Научная статья на тему 'Музыкально-компьютерные технологии как метапредмет в музыкальном образовании'

Музыкально-компьютерные технологии как метапредмет в музыкальном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSICAL EDUCATION / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MUSICAL-COMPUTER TECHNOLOGIES / ЭЛЕКТРОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENTS / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКЕ / INFORMATION TECHNOLOGIES IN MUSIC / МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА / MUSICAL INFORMATICS / METASUBJECT / МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ / META-SUBJECT APPROACH IN TEACHING / МЕТАПРЕДМЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спиридонов О.А.

Одна из важнейших проблем современной школы проблема всестороннего развития личности и формирования функционально грамотного человека. Образование должно быть наполнено новым качеством и содержанием, носить деятельностный характер, чтобы ученик приобрёл качества целостной личности, способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, успешно социализироваться в современном обществе. Важная роль при этом отводится искусству, реализации его воспитательных и образовательных функций. В статье обсуждаются новые педагогические технологии, связанные с внедрением метапредметных знаний и музыкально-компьютерных технологий в систему современного музыкального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL-COMPUTER TECHNOLOGIES AS A META-SUBJECT IN MUSIC EDUCATION

One of the most important problems of the modern school is a problem of the all-round development of an individual and the formation of a functionally literate person. Education should be filled with new quality and contents, it needs to be activity-oriented so that the student acquires the qualities of an integral personality, is able to adapt in a constantly changing world, so that he can solve non-standard life tasks and is able to successfully socialize in the modern society. An important role in this process is given to the arts, the realization of its educational and educational functions. The article discusses new pedagogical technologies related to the introduction of meta-subject knowledge and music-computer technologies in the system of modern music education.

Текст научной работы на тему «Музыкально-компьютерные технологии как метапредмет в музыкальном образовании»

9. Gorbunova I.B. Muzykal'nye instrumenty kak sintezatory muzykal'nogo zvuka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 2: 89 - 93.

10. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015. № 12: 428-432.

11. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Teoriya i praktika. Saarbrücken, 2016.

12. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.

13. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novye gorizonty muzykal'nogo ispolnitel'skogo iskusstva. Muzyka i vremya. 2016; 2: 16 - 24.

14. Pavlova L.'E., Podol'skaya E.E. Muzykal'nyj komp'yuter kak sredstvo obucheniya sovremennym vidam hudozhestvennogo tvorchestva v DMSh. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg, 2010: 195 - 197.

15. Pavlova L.'E. Primenenie tembral'nyh vozmozhnostej rabochej stancii na urokah sintezatora v detskih shkolah iskusstv. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya i praktika ispolnitel'skogo masterstva. Sostaviteli: Gorbunova I.B., Davletova K.B. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2017: 152 - 155.

Статья поступила в редакцию 31.07.17

УДК: 378

Spiridonov O.A., teacher, Yakutsk Pedagogical College n.a. S.F. Gogolev (Yakutsk, Russia), E-mail: olspi@inbox.ru

MUSICAL-COMPUTER TECHNOLOGIES AS A META-SUBJECT IN MUSIC EDUCATION. One of the most important problems of the modern school is a problem of the all-round development of an individual and the formation of a functionally literate person. Education should be filled with new quality and contents, it needs to be activity-oriented so that the student acquires the qualities of an integral personality, is able to adapt in a constantly changing world, so that he can solve non-standard life tasks and is able to successfully socialize in the modern society. An important role in this process is given to the arts, the realization of its educational and educational functions. The article discusses new pedagogical technologies related to the introduction of meta-subject knowledge and music-computer technologies in the system of modern music education.

Key words: musical education, musical-computer technologies, electronic musical instruments, information technologies in music, musical informatics, meta-subject, meta-subject approach in teaching.

О.А. Спиридонов, преп. ГБПОУ РС(Я) Якутского педагогического колледжа им. С.Ф. Гоголева, г. Якутск,

E-mail: olspi@inbox.ru

МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК МЕТАПРЕДМЕТ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Одна из важнейших проблем современной школы - проблема всестороннего развития личности и формирования функционально грамотного человека. Образование должно быть наполнено новым качеством и содержанием, носить деятельност-ный характер, чтобы ученик приобрёл качества целостной личности, способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, успешно социализироваться в современном обществе. Важная роль при этом отводится искусству, реализации его воспитательных и образовательных функций. В статье обсуждаются новые педагогические технологии, связанные с внедрением метапредметных знаний и музыкально-компьютерных технологий в систему современного музыкального образования.

