Научная статья на тему '«Мужское» и «Женское» в погребальном обряде и обществе сарматов Подонья (по материалам курганного могильника Новый)*'

«Мужское» и «Женское» в погребальном обряде и обществе сарматов Подонья (по материалам курганного могильника Новый)* Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1809
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САРМАТЫ ПОДОНЬЯ / SARMATIANS OF DON REGION / САРМАТСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / SARMATIAN ARCHAEOLOGICAL CULTURE / ПОЛОВОЗРАСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / AGE AND GENDER CHARACTERISTICS / ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД / FUNERAL RITES / ВОЗРАСТНЫЕ КЛАССЫ / AGE CLASSES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вдовченков Е.В.

Статья посвящена половозрастной характеристике погребений сарматского могильника Новый (Нижний Дон). В статье определены характерные женские и мужские категории погребального инвентаря. Поставлен вопрос о существовании возрастных классов у сарматов Подонья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Мужское» и «Женское» в погребальном обряде и обществе сарматов Подонья (по материалам курганного могильника Новый)*»

«МУЖСКОЕ» И «ЖЕНСКОЕ» В ПОГРЕБАЛЬНОМ ОБРЯДЕ И ОБЩЕСТВЕ САРМАТОВ ПОДОНЬЯ (по материалам курганного могильника Новый)*

Е.В. Вдовченков

Аннотация. Статья посвящена половозрастной характеристике погребений сарматского могильника Новый (Нижний Дон). В статье определены характерные женские и мужские категории погребального инвентаря. Поставлен вопрос о существовании возрастных классов у сарматов Подонья.

Ключевые слова: сарматы Подонья, сарматская археологическая культура, половозрастная характеристика, погребальный обряд, возрастные классы.

Summary. The article is devoted to sex and age characteristics of the burial rite and grave goods of Sarmatian burial site Noviy (lower Don). The paper defines the typical male and female categories of the burial. The article raises the question of the existence of the age classes at Sarmatian society.

Keywords: Sarmatians of Don region, Sarmatian archaeological culture, age and gender characteristics, funeral rites, age classes.

Практически все крупные исследователи, обращавшиеся к сарматской проблематике, касались, так или иначе, проблем социальных отношений у сарматов. Монографии по археологии и истории сарматов разных регионов (В.Е. Максименко, А.П. Медведев, А.В. Симоненко, А.С. Скрипкин, К.Ф. Смирнов, А.М. Хазанов, М.Б. Щукин, С.А. Яценко и др.) подводят нас к решению проблем социальной истории. Однако проблема социальных реконструкций сарматского общества по археологическим данным достаточно сложна и требует особой методики.

Памятники, оставленные кочевниками, сложно интерпретировать в социальном ключе. Большинство погребений бедны и малоинформативны, значительная часть курганов ограблена. Поэтому исследователи вынуждены применять разные подходы к изучению социального у номадов с тем, чтобы «разговорить» такой сложный в интерпретации источник, как археологический.

Логично, что одним из первых шагов является определение половозрастных особенностей погребального обряда и инвентаря [1, с. 197]. Это тем более важно, что опыт этнографических ис-

287

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта «Социальная и половозрастная структуры сарматского населения Нижнего Поволжья (возможности археолого-антропологических реконструкций)», проект № 12-06-00212.

288

следований показывает большую роль половозрастных принципов организации общества у номадов. Выделение признаков, характеризующих «мужскую», «женскую» и «детскую» субкультуры, а также субкультуры отдельных социальных групп, позволяют проверить соответствие социальных институтов этнографических номадов сарматам, известных по археологическим данным.

Между погребальным обрядом и половозрастными характеристиками общества номадов, конечно, есть существенная разница, обусловленная значительными трансформациями между «живой» культурой сарматов и тем археологическим материалом, который попадает в руки археологов. Однако анализ погребального обряда и инвентаря дает материал для размышления и анализа.

В качестве объекта исследования целесообразно выбирать комплексы отдельных могильников, а затем и отдельных регионов какого-либо периода. Чрезвычайно интересен могильник Новый в междуречье Сала и Маныча. В 1981-1982 гг. могильник был охвачен раскопками в ходе строительства Мартыновской оросительной системы. Всего было обнаружено около 175 курганов, а раскопано 137, в 126 из них было 211 погребений сарматской культурно-исторической общности, в свою очередь, из них около 193 погребений относятся примерно к одному времени. Некоторые курганы оказались вне зоны строительства оросительной системы и не были исследованы.

Могильник Новый занимает особое место среди множества сарматских некрополей. При обилии исследованных курганов сарматского времени, раско-

панных за последние десятилетия, Новый выгодно отличается по ряду параметров. Это большой могильник, в котором исследовано более 200 комплексов, что делает его крупнейшим на Нижнем Дону. Материалы были в дальнейшем опубликованы в известной монографии авторами раскопок [2]. В раскопках участвовала антрополог Е.Ф. Батиева, проделав большую работу по обработке антропологических материалов. Эти данные использовались в указанной монографии, а в 2011 г. Е.Ф. Батиева опубликовала результаты своей диссертации, посвященной физической антропологии населения Нижнего Подонья раннего железного века [3]. В этой работе были уточнены данные и определения возраста и пола по могильнику Новому [3, с. 100-102]. Таким образом, антропологически могильник изучен, и, что очень важно, антрополог присутствовал при раскопках памятника. В дальнейшем данные по могильнику активно использовались специалистами при рассмотрении проблем археологии и истории сарматского времени. Половозрастные особенности погребального обряда курганного могильника «Новый» исследовались М.В. Курасовой [4]2.

Следует обратить внимание на культурно-историческую принадлежность могильника. Авторы монографии разделили погребения на две группы, одну из которых отнесли к позднему периоду раннесарматской культуры, а другую, меньшую, к сред-несарматскому времени.

По мере разработки хронологии отдельных категорий инвентаря стало ясно, что этот памятник датируется не I в. до н.э. - началом I в. н.э., а в основном

2 К числу недостатков этой публикации следует отнести использование устаревшей информации по антропологическим погребениям Е.Ф. Батиевой. Также автором не были учтены последние хронологические разработки по могильнику.

всем I в. н.э., то есть уже среднесармат-ским временем. В результате была сформулирована гипотеза, согласно которой могильник Новый оставлен раннесар-матским населением, частично сохранившимся в донских степях и включенным в состав нового среднесарматско-го этно-политического объединения [5, с. 149]. Работа с материалами могильника показала, что Новый - могильник раннесарматского по этно-культурной принадлежности населения, адаптированный к среднесарматской культуре. Погребения и кенотафы могильника у хут. Новый сегодня практически все определяются В.П. Глебовым как сред-несарматские [6, с. 62].

Методика исследования. В ходе исследования были выделены 184 комплекса, в которых найдены 228 погребенных. Из них мужчин - 90 (39,4%), женщин - 68 (29,8%), взрослых, неопределенных по полу - 13 (5,7%), детских - 57 (25%).

Расчет шел не по погребенным, а по погребальным комплексам. Для анализа половозрастных особенностей обряда индивидуальных погребений сарматов были выделены категории взрослого населения (по мужчинам и женщинам отдельно): 16-20 лет; 21-35 лет; 36-50 лет; старше 50 лет. Детские комплексы разбиты на две группы - от 1 до 5 лет и от 6 до 15 лет. В отдельной графе рассчитывались погребения взрослых, неопределенных по полу.

Комплексы с несколькими погребенными рассчитывались по следующим группам: женщины с ребенком; мужчина с ребенком; мужчина и женщина; детские погребения; парные мужские погребения; женщина, мужчина и ребенок; взрослый с ребенком; взрослый и мужчина; взрослый и женщина.

Следует учесть, конечно, условность определенных здесь возрастных границ - они установлены, исходя из определенной антропологической традиции. Особо следует отметить первую возрастную группу - 16-20 лет. Ее значимость в том, что именно в этом возрасте мы можем предполагать переход во взрослую жизнь и соответствующее изменение статуса (то, что известно как инициации по этнографическим данным). Также следует отметить весьма высокую активность этой возрастной группы в жизни общества.

Как погребальный обряд, так и погребальный инвентарь рассчитывался по каждой из этих групп и определялся процент от численности всех погребений.

Следует учесть такой серьезный фактор, как ограбленность значительного количества комплексов могильника. Из 197 могил ограблено 74, то есть 38%. Однако информация в выборке приводится по всем комплексам, в том числе и ограбленным, поскольку и ограбленные погребения содержат важные сведения (тип погребения, остатки инвентаря и т.п.). Но следует учитывать неполноту исходной базы данных и ограниченность выводов исследования.

Погребальный обряд. Следует обратить внимание на демографические диспропорции в выборке - мужчин больше, чем женщин, а детей только 25% от всего количества погребенных. В этом отношении могильник довольно типичен для среднесар-матской эпохи [3, с. 40].

В могильнике есть как основные, так и впускные погребения (как курганы эпохи бронзы, так и современные им курганы сарматского времени). Табл. 1 показывает, что основными погребениями являлись мужские погребения и женские с ребенком. Их количество вполне

289

290

сопоставимо с количеством впускных в этих категориях. У мужчин в возрастной категории 36-50 лет основные погребения абсолютно преобладают - впускных погребений в три раза меньше основных. Практически не встречается основных погребений у женщин в возрасте. Интересно, что весьма значимый процент основных погребений - больше половины - характерен для индивидуальных погребений молодых женщин.

В могильнике встречаются прямоугольные/овальные ямы (57) и подбои (75). Ямы с заплечиками встречаются реже (23), и подквадратные/широкие прямоугольные - еще реже (13). Исследование показало слабую зависимость между типом погребения и полом. В настоящее время трудно сказать, чем определяется тип погребения - этнокультурными особенностями, социальным статусом, обстоятельствами смерти погребенного или же неизвестными нам факторами х, у, 2.

Могильник Новый является довольно специфическим памятником с большим разнообразием погребальных сооружений и смешанными традициями. В.П. Глебов выдвинул гипотезу, что огромное скопление курганов с выделяющимися внутри отдельными курганными группами и цепочками в могильнике Новый напоминает размерами и структурой кладбища индейских резер-

ваций в Северной Америке. Искусственное сокращение территории обитания до размеров небольших резерваций у ирокезов привело к объединению родовых и клановых могильников в большие племенные некрополи, где каждому роду отводился свой участок [6, с. 62]. Поскольку могильник принадлежит ран-несарматскому населению, живущему в среднесарматское время, мы можем допустить осторожное предположение, что в политической ситуации утраты независимости население, оставившее могильник, было вынуждено ограничить ареал обитания и использовать для погребений только этот район в междуречье Сала и Маныча.

Главная зависимость, которую можно проследить, - это высокий статус погребений - ям с заплечиками, которые являются центральными в кургане с несколькими комплексами. Любопытен факт, что из 15 погребений с заплечиками в семи попадаются сосуды из бронзы, в основном котлы, а исследования показывают социальную значимость этого маркера для номадов. Ямы с заплечиками чаще встречаются в мужских комплексах, а также в погребениях женщин с ребенком и женщин от 21 до 35 лет.

В могильнике абсолютно преобладает ориентировка костяков в южный сектор, как среди мужских, так и жен-

Таблица 1

Местоположение погребенного в кургане

Женщина +ребенок Женщины Мужчины

возраст 16-20 лет 21-35 лет 36-50 лет Старше 50 лет 16-20 лет 21-35 лет 36-50 лет Старше 50 лет

Основные 10 1 14 1 - 4 17 17 3

Впускные 10 5 11 7 4 5 19 6 4

%3 50 16 56 12,5 - 44 47 74 42

Процент находок от общего количества комплексов группы в колонке.

ских погребений. Однако встречаются и иные ориентировки. Данные таблицы показывают, что наибольший процент нестандартной ориентации (западная, восточная, северная) мы видим в детских погребениях и комплексах со старыми людьми.

Погребальный инвентарь. Погребальный инвентарь по разным группам показан в табл. 2.

Мы можем выделить в материале общекультурные категории инвентаря, присущие как женским, так и мужским погребениям. Это керамика, кости овцы, часто в наборе с ножом (но нож попадается и отдельно), более редкие находки зеркал, курильниц. Здесь сложно выявить яркую половозрастную специфику. Конечно, предпочтения есть - например, ножи и курильницы чаще встречается в женских погребениях.

Женские предметы - бусы, бисер, пряслица, алебастровые сосуды, куски мела и т.п. Характерны для женских погребений ритуальные вещества и сакральные предметы - например, куски мела (каждое третье погребение).

В нескольких мужских погребениях встречаются такие типично женские предметы, как бусы, но исключительно одиночные экземпляры, которые, например, могли быть частью военной экипировки. В мужских погребениях найдено только одно пряслице и один алебастровый сосуд. В недавно вышедшей статье М.Г Мошковой анализируются пряслица в мужских погребениях. По ее мнению, пряслица могли выполнять функции культовых предметов и в мужских погребениях играть роль амулетов-оберегов [7, с. 348-349].

Любопытный факт у номадов скифо-сарматского времени, вызывающий много споров, - вооружение в могилах девушек и молодых женщин.

16% женщин, погребенных в могильнике Новый в возрасте от 16 до 35 лет, имеет оружие (меч, стрелы, кинжал). Также снабжены оружием погребения женщин с ребенком (20%). В одном женском погребении найдены элементы конской упряжи.

Мужские погребения отличаются в первую очередь оружием и сопутствующим инвентарем: мечи, стрелы, в меньшей степени элементы конской сбруи. Следует отметить вооруженность молодых мужчин, особенно в парных подбоях, где встречаются погребенные примерно одного возраста с самыми большими наборами стрел, конской сбруей, наконечниками копий и т.д. (к. 59, погр. 3; к. 70, п. 5; к. 79, п. 5).

С возрастом степень вооруженности снижается, чаще попадаются находки всего лишь нескольких наконечников стрел - от 1 до 4, возможно, лишь символизирующие воинский статус погребенного. Любопытным маркером возрастных мужских комплексов является оселок.

Итоги. Многие выводы не являются неожиданными и подтверждают наши знания о сарматском обществе. Привлекают к себе внимание отклонения от погребального обряда и находки традиционных мужских предметов у женщин и женских у мужчин. При характеристике гендерных особенностей сарматского общества (которые на археологическом материале могут быть только намечены) эти отклонения, возможно, являются отклонениями только на наш взгляд. Внутренняя логика развития сарматской культуры от нас скрыта, а отрывочные сообщения письменных источников и этнографические свидетельства не всегда дают возможность для надежной интерпретации. Тем не менее, культурное пространство

291

Таблица 2

Распределение основных категорий находок

Женщина + ребенок Женщины Мужчины

возраст 16-20 лет 21-35 лет 35-50 лет Старше 50 лет 16-20 лет 21-35 лет 35-50 лет Старше 50 лет

Количество комплексов 15 6 25 8 4 9 36 23 7

Керамика кружальная 11 3 19 4 3 3 26 11 1

%4 55 50 76 50 75 33 72 49 14

Керамика лепная 4 1 5 1 - 3 6 3 1

% 20 16 20 12 33 16 13 14

нож 13 4 6 8 3 7 19 10 1

% 65 66 24 100 75 77 52 43 14

бусы 12 5 12 5 - 1 4 - 1

% 60 83 48 62 - 11 11 - 14

бисер 5 4 4 2 1 - 2 - -

% 25 66 16 25 25 - 5 - -

пряслице 5 4 5 2 - - - 1 -

% 25 66 20 25 - - - 4 -

зеркало 3 2 5 1 1 - 3 3 1

% 15 33 20 12 25 - 8 13 14

Стрелы 4 1 4 - - 7 18 10 3

% 20 16 16 - - 77 50 43 42

меч 3 - 4 - - 7 27 6 4

% 15 - 16 - - 77 75 26 57

бронзовый сосуд 1 - 1 1 - - 7 1 -

оселок - - - - - - - 4 1

конская сбруя - - 1 - - 1 5 1 -

Алебастровые сосудики 2 1 6 - - - 1 - -

Курильницы 5 - 4 2 - - 3 - -

292

содержит в себе информацию о социальном, в том числе о гендере.

Самые выдающиеся погребения (содержащие маркеры статусности, богатства) - это погребения мужчин и молодых женщин. Это наблюдение перекликается с выводами Н.Е. Берлизо-ва, сделанными на основании исполь-

зования очень широкой выборки комплексов савромато-сарматских культур: «наиболее сложный обряд и престижный инвентарь характерен для погребений возмужалых мужчин и молодых женщин» [8, с. 257].

Мужские и женские погребения утрачивают статусные маркеры с возрас-

Здесь и далее - процент находок от общего количества комплексов этой группы.

4

том, равно как и ослабевают гендерные отличия. Увеличивается вариативность такого показателя, как ориентировка костяка. Отмечая простоту обряда и скромность инвентаря в погребениях пожилых людей и младенцев, Н.Е. Берлизов делает вывод о том, что дети и старики были ограничены в правах [8, с. 257]. Если ограниченность в правах детей никакого сомнения не вызывает, то ограниченность в правах стариков, предполагаемая исследователем, является очень любопытной гипотезой. Здесь мы вплотную подходим к постановке вопроса о наличии у сарматов такого института, как возрастные классы, известные по этнографическим данным.

Широкое распространение в разных обществах возрастных классов позволяет нам сделать предположение о существовании таковых у сарматов. На эту мысль наводят некоторые сообщения античных авторов об иранских кочевниках древности. Косвенные данные позволяют говорить о мужских союзах у сарматов [9].

Не очень надежный с точки зрения исторической достоверности Валерий Флакк в своей поэме «Аргонавтики 8 книг» вскользь дает характеристику одного из кочевых племен: «.. .Не знающие убеленного сединой возраста языги» и далее описывает обычай убийства стариков [VI, 120; 10, с. 210], что говорит о четком определении возрастных групп. А языги происходили из среды ранне-сарматских племен Восточной Европы и были близки сарматам Подонья.

Разность возрастных статусов отражалась в погребальном инвентаре и погребальном обряде. Анализ сарматских комплексов подводит к выводу о культурных различиях между разными половозрастными группами. Следует отметить, что в курганном могильнике Новый

встречаются курганы, в которых встречаются только мужские (10 курганов -курганы 53, 59, 64, 67, 70, 80, 82, 100, 116, 119) или только женские погребения (5 курганов - курганы 14, 83, 86, 114, 134). Заметим, что «мужские» курганы встречаются в два раза чаще [2, с. 182]. Такое разделение может быть следствием институциональных границ в сарматском обществе. Разработка гипотезы о существовании возрастных классов у сарматов возможна при изучении значительного массива сарматских комплексов ранне- и среднесарматского времени (позднесарматская культура весьма специфична и резко выделяется на фоне предшествующих).

Вооруженность молодых женщин -интересный феномен, который дает повод в очередной раз поговорить об амазонках. Оружие встречается у молодых женщин и в погребениях женщин с детьми. В комплексах женщин с ребенком наличие оружия можно было бы объяснить тем, что это оружие принадлежит сыну, как будущему воину. Однако из детских погребений нам известно только одно с оружием, и принадлежит оно подростку ориентировочно 13-15 лет (к. 31, п. 3). Во всех остальных случаях оружие является деталью инвентаря у погребенных от 16 лет и старше.

Вышедшая недавно монография по женщинам-воительницам южнорусских степей [11] позволяет нам не останавливаться на этом моменте подробно. Мифологические представления греков накладывались на странные для греков этнографические реалии номадов, порождая в литературе причудливый образ амазонок.

Есть данные, которые могут содержать историческую информацию о женщинах, участвующих в войне в сарматское время. Так, упоминание Пом-понием Мел ой (I в. н.э.) женщин-вои-

293

294

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тельниц восходит к древней ионийской традиции, текстам Геродота и Псевдо-Гиппократа, но не ограничивается этими источниками. Помимо сведений об убийстве врага как условии для замужества Помпоний Мела сообщает следующее: «.У самого устья реки - иксаматы. Женщины у них занимаются теми же делами, что и мужчины, до такой степени, что не свободны даже от военной службы. Мужчины сражаются пешими и стреляют из луков, а женщины вступают в конный бой и убивают не мечом, а арканами, набрасывая их на врагов и волоча за собой» [Мела, I, 3, 114; 12, с. 57]. Упоминание аркана как оружия сарматских женщин встречается в литературе впервые [12, с. 102]. Помпоний Мела был современником сарматов, оставивших могильник Новый. На рубеже эр резко усиливается внимание римлян к Северному Причерноморью, и информация Плиния могла происходить из современных ему источников. Таким образом, женщины у сарматов действительно могли принимать участие в боях и воевать на коне.

Итак, исследование позволило определить характерные женские и мужские категории погребального инвентаря. Прямой зависимости между половозрастными группами и погребальными сооружениями не выявлено. Некоторые данные позволяют предположить существование возрастных групп (возрастных классов?) у сарматов Нижнего Подонья.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Гуляева Н.П. Социальные реконструкции в археологии: проблема глазами социолога // Теория и практика археологических исследований: сборник научных трудов / отв. ред. А.А. Тишкин. - Барнаул, 2006. Вып. 2.

2. Ильюков Л.С., Власкин М.В. Сарматы междуречья Сала и Маныча. - Ростов-на-Дону, 1992.

3. Батиева Е.Ф. Население Нижнего Дона в IX в. до н. э. - IV в. н. э. (палеоантропологи-ческое исследование). Население Нижнего Дона в IX в. до н. э. - IV в. н. э. (палеоантро-пологическое исследование) / отв. ред. М.М. Герасимова. - Ростов-на-Дону, 2011.

4. Курасова М.В. Половозрастные особенности погребального обряда курганного могильника «Новый» (погребения ранне-и среднесарматского времени) // Рубикон. Сборник работ молодых ученых. - № 59. - Ростов-на-Дону, 2011.

5. Сергацков И.В. Проблема формирования среднесарматской культуры // Археология Волго-Уральского региона в эпоху раннего железного века и средневековья. - Волгоград, 1999.

6. Глебов В.П. К полемике о проблемах становления среднесарматской культуры // Раннесарматская и среднесарматская культуры: проблемы соотношения: Материалы семинара Центра изучения истории и культуры сарматов. Вып. I / отв. ред. В.М. Клепиков. - Волгоград, 2006.

7. Мошкова М.Г. О назначении пряслиц в погребениях мужчин // Евразия в скифо-сар-матское время. Памяти Ирины Ивановны Гущиной. Труды ГИМ. Вып. 191. - М, 2012.

8. Берлизов Н.Е. Отражение возрастной стратификации савромато-сарматских племен эпохи раннего железа в погребальной обрядности // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 2. - С. 255-258.

9. Ustinova Yu.B. Lycanthropy in saimatian warrior societies: the Kobyakovo torque // Ancient West and East. - 2002. - № 1. - P. 102-123.

10. Латышев В.В. Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе. Том. II. Латинские писатели. Вып. 1. - СПб., 1904.

11. Богаченко Т.В. Женщины-воительницы южнорусских степей: Исторические основы сказаний. - Saarbrucken, 2011.

12. Подосинов А.В., Скржинская М.В. Римские географические источники: Помпоний Мела и Плиний Старший. Тексты, перевод, комментарий. - М.: «Индрик», 2011. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.