Научная статья на тему 'МУЗЫКА В СЕРДЦЕ РЕБЕНКА'

МУЗЫКА В СЕРДЦЕ РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
144
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКА / РЕБЕНОК / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С МУЗЫКОЙ / ЗВУКИ / НАСТРОЕНИЕ / МОЦАРТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ксенофонтова Д.В.

В статье описывается взаимодействие ребенка непосредственно с музыкой, влияние музыки на жизнь ребенка в целом, на его эмоциональное настроение, психологическое и интеллектуальное развитие, а также, приводятся примеры влияния музыки на мозг человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКА В СЕРДЦЕ РЕБЕНКА»

УДК 1

Ксенофонтова Д.В.

преподаватель по классу фортепиано концертмейстер Детской музыкальной школы №3 акимата города Нур-Султан Казахский Национальный университет искусств (Казахстан, Нур-Султан)

МУЗЫКА В СЕРДЦЕ РЕБЕНКА

Аннотация: в статье описывается взаимодействие ребенка непосредственно с музыкой, влияние музыки на жизнь ребенка в целом, на его эмоциональное настроение, психологическое и интеллектуальное развитие, а также, приводятся примеры влияния музыки на мозг человека.

Ключевые слова: музыка, ребенок, взаимодействие с музыкой, звуки, настроение, Моцарт.

Как показали многочисленные исследования, музыка влияет на мозг человека, на интеллект и на весь наш организм в целом. Существует даже такое понятие как «музыкотерапия», которая доказывает влияние музыки на весь организм человека. Это процедура, во время которой пациенту включают определенную мелодию, которая впоследствии помогает избавиться от проблем со здоровьем. Например, с помощью музыки можно лечить болезни, связанные с пороками развития, психическими расстройствами, межличностными проблемами и токсикоманией. В современном мире взаимодействие ребенка с музыкой как нельзя кстати, когда мир полон различными «вредными» гаджетами. Однако гаджет можно использовать с пользой, научившись любить музыку. Но как именно контактировать с музыкой? Ее можно слушать и исполнять на музыкальных инстументах, аранжировать любимые мелодии по своему вкусу, записывать музыку нотами. Музыка помогает отвлечься от городской суеты, отдохнуть после трудового дня, расслабиться и настроить себя на позитив. Однако не вся музыка настроит вас лишь на мажорное настроение. Есть музыка, навивающая точку, печаль, ностальгию и даже боль, но даже и в этом случае, музыка никак не

навредит вам, так как чувства при прослушивании или проигрывании музыки происходит непосредствнно внутри вашего организма, она проходит насквозь через вашу душу и связана с вашими мыслями. Исследования ученого Роберта Монро доказали, что при прослушивании определенных мелодий человек способен ощущать бинуральные ритмы. Например, если одно ухо слышит звук с чистотой 150Гц, а другое 157Гц, то оба полушария мозга начинают работать синхронно. Эти ритмы образуют не реальный звук, а «фантом» мощностью всего в 7Гц. Такие ритмы помогают улучшить функционирование мозга, поскольку позволяют наладить межполушарные нервные связи на нужной частоте. И чем выше амплитуда колебаний, тем более синхронно будут работать полушария. Но при этом не забывайте, что не все ритмы полезны для нашего мозга. Прослушивание однотипной техно-музыки может спровоцировать замедление быстроты реакции и даже привести к деградации интеллекта. Произведения великих классиков оказывают вдохновляющий и успокаивающий эффект на организм человека.

Мелодичная музыка навевает глубокие переживания, а ритмичная проще

воспринимается нами и может порождать глубокие страсти в душе. Особенный эффект

на человека оказывают произведения Моцарта. Многочисленные исследования

показали огромное влияние музыки этого композитора на интеллект. Прослушивание

его мелодий заметно повышает уровень и усиливает мозговую активность. Музыка

Моцарта уникальна - она не быстрая и не медленная, спокойная, но не скучная. Этот

феномен до конца не изучен, но уже получил название «Эффект Моцарта». Во 2-й

половине ХХ в. американский ученый-исследователь Дон Кемпбелл написал книгу под

названием «Эффект Моцарта», ставшую чрезвычайно популярной во многих странах

мира. Первый же составленный им СО-диск с музыкальными произведениями Моцарта

(в продажу он поступил под броским названием «Музыка, повышающая Ваш

интеллект») сразу угодил в десятку самых популярных записей классической музыки,

опубликованную в журнале «Билборд». Среди людей, отупевших от рок- и поп-музыки,

начался настоящий бум! Все хотели слушать Моцарта! Причем не с целью

просвещения, а чтобы лечиться и умнеть (ведь быть здоровым и, особенно, умным —

это очень престижно в таких развитых странах, как США). Д. Кемпбелл является одним

299

из ведущих просветителей всего мира в области связи музыки и целительства. Он написал 9 книг, касающихся музыкотерапевтической тематики, среди которых (кроме упоминающейся выше его книги под названием «Эффект Моцарта») такие бестселлеры мирового масштаба, как «Музыка и чудеса», «Эффект Моцарта для детей» и др. Широкий диапазон медицинских и психологических исследований, проводившихся Д. Кемпбеллом и его коллегами в течение более 20 лет, показал, что музыка Моцарта оказывает очевидное благотворное воздействие на здоровье и умственные способности человека. Д. Кемпбелл отобрал из произведений Моцарта по собственной авторской методике наиболее целебные и составил из них серию тематических СЭ-дисков, поступивших в широкую продажу по всему миру. «Эффект Моцарта» — так Д. Кемпбелл в общем смысле назвал воздействие музыки (любой, не обязательно Моцарта и не обязательно классической) на человека. В узком же смысле термин «эффект Моцарта» относится исключительно к действию на человеческий организм именно музыки Моцарта. Ученые из Института нейропсихологии г. Вены (Австрия) с помощью электроэнцефалограммы смогли определить, как долго у слушателей длится «эффект Моцарта» (точнее — как долго энцефалограф может «улавливать» воздействие данного эффекта на головной мозг слушателя). Так вот, у некоторых людей благотворное действие музыки на мозг прекращалось одновременно с замолканием последних нот музыкальной композиции Моцарта. У других эффект продолжался еще в течение 3 минут, а затем мозг возвращался к первоначальному (до прослушивания) состоянию.

Очень интересные рассуждения на эту тему дает известный музыкальный критик, музыковед М. Казиник.

Моцарт — «самый подходящий» композитор для малышей. Огромное

количество научных исследований, проводившихся во многих странах мира,

свидетельствуют о том, что гармоничная, светлая и изысканно простая музыка Моцарта

оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики,

интеллекта и творческого начала. Возможно, то, что Моцарт, будучи музыкальным

Гением от Природы, стал композитором уже в возрасте 4-х лет, и привнесло в его

музыку чистое детское восприятие, которое подсознательно чувствуют все

«почитатели» его творчества — в т. ч. и самые маленькие слушатели. Как показали многочисленные эксперименты, улучшения в работе головного мозга под воздействием музыки Моцарта (впрочем, как и любой другой) у взрослых людей, как правило, носят временный характер, поскольку в головном мозге взрослого человека нейронные связи — т.н. синапсы — уже сформировались. На этом основании некоторые исследователи высказывают предположение, что, возможно, у детей, с их только формирующимися нейронными связями («цепями»), прослушивание музыки Моцарта может вызвать не только кратковременное, но и длительное, устойчивое улучшение мыслительной деятельности. Такого мнения придерживается, в частности, уже упоминавшаяся ранее психолог Френсис Раушер (США), которая обнаружила подтверждение этой идеи в процессе своего 5-летнего наблюдения за детьми.

У детей, получавших уроки музыки в течение 2 лет подряд, значительно

улучшились способности к пространственному мышлению, причем этот эффект

не исчезал со временем. На основании данного факта Ф. Раушер выдвинула

«революционную» гипотезу о том, что музыка может оказывать структурное влияние

на образование нейронных цепей в детском мозге. Из этого предположения (если оно

верно) следуют выводы о том, что грамотное музыкальное воздействие именно на детей

может, во-первых, в терапевтическом плане быть более эффективным (во всех

отношениях), чем на взрослых, во-вторых, — значительно быстрее, чем у взрослых,

развить в них мощный интеллектуальный потенциал, который (при наличии

благоприятных условий) будет активно работать на них на протяжении всей

дальнейшей жизни, а в-третьих (как следствие первых двух выводов), — стать

альтернативой применению традиционных психотропных химиопрепаратов.

Профессор, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института

психологии РАН Владимир Морозов был участником следующего эксперимента,

недавно проведенного российскими психологами. Ученые попросили маленьких

детей — воспитанников одного из детских дошкольных учреждений г. Москвы —

во время прослушивания различных музыкальных произведений нарисовать

несуществующее (вымышленное, фантастическое) животное, а сами по характеру этих

рисунков определяли, какое настроение вызвала та или иная музыка у каждого

конкретного ребенка. Оказалось, что когда звучала музыка Моцарта, то животные на детских рисунках были миленькими, ласковыми и безобидными (наподобие Чебурашки). Когда же включали рок-музыку, дети рисовали страшных и уродливых животных с раскрытой пастью, огромными клыками и острыми когтями. Как доказали европейские ученые, музыка именно Моцарта повышает умственные способности у всех без исключения людей, которые ее слушают (причем и у тех, кому она нравится, и у тех, кто ее не любит). Даже после 5-минутного музыкального сеанса у слушателей заметно увеличивается концентрация внимания (сосредоточенность). Люди, страдающие болезнью Альцгеймера, улучшают свои навыки при регулярном прослушивании сонаты для двух фортепиано до-мажор Моцарта.

Музыка Моцарта как никакая другая оказывает огромное влияние на лечение целого ряда серьезных болезней, среди которых есть и эпилепсия. Ученые экспериментальным путем определили, что звуки сонат Моцарта (особенно соната К 448) способны купировать эпилептические припадки (уменьшить количество эпилептических атак). В одном из экспериментов, проводимых профессором Джоном Дженкинсом (США), больным, страдавшим серьезными неврологическими заболеваниями, в индивидуальном порядке дали прослушать всего лишь 10-минутный фрагмент одного из музыкальных произведений Моцарта, после чего практически у всех этих людей на какой-то период времени заметно улучшалась способность выполнять тонкие движения рук. В клиниках Швеции роженицам дают слушать музыку Моцарта, т. к. шведские ученые и медики убеждены, что именно она помогла им резко снизить в своей стране раннюю детскую смертность. По утверждениям авторитетных специалистов мирового уровня, музыка Моцарта помогает избавиться от любых душевных проблем, улучшает речь и слух. Если во время еды ежедневно слушать спокойную музыку Моцарта — исчезнут многие проблемы с пищеварением.

Таким образом, влияние музыки на человека очевидно. Любите музыку!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. eLibrary.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.