Музыка - медиатор материального и духовного
ПОЛЕМИКА / DISCUSSION
УДК 18
РО!: 10.24411/2413-693Х-2019-10112
Музыка - медиатор материального и духовного
ШИПОВСКАЯ Людмила Павловна
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Москва, Российская Федерация; доктор философских наук, профессор, [email protected]
Ключевые слова: энергия мысли, психика - преобразователь различных энергий, гармония и дисгармония, время и пространство, эмоции, сила музыки, музыкальное бытие, звуковое пространство
Для цитирования: Шиповская Л.П. Музыка - медиатор материального и духовного // Сервис Plus. 2019. Т.13. №1. С. 77-81. DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10112.
Статья поступила в редакцию: 24.02.2019. Статья принята к публикации: 24.03.2019.
Music as a mediator of material and spiritual one
Lyudmila P. SHIPOVSKAYA
Moscow Automobile and Road Construction State Technical University, Moscow, Russian Federation; Dr. Sc. (Philosophy), Prof., [email protected]
Keywords: energy of thought, mind as converter of different energies, the harmony and disharmony of time and space, emotions, the power of music, music genesis, sound space
For citation: Shipovskaya, L. P. (2019). Music as a mediator of material and spiritual one. Service plus, 13(1), 7781. (In Russ.). DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10112.
Submitted: 2019/02/24. Accepted: 2019/03/24.
Жизнь основана на обмене энергий. Биопсихическая энергия порождается жизнедеятельностью всего человеческого организма. Психическая энергия является частью биопсихической энергии. Источником психической энергии является головной мозг вместе с
каналами восприятия информации разного вида - анализаторами. Каждый анализатор, как известно, приспособлен к отражению конкретной энергии: например, зрительный и слуховой - электромагнитной (в основе света и звука электромагнитные колебания),
Shipovskaya, L. P. Music as a mediator of material and spiritual one
обонятельный и вкусовой - химической; вестибулярный, отражающий наше положение в пространстве, -гравитационной. Восприняв воздействие энергии того или иного вида, мозг затем производит оценку поступившей информации, определяет степень полезности или опасности для жизни. Когда та или иная энергия извне воздействует на мозг, то она приводит в действие нематериальные компоненты психики. Одна мысль, возникшая под влиянием конкретного внешнего воздействия, способна пробудить целый поток мыслей, желаний, планов, внешнее воздействие может мобилизовать волю человека, побудить его к творчеству. Получается, что нематериальные проявления психики обладают энергией. Энергией наделены образы, мысли, способности, эмоции, чувства. Источник жизни - то, что происходит, когда мысль обретает форму в слове (звуке). Дело в том, что образы насыщены информацией, которая и есть источник энергии. Психическая энергия начинает накапливаться у человека ещё в утробном состоянии. Вполне вероятно, что преобладание позитивного или негативного информационного содержания определяет качество психической энергии, воспроизводимой мозгом конкретного индивида. Психическая энергия является частью некоторой более общей информационно - биоэнергетичнеской системы, составляющей мир, в который погружены мы и прочие обитатели пространства, включая космос. Это неделимый мир материального и духовного. Его объединяют общие силы действия - гармония и дисгармония, время и пространство, стихии неба и земли, воды и огня. В материальном и духовном слоях этого мира господствуют одни и те же энергетические компоненты -краски (цвета), звуки, запахи, ритмы. Преобразователем различных энергий является психика. Преобразование разных видов энергий, воздействующих на индивида, в психическую энергию и обратно обеспечивают эмоции. Эмоции - уникальное творение живой природы, наиболее универсально реализованные в человеке. Они устроены так, что оказались на линии слияния двух миров - материального и идеального. Эмоциональная энергетика вбирает в себя психическую энергию от разных источников - интеллекта, мировоззрения, планов, воли и т.д.
Материальное и духовное в мире лучше всего объединяют посредники. К особо одаренным посредникам материального и духовного надо отнести художников, скульпторов, изобретателей, танцовщиков, поэтов, композиторов, музыкантов. Они являются талантливыми генераторами психической энергии и трансляторами информации из внешнего мира, где они черпают
вдохновение, во внутренний, где они берут энергию для созидания, и преобразуют её обратно во внешнее - в продукты своего творчества.
Творец обладает мощной психической энергией, позволяющей ему запечатлеть свое эмоциональное состояние в творении. При этом сила энергетики столь велика, что её достаточно для того, чтобы обычный человек, потребитель творчества - слушатель, читатель, зритель, смог воспринять, расшифровать и выразить свое ответное отношение. Это означает, что воздействовавшая на потребителя энергия многократно трансформировалась в нем: была переведена извне вовнутрь, отразилась, вызвала резонанс в чувствах, мыслях, ценностях и проявилась вовне в виде восторга, мнения, настроения.
Разнообразные эмоции являются стержнем музыкального произведения. Поэтому музыка, впрочем, как архитектура и поэзия, может быть названа эмоциональным видом искусства. И, следовательно, эмоции вызываются самим содержанием музыкального образа. Они могут принимать положительную или отрицательную окраску: эмоции умиления, радости, жалости, печали, скорби, гнева, ужаса и т.д.
На эмоциональной почве возникает также воображение - необходимый атрибут творческого процесса. Специфическую функцию воображения составляет синтез, воспроизведение «целого раньше частей», и в этом смысле - преодоление специализации духовных способностей человека как практического субъекта эпохи. Искусство, особенно музыкальное, владеет средствами воссоздания и удержания художественного образа.
Музыка как бы разрушает мир устоявшихся эмпирических целей, сообщает слушателю принципиальную неограниченность, неопределенность, создавая трансцендентный вектор становления всей духовной жизни человека, т.к. музыкальное искусство по сути своей есть предметно представленный Универсум человеческой фантазии. Сила воображения в музыкально-художественном творчестве позволяет комбинировать и воспроизводить представления и впечатления, хранящиеся в памяти. Воображение имеет много разновидностей: романтическое у Ф. Шопена, фантасмагорическое - у Г. Берлиоза, религиозно-философское - у И. Баха, строго реалистическое - у Д. Шостаковича и т.д. Природа музыкального творчества приобретает конкретное звучание в зависимости от ее носителя: композитора, исполнителя, слушателя [6,27-28].
Музыка есть процесс непрерывной смены, связи и движения звуков. В этом процессе отдельные звуки и
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Музыка - медиатор материального и духовного
их сочетания не просто сменяют, а предваряют и предполагают, как бы представляя друг друга. Отзвучав сейчас, они не исчезают полностью, не погружаются целиком в прошлое, а продолжают звучать в другом поле реальности - в слуховой памяти слушателей, обещая свое возвращение и действительно возвращаясь в поле объективности, хотя не обязательно в той же последовательности. Иначе говоря, звуки музыки составляют (благодаря участию слушателя) единое целое, только условно ограниченное в начале и в конце произведения, т.е. возникающие из бесконечности Космоса и уходящие в эту бесконечность. И этой непрерывности не противоречат паузы внутри музыки. Они тоже звучат, составляют органическую часть музыки, но только в чуткой душе слушателя.
Вопрос о взаимодействии музыки и слушателей, как и проблема взаимоотношения искусства и публики вообще, давно привлекал к себе внимание исследователей культуры. Еще крупнейшие мыслители Древней Греции Платон и Аристотель указывали на то, что публика отнюдь не однородна в своем отношении к искусству.
Аристотель впервые выдвинул идею взаимозависимости между характером исполняемой музыки и особенностями публики. Он обратил внимание на наличие обратных связей в отношениях музыкантов и слушателей: «...каждый получает удовольствие от того, что свойственно его природе; поэтому и участникам состязаний следует предоставить возможность пользоваться такого рода музыкой, применяясь к такому зрителю» [1, 642].
По мысли Аристотеля, различные социальные функции музыки реализуются обычно в разных слоях общества: например, "интеллектуальное развлечение" характерно для «лучших граждан», а «физиологическое воздействие» наиболее важно для широких масс населения. Особенно интересно наблюдение этого философа, касающееся конкретных проявлений влияния слушателей на исполняемую перед ними музыку. «Грубость зрителей вызывает изменение самого характера музыки, так что и сами профессиональные исполнители подлаживаясь под вкусы зрителей, претерпевают изменения и со стороны своих внутренних качеств, и со стороны телодвижений» [Там же, 643]. Другими словами, Аристотель указывает, как минимум, на две важные закономерности: изменение стилистики исполнения музыкальных произведений под влиянием художественных вкусов и предпочтений слушателей и зависящее от них изменение идейно-художественного содержания исполняемых произведений.
Из всех видов искусства музыка в высшей сте-
пени субъективна, т.к. не стеснена, не детерминирована особенностями объекта в силу того, что не имеет прототипа в реальном мире. «Психика человека подвергается влиянию многих внешних обстоятельств, переживаний, впечатлений, общения с природой, жизненных событий и т.п. И все это воздействует на, казалось бы, абсолютно автономный мир звукового воображения... Конечно же, все самые интересные и лучшие моменты музыкального произведения должны возникать, когда человек словно возносится над своим существом и находится в состоянии экзальтации, возбуждения» [5,53-54].
Всякое музыкальное произведение, как произведение искусства, имеет свою художественную форму, и в этом смысле музыкальное бытие не может не быть оформленным бытием, ибо тогда это было бы случайным скоплением звуков, никакого отношения к искусству не имеющим. Музыкальное бытие как бытие есть особая слитность звуков, которая сопровождает музыку. Сумма звуков всегда в музыке нечто неизмеримо больше, чем фактически присутствующие в этой сумме слагаемые. Кроме того, музыка неизменно движется и течет, меняется. Один звук как бы проникается другим и вместе с ним проникает в третий. Множество звуков, составляющих музыкальное произведение, воспринимается как нечто цельное и простое, как нечто в то же время текуче - бесформенное. «Это - подвижное единство и слитности, текучая цельность во множестве. Это - текучая всеобщая внутренняя слитность всех предметов, всех возможных предметов. От того музыка способна вызывать слезы - неизвестно по поводу, какого предмета; способна вызывать отвагу и мужество - неизвестно для кого и для чего; способна внушать благоговение - неизвестно к кому. Здесь слито все, но слито в своей какой-то нерасчленимой, бытийной сущности. Любой предмет - в музыке, и в тоже время - никакой. Можно переживать, но нельзя отчетливо мыслить эти предметы» [4,210]. Мы знаем, все предметы и процессы Вселенной имеют свои колебания и ритмы, которые вызываются устойчивыми отношениями, взаимодействиями их внутренних противоречивых частей, сторон, элементов, которые определенно (гармонично или дисгармонично) соотносятся, взаимодействуют с колебаниями и ритмами других предметов и процессов (колебания предметов и процессов одной среды стремятся к гармонии). Эти характерные колебания и ритмы можно считать онтологическими определениями предметов и процессов.
Музыка есть строго упорядоченная последовательность и непрерывность смены гармонических колебаний разной высоты, длины, силы, структуры, группи-
Shipovskaya, L. P. Music as a mediator of material and spiritual one
рующихся в относительно самостоятельные комплексы, условно символизирующие для человека неопределенные образы, темы, идеи, чувства.
Музыкальное произведение - длительное настоящее, без ухода в прошлое, каждая слышимая в нем деталь не дана сама по себе, а представлена в органическом сращении со всеми другими деталями этого произведения, во внутреннем с ним взаимопроникновении. Происходит слияние противоположностей, данное как длительно-изменчивое настоящее. Вселенная имеет своей сущностью всеобщую гармонию как неограниченное в пространстве и времени, ритмически варьирующее сочетание, единство, соответствие отношений, взаимодействий, колебаний его движущихся элементов, сторон и систем. В онтологическом смысле музыка - дух бытия космического, объективно-всеобщего (объективный дух). В гносеологическом смысле -объективный дух бытия, индивидуально преломленный личностью композитора (субъективный дух), который затем преломляется исполнителями, учениками, слушателями, критиками, историками искусства.
Как известно, музыка и речь являются звуковыми системами, что послужило поводом для рассмотрения их как явлений одного порядка. Физическая реализация сущности в слове ведет к возникновению образа объекта или понятия о нем, а ее проявление в звуке приводит ум в чувственные эмоции или в интуитивно-духовное состояние ума, именуемое «высшим блаженством». Оба состояния - логическое и эстетическое оказываются тождественными по содержанию, являясь лишь различными формами его выражения. Значит, музыкальное понимание составляет аспект глубинного внутреннего понимания.
Мир, рожденный звуком, представляет собой звучащее целое, и человек не может удалиться от музыки мира, музыка проходит через него. Это особый аспект в жизни человека- окружающая его Звуковая Реальность или «Звуковое пространство». Звуковое пространство бесконечно, но в художественной практике осваивается лишь малая его часть. Музыку определяют, как искусство организации звука в осмысленные образы с помощью высоты звука, гармонии и ритма. Освоение человеком звукового пространства предполагает в когнитивном аспекте определенные интеллектуальные усилия, поэтому выделяют особый тип мышления - музыкальный. Задача человека - понять ритм всего сущего и сознательно подключиться к всеобщему творческому процессу. Важнейшая функция музыки, и особенно сакрального пения - мелоса, интонационно близкого иным сакральным формам искусства, может
расцениваться как высший момент в музыкально-координационной сущности искусства. В связи с этим можно вспомнить понятие катарсиса - очищение через переживание и сочувствие, которое во многом определяет ценность духовной культуры. Голос человека действует как проявление его живой психической и интеллектуальной энергии, как проявление и притягивание космической энергии. Посыл звука в пространство предстает как познавательное и духовное действие, воздействие и музыкальная обработка пространства и его сущностей [7, с. 257].
Интересно, что и культурно-исторический звук по своей значимости в общественных ритуальных практиках ценился выше слова. По свидетельству Аристотеля, древнегреческая трагедия рождалась из дифирамба, бывшего первоначально песнопением в честь Диониса.
О том, что произведение возникает спонтанно и целостно в некоем творческом поле, С.В. Рахманинов писал: «... есть все основания считать, что композитор обладает большим даром, ибо он должен прежде, чем творить - воображать. Воображать с такой силой, чтобы в его сознании возникла отчетливая картина будущего произведения, прежде чем написана хоть одна нота. Его законченное произведение является попыткой воплотить в музыке самую суть этой картины» [2, с. 560].
Воспроизведение звуков окружающей человека жизни составляет изобразительную сторону музыкального художественного образа и является только одним из его моментов. Н. А. Римский-Корсаков в опере «Сказка о царе Салтане» в симфоническом антракте «Море и звезды» - оркестровой миниатюре редкого изящества и красоты рассказал, как тихо бегут на просторе волны, грузно покачиваясь, продвигаясь вперед плывет бочка, в небе одна за другой, как светящиеся точки, вспыхивают звезды, слышатся жалобы царицы и бойкая мелодия, характеризующая неунывающего царевича, растущего в бочке не по дням, а по часам. В равномерное движение волн входит светлая тема праздничного перезвона колоколов в волшебном городе Леденце.
Типичные особенности исторического времени, общества, нации, состояния природы, ее законы, общественные принципы и идеалы отражаются обязательно в индивидуальной сфере весьма субъективно, прихотливо, отвлеченно и иносказательно.
В симфоническом произведении К. Дебюсси на эту же тему - ("Море") слушатель попадает в другую атмосферу музыкального влияния, степень же конкретизации звукового изображения зависит от подготовлен-
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Музыка - медиатор материального и духовного
ности слушателя. Большим поклонником Дебюсси и его симфонической пьесы был С. Т. Рихтер, о чём можно найти неоднократные записи в дневниках, отражающие его музыкальные впечатления от прослушанной музыки. Так, 7.04.1972 он записывает: «И вот опять «Море»; сколько же его можно слушать, видеть и вдыхать его воздух! И каждый раз это как в первый!.. Загадка, чудо воспроизведения подлинной природы, а может быть — магия!» [3,203].
Сила музыки заключается в том, что она посредством звуков выражает настроения человека, его сложный внутренний духовный мир. В этой силе - выразительная сторона музыкального образа. Для человека как субъекта истории будущее есть сфера целе-полагания, т.е. сфера идеального. Эта сфера и представляет собой собственное поле деятельности воображения - «воссоздания» художественного музыкального образа.
Литература
1. Аристотель. Соч. и 4-х т. Т. 4. М., 1984, с. 642, 643.
2. Рахманинов С.В. Письма - Ред., авт. вступ. ст. и коммент. З.Апетянц. -М., 1955. с.560.
3. Рихтер С. Т. Дневники «О музыке» 1970-1995 // Монсенжон Б. Рихтер: Диалоги; Дневники. М.: Классика-XXI, 2002. - с. 203.
4. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990, с.210.
5. Никольская И., Витольд Лютославский. Статьи, беседы, воспоминания. М.,1995, с.53-54.
6. Шиповская Л.П. Музыка как форма социокультурного бытия» М.2018, с.27-28.
7. Шиповская Л.П. Музыка как феномен духовной культуры. М., 2005,с. 257.
References
1. Aristotle. Works in 4 volumes. Vol. 4. Moscow: 1984, p. 642, 643. (In Russ.).
2. Rachmaninoff S. V., Letters. Moscow: 1955, p.560. (In Russ.).
3. Richter S. T., Diaries «About music» 1970-1995. Monsaingeon B., Richter: The Dialogues; Diaries. Moscow: Klassika-XXI, 2002, p. 203. (In Russ.).
4. Losev A. F., From early works. Moscow: 1990, p. 210. (In Russ.).
5. Nikolskaya I., Witold Lutoslavsky. Articles, conversations, memories. Moscow,1995, pp.53-54. (In Russ.).
6. Shipovskaya L. P., Music as a form of socio-cultural existence. Moscow, 2018, pp.27-28. (In Russ.).
7. Shipovskaya L. P., Music as a phenomenon of spiritual culture. Moscow, 2005, p. 257. (In Russ.).