Ключевые слова: музыкальное образование, музыкально-компьютерные технологии, электронные музыкальные инструменты, информационные технологии в музыке, музыкальная информатика, метапредмет, метапредметный подход в обучении.

Одна из важнейших проблем современной школы - проблема всестороннего развития личности и формирования функционально грамотного человека. Образование должно быть наполнено новым качеством и содержанием, носить деятельностный характер, чтобы ученик стал в жизни не «ходячей энциклопедией», а целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т. е. успешно социализироваться в обществе.

Немалая роль при этом отводится искусству, реализации его воспитательно-образовательной функции. Учащихся недостаточно научить каким-то музыкальным умениям, дать знания о музыке, важно пробудить постоянную потребность в общении с ней. Всестороннее музыкальное развитие обогащает внутренний мир ученика, помогает не только глубже и полнее воспринимать и понимать музыкальное искусство, но и заставляет чутко и внимательно относиться ко всему окружающему: к жизни, людям, событиям [1].

Как сделать так, чтобы всё, что наполняет ученика, имело смысл, чёткую форму, структуру, осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что необходимо для решения различных жизненных ситуаций?

Метапредмет в образовании В настоящее время образование пытается ответить на вопрос: в чём состоит суть обновления содержания образования. Новое содержание образования - это направленность на обнаружение базисных принципов, которые позволяют формировать необходимый уровень мыслительной активности учащихся. Именно на это и направлена метапредметная технология.

Метапредметы - это учебные предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлектив-

ности по отношению к предметности. Они, с одной стороны, построены в соответствии со схемой предметно-дисциплинарной организации, т. е. они сами сконструированы как учебные предметы, с другой стороны, они выступают в рефлексивной функции по отношению к другим предметным циклам и научным областям. Осуществив работу на разном предметном материале, ученик делает предметом своего осознанного отношения сам способ своей работы на разнородном предметном материале. Он начинает рефлексировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался и т. д. И тогда ученик может обнаружить, что, несмотря на использование материалов из различных предметных областей, он работал с одной организованностью мыследеятельности, своеобразной мыслительной организацией [1]. Новизна мета-предметной технологии заключается в том, что учитель получает возможность работать со способностями учащегося, а ученик получает знания об организованности мышления, например, знание об устройстве самого знания и способах деятельности, которые являются универсальными, применяемыми в разных предметностях [1].

В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя: предметные, метапредметные и личностные результаты Метапредметные результаты обучения

Это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые обучащимися в обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную) деятельность. В соответствии с ФГОС, метапредметный подход в обучении и метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий [1].

Интегративная технология

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии, были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Решить проблему разобщенности научного знания помогает интегративная технология.

Под интеграцией понимают процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Кроме того, можно рассматривать интеграцию и как психолого-коррекционный принцип, суть которого состоит в развитии и содержательном наполнении эмоционально-чувственной и интеллектуальной сфер ученика. Интеграция - это средство интенсификации урока. Психологи, изучающие процесс обучения, полагают, что при интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении различным дисциплинам в отдельности, так как при этом появляется возможность применения получаемых сведений одновременно в различных областях - теоретической, практической и прикладной. Интегративная система предполагает равномерное, равноправное соединение различных предметов, изучение которых взаимно переплетается на каждом этапе урока.

Главная цель интеграции - создание у ученика целостного представления об окружающем мире, т. е. формирование адекватного мировоззрения. Ценность интегрированных уроков состоит также и в том, чтобы обобщить знания самих учителей, которые обычно ограничены рамками своего предмета.

Интегрированный урок характеризуется тем, что в процессе его реализации изучается учебный материал, относящийся к разным предметным областям (так, например, при обучении музыке и музыкальным дисциплинам это - теория музыки, музыкальная литература, вокал, основной инструмент и др.), но объединенный одной общей темой, общим объектом изучения или применением однородных образовательных средств (например, информационных образовательных технологий). Преимуществом такого построения обучения является то, что оно по-

зволяет обучающимся с разных сторон познавать тот или иной предмет изучения, увидеть его в разносторонней целостности, что является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени основного общего образования [2; 3; 4].

В современном мире компьютер становится практически предметом первой необходимости. Все большее число учителей, родителей и учащихся приходят к убеждению, что в результате полученных знаний и приобретенных навыков работы на компьютерах ученики будут лучше подготовлены к жизни и материальному благополучию в меняющемся мире.

