Библиографический список
1. Бомбардирова Е.П. Нервно-психическое развитие недоношенных детей первых шести лет жизни в зависимости от некоторых биологических и социальных факторов. Диссертация ... кандидата медицинских наук. Москва, 1979.
2. Волгина С.Я. Состояние здоровья детей, родившихся недоношенными. Педиатрия. 1996; 5.
3. Коваленко Ю.Б. Психиатрические аспекты профилактики патологии у детей, родившихся недоношенными. Социальная и клиническая психиатрия. 1992; 2.
4. Схотхорст П.Ф., Энгеланд Х. Долговременные поведенческие последствия недоношенности. Социальная и клиническая психиатрия. 1996; 23.
5. Хазанов А.И. Недоношенные дети. Москва, 1977.
6. Brazelton Т.В. Infants and mothers. N.Y.: Delta Book, 1983.
7. Trad Р. Infantpreviewing. N.Y.: Springer-Verlag, 1990.
8. Колоскова М.В. Психическое развитие младенцев с повышенным риском заболевания шизофренией. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 1989.
References
1. Bombardirova E.P. Nervno-psihicheskoe razvitie nedonoshennyh detej pervyh shesti let zhizni v zavisimosti ot nekotoryh biologicheskih i social'nyh faktorov. Dissertaciya ... kandidata medicinskih nauk. Moskva, 1979.
2. Volgina S.Ya. Sostoyanie zdorov'ya detej, rodivshihsya nedonoshennymi. Pediatriya. 1996; 5.
3. Kovalenko Yu.B. Psihiatricheskie aspekty profilaktiki patologii u detej, rodivshihsya nedonoshennymi. Social'naya i klinicheskaya psihiatriya. 1992; 2.
4. Shothorst P.F., 'Engeland H. Dolgovremennye povedencheskie posledstviya nedonoshennosti. Social'naya i klinicheskaya psihiatriya. 1996; 23.
5. Hazanov A.I. Nedonoshennye deti. Moskva, 1977.
6. Brazelton T.V. Ipfants and mothers. N.Y.: Delta Book, 1983.
7. Trad R. Ipfantpreviewing. N.Y.: Springer-Verlag, 1990.
8. Koloskova M.V. Psihicheskoerazvitiemladencevspovyshennymriskomzabolevaniyashizofreniej. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 1989.
Статья поступила в редакцию 07.12.14
УДК 37.013.77
Korlyakova S.G., Doctor of Sciences (Psychology), professor, Department of Pedagogy and Psychology of Professional
Education, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), Е-mail: [email protected]
Gorbachyova T.V., Director of Stavropol Children's Music School No. 5 (Stavropol, Russia), Е-mail: [email protected]
MUSICAL PSYCHOTHERAPY AS A MEANS OF HEALTH CARE. The article discusses the possibility of using methods of music psychotherapy in work with students. Musical therapy is an integral scientific discipline that was born in the second half of the twentieth century. This sphere of research continues to develop in a close interaction with other scientific fields such as medical psychology, music psychology, philosophy, pedagogy, physics, biophysics, etc. The work with a recipient in the process of using means of musical psychotherapy is conducted through his or her involvement in various kinds of musical activity: perception, performance and creativity. The objective of the course is the development and correction of the emotional sphere of children, strengthening their physical health, formation and correction of communicative skills. The article provides recommendations to psychologists and teachers on how to use modern technical means in the process of conducting musical and psychotherapeutic practice.
Key words: music therapy, emotional, physical health, communication quality.
С.Г. Корлякова, д-р психол. наук, проф. каф. педагогики и психологии профессионального образования
Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]
Т.В. Горбачева, директор Ставропольской детской музыкальной школы № 5, г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
В статье рассматриваются возможности использования методов музыкальной психотерапии в работе с учащимися. Музыкальная терапия - интегральная научная дисциплина, рожденная во второй половине XX столетия, продолжает развиваться в союзе с такими науками, как медицинская психология, музыкальная психология, философия, педагогика, физика, биофизика и другие. Работа с реципиентом средствами музыкальной психотерапии осуществляется через его вовлечение в различные виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнение и творчество. Цель занятий - развитие и коррекция эмоциональной сферы детей, укрепление их физического здоровья, формирование и коррекция коммуникативных качеств. В статье даются рекомендации психологам и педагогам по использованию современных технических средств в процессе проведения музыкально-психотерапевтических занятий.
