литики. Целостное, системное понимание формирования системы образования и культуры, культуры и образования пока, в лучшем случае, присутствует на словах, а на практике - тысяча преград и деформаций. Образование и культура призваны воплощать духовно-нравственные идеалы народа, общества в реальную практику и максимально влиять на ценностные ориентации человека, общества в целом.
Прошлое, настоящее и будущее наших культур, так же как и духовные традиции, несмотря на всю тяжесть положения, не утратили своего влияния на умы нашей молодежи. Вузы культуры и искусств призваны обеспечить на высоком уровне преемственность российской культуры, сформировать духовный мир подрастающего поколения, определив тем самым перспективы духовного развития России.
Примечание
1. Цит. по: Теплиц К. Т. Все для всех. Массовая культура и современный человек / К. Т. Теплиц // Человек: образ и сущность: Ежегодник / РАН ИНИОН. - 2000.
Арыстанбек Мухамедиулы
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА ХХ ВЕКА: ПРОБЛЕМА АНАЛИЗА В НОВЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ КОНТЕКСТАХ
Рассматриваются процессы, происходящие в музыкальной культуре ХХ века. Выделяются два стилевых направления: продолжение развития традиционной музыкальной культуры и развитие вестернизированной ветви. Показаны, соответственно этому, два направления музыковедческой науки Казахстана. Дана характеристика нового этапа развития музыкального искусства Казахстана. Подчеркивается необходимость анализа музыкального искусства Казахстана в единстве музыковедческих социологических подходов. Ключевые слова: музыкальная культура, искусство Казахстана, глобализация, культурное наследие, кросскультурные коммуникации, образование в Казахстане, музыковедение.
The processes taking place in the musical culture of the twentieth century are discussed. There are two-style directions: the continued development of traditional musical culture and the development of the westernized branch. Two directions of musicology science of Kazakhstan are shown respectively. The characteristic of the new phase of the development of the musical art of Kazakhstan is described. The need for analysis of musical art of Kazakhstan in unity of musicological sociological approaches are stressed. Keywords: musical culture, art of Kazakhstan, globalization, cultural heritage, cross-cultural communication, education in Kazakhstan, musicology.
Сегодня ХХ век является для нас уже историческим прошлым, что позволяет рассматривать происходившие в этот период процессы как полностью завершённые и давать им оценки с точки зрения современных реалий.
Век двадцатый - особая эпоха в развитии музыкальной культуры большого круга народов, входивших в состав Российской империи, позже Советского Союза, а ныне ставших гражданами независимых постсоветских государств.
Культурное развитие этих государств, занимавших и ныне занимающих огромные территории Евразии, было обусловлено в первую очередь политическими событиями, происходившими на этом пространстве в XX веке. Вместе с тем на их развитие оказали влияние и процессы, происходившие в ХХ веке в культуре западного мира. Изменения общественного сознания в период катастрофических революций и мировых войн оказали воздействие на художественную культуру Запада в целом, которая переживала невиданный дотоле грандиозный распад на резко различные художественно-эстетические движения, стили, направления. В силу создавшихся новых исторических условий Запад привнёс множество нововведений в искусство ХХ века.
Общей безоговорочной характеристикой музыкальной культуры ХХ века можно смело назвать разнообразие: разнообразие тенденций, стилей, приёмов и языков, обогативших музыкальное искусство конца второго тысячелетия. В прошедшем столетии музыкальное искусство Запада породило множество новаторских идей, что повлекло за собой коренной перелом во всех аспектах музыкального языка. В последней трети ХХ века и, особенно, на рубеже ХХ-ХХ1 веков эти новации отразились и в музыкальной культуре Казахстана. Тенденции различных течений авангарда были адаптированы творцами казахстанской музыкальной культуры.
В ХХ веке в Казахстане, как и на всём советском пространстве, векторы развития музыкальной культуры определялись крупнейшими политическими процессами: образование СССР привело к созданию новой социалистической культуры вестернизированного типа; распад СССР ознаменовал новый этап культурного развития.
Первый этап грандиозных преобразований, приведший к созданию нового типа музыкальной культуры в Казахстане, был частью общих революционных
преобразований жизни народа, воплощавших новую социалистическую идеологию. Создание новой культуры европеизированного урбанистического типа планировалось на государственном уровне и претворялось в жизнь с той же последовательностью, как и исполнение политических программ и экономических планов развития. В связи с этим музыкальная культура Казахстана в ХХ веке развивалась по двум стилевым направлениям: 1) продолжение развития традиционной музыкальной культуры; 2) развитие вестернизированной ветви, которое активно началось в 1930-50-е годы и угасло в 1960-80-е годы.
Соответственно и в музыкознании советского периода доминировали два направления.
Первое - это изучение новых тенденций социалистического развития культуры, композиторского творчества, отдельных жанров или произведений, созданных по европейским моделям. Что касается оценок общего развития новой урбанизированной культуры, то они были безоговорочно позитивными, поскольку существовало негласное табу на осмысление идеологических основ новой социалистической культуры. Тон искусствознанию задавали партийные документы. Это направление научной мысли формировалось не только идеологией, но и всем образом жизни учёных, находившихся в культурном потоке своего времени, основанном на вере в новые социалистические идеалы. В случае обращения непосредственно к музыке в исследованиях преобладал сугубо «опусоцентрический» подход. Первоочередной и часто единственной целью анализов музыкальных текстов было доказательство их национальной идентичности путём обнаружения и фиксации связей с традицией на уровне содержания и конкретных средств музыкального языка.
Второе направление музыкальной науки в Казахстане - это изучение традиционной музыки. На начальных эта-
пах развития музыкознания в Казахстане в этом направлении доминировал подход к традиции как к «живому» прошлому, главная ценность которого была в том, чтобы питать музыкальную культуру вестернизированного типа. В последней трети XX века это научное направление влилось в мировое этномузы-кознание с присущими ему свободными от политического диктата целями и методами изучения традиционной музыки народов мира. Именно эта смена парадигмы обусловила научную плодотворность казахстанского этномузыкозна-ния.
Сейчас возникла историческая дистанция, которая позволяет спокойно и объективно взглянуть на наше недавнее прошлое. В настоящий период отсутствие комплексных критических исследований обусловлено инерцией старых направлений и слабым развитием этого направления в науке Казахстана. Отдельные работы, выявляющие деструктивные результаты социалистической культурной политики, появились в конце XX века. Это работы, анализирующие состояние традиционной музыкальной культуры к концу века и констатирующие глубокие деструктивные изменения этого слоя культуры.
Однако не всё было только деструкцией. В музыкознании не завершена работа по взвешенному, свободному от идеологической оценки выявлению и анализу истинных культурных ценностей, созданных композиторами недавнего прошлого. А эта работа необходима, поскольку эти ценности есть, и в наше время они стремительно и незаслуженно забываются.
Сегодняшний этап развития культуры в Казахстане, как и на всём постсоветском пространстве, не столь явно и однозначно связан идеологией. Он носит, на поверхностный взгляд, свободный, если не сказать стихийный, характер. Однако идеологические составляющие этого процесса имеются, и они во многих постсоветских государствах
сходны. Это - формулируемая и претворяемая в жизнь с той или иной степенью жесткости идеология национального возрождения. Претворение этой идеологии национального возрождения и развития даёт в Центрально-Азиатском регионе большой разброс вариантов -от полного отрицания западного опыта, как, например, в Туркмении, до создания системы свободного поликультурного развития народов с возрождением этнических традиций и продолжением культурного опыта предыдущего социалистического этапа развития, как происходит в Казахстане.
Вторая идеологическая составляющая культурных процессов Казахстана, как и всего постсоветского пространства в целом, это не сформулированная пока еще и в силу своей «безмолвности» как бы «незаметно», но активно действующая идеология глобализма, проникающая через каналы массовой культуры и формирующая их. Естественно, что и в этой линии развития мы также наблюдаем в регионе разнообразные варианты действия глобальных тенденций и осознания их роли в культуре различных стран.
Музыкальная культура Казахстана вступила в новый этап развития, некоторые тенденции которого мы можем обозначить. С одной стороны, развитие музыкального искусства в контексте новых историко-культурных реалий потребовало своего рода неотрадиционалистского обращения к истокам. С другой стороны, активно возникают новые виды творчества, новая цитатность, поп-музыка.
Мы можем констатировать активизацию традиционной музыки, что выражается в новых формах концертной деятельности традиционных музыкантов, ТВ-передачах, фестивалях традиционной музыки, активном проникновении традиционных жанров - терме, жыр, кюй - в репертуар поп-музыкантов, которые создают новые и необычные версии этих жанров.
Перед современным музыкознанием Казахстана стоит сложная задача осмысления нашего культурно-исторического опыта, поскольку только оно может дать возможность выработки планов развития, которые наука сможет предложить в качестве государственной программы. В период становления новых независимых государств главное внимание было обращено на выработку приоритетов в области экономики и политики. Наступает время осознания приоритетов в культурной политике и усиления государственного воздействия на её развитие.
Создание новой государственной культурной политики требует целостного анализа развития музыкальной культуры за прошедший век. Известно, что лицом к лицу лица не увидать. Сейчас у нас есть возможность по-новому, уже с определённой исторической дистанции, оценить развитие музыкальной культуры Казахстана в ХХ веке. Это требует выработки новых подходов, новой методологии комплексного анализа музыкальной культуры как единства идеологических, социокультурных и художественно-эстетических процессов. Только подобный анализ смог бы по-новому, в отрыве от идеологических догм прошлого, дать объективную картину культурного развития.
Следует сказать о той бесспорно прогрессивной роли, которую выполняет ныне Программа президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева «Культурное наследие». Выполнение её открывает большое количество неизвестных ранее материалов, дает новый стимул для развития культуры и основу для выработки новых взглядов не только на наше наследие, но и на наше будущее движение вперед. Вместе с тем, по нашему мнению, наступил этап, когда смысл категории «Культурное наследие» надо расширять и включать в него не только материалы дореволюционного периода, но и те бесспорные культурные ценности, которые были созданы
мастерами ХХ века, синтезировавшими традиционные ценности с опытом западной культуры, без чего мы сегодня не можем представить культуру современного Казахстана.
Единая культурная политика СССР была направлена на укрепление нового политического образования - социалистической империи. В СССР входили народы, принадлежащие различным цивилизациям и стадиям социально-экономического развития. Целью культурной политики была унификация культурного пространства на основе его европеизации. Согласно политизированным критериям начала XX века, имевшим объективную опору в неразвитости мирового этномузыкознания, Казахстан попал в разряд республик, не имевших до Октябрьской революции 1917 года профессиональной музыкальной культуры. Пришедшее в 70-е годы XX века новое понимание профессионализма в музыке, признание существования устных профессиональных музыкальных культур слабо повлиял на развитие музыкальной культуры Казахстана. Ренессанс ценностей традиционной культуры, который мы наблюдаем сейчас - в период независимости, в значительной степени является естественным следствием избранного политического курса на демократизацию всех сторон жизни казахстанского общества, что не снимает необходимости целенаправленной государственной поддержки.
В настоящее время существует реальная возможность гармоничного развития обеих форм профессиональной музыки Казахстана: традиционного профессионализма и европеизированного. Кроме того, конец века привнёс много нового в массовую музыку. Эти процессы стихийно происходят в настоящее время, но государственная поддержка этих и возникших на рубеже веков новых направлений музыкальной культуры должна опираться на взвешенный анализ культурного строительства прошедшего века.
В советский период культурная политика республики была частью общесоветской, которая разрабатывалась в Москве. Однако и сейчас, после почти двадцати лет независимого развития, многое в музыкальной культуре продолжает восприниматься как проявление имманентных законов её развития, а не как результат целенаправленной деятельности государства (СССР), преследующего свои политические цели. Точно так же и многие современные направления музыки воспринимаются как результат объективно действующих за-
конов музыкального развития, а не как проявление совершенно определённых идеологических целей.
Поэтому сейчас нам особенно необходим анализ развития музыкальной культуры Казахстана в новой системе координат, в единстве музыковедческих, философских и социологических подходов. Этот анализ позволит не только осознать процессы стихийно продолжающихся и вновь возникающих направлений, но и даст возможность осмысленного выбора путей дальнейшего развития нашей культуры.