встречается оценка описываемых событий, фактов (6,7%) («он учится лучше меня», «последний год учеба более тяжелая», «редчайший случай»), категории размерности (6,9%) («очень много», «это еще большой вопрос»).
В текстах и школьников (2,1), и курсантов (1,3) немного отрицательных эмоций, однако все же больше их у старшеклассников, которые находясь перед проблемой выбора, остерегаются сделать неверный шаг («очень боюсь ошибиться», «а вдруг у меня не получится»), настороженно относятся к будущему, с опаской смотрят вперед; волнение и неуверенность иногда вызывают у них раздражение («очень злюсь на себя из-за того, что до сих пор не определилась, куда идти»).
Результативность речевой деятельности старшеклассников проявляется в эмоциональности текстов, усложненности конструкций, большей грамотности.
Таким образом, в менее объемных, усложненных, описательных и коммуникативно ориентированных, но зато логичных, целостных, окрашенных положительными эмоциями текстах курсантов проявляются их волевые усилия, стремление к анализу и планомерности деятельности при большей ориентированности на собственную персону, значительных речевых и грамматических нарушениях, нечастых уточнениях и усилениях мыслей.
Более объемные, описательные, усложненные, коммуникативно ориентированные тексты старшеклассников отличаются лучшим знанием правил грамматического и речевого оформления, меньшей эгоцентрической направленностью, общей эмоциональной насыщенностью при большом количестве астенических эмоций, частым употреблением категорий оценочности и размерности, уточнений и усилений мысли при нарушениях логичности повествования и отступлениях от основной темы высказывания.
Таким образом, речевая деятельность курсантов военного вуза и старшеклассников имеет сходные и специфические особенности как в лингвистическом, так и в психологическом планах, обусловленные развитием их мыслительной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сфер и т.д., а также условиями формирования их личности.
Библиографический список
1. Мирошкина Н.А. Типы саморегуляции и индивидуальные различия в речевой деятельности студентов: Автореф. дисс.... канд. психол. наук. -М, 1992.-21 с.
2. Фомина Н.А. Свойства личности и особенности речевой деятельности. - Рязань: Узорочье, 2002.-361 с.
Г. В. ЧЕКМАРЕВ МУЗЫКА И МУЗЫКАНТ - ИСПОЛНИТЕЛЬ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
В деятельности бытия не человек гонит случаи и события, но время. А человеку надо успевать за временем, постигать его.
Б. Дедюхин «Василий, сын Дмитрия». Кн. 2. - М,:
Армада, 1995.-С. 17.
Рассмотрение антологии коммуникации как педагогической проблемы, произведённое в предыдущей статье, позволяет обратить внимание на многообразие социальных коммуникаций и предложить аначиз места музыки и музыканта-исполнителя в социальном пространстве с целью получения возможности определения границ музыки как трансценденции к человеческому из культурно-исторически очерченного «места» предметности человека в педагогике.
©Г.В. Чекмарёв, 2008 5 3
Давно замечено: люди слышат в музыке то, что они о ней прочли. Анекдотическую, но доказательную иллюстрацию этого правила можно почерпнуть из воспоминаний Д. Д. Шостаковича (его рассказ записала профессор М. Д. Сабинина). В бильярдной академического дома отдыха «Усово» в 1948 году, в разгар «всенародного обсуждения» шртийных решений об «антинародный формалистах», некий, начитавшийся газет, академик, не подозревая, что перед ним «тот самый» Шостакович, с раздражением выключил радио, воскликнув: «Какую, в самом деле, белиберду сочиняют эти формалисты!» А звучала-го Шестая симфония Чайковского...
За всем, что происходит в музыке, стоим мы сами: мы сегодня, а значит, всё, что нас сделало сегодняшними, вся культура, с её прошлым и настоящим, её «центрами» и «окраинами» (ясно, что последние два понятия весьма относительны), мы - как результат социальной коммуникации.
Обсуждение многообразия социальной коммуникации, возможностей и стратегий ее исследования ведется представителями различных научных дисциплин и профессиональных коммуникативных практик. В этих дискуссиях желательно охранять предпосылки для взаимопонимания и диалога, поэтому задача автора настоящей статьи состоит в том, чтобы охарактеризовать ряд тезисов, важных для согласования исходных представлений о феномене коммуникации и рассмотреть музыкальное исполнительское творчество в контексте социальной коммуникации.
Прежде всего, необходимо показать общественный характер и макросоциалъные масштабы коммуникации, подчеркнуть тот факт, что ее нельзя сводить лишь к различным способам передачи сообщений, пусть даже и усиленным технологическими изысками современной цивилизации. Важно также рассмотреть логико-методологические основания и культурные контексты теоретического дискурса о коммуникации. Нельзя не обратить внимание и на социальноантропологические следствия «слова и дела» коммуникации, изменение природы социальности и меры человеческого в современном мире, который в силу раскрытия в нем горизонтов и деятельностных пластов коммуникации также отличается от «докоммуникативной» эпохи, как пастораль деревенского пруда разнится от симфонии морского простора.
Слово «коммуникация» становится одним из символов и одновременно симптомом состояния человеческого общества в начале III тысячелетия его истории. Признаком неслучайности дискурса коммуникации является не только его распространенность, но и уникальное содержание, где с трудом сохраняется баланс между широтой очевидного и предметностью выражаемого. Постепенно из специальных лексиконов культуры это слово перешло в разряд понятий, удостоверяемых не столько четкостью признаков, сколько общей узнаваемостью. Коммуникация, человек, существование, смысл и содержание жизни, будущее - эти и другие «общие слова» современной культуры сегодня действительно стали рядом.
Феномены коммуникации масштабны и чрезвычайно многообразны. Коммуникации созидают и формируют «ткань» современной общественной жизни. Системы связи, сложные информационные комплексы выстраивают ее глобальные векторы и измерения. Коммуникативные взаимодействия создают новые символические пространства социальной реальности. Современные коммуникации стали заметны не только в качестве средства локального взаимодействия, но и как объединяющая среда, в которой реализуется целостность человека и общества. Важно, что коммуникации вырастают количественно, но, главное, они становятся средством и специфическим пространством обнаружения качественного единства современного мира, в котором парадоксальным образом сочетаются энергия объединяющих связей и хрупкость их «поверхностного натяжения».
С заявленных позиций музыка предстаёт как «великая музыкальная деревня»1. Приведём пример. Симфония Лучано Берио построена как музыкальный комментарии к книге выдающегося этнолога К. Леви-Стросса «Сырое и вареное», содержащей структурный анализ индейских мифов. Основные мифемы «Огонь» и «Вода» в симфонии передаются интенсивным гармонико—мелодическим движением («Огонь») и статичным аккордом, в котором слышна переливчатость тембров и игра разными приемами звукоизвлечения («Вода»). По Леви-Строссу, задача всякого мифа
- привести к примирению противоположности, в мифологии индейцев - Огонь и Воду. Берио решает эту задачу, выделяя общее в противостоящих музыкальных символах.
Мифологична музыгка цикла «Свет» Штокхаузена. В опере «Четверг» из этого цикла ее главный герой Михаэль совершает кругосветное путешествие, При этом музыка не противопостав-лягт, а словно на равных подает «городские» и «нецивилизованные» части мира: Нью-Йорк, Германию, Японию, остров Бали, Индию, Центральную Африку, Иерусалим. Описав круг по Земле, Михаэль уносится в небеса. Небо так же не противопоставлено Земле, как Цетральная Африка -Германии Традиционные мифемы «низа» и «верха» приводятся к единству.
Древнегреческие мифы дали имена опусам Ксенакиса: «Орестея», «Медея», «Эдип» и т. д. Миф о семи ангелах, вершащих судьбы мира, озвучен в фортепианном цикле Д. Смирнова (р. 1948) «Семь ангелов Вильяма Блейка» (1988). Мифологические сюжеты для своих опер («Оре-стея», «Покинутая Ариадна», «Избавление Те-зея») и балетов («Возвращение блудного сына», «Сотворение мира») избирал Д. Мийо (18921974). Мифологичен «Царь Эдип» - опера Стравинского. Миф лежит в основе кантат К. Орфа (1895-1982) «Кармина бурана» (1937), «Комедия о конце времени» (1973). Музыкальную драматургию кантаты Н. Сидельникова (1930-1992) «Сокровенны разговоры» на русские фольклорные тексты (1975) определяет мифологическая идея эквивалентности «зимы - разлуки - смерти» (это темы выгбранных композитором народных песен) и древняя символика единицы и семерки (в кантате семь частей; последняя варьирует первую), совпадающих в значении «целостности» - «полноты мира».
В разных версиях, в разные жанры, с разной степенью ассимиляции в Новую музыку входит мифологическое наследие традиционных культур. Мир Новой музыки - это постиндустриальное пространство оживших ценностей «мировой деревни». О «мировой деревне» в литературе о музыке заговорили в 1970-х, когда лидер послевоенного авангардизма Штокхаузен обратился к текстам и мелодиям народов, не участвующих в еро-пейско-американском техническом прогрессе. «Для грядущих времен» (1972-75), «Знаки Зодиака» (1975-1983) и другие композиции Штокхаузена, основанные на этноархаичном материале,
1 Чередниченко Т. В. Музыгка в истории культуры- Долгопродный: Аллегро-Пресс, 1994. Ч. П. -С. 159.
как бы сфокусировали общую тенденцию Новой музыки: выход к Единому Мифу, вбирающему в себяразнорегиональное «деревенское» прошлое. Вышеотмеченное позволяет характеризовать музыку как средство коммуникации.
Определения понятия коммуникации многочисленны, но, как правило, локальны, ограничены теми или иными контекстуальными рамками. Поэтому важно охарактеризовать общие предпосылки многообразных проявлений коммуникации. Принципом такой характеристики является движение от очевидных, предметных феноменов коммуникации к ее неявным аспектам.
Прежде всего, в жизни современного общества коммуникации - это системы связи, обработки и передачи различных видов информации, а также разветвленные пути сообщения. В процессе развития коммуникаций находит непосредственное выражение специфика современной производственной деятельности человека, которая невозможна без широкой кооперации, обмена знаниями и материалами, без маневра трудовыми ресурсами в региональном и глобальном масштабах.
С позиций педагогики важнейшая роль коммуникативных процессов проявляется и обеспечении функционирования базовых связей и отношений современного общества. В социокультурной динамике обнаруживается значимость для социума таких деятельностных и поведенческих моделей, которые, в свою очередь, невозможны без коммуникации между различными субъектами общественной жизни. И здесь мы видим роль музыканта-исполнителя, о чём более подробно поразмышляем в следующих статьях. Здесь же отметим, что плюрализация культурной жизни, проблематизация социально-интеллектуального проекта модерна повышают актуальность межи внутрикультурного диалога, в котором востре-буются языковые, текстовые средства взаимодействия. Именно интенсивность этого взаимодействия способствует обнаружению и переводу коммуникационного потенциала общественных отношений в актуальный коммуникативный фактор их развития.
Осмысление феномена коммуникации невозможно без обращения и к ее философскому, «метафизическому» измерению, лежащему за пре-
- делами повседневных коммуникативных проявлений, но во многом формирующему их конфигурации и трактовки. «Метафизическая комму-
никация» - это коммуникация поверхности культуры с ее глубинными смыслами. Это своего рода вопрошание человека о своих истоках, которое становится особенно драматичным в лабиринтах плоскостей и упаковок современной массовой культуры. «Культура должна быть метафизически ориентированной, - подчеркивал Й. Хёйзинга, - либо ее нет вообще»2
Развитие коммуникации в мире делает его не только целостным, но и «целокупным» (М. М. -Бахтин). Коммуникации мира порождают миры коммуникаций, которые знаменуют собой не только богатство феноменов коммуникации, но возможность их обособления в той или иной относительно самостоятельной области. «Пишущие и читающие живут в разных вселенных», - заметил писатель А. Битов. Но дело не только в функциональной и онтологической разделенно сти коммуникативных пространств. Современные миры коммуникаций сосуществуют с областями коммуникационного дефицита. «Разрыв», «разделенность» коммуникаций (аналогия digital divide) порождают острые социокультурные, геополитические и социально-экономические противоречия, обнаружение и разрешение которых являются важной составной частью изучения коммуникативных явлений.
Завершая общую характеристику коммуникации, еще раз подчеркнем многообразие этого феномена, его особую интегрирующую роль в современном мире. Коммуникация имеет общественную природу, она органично связана с воспроизводством общественной жизни, содержанием общественных процессов, с постановкой и решением ключевых еоциальнсмкультурных проблем. Коммуникация не сводится к схемам и алгоритмам передачи информации от одного адресата к другому, она опосредована личностными смыслами участников коммуникатив ного взаимодействия, многообразием порождаемых ею социальных миров и реальностей и в этом контексте коммуникации музыканта-исполнителя со слушателями представляет собой механизм развития общества, механизм гармонизации чувств и, следовательно, саморазвития.
Таким образом, в познании феноменов коммуникации и создаваемых ими социальной реальности могут проявляться различные познава-
тельные установки. Много споров и конкурентных коллизий между различными социальнопрофессиональными субъектами, имеющими собственные интересы в области коммуникации (например, образовательные структуры и организации, работающие в различных практических областях), возникает также вокруг роли теории в описании и нормировании коммуникативных явлений и технологий. Одним из них является спор (дискуссия) о роли музыканта-исполнителя как актора саморазвития и развития общества в социальном пространстве.
Плюрализация аспектов изучения коммуникации обусловливает необходимость использования обобщающих познавательных стратегий и форм познания, т. е. научных теорий. Поэтому сохраняется актуальность именно теоретического рассмотрения феноменов коммуникации. Факторами этой актуальности являются необходимость выработки и развития профессиональных языков в изучении и реализации современных коммуникаций; важность интеграции коммуникативных наук и культуры как мегатекста, знаково-символической системы социума; потребность в обеспечении единства и разумной специализации образовательных стандартов; необходимость выработки рационального, органичного современной культуре стиля деятельности музыканта-исполнителя.
Очевидно, что феномены коммуникации объективно сложны. Множественность и разно-аспектность их трактовок на практике принципиально неустранимы. Однако в рамках согласующих теоретических подходов к изучению коммуникации необходимо определить исходное содержание понятия «коммуникация».Примечательно, что большинство определений коммуникации в учебной и справочной литературе, как правило, носят описательный характер. В начале XX в. (1928 г.) одним из первых охарактеризовал феномен коммуникации английский исследователь И. Ричарде (I. A. Richards): «Коммуникация имеет место тогда, когда одно сознание так действует на свое окружение, что другое сознание попадает под его влияние, и в этом другом сознании возникает опыт, который подобен опыту первого сознания, и оно этим опытом в какой-то мере начинает обусловливаться»^ Британской энцик-
2 Хёйзинга Й. Homo ludens: В тени завтрашне- 3 The New Encyclopedia Britannica. Vol. 16
го дня.-М, 1992.-С. 284. Macropaedia. - P. 623
лопедии приводятся сведения об американском ученом Ю. Рюше (I Яие8сЬ), который собрал более 40 вариантов определений коммуникации, относящихся к самым различным областям научного познания и культуры: антропологии, психологии, языкознанию, архитектуре, социологии
Общим для них явилось то, что в определениях коммуникации не учитываются единые основания отграничения коммуникативных явлений. Соответственно определения опираются на довольно разноплановый набор признаков и свойств коммуникации. Необходимо отметить,
чго отчасти указанный недостаток устраняется в наиболее общих (социально-философских) определениях коммуникации. В качестве примера приведем следующую дефиницию: коммуникация - тип взаимодействия между людьми, предполагающий информационный обмен. Но для нашего анализа важно то обстоятельство, согласно которому коммуникацию (слово имеет индоевропейский корень «теЬ> — меняться, обмениваться) следует отличать от диалога, поскольку целевой причиной последнего является слияние личностей, участвующих в нем, и от общения, ибо оно имеет дело прежде всего с механизмами воспроизводства социального опыта и порождения нового. Между тем вопросы, связанные с коммуникацией, исторически поднимались и рассматривались в рамках проблематики диалога и общения.4
Заметим, что в российской научной литературе характеристика понятия «коммуникация» включена пока только в некоторые новейшие философские и социологические словари,5 и, скорее всего, потребуется время для апробации этих формулировок, предложенных в литературе учеными и практиками, которые занимаются проблемами коммуникации.
Наличие различных определений понятия «коммуникация» представляет собой общекультурную и специальную научно-познавательную проблему. Логическая разноголосица нередко
4 Социальная философия: Словарь / Сост. и ред. В. Е. Кемеров, Т. X. Керимов. -М.: Академический проект, 2003. - С. 214.
5 Современный философский словарь / Под общ. ред. В. Е. Кемерова. 2-е изд., испр. и доп. М., 1998.-С. 414-418.
становится причиной практических недоразумений, она проявляется в сложных взаимодействиях различных специалистов по коммуникации, представителей различных научных дисциплин и видов коммуникативной деятельности. Отмеченное даёт нам возможность утверждать, что для решения указанной проблемы необходимо учитывать познавательные и практические основания изучения и реализации коммуникации. Феномены коммуникации многообразны, но вполне интеллигибельны. В социальной философии и философской антропологии, социологии и психологии, политологии и кул ьтурологии, семиотике и лингвистике, в ряде комплексных научных дисциплин (в системотехнике, теории сложных систем, синергетике, теории информации, теории организации и управления) рассматриваются их конкретные специфические трактовки. С позиций педагогики в интересах познавательного самоопределения важно учитывать контексты, в которых в научно-профессиональных дискурсах ведется речь о коммуникации.
Тезис об общественной природе коммуникации, признание приоритета для современного мира ее социально-культурных разновидностей и одновременно потребность в поиске оснований для характеристики коммуникативных феноменов - все эти обстоятельства обусловливают рассмотрение коммуникации в ряду базовых, конституирующих структур общества и социальной реальности.
Социальная природа коммуникации раскрывается в понят иях «отношение», «связь» и «взаимодействие». Предпосылкой коммуникации является наличие отношения между чем-либо или кем-либо, возникновение связи и, далее, взаимодействия на основе этого отношения. При этом взаимодействие следует понимать как действие субъектов или объектов относительно друг друга, как их взаимную обусловленность, изменение состояния в результате происшедшего воздействия.
Итак, феномен коммуникации определяется наличием особого рода отношений между областями реальности, социальная коммуникация -наличием и содержанием общественных отношений. Хотя в конечном счете и коммуникация как таковая характеризуется антропным качеством объективации, основывается на общественных отношениях, экспонируется ими, формируется и нормируется.
Рассмотрение коммуникаций отличается па-радигмальной природой. На общем фоне общественных отношений они могут проявляться под определенным углом зрения, при том или ином способе соединения отдельных событий и фактов в целое реальности. В обществах с замедленной динамикой, при отсутствии необходимой экономической и технической базы коммуникации «не заметны». Они открываются при «осмотрительном» (М. Хайдеггер)6 осмыслении социальной реальности, на той стадии ее развития, когда она уже «подготовлена» внутренними взаимодействиями, отличающимися необходимыми многообразием, интенсивностью и технической оснащенностью. Общественные отношения имеют коммуникативную природу, которой соответствует определенное - информационное и смысловое - качество взаимодействия. В этом качестве «обмен» между участниками коммуникации отличается необходимым уровнем разнообразия, сложности и соответственно информационным характером. Во взаимодействии комму-ницирующих объектов предполагаются достаточно высокая степень свободы, неоднозначность получаемых результатов, необходимость выбора между этими результатами, что, собственно, и выражает смысловой характер взаимодействия.
Коммуникация представляет собой способ реализации общественных отношений, который становится «заметным» на определенном уровне активности людей и в процессе усложнения средств познания реальности. Выделение феноменов и объектов коммуникации из общего многообразия реальности предполагает наличие и использование ряда критериев: отличительных существенных признаков коммуникации. Прежде всего, коммуникация - это системное и сложное взаимодействие. Не всякий контакт или «то-
6 В статье «Время и бытие» М. Хайдеггер писал: «Как нам, не изменяя делу, войти в положение дел?..
Ответ: путем осмотрительного осмысления вещей, с которыми мы имеем здесь дело. Осмотрительного - это значит прежде всего: не набрасываясь поспешно на обстоятельства дела с непроверенными концепциями, предпочесть этому тщательное обдумывание...
Заглядывая вперед, мы будем еще и в каком-то другом смысле предусмотрительны» (Хайдеггер М, Время и бытие. - М., 1992. - С. 393).
чечное» воздействие одного предмета на другой является коммуникацией. Коммуникация обнаруживается только при определенном уровне сложности, целостности и структурированности базовых для нее связей и отношений. Поэтому коммуникативные явления, во-первых, являются, главным образом, характеристикой жизни человека и общества, и во-вторых, рассматриваются как системные образования.
Существенно важно и то, что коммуникации должна быть свойственна позиционная и функциональная определенность участников взаимодействия, что находит выражение в коммуникативных ролях участников коммуникации, в их социальных статусах и решаемых ими задачах. Невозможно представить такое коммуникативное взаимодействие, музыканта-исполнителя и слушателей, где последние отсутствуют или где их нельзя, по крайней мере, домыслить, «достроить». Структурные элементы коммуникации как системы должны быть в достаточной степени развиты. Коммуникативный аспект обнаруживается, когда стороны взаимодействия приобретают качества субъектов. Без субъектности коммуникации нет и ее объективности.
Отметим, что коммуникация проявляется и создается в рамках общественных отношений, поэтому становление и развитие субъектов коммуникации возможно при соответствии качеств данных субъектов условиям воспроизводства общества и сохранения его целостности. Такими качествами, дополнительно определяющими существенные признаки коммуникации, являются вариативность и селективность действия ее участников. Вариативность обусловлена процессами социальной дифференциации и общей социокультурной эволюции, причем в ходе последней дифференциация общества усиливается. Современное общество есть единство разного. Вариативность действия участников коммуникации выступает необходимым следствием уже названных существенных свойств коммуникативного взаимодействия: системности, информационного характера и наличия обладающих достаточной степенью свободы субъектов коммуникации.
В свою очередь, вариативность в коммуникации обусловлена селективностью. Коммуникация и социальность взаимно предполагают друг друга. Социальные системы образуются благодаря коммуникации. Очевидно, что сохранение их преемственности возможно только на основе согла-
сованных коммуникаций. Такое согласование обеспечивается «опробывающими» и «закрепляющими» взаимодействиями, т. е. селективными процессами. «Социальные системы возникают прежде всего из необходимости селективного согласования, - писал Н. Луман. - С другой стороны, сама эта необходимость может быть воспринята только в социальных системах... Коммуникация реализуется только в том случае, если в нзй осознается селективность сообщения. Это означает, что оно может быть использовано для селжции состояния собственной системы».7
Вариативность и селективность действия субьжтов коммуникации обусловливает не только информационный, но и смысловой характер коммуникативного отношения. Если вариативность раскрывает многообразие коммуникации в объективном плане, то ее смысловой характер относится к плюрализму содержательного аспекта коммуникативных феноменов. Еще раз обратимся к тексту Н, Лумана: «Точно так же, как эволюция демонстрирует временной смысловой характер общественной системы, а дифференциация - ее предметный смысловой характер, коммуникация артикулирует социальный смысловой характер»7.
Роль селективности действия участников коммуникации настолько велика, что именно от ее установления зависят возможность и устойчивость коммуникативного взаимодействия. В свою очередь, целенаправленное воздействие на селективность позволяет управлять коммуникацией, создавать ее различные сочетания, проектировать формы и перспективы изменения.
Завершая характеристику существенных признаков коммуникации, отметим, что она может быть реализована только в том случае, если взаимодействия ее участников соразмерны по параметрам пространства и времени. Пространственно-временные параметры коммуникации, необходимые для ее становления и реализации, имеют определенную специфику в жизни общества. Они находят выгражение в структурах организации социокультурной среды, в ценностях и идеях той или иной культурно-исторической эпохи. Дня начала XXI в. характерен переход от индустриального типа общества к новой форме общественного устройства, пока еще только примеряющей на себя различные наименования (постин-
7ЛуманН. Власть.-М.: Праксис, 2001 .-С. 13.
дустриальное, или информационное общество, планетарная цивилизация и пр.). В трактовках коммуникативных явлений все эти перемены означают переход от иерархических, локализуемых вокруг различных центров систем коммуникации с единым линейным временем к горизонтальным, децентрированным коммуникативным связям и отношениям с циклическим, разноплановым временем, в котором, по образному выражению А. Шнитке, звучит «единовременный аккорд жиз-ни»9. Пространственно-временная соразмерность систем коммуникации находит обобщенное выражение в таком существенном признаке информационно-смыслового взаимодействия, как социальная релевантность. Это означает, что коммуникация всегда связана с определенной социальной ситуацией.
Итак, коммуникация - это информационносмысловое взаимодействие в сложных социальных системах, обеспечивающее их устойчивость и воспроизводство. Коммуникация реализуется развитыми социокультурными субъектами, имеющими свободу осознания получаемого сообщения и выбора на этой основе своего поведения. Коммуникация как особое качество строения социальной системы проявляется на индивидуальном, межгрупповом и массовидном уровнях. Воспроизводство коммуникации обеспечивается согласованностью средств коммуникации, преемственностью, взаимной «привязкой» сделанного выбора поведения и последующей мотивацией к взаимодействию участников коммуникации.
Релятивная природа коммуникации обусловливает ее «уместность» в базовой для нее общественной среде. Однако «МЕСТ-ность» коммуникации - отнюдь не статичный социокультурный ландшафт, но наполненная действием драма
8 Как пишет публицист А. Генис: «Сегод ня мы понимаем, что вряд ли доберемся до неба, поднимаясь к нему по ступеням научно-технического прогресса. Но это, конечно, не значит, что мы в силах забыть о своей Вавилонской башне. Просто сейчас меняется «геометрия строительства», на место дерзкой вертикали приходит смиренная горизонталь» (Генис А. Вавилонская башня: Искусство настоящего времени // Культурология.
М.. 2002, С. 294).
9Штинке А.
«вмещения» социально-антропологических инноваций в жизнь человека и общества. Очевидно, что социальная адаптация феноменов и практик коммуникации, их новые вызовы должны трактоваться обоюдоостро: как возможности и угрозы одновременно.
«Коммуникативная революция»,10 провозглашенная и содержательно артикулированная социологами, политологами и теоретиками коммуникации, имеет следствия, которые еще ожидают тематизации и дискуссий в педагогике в аспектах онтологии, антропологии и социальной философии.
В этом смысле коммуникация как общественное явление, по-видимому, представляет собой иное расположение границы музыки как транс-ценденции к человеческому из культурно-исторически очерченного «места» предметности человека. От использования рефлективности и мускульной силы древнего труженика к функциональной чувственности и механике ремесла и,
далее, от доминирования рассудочного операци-онализма и эстетизации повседневности к массовому преобладанию социотехнических средств информационно-смысловой рехуляции социальной реальности - такова примерная траектория перемещения фронтира встречи (а точнее, Встречи) человека как открытой возможности с недостаточностью своего наличного существования. Музыка и музыкальное исполнительство как субъективация комплексов обработки и трансляции информации, формирование гипертекстовых и симулятивных знаково-символических областей реальности — становятся чертами новой социальности и обусловливают актуальность осознания нами уже происшедшего «онтологического сдвига», признания не только достаточности эффективного пользования благами коммуникативной цивилизации, но и необходимости поиска новых смыслов и оправданий собственного присутствия в мире.
Н.А. АМЕЛЬЧЕНКОВА СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СПОРУ
В данной статье рассматривается один из актуальных вопросов — обучение младших школьников спору. В предлагаемой работе представлен понятийный аппарат спора и соответствующее умение, система работы, направленная на формирование и развитие умения вести конструктивный спор, ее специфика, структура основных компонентов спора в доступной для учащихся данного возраста форме, игры и игровые моменты, позволяющие эффективно формировать и развивать данное умение.
В настоящее время одной из актуальных методических задач является обучение младших школьников спору. Это обусловлено следующим.
1. По словам А.К. Михальской, «спор, по сути, просто - Жизнь» [3, 416 е.]. Действительно, его можно встретить повсюду: в быту, в науке, в политике и других сферах деятельности человека.
2. В Концепции модернизации российского образования отмечено, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков...»
10 Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. -М, 2002. - С. 87.
[О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Министерство образования Российской'Федерации. Приказ от
11.02.2002 Москва № 393\ http://www.akipkro.ru/ е^сайоп/погт_^к/соп2_то^^М1]. Мы полагаем, что среди универсальных умений можно выделить следующие: умение доказывать выдвинутое положение, убеждать, опровергать мнение оппонента, противостоять уловкам противника, формулировать вопросы, делать необходимые выводы, регулировать свое поведение сообразно требованиям морали. Перечисленные умения являются структурными элементами спора. Следовательно, сформировать вышеперечисленные