УДК 008:100
МУЗЫКАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ -СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ - КУЛЬТУРОЛОГИЯ (САМАРСКИЕ УЧЕНЫЕ - УЧАСТНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО
НАУЧНОГО ПРОЕКТА)
© 2014 Н.Новак1, Е.Я.Бурлина2
Университет имени Мартина Лютера, Халле. Германия 2Самарский государственный медицинский университет
Статья поступила в редакцию 19.12.2013
В университете имени М.Лютера, в немецком городе Халле развивается многолетний исследовательский проект, посвященный российской музыкальной социологии и культурологии. В мае 2013 г., для лекции по теме исследований была приглашена Елена Бурлина - профессор из Самары. В дискуссии участвовали профессор Вольфганг Хиршман, доктор Наталья Новак. Впоследствии, в Самарском Обществе интеллектуальной истории также обсуждались новые методы анализа культуры с участием самарских ученых Ольги Леонтьевой и Владимир Кутявина.
Ключевые слова: музыкальная социология, социология культуры, культурология.
Гуманитарные исследования российских ученых дифференцированно представлены на Западе. Работы Ю.М.Лотмана публиковались еще с конца 1960-х гг. и были поддержаны выдающимися гуманитариями мира. Умберто Эко писал в предисловии к английскому изданию «тартуского затворника»: «Уже в шестидесятых годах Лотман понимал, что множественность кодов в данной культуре рождает контрасты и гибриды, или иначе говоря, «креолизацию»1. Ссылки на М.М.Бахтина постоянно присутствуют в иностранных источниках с конца 1980-х., породив огромный интерес к новой методологии анализа культуры и ее «инструментам»: диалог, хронотоп, карнавал, ответственность2.
В контексте темы «русская гуманитаристика зарубежом» любопытна серия современных немецких исследований по музыкальной социоло-
Новак Наталия, доктор философии. E-mail: natalia. nowack@web. de
Бурлина Елена Яковлевна, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и культурологи. E-mail: bis 17@mail. ru
1 Эко У. Предисловие к английскому изданию // Там же: Иванов Вяч. В. Семиосфера и история // В кн. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. - М.: 1996. - С. 415.
2 Римон Елена. Опыты непонимания //Ж. Новый
мир. - 2010. - № 3; Wolfram Eilenberger. Das Werden des Menschen im Wort. Eine Studie zur Kulturphilosophie Michail M. Bachtins. Chronos, Zürich 2009; Tatiana Shchyttsova. Das menschliche Ereignis in der Philosophie von M.Bachtin [Элек-
тронный ресурс] Режим доступа: www.o-p-o.net (Дата обращения 19.12.2013); Schilling E. Die Zukunft der Zeit: Vergleich von Zeitvorstellungen in Russland und Deutschland im Zeichen der Globalisierung. Aachen: Shaker, 2005; Schilling E. Future Concepts in Russia and Germany. Different approaches to planning in the global society. 21st Century Society, 3 (2): 131 - 142. 2008.
гии в СССР. В университете имени Мартина Лютера, в городе Халле, уже много лет развивается проект «Русская музыкальная социология»: руководитель - доктор Наталия Новак3. Ей принадлежит ряд статей и книг на немецком языке, которые вывели из тени советскую музыкальную социологию в лице А.Н.Сохора (возрождившего названное научное направление у нас в стране), Е.В.Дукова, Ю.В.Капустина, В.В.Медушевского, Ю.В.Перова, А.М.Цукера и других авторов. В проектах университета имени М.Лютера, выполненных доктором Н.Новак, также показаны связи музыкальной социологии с французской социологической школой начала ХХ в. Переведенные на русский язык Э.Дюркгейм, Леви-Брюль, М.Хальбвакс оказали значительное методологическое влияние на изучение культуры в 1920-е гг. В 1970-1980-е гг. исследования культуры развивались в прямых контактах с В.А.Ядо-вым, А.Г.Здравомысловым, М.С.Каганом и Уральской социокультурной школой в лице А.Ф.Еремеева, Л.Н.Когана, В.С.Цуккермана и других преобразователей социогуманитарного знания.
