Научная статья на тему 'МУЗЫКА И МУЗЫКАНТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ УРСА ГРАФА'

МУЗЫКА И МУЗЫКАНТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ УРСА ГРАФА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
28
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / РЕНЕССАНС / УРС ГРАФ / РИСУНОК / МУЗЫКА / РОГ / ФЛЕЙТА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Донин Александр Николаевич

В статье дается образно-стилистический контекстный анализ рисунков швейцарского (принадлежащего к немецкой традиции) художника эпохи Возрождения Урса Графа, в которых изображается игра на духовых и струнных музыкальных инструментах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC AND MUSICIANS IN URS GRAF’S CREATIVITY

The article provides the pictorial stylistic contextual analysis of the drawings of a Swiss artist of the Renaissance Urs Graf (who also belongs to the German tradition), which show the scenes of the wind and string musical instruments playing.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКА И МУЗЫКАНТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ УРСА ГРАФА»

МУЗЫКА В ЕЁ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПАРАЛЛЕЛЯХ И ВЗАИМОСВЯЗЯХ

© Донин А. Н., 2014

МУЗЫКА И МУЗЫКАНТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ УРСА ГРАФА

В статье дается образно-стилистический контекстный анализ рисунков швейцарского (принадлежащего к немецкой традиции) художника эпохи Возрождения Урса Графа, в которых изображается игра на духовых и струнных музыкальных инструментах.

Ключевые слова: Швейцария, Германия, Ренессанс, Урс Граф, рисунок, музыка, рог, флейта, волынка, фидель

Тема музыки и музицирования имеет в немецком изобразительном искусстве глубокие корни. В эпоху Позднего Средневековья и Ренессанса она находила выражение в произведениях живописи, графики и скульптуры — как религиозного, так и светского содержания. Среди выдающихся памятников этого рода можно назвать алтарные произведения (картины, раскрашенные рельефы) с изображением музыкантов или музицирующих ангелов — например, «Ангел с лютней» из Краковского алтаря Файта Штосса (1489, Краков, костел святой Марии), створка с изображением музыкантов из Алтаря Иова работы Альбрехта Дюрера (1504, Кёльн, Музей Вальрафа-Рихартца), знаменитый «Концерт ангелов» Изенгеймского алтаря кисти Грюневальда (1515, Кольмар, Унтер-линден), «Коронование девы» Ганса Бальдунга Грина (1516, Фрайбург, собор). Здесь также могут быть упомянуты многие произведения светского, бытового содержания — например, посвященные миннезангу и миннезингерам миниатюры Большой Гейдельбергской рукописи (начало XIV века, Гейдельберг, Библиотека университета), рисунки Дюрера (Танцующие и музицирующие дети, 1495, ГМИИ; Танцующие обезьяны, 1523, Базель, Художественный музей), его же гравюра «Мужская баня» (1496), где один персонаж играет на дудочке, а другой — на маленькой фидели. К изображению музыкантов и музыкальных инструментов не раз обращались такие художники XVI века, как Ганс Гольбейн Младший и Альбрехт Альт-дорфер, а из менее известных мастеров — Ганс Зебальд Бехам, Бартель Бехам, Ганс Вертингер, Даниэль Хопфер, Леонард Бек, Эрхард Шён. Серию гравюр с изображением дам, играющих на различных музыкальных инструментах, создал во второй половине XVI столетия Тобиас Штиммер: «Орган», «Лютня», «Виола», «Гитара», «Кларнет»1, «Крумгорн», «Фагот», «Флейта».

Значительный и своеобразный вклад в развитие этой традиции внес швейцарский художник Урс Граф (ок. 1485 - ок. 1527/28). Его творчество известно в нашей стране немногим — в основном специалистам по искусству немецкого Возрождения. Будучи гражданином Швейцарии, но немцем по языку и культуре, Граф примыкал к немецкой художественной традиции. Это был единственный художник того времени, отдававший предпочтение графике — главным образом, рисунку пером, живописью же он занимался мало. До нашего времени сохранилась лишь одна его картина. Что же касается рисунков и гравюр Урса Графа, то они близки и по тематике, и по стилистике к произведениям Вольфа Губера — одного из ведущих мастеров Дунайской школы.

