ным социальным институтам общества, ослабляет влияние социальной ответственности на всю жизнедеятельность общественной системы. Дефицит доверия входит в число наиболее значимых причин социальной напряженности, размывании социальных сетей, нарастающей безответственностью в отношениях субъектов.
В данной статье мы попытались обозначить нерешенные вопросы и перспективы дальнейшего решения проблемы укрепления взаимосвязи социального доверия и ответственности. Следует отметить, что в целом ряде отраслей знания социальной психологии, экономики, политологии, философии накоплен значительный материал теоретического и прикладного характера о сущности феноменов социального доверия и ответственности. Социальное изучение рассмотренной взаимосвязи существенно отстаёт от исследований в рамках научных дисциплин. Недостаточная проработанность технологизации и измерения социального доверия и ответственности в их взаимозависимости, многовариантности их проявления требует новых подходов в их изучении.
Список литературы:
1. Дроздов А.В. Человек и общественные отношения. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1966.
2. Лапин Н.И. Проблема формирования современного социального порядка в России / Н.И. Лапин // Вопросы философии. - 2006. - № 11.
3. Мачеринскене И. Социальный капитал организации: методология исследования / И. Мачеринскене, Р. Минкунте, Ж. Генриксон Симанави-чене // Социологические исследования. - 2006. - № 3.
4. Ойзерман Т.Н. Оправдание ревизионизма / Т.Н. Озейраман // Вопросы философии. - 2006. -№ 7.
5. Прокофьев А.В. В поисках индивидуально перфекционистского типа морали (опыт интерпертации этической теории А. Бергсона) / А.В. Прокофьев // Вопросы философии. - 2007. - № 2.
6. Селигмен А. Проблема доверия / А. Селигмен. - М.: Идея Пресс, 2002.
7. Фукуяма Ф. Доверие. - М., 2004.
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
© Ануфриева Н.И.*
Российский государственный социальный университет, г. Москва
XXI век четко обозначил потребность человека и общества в принципиально иных ментальных и поведенческих стратегиях, информаци-
* Доцент кафедры Социологии и философии культуры, кандидат педагогических наук
онном и этическом поведении человека, как на уровне своего внутреннего мира, отношений с самим собой, так и на уровне межкультурной коммуникации. Культура и музыкальная культура, в том числе, являются социальными институтами, через которые осуществляется трансляция и воплощение базовых культурных ценностей, именно в культурной среде, прежде всего, формируются цели развития общества. Поэтому столь важно знать и уметь оценить меру влияния культурной среды на развитие отдельного человека, социальных групп и всего общества в целом.
Духовно-практическое отношение человека к миру, которое, в отличие от теоретического, рассматривает мир, как несущий на себе отражение человеческой субъективности является главной составляющей социального пространства. Человек усваивает компоненты художественной культуры, которые имеют общечеловеческое значение, тем самым, готовя себя к освоению все новых и новых сторон мировой художественной культуры. Подлинная культура требует нацеленности на постижение всего богатства человеческой мысли, человеческого художественного творчества.
Художественная культура органично соединяет и обеспечивает удовлетворение и дальнейшее обогащение духовных интересов и потребностей человека, стимулирование развития его творческих потенций и включения его в разнообразные формы культурного творчества. Развитие художественной культуры в условиях современной России предопределено кризисной социально-культурной ситуацией, которую переживает наше общество. Сфера художественной культуры оказалась еще менее подготовленной к переходу на новое качество духовной жизни, чем экономика или социология, и это породило ряд негативных и противоречивых процессов, нанесших существенный урон и обществу, и государству.
Поскольку художественная культура общества выступает в качестве уникальной системы художественных ценностей разных видов искусства, располагающих разнообразным функциональным воздействием на личность, искусство в наибольшей степени служит фактором целостного развития личности. Выражением художественной культуры самого человека на уровне конкретного вида искусства - музыки - является его музыкальная культура. В свою очередь музыкальная культура личности как подсистема по отношению к художественной и эстетической культуре является важнейшим показателем уровня эстетического и художественного развития личности. Многомерность социального пространства позволяет выделить из множества полей поле культуры, в том числе музыкальную культуру, способствующую художественно-творческому освоению окружающей действительности. В разные века и у разных народов музыкальная культура, наряду с прочим, выполняло функцию «социального наследственного механизма». Ее функции, прежде всего, были связаны с воспита-
нием, формированием духовной составляющей граждан в интересах развития их личности, а также общества и государства.
Музыкальная культура понимается как особая форма духовной жизни людей, призванная культивировать общественно необходимые переживания, обогащать содержание духовной, прежде всего, эмоциональной жизни человека. Музыкальная культура представляет собой в широком философском понимании феномен культуры, определяемый ее основными ценностными, содержательными и мировоззренческими установками, а также спецификой социальных механизмов трансляции культурного опыта, сообразных конкретному этапу исторического развития общества. Музыкальная культура, реализуя культуротворческий потенциал, оказывает прямое воздействие на рождение новых или реконструкцию бытовавших ранее форм музыкальной жизни, на становление культурной среды, является источником устойчивых традиций.
Роль музыкальной культуры в формировании духовной культуры личности предполагает воплощение эстетического начала, реализацию и передачу эмоционально-оценочного отношения к действительности, ко всему эстетическому в природе и обществе, помогает пробудить в человеке способность воспринимать совершенство и целостность формы, развивающейся во времени, находя воплощение во всех видах человеческой деятельности. С этих позиций музыкальная культура может рассматриваться как одно из действенных средств социализации личности.
Музыкальная культура неразрывно связано с социальными процессами. Социологический анализ музыкальной культуры характеризуется разнообразием подходов, при этом обнаруживается единство мнений в понимании музыки как духовного мира. Музыкальная культура является структурным и содержательным компонентом художественной культуры, определяет динамику процессов, происходящих в музыкальной жизни, формирует музыкально-творческий потенциал общества, воспроизводит субъекта (творца, транслятора и потребителя) культуры.
Развитие музыкальной культуры и общества артикулирует проблемы структурирования социального пространства. Авторы монографии «Переходный период: философский и социокультурный анализ» К.Н. Костри-ков, Н.В. Солнцев справедливо отмечают: «Основной атрибут культуры -рефлексия - может, будучи направлена на саму себя, скорректировать негативные моменты первичного осмысления...».[5] Именно в культурной среде происходит усвоение существующих ценностей, норм культуры и адаптация отдельного человека к социуму, в котором он живет. Для человека музыка является одним из способов образного освоения окружающего мира. Способы такого освоения могут быть совершенно разными, ибо любой образ представляет собой художественное отображение действи-
тельности в пределах доступных человеческому восприятию измерений пространства и времени.
Музыка, являясь одним из способов социального бытия, развивается в контексте коммуникации и как средство коммуникации. Музыка, являясь мощным фактором развития личности, дает возможность человеку самореализоваться, не подчиняя динамику и уровень его развития какому-либо стандарту, принимая как результат сам процесс совершенствования и развития творческого потенциала. Музыкальное искусство в значительной мере стимулирует и поддерживает стремление личности к преобразованию себя (чувств, мысли, поступков. «Отнесение музыки к сфере логики правомерно в той степени, в какой очевидно, что музыка есть некая языковая общность, её смысл подлежит формализации в виде системы определённых символов, а отсюда развёртывание музыкального процесса, его внутренние закономерности действительно обладают имманентной (самодостаточной, независимой, саморазвивающейся) логической устремлённостью и напряжённостью» [7].
Музыкальная культура, как отдельный социальный институт, является значимым социальным инструментом структурных дифференциаций современного социального пространства. Социологический подход позволяет рассматривать проблему музыкальной культуры в общекультурном контексте, как интеграцию личности с окружающей ее культурой, как активное освоение ею определенных ценностей и традиций. Исследователи истории музыки, в частности, русской, убедительно доказали, что на протяжении тысячелетий шло постепенное преобразование музыкальной культуры как объективного процесса жизнедеятельности человека, средства его самовыражения, сознания бытия через соответствующие ритуальные и обрядовые формы этноса в специфическую сферу образования и культуры.
Феномен музыкального искусства органически связан с потребностью человека к самовыражению духовной сущности, к утверждению высшего предназначения своего человеческого «Я». Во множественности его проявлений, в многообразии видов и форм художественно творческой деятельности духовное начало тончайшими нитями соединено с Природой, Космосом и самим Человеком. В Пантеоне искусств музыка занимает особое положение. Сопряженная с глубинной психофизиологической реакцией организма на многообразие звуковой среды, окружающей все живое, она стремится воссоздать гармонию мира видимого и осязаемого путем организованного сочетания тончайших звукоимпульсов-образов, сообщающих о бесконечном богатстве духовной жизни человека.
Говоря о музыкальном искусстве, отметим, что задача формирования мировоззрения личности как способности продуцировать идею, знание,
способы деятельности вполне реалистичная. Формирование культуры мышления на уровне истолкования, комментирования, обсуждения, рассуждения на герменевтическом уровне представляет собой владение набором, условно говоря, «высоких шаблонов» мышления, каждый из которых представляет собой алгоритм решения ключевых задач познания. Такой подход предполагает, по определению, что предметом изучения, содержанием современной музыкальной культуры являются процессы, системы, обладающие внутренней логикой, генезисом, источниками, причинноследственными зависимостями.
Музыкальная культура является уникальным социокультурным механизмом, позволяющим личности статуировать свое индивидуальное бытие в культуре. Современную музыкальную культуру следует рассматривать в контексте философско-культурологических категорий, которые характеризуются как наиболее фундаментальные, субстанциальные и субстратные понятия о закономерностях развития, явлениях, процессах и связях, выделяемых исследователями сущностных свойств культуры, на основании которых осуществляется систематизация изучаемых культурных феноменов и разрабатываются методологии и методы их познания.
Список литературы:
1. Адорно Т.В. Философия новой музыки / Т.В. Адорно; пер. с нем. -М., 2001.
2. Закс Л. Музыка в контекстах духовной культуры / Л. Закс // Критика и музыкознание. - Л., 1987. - Вып. 3.
3. Каган М.С. Культура как объект философского исследования / М.С. Каган // Роль духовной культуры в развитии личности. - Л., 1979.
4. Костриков К.Н. Музыка в художественном пространстве отечественной культуры: истоки, становление, развитие, перспективы: ч. 1 / К.Н. Ко -стриков, А.И. Щербакова. - М., 2009.
5. Костриков К.Н., Солнцев Н.В. Переходный период: философский и социокультурный анализ: монография. - М.: Издательство ПЕРСПЕКТИВА; Издательство РГСУ, 2008.
6. Лотман Ю.М. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи, исследования, заметки / Ю.М. Лотман. - СПб., 2001.
7. Суханцева В.К. Музыка как мир человека. От идеи вселенной - к философии музыки / В.К. Суханцева. - К., 2000.
8. Теория культуры / Под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. -М., 2008.
9. Щербакова А.И. Философия музыки и музыкальное образование: в 2-х ч.: учеб. пособие / А.И. Щербакова. - М., 2008.