Научная статья на тему 'Музыка падающей воды*'

Музыка падающей воды* Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
197
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
плотина / ансамбль / памятник архитектуры / обмеры / стилевые признаки / пропорциональность

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Долгов Александр Владимирович

Статья посвящена исследованию архитектурного ансамбля под названием «Генеральская дача» и его отдельно сохранившимся сооружениям. Среди исторических мест г. Екатеринбурга плотина на реке Ольховке занимает особое место. Плотина, построенная в 1824 году, как предполагает А. Ю. Каптиков, архитектором Верх-Исетского завода С. Багарядцевым, чудом сохранилась до наших дней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыка падающей воды*»

УДК 72.01 ДОЛГОВ А. В.

Музыка падающей воды*

Статья посвящена исследованию архитектурного ансамбля под названием «Генеральская дача» и его отдельно сохранившимся сооружениям. Среди исторических мест г. Екатеринбурга плотина на реке Ольховке занимает особое место. Плотина, построенная в 1824 году, как предполагает А. Ю. Каптиков, архитектором Верх-Исетского завода С. Багарядцевым, чудом сохранилась до наших дней.

Ключевые слова: плотина, ансамбль, памятник архитектуры, обмеры, стилевые признаки, пропорциональность. DOLGOV A. V.

MUSIC FALLING WATER (CONTINUATION OF THE ARTICLE DAM ON THE GENERAL'S COTTAGE)

The article deals with the architectural ensemble called «The General's cottage» and its separate structures preserved. Among the historic sites of Yekaterinburg dam on the river Olkhovka occupies a special place. The dam was built in 1824. According to Professor A. Y. Kaptikov, the dam was built by architect C. Bagaryadtsev and miraculously survives to this day.

Keywords: dam, ensemble, an architectural monument, measuring, stylistic features, the proportionality.

Долгов

Александр

Владимирович

член-корреспондент РААСН, кандидат архитектуры, профессор, Заслуженный архитектор РФ, директор института УралНИИпроект РААСН E-mail: mail@uniip.ru

Отдавая должное детальному изучению плотины на Генеральской даче, произведенным Н. М. Богомоловым обмерам, хотелось бы в этой части работы остановиться на анализе пропорциональности данного сооружения.

Н. М. Богомолов показал, что плотина «решена в так называемом «золотом сечении» [1]. Причем его поиск «золота» отталкивается от важнейшей ритмической характеристики постройки, называемой автором основным шагом композиции (расстояние между осями арок и равное ему расстояние между осями портиков), —8,53+8,64 м (4 сажени).

Приняв данный размер за единицу, Н. М. Богомолов находит производные от него величины, умножив на прямую и обратную функцию «золотого сечения» (0,618 и 0,382). Полученные размеры (5,27; 5,34 и 3,26; 3,30 в метрах) он начинает искать на фасаде и, разумеется, находит, но с одной особенностью.

Там, где «золото» подтверждается до тысячной доли, нельзя не усмотреть подгонки. Почему-то именно с шириной портика по архитраву сравнивается ширина промежутка между портиками в свету(?) или ширина портика в осях колонн соотносится к промежутку между ар-ками(?).

Соотношение высоты колонны, ее нерусто-ванной и рустованной частей поражает своей точностью и искушает поверить в «золотое сечение». Во-первых, нет сомнений в высоте колонны, равной 2 саженям (4,27 м), а также в значимости ее деления на рустованную и гладкую

части. Последняя имеет высоту 264 см, что при делении на всю высоту колонны дает 0,62.

Появляется желание проверить эти данные по рядам кирпичной кладки, и оказывается, что высота гладкой части колонны составляет 30 рядов, а рустованной - 18 рядов, т. е. соотношение между ними 5 : 3 = 0,6. Еще меньше сомнений в правильности именно такой арифметики остается, когда мы замечаем, что два ряда кладки в среднем по высоте равняются четверти аршина, являвшейся в первой половине XIX в. основной меркой в строительстве. Все размеры зданий было принято назначать в четвертях аршина (71,1 : 4 = 17,78 см). Об этом свидетельствуют чертежи тех лет. Смотрим дальше: высота архитрава с колочкой равна 3 четвертям, высота от уровня воды на выходе из бьефа до основания колонны — 6 четвертей, межосевое расстояние колонн портика — 14 четвертей, высота всей колонны — 24 четверти; диаметр колонны по шейке — 4 четверти (1 аршин), диаметр арки — 24 четверти, равен высоте колонны (2 сажени или 6 аршин), высота рустов колонны - по 2 четверти, ширина архивольта арки — 3 четверти, ширина основания стереобата над колоннами портика — 21 четверть и т. д.

Такой метрический порядок достигнут применением кирпича с размерами 77 х 156 х 315 мм. Впрочем, достаточно рассмотреть рисунки 1 и 2, на которых основные размеры сооружения переведены в четверти аршина, и становится очевидной значимость выявления именно такой размерности для понимания пропорций и принципов построения архитектурной формы

* Продолжение статьи «Плотина на Генеральской даче» // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2011. № 2.

Рисунок 1. Плотина на Генеральской даче. Размерный анализ

плотины. Целочисленность данных соотношений не вызывает сомнений, в общую систему завязываются габаритные и осевые размеры.

Детализацию разложения на размерные четверти можно бы было продолжить до больших подробностей, но и выявленные величины своей кратностью, сложением и вычитанием говорят о построении размерной системы на сочетании величин, образуемых простыми числами и их элементарными комбинациями.

Модульным размером в данном порядке выступают 2 четверти, равные поларшина. Именно такой высоты сделаны русты и половина верхнего диаметра колонны. Затем мы видим ряд величин, основанных на 3 четвертях и их кратном увеличении. Таковы высота архитрава с утраченной гранитной полочкой, равная 3 четвертям; высота стереобата портиков, равная 6 четвертям, т. е. 3 х 2; высота рустованной части колонны, равная 9 четвертям, т. е. 3 х 3; высота гладкой колонны, равная 15 четвертям, т. е. 3 х 5.

Высота гладкой части колонны с архитравом равна 18 четвертям, т. е. 3 х 6; высота фронтальной проекции контрфорса равна 21 четверти, т. е. 3 х 7 (она же ровно в 2 раза меньше высоты всего портика от основания стереобата до конька); 24 четверти, т. е. 3 х 8 составляет высота всей колонны. Таков основной ритмический

шаг всей плотины, т. е. 24 четверти, равные 2 саженям, которому равны диаметры арок подпорной стенки и ширины простенков между арок. То есть мы имеем систему, построенную на арифметических целочисленных отношениях, в основе которых лежит ряд: 1, 2, 3, 5, а также их суммы и кратное увеличение, в основном в

2 или 3 раза.

Заметим, что именно эта кратность характерна при сопоставлении не только цепочек вертикальных размеров, но и при сравнении вертикальных размеров с горизонтальными, разумеется, не исключая соотношение 1 : 1.

Как мы уже указывали, основной единицей метрического модуля постройки стал размер в 2 сажени.

Как 2 : 1 соотносятся общие габариты — высота и ширина портика; как

3 : 1 — высота портика и межосевое расстояние колонн (см. прямоугольник КМЖ, рисунок 1), что подтверждается схождением в точке Б (конек фронтона) линий КБ и ЬБ, совпадающих по направлению с наклоном сторон трапеции контрфорса между колоннами портика. Соотношение 5 : 1 фиксируется в постройке сравнением высоты колонны к ее нижнему диаметру, равному 85 см, т. е. 427 : 85 = 5.

Все прочие соотношения, так или иначе, производны от этого начального ряда, в котором и 5 уже выглядит сложным числом: 2 + 3 = 5.

Не менее интересен и размерный анализ разреза плотины (рисунок 2), который подтверждает уже отмеченные закономерности, одновременно показывая, что они свойственны не только фасадному, но и объемному строю плотины.

Выявленные нами метрические особенности позволяют вспомнить про «застывшую музыку», ведь она вся построена именно на соотношениях простых чисел. В данном случае мы видим образец нетемперированного размерного строя, подобного музыкальному строю, господствовавшему до создания И. С. Бахом темперированной гаммы. «Музыкальность» этой постройки несомненна, но требует более детального раскрытия, не умещающегося в рамках статьи.

Для нас остается важным еще один вопрос. Почему именно 2 сажени стали основным ритмическим и габаритным размером плотины?

Обратим внимание на разрез (рисунок 3). Из него ясно, что именно в 2 сажени был определен перед началом строительства средний перепад уровней воды в пруду и на выходе из плотины. Очевидно, что к этой величине была близка и глубина пруда.

Теперь представим, что подпорная стенка плотины со стороны пруда и изнутри уже в процессе ее возведения обваловывается откосами с обеих сторон для обеспечения устой-

Рисунок 2. Плотина на Генеральской даче. Размерный анализ разреза плотины

М ч?ш_______________і__________________Зй зим

2 сажени

Рисунок 3. Плотина на Генеральской даче. Анализ разреза

чивости. Со стороны пруда высота обваловки должна быть примерно на 1+1,5 ниже отметки пруда для обеспечения водослива без потери устойчивости подпорной стенки (щита). Этому уровню соответствует точка С на рисуноке 3. Уровень точки В (отметка дороги по плотине) во многом определяется условиями местности, а именно, характером берегов в месте пересечения с плотиной.

Иными словами, надо задать (выбрать на местности) уровень перехода дорог, подходящих к реке с обеих сторон, на плотину.

Не исключено, что точка В назначалась и с учетом ширины дороги по плотине. Она близка к оси дороги.

Так или иначе, но, построив из точки В линии АВ и ВС как касательные к призме обрушения для грунта, мы видим, что строение как бы разделя-

ется ими на части. Ниже этих линий располагается устойчивая часть насыпи плотины, а выше - неустойчивая, требующая дополнительного усиления, укрепления и пригруза.

Ясно, что с пониженной стороны сопротивляющихся конструкций гораздо больше. Именно этой цели и служит стереобат, наклонная стена, контрфорсы и портики со стороны бьефа плотины, осуществляющие совместную работу по сдерживанию давления массы воды пруда на плотину.

Очевидно, что эту инженерную задачу можно было бы решить без развитых архитектурных форм, но именно они позволяют связать в единое гармоничное целое звук воды, падающей с высоты в две сажени, и архитектурную музыку, образованную сочетанием архитектурных форм, вы-

строенных на базе дорической колонны также высотой в 2 сажени, благодаря чему музыка падающей воды и камня слились воедино.

Показать и раскрыть глубинные торжества высоты столба падающей воды и высоты колонны - главный архитектурный замысел автора.

Заключение

Думаю, что материал, осмысленный в статье, представляет собой лишь приглашение к более глубокому изучению и пониманию архитектурного замысла автора, ведь математика только «обслуживает» логику. Тайный смысл строения может быть познанным и стать явным. Это касается и других построек прошлого, незаслуженно забытых нами в суете жизни. Но мир не без добрых людей, и нет-нет да и прикоснется рука человека, любящего архитектуру, к ее роскошному телу, побуждая понять истоки его красоты, в котором не все то «золото», что блестит, отвлекая исследователей названием пропорции от истинной логики архитектуры.

Между 0,618... и 0,6 в натурных размерах разница небольшая, чуть больше 2 см на 1 м измерений. Эти величины напоминают нам о точках, в которых почти сходятся геометрические и арифметические размерные ряды, но «золотое сечение», будучи внутри целого, на мой взгляд, не в состоянии раскрыть логику соотношений множественности отдельных единиц во всем их многообразии, построенном на простых комбинациях, подобных сооружению кирпичной стены.

Список использованной литературы

1 Богомолов Н. М. Материалы по обмеру архитектурных памятников старого Екатеринбурга. Плотина на Генеральской даче. Свердловск, 1944.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.