В то же время основной целью обучения музыкально-компьютерной технологии является, формирование у обучающихся способности к межкультурному взаимодействию, к свободному вхождению в мировое информационное сообщество и успешное функционирование в нем. И тот, и другой предмет, в конечном итоге, добиваются достижения одной и той же цели: адаптации учеников в современных жизненных условиях.

Музыкально-компьютерные технологии как метапредмет

Возможности применения компьютера, а, именно, компьютерных программ в учебном процессе и музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [5; 6; 7; 8] в системе современного музыкального образования имеет большой педагогический потенциал в направлении усиления метапредметных знаний и реализации междисциплинарных связей в обучении.

Использование мультимедиа особенно эффективно в тех случаях, когда необходимо усвоить новое понятие, увидеть, почувствовать, получить представление об изучаемом материале более широко (прослушивание особенностей звучания инструмента, интонация, анализ музыкальных стилей и т. п.).

МКТ-программы предоставляют много возможностей для музыкального образования, а их применение позволяет сделать изучения учебного материала захватывающим, интересным и наглядным [9; 10; 11]. Данные технологии открывают новые возможности для творческого эксперимента, расширения музыкального кругозора, художественного тезауруса обучаемых, и это делает обучение владению ими особенно актуальным. Новые информационные технологии, ориентированные на современное музыкальное образование, создают условия для подготовки ученика, владеющего кроме традиционных музыкальных дисциплин музыкальным компьютером (МК) как новым музыкальным инструментом [12; 13; 14].

Музыкальные обучающие программы последнего поколения, как правило, включают несколько межпредметных дисциплин и метапредметных понятий соответствующих следующим направлениям в образовательном процессе:

- получение теоретических знаний: для обеспечения усвоения учащимися закономерностей и правил построения музыкальных произведений программы содержат игровые и учебные разделы, в которых объясняются многие музыкальные термины, элементы музыкальной грамоты и теории музыки, тестовые задания на определения нот, аккордов и т. д.;

- навыки игры на инструменте; программное обеспечение для овладения каким-либо музыкальным инструментом до определенного уровня (наиболее популярный вид - гитара, фортепиано, синтезатор, электронный музыкальный инструмент - ЭМИ [15; 16; 17]); разучивание нескольких конкретных пьес разных стилей; развитие слуха; разновидности слухового диктанта, позволяющего тренироваться в определении нот, интервалов, гамм и т.д.; упражнения с графической фиксацией высоты тона для контроля чистоты вокальной интонации и т. п.;

- музыкальная литература: иллюстрированные справочники, содержащие звуковые файлы музыкальных произведений, краткие биографии соответствующих композиторов и музыкантов, викторины, основанные на изученном материале;

- развитие творческих способностей; МКТ-программы для выработки навыков в области композиции и аранжировки;

- информационные технологии в музыке [18; 19] и музыкальная информатика [20; 21]: получение и обработка с использованием глобальной сети Интернет разнообразной музыкальной информации становится новым направлением в развитии познавательного интереса обучаемых к музыке, а также одной из форм изучения мирового музыкального искусства, обычно содержит в себе прочтение текстов, статей, художественных произведений, прослушивание музыкальных фрагментов, анализ и получение широкой информации из всего мира по вопросам музыкального искусства. Всё это способствует формированию

у ученика целостного представления об окружающем мире, его адекватного мировоззрения, и все это осуществляется через сеть Интернет. Такая информационная технология позволяет сделать мировое культурное наследство открытым для учеников, расширяет доступ к произведениям, коллекциям музыкального искусства, расширяя дидактический потенциал образовательного процесса и повышая эффективность обучение музыке в целом [22; 23; 24].

Самая основная характеристика метапредмета и его основной элемент - это понятие «знак». Разработка и создание персональных личностных программы движения человека, реализация той программы, по которой идёт человек, оставляя метки, или следы, образует путь. На этом пути может многое произойти, этот путь всегда связан с преодолением трудностей. Анализируя и запоминания графические изображения, термины, рисунки, выполняя различные команды на уроке, используя МКТ, ученик выстраивает схемопоток сознания. Накапливается опыт работы со знаковыми изображениями, схемами и чертежами. Работая со знаками, ученик, обнаруживает, что проблема не только в том, чтобы заучить и зрительно запомнить, как пишется тот или иной знак, обозначается та или другая формула, но и сталкивается с этим и в повседневной жизни. Способность фиксировать в своем сознании схемопоток ученик связывает с возникновением и актуализацией знаково-символического отношения, подключается мыследеятельностный механизм которое возникает в сознании, и это отношение, будучи направленным на любой предмет, позволяет воспринимать этот предмет как символ или знак. Четкое обозначение знакового пространства и его актуализация на определённом этапе организации мыслительной деятельности обучаемого способствует овладению им более сложных знаковых форм и их систем [25].

