Научная статья на тему 'Музыкально-фестивальное движение в современной Украине: от массовости к камерности (на примере Всеукраинского фестиваля авторской песни и песенной поэзии «Оберег»)'

Музыкально-фестивальное движение в современной Украине: от массовости к камерности (на примере Всеукраинского фестиваля авторской песни и песенной поэзии «Оберег») Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
127
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ФЕСТИВАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ВСЕУКРАИНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ И ПЕСЕННОЙ ПОЭЗИИ «ОБЕРЕГ» / МАССОВОСТЬ / КАМЕРНОСТЬ / ALL-UKRAINIAN FESTIVAL OF ART SONG AND SUNG POETRY "OBEREG" / MUSICALLI-FESTIVAL MOVEMENT / MASS CHARACTER / THE CHAMBERNESS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Игнатова Лариса Петровна

В статье рассматривается эволюция музыкально-фестивального движения в современной Украине и на примере Всеукраинского фестиваля авторской песни и песенной поэзии «Оберег» выводятся его основные тенденции: от массовости к камерности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICALLY-FESTIVAL MOVEMENT IN CONTEMPORARY UKRAINE: FROM MASS CHARAKTER TO THE CHAMBERNESS (FOR EXAMPLE, THE ALL-UKRAINIAN FESTIVAL OF ART SONG AND SUNG POETRY "OBEREG")

This article considers the evolution music festival movement in modern Ukraineand by the example of the All-Ukrainian festival of art song and sung poetry "Obereg" shows its main trends: from mass character to the chamberness.

Текст научной работы на тему «Музыкально-фестивальное движение в современной Украине: от массовости к камерности (на примере Всеукраинского фестиваля авторской песни и песенной поэзии «Оберег»)»

МУЗЫКАЛЬНО-ФЕСТИВАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ

УКРАИНЕ: ОТ МАССОВОСТИ К КАМЕРНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ВСЕУКРАИНСКОГО ФЕСТИВАЛЯ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ И ПЕСЕННОЙ ПОЭЗИИ «ОБЕРЕГ»)

Игнатова Лариса Петровна канд. иск., доцент Восточноевропейского национального университета имени

Леси Украинки, г. Луцк, Украина E-mail: pesofi@yandex.ru

MUSICALLY - FESTIVAL MOVEMENT IN CONTEMPORARY UKRAINE: FROM MASS CHARAKTER TO THE CHAMBERNESS (FOR EXAMPLE, THE ALL-UKRAINIAN FESTIVAL OF ART SONG AND SUNG POETRY

"OBEREG")

Ignatova Larysa

candidate of Art Criticism, associate professor of Lesya Ukrainka Eastern European

National University, Lutsk

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается эволюция музыкально-фестивального движения в современной Украине и на примере Всеукраинского фестиваля авторской песни и песенной поэзии «Оберег» выводятся его основные тенденции: от массовости к камерности.

ABSTRACT

This article considers the evolution music festival movement in modern Ukraineand by the example of the All-Ukrainian festival of art song and sung poetry "Obereg" shows its main trends: from mass character to the chamberness.

Ключевые слова: музыкально-фестивальное движение, Всеукраинский фестиваль авторской песни и песенной поэзии «Оберег», массовость, камерность.

Keywords: musicalli-festival movement, All-Ukrainian festival of art song and sung poetry "Obereg", mass character, the chamberness.