По мысли Е.Бурлиной, в начале XXI в. изменяется парадигма музыкальной социологии, которая все более тяготеет к междисциплинарным проблемам и трансформации культуры. Это подтверждают исследования профессора Л.Г.Данько из Санкт-Петербургской государственной консерватории4, а также ее собственные
3 Nowak Natalia. Grauzone einer Wissenschaft. Musiksoziologie in der DDR unter Berücksichtigung der UdSSR. - Verlag und Datenbank für Geisteswissenschaften. - Weimar. 2006.
4 Критика. Музыкознание. Современные аспекты: Ст. и материалы Межд. науч. конф. к 35-летию кафедры
Научная жизнь
разработки по темпоральной диагностике культуры, выполненные вместе с группой молодых коллег: Л.Г.Иливицкой, Ю.А.Кузовенковой, Я.А.Голубинова5. Пространственно-временные понятия (хронотоп, хронтип и другие) входят в работы ученых - О.Б.Леонтьевой, В.В.Кутя-вина и других6.
Курсы по музыкальной социологии читают в экономических школах в качестве поучительного междисциплинарного предмета7. Вузовская программа по «Музыкальной социологии» для магистрантов Высшей школы экономики украшена именами выдающихся отечественных музыковедов начала ХХ века - Р.И.Грубера, Ю.Л.Яворского; специально для экономистов рассматривается «негативная диалектика» в музыкальной социологии франкфуртской философской школы, междисциплинарные концепции Т.Адорно и художественные образы Т.Манна о музыке в тоталитарном мире (роман «Доктор Фаустус»).
В современной отечественной гуманитари-стике сложились разные точки зрения относительно методологии и задач названной ветви гуманитаристики. От оценки музыкальной социологии как застойной, ориентированной на поддержку «имиджа» советской публики8; до идеи о том, что в социологии культуры и культурологии формировалось принципиально новая парадигма культуры и методы ее иссле-дования9. По нашему мнению, музыкальная социология 1970 - 1980-х гг. открывала реальный и дифференцированный образ публики. Музыкальная социология10, «увидела» сотни
музыкальной критики (10 - 12 ноября 2011 года) / Ред.-сост. Л.Г.Данько. - СПб.: 2012.
5 Бурлина Е.Я., Иливицкая Л.Г., Кузовенкова Ю.А., Голубиное Я. А. Время в городе. Монография. - Самара: 2012; Бурлина Е. Бытие России в зеркале жанров. - Саарбрюккен: Academic Publishing. Lap-Lambertus, 2011.
6 Бурлина Е.Я. Рецензия. Прошлое, настоящее и будущее в книге О.Б.Леонтьевой // Известия Самарского научного центра РАН. - 2011. - Т. 13. - №2(4).
- С.1013 - 1015.
7 Карасева М.В. Социология музыки. Программа дисциплины. ВШЭ, 2009 [Электронный ресурс] Режим доступа: www.hse.ru / edu / courses73364761.html (19.12.2013).
8 Букина Т.В. Научное мифотворчество брежневской эпохи: социология музыки конца 1960-х - начала 1980-х годов // NB: Культуры и искусства. — 2013.
- № 2. - С.1 - 41 [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// e-notabene.ru/ca/article 660.html (19.12.2013).
9 Глотов М.Б. Границы предмета социологии искусства. 1999 // [Электронный ресурс] Режим доступа: ecsocman.hse.ru /data /902 /896/1217/05 glotov otsiologiya kultury.pdf (19.12.2013).
10 Социология музыки и музыкальная культура молодежи. Материалы конференции. Союз композиторов.
тысяч ВИА, накрывших «музыкальным шатром» миллионные молодежные аудитории; «магнитофонную революцию» и падение интереса к классике. Тем самым, фиксировался тектонический сдвиг в культуре.
Позднее «нашли» постмодернистскую культуру, в генах которой смешано высокое и обыденное, массовое и элитарное. Иначе говоря, исследователи решались на признание «гибридизации», «диалога культур» и отсутствие жестких границ между «правильным» и «недопустимым» в современной культуре. Новые понятия «хронотоп», «хронотип», «жанрообразова-ние», «диалог», «семиосфера», становятся адекватными инструментами анализа культурных сдвигов.
