскрывается не только как композитор-психолог, знаток человеческой души, но и как подлинный Поэт, продолжающий и развивающий традиции традиционной восточной поэзии. Особенно показателен в этом смысле первый романс на слова современного поэта Н. Комилова. Поэтический текст романса представляет собой газель, состоящую из пяти бейтов, связанных между собой единой рифмой. Любовное содержание потребовало от композитора поиска выразительных изысканных средств. Поразительна глубокая погружённость мышления композитора в художественное содержание газели, постижение её смысла. Прежде всего, следует сказать о выборе композитором исполнительского состава романса: голос, виолончель и фортепиано. Это излюбленный Бурхановым состав из трех исполнителей драматургической концепции камерного ансамбля, о чем свидетельствует известное его Трио созданное в годы учебы в Московской консерватории. Принципы жанра трио явно ощущаются в романсе, приобретая черты камерного ансамбля, в котором все партии исполнителей являются равноправными и взаимодействуют на уровне художественного сопряжения.

Условно обозначим роль каждого участника романса: вокал - Поэт, виолончель - его душа, фортепиано - сердце. В этом разделении функций ансамбля ярко проявляется поэтичность мышления композитора, раскрывающаяся на таких драматургических уровнях как музыкально-выразительный, образно-

1 Термин Т. Гафурбекова отражающий дар редких индивидуумов выражать мысли одновременно в двух (и более) видах искусства, науки и других сферах интеллектуальной деятельности.

содержательный и композиционно-структурный. Круг музыкальных выразительных средств тщательно отобран и строго ограничен в соответствии с закономерностями классической восточной поэтической миниатюры. Национально-самобытная музыкальная выразительность обнаруживается прежде всего в дорийско-фригийской ладовой организации, образующей оригинальную биладовую систему, идеально соответствующую образному миру романса. Дорийский элемент подчёркивает сурово мужественное начало, фригийский же усиливает эмоционально элегическое-начало. Данное выразительное средство способствуют глубокому художественному раскрытию амбивалентных чувств, настроений и переживаний Поэта, его душевных состояний. Это очень хорошо отражено в структуре вокальных фраз завершающихся пролонгированными кадансами, отражающими поэтическое завершение строк бейтов вопросами -восклицаниями (?!). Тем самым образно-содержательный уровень романса отражается в музыкальной лексике как важнейший компонент битворческого мышления композитора.

Интересна композиционно-структурная организация романса, в формообразовании которого взаимодействуют принцип строфичности газели и трёхчастности. Третий бейт, являющийся центральным, воспринимается как средняя часть музыкальной формы романса и как кульминационная вершина произведения. В связи с этим, в романсе обнаруживаются ещё и признаки концентрической формы. Такое взаимодействие музыкальных форм способствует более глубокому раскрытию сложного психологического содержания романса, его романтической концепции мечты, стремления к счастью, надежде на будущее.

Глубоко содержательный поэтичный мир романса «Если бы нежданно пришла...» является одним из высших художественных достижений Бурханова в раскрытии душевного мира Поэта, его богатейшей духовной Вселенной. Обобщая аналитические наблюдения над романсом, особо отметим, что поэтичность мышления композитора проявляется здесь в органичном синтезе поэзии и музыки. Рифмы строк бейтов приобретают качественно новый облик благодаря ритмическому строению мелодической структуры, создаваемой поэтическим мышлением Бурханова. В этом состоит новаторская природа музыкальной мысли композитора, находящего и открывающего пути приоритета обновления художественного содержания музыки.

Баллада «Мечта поэта» для голоса и симфонического оркестра на стихи Боборахима Машраба (16401711) - квинтэссенция поэтичного мышления Бурханова. Обращение к поэту бунтарю, вызвало к жизни сочинение, адекватное поэтичному источнику, вдохновляя композитора. Это произведение, в котором индивидуальные черты стиля Бурханова представлены во всём великолепии своих творческих проявлений. Поэтический философско-эстетический мир Машраба близки к воззрениям Бурханова. Это было притягательно для композитора, избравшего романтический жанр баллады в «Мечте поэта». Стихотворение Машраба вызвало глубоко душевные потрясения Бурханова своим страстным любовным пафосом. Здесь был необходим именно симфонический оркестр с его богатейшими тембровыми возможностями. Бурханов создаёт лирико-драматическое повествование о жизни поэта, переполненной страстными любовными чувствами, глубоко философским подтекстом. Жанр баллады с его поэтизированным повествованием и драматизмом оказался наиболее целесообразным для воплощения художественной идеи. Произведение отличается стилистическим единством вокальной партии и симфонического оркестра. В оркестровом вступлении, использованы принципы октавно-унисонного дублирования мелодических линий развития, монодийного и полимонодийного2 мышления. Типичные для вокального стиля Бурханова нисходящие малосекундовые интонации в остро синкопированном ритмическом выражении, приближены к вербальной речи. Вокальная партия баллады построена на повествовательных интонациях, речитативно-декламационная палитра характеризуется национальным своеобразием, опорой на традиции макомного вокального стиля, изобилующего множеством мелизмов, глиссандирующих скольжений, форшлагов (нола, кочирим), усиливающих эмоциональную и психологическую ауру узбекской поэтической речи.

Бурханов поразительно чутко ощутил поэтику художественного стиля Машраба, что позволило ему найти идеально точный эквивалент стихотворному источнику и создать произведение, впечатляющее и захватывающее силой музыкального повествования. Каждая строфа Машраба в балладе Бурханова становится драматургической канвой развития духовной жизни поэта, его мечтаний, страстей и страданий. Композитор и поэт «сливаются» в едином порыве чувств и мыслей, достигая высокой степени битворческого самовыражения. Д.Т. Кари-Ниязова отмечала: «Отталкиваясь от традиционного романса, композитор весьма свободно в каждом «отдельном случае» «лепит» форму произведения. При всем уважении к стихотворному тексту М. Бурханов стоит на позиции преимущественного значения музыки. Его творческие приёмы убеждают нас в этом. Бережно относясь к слову, стремясь точнее передать его, композитор в интересах развития музыкальной мысли прибегает к повторам слов, строф, включению дополнительных восклицаний» [4, с. 62-63]. Указание композитора «Andante con animо» нацеливает на восприятие музыки, озарённой светом одухотворенности поэтической мысли находящейся в состоянии медитации, грёз и мечтаний. Вокальная партия - это голос из глубины души, затаённый и проникновенный в нюансе pp в высокой тесситуре, что нечасто встречается в узбекской вокальной лирике. Экспрессия лирических чувств достигает своей кульминации в переходе к более высокой тесситуре, звучащей в нюансе f. Постепенное оживление движения «piu mosso» и затем «Allegretto» вводят музыкальное развитие в новую

2 Полимонодия по Т. Гафурбекову -тембрально расщепляющаяся монодия.

фазу балладного повествования, всё более приобретая характер философских размышлений, завершающейся глубокой сентенцией. Битворческое мышление Бурханова достигает здесь апогея и находит убедительное завершение баллады художественно просветленным, умиротворенным. Это - катарсис, достигнутый в процессе мучительных раздумий, лирико-философских откровений о превратностях судеб Машраба и самого Бурханова.

Романс «Незабвенный мой сад» на стихи Усмана Насыра (1912-1944) одна из жемчужин камерно-вокальной музыки Бурханова. Показателен выбор именно данного стихотворения, в котором отразилась трагическая судьба поэта, современника композитора. Романс - своего рода миниатюрный лирический, глубоко проникновенный реквием. Композитор использует минимум выразительных средств: каждая нота, каждый интервал и аккорд наполнены глубоким смыслом и значимостью. Указание «Andante con атшо» определяет образный мир романса как лирико-душевный, доверительный, искренний. Октавный унисон в фортепианном вступлении усиливает национально-образную сферу романса, путем смены минорной тоники на мажорную во втором такте и воспринимается как просветление, что впоследствии и приводит в заключении романса, обрамляющего миниатюру словно в огранку мышления великого мастера-ювелира. Вокальная партия развивается естественно и непринуждённо как речевая декламация поэтического откровения-размышления о предчувствии своей судьбы и уверенности, что его голос не окажется в забвении. В романсе Бурханов проявляет мастерство драматурга камерного вокального жанра, благодаря тщательно продуманному интонационному развитию музыкального материала на основе суммирования двухтактовых фраз в построениях, приводящих к динамической кульминации на ff и sf на ноте е2, являющейся основным тоном лада. Последующая метро-ритмическая фигура основанная на мелосе человеческой речи и звучащая на ноте е1 выполняет функцию коды. Драматургическая концепция вокальной миниатюры является, несомненно очередной новацией Бурханова, сумевшего отразить сложную трагическую судьбу Усмана Насыра. Идеальное соответствие музыкальных выразительных средств поэтическому тексту Усмана Насыра позволяет сделать вывод о мастерстве Бурханова - вокального драматурга и психолога, проникшего в тайны духовного мира поэта, философию жизни и творчества и в предельно лаконичной форме отразить как неизбывная боль и горечь утраты поэта, который ушел в мир вечности, поскольку струны его жизнедеятельности были оборваны, а также как надежду на возрождение деятельности, что собственно и произошло в наше время колоссальных социальных преобразований и переоценок исторического прошлого. Романс «Зачем покинула меня» на стихи Фитрата (1886-1938) Бурханов посвятил памяти поэта и своей сестры Фатимы Бурхановой. Это романс-эпитафия, наполненный глубокой любви и нежности. Выбор стихотворения ученого и общественного деятеля Фитрата созвучен содержанию романса, также как и виолончель, проникновенное соло которого звучит как глубинная монодия, выражающая безмерное вечное пространство жизни. Виолончельное «Andante dolce» в тональности es moll представляется самостоятельным локальным пластом, имеющим вступление, развитие музыкальной мысли, приводящим к кульминации и завершению. Такого рода составляющую начальную часть романса можем назвать интонационным эпиграфом, выражающим сущность квинтэссенцию всего произведения. Плавно нисходящие интонационные изгибы мелодии инструментальных партий ансамбля органично дополняют декламационно речевую структуру вокальной партии. Происходят постепенные переходы в более высокие тесситурные фазы развития. Вступительное соло виолончели органично вливается в развитие вокальной партии, как бы «договаривая» поэтические фразы в сочетании с фортепианной партией. Данный драматургический принцип, использованный в романсе Бурхановым, является несомненно инновационным. Инспирирование принципов макомного развертывания в вокальной партии созвучно идеям Фитрата, поборника узбекской классической музыки, её философской сущности. Оценивая новаторскую значимость романса «Зачем покинула меня», отметим фактор полимонодийности в нем как выразительного, музыкально-стилистического и формообразующего средства. Мелодия вступительного соло виолончели получает развитие в романсе на протяжении всей музыкальной формы, образуя полимонодийные расщепления, с вокальной и с фортепианной партиями, способствуя национальной образности. Комплекс выразительных средств позволил Бурханову продемонстрировать высочайшее мастерство, открыть новые ресурсы взаимодействия, взаимообогащения поэзии и музыки.

Музыковед Ч.Насырова справедливо отмечает: «Романсы Бурханова относятся к лучшим достижениям узбекской современной вокальной лирики. Да и сам композитор явно предпочитает этот жанр» [3, с. 113]. Романс-поэма «Незнаю, какого имени ты достойна» («Намедонам чи ном дорад») - драгоценная жемчужина узбекской вокальной лирики, подлинное откровение поэтичной души Бурханова. В поэтических строках миниатюры великого Хафиза (1326-1389) композитор ощутил необычайно близкую ему созвучность лирических чувств, мыслей и настроений. Его утонченность и изысканный благородный вкус и художественный интеллект подсказали гениально найденный круг музыкальных выразительных средств. Художественно отточенные строки Хафиза дополненные Бурхановым стали голосом музыкальной души композитора, обрели органичный синтез национального и общечеловеческого, качества присущего его творческому мышлению. Действительно, глубочайшая национальная почвенность и композиторское мастерство мирового уровня техники письма. И при этом предельно строгий и экономный отбор выразительных средств, достигающих колоссальной экспрессии в кульминационных фазах музыкального развития. В произведении развернутой поэме для голоса и симфонического оркестра многогранно

раскрываются поэтичность музыкального мышления композитора, проявляющаяся во всех компонентах структуры от мелодической оптимизации материала до построения формы в целом. Музыкальная палитра романса симфонична логикой развития музыкальной мысли, предельно ясной, чёткой, определённой и естественной. Бурханов обладал удивительным талантом извлекать из простейших, своих звукообразований колоссальные силы эмоционального воздействия на слушателей. В этом и заключается классическая основа его музыкального мышления. Это ощущается уже в первых тактах, передающих «аритмию» сердечного трепета поэта-музыканта. Сложный размер 7/8, переменный метр, доминантово-тонические квартовые интонации, открывающие развёрнутое оркестровое вступление являются выражением биения сердца возлюбленного его богатый духовный ареал в темпе «Moderato animato» на pp начинается поэтическое откровение романтичного героя, испытывающего сладостные муки любви.

Полифоничность фактуры, сотканной из классически ясных элементов музыкального языка, постепенно усиливаются, уплотнятся и приводят к яркой эмоциональной кульминации и спаду вступления. Вокальная партия развёртывается плавно, естественно в диалоговом взаимодействии с оркестровой палитрой, образуя строфическую структуру, свойственную вокальному стилю Бурханова. Поэтические строки рубаи Хафиза в музыкальном воплощении обретают новую глубинную выразительность. Особенно впечатляюще оформлены кульминация сочинения, где вокальная партия усилена двухтактовым унисоном с оркестром. Трепетной речитацией, благодаря чему достигается объёмность звучания, охватывающая практически все регистры. И здесь проявляется феномен полимонодийности - как стилевой доминанты и парадигмы музыкально-поэтического мышления композитора. Н. Янов-Яновская подчеркивает: «А если шире -произведение целиком вырастает на почве восточной музыкально-поэтической культуры, включая традиционную возвышенно-распевного чтения стихов. Художественный же феномен опуса состоит в современно-личностной интерпретации традиционных форм, традиционной образности» [5].

Обобщая наши аналитические наблюдения над романсом-поэмой «Не знаю какого имени ты достойна», следует отметить что в этом сочинение ярко проявилось мастерство Бурханова раскрыть в малом большее, иначе говоря, на основе поэтической миниатюры создать лирическую поэму эмоционально богатой духовной жизни поэта-музыканта, вдохновенного романтика и певца любви. В связи с этим следует добавить, что непревзойденными исполнителями данного произведения были Давид Муллокандов и Батыр Закиров, для которого Бурханов создал новую редакцию романса «Не знаю какого имени ты достойна» Отобранные нами сочинения Бурханова, жанрово разнообразны: романс, баллада, поэма. Выбор поэтических текстов Н. Комилова, Машраба, Хафиза, Фитрата, Усмана Насыра обусловлен стремлением композитора сосредоточить внимание к глубинным истокам восточной классической поэтической традиции. Воплощая поэзию прошлого, Бурханов проявили собственное чуткое поэтическое мышление. В этом отношении он проявил новаторские качества в смелом обновлении вокальных форм узбекского композиторского творчества. Его вокальные сочинения стали классикой ХХ века, изучение которых требует от учёных разработки новых методологий исследований и научных методов и методических подходов в раскрытии их содержания, идейного смысла и формы на основе принципов поэтического мышления, обеспечивающего взаимосвязанность поэзии и музыки.

Список литературы /References

1. Абрарова М. Национальное и общечеловеческое в литературных трудах композиторов Виктора Успенского и Алексея Козловского // Проблемы современной науки и образования. Москва., 2018. №9.

2. Абрарова М. Образный мир цветника в романсах Дадаали Соаткулов а// Проблемы науки и современного образования. Москва, 2021. №7.

3. Насырова Ч.Р. Новые произведения М. Бурханова // Узбекская музыка на современном этапе. Редактор-составитель Н.С.Янов-Яновская -Т.: Издательство литературы и искусства им. Гафура Гуляма, 1977.

4. Кари-Ниязова Д.Т. Романс // История узбекской советской музыки в трех томах Том.II (1945-1967) - Т.: Издательство литературы и искусства им. Гафура Гуляма, 1973.

5. Янов-Яновская Н.С. Муталь Бурханов время, жизнь, творчество (Монография). Ответственный редактор Ф.М. Караматов. - Т.: Издательство Medialand, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.