Статья выполнена при поддержке Гранта Президента Российской Федерации. Распоряжение Президента РФ от 5 марта 2014 г. № 53-рп «О присуждении грантов Президента Российской Федерации для поддержания творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства»
Ключевые слова: музыкальная психотерапия, эмоциональная сфера, физическое здоровье, коммуникативные качества.
Рост стрессогенных факторов в обществе, вызывающих психологическую нестабильность и дезорганизацию, ведёт к невротизации как детей, так и взрослых. Следствием этого становится рост различного рода психосоматических заболеваний.
Разработка приемов борьбы с этими негативными явлениями среди детей и взрослых - важная задача практической психологии. Музыкальная терапия может здесь оказаться незаменимой помощницей. Музыка традиционно считается одним из мощней-
ших средств эмоциональной регуляции психической деятельности человека.
Возможности музыкальной терапии достаточно широки. Недаром во многих странах мирах сегодня успешно действуют десятки музыкально-психотерапевтических сообществ, проводятся международные симпозиумы, конференции и семинары. Благодаря активной деятельности таких сообществ специалисты в области музыкальной психологии и психотерапии получают возможность обмениваться практическим опытом.
Музыкальная терапия - интегральная научная дисциплина, рождённая во второй половине XX столетия, продолжает развиваться в союзе с такими науками, как медицинская психология, музыкальная психология, философия, педагогика, физика, биофизика и другие. Работа с реципиентом средствами музыкальной психотерапии осуществляется через его вовлечение в различные виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнение и творчество.
«Музыкотерапию можно разделить на два вида - для здоровых и больных. Для здоровых она может помочь снять стресс, достичь расслабления, дать энергию для деятельности, гармонизовать чувства, отношения с людьми. Для больных людей музыка выполняет функцию энергетической подпитки» [1].
Абсолютных противопоказаний для музыкальной терапии нет. Относительные - острые психические состояния.
Вопросы здоровьесбережения, формирования и коррекции психоэмоциональных состояний, эстетических переживаний, межличностного общения, интеллектуального развития учащихся являются актуальными в организации образовательного процесса в детских музыкальных школах. В настоящее время в научной и методической литературе в недостаточной мере разработаны практические рекомендации по учету закономерностей физического, психофизиологического и психического развития учащихся.
Музыкальная школа предоставляет благоприятные условия для разностороннего художественного развития ребёнка, оказывает помощь в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, развивает его творческую и познавательную активность. Вместе с тем, учиться играть на музыкальном инструменте - это высокоинтеллектуальный труд, требующий больших физических затрат, высокой концентрации внимания, а публичное выступление связано с большим психоэмоциональным напряжением и самоорганизацией ученика, что может негативно сказаться на его физическом и психологическом здоровье [2].
Повысить эффективность организации работы в детской музыкальной школе - актуальная задача теории и практики музыкальной педагогики. Весьма перспективным направлением в её решении является рациональное использование в практике обучения музыкантов методов музыкальной психотерапии. Научное осмысление природы тех явлений, с которыми сталкивается обучающийся музыкант и его педагоги, может стать надежным фундаментом для создания эффективных методических рекомендаций.
Исходя из накопленного опыта, современные ученые обосновали влияние музыки на состояние человека [3; 4; 5] и разработали приёмы и методы, направленные:
- на расширение и обогащение эмоциональной сферы пациентов (вовлечение их в широкий круг музыкальных художественных переживаний);
- на укрепление физического здоровья (выполнение дыхательных и двигательных упражнений, релаксация);
- на развитие и коррекцию коммуникативных качеств (участие в творческой коллективной музыкальной деятельности) и т.д.
Так, исследуя природу музыкальной психотерапии и обобщая данные разных школ и направлений, В.И. Петрушин [4] выделил следующие возможности применения музыки в психотерапевтических целях:
- эстетизация и гармонизация среды;
- содействие развитию коммуникативных актов;
- развитие творческого воображения и фантазии;
- релаксация психологического тонуса;
Библиографический список
- расширение и развитие эмоциональной сферы;
- развитие чувства коллективизма;
- развитие эстетических потребностей.
Разбудить творческое подсознание - значит не только повлиять на состояние здоровья, но и дать возможность учащемуся творчески самореализоваться.
Прежде чем приступить к занятиям с учащимися, необходимо осуществить их психолого-педагогическую диагностику. Только на основе результатов диагностики разрабатывается музыкально-психотерапевтический комплекс здоровьесбере-жения, формирования и коррекции психоэмоциональных состояний, эстетических переживаний, межличностного общения, интеллектуального развития учащихся.
Работа музыкального психолога и педагога сопряжена не только с большой творческой подготовкой к проведению психотерапевтических занятий, но и с трудоемкой работой по техническому оформлению аудио-, видеоматериалов, которые используются на этих занятиях. В частности, с помощью специально созданного видеоролика, усиливающего эстетическое восприятие, ведущий может успешно и более эффективно развивать и корректировать личность реципиентов, наполнять их сознание позитивными переживаниями. Для создания видеоролика не обязательно иметь специализированное оборудование и обладать навыками оператора, хотя разработать план и методику проекта необходимо. Чтобы делать скриншоты быстро, стоит использовать специальные программы для создания снимков экрана. Существуют платные, бесплатные и on-line программы.
Среди основных платных программ наиболее удобными для музыкального психотерапевта могут стать:
■ Ashampoo Snap - программа для создания снимков экрана со встроенным графическим редактором, позволяющая применять самые разнообразные эффекты к полученным изображениям, добавлять текст, тени, неограниченное количество отмены действий, изменение размера;
■ Camtasia studio - программа для создания широкого спектра видеофайлов: от презентаций до видеозанятий и демонстрационных слайдов.
Однако самыми распространенными являются бесплатные программы для видеозаписи, которые свободно распространяются, имеют дополнительные бесплатные утилиты. Основным плюсом является возможность устанавливать их на свой персональный компьютер и использовать в любое время без доступа в интернет. Большинство таких программ русифицировано.
Среди основных бесплатных программ музыкальным психотерапевтам можно рекомендовать:
■ UVScreenCamera - программа для захвата экрана, записи действий пользователя, создания видео-мануалов, демонстраций интерактивных обучающих программ. Для более наглядного представления информации на экране можно создавать выноски, делить видео на сегменты и т.д.
■ Any Capture Screen - программа для захвата и редактирования изображений на экране.
Кроме того, музыкотерапевт имеет возможность пользоваться достаточно простой для освоения и использования программой видеомонтажа Windows Movie Maker от Microsoft, которая устанавливается вместе с системой Windows.
Таким образом, ведущий занятия должен знать возможности создания скриншотов, on-line программы захвата экрана, программы работы с видеоресурсами, запись и наложение комментариев на ролики, а также монтаж видеороликов посредством программы Windows Movie Maker.
Обучиться работать с программами несложно, тем более, если в их освоении психологу будет оказана первоначальная профессиональная помощь специалиста в области компьютерных технологий.
Музыкально-психотерапевтические занятия должны отличаться оригинальностью, индивидуальным подходом к учащимся, высокой эффективностью, а главное - быть интересны учащимся.
1. Элькин В.М. Чудо музыки. Музыкальная психология и психотерапия. 2008; 2: 120.
2. Корлякова С.Г., Филимонюк Л.А., Горбачева Т.В. Перспективы развития дополнительного образования детей в области музыкального искусства. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014; 11: 278-281.
3. Корлякова С.Г., Развитие артистической одаренности студентов-музыкантов в учебной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2012; 5: 69-70.
4. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. Москва: Владос, 1999: 81-84.
5. Шушарджан С.В. Руководство по музыкальной терапии. Москва: Медицина, 2005.
References
1. 'El'kin V.M. Chudo muzyki. Muzykal'naya psihologiya ipsihoterapiya. 2008; 2: 120.
2. Korlyakova S.G., Filimonyuk L.A., Gorbacheva T.V. Perspektivy razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej v oblasti muzykal'nogo iskusstva. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya). 2014; 11: 278-281.
3. Korlyakova S.G., Razvitie artisticheskoj odarennosti studentov-muzykantov v uchebnoj deyatel'nosti. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2012; 5: 69-70.
4. Petrushin V.I. Muzykal'naya psihoterapiya: Teoriya ipraktika. Moskva: Vlados, 1999: 81-84.
5. Shushardzhan S.V. Rukovodstvo po muzykal'noj terapii. Moskva: Medicina, 2005.
Статья поступила в редакцию 30.12.14
ДК 159.9
Kuimova N.N., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Classical and Practical Psychology, Nizhny Novgorod State Pedagogical University n.a. K. Minin (Nizhny Novgorod, Russia), Е-mail: [email protected] Rubailova A.A., student, Nizhny Novgorod State Pedagogical University n.a. K. Minin (Nizhny Novgorod, Russia), Е-mail: [email protected]
FEATURES OF ADAPTABILITY OF YOUNGER TEENAGERS WITH A DELAY IN MENTAL DEVELOPMENT AT TRANSITION FROM ELEMENTARY TO SECONDARY SCHOOL. The article discovers the the key ideas in such concepts as adaptation, adaptability and an ability to adaptation. The problem of the development of an ability to adaptation in a transitional period of the development of a child refers to his or her age from 10 to 12. The new results of the complex research of this ability in schoolboys with a delay in the development and norm are presented. The authors offer a card of differential diagnostics, which compares the age and specific characteristics of adaptability of pupils from 10 to 12 years old to delays and norm of development. The received characteristics are generalized in variants (types) of adaptability of younger teenagers. The first type is the one of active adaptation; the second type is the one of situational adaptation; the third one is connected with passive adaption; the fourth one is connected with conditional adaptation.
Key words: adaptation, adaptability, delay of mental development, younger teenage age, variants (types) of adaptability.
Н.Н. Куимова, канд. психол. наук, доц. каф. классической и практической психологии Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected] А.А. Рубайлова, студентка Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ В ОСНОВНУЮ ШКОЛУ
Статья раскрывает содержание таких понятий как адаптация, адаптированность, адаптивность. Прослеживается проблема развития адаптивности в переходный период развития ребенка - 10 - 12 лет. Выделяются и описываются новые результаты комплексного исследования этого свойства у школьников, имеющих задержку и норму психического развития. Авторами предложена карта дифференциальной диагностики, в которой особое внимание уделено общевозрастным и специфическим характеристикам адаптивности учащихся 10 - 12 лет с задержкой и нормой развития. В заключении выделены варианты (типы) адаптивности учащихся на этапе перехода из начальной в основную школу.
Ключевые слова: адаптация, адаптивность, задержка психического развития, младший подростковый возраст, варианты (типы) адаптивности.
Среди приоритетных направлений развития психологических исследований в настоящее время актуализировалась проблематика, связанная с адаптационными ресурсами человека. Изучение процессов взаимодействия организма и окружающей среды достаточно давно рассматривались в рамках естественнонаучного знания; затем проблема адаптации расширилась до области гуманитарных и социальных наук, при этом обогатившись новыми идеями и приобретя более глубокое содержание и значение.
Впервые термин был введён Г Аубертом и употреблялся в медицинской и психологической литературе, где означал изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действующим раздражителям [1]. В дальнейшем термин «адаптация» стал использоваться в различных гуманитарных и общественных науках, что позволяет сегодня относить его к числу общенаучных понятий.
В последнее время наблюдается значительная эволюция понимания явления психологической адаптации, которая отмечена следующими тенденциями: происходит все большее раз-
деление понятий «приспособление» (adjustment) и «адаптация» (adaption); движение от пассивного приспособления к построению системы продуктивного взаимодействия личности и среды, от гомеостатического равновесия и отсутствия конфликтов - к самоактуализации и самореализации личности в реальной социальной среде (К.А. Абульханова-Славская, Г.А. Балл, Б.Д. Пары-гин, А.А. Реан, А.А. Началджян).
В сложных проблемных ситуациях адаптационные процессы личности протекают с участием адаптивных механизмов, которые закрепляются в структуре личности и становятся индивидуально-психическим образованием личности [2]. В этой связи особая роль принадлежит адаптивности как способности к адаптации. А.А. Налчаджян утверждает, что способность к адаптации, или адаптивность, характеризуется определённым качеством, по которому имеются значительные индивидуальные различия, то есть исследователь рассматривает адаптивность как синоним адаптивных способностей личности.
Таким образом, общая способность субъекта к адаптации - адаптивность формируется в процессе самой (деятельности)