Примечательно, что исследования реального многообразия культуры нередко вырастали в мире профессиональной (элитной) культуры столичных консерваторий, театральных институтов, Союзов композиторов и других институтов. Именно там не прервалась преемственность профессиональных традиций, и сохранился высокий этический кодекс ответственности и просветительства. Названный профессионально-этический комплекс стимулировал исследования в области функционирования музыки, кино или театра. Иногда кодекс элитарной и ответственной культуры «залетал» в провинцию и побуждал к созданию удивительных экспериментов. Мы ссылались в своей лекции, прочитанной в университете имени Мартина Лютера, на выдающийся пример музыкально-эстетической и математической школы № 88, в Куйбышеве-Самаре, про которую Д.Б.Кабалевский говорил, что это - «лучшая советская школа». Огромный вклад в создание уникальной школы внес замечательный педагог и подвижник И.Л.Фишгойт.
Резюмируем идею, развитию которой было посвящено много лет профессиональной деятельности. Именно она была высказана на лекции и в дискуссии с немецкими коллегами. В 1970 - 1980-е гг. искали музыкальную социологию и социологию культуры. На пороге 1990-х гг. «нашли» культурологию, то есть новые фе-
- М.: 1987; Бурлина Е. Учащаяся молодежь как объект музыкально-эстетического воспитания»// Сб. ст. «Музыка и общество». - Л.: 1977. - С. 53 - 69; Бурлина Е. «Музыкальный интерес» как социокультурная категория // Ж. «Музыкальная академия». - 1977. -№ 2. - С.47 - 55; Дуков Е.В. Социальное общение как фактор преобразования музыкального жанра: Ав-тореф. ... дис. канд. искусств. - М.: 1983; Молзин-ский В.В. Проблема изучения современных тенденций музыкального развития молодежи: Автореф. ... дис. канд. искусств. - Л.: 1986; Вопросы социологии музыки / Под ред. Е.В.Дукова. МГПИ им. Гнесиных. -М.: 1990.
номены мозаичной («коллажной», «креолизи-рованной») и глобальной культуры. Для исследования культуры подобного типа требовались иные (не базисно марксистские) концепции и понятия.
Приняв новые парадигмы культуры, профессионалы не потеряли надежду на то, «крео-лизация» элитарного и массового и другие тектонические сдвиги в культуре, не позволят потерять драгоценные культурные наследия. Как и прежде, многое зависит от профессиональной ответственности и этики просветительства; от
готовности к диалогу и ответственности. Как писал поэт: «Времена не выбирают, в них живут и умирают».
Описанная концепция роста и развития музыкальной социологии была представлена нами в роли «гастпрофессора» в лекции на тему: «Русская музыкальная социология между 1920-ми и 2000-ми: стимулы, исследования и участники». Лекция и последующая дискуссия проходила в рамках действующего исследовательского проекта, в университете имени М.Лютера, в городе Халле (Германия), в мае 2013 г.
MUSIC SOCIOLOGY - SOCIOLOGY OF CULTURE - CULTURAL STUDIES (SAMARA SCIENTISTS - PARTICIPANTS OF THE INTERNATIONAL
RESEARCH PROJECT)
© 2014 N.Nowack1, E.Ia.Burlina2°
1 Martin-Luther-University. Halle, Germany 2Samara State Medical University
The university named after Martin-Luther in the German city Halle is carrying out a longtime research project on the Russian music sociology and contemporary cultural study. In May 2013 Samara Prof. Elena Burlina was invited to deliver a lecture on the topic of research. The discussion was attended by Prof. Dr. Wolfgang Hir-schman, Dr. Natalia Novak. Later the Samara Society of intellectual history with the participation Olga Leontie-va and Vladimir Kutiavin also discussed new methods of cultural studies. Keywords: music sociology, sociology of culture, cultural studies.
Natalia Nowack, Dr. Phil.E-mail:[email protected] Elena Iakovlevna Burlina, Doctor of philosophy, Professor, Head of Department of philosophy and cultural studies. E-mail: bis 17@mail. ru