Жизнь Урса Графа была связана, главным образом, с Базелем, гражданином которого он стал в 1512 году. Здесь он работал как ювелир и мастер монетного двора, здесь же созданы многие его гравюры. Над рисунками же, которые ценились современниками выше всего, он работал не только дома, но, возможно, и во время военных походов: этот художник обладал склонностью к странствиям и авантюризму и не раз поступал на службу в качестве наемного солдата. Однако вместе с тем Урс Граф был весьма образованным человеком и обладал причудливой фантазией, которой давал волю в своем творчестве.

Участие художника в битвах и походах имело своим следствием то, что сюжетами многих его произведений стали боевые схватки и лагерная жизнь, а героями в этих случаях оказывались солдаты и маркитантки. Свои рисунки Граф создавал при помощи пера, блестяще владея этой техникой, что же касается печатной графики, то он предпочитал работать в области ксилографии, то есть гравюры на дереве.

Говорить о музыке применительно к работам Урса Графа можно в двух аспектах. С одной стороны, у исследователей его творчества подчас возникают в связи с некоторыми рисунками ассоциации с музыкой. Не раз высказывалось мнение, что композиции Графа бывают построены по принципам, в некотором смысле аналогичным тем, по которым создаются музыкальные произведения. Так, иногда фон, на котором представлен тот или иной персонаж, дополняет фигуру подобно тому, как гармония сопровождает мелодию (Ландскнехт на вахте, 1514, Базель, Кабинет графики). Иногда пейзаж многообразием своих форм напоминает оркестровое звучание (Обнаженная девушка, закалывающая себя кинжалом, 1523, там же). Более того, как считает немецкая исследовательница Маргарете Пфи-стер-Буркхальтер, рисунки Урса Графа по своей структуре сопоставимы с тканью музыкальных произведений, так как и само их композиционное решение, и пропорции, используемые художником, и интервалы между предметами, как и промежутки между отдельными линиями или штрихами, — все это подчинено ясным, легко читаемым закономерностям, которые не имеют ничего общего с академической рассчитанностью, но в которых много родственного с согласованием интервалов между тонами [8, S. 44].

С другой стороны, в работах Урса Графа мы нередко встречаем персонажей, играющих на музыкальных инструментах. Это ксилография 1520 года «Семейство сатиров», рисунки: «Сати-ресса, трубящая в рог» (ок. 1513, Базель, Кабинет графики), «Обнаженная, играющая на струнном инструменте, и старый базельский шут» (1523, Дармштадт, музей), «Два швейцарских солдата и два ландскнехта, играющие на поперечных флейтах» (1523, Базель, Кабинет графики), «Волынщик» (1525, Париж, Школа изящных искусств); «Обнаженная, играющая на струнном инструменте» (Базель, Кабинет графики).

Среди них наиболее ранней работой является рисунок «Сатиресса, трубящая в рог». На нем изображена идущая широким шагом и полностью обнаженная — если не считать немногих модных аксессуаров — фигура женщины-сатира. У нее на шее драгоценное колье, вокруг талии повязан широкий пояс из какой-то легкой ткани, на левом колене и левой сандалии — подвязки. Сатиресса трубит в огромный рог или горн, похожий на букцину (в данном случае это старинная примитивная труба, изогнутая наподобие рога, называвшаяся в Германии Zink или Zinken). Художник придает этому инструменту форму, напо-

минающую побег растения, как бы вырастающий из листа. Фигура дана в энергичном движении и производит впечатление силы и натиска. Несколько «животные» черты лица сообщают обра-

Урс Граф. Сатиресса, трубящая в рог. 1513

Существует предположение, что на рисунке изображена древнеримская богиня войны Беллона, которая, трубя в рог2, подает сигнал к началу битвы [4, s. 90]. В римской мифологии Беллона была спутницей Марса. С другой стороны, ее иногда отождествляли с иранской богиней плодородия Анаитис. Этим можно объяснить и «растительный облик» инструмента, и выпирающий живот сатирессы. Звуки, извлекаемые из рога, проходят спереди назад в виде клубов дыма между ногами сатирессы, что является, по-видимому, эротическим мотивом и напоминает некоторые произведения Ганса Бальдунга Грина — например, его рисунок «Ведьма и дракон» (1515, Карлсруэ, Кунстхалле). Что касается трактовки фигуры, то она обрисована линиями, проведенными с каллиграфической точностью и изяществом. В то же время бросается в глаза резкий, как бы металлический контраст между зонами света и тени на теле сатирессы. Эти резкие переходы рождают ассоциации с контрастами акустическими — между тишиной и трубным звучанием горна.

