Научная статья на тему 'Мужской костюм золотоордынского времени из курганной группы Тормосин-83 (Волгоградская область)'

Мужской костюм золотоордынского времени из курганной группы Тормосин-83 (Волгоградская область) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
280
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕКСТИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / РЕКОНСТРУКЦИЯ ТЕКСТИЛЯ / ЗОЛОТООРДЫНСКИЙ ХАЛАТ / ЗОЛОТНЫЕ НИТИ / ОРНАМЕНТ / ARCHAEOLOGICAL TEXTILE COMPLEX / RECONSTRUCTION OF TEXTILES / THE GOLDEN HORDE GOWN / GOLDEN THREAD / ORNAMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сидорова Татьяна Владимировна

В статье представлено комплексное исследование археологического текстильного объекта фрагмента мужского халата и текстильной отделки кожаных сапог из курганной группы Тормосин-83. Археологические материалы рассматриваются в рамках разнообразных изобразительных источников и других археологических аналогов. Даются выкройка изделий, классификация тканей и определение структуры текстильных переплетений, а также предлагается реконструкция орнамента основной ткани халата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сидорова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Man's Costume of the Golden Horde Epoch from the Kurgan Group Tormosin-83 (Volgograd Region)

The paper is a comprehensive study of two archaeological textile artifacts a fragment of a male gown and that of textile boot leather finishing from the barrow group Tormosin-83. The archaeological artifacts are studied within a variety of visual sources and other archaeological analogues. Sewing patterns, classification and identification of tissue structures are given. A reconstruction of the ornament of the main fabric of the gown is proposed.

Текст научной работы на тему «Мужской костюм золотоордынского времени из курганной группы Тормосин-83 (Волгоградская область)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2012. № 2

Сидорова Т.В.

(аспирантка кафедры археологии исторического факультета МГУ имени

М.В. Ломоносова)*

МУЖСКОЙ КОСТЮМ ЗОЛОТООРДЫНСКОГО

ВРЕМЕНИ ИЗ КУРГАННОЙ ГРУППЫ ТОРМОСИН-83

(ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ)

В статье представлено комплексное исследование археологического текстильного объекта — фрагмента мужского халата и текстильной отделки кожаных сапог из курганной группы Тормосин-83. Археологические материалы рассматриваются в рамках разнообразных изобразительных источников и других археологических аналогов. Даются выкройка изделий, классификация тканей и определение структуры текстильных переплетений, а также предлагается реконструкция орнамента основной ткани халата.

Ключевые слова: археологический текстильный комплекс, реконструкция текстиля, золотоордынский халат, золотные нити, орнамент.

The paper is a comprehensive study of two archaeological textile artifacts — a fragment of a male gown and that of textile boot leather finishing from the barrow group Tormosin-83. The archaeological artifacts are studied within a variety of visual sources and other archaeological analogues. Sewing patterns, classification and identification of tissue structures are given. A reconstruction of the ornament of the main fabric of the gown is proposed.

Key words: archaeological textile complex, reconstruction of textiles, the

Golden Horde gown, golden thread, ornament.

* * *

Уникальными и наиболее достоверными источниками для реконструкции золотоордынского костюма, как и любого другого исторического костюма, являются данные археологии, а именно остатки текстиля, кожи и других изделий органического происхождения. Последнее время большое внимание уделяется исследованию текстильных комплексов. Происходит это по ряду причин. Во-первых, текстиль сохраняется в погребениях крайне редко, соответственно необходимость реставрации предполагает под собой исследование и реконструкцию сохранившихся объектов. Во-вторых, с привлечением естественнонаучных методов происходит максимально детальное исследование не только кроя изделий, но и его тканей, т.е. реконструкция выходит на более высокий уровень.

* Сидорова Татьяна Владимировна, тел.: 8-915-399-93-18; e-mail: Burunduchello86@ mail.ru

В основном фонде Волгоградского краеведческого музея хранится уникальный экспонат, представляющий собой мужской халат золотоордынского времени. В 1983 г. археологической экспедицией Волгоградского государственного университета было вскрыто мужское погребение, расположенное в кургане, который находился недалеко от хутора Тормосин Чернышковского района Волгоградской области. Таким образом, этот комплекс условно можно назвать Тормосин-83. Погребение мужское (курган № 1, погребение № 1), о чем свидетельствует весь погребальный инвентарь, было совершено в узкой длинной яме.

Исследование одежды началось с классификации и определения видов тканей, в результате чего было выявлено пять фрагментов от двух изделий, состоящих из трех видов тканей. Принадлежность фрагментов определяется достаточно точно: неплохо сохранились рукава изделия и его нижняя часть (юбка). Верхняя часть не сохранилась вообще, однако в погребении была обнаружена отдельная деталь костюма, которую авторы экспедиционного отчета приняли за воротник. В 1984 г. авторы раскопок опубликовали вариант реконструкции халата. По ней силуэт изделия представлял собой трапецию, расширяющуюся книзу. Одежда неотрезная, с большим воротником.

Повторюсь, в погребении достаточно хорошо сохранились рукава халата, особенно правый, который и дал возможность определить ширину ткацкого куска, что чрезвычайно важно для правильного построения выкройки.

На юбке хорошо читается линия подола и два участка со складками. Аналогичные складки зафиксированы на верхнем халате из погребального комплекса Маячный бугор-95, который является наглядным археологическим аналогом. Если принять, что складки расположены по бокам, то тогда получаем, что юбка — не отрезная по талии, имеет длину по колено или чуть выше. Высота реконструированного стана халата равна 95—100 см. Имела ли юбка запах — вопрос открытый, потому что обрывы как левой, так и правой полы не достигают даже центрального шва. К тому же, как было отмечено, вообще не сохранилась верхняя часть халата в районе грудной клетки. Верхний халат из Маячного бугра-95 указывает на крой без запаха, т.е. с соединением встык с небольшим запахом на юбке.

Длина рукава с манжетами от центрального шва составляет 90 см, т.е. манжет мог закрывать руку при обычном ношении халата. Важными деталями являются петельки на верхней части рукава. Китайский халат с рукавами, пристегнутыми за петельки к спине, из книги "Gold Silk / Blue and White Porcelain" наглядно иллюстрирует манеру ношения подобной одежды. Нашлись и ана-

логи в китайских миниатюрах, где изображены лучники в халатах со снятыми рукавами или одним рукавом — с той руки, которая держит лук.

Краеугольным камнем в реконструкции халата остается украшение — «воротник» с отделкой красной нитью. Вернувшись к рисункам отчета1, я обнаружила, что все фрагменты этого украшения были найдены в районе колен или ниже. К тому же аналогичные по форме фрагменты были обнаружены в двух погребениях золото-ордынского времени из могильника Маячный бугор (1991 и 1995 гг.) и были идентифицированы как шелковая отделка кожаных сапог. Возможно, фрагменты «воротника» также являются отделкой сапог (остатки которых найдены в погребении). В подтверждение этой версии можно привести изобразительные источники. Фронтиспис с книги Тарих-и-Джахан-Гушой (Багдад, 1290 г.) ярко иллюстрирует такое украшение сапог. В книге "Silk Road and Mongolian Art" наряду с миниатюрой, изображающей всадника в аналогичных сапогах, приводится китайский археологический источник, где аналогичная отделка не пришивалась к сапогам, а являлась самостоятельной деталью.

Таким образом, по новой реконструкции халат получился коротким с длинными рукавами, которые могли пристегиваться к спине; юбка была в меру широкой, объем достигался за счет складок по бокам на уровне талии. Предположительно, халат застегивался на петельки или пуговицы и не имел запаха (рис. 1). Ансамбль дополняли сапоги с текстильной отделкой.

Неменьший интерес представляют ткани, из которых были сшиты детали этого костюма.

Основная ткань халата является шелковой, полотняного переплетения, с узором. По всему полотну наблюдаются отверстия от иглы, как при вышивке, или от узорообразующей нити, которая переходила с лица ткани на изнанку и наоборот при ткачестве. Если это вышивка, то она была выполнена по всей поверхности ткани, что маловероятно, так что скорее всего узор был выполнен в процессе ткачества. Вопрос заключается в том, какая для этого использовалась нить и почему она полностью утрачена. Можно предположить, что это была нешелковая нить, поэтому она полностью разрушилась. При внимательном изучении на полотне в двух местах были обнаружены маленькие остатки золотных нитей. Вероятно, ткань была выработана с золотной нитью на органической подложке2, которая была практически полностью утеряна

1 См.: Клепиков В.М. Отчет об археологических раскопках и разведках Чер-нышковского района Волгоградской области в 1983 году. Археологическая лаборатория ВолГУ. Волгоград, 1983.

2 Описание аналогичных нитей см.: Лантратова О.Б., Голиков В.П., Орфин-ская О.В., Владимирова О.Ф., Егоров В.Л. Исследование уникальных археологиче-

Рис. 1

вследствие реставрации. Но как крепилась эта нить к ткани? Кроме дырочек по всему полотну наблюдаются диагональные полосы, вызванные небольшим поднятием основных нитей. Расстояние между полосами везде одинаково и равняется 5 нитям основы. Получается, что узорообразующий уток проходил по лицевой стороне ткани (участки рисунка) сверху базового переплетения, и каждая шестая нить основы перекрывала его сверху, прижимая к полотну. Отсюда эффект диагоналей. На участках фона с изнаночной стороны диагоналей не наблюдается, поэтому можно предположить, что нити узорообразующего утка свободно провисали на этих участках. Такой ткацкий прием называется «лансировка», а узорообразующий уток — «лансировочный уток»3.

Ткани с такой структурой встречаются в памятниках Золотой Орды. Там представлена ткань полотняного переплетения с лансе (система 1:5), в которой лансировочным утком выступали золот-ные нити на кишечной подложке. Как мы видим, золотные нити

ских памятников из собрания Государственного Исторического музея — комплексов одежд ХШ—Х1У вв. М., 2002.

3 Иерусалимская А.А. Словарь текстильных терминов. СПб., 2005. С. 24.

имеют очень плохую сохранность, они сломаны на мелкие кусочки и крошатся. Вполне вероятно, что при реставрации их можно легко смыть. Это еще одно подтверждение, что орнамент на основной ткани халата мог быть выткан золотными нитями, которые в настоящий момент полностью утрачены.

Основная ткань халата имеет чрезвычайно интересный орнамент. Сначала ее рисунок определяется как просто растительный. Но на одном фрагменте юбки можно рассмотреть, что стебли и листья растений обвивают медальоны с расположенными в них животными. В верхнем медальоне — животное, напоминающее косулю, а ниже, в двух медальонах, — одинаковые животные, лежащие друг за другом, похожие на оленей. В китайском национальном музее шелка хранится самит с изображением оленей, лежащих головами друг к другу. В описании к ткани из китайского музея сказано, что это пятнистые олени sika. Их приподнятые головы и передние ноги создают впечатление, что они готовы мгновенно вскочить и бежать4. Животные на основной ткани халата чрезвычайно похожи на них. Прорисовка и частичная реконструкция орнамента ткани мужского халата из погребального комплекса Тор-мосин-83 представлена на рис. 2.

Рис. 2

4 Шелковый путь. 5000 лет искусства шелка: Каталог выставки. СПб., 2007. С. 104.

Подол и манжеты рукавов выполнены из другой, более дешевой и тонкой ткани, что вполне соответствует описанию Гильома Рубрука об использовании дешевой ткани на подбивку низа изделий. К тому же в складках юбки есть маленькие вставки из этого же материала. Ткань шелковая, полотняного переплетения. В текстиле имеются ткацкие ошибки, узелки.

Из третьей ткани сшиты фрагменты текстильной отделки кожаных сапог. Это самит5 с тремя нитями утка: двух светло-коричневых и одного зеленого. Утки переплетаются со связующей основой в сарже 1:2 (/) при наличии внутренней, главной основы. На лице ткани доминируют уточные нити, а нити главной основы полностью скрыты. По краю всей отделки сапог шла вышивка красной нитью. Она была выполнена назад иглой, или петельчатым швом. Технологические характеристики тканей даны в таблице.

Орнамент ткани с вышивкой читается крайне плохо. Видны элементы растительного орнамента с крупными светло-коричневыми и мелкими зелеными цветами.

Итак, результатом исследования текстильного комплекса Тормо-син-83 стало: построение выкройки изделия, классификация тканей комплекса и определение структуры текстильных переплетений, а также реконструкция орнамента основной ткани халата. Введение в научный оборот одного, пусть небольшого, но реального археологического артефакта позволяет более аргументированно подходить к вопросу реконструкции мужского костюма золотоордын-ского времени. Между тем мое исследование продолжается, так как осталось много неразрешенных вопросов.

Таблица

№ №

фраг- образ- Описание образца Результаты исследования

мента ца

1 1 Основная ткань халата (1) Основа: нить I порядка со слабой 2-круткой (шаг крутки неравномерный, около 1,2 мм), сред. толщина нити 0,25 мм. Визуальное определение цвета: светло-коричневый. Уток: нить без крутки, сред. толщина нити 0,25 мм. Визуальное определение цвета: светло-коричневый. Некоторые нити плохого качества спутаны в «колтуны».

5 Там же. С. 38.

Окончание таблицы

№ фрагмента № образца Описание образца Результаты исследования

2 Подкладочная ткань халата (2) Система I Нить I порядка с Z-круткой (шаг крутки 1,2 мм). Визуальное определение цвета: светло-коричневый. Сред. толщина нити 0,35 мм. Система II Нить I порядка со слабой и неравномерной Z-круткой (шаг крутки 1,3 мм). Визуальное определение цвета: светло-коричневый. Сред. толщина нити 0,25 мм.

2 1 Ткань «с вышивкой» (3) 1. Внутренняя основа Нить I порядка с Z-круткой (шаг крутки 0,7 мм). Визуальная оценка цвета: темно-коричневый. Сред. толщина нити 0,17 мм. Нити парные. 2. Нити связующей основы аналогичны внутренней. Отношение внутренней основы к связующей, как 2:1. 3. Уток светло-коричневый № 1. Сред. толщина нити 0,7 мм. На лицевой стороне имеется большое количество загрязнений. 4. Уток светло-коричневый № 2. Аналогичен утку № 1. 5. Уток зеленый. Сред. толщина нити 0,3 мм. Порядок пробросов утков 1, 2, 3, 1, 2, 3, 1, 2, 3...

2 Нить «вышивки» (красная) Нить состоит из шелковых волокон. По краям волокна лежат ровно, в середине — сбиты в пучок. Визуальная оценка цвета: красный. Сред. толщина нити 1,5 мм.

Исследование проводилось в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева под руководством старшего научного сотрудника, кандидата исторических наук Ольги Вячеславовны Орфинской.

Список литературы

1. Иерусалимская А.А. Словарь текстильных терминов. СПб., 2005.

2. Клепиков В.М. Отчет об археологических раскопках и разведках Чер-нышковского района Волгоградской области в 1983 году. Археологическая лаборатория ВолГУ. Волгоград, 1983.

3. Лантратова О.Б., Голиков В.П., Орфинская О.В., Владимирова О.Ф., Егоров В.Л. Исследование уникальных археологических памятников из собрания Государственного Исторического музея — комплексов одежд ХШ—ХГУ вв. М., 2002.

4. Шелковый путь. 5000 лет искусства шелка: Каталог выставки. СПб., 2007.

Поступила в редакцию 15 декабря 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.