Украинская культура в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века переживает новый всплеск национального возрождения. Инициированный

высокообразованными слоями интеллигенции, которая пошла традиционным путем актуализации патриархально-элитных ценностей, современный Ренессанс неожиданно начал формироваться в среде массовой культуры, «родив национальную поп- и рок-музыку, авторскую песню» [5; 6]. Характерно, что эти процессы начали пробиваться «снизу», создав активное фестивальное молодежное движение в регионах. Возникают такие музыкальные фестивали как «Оберег», «Владимир», «Тарас Бульба», «Мельник», «Шлягер Украины», «Мария», позже «Таврийские игры», «На волнах Свитязя», «Червона рута», концептуальным зерном которых становится создание украинской молодежной музыкальной культуры. Однако именно на региональных фестивалях «множество любителей получили возможность... спеть не утвержденное разношерстным начальством, а то, что сердце желало» [7], именно в регионах, не перенасыщенных культурной информацией и перегруженных традиционным образовательным уровнем, инспирируется творческая инициатива, где прослеживаются ростки нового свежего музыкального мышления. Волынь в этом отношении можно назвать пионером. Ведь «Оберег-89» был проведен в Луцке за четыре месяца до первой «Червоной руты» и всколыхнул всю Украину. Возвращаясь к событиям двадцатилетней давности, можно констатировать, что Всеукраинский телевизионный фестиваль песенной поэзии и авторской песни «Оберег», который был направлен на подъем патриотического духа и национального самосознания, впервые основным условием провозгласил пение только на украинском языке и живым звуком. «Оберег», наверное, единственный фестиваль в Украине, до сих пор у одних вызывающий всепоглощающее восхищение, а других — непримиримое негодование и беспокойство. Каждое новое его проведения «пробивало» себе право на существование.

Первая обереговская акция в 1989 г. проводилась в два дня, где концерт украинских бардов проходил с 18 до 6 часов утра следующего дня — всю ночь. Второй фестиваль «Оберег» (1990 год) значительно расширяет свою географию, а также получает международную огласку. Впервые в Луцк

приезжают директор украинских программ радиостанции «Свобода» в Мюнхене Богдан Нагайло, дуэт Алексея и Славки Павлишин из Загреба (Югославия), Василий Чинч (Злин, ЧСФР). Массовость мероприятия отмечалась еще и тем, что настоящим жюри на фестивале выступали сами слушатели. В конце песенных марафонов, иногда продолжающихся 5-6 часов, они возвращали свои карточки предпочтений в оргкомитет, а специальная комиссия подсчитывала голоса. Интересно, что «такое демократическое решение часто совпадало с мнением профессионалов» [4]. В 1991 году состоялся третий «Оберег». Впервые на фестивале выступают такие интересные личности как Ольга Богомолец (Киев), Эдуард Драч (Черкассы), Игорь Жук (Киев), Владимир Семенов (Киев), Зоя Слободян (Ивано-Франковск), Александр Резник (Киев) и другие. Постоянными участниками являются Василий Жданкин, Александр Смык, дуэт «АС», Олег Покальчук, Станислав Щербатых.

Анализируя стилевые и жанровые особенности представленных произведений, наблюдается некоторый отход от мощного «сценического песенного монолога». Вместе с тем, предпочтения отдаются «камерно-бытовому песнярству» — З. Слободян, В. Семенов и создателям «камерного гитарослова» — И. Жук, О. Богомолец, И. Козаченко [5; 6]. Начиная с четвертого «Оберега-92», фестиваль получает статус телевизионного. Ведущей жанровой направленностью становится, по классификации А. Резника, поэтическая песня (сочетание в одном лице автора поэзии и музыки), песенная поэзия или бардовское композиторство (создания песен на чьи-то стихи) [5]. Поэтому концепция фестиваля укладывается в сценарий с поэтическим названием «Три путешествия в сад песен» по аналогии с творчеством Г. Сковороды. Закономерно, что приоритетность принадлежала неокобзарям — Петру Приступову, который написал песни на стихи Г. Сковороды и исполнил их под собственное сопровождение реконструированной старинной ладковой кобзы, а также — Василию Жданкину. Его можно назвать настоящим новатором кобзарского исполнительства. Ведь, применяя на гуслях приемы