Спустя десять лет Урс Граф создал рисунок «Два швейцарских солдата и два ландскнехта, играющие на поперечных флейтах». В немецкой литературе этот рисунок иногда называют «Ständchen», то есть песня в честь кого-либо, серенада. Он имеет особое значение в историко-культурном контексте той эпохи. Несмотря на то, что немецкие ландскнехты были наемными солдатами, их не следует отождествлять со швейцарскими наемниками. Между теми и другими существовала давняя вражда, и назвать швейцарца ландскнехтом значило оскорбить его. Известно, что сам художник за подобное оскорбление подвергался судебному преследованию [6, р. 10].

Незадолго до того, как был создан этот рисунок, а именно в апреле 1522 года, состоялась битва при Бикокке близ Милана, в которой сражались французы и швейцарские наемники против войск папы Римского и императора. Солдаты, представленные на рисунке, — два швейцарца, француз и немецкий ландскнехт (это определяется по их одежде и аксессуарам), изображены не без легкого юмора: вряд ли после сражения при Бикокке они могли составлять «гармоничный квартет». Возможно, что нарисованная на плече одного из швейцарцев шутовская рожица, похожая на лисью морду, — символ хитрости и плутовства — является намеком на то, что швейцарцы своих недавних противников видят насквозь. Тем не менее, на рисунке эти вояки мирно и даже с видимым удовольствием предаются совместному музицированию. В этом рисунке, как и во многих других, художник не обошелся без эротических аллюзий: короткий толстый сук, торчащий из древесного ствола, напоминает о гульфиках швейцарских солдат, которые Граф часто изображал гротескно преувеличенными.

В 1965 году базельский ученый Вальтер Неф идентифицировал изображенные на рисунке инструменты. Во времена Урса Графа их называли Zwerchpfeiff или Querpfeiffen (в обоих случаях значение одно и то же: поперечная флейта), или Schweizerpfeiffen (швейцарская флейта). На рисунке их четыре, и они образуют квартет: дискант, альт, тенор и бас [4, S. 223].

К этому же году относится и еще один, похоже, автобиографический рисунок — «Обнаженная, играющая на струнном инструменте, и старый базельский шут».

Урс Граф. Два швейцарских солдата и два ландскнехта, играющих на поперечных флейтах. 1523

Этот лист можно сопоставить с другим, где также фигурируют шут и женщина — «Старый шут преследует обнаженную девицу» (б. д., Базель, Кабинет графики). Вместо «шут» можно сказать «дурак», поскольку немецкое слово Narr, а именно оно фигурирует в названиях этих рисунков, имеет оба значения. На листе «Старый шут преследует обнаженную девицу» героиня держит в левой руке веревку с двойной петлей — так называемый «силок для дураков» или «ловушку для дураков» — мотив, часто встречающийся в западноевропейском искусстве Ренессанса (и более раннего времени), в том числе в рисунках Урса Графа. Это позднесредневековый символ любви или брака — своего рода аналог нашего выражения «узы супружества». Урс Граф вписывает в обе петли свою монограмму, так что нет никакого сомнения в том, что под шутом или дураком он имеет в виду самого себя (известны многочисленные скандальные случаи его супружеских измен). Вместе с тем объединение в одном рисунке мотива любовной ловушки и образа шута проясняет мысль художника о том, что любовь — та же глупость (или дурачество) [3, S. 28].

Урс Граф. Обнаженная, играющая на струнном инструменте, и старый базельский шут. 1523

Обращаясь к рисунку «Обнаженная, играющая на струнном инструменте, и старый ба-зельский шут»3, мы видим, что в нем представлена аналогичная ситуация, только вместо «силка для дураков» девица держит в руках смычковый инструмент и играет на нем. По-видимому, тем самым художник характеризует музыку как средство, способствующее любовному дурману.

