Научная статья на тему 'МУЗЫКА В ЮБИЛЕЙНЫХ ТОРЖЕСТВАХ: О ПРАЗДНОВАНИИ 300-летия ЦАРСТВОВАНИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ В КРАСНОЯРСКЕ'

МУЗЫКА В ЮБИЛЕЙНЫХ ТОРЖЕСТВАХ: О ПРАЗДНОВАНИИ 300-летия ЦАРСТВОВАНИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ В КРАСНОЯРСКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
73
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В данной статье рассматривается содержание ряда мероприятий и хронология празднования трехсотлетия царствования дома Романовых в г. Красноярске. Исследование основано на изучении архивных материалов из фондов Государственного архива Красноярского края / красноярской периодики: в частности / газет «Енисейские губернские ведомости» и «Енисейская мысль». Основной целью работы / не осуществлявшейся ранее и содержащей факты / публикуемые впервые / явилось установление малоизвестных данных о юбилейных торжествах в Красноярске / соответственно чему были определены задачи: ознакомление с информацией / сведение ее в хронологическом порядке / выявление в мероприятиях роли разных видов искусства / преимущественно / музыкального. В числе примененных методов исследования – архивный поиск и отбор документов / номеров газет / также целью обусловлена необходимость исторического подхода и использования приемов музыковедческого анализа. Актуальность исследования подкрепляется неослабевающим интересом научного сообщества к российской истории / истории династии Романовых / а также пристальным вниманием общественности в 2013 г. к юбилейной дате 400-летия воцарения Романовых. В результате работы была установлена важность и большое распространение музыкального компонента в торжествах / следование общероссийским тенденциям в выборе репертуара / приоритет в программах сочинений небольшого масштаба / переложений / нередко с варьированием исполнительского состава. / House of Romanov / celebration of 300th anniversary / Krasnoyarsk / glorifying music / cantata

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Перепич Наталья Владимировна

В данной статье рассматривается содержание ряда мероприятий и хронология празднования трехсотлетия царствования дома Романовых в г. Красноярске. Исследование основано на изучении архивных материалов из фондов Государственного архива Красноярского края, красноярской периодики: в частности, газет «Енисейские губернские ведомости» и «Енисейская мысль». Основной целью работы, не осуществлявшейся ранее и содержащей факты, публикуемые впервые, явилось установление малоизвестных данных о юбилейных торжествах в Красноярске, соответственно чему были определены задачи: ознакомление с информацией, сведение ее в хронологическом порядке, выявление в мероприятиях роли разных видов искусства, преимущественно, музыкального. В числе примененных методов исследования – архивный поиск и отбор документов, номеров газет, также целью обусловлена необходимость исторического подхода и использования приемов музыковедческого анализа. Актуальность исследования подкрепляется неослабевающим интересом научного сообщества к российской истории, истории династии Романовых, а также пристальным вниманием общественности в 2013 г. к юбилейной дате 400-летия воцарения Романовых. В результате работы была установлена важность и большое распространение музыкального компонента в торжествах, следование общероссийским тенденциям в выборе репертуара, приоритет в программах сочинений небольшого масштаба, переложений, нередко с варьированием исполнительского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC IN JUBILEE CELEBRATIONS: ABOUT THE CELEBRATION OF THE 300th ANNIVERSARY OF THE REIGN OF THE HOUSE OF ROMANOV IN KRASNOYARSK

This article examines a number of events during of the сelebration of the 300th anniversary of the House of Romanov in Krasnoyarsk, as well as their chronology. The study is based on archive materials from Krasnoyarsk State Archive, primarily on newspapers “Eniseyskiye gubernskiye vedomosti” and “Eniseyskaya mysl”. The main objective of the article was to examine little-known information about anniversary events in Krasnoyarsk and the contribution of musical arts. Consequently, the main tasks were to find and read through the information, order this data chronologically, and identify the contribution of (mostly musical) arts. Research techniques included performing archival searches and selecting documents. Furthermore, the objective required application of the historical approach and musicological analysis methods. The relevance of the study is reinforced by the unabating scientific interest in the history of Russian and the Romanov dynasty, as well as broad attention in 2013 to the 400th anniversary of Romanov’s accession. The study established the importance and wide use of musical components in celebrations, as well as following the national trends in the choice of repertoire for ceremonial acts. Small compositions and adaptations with variation in the orchestra were found to be preferred.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКА В ЮБИЛЕЙНЫХ ТОРЖЕСТВАХ: О ПРАЗДНОВАНИИ 300-летия ЦАРСТВОВАНИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ В КРАСНОЯРСКЕ»

