Научная статья на тему 'Музыка в амебейных агонах'

Музыка в амебейных агонах Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
103
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Смирнова А. С.

Античные амебейные агоны в стихотворениях Феокрита, Вергилия, Кальпурния и Немезиана имеют две составляющие: стихотворную и музыкальную. Лексические средства, с помощью которых выражается музыкальная часть, это, в основном, названия музыкальных инструментов (существительные) и действия игры (глаголы). Как выясняется, музыкальное исполнение не влияет на решение судьи. Упоминание о музыкальном сопровождении в состязательных стихотворениях лишь выделяет амебейный агон в композиции произведения среди остальных частей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Music in the Amoebean Contests

Ancient amoebean contests in the poetry of Theocritus, Vergil, Calpurnius, and Nemesianus consist of two components. These are poetry and music. Lexical means expressing the musical part are basically the names of musical instruments (nouns) and actions of playing (verbs). As it turns out, music rendition does not influence the judge's decision. References to music mark out the amoebean agon among other parts of the poem.

Текст научной работы на тему «Музыка в амебейных агонах»

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 9. 2QQ8. Вып. 1. Ч. II

А. С. Смирнова

МУЗЫКА В АМЕБЕЙНЫХ АГОНАХ

Музицирование, пение и сочинительство - основная тема античных буколических амебейных (попеременных) агонов (состязаний). Один из образов, с которым сталкивается читатель (слушатель) амебейных агонов Феокрита, Вергилия, Кальпурния и Немезиана - музыка1. В античности поэтические произведения профессиональных поэтов, как и обрядовые фольклорные песни, сопровождались игрой на музыкальном инструменте: элегические стихотворения исполнялись под флейту, лирические - под лиру и т. д. О том, что в античном мире пастухи были музыкантами, свидетельствует, например, Платон: в его идеальном государстве пастухи продолжали бы играть на сиринге (Plat. Resp. 399d)2. Исследования современных поэтических состязаний3 дают повод предположить, что подобные состязания между пастухами и стали для античных поэтов образцом новой литературной формы4.

Современный читатель располагает только словесной частью буколического состязания, о мелодии можно лишь догадываться, а это, считает А. С. Ф. Гау, лишает его возможности судить о мастерстве состязающихся5.

Мы не ставим перед собой задачу выяснить, какой была музыкальная часть аме-бейных агонов, нас интересует образ музыки, создаваемый поэтами. Известно, что буколические стихотворения сочинялись для публичного исполнения6, но, к сожалению, теперь невозможно воспроизвести амебейный агон, каким он был во времена Феокрита и его литературных преемников. Наше незнание музыкального сопровождения в музыкально-поэтическом состязании отчасти компенсируется тем, что тексты состязательных стихотворений (в основном, до агона) изобилуют упоминаниями о музыке, музыкальных инструментах и игре на них.

Музыкальный инструмент пастуха - это дудка или свирель, которую он делает сам (напр.: Theocr. [8] 18-19; 22-23; Calp. 4,2Q). В состязательных стихотворениях встречаются разные названия музыкальных инструментов: у Феокрита - aupiyÇ (1,129; 4,28; 5,4; 6,43; 8,18; 9,8 и т.д.) и aUlós (5,7; 6,43). У римских поэтов это - calamus (Verg.7 1,1Q; 2,32; 5,2; 6,69; 8,24; Calp. 1,16; 3,26; 4,19 и т. д.; 6,1Q; Nem. 2,19; 4,2 и т. д.); avena (Verg. 1,2; 1Q,51; Calp. 1,93; 2,28; 3,6Q; 4,63 и т. д.); fistula (Verg. 2,37; 3,22; 7,24; 8,33; 1Q,34; Calp. 1,17; 2,31; 4,26; 7,8 и т. д.); cicuta (Verg. 2,36; 5,85; Calp. 4,2Q); stipula (ирон.) (Verg. 3,27); harundo (Verg. 6,8); canna (Calp. 4,45 и т.д.); canales (Calp. 4,76). Играть на дудке, на сиринге - au-píaSev (Theocr. 1,14; 6,44; 8,4 и т. д.), aUleív (Theocr. 7,71); ludere (calamo) (Verg. 1,1Q; 6,1); ludere cicutis (Calp. 4,2Q); inflare calamos (Verg. 5,2); modulari avena (Verg. 1Q,51; Calp. 1,93); modulari canna (Calp. 4,45); canales exprimere (Calp. 4,76).

Музыкальные инструменты появляются в состязательных стихотворениях не только в качестве неизменного атрибута пастухов, нередко они становятся предметом для разговоров и споров между певцами, а также для поддразниваний друг друга. Так, в Theocr. 5 сиринга является одной из причин спора между пастухами; многократное упоминание названия инструмента (ст. 4; 5; 6; 19) как будто логически приводит к тому, чтобы он,

© А. С. Смирнова, 2QQ8

наконец, зазвучал во время состязания. В Theocr. б сиринга и авлос - подарки, которыми певцы одаривают друг друга по завершении пения (ст. 43-44). У Кальпурния игра на свирели - забава для возлюбленных (Calp. 3,2б-27), препятствующая поцелуям: atque inter calamos errantia labra petisti «и достигала ты блуждающих по свирели губ» (Calp. 3,58, ср. то же у Nem. 2,39). Музыкальные инструменты получают также и символическое значение. Например, в Theocr. [8] сиринга выставлена в качестве заклада ( ст. 18; 21): певцы ставят на кон свое искусство, то есть собственную возможность музицировать. Здесь музыкальный инструмент становится символом амебейного агона (ср. Verg. 7,21-24; у Кальпурния бог Сильван дарит пастуху дудку (Calp. 2,28-31)). В других примерах музыкальный инструмент наделен практическим смыслом и выступает как символ музыкального ремесла. У Вергилия свирель пастуха Дамета «добывает» козла (Verg. 3,21-22): An mihi cantando uictus non redderet ille, / quem mea carminibus meruisset fistula caprum? «Разве не сам он, побежденный в пении, отдал мне козла, какого напевами заслужила моя свирель?» (ср. Calp. 6,19-20: Vis igitur.../...calamos committere nostris? - «Итак, не хочешь ли.../... скрестить свою свирель с моей?»).

Игра на музыкальном инструменте сопровождает амебейный агон, но как представить себе этот процесс игры только по репликам в поэтических текстах? В Theocr. [8] музыка упоминается лишь в характеристике певцов: apfœ aupiaSev SeSarmevœ, apfœ aeiSev (ст. 4) - «оба искусны в игре на сиринге, и в пении оба» (ср. Nem. 4,2). О том, как сочетались инструментальная и вокальная части агона, можно только догадываться; нам представляется, что в то время как один пел, другой играл на свирели - потом они менялись ролями8. Возможно также, что каждый из соперников перед пением очередного куплета или после него исполнял своего рода «проигрыш» на свирели - это давало бы ему или его сопернику время для подготовки9. У Немезиана находим четко описанный процесс амебейного пения (ср. Nem. 1,3: carmen sub harundine compositum «песня, сочиненная под дудку»; 2,19: alternant, Idas calamis et versibus Alcon («Идас и Алкон чередуются в игре на свирели и пении песен»)10; и далее похожий пример (2,53-54)). Мнение об одновременности игры и пения подкрепляется тем, что, говоря об агоне, певцы не упоминают о музыке, как будто эта часть состязания действительно не является решающей для определения победителя. Так, в Theocr. 5,22 Лакон говорит Комату: alla ge toi Siaeiaopai eate к apeip|j «но с тобой буду состязаться в пении, пока ты не устанешь». В той же идиллии (ст. 44 и б0), чтобы начать состязание, Лакон использует глагол PoukoÀiaÇomai (петь пастушью песню - нововведение Феокрита), а в ст. 67-68 Лакон объясняет судье, что он и Комат решили соревноваться, кто из них лучший буко-лиаст (т. е. певец пастушьих песен)11. Наконец в ст. 78 Лакон в третий раз просит Комата начать агон, употребляет глагол Àe'geiv (ср. Verg. 3,55: dicite)12. В Verg. 7,5 отмечается, что певцы равны в амебейном пении, а музыкальная игра никак не охарактеризована: et cantare pares et respondere parati «и в пении равны, и отвечать готовы». Поскольку основным для певцов является пение, о музыкальном сопровождении в амебейных агонах говорится как о естественной составляющей.

Итак, несмотря на частые отсылки к музыкальной части амебейного агона, мы не можем судить о мастерстве инструментального исполнения. Звучание музыки может быть передано прилагательными или эмоциональными выражениями (редкие примеры, напр.: Theocr. 5,7; Verg. 3,27; 7;24), однако и после амебейных агонов, в решении судьи, отсутствует какая-либо оценка музыкального мастерства пастухов13. Упоминание о музыкальном сопровождении указывает на особый характер амебейного агона в стихотворном

произведении, это всего лишь поэтическая условность, не требовавшая комментариев для античного слушателя (читателя), которому не стоило особого труда представить себе описываемый агон14.

1 Schmidt E. A. Bukolische Leidenschaft oder ьber antike Hirtenpoesie II Studien zur klassischen Philologie. Frankfurt am Main, 1987. Bd. 22. S. 29.

2 Murley C. Plato's Phaedrus and Theocritean Pastoral II Transactions of the American Philological Association. 1940. Vol. 71. P. 285.

3 Напр., Исмаилов Е. Акыны. Алма-Ата, 1957; Merkelbach R. Hestia und Erigone. Leipzig, 1996.

4 О происхождении античных буколических состязаний: Knaack G. Bukolik II Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumwissenschaft I Hrsg. von G.Wissowa. Stuttgart, 1899. Bd. III. C. 998-1012.

5 Theocritus I Ed. with a transl. and comm. by A. S. F. Gow. Cambridge, 1965. Vol. 2. P. 94.

6 См., напр.: MerkelbachR. Hestia und Erigone. Stuttgart; Leipzig, 1996. S. 143.

7 При ссылках на Вергилия и Немезиана нет указания на название произведений, так как во всех случаях имеются в виду «Эклоги».

8 Такое предположение подкрепляется упоминаниями о музыкальном сопровождении в других поэтических произведениях: в Corpus Theognideum авлет аккомпанирует пению (примеры текстов, где упоминается об аккомпанементе собраны, напр., в статье ПоздневаM. М. Об одном мотиве застольной поэзии: Theogn. 1041sq. II TRADITA NON EXPLORATA. Philologia Classica. Вып. 7. СПб., 2007. С. 31 сл.). Современные поэтические состязания также сопровождаются игрой на музыкальном инструменте (напр., Исмаилов Е. Акыны. С. 26).

9 Ср. в Scolion alphabeticum (Collectanea Alexandrina I Cum epimetris et indice nominum ed. J. U. Powell. Oxford, 1925. P. 199-200) после каждого четверостишия следует обращение к флейтисту: «Сыграй мне», которое может означать и проигрыш между куплетами, и аккомпанемент.

10 Не исключено, впрочем, что calamis и versibus равно относятся к обоим участникам состязания; образец подобного порядка слов находим, например, у Горация: Carm. III, 4, 18-19.

11 В LSJ (A Greek-English Lexicon, compiled by H. J. Liddell, R. Scott, revised by H.S. Jones. Oxford, 1996. ad loc.) глагол |3ouKoÀiaÇomai отмечен только у Феокрита и у Мосха; у Феокрита ßouKoXiaaTr|C - тот, чье ремесло - пастушьи песни; подобно берютгр (жнец), auÀr|Tr|C (авлет).

12 Комментаторы указывают, что глагол говорения в значении «петь» у античных авторов весьма обычен (напр., Theocriti reliquiae I Ed. Th. Kiessling. Lipsiae, 1819. P. 164).

13 Как отмечает Е. В. Герцман: «ни в одном из сохранившихся источников, прямо или косвенно связанных с музыкой, нет и намека на описание того, что по своей природе не поддается описанию» (Герцман Е. В. Музыка Древней Греции и Рима. СПб., 1995. С 6).

14 Е. В. Герцман отмечает, что в античности в определение «поэт» вкладывалось и понятие «музыкант» (Герцман Е. В. Указ. соч. С. 123-128).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.