гитарной игры, Василий на украинско-фольклорную основу накладывает джаз-и рок-интонации. Впрочем, кульминацию своего развития «Оберег» получает в 1993 году. Пятый фестиваль имеет четкую творческую концепцию — лабиринт как герметическая структура украинской культуры в целом. С этой целью, на фестиваль были приглашены представители украинской литературной (Евгений Сверстюк, Оксана Забужко, Владимир Цибулько, Юрий Покальчук, Богдан Жолдак, София Майданская) и музыкальной (Владимир Губа, Йозеф Ерминь, Александр Резник) элиты. В рамках устроенной организаторами фестиваля пресс конференции, на которую были приглашены искусствоведы, литературоведы, барды-исполнители, представители СМИ, произошло бурное обсуждение современного состояния украинской культуры и музыкальной в частности в контексте герметической процессуальности. В результате, было доказано, что украинская культура всегда находилась в герметическом состоянии. Как следствие, неизвестная широкой общественности музыка новейших композиторов ХХ века и украинских в частности. Именно такие произведения впервые волынской публике представляли Владимир Губа, Йозеф Ерминь.

Шестой фестиваль «Оберег-94» был последним, который собрал своих старых друзей, так называемая домашняя «тусовка». Кроме отечественных исполнителей, на фестивале выступили зарубежные — дуэт Ника Коулдри и Джима Дэн (Оксфорд), а также «BABYTRЮ» (Лондон). Они продемонстрировали современную английскую поп-музыку интеллектуально-виртуозного некоммерческого направлении.

Таким образом, фестиваль песенной поэзии и авторской песни «Оберег» стал эпицентром национального музыкального движения конца 80-х — начала 90-х годов ХХ века. Он сумел удовлетворить массовый спрос на национальное песенное искусство с возможностью исполнителя обнародовать свои творения. Более того, массовость этого мероприятия в то время заключалась еще и в том, что небольшая горстка молодых людей сумела в своем творчестве аккумулировать надежды и желания массового слушателя, вслух сказать то, на

что надеялось большинство граждан страны. Впрочем, авторская песня как мощный центр городского фольклора и поборник национального возрождения в середине 90-х годов ХХ века теряет свою приоритетность и на авансцену выходят другие фестивали, которые, кроме украинской песни, заботятся прежде всего о коммерческой выгоде, постепенно теряя свою массовость и высокую общественно-культурную миссию [1].

Однако ситуация в украинской музыкальной культуре начинает резко меняться в конце первого десятилетия третьего тысячелетия. Экономический, а в Украине еще и политический, кризис повлиял на все сферы деятельности общества, в том числе и музыкальную. Фестивальное движение от массовых шоу-зрелищ возвращается к камерному высказывания. Указанная тенденция наблюдается опять же на фестивале авторской песни и песенной поэзии «Оберег», который через двадцать лет возобновил свою деятельность в городе Луцке, изменив как форму, так и место своего проведения. Фестиваль возобновил свою работу в 2009 году в форме концертов-встреч с отдельными исполнителями-обереговцамы. Заслуга в этом принадлежит бывшему директору фестиваля Алексею Левченко, который создал уникальный гостинично-ресторанный комплекс семейного типа "7а1евк1", имеющий свою историю. Интерьер помещения стилизованный под театральный проект. И не случайно, ведь поляк Александр Залески в межвоенный период прошлого века имел собственную украинскую бродячую театральную труппу, а его жена Нина из казацкого рода Нетяг была талантливой в ней актрисой. Это — дедушка и бабушка Алексея Левченко.

Сегодня отель позиционирует себя как культурно-художественный клуб, в салонном зале которого в последнюю пятницу каждого месяца собирается изысканная публика — врачи, учителя, ученые, художники, журналисты, бизнесмены. Одним словом, здесь собирается та публика, которой не безразлично, что слушать, как слушать и кого слушать. «Фрески в 2а^к1», как назвала это собрание волынская журналистка Валентина Штинько, имеют своих сторонников, которые без дополнительной рекламы приходят на

очередные встречи [3].

Следует отметить, что за три года существования салонная форма постоянно действующего фестиваля позволила разносторонне познакомиться как с личностью художника, так и его творческой деятельностью. Уже состоялись встречи с бывшими лауреатами и участниками «Оберега» Игорем Жуком, Ольгой Богомолец, Зоей Слободян, Левко Бондарем, Олегом Покальчуком, Александром Смыком [2], Василием Жданкиным, Эдуардом Драчем, которые сегодня представляют тип так называемого ренессансного художника, сочетая в одном лице несоединимое: барда, поэта, песенника, композитора, культурно- и общественно-политического деятеля, врача, журналиста, историка, социального психолога [7]. Кроме исполнителей авторской песни в салоне Zaleski побывали известные писательницы и поэтессы Оксана Забужко, Ирэн Роздобудько, актер Владимир Смотритель.

Однако, творческие встречи в салоне Zaleski не ограничиваются только авторами-исполнителями песенной поэзии и актерами. Объектом внимания все чаще становится камерная музыка. Первая такая встреча состоялась с Анной Нужей и Андреем Васиным. Анна Нужа (виолончель) — заслуженная артистка Украины, лауреат многих национальных и международных конкурсов, в том числе: 1 премия международного конкурса им. Лысенко, 1 премия международного конкурса «Music World» (Италия), и др. С 2008 года является постоянным участником инструментального ансамбля ArtLine Trio. Андрей Васин (фортепиано), солист Национального Дома органной и камерной музыки, с 2008 года является постоянным участником ArtLine Trio. Следующими представителями камерного исполнительства были швейцарский виолончелист Денис Северин, профессор Женевской государственной консерватории и Высшей Школы Музыки Берна, где преподает виолончель, камерную и старинную музыку, и киевские музыканты Татьяна Павличук-Тышкевич (ф-но) и Кирилл Шарапов (скрипка), которые являются соорганизаторами уникального квартета «Kiev-Tango-Project». Лучане первые в Украине познакомились с премьерной концертной программой коллектива

«Аргентинское танго», посвященной 90-летию со дня рождения известного аргентинского композитора Астора Пьяцоллы. Незабываемым остался вечер с Мирославой Которович и Сергеем Топоренко — солистами Национального камерного оркестра «Киевские солисты». Мирослава Которович — украинская скрипачка, стипендиат «Моцарт-Академии» (Краков, Польша). 2011 — лауреат Художественной премии «Глодоськое сокровище». Сергей Топоренко — украинский скрипач-виртуоз. С 2001 года сотрудничает с симфоническим оркестром «Филармония наций» (дирижер — маэстро Юстут Франтц, Германия).

Итак, подводя итоги, отметим, что музыкально-фестивальное движение в Украине в конце 80-ых — начале 90-ых годов начиналось как мощное массовое возрожденческое явление, когда последователи кобзарско-лирницкой традиции становились основными трибунами и поводырями нации. Тем не менее, через двадцать лет независимости украинская культура постепенно от массовости переходит к камерности, меняя как форму своего существования, так и место проведения. Большие кинозалы и стадионы заменяются небольшими уютными гостиными, которые напоминают салоны европейской знати конца XVIII— XIX веков.

Список литературы:

1. 1гнатова Л.П. Тенденцп розвитку музично! культури Волиш наприкшщ ХХ

— початку ХХ1 столггтя // Дис... канд.. мист. — К., 2006. — С. 178—190.

2. 1гнатова Л.П. Лицарство по-украшськи // Вiче. — Жовтень 2009. — № 39.

— С. 9.

3. Маимон Н. Фрески у «Залесю» / День. — № 241. — 30 грудня, 2010. — С. 1.

4. Матвшчук А. Поки — на ентузiазмi! // Музика. — 1993. — № 7.

5. Рiзник О. Украшська авторська тсня // Укр. культура, 1993. — № 2. — С. 14—15.

6. Рiзник О., Кольцова К. Вчорашня криза сьогодення // Укр. культура. —

1993. — № 7. — С. 3—4. 7. Рубан М. «На украинском языке» // Укр. культура. — 1991. — № 11. — С. 3—5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.