Библиографический список

Заключение

Метапредметные образовательные технологии были созданы для того, чтобы развивать новый тип сознания и учащегося, и учителя, который не ограничен рамками одного учебного предмета, но работает во взаимосвязи и взаимодействии с необходимыми элементами знаний различных учебных дисциплин. Это возможно благодаря тому, что на метапредметах и учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредмет-ному основанию, которое обусловлено деятельностью ученика и педагога. В ходе продвижения в изучении и использовании ме-тапредмета МКТ обучающиеся осваивают сразу два типа содержания - содержание предметной области и деятельность. Таким образом, метапредмет музыкально-компьютерные технологии в музыкальном образовании - это своеобразная образовательная технология, позволяющая увеличить «производительность» педагогической деятельности в рамках того же учебного времени. Кроме того, включение ученика в разные типы деятельности связано с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ученика, что создает условия для его личностного роста. Метапредметные технологии позволяют эффективно решать задачу обновления образования и выводить современное музыкальное образование на передовые позиции [26].

Таким образом, МКТ являются тем метапредметом и новым педагогическим инструментом и педагогической технологией музыканта, который позволяет педагогам качественно изменить методы и организационные формы своей работы, полнее сохранять и развивать индивидуальные способности учеников, усилить метапредметные, междисциплинарные связи в обучении, осуществлять постоянное динамическое обновление организации учебного процесса.

1. Гнатова Е.Ю. Метапредметный подход на уроках музыки Available at: https://www.slideshare.net/Natalie_Ivanova/ss-75421368

2. Белов Г.Г., Бергер Н.А., Горбунова И.Б. Общее музыкальное образование в школе цифрового века. Научное мнение. 2014; 10-2: 22 - 34.

3. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Освоение подростками музыкально-компьютерных технологий на базе программно-аппаратного комплекса смартфонов (в контексте формирования культурно-образовательной среды). Теория и практика общественного развития. 2015; 20: 272 - 275.

4. Бергер Н.А., Горбунова И.Б., Яцентковская Н.А. Общее музыкальное образование в школе XXI века. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55): 147 - 151.

5. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004; Т. 4; № 9: 123 - 138.

6. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal. com/Issues/1_5.html

7. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и DIGITAL HUMANITIES. Современное музыкальное образование - 2015: материалыXIV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б Горбунова. 2015: 29 - 34.

8. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как средство обучения людей с нарушениями зрения музыкальному искусству. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 298 - 301.

9. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.

10. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе DIGITAL HUMANITIES. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.

11. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Музыкально-компьютерные технологии как фактор становления профессиональной компетентности современного музыканта-педагога. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 12 (83): 390 - 396.

12. Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 428 - 432.

13. Горбунова И.Б. Аудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 456 - 461.

14. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. 2014: 293 - 294.

15. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015. № 6: 135 - 139.

16. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новые горизонты музыкального исполнительского искусства. Музыка и время. 2016; 2: 16 - 24.

17. Горбунова И.Б. Музыкальные инструменты как синтезаторы музыкального звука. Общество: философия, история, культура. 2016; 2: 89 - 93.

18. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Современное музыкальное образование - 2010: Материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2011: 128 - 131.

19. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Мир науки, культуры, образования. 2017; Т. 63; № 2: 206 - 210.

20. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Творческий проект в процессе обучения информатике студентов-музыкантов (в условиях педагогического вуза). Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014; № 3 (86): 214 - 221.

21. Горбунова И.Б., Ходанович А.И. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в системе современного музыкального образования: музыкальное программирование. Мир науки, культуры, образования. 2016; 5 (60): 118 - 121.

22. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерная музыка в системе подготовки педагога-музыканта. Медиамузыка. 2014; 3: 4.

23. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и аудиовизуальный синтез: актуальное значение и перспективы развития. Теория и практика общественного развития. 2014; 19: 162 - 168.

24. Гончарова М.С., Горбунова И.Б. Планшетные (мобильные) технологии в профессиональном музыкальном образовании. Медиамузыка. 2016; 6: 3.

25. Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак». Available at: http://www.twirpx.com/file/247917/

26. Матвеев К.В. Методика организации и проведения метапредметных занятий. Available at: http://mosmetod.ru/centr/proekty/ kurchatovskij-proekt/kursy-povysheniya-kvalifikatsii-kurchatovskij-proekt-ot-znanij-k-praktike-chast-vtoraya/ii-zanyatie-4/kursy-4-metapredmet.html

References

1. Gnatova E.Yu. Metapredmetnyjpodhod na urokah muzyki Available at: https://www.slideshare.net/Natalie_Ivanova/ss-75421368

2. Belov G.G., Berger N.A., Gorbunova I.B. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014; 10-2: 22 - 34.

3. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. Ocvoenie podrostkami muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij na baze programmno-apparatnogo kompleksa smartfonov (v kontekste formirovaniya kul'turno-obrazovatel'noj sredy). Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 20: 272 - 275.

4. Berger N.A., Gorbunova I.B., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole XXI veka. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 147 - 151.

5. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; T. 4; № 9: 123 - 138.

6. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html

7. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i DIGITAL HUMANITIES. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskojkonferencii. Pod obschej redakciej I.B Gorbunova. 2015: 29 - 34.

8. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak sredstvo obucheniya lyudej s narusheniyami zreniya muzykal'nomu iskusstvu. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 298 - 301.

9. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.

10. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.

11. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak faktor stanovleniya professional'noj kompetentnosti sovremennogo muzykanta-pedagoga. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 12 (83): 390 - 396.

12. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 428 - 432.

13. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 461.

14. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika "RI-2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293 - 294.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015. № 6: 135 - 139.

16. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novye gorizonty muzykal'nogo ispolnitel'skogo iskusstva. Muzyka i vremya. 2016; 2: 16 - 24.

17. Gorbunova I.B. Muzykal'nye instrumenty kak sintezatory muzykal'nogo zvuka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 2: 89 - 93.

18. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 20l0: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2011: 128 - 131.

19. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; T. 63; № 2: 206 - 210.

20. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Tvorcheskij proekt v processe obucheniya informatike studentov-muzykantov (v usloviyah pedagogicheskogo vuza). Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2014; № 3 (86): 214 - 221.

21. Gorbunova I.B., Hodanovich A.I. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya: muzykal'noe programmirovanie. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 5 (60): 118 - 121.

22. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka v sisteme podgotovki pedagoga-muzykanta. Mediamuzyka. 2014; 3: 4.

23. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audiovizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 162 - 168.

24. Goncharova M.S., Gorbunova I.B. Planshetnye (mobil'nye) tehnologii v professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Mediamuzyka. 2016; 6: 3.

25. Gromyko Yu.V. Metapredmet «Znak». Available at: http://www.twirpx.com/file/247917/

26. Matveev K.V. Metodika organizacii i provedeniya metapredmetnyh zanyatij. Available at: http://mosmetod.ru/centr/proekty/kurchatovskij-proekt/kursy-povysheniya-kvalifikatsii-kurchatovskij-proekt-ot-znanij-k-praktike-chast-vtoraya/ii-zanyatie-4/kursy-4-metapredmet.html

Статья поступила в редакцию 10.08.17

УДК: 378

Spiridonov O.A., teacher, Yakutsk Pedagogical College n.a. S.F. Gogolev (Yakutsk, Russia), E-mail: olspi@inbox.ru

THE CREATION OF RECORDING STUDIOS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS: METHODOLOGICAL, TECHNOLOGICAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS OF THE PROBLEM. Currently, digital technologies are widely used in the works of musicians what inspires the awareness of the fact that the emergence and development of contemporary musical-computer technologies, caused by spread and reproduction of values of musical culture in the School of the XXI century, requires a detailed methodological understanding of place and role of the components in the theory and practice of contemporary music and the educational process. Digital principle-based release of audio recordings on various media, as well as numerous possibilities of computer sound processing are studied. The article deals with possibilities of educational recording studio as a tool for musical creativity and education in the activities of a teacher and a musician in the process of forming new creative possibilities for professional activities of a musician, due to historical continuity in the preservation and transmission of cultural values.

Key words: recording studio, electronic musical instrument, musical-computer technologies, information technology in music, musical creativity, musical project.

О.А. Спиридонов, преп. ГБПОУ РС(Я) Якутского педагогического колледжа им. С.Ф. Гоголева, г. Якутск,

E-mail: olspi@inbox.ru

СОЗДАНИЕ СТУДИИ ЗВУКОЗАПИСИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: МЕТОДИЧЕСКИЕ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ

В настоящее время цифровые технологии широко используются в творчестве музыкантов, что побуждает к осознанию того факта, что возникновение и развитие современных музыкально-компьютерных технологий, обусловленных распространением и воспроизведением ценностей музыкальной культуры в Школе XXI века, требует детального методического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.