Научная статья на тему 'МУЗЕЙНОЕ УСАДЬБОВЕДЕНИЕ: СОЗДАНИЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНЫХ МЕСТ КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ'

МУЗЕЙНОЕ УСАДЬБОВЕДЕНИЕ: СОЗДАНИЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНЫХ МЕСТ КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
36
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ УСАДЬБА / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК / ИСТОЧНИКИ ТВОРЧЕСТВА / ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОЕ МЕСТО / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Скороходов Максим Владимирович

Литературные музеи-заповедники и музеи-усадьбы рассматриваются в статье как основа для создания достопримечательных мест, благодаря которым сохраняются и воссоздаются литературные ландшафты. Важно сберечь не только усадебные комплексы, в которых жили и работали писатели, но и окружающие усадьбы территории. Помещичьи усадьбы и расположенные в непосредственной близости от них крестьянские дворы, предметы быта, природные ландшафты, местная топонимика, история места жительства - все это было актуально для писателей с детства, сохранялось в их памяти, оказывало существенное влияние на их творчество, на особенности образной системы. В качестве литературных ландшафтов рассматриваются также музеефицированные усадьбы, являвшиеся в свое время культурными центрами с театрами и музыкантами, куда съезжались как соседи, так и писатели, деятели культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Скороходов Максим Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM HOMESTEAD SCIENCE: LANDMARKS AS A WAY TO PRESERVE LITERARY LANDSCAPES

Literary museum-reserves and manor museums are considered in this article to be the basis for creating landmark sites, thanks to which literary landscapes are preserved and reconstructed. It is important to preserve not only the manor complexes where writers lived and worked, but also the territories surrounding the manor houses. Estates and surrounding farmsteads, household items, natural landscapes, local toponymy, history of the place of residence - all this was relevant to the writers since their childhood, was preserved in their memory and had a significant influence on their work and the peculiarities of their image system. As literary landscapes are also considered museum-like manors, which were once cultural centres with theatres and musicians, where neighbours, writers and cultural figures came together.

Текст научной работы на тему «МУЗЕЙНОЕ УСАДЬБОВЕДЕНИЕ: СОЗДАНИЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНЫХ МЕСТ КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ»

Вестник Костромского государственного университета. 2022. Т. 28, № 3. С. 127-133. ISSN 1998-0817

Vestnik of Kostroma State University, 2022, vol. 28, № 3, pp. 127-133. ISSN 1998-0817

Научная статья

УДК 069.4

EDN OQIJSY

https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-3-127-133

МУЗЕЙНОЕ УСАДЬБОВЕДЕНИЕ: СОЗДАНИЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНЫХ МЕСТ КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ

Скороходов Максим Владимирович, кандидат филологических наук, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, Москва, Россия, msk2002@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-6390-5670

Аннотация. Литературные музеи-заповедники и музеи-усадьбы рассматриваются в статье как основа для создания достопримечательных мест, благодаря которым сохраняются и воссоздаются литературные ландшафты. Важно сберечь не только усадебные комплексы, в которых жили и работали писатели, но и окружающие усадьбы территории. Помещичьи усадьбы и расположенные в непосредственной близости от них крестьянские дворы, предметы быта, природные ландшафты, местная топонимика, история места жительства - все это было актуально для писателей с детства, сохранялось в их памяти, оказывало существенное влияние на их творчество, на особенности образной системы. В качестве литературных ландшафтов рассматриваются также музеефицированные усадьбы, являвшиеся в свое время культурными центрами с театрами и музыкантами, куда съезжались как соседи, так и писатели, деятели культуры.

Ключевые слова: русская усадьба, русская литература, музей-заповедник, источники творчества, достопримечательное место, литературный ландшафт.

Благодарности. Исследование выполнено в ИМЛИ РАН за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00051, https:// rscf.ru/project/22-18-00051/

Для цитирования: СкороходовМ.В. Музейное усадьбоведение: создание достопримечательных мест как способ сохранения литературных ландшафтов // Вестник Костромского государственного университета. 2022. Т. 28, № 3. С. 127-133. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-3-127-133

Research Article

MUSEUM HOMESTEAD SCIENCE: LANDMARKS AS A WAY TO PRESERVE LITERARY LANDSCAPES

Maxim V. Skorokhodov, Candidate of Philological Sciences, A.M. Gorky institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, msk2002@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-6390-5670

Abstract. Literary museum-reserves and manor museums are considered in this article to be the basis for creating landmark sites, thanks to which literary landscapes are preserved and reconstructed. It is important to preserve not only the manor complexes where writers lived and worked, but also the territories surrounding the manor houses. Estates and surrounding farmsteads, household items, natural landscapes, local toponymy, history of the place of residence - all this was relevant to the writers since their childhood, was preserved in their memory and had a significant influence on their work and the peculiarities of their image system. As literary landscapes are also considered museum-like manors, which were once cultural centres with theatres and musicians, where neighbours, writers and cultural figures came together.

Keywords: Russian estates, Russian literature, museum-reserve, sources of creativity, landmark place, literary landscape.

Acknowledgments. This work was supported in the IWL RAS by the Russian Science Foundation project No. 22-18-00051, https:// rscf.ru/project/22-18-00051/

For citation: Skorokhodov M.V. Museum homestead science: landmarks as a way to preserve literary landscapes. Vestnik of Kostroma State University, 2022, vol. 28, № 3, pp. 127-133 (In Russ.). https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-3-127-133

© Скороходов М.В., 2022

Вестник КГУ ~A № 3, 2022 127]

Музеи, прежде всего обладающие достаточно большими территориями музеи-заповедники и музеи-усадьбы, сохранили многие уникальные объекты русской усадебной культуры. И не только сохранили, но во многих случаях в результате грамотной научной реставрации в них были воссозданы утраченные здания и интерьеры. Благодаря разнообразным интерактивным программам, литературным праздникам, которыми славятся музеефи-цированные усадьбы, они, как и прежде, становятся значимыми культурными центрами. Музеи-заповедники сделали русские усадьбы объектами показа, включили их посещение в туристические маршруты, заинтересовали достаточно широкие круги посетителей усадебной культурой, которая впитала в себя многовековые традиции русского дворянства.

Отечественные музеи-заповедники, сохраняющие усадебные комплексы, довольно разнообразны. Среди них есть усадьбы, посвященные композиторам, но и они могут рассматриваться в качестве литературных ландшафтов, поскольку именно здесь художественные тексты были положены на музыку. Например, Музей-усадьба М.И. Глинки в деревне Новоспасское Ельнинского района Смоленской области. Это музеефицированное родовое имение Глинок, в котором родился и провел первые 17 лет жизни М.И. Глинка, позднее часто приезжавший в родное гнездо. В память о великом русском композиторе ежегодно в конце мая - начале июня на Смоленщине проводится музыкальный фестиваль им. М.И. Глинки, который традиционно завершается в Новоспасском. Эта старинная усадьба имеет и литературную составляющую. Среди трехсот вековых деревьев усадебного парка сохранился дуб-исполин, под которым М.И. Глинка работал над партитурой оперы «Руслан и Людмила». Отметим, что в круг общения композитора входили многие писатели, в числе которых В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, А.С. Грибоедов, А. Мицкевич и Н.В. Гоголь.

Несколько усадебных комплексов образуют Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского (Московская область). Музеефицированный мемориальный дом с усадебными постройками и парковой зоной, расположенный в Клину, последнее место жительства композитора в Подмосковье, - основа созданного в 1894 г. музея. С 1885 г. П.И. Чайковский жил в расположенных недалеко от этого места усадьбах Майданово, Демьяново и Фроловское, которые в настоящее время входят в состав музейного комплекса. Со значительными перерывами Чайковский провел на Клинской земле восемь лет, уехав отсюда за несколько недель до кончины. Отметим, что Чайковский не был владельцем ни одной из названных усадеб, он снимал их на время, т. е. выступал в роли дачника (конец XIX - нача-

ло XX вв. - период, когда дачи все более широко распространялись в окрестностях столичных городов). Только после смерти композитора его родные выкупили усадьбу для создания первого в России мемориального музыкального музея. Брат композитора М.И. Чайковский завещал музей Русскому музыкальному обществу. Многие из созданных или завершенных в этих местах произведений П.И. Чайковского, среди которых оперы «Иоланта», «Чародейка», «Черевички», «Пиковая дама», балет «Щелкунчик», основаны на литературных первоисточниках.

Есть несколько музеев-заповедников, которые в силу своего географического положения объединяют памятные места, связанные как с писателями, так и с другими известными людьми. К их числу относится Государственный мемориальный музей-заповедник Д.И. Менделеева и А.А. Блока, также находящийся в Московской области. Наших соотечественников, которым посвящен музей, объединяют и родственные узы: как известно, А.А. Блок был женат на дочери Д.И. Менделеева. Две усадьбы - Шах-матово и Боблово - связывали дороги, которые восстановлены теперь в качестве экологических троп. Сохранившееся незастроенным пространство между названными усадьбами (благодаря этому из музейного объекта - дома Ильина в Боблове - видна церковь в Тараканове вблизи Шахматова) уникально, частично оно оберегается благодаря наличию особо охраняемого водного объекта областного значения -долины реки Лутосня. Ряд программ объединенного музея посвящен усадебной культуре, например экскурсия «Традиции русской усадьбы. Прогулки с собаками», программа «Верховая езда в усадьбе».

Развитие музейной территории позволит восстановить частично утраченные связи между Бобловым и соседними усадьбами. Наиболее важны для биографии и творчества поэта нижняя и верхняя «Блоков-ские» дороги Тараканово - Боблово и «Блоковская» дорога Боблово - Спас-Коркодино. Рядом - Рогачев-ское шоссе - топоним, встречающийся у А.А. Блока под текстом датированного июлем 1905 г. стихотворения «Осенняя воля»:

Выхожу я в путь, открытый взорам, Ветер гнет упругие кусты, Битый камень лег по косогорам, Желтой глины скудные пласты [Блок: 2, 62].

Андрей Белый узнал в этом блоковском пейзаже знакомые и ему пространства - литературный ландшафт: «шоссе меж Москвою и Клином; вокруг косогоры, пласты желтой глины и кучи шоссейного щебня, покрытые белым крестом; здесь, по клинско-московской дороге, я мальчиком гуливал; и собирал битый камень: под Клином... бывал я в Нагорном; бывали и Блоки в Нагорном, - посередине дороги, меж Клином и Шахматовым» [Белый: 239].

Через несколько десятилетий А.А. Ахматова напишет в «Трех стихотворениях» (1944):

И помнит Рогачевское шоссе Разбойный посвист молодого Блока...

[Ахматова: 93].

Как видим, один и тот же литературный ландшафт по-своему преломляется в творчестве разных авторов.

Как топоним, как место создания отдельных произведений и поэтических книг А.А. Блок неоднократно упоминает Шахматово. Его поэтические строки связаны с литературным ландшафтом усадьбы Шахматово и ее окрестностями. Например, стихотворение «Полный месяц встал над лугом.», под которым - помета: «Июль 1898. С. Шахматово»: Жутко выйти на дорогу, Непонятная тревога Под луной царит. Хоть и знаешь: утром рано Солнце выйдет из тумана, Поле озарит,

И тогда пройдешь тропинкой, Где под каждою былинкой Жизнь кипит [Блок: 1, 14].

Отметим, что литературным ландшафтом является не только Шахматово и пространство между ним и соседней усадьбой, но и само Боблово. Причем «литературность» этого пространства стала проявляться еще в первой половине XIX в., задолго до приобретения усадьбы Д.И. Менделеевым. Усадьба, которой с 1817 г. по 1861 г. владел князь Е.А. Дадиани (Да-дьян), была культурным центром. В числе гостей князя, круглогодично проживавшего в усадьбе, были литератор и меломан П.И. Шаликов, переводчик, надворный советник, друживший с Бетховеном виолончелист Б.Е. Герсеванов, родственник владельца усадьбы поэт Д.В. Давыдов и др. В усадебном доме устраивались литературные и музыкальные вечера. Развивался при Дадиани и культурный ландшафт: был высажен прекрасный сад, разбит парк с вязовой аллеей, обустроены пруды.

В то время, когда усадьба Боблово принадлежала Д.И. Менделееву, ее окрестности еще более преобразились. Великий химик приобрел имение (на паях с Н.П. Ильиным) в 1865 г., спустя четыре года после отмены крепостного права, и, пользуясь этой благоприятной ситуацией, занялся экспериментами в сельском хозяйстве. При поддержке Вольного экономического общества ученый с 1867 г. проводил на своих опытных полях различные эксперименты с применением минеральных удобрений, что позволило значительно повысить урожайность зерновых культур. Д.И. Менделеев внедрял новаторские идеи в земледелии, разрабатывал методологию полевых работ, занимался разведением и изучением молочного скота, переработкой молочной продукции. Территории,

на которых применялись новаторские методики, сохранились, и в планах музея-заповедника - воссоздание фрагментов не только культурного и литературного, но и сельскохозяйственного ландшафта. Такой комплексный подход к наследию крайне важен и актуален, так как позволит дать максимально полное представление об усадебных комплексах на мемориальный период.

Еще один яркий пример комплексного подхода к сохранению и изучению усадебного наследия - развитие Государственного историко-культурного и природного музея-заповедника А.С. Грибоедова «Хмели-та» (Смоленская область). Его основатель и первый генеральный директор В.Е. Кулаков возродил находившуюся в полном запустении и частично руини-рованную родовую усадьбу Грибоедовых, в которой прошли детские и юношеские годы драматурга. Изучение окрестных историко-культурных и литературных ландшафтов, архивных и иных документов и материалов позволило установить, что Хмелита была при Грибоедовых не только культурным центром (был усадебный театр и выступал цыганский хор), здесь также активно развивалось хозяйство. В «Экономических примечаниях Генерального межевания по Смоленской губернии» за 1781 г. отмечено, что в Хмелите работали «кондитеры, водошники... кузнецы, слесари, столяры, кухмистеры, ткачи, которые работают немецкие скатерти, живописцы, золотари, лаковщи-ки, переплетчики, седельники, сапожники, башмачники, портные мужские и женские, межники, ружейники, колесники, штукатурщики, каменщики, плотники, печники, пивовары, бердовщики, суконщики, свечники, оконщики, бочкари, кирпичники, кожевники, да женского мастерства золотошвеи манжетные и кружевные плетошницы. Всеми вышеописанными людьми производится работа для господского домашнего расхода» [Низовский: 213]. При усадьбе был конный завод, в прудах разводили рыбу. Владельцы Хмелиты были всегда рады гостям. «В усадьбе бывали Барышниковы, Шереметевы, Нарышкины, Уваровы, Одоевские, Васильчиковы, Нахимовы, Хомяковы и многие другие. Для проживания гостей выделялся отдельный флигель» [Кулакова: 53]. В нескольких километрах от Хмелиты находится село Григорьевское, принадлежавшее во времена Грибоедовых их родственникам Лыкошиным, с представителями которых в период жизни в усадьбе тесно общался А.С. Грибоедов. Усадебный комплекс в Григорьевском, в котором неоднократно бывал будущий драматург, частично сохранился (два здания винокуренного завода, фрагменты регулярного парка с аллеями, руинированная Преображенская церковь, различимы фундаменты некоторых других строений), в планах музея-заповедника - восстановление исторической тропы, по которой ходил к соседям А.С. Грибоедов.

В окрестностях Хмелиты, в селе Липицы, расположен частично сохранившийся усадебный комплекс: два флигеля, парк, церковь Преображения Господня с кладбищем, некоторые усадебные здания. Это значимый для Смоленской области литературный ландшафт: имение принадлежало одному из основоположников славянофильства поэту и публицисту А.С. Хомякову, в гостях у которого бывал поэт Н.М. Языков. Усадьба включена в туристические маршруты.

Еще одна особенность музея-заповедника «Хме-лита» состоит в том, что его территория включает места, связанные с биографией адмирала П.С. Нахимова (здесь он родился и был крещен, сохранилась могила его матери, в 2002 г. в селе Хмелита в одной из исторических служебных построек открыт музей, посвященный адмиралу). Более того, музей-заповедник «Хмелита» сохраняет память о советских воинах, героически сражавшихся в октябре 1941 г. с немецко-фашистскими захватчиками (создан Мемориал памяти воинов Западного и Резервного фронтов «Бо-городицкое поле», а в селе Богородицкое в восстановленном усадебном флигеле - музей «Богородицкое поле», филиал музея-заповедника).

Несколько лет назад была разработана документация для создания в Вяземском и Новодугинском районах Смоленской области достопримечательного места «Хмелита и окрестности». Реализация этого проекта позволит сохранить литературные, культурные и исторические ландшафты, связанные с известными людьми и значимыми историческими событиями.

Однако большинство музеев-заповедников России не столь многообразно по тематике, как рассмотренные выше, хотя у каждого из них есть своя специфика. Большая часть музеев-заповедников нашей страны посвящена писателям: Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина (Большие Вяземы Московской области), Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А.С. Пушкина «Бол-дино» (Нижегородская область), Музей-заповедник «Полотняный Завод» (Калужская область), Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова (Пятигорск Ставропольского края), Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» (Пензенская область), Государственный мемориальный историко-литературный музей-заповедник Ф.И. Тютчева «Овстуг» (Брянская область), Музей-заповедник «Усадьба "Мураново" им. Ф.И. Тютчева» (Московская область), Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» (Орловская область), Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова «Карабиха» (Ярославская область) и целый ряд других.

Для примера кратко охарактеризуем как литературный ландшафт Государственный музей-заповедник С.А. Есенина (Рязанская область), ставший основой для создания достопримечательного места «Есенинская Русь». В качестве наиболее важного мемориального пространства села Константиново в 1965 г. была музеефицирована крестьянская усадьба Есениных с возведенным вскоре после трагической гибели поэта домом. Позднее экспозиции развернулись в помещичьем доме, принадлежавшем во времена С.А. Есенина сначала московскому купцу И.П. Кулакову, потом его дочери Л.И. Кашиной, а затем национализированном. Расположенