Научная статья на тему 'Музыкальная социология социология культуры культурология (Самарские ученые участники международного научного проекта)'

Музыкальная социология социология культуры культурология (Самарские ученые участники международного научного проекта) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
252
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ / СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / MUSIC SOCIOLOGY / SOCIOLOGY OF CULTURE / CULTURAL STUDIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Новак Наталия, Бурлина Елена Яковлевна

В университете имени М.Лютера, в немецком городе Халле развивается многолетний исследовательский проект, посвященный российской музыкальной социологии и культурологии. В мае 2013 г., для лекции по теме исследований была приглашена Елена Бурлина профессор из Самары. В дискуссии участвовали профессор Вольфганг Хиршман, доктор Наталья Новак. Впоследствии, в Самарском Обществе интеллектуальной истории также обсуждались новые методы анализа культуры с участием самарских ученых Ольги Леонтьевой и Владимир Кутявина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC SOCIOLOGY SOCIOLOGY OF CULTURE CULTURAL STUDIES (SAMARA SCIENTISTS PARTICIPANTS OF THE INTERNATIONAL RESEARCH PROJECT)

The university named after Martin-Luther in the German city Halle is carrying out a longtime research project on the Russian music sociology and contemporary cultural study. In May 2013 Samara Prof. Elena Burlina was invited to deliver a lecture on the topic of research. The discussion was attended by Prof. Dr. Wolfgang Hirschman, Dr. Natalia Novak. Later the Samara Society of intellectual history with the participation Olga Leontieva and Vladimir Kutiavin also discussed new methods of cultural studies.

Текст научной работы на тему «Музыкальная социология социология культуры культурология (Самарские ученые участники международного научного проекта)»

УДК 008:100

МУЗЫКАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ -СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ - КУЛЬТУРОЛОГИЯ (САМАРСКИЕ УЧЕНЫЕ - УЧАСТНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО

НАУЧНОГО ПРОЕКТА)

© 2014 Н.Новак1, Е.Я.Бурлина2

Университет имени Мартина Лютера, Халле. Германия 2Самарский государственный медицинский университет

Статья поступила в редакцию 19.12.2013

В университете имени М.Лютера, в немецком городе Халле развивается многолетний исследовательский проект, посвященный российской музыкальной социологии и культурологии. В мае 2013 г., для лекции по теме исследований была приглашена Елена Бурлина - профессор из Самары. В дискуссии участвовали профессор Вольфганг Хиршман, доктор Наталья Новак. Впоследствии, в Самарском Обществе интеллектуальной истории также обсуждались новые методы анализа культуры с участием самарских ученых Ольги Леонтьевой и Владимир Кутявина.

Ключевые слова: музыкальная социология, социология культуры, культурология.

Гуманитарные исследования российских ученых дифференцированно представлены на Западе. Работы Ю.М.Лотмана публиковались еще с конца 1960-х гг. и были поддержаны выдающимися гуманитариями мира. Умберто Эко писал в предисловии к английскому изданию «тартуского затворника»: «Уже в шестидесятых годах Лотман понимал, что множественность кодов в данной культуре рождает контрасты и гибриды, или иначе говоря, «креолизацию»1. Ссылки на М.М.Бахтина постоянно присутствуют в иностранных источниках с конца 1980-х., породив огромный интерес к новой методологии анализа культуры и ее «инструментам»: диалог, хронотоп, карнавал, ответственность2.

В контексте темы «русская гуманитаристика зарубежом» любопытна серия современных немецких исследований по музыкальной социоло-

Новак Наталия, доктор философии. E-mail: natalia. nowack@web. de

Бурлина Елена Яковлевна, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и культурологи. E-mail: bis 17@mail. ru

1 Эко У. Предисловие к английскому изданию // Там же: Иванов Вяч. В. Семиосфера и история // В кн. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. - М.: 1996. - С. 415.

2 Римон Елена. Опыты непонимания //Ж. Новый

мир. - 2010. - № 3; Wolfram Eilenberger. Das Werden des Menschen im Wort. Eine Studie zur Kulturphilosophie Michail M. Bachtins. Chronos, Zürich 2009; Tatiana Shchyttsova. Das menschliche Ereignis in der Philosophie von M.Bachtin [Элек-

тронный ресурс] Режим доступа: www.o-p-o.net (Дата обращения 19.12.2013); Schilling E. Die Zukunft der Zeit: Vergleich von Zeitvorstellungen in Russland und Deutschland im Zeichen der Globalisierung. Aachen: Shaker, 2005; Schilling E. Future Concepts in Russia and Germany. Different approaches to planning in the global society. 21st Century Society, 3 (2): 131 - 142. 2008.