© Перепич, Н.В., 2021 УДК 78

DOI: 10.24412/2308-1031-2021-4-173-182

МУЗЫКА В ЮБИЛЕЙНЫХ ТОРЖЕСТВАХ: О ПРАЗДНОВАНИИ 300-летия ЦАРСТВОВАНИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ В КРАСНОЯРСКЕ

Н.В. Перепич1

1 Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского, Красноярск, 660049, Российская Федерация

Аннотация. В данной статье рассматривается содержание ряда мероприятий и хронология празднования трехсотлетия царствования дома Романовых в г. Красноярске. Исследование основано на изучении архивных материалов из фондов Государственного архива Красноярского края, красноярской периодики: в частности, газет «Енисейские губернские ведомости» и «Енисейская мысль». Основной целью работы, не осуществлявшейся ранее и содержащей факты, публикуемые впервые, явилось установление малоизвестных данных

0 юбилейных торжествах в Красноярске, соответственно чему были определены задачи: ознакомление с информацией, сведение ее в хронологическом порядке, выявление в мероприятиях роли разных видов искусства, преимущественно, музыкального. В числе примененных методов исследования - архивный поиск и отбор документов, номеров газет, также целью обусловлена необходимость исторического подхода и использования приемов музыковедческого анализа. Актуальность исследования подкрепляется неослабевающим интересом научного сообщества к российской истории, истории династии Романовых, а также пристальным вниманием общественности в 2013 г. к юбилейной дате 400-летия воцарения Романовых. В результате работы была установлена важность и большое распространение музыкального компонента в торжествах, следование общероссийским тенденциям в выборе репертуара, приоритет в программах сочинений небольшого масштаба, переложений, нередко с варьированием исполнительского состава.

Ключевые слова: дом Романовых, трехсотлетие дома Романовых, г. Красноярск, славиль-ная музыка, кантата

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Перепич, Н.В. Музыка в юбилейных торжествах: о праздновании 300-летия царствования дома Романовых в Красноярске // Вестник музыкальной науки, 2021. Т. 9, № 4. С. 173-182. DOI: 10.24412/2308-1031-2021-4-173-182.

MUSIC IN JUBILEE CELEBRATIONS: ABOUT THE CELEBRATION OF THE 300th ANNIVERSARY OF THE REIGN OF THE HOUSE OF ROMANOV IN KRASNOYARSK

N.V. Perepich1

1 Dmitry Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts, Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation

Abstract. This article examines a number of events during of the сelebration of the 300th anniversary of the House of Romanov in Krasnoyarsk, as well as their chronology. The study is based on archive materials from Krasnoyarsk State Archive, primarily on newspapers "Eniseyskiye gubernskiye vedomosti" and "Eniseyskaya mysl". The main objective of the article was to examine little-known information about anniversary events in Krasnoyarsk and the contribution of musical arts. Consequently, the main tasks were to find and read through the information, order this data chronologically, and identify the contribution of (mostly musical)

arts. Research techniques included performing archival searches and selecting documents. Furthermore, the objective required application of the historical approach and musicological analysis methods. The relevance of the study is reinforced by the unabating scientific interest in the history of Russian and the Romanov dynasty, as well as broad attention in 2013 to the 400th anniversary of Romanov's accession. The study established the importance and wide use of musical components in celebrations, as well as following the national trends in the choice of repertoire for ceremonial acts. Small compositions and adaptations with variation in the orchestra were found to be preferred.

Keywords: House of Romanov, celebration of 300th anniversary, Krasnoyarsk, glorifying music, cantata

Conflict of interests. The author declares the absence of conflict of interests. For citation: Perepich N.V. (2021), "Music in jubilee celebrations: about the celebration of the 300th anniversary of the reign of the House of Romanov in Krasnoyarsk", Journal of Musical Science, vol. 9, no. 4, pp. 173-182. DOI: 10.24412/2308-1031-2021-4-173-182.

Среди церемониальных событий, нашедших яркое отражение в российской истории, одним из наиболее масштабных, очевидно, явилось празднование Трехсотлетия царствования династии Романовых (1913), представленное циклом мероприятий на протяжении нескольких месяцев юбилейного года и охватившее различные населенные пункты державы. В ряде публикаций отражен регламент торжеств, прошедших в Москве, Петербурге, Ярославле, Вятке, Петрозаводске, Чебоксарах (Козлов Ф., 2013), Омске (Храпова Н., 2013), Томске (Ищенко О., 2014), Тобольске (Федотова Д., 2014) и других городах. Однако нами не обнаружены работы, в которых бы раскрывались нюансы празднования в Красноярске. Тем более те, что связаны с бытованием славильной музыки, представляющей для нас основной исследовательский интерес. Их отсутствие отчасти призвана восполнить данная статья (в этом, главным образом, видится ее новизна).

Ее целью стало освещение малоизвестных фактов о праздновании Трехсотлетнего юбилея царствования дома Романовых в Красноярске: прежде всего, касающихся роли

в данных торжествах музыкального искусства. Актуальность данной темы охватывает и историческую, и краеведческую, и музыковедческую области. Кульминацией внимания к ней стал 2013 г., связанный с датой четырехсотлетней годовщины воцарения династии Романовых, благодаря чему в России активизировалась работа в архивах по данной тематике, прошел ряд конференций, были исполнены написанные сто лет назад «по случаю» сочинения: в том числе, с первоначальным текстом, а некоторые прозвучали впервые за прошедший век, выйдя за рамки церемониальной обстановки и ныне являя собой малоизученную часть отечественного музыкального наследия.

Соответственно цели, при подготовке статьи применялись методы работы с архивными источниками -печатными и рукописными, хранящимися в фондах Государственного архива Красноярского края (ГАКК), а также с периодическими изданиями - газетами «Енисейская мысль» и «Енисейские губернские ведомости»1. В первую очередь, ставились задачи воссоздания хронологии событий, а также выявления в них роли искусства и музыкального компонента, в частности.

Красноярская периодика свидетельствует о проведении ряда юбилейных мероприятий, в которых отмечается значительная роль искусства в многообразных его проявлениях. Согласно хронологии отражения событий в газете «Енисейская мысль», впервые о предстоящих торжествах упоминается в номере от 14 декабря 1912 г., где сказано о заседании комиссии по выработке программы празднования. 27 января 1913 г. Художественно-декоративное ателье И.Л. Стернина разместило в газете объявление о приеме заказов «на всевозможныя украшения и убранства наружныя и внутрен-ния, постановку эмблемно художественных живых картин», а также изготовление по указанному случаю

о 2

плакатов, транспарантов, вензелей2. В номере от 31 января сообщается о том, что городским самоуправлением был выписан бюст родоначальника дома Романовых, царя Михаила Федоровича, и тематические картины для размещения в 22 школах, а губернским комитетом заготовлено большое число экземпляров брошюры «Россия под скипетром Романовых» «для продажи их и раздачи ученикам городских начальных школ»3. Кроме того, князем М.С. Путятиным была составлена таблица «Родословие Российского Царствующаго Дома», рекомендованная Министерством народного просвещения к распространению в качестве классного пособия4.

6 февраля редакция «Енисейской мысли» информировала читателя о поступлении к ней наложенным платежом рекламного письма, призывающего приобретать книгу «Воцарение дома Романовых», «написанную языком

живым, в высшей степени доступным для понимания» и включающую юбилейную кантату «известного композитора Речкунова <...> с высокопатриотическими словами к этой кантате госпожи Федо-товой»5. В письме отмечалось, что данное сочинение рекомендовано к исполнению в учебных заведениях духовного ведомства Училищным советом при Святейшем синоде.

Начиная с 10 февраля на страницах «Енисейской мысли» появляются публикации о грядущих событиях главного дня празднования -21 февраля, объявленного непри-сутственным6, - и особенностях их проведения. Анонсируется показ в Художественном электротеатре и Городском театре кинокартин «1613-1913. Юбилей дома Романовых. Триста лет государственной жизни Державы Российской» фирмы А.О. Дранкова в сопровождении оркестра и «Воцарение дома Романовых» (в трех частях) фирмы А.А. Ханжонкова. В честь Трехсотлетия в свет вышли также юбилейные собрания портретов «Альбом царей и цариц из дома Романовых», «Российский царственный дом Романовых», появились бесплатные приложения к журналам, которые содержали подборки репродукций соответствующей тематики7. Таким образом, в подготовке торжеств отмечается преимущественная роль изготовления декоративной официозной атрибутики, продукции изобразительного и фотоискусства, а также рекомендованных к распространению кинокартин, литературных и музыкальных образцов, имеющих явное воспитательное значение.

19 февраля в рубрике «К юбилейным торжествам» была опубликова-

на программа празднования, выработанная красноярской губернской комиссией. Основными ее пунктами явились следующие:

1) панихида с поминовением Царей и Цариц из дома Романовых

20 февраля в 12 часов; 2) божественная литургия в Кафедральном соборе, торжественный молебен

21 февраля; 3) парад войск с прохождением мимо бюстов родоначальника династии и правящего Царя (без участия учащихся по причине зимней погоды); 4) божественные литургии и торжественные молебны во всех учебных заведениях; 5) сбор учащихся мужской и женской гимназий в Городском театре на «торжественный акт с произнесением подобающих событию речей, прочтением литературных произведений, исполнением музыкальных отрывков и проч. по программе учеб-наго начальства»8 в 13:30; 6) сбор иных учащихся9 в своих заведениях для прослушивания «популярных бесед и чтений, знакомящих с важностью и значением празднуемаго события»10; 7) проведение торжественного вечера в Городском театре с входной платой, предназначенной к передаче на устройство приюта-убежища и школы для слепых; 8) проведение парадных чтений для широкой аудитории, с бесплатной раздачей народу юбилейных брошюр, портретов, картин, посвященных настоящему событию. Организация поздравительной телеграммы от губернатора поручалась комиссии - прокурор В.С. Иванов и председатель педсовета женской гимназии Л.П. Оносовский. Должное внимание уделялось украшению зданий с раннего утра флагами, а вечером - транспарантами, вензелями, а также иллюминации.

В день празднования - 21 февраля - состоялось большое число запланированных мероприятий. В 10:30 в красноярской еврейской синагоге началось Торжественное молеб-ствие11. С 9 часов в Кафедральном соборе была отслужена Божественная литургия с последующим молебном, после состоялось церемониальное прохождение войск мимо бюстов и торжественные собрания в учебных заведениях. В собрании Общества трезвости утром прошло бесплатное народное чтение, посвященное юбилею, с участием хорового ансамбля под управлением г. Смирнова и оркестра балалаечников. С 13 до 19 часов общество «Сокол» организовало на катке бесплатное народное гулянье, включавшее катание с гор и на ледяных каруселях, народные бега на льду с призами. Его кульминацией в 20 часов стал фейерверк.

В Городском театре с 17 часов популярный патеграф В.А. Полякова демонстрировал картину фирмы А.А. Ханжонкова «Воцарение дома Романовых» в трех частях. А в 20 часов начался Торжественный вечер. В нем принял участие сводный хор мужской, женской гимназий и учительской семинарии под управлением г. Смирнова, а также кружок любителей драматического искусства (реж. - г. Галин) и оркестр И.М. Суходрева. 14 февраля «Енисейская мысль» опубликовала предварительную программу этого торжества в шести отделениях. Согласно ей, в начале вечера прозвучал гимн, после чего в первом отделении была исполнена увертюра из оперы «Жизнь за Царя» (квартет) и поставлена живая картина «Смерть Сусанина», во втором отделении показана «Драматическая сценка»

из сочинения Островского «Кузьма Минин Сухоруков». В третьем отделении на рояле прозвучала кантата «В бурю и грозу», четвертое отделение включало выступление двух оркестров, хора песенников и шествие солдат, постановку картины «Все народы России» (апофеоз). В пятом отделении публика услышала сцену-монолог и сцену в лесу из «Жизни за Царя», в шестом предполагалось финальное «Славься» и показ картин12.

В 20 часов в Общественном клубе Красноярского вольнопожарного общества был показан юбилейный спектакль из фрагментов драматических сочинений (реж. Н.С. Инсаров): одноактная сцена «Царевна Софья» С. Я. Надсона (для которой специально создавались декорации боярского терема), сцена в корчме и сцена у фонтана из трагедии «Борис Годунов» А. С. Пушкина13. В нем приняли участие г-жи Зимина, Картузова, Мамонтова, Мартьянова, Репьева, Трубникова, Скоп, Черепанова и Щукина, г-да Галин Лисевич, Мареев Забытый, Гара-нец, Щербаков, Черепа. Планировалось завершить спектакль постановкой живой картины «Россия, окруженная своими народами», с последующим объявлением танцев. В 23 часа в Красноярском общественном собрании был дан праздничный бал. Также бал устраивался и в Переселенческом управлении.

Утром 22 февраля в помещении казенного винного склада состоялось собрание с танцами, где приняли участие свыше 200 человек, в том числе г. Енисейский губернатор и представители некоторых ведомств14. За Енисеем, на переселенческом пункте произошло освя-

щение часовни, построенной Переселенческим управлением в память о юбилейном событии15. В здании Женской гимназии был устроен общий для учащихся старших классов гимназий вечер, а для младших классов по причине занятости оркестров торжество устроили на день позже, с 16 часов16.

Вечером 22 февраля состоялся приуроченный к празднованию шестой Музыкальный вечер в доме Токовинина (Овсяничковский переулок). Перед началом отделения Первый Сибирский великорусский оркестр под управлением И.Н. Плотникова исполнил Народный гимн. Наряду с остальными номерами, в концерте прозвучала одночастная Юбилейная кантата «Слава дому Романовых» М.А. Гольтисона на слова С. Никитина. Информация о хоре, исполнившем кантату, отсутствует: по всей видимости, как и днем ранее, это был певческий состав под управлением г. Смирнова. По окончании концертной части был дан бал.

Анализируя программу центрального праздничного дня, отметим сочетание в ней духовного и светского компонентов, достаточное число мероприятий для различной аудитории (закрытых и широко доступных, проводимых в помещениях и на открытом воздухе, преподносимых и требующих активного участия гостей), особое внимание к празднованию в учебных заведениях. Наиболее ярко представленные виды искусства в торжественных концертных вечерах общегородского масштаба -драматическое театральное и музыкальное. Репертуар, охваченный силами актеров - сцены из сочинений А.С. Пушкина, А.Н. Островского,

С.Я. Надсона в жанре исторической драмы, а также постановки зрелищных пантомим - живых картин патриотической тематики. Состав задействованных в торжествах музыкантов наиболее значителен: хор из 10 человек, смешанный хор из 100 человек под управлением г. Смирнова, оркестр И.М. Суход-рева, Первый Сибирский великорусский оркестр под управлением И.Н. Плотникова, оркестр балалаечников. Музыкальные номера, исполненные в концертах, достаточно разнообразны: народный гимн «Боже, Царя храни» А.Ф. Львова, В.А. Жуковского, увертюра, монолог и сцена в лесу, «Славься» из «Жизни за Царя» М.И. Глинки, одночастная юбилейная кантата «Слава дому Романовых» М.А. Гольтисона на слова С. Никитина, оркестровые и фортепианные номера.

Программа торжественного вечера в Городском театре оставляет некоторые вопросы. Так, планировалось исполнение увертюры к «Жизни за Царя» квартетом17, хотя в концерте задействованы два оркестра и увертюра следовала сразу за исполнением гимна. Конкретный состав квартета, причины обращения к нему и имена исполнителей в газетной заметке отражения не нашли. Также остаются неясными детали исполнения на рояле кантаты «В бурю, в грозу»18 (сольное или ансамблевое, имена исполнителей и автора переложения). Не очевидно, является ли сцена-монолог из «Жизни за Царя» речитативом и арией Сусанина, или она была представлена как драматический номер, без указания исполнителя. Не обозначены и оркестровые номе-

ра, прозвучавшие в четвертом отделении данного концерта и на шестом музыкальном вечере Первого Сибирского великорусского оркестра.

В праздничных актах учебных заведений наблюдается также большая роль поэтического и ораторского компонентов. На торжественном собрании гимназистов в Городском театре трижды был исполнен гимн, преподавателем Л.П. Оносовским произнесена речь «Россия за время с 1613 по 1913 годы» и, согласно отчету, «прекрасное исполнение программы, особенно сцен из оперы "Жизнь за Царя", художественная их постановка, костюмы исполнителей и убранство театрального зала произвели на всех присутствующих, в особенности на учащуюся молодежь, неизгладимое впечат-ление»19. Программа, прошедшая в Красноярском землемерном учи-лище20, была составлена из хоровых номеров (кантата В.И. Главача, народная величальная песня «Слава», «Молитвы за Царя», «В бурю, в грозу» и «Славься» из оперы «Жизнь за Царя», «Боже, Царя храни»), оркестровых («Слава», «Вниз по матушке, по Волге», попурри из оперы «Жизнь за Царя», «Тоска по Роди-не»21).

Словесные формы выступлений были представлены речью преподавателя Смирнова, а также чтением стихотворений «Избрание Михаила Феодоровича на царство», «Смерть Сусанина» И.З. Сурикова, «Пир Петра Великого» А.С. Пушкина, «Русь» Н.В. Гоголя (фрагмент). Программа празднования в Первой двухклассной железнодорожной школе г. Красноярска также включала исполнение гимна, торжественную речь главы учебного заведения

и чтение тематической брошюры, «номера пения» и чтение стихотворений (в том числе номер «Смерть Сусанина»), однако приложение к протоколу заседания педагогического совета с подробным перечислением номеров, по всей видимости, утеряно. В документе зафиксировано намерение «пригласить оркестр музыки»22.

Подобно тому, как по торжественному поводу в жизни царской семьи представителями разных слоев населения создавались и подносились поэтические панегирики (Долбилов М., 2021), так и появление славильных музыкальных сочинений не всегда было связано с именами только лишь композиторов. Так, в деле Красноярской губернской гимназии содержится спешное письмо о том, что «коллежский асессор А.А. Страхов написал к предстоящему юбилею Цар-ствующаго Дома Романовых кантату для оркестра и хора под заглавием "Слава"», которая была рекомендована и «удостоилась одобрительного отзыва начальника и капельмейстеров придворного оркестра»23.

Статья «Юбилейные кантаты» в петербургской газете «Вечернее время» от 21 февраля 1913 г. информирует о выпуске издателями по случаю трехсотлетия царствования дома Романовых нескольких десятков кантат, гимнов, маршей и пр., почти все из которых «носят следы поспешности и недоделанности»24. В ней отмечается благозвучие «хо-риков Гольтисона, Пахиопуло, Лебедева, Егорова, Карпова»25 и появление ценных сочинений, требующих должной исполнительской подготовки и наличия необходимого состава.

Остановимся на кантатах, упоминавшихся в связи с торжества-

ми в г. Красноярске. Одночастная кантата М.А. Гольтисона на слова С. Никитина для хора без инструментального сопровождения имеет три переложения - для смешанного, двухголосного детского и трехголосного однородного хора, занимает 38 тактов, укладываясь в простую трехчастную форму (8+18+12) с контрастной серединой. По сути, она представляет собой хвалебный хор, названный кантатой условно, написанный с применением типовых для русской славильной музыки средств. Это использование в тексте сложившихся в церемониальной поэтике содержательных мотивов (радостного торжества, счастливого бытия, державной мощи, любви к Царю, памяти ушедших, славле-ния самодержца) и приемов.

В одночастной кантате М.П. Реч-кунова (86 т.), также созданной для смешанного состава a cappella, прослеживаются закономерности обозначенного жанра. В поэтическом тексте последовательно характеризуются царственные персоны из рода Романовых, что соответствует принципу перечисления и освещения событий российской истории, распространенному в кантатах «на случай», используется ряд постоянных эпитетов (святая Русь, древняя Москва, святые Кремлевские лучи, славный род, Божий огонь, Орел двуглавый и др.). Организация текста обусловила оформление строфической структуры сочинения.

В числе типовых музыкальных средств, используемых в данных кантатах, - обращение к мажорному ладу (конкретно, тональности до мажор) и указание величественного, торжественного характера исполнения. В разных разделах кан-

таты М.С. Гольтисона сочетаются гимничность и трехдольная танце-вальность, отсылающая к церемониальным менуэтам и полонезам. В сочинении М.П. Речкунова обнаруживается разнообразие гармонического языка и фактурных решений (в том числе применение полифонических приемов), а мелодия восьмой строфы, звучащая в фа мажоре, воспринимается аллюзией на тему гимна «Боже, Царя храни».

В обоих произведениях наблюдается чередование хоровых запевов с октавной дублировкой мелодии и участков аккордовой фактуры, построений, исполняемых всем составом и отдельными хоровыми партиями, а также наличие в разделах оборотов по типу «золотого хода валторн» и заключительных построений, оформленных средствами фигуры возвеличивания (замедление темпа, фактурное и динамическое crescendo, ритмическое укрупнение ключевых слов текста) (подробнее об этом см.: (Перепич Н., 2021)).

Нужно сказать, что избранные для концертных программ сочинения, будучи утвержденными соответствующей комиссией, не стали оригинальными для красноярских торжеств. Так, исполнение гимна «Боже, Царя храни» было церемониальной нормой, как и постановка оперы «Жизнь за Царя» или фрагментов из нее. Одночастная кантата

a cappella М.А. Гольтисона звучала в тот же день в городском училище в Чебоксарах (Козлов Ф., 2013), а днем ранее - в Тобольске, сводным хором всех учебных заведений (Федотова Д., 2014). Кантата М.П. Речкунова была рекомендована Училищным советом при святейшем Синоде к исполнению на школьных торжествах, однако о ее исполнении в Красноярске в периодике не сообщается.

Таким образом, можно говорить о значимой роли музыкального искусства в упомянутых юбилейных торжествах: церемониальной, эстетической, «общественно-воспитательной». Представляется очевидным, что выбор сочинений для исполнения на красноярских торжествах был обусловлен предпочтением к образцам, предполагающим облегченность и мобильность исполнительского состава, которые допустимо, при необходимости, исполнить фрагментами. В отсутствии в городе филиала Императорского Русского музыкального общества, оперного театра и стабильного хорового коллектива полноценная организация репетиционного процесса для подготовки к исполнению крупных вокально-симфонических кантат, созданных к юбилейной дате известными композиторами, была на тот момент, по всей видимости, невозможна.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Отметим, что при подготовке отчета о прошедших торжествах в 1913 г. планировалось приложить материалы из именно этих изданий, о чем свидетельствует пометка карандашом в деле Красноярской губернской гимназии на полях рассылки Главного инспектора училищ: ГАКК. Дело о подготовке празднования 300-летия дома Романовых. Ф. 595, оп. 53, д. 576, л. 37.

2 Енисейская мысль. 1913. 27 янв. (№ 6223). С. 4.

3 Там же. 1913. 31 янв. (№ 65-26). С. 2.

4 ГАКК. Дело о подготовке празднования 300-летия дома Романовых. Ф. 595, оп. 53, д. 576, л. 13.

5 Енисейская мысль. 1913. 6 февр. (№ 6930). С. 4.

6 О чем население было оповещено, в том числе, и объявлением в «Енисейских губернских ведомостях» (Енисейские губернские ведомости 1913. 19 февр. (№ 20). С. 1).

7 Енисейские губернские ведомости. 1913. 24 янв. (№ 10). С. 4; 1913. 8 янв. (№ 3). С. 4.

8 Енисейская мысль. 1913. 19 февр. (№ 80-41). С. 2.

9 Ранее отмечалось, что духовные учебные заведения будут праздновать 300-летний юбилей Царствования совместно, в здании духовной семинарии: Енисейская мысль. 1913. 12 февр. (№ 74-35). С. 2.

10 Енисейская мысль. 1913. 19 февр. (№ 80-41). С. 2.

11 Там же. 20 февр. (№ 81). С. 1.

12 Там же. 14 февр. (№ 76-37). С. 2-3.

13 В анонсе же данного события уточнялось, что будет поставлена также сцена в келье: Енисейская мысль. 1913. 10 февр. (№ 73). С. 2.

14 Енисейская мысль. 1913. 27 февр. (№ 84). С. 2.

15 Там же. 21 февр. (№ 82-83).

16 ГАКК. Дело о подготовке празднования 300-летия дома Романовых. Ф. 595, оп. 53, д. 576, л. 41.

17 Енисейская мысль. 1913. 14 февр. (№ 76-37). С. 2-3.

18 Данное название указано в заметке. Очевидно, речь идет о хоре из I действия оперы «Жизнь за Царя» «В бурю, во грозу».

19 ГАКК. Дело о подготовке празднования 300-летия дома Романовых. Ф. 595, оп. 53, д. 576, л. 40-41.

20 ГАКК. Дело о праздновании трехсотлетнего юбилея царствования дома Романовых. Ф. 433, оп. 1, д. 71, 26 л.

21 В программе, сохранившейся в архивном деле, указание авторства музыки и текста сочинений, в основном, заменено многоточиями: ГАКК. Дело о праздновании трехсотлетнего юбилея царствования дома Романовых. Ф. 433, оп. 1, д. 71, л. 18.

22 ГАКК. Книга для записи протоколов Педагогического совета 1-й железнодорожной школы на станции Красноярск. Ф. 569, оп. 1, д. 1, л. 36-37.

23 ГАКК. Дело о подготовке празднования 300-летия дома Романовых. Ф. 595, оп. 53, д. 576, л. 25.

24 Юбилейные кантаты // Вечернее время. 1913. 21 февр. (№ 385). С. 4.

25 Там же.

ЛИТЕРАТУРА

Долбилов М. Аттестация «верноподданнических чувств»: Министерство императорского двора и народные панегирики дому Романовых в 1860-х - 1880-х годах // Новое литературное обозрение. 2021. № 5. С. 22-37.

Ищенко О.В. Участие воспитанников учебных заведений Сибири в праздновании 300-летия Дома Романовых // Вестник Томского государственного университета. История. 2014. № 1. С. 32-35.

Козлов Ф.Н. Празднование 300-летия Дома Романовых в учебных заведениях Чувашского края // Вестник архивиста. 2013. № 4. С. 40-49.

Перепич Н.В. Музыкальные фигуры в отечественных славильных сочинениях // ARTE. 2021. № 1. С. 13-23.

Федотова Д.Ю. Культурная жизнь г. Тобольска конца XIX - начала XX в. (по материалам статей газеты «Сибирский листок») // V Исторические чтения Томского государственного педагогического университета: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием (Томск, 13-14 ноября 2014 г.). Томск: Изд-во Том-

REFERENCES

Dolbilov, M. (2021), "Evaluating the «most loyal feelings»: The Ministry of the Imperial court and the popular panegyrics to the House of Romanov in the 1860s-1880s", Novoe literaturnoe obozrenie [New literary observer], no. 5, pp. 22-37. (in Russ.)

Fedotova, D.Yu. (2014), "The cultural life in Tobolsk late 19th - early 20th century (in articles of the paper «Sibirskiy listok»)", Istoricheskie chteniya Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo

universiteta [Historycal readings of Tomsk State Pedagogical University], Tomsk, pp. 124-127. (in Russ.)

Hrapova, N.S. (2013), "Celebration of the 300th anniversary of the House of Romanov", Arhivniy vestnik [Bulletin archive], in I.L. Gorchakova (ed.), Omsk, pp. 236-242. (in Russ.)

Ischenko, O.V. (2014), "The participation of the Siberian educational institutions pupils in the celebration of 300th anniversary of the House of Romanov", Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Tomsk State university journal], no. 1, pp. 32-35. (in Russ.)

ского государственного педагогического университета, 2014. С. 124-127.

Храпова Н.С. Празднование 300-летия царствования Дома Романовых // Архивный вестник / под ред. И.Л. Горчаковой. Омск: Амфора, 2013. С. 236-242.

Kozlov, F.N. (2013), "Celebration of the 300th anniversary of the House of Romanov in Chuvashia educational institutions", Vestnik arhivista [Herald of an archivist], no. 4, pp. 40-49. (in Russ.)

Perepich, N.V. (2021), "Musical figures in the Russian glorifying compositions", ARTE, no. 1, pp. 13-23. (in Russ.)

Сведения об авторе

Перепич Наталья Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки и композиции Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хво-ростовского (Красноярск) E-mail: muza97@mail.ru

Author information

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Natalia V. Perepich, Cand. Sc. (Art Criticism), Associate Professor of the Theory Music Department at the Dmitry Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts (Krasnoyarsk) E-mail: muza97@mail.ru

Поступила в редакцию 27.09.2021 После доработки 24.11.2021 Принята к публикации 26.11.2021

Received 27.09.2021 Revised 24.11.2021 Accepted for publication 26.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.