Создается впечатление, что шут, фигура которого приобретает слегка шаржированный характер, поет под аккомпанемент девицы. И, хотя художник в то время совсем не был так стар, как это деградирующее существо, он, возможно, снова имеет в виду самого себя. Здесь мы вновь видим контраст, как это было в рисунке с сати-рессой, — на этот раз контраст между женской красотой и уродливой старостью. Что касается инструмента, то в публикациях, посвященных творчеству Урса Графа, ему не дают какого-то определенного названия. Только в англоязычной монографии Э. Мэйджора и Э. Грэдмена 1942 года он назван скрипкой [6, р. 21], но, разумеется, это другой инструмент — скорее всего, как и на гравюре Дюрера, это фидель.

К 1525 году относится последний известный рисунок Урса Графа, посвященный теме му-

зицирования, — «Волынщик». Это однофигур-ная композиция, какие часто встречаются в творчестве Урса Графа, особенно в ранний период. Здесь художник возвращается к этому принципу, и так же, как в первом из рассмотренных нами рисунков, здесь почти отсутствует фон — мы видим только одну линию, обозначающую или, скорее, намекающую на поверхность земли, и тень от ног на ней.

Урс Граф. Волынщик. 1525

Поэтому все внимание сосредотачивается на фигуре музыканта — на его одежде, позе, берете с длинным пером, надутых щеках и на самом инструменте. Этот рисунок безыскусен и прост, однако он живо характеризует позу волынщика и даже выражение его лица, хотя мы видим его в профиль и несколько сзади. С легким юмором художник обращает наше внимание на босые ноги музыканта — и это при том, что на берете у него щегольское перо, обрисовывает как бы вторящие друг другу контуры щеки музыканта и пузыря, служащего резервуаром для воздуха. Характер ведения линии становится в этом рисунке особенно виртуозным и в то же время элегантным. Вместе с тем, если неторопливо и внимательно следить за подвижными линиями абриса фигуры, как бы следуя взглядом за пером художника, то в нашем воображении вновь может возникнуть

музыкальная ассоциация: этот контур причудлив, как мелодия волынки, на что обращают внимание Э. Мэйджор и Э. Грэдмен [6, р. 21].

Биография Урса Графа рисует его как типичного человека своего времени. Но он также был и типично ренессансным художником, для которого характерно стремление — осознанное или нет — отразить в своем творчестве так называемую уайей, то есть бесконечное многообразие мира. Об этом говорят, в частности, те рисунки мастера, которые посвящены теме музицирования: в них причудливо, с элементами гротеска и аллегории, нередко с легким юмором воплощены война и любовь, музыка и безмолвие, мифология и актуальная для художника современность.

Примечания

1 На самом деле на гравюре изображен горн.

2 Сходство с букциной — древнеримским музыкальным инструментом — может служить косвенным подтверждением версии о том, что изображена действительно Беллона.

3 Это именно базельский шут, так как на его плаще виден так называемый базельский посох (стилизованный посох епископа) — главный элемент городского герба.

Литература

1. Бенуа А. История живописи всех времен и народов. Т. 3. СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004.512 с.

2. Либман М. Я. Дюрер и его эпоха. М.: Искусство, 1972. 240 с.

3. Andersson Ch. Jungfrau, Dirne, Fortuna // Kritische Berichte. 16, 1988. 1. S. 26-35.

4. Beschreibender Katalog der Zeichnungen. Bd. III. Die Zeichnungen des 15. und 16. Jahrhunderts. Teil 2B. Urs Graf. Die Zeichnungen im Kupferstichkabinett Basel / bearbeitet von Christian Müller. Basel, 2001. 412 S.

5. Hütt W. Deutsche Malerei und Graphik der frühbürgerlichen Revolution. Leipzig: Seemann Verlag, 1973.594 S.

6. Major E., Gradmann E. Urs Graf, London, 1947. 38 S.

7. Ullmann E. Geschichte der deutschen Kunst. 1470-1550. Leipzig: Seemann Verlag, 1985. 328 S.

8. Urs Graf. Federzeichnungen. Geleitwort von Margarete Pfister-Burkhalter. Leipzig: InselVerlag, 1960.52 S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.