гии в СССР. В университете имени Мартина Лютера, в городе Халле, уже много лет развивается проект «Русская музыкальная социология»: руководитель - доктор Наталия Новак3. Ей принадлежит ряд статей и книг на немецком языке, которые вывели из тени советскую музыкальную социологию в лице А.Н.Сохора (возрождившего названное научное направление у нас в стране), Е.В.Дукова, Ю.В.Капустина, В.В.Медушевского, Ю.В.Перова, А.М.Цукера и других авторов. В проектах университета имени М.Лютера, выполненных доктором Н.Новак, также показаны связи музыкальной социологии с французской социологической школой начала ХХ в. Переведенные на русский язык Э.Дюркгейм, Леви-Брюль, М.Хальбвакс оказали значительное методологическое влияние на изучение культуры в 1920-е гг. В 1970-1980-е гг. исследования культуры развивались в прямых контактах с В.А.Ядо-вым, А.Г.Здравомысловым, М.С.Каганом и Уральской социокультурной школой в лице А.Ф.Еремеева, Л.Н.Когана, В.С.Цуккермана и других преобразователей социогуманитарного знания.

По мысли Е.Бурлиной, в начале XXI в. изменяется парадигма музыкальной социологии, которая все более тяготеет к междисциплинарным проблемам и трансформации культуры. Это подтверждают исследования профессора Л.Г.Данько из Санкт-Петербургской государственной консерватории4, а также ее собственные

3 Nowak Natalia. Grauzone einer Wissenschaft. Musiksoziologie in der DDR unter Berücksichtigung der UdSSR. - Verlag und Datenbank für Geisteswissenschaften. - Weimar. 2006.

4 Критика. Музыкознание. Современные аспекты: Ст. и материалы Межд. науч. конф. к 35-летию кафедры

Научная жизнь

разработки по темпоральной диагностике культуры, выполненные вместе с группой молодых коллег: Л.Г.Иливицкой, Ю.А.Кузовенковой, Я.А.Голубинова5. Пространственно-временные понятия (хронотоп, хронтип и другие) входят в работы ученых - О.Б.Леонтьевой, В.В.Кутя-вина и других6.

Курсы по музыкальной социологии читают в экономических школах в качестве поучительного междисциплинарного предмета7. Вузовская программа по «Музыкальной социологии» для магистрантов Высшей школы экономики украшена именами выдающихся отечественных музыковедов начала ХХ века - Р.И.Грубера, Ю.Л.Яворского; специально для экономистов рассматривается «негативная диалектика» в музыкальной социологии франкфуртской философской школы, междисциплинарные концепции Т.Адорно и художественные образы Т.Манна о музыке в тоталитарном мире (роман «Доктор Фаустус»).

В современной отечественной гуманитари-стике сложились разные точки зрения относительно методологии и задач названной ветви гуманитаристики. От оценки музыкальной социологии как застойной, ориентированной на поддержку «имиджа» советской публики8; до идеи о том, что в социологии культуры и культурологии формировалось принципиально новая парадигма культуры и методы ее иссле-дования9. По нашему мнению, музыкальная социология 1970 - 1980-х гг. открывала реальный и дифференцированный образ публики. Музыкальная социология10, «увидела» сотни

музыкальной критики (10 - 12 ноября 2011 года) / Ред.-сост. Л.Г.Данько. - СПб.: 2012.

5 Бурлина Е.Я., Иливицкая Л.Г., Кузовенкова Ю.А., Голубиное Я. А. Время в городе. Монография. - Самара: 2012; Бурлина Е. Бытие России в зеркале жанров. - Саарбрюккен: Academic Publishing. Lap-Lambertus, 2011.

6 Бурлина Е.Я. Рецензия. Прошлое, настоящее и будущее в книге О.Б.Леонтьевой // Известия Самарского научного центра РАН. - 2011. - Т. 13. - №2(4).

- С.1013 - 1015.

7 Карасева М.В. Социология музыки. Программа дисциплины. ВШЭ, 2009 [Электронный ресурс] Режим доступа: www.hse.ru / edu / courses73364761.html (19.12.2013).

8 Букина Т.В. Научное мифотворчество брежневской эпохи: социология музыки конца 1960-х - начала 1980-х годов // NB: Культуры и искусства. — 2013.

- № 2. - С.1 - 41 [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// e-notabene.ru/ca/article 660.html (19.12.2013).

9 Глотов М.Б. Границы предмета социологии искусства. 1999 // [Электронный ресурс] Режим доступа: ecsocman.hse.ru /data /902 /896/1217/05 glotov otsiologiya kultury.pdf (19.12.2013).

10 Социология музыки и музыкальная культура молодежи. Материалы конференции. Союз композиторов.

тысяч ВИА, накрывших «музыкальным шатром» миллионные молодежные аудитории; «магнитофонную революцию» и падение интереса к классике. Тем самым, фиксировался тектонический сдвиг в культуре.

Позднее «нашли» постмодернистскую культуру, в генах которой смешано высокое и обыденное, массовое и элитарное. Иначе говоря, исследователи решались на признание «гибридизации», «диалога культур» и отсутствие жестких границ между «правильным» и «недопустимым» в современной культуре. Новые понятия «хронотоп», «хронотип», «жанрообразова-ние», «диалог», «семиосфера», становятся адекватными инструментами анализа культурных сдвигов.

Примечательно, что исследования реального многообразия культуры нередко вырастали в мире профессиональной (элитной) культуры столичных консерваторий, театральных институтов, Союзов композиторов и других институтов. Именно там не прервалась преемственность профессиональных традиций, и сохранился высокий этический кодекс ответственности и просветительства. Названный профессионально-этический комплекс стимулировал исследования в области функционирования музыки, кино или театра. Иногда кодекс элитарной и ответственной культуры «залетал» в провинцию и побуждал к созданию удивительных экспериментов. Мы ссылались в своей лекции, прочитанной в университете имени Мартина Лютера, на выдающийся пример музыкально-эстетической и математической школы № 88, в Куйбышеве-Самаре, про которую Д.Б.Кабалевский говорил, что это - «лучшая советская школа». Огромный вклад в создание уникальной школы внес замечательный педагог и подвижник И.Л.Фишгойт.

Резюмируем идею, развитию которой было посвящено много лет профессиональной деятельности. Именно она была высказана на лекции и в дискуссии с немецкими коллегами. В 1970 - 1980-е гг. искали музыкальную социологию и социологию культуры. На пороге 1990-х гг. «нашли» культурологию, то есть новые фе-

- М.: 1987; Бурлина Е. Учащаяся молодежь как объект музыкально-эстетического воспитания»// Сб. ст. «Музыка и общество». - Л.: 1977. - С. 53 - 69; Бурлина Е. «Музыкальный интерес» как социокультурная категория // Ж. «Музыкальная академия». - 1977. -№ 2. - С.47 - 55; Дуков Е.В. Социальное общение как фактор преобразования музыкального жанра: Ав-тореф. ... дис. канд. искусств. - М.: 1983; Молзин-ский В.В. Проблема изучения современных тенденций музыкального развития молодежи: Автореф. ... дис. канд. искусств. - Л.: 1986; Вопросы социологии музыки / Под ред. Е.В.Дукова. МГПИ им. Гнесиных. -М.: 1990.

номены мозаичной («коллажной», «креолизи-рованной») и глобальной культуры. Для исследования культуры подобного типа требовались иные (не базисно марксистские) концепции и понятия.

Приняв новые парадигмы культуры, профессионалы не потеряли надежду на то, «крео-лизация» элитарного и массового и другие тектонические сдвиги в культуре, не позволят потерять драгоценные культурные наследия. Как и прежде, многое зависит от профессиональной ответственности и этики просветительства; от

готовности к диалогу и ответственности. Как писал поэт: «Времена не выбирают, в них живут и умирают».

Описанная концепция роста и развития музыкальной социологии была представлена нами в роли «гастпрофессора» в лекции на тему: «Русская музыкальная социология между 1920-ми и 2000-ми: стимулы, исследования и участники». Лекция и последующая дискуссия проходила в рамках действующего исследовательского проекта, в университете имени М.Лютера, в городе Халле (Германия), в мае 2013 г.

MUSIC SOCIOLOGY - SOCIOLOGY OF CULTURE - CULTURAL STUDIES (SAMARA SCIENTISTS - PARTICIPANTS OF THE INTERNATIONAL

RESEARCH PROJECT)

© 2014 N.Nowack1, E.Ia.Burlina2°

1 Martin-Luther-University. Halle, Germany 2Samara State Medical University

The university named after Martin-Luther in the German city Halle is carrying out a longtime research project on the Russian music sociology and contemporary cultural study. In May 2013 Samara Prof. Elena Burlina was invited to deliver a lecture on the topic of research. The discussion was attended by Prof. Dr. Wolfgang Hir-schman, Dr. Natalia Novak. Later the Samara Society of intellectual history with the participation Olga Leontie-va and Vladimir Kutiavin also discussed new methods of cultural studies. Keywords: music sociology, sociology of culture, cultural studies.

Natalia Nowack, Dr. Phil.E-mail:natalia.nowack@web.de Elena Iakovlevna Burlina, Doctor of philosophy, Professor, Head of Department of philosophy and cultural studies. E-mail: bis 17@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.