Овладевая игрой на гитаре (неважно, классической или эстрадной), ребёнок получает такие навыки, как терпение, настойчивость, умение распределять своё время, получает опыт публичных выступлений, что также положительно сказывается на развитии его личности.
Т.П. Самсонова
Музыка XIX века сквозь призму европейской истории
XIX в. в европейской истории - эпоха разрушительных войн, геополитического передела, возведения новых государственных границ, социальных взрывов и революций. Вместе с тем это «золотой век» культуры, где различные виды искусств, в частности музыка, достигли небывалого расцвета, когда в музыке определилось понятие «национальная школа», выдвинувшая из своей среды крупнейших европейских композиторов XIX в., когда романтические идеалы парили в воздухе, возбуждая фантазии творцов для создания монументальных произведений. Приведём высказывание Н.А. Бердяева: «Человек есть в высшей степени историческое существо. Человек находится в историческом, и историческое находится в человеке. Между человеком и «историческим» существует такое глубокое, такое таинственное в своей первооснове сращение, такая конкретная взаимность, что разрыв их невозможен. Нельзя выделить человека из истории, нельзя взять его абстрактно, и нельзя выделить историю из человека, нельзя историю рассматривать вне человека и нечеловечески» (Бердяев А.Н. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. С. 14).
Взяв за основу это высказывание выдающегося русского философа, вспомним некоторые исторические даты. Нередко отмечают, что европейскую историю XIX в. открывает не календарный 1801 г., а 1789-й. Великая французская революция, открывшая новую эпоху в истории человечества, привела к огромному подъёму духовные силы народы Европы, надолго определила в целом развитие европейской культуры. Вместе с башнями Бастилии рухнул старый порядок; казалось, что должно возникнуть новое общество - царство Свободы, Равенства и Братства. Однако не прошло и пяти лет, как свобода обернулась деспотизмом, идея равенства привела к массовым казням, а во имя братства всех людей были развязаны захватнические войны. Наполеон I, став Первым консулом и императором Франции (ноябрь 1799 - июнь 1815), вступил в войны с разными государствами Европы. Внешняя политика Наполеона I предполагала мировое господство Франции на военно-политическом и торговопромышленном поприще. Наполеоном осуществились итальянская
169
компания (1798-1799) и египетская экспедиция (1798-1799). В 1805 г. была создана антифранцузская коалиция, в которую вошли Англия, Россия, Австрия и Неаполитанское королевство.
Первое сражение между Францией и коалиционными войсками произошло при Аустерлице 20 ноября 1805 г., получившее название «битвы трех императоров». Наполеон одержал победу, Священная Римская империя перестала существовать, а Франция получила в свое распоряжение Италию. В 1806 г. Наполеон вторгся в Пруссию, что способствовало возникновению четвертой антифранцузской коалиции, куда входила Англия, Россия, Пруссия и Швеция. Но Пруссия потерпела поражение при Иене и Ауэрштедте в 1806 г. Наполеон занял Берлин и оккупировал большую часть Пруссии. На захваченной территории был создан Рейнский союз из 16 немецких государств под эгидой Франции. Россия продолжала вести военные действия в Восточной Пруссии, которые не принесли ей успеха. 7 июля 1807 г. Россия была вынуждена подписать Тильзитский мир, тем самым признав все завоевания Франции.
Из завоеванных польских земель на территории Пруссии Наполеон создал Герцогство Варшавское. В конце 1807 г. Наполеон оккупировал Португалию и начал вторжение в Испанию. Испанский народ выступил против французских захватчиков. Особенно отличились жители Сарагосы, которые выдерживали блокаду пятидесятитысячной армии Наполеона. За героической защитой испанцами Сарогосы шло опустошение и разорение страны. Величайший испанский художник Франсиско Гойя (1746-1828) запечатлел в своей живописи и цикле офортов «Капричос», «Бедствия войны» весь ужас и трагизм происходящего в Испании того периода. Гойя правдиво показал бедствия, которые несёт всякая война, и то одичание, которое она вызывает.
Австрия в 1809 г. начала боевые действия против Наполеона, но в битве при Ваграме потерпела поражение и вынуждена была заключить Шенбрунский мир. К 1810 г. Наполеон достиг зенита своего господства в Европе и начал готовиться к войне с Россией, которая осталась единственной неподвластной ему державой. В июне 1812 г. он перешёл границу России, двинулся к Москве и занял ее. Но уже в начале октября, проиграв решающее сражение при Бородино, французы начали бегство из России. Наполеон бросил свою армию на произвол судьбы. Европейские державы объединились в шестую коалицию и нанесли французам сокрушительный удар под Лейпцигом. Эта битва, отбросившая Наполеона на территорию Франции, получила название «Битвы народов». Союзные войска захватили Париж, Наполеона I сослали на остров Эльба. Был подписан мирный договор 30 мая 1814 г., по которому Франция лишалась всех захваченных территорий. Наполеону удалось сбежать с острова
170
Эльбы, собрать армию и захватить Париж. Его реванш длился 100 дней и закончился полным поражением в июне 1815 г. в битве при Ватерлоо. Завершились наполеоновские войны Венским конгрессом (сентябрь 1814 - июнь 1815) под председательством австрийского дипломата графа Меттерниха. В конгрессе участвовали представители всех стран Европы. Переговоры проходили в условиях тайного и явного соперничества, интриг и закулисных сговоров. Венский конгресс закрепил географический и государственный передел Европы, были созданы новые границы европейских государств. Так драматично завершилась европейская история в первой четверти XIX в.
Не менее беспокойной была вторая половина столетия, когда Европу сотрясали революции и войны во многих странах. Революция во Франции 1848 г. была одна из первых европейских революций по установлению гражданских прав и свобод. В результате революции в феврале 1848 г. король Луи-Филипп I отрёкся от престола и была провозглашена Вторая французская республика. Однако прошло всего три года, когда завоевания революции были узурпированы Луи Бонапартом, племянником Наполеона Бонапарта, который провозгласил себя Наполеоном III. Продержавшись у власти два десятилетия, Наполеон III способствовал развалу государства, втянув Францию в войны с различными государствами: Россией (Крымская компания), Австрией, Китаем, Сирией, Мексикой, Германией. Франко-прусская война вызвала волнение народных масс, которое вылилось в революцию 1871 г. - это была знаменитая «Парижская коммуна». Известный афоризм К. Маркса «Призрак коммунизма бродит по Европе» становился реальным фактором социальной жизни. Марксисты объявили «Парижскую коммуну» первым в истории проявлением диктатуры пролетариата.
Самоуправление коммуны длилось 72 дня. Падение коммуны, потопленной в море крови, расстрел коммунаров у стен кладбища Пер-Лашез - эти страницы истории стали предвестниками будущих потрясений в Европе и России.
Геополитические стремления привели Германию к ДатскоПрусской (1864) и к Франко-Прусской (1870-1871) войнам. Победа прусской армии во Франции и разгром французской армии под Седаном вызвал небывалый подъём национального самосознания, на волне которого идеал германского единства претворился в жизнь. В 1871 г. в Версальском дворце была провозглашена Германская империя во главе с прусским королём Вильгельмом, объединившая всю Германию в единое государство, которое просуществовало до 1945 г.
К началу XIX в. Австрия стала могущественной державой во главе с династией Габсбургов. Австрийские владения, включавшие
171
Венгрию и Чехию (вместе с Моравией и Словакией), простирались от Адриатики и Балкан до Силезии и Галиции. После наполеоновских войн Австрии удалось занять крепкие позиции среди европейских государств. По всей австрийской империи государственным языком был немецкий. Такие страны как Венгрия, Чехия, Словакия, Сербия в XIX в. пришли в движение за развитие национальной культуры, за права родного языка. Всё это приводило к социальным и политическим волнениям. Революционные события во Франции стали искрой, воспламенившей либеральные восстания во многих государствах Европы. Европейские революции 1848-1849 гг. получили название «Весна народов». Борьба итальянского народа за независимость дала свои результаты: в 1861 г. в Турине общеитальянский парламент объявил о создании Итальянского королевства во главе с королём Виктором Эммануилом II. В 1870 г. Рисорджи-менто завершилось присоединением Рима к Итальянскому королевству. В русле освободительного движения в Италии выдвинулся народный герой Джузеппе Гарибальди (1807-1882).
Драматичная была история Польши конца XVIII - начала XIX в. Польское восстание Тадеуша Костюшко в 1793 г. явилось провозвестником многочисленных польских восстаний за свою независимость в XIX в. (1809, 1830-1831, 1846, 1848, 1863, 1866 гг.). Разделы Польши (Речи Посполитой) начались в конце XVIII в. (1772-1775) между Прусским королевством, Российской империей и Австрийской монархией. В итоге трёх разделов Польши к России перешли литовские, белорусские земли (кроме части с городом Белосток, отошедшей к Пруссии) и украинские земли (кроме части этнических украинских земель, отошедших к Австрии), а коренные польские земли, населённые этническими поляками, были поделены между Пруссией и Австрией. Польское государство как таковое перестало существовать.
Однако вернёмся к утверждению Н.А. Бердяева о неразрывной связи человека с историей. Именно в музыке мы можем найти множество подтверждений этой таинственной, незримой связи человека с историей. Приведём несколько примеров.
Двадцатилетним юношей выдающийся польский пианист и композитор Фредерик Шопен (1810-1849) покинул свою родину. В Париже Шопена настигло известие о польском восстании против русского самодержавия, о штурме русскими войсками Варшавы (сентябрь, 1831). Бедствие своей страны, горечь разгрома польского восстания, беспокойство о судьбе родных вылилось для Шопена в создании многих трагических произведений, в которых звучит эпоха, Польша, лишённая государственности, и человек - в гуще исторических событий. «Революционный этюд» Ф. Шопена (opus 10, № 12, до минор) написан в сентябре 1831 г. Реальная история и реальное
172
событие воплотилось в музыке, которая стала музыкальным символом Польши и популярнейшим произведением музыкальной литературы.
В начале XIX в. в Вене Людвиг ван Бетховен (1770-1827) сочинил Третью симфонию для большого симфонического оркестра. Образ Наполеона был кумиром для многих людей того времени и для Бетховена тоже. Судьба Наполеона, героическая суть этой личности вдохновляли композитора, который по окончании симфонии на титульном листе своей партитуры написал посвящение Наполеону -«Bonaparte». Известие о том, что Наполеон объявил себя императором, т. е. зачеркнул идеи Свободы, Равенства и Братства, вызвало сильнейшее возмущение и негодование Бетховена. Композитор вычеркнул посвящение Наполеону на титульном листе своей партитуры, не изменив при этом ни одной ноты. Премьера симфонии состоялась в Вене 7 апреля 1805 г. Симфония получила название «Героической», с этим наименованием она вошла в историю музыки. Эта музыка выразила героический пафос исторических событий начала XIX в. и гордый, независимый, свободолюбивый характер композитора.
В 1842 г. в Милане в театре Ла Скала состоялась премьера оперы Джузеппе Верди «Набукко», или «Навуходоносор», которая стала настоящим триумфом композитора. Именно с этой оперы началась всенародная слава Верди. Библейский сюжет, где повествуется о бедствиях евреев и пленении их вавилонянами, спроецированный на стремление итальянского народа к единению, к борьбе с австрийской оккупацией, в этой опере был услышан итальянцами как революционный призыв. Знаменитый хор пленных иудеев «Ты прекрасна, о, Родина наша» распевался по улицам Милана и стал гимном Рисорджименто, а музыка Верди стала символом единения всей Италии.
В Париже в 1871 г., через несколько дней после поражения Коммуны, рабочий поэт и певец Эжен Потье (1816-1887) написал стихи, наиболее полно выразившие идеи Парижской коммуны. Текст сразу же получил широкое распространение.
Позже другой французский рабочий из города Лилля, Пьер Дегейтер (1848-1832), создал мелодию на этот текст. Эту песню подхватили рабочие города Лилля, а затем вся Франция. В 1864 г. под руководством Маркса и Энгельса в Европе была создана первая международная массовая интернациональная организация рабочих, где песня Потье-Дегейтера стала гимном и вошла в историю музыки под названием «Интернационал». На русский язык эту песню в 1902 г. перевёл русский революционер и переводчик Аркадий Яковлевич Коц (1872-1943). Русская исполнительская традиция с некоторыми
173
мелодическими и ритмическими изменениями этой песни стала известна всему миру.
Примеров единения музыки и исторических событий, прямых и весьма опосредованных связей можно привести множество. Ещё раз подчеркнём мысль Н.А. Бердяева: «... нельзя выделить историю из человека, нельзя историю рассматривать вне человека и нечеловечески». Живая музыкальная практика подтверждает эту мысль. Исторические катаклизмы, через которые прошла Европа XIX в., создают особую призму взгляда на историю «золотого века» европейской музыки. В языке музыки можно услышать и ритм эпохи, и дыхание масс, и биение сердца индивидуума. Действительно, между человеком и историей существует глубокая и таинственная взаимосвязь.
И.В. Уварова
Работа над художественным образом в вокальном цикле М.П. Мусоргского «Детская»
Проблема формирования творческой личности художника выдвинута требованиями современной жизни. В связи с этим задача воспитания певца приобретает особое значение. Ясно, что основную роль в формировании любого музыканта играет материал, на котором он воспитывается. Изучению наследия прошлого, в котором сосредоточены великие достижения человечества, отечественные вокальные педагоги придают особое значение. Без старого нет нового, ибо в этом новом тесно переплетаются элементы прошлого и настоящего. Творчество Глинки, Даргомыжского, Мусоргского и других композиторов, велико не только тем, что оно дало высочайшие образцы музыкального искусства, но и тем, что проложило пути для дальнейшего его продвижения.
Мы предлагаем свой путь работы над художественным образом в цикле М.П. Мусоргского «Детская». Проникнуть в суть музыкального образа непросто, так как это предполагает пересечение констант материальных и идеальных, объективных и субъективных, эстетических и эмоционально-чувственных. Как отмечал выдающийся швейцарский композитор и дирижёр XX в. Эрнест Ансерме, «. всякое искусство предполагает образность», суть которой состоит в том, «чтобы в видимом, в читаемом, в просматриваемом уловить нечто ещё, нечто иное, чем то, что видишь, читаешь, или слышишь», поскольку «музыкальный образ является чистым отражением чувства в зеркале звуков» (Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания. М.: Сов. композитор, 1986. С. 151, 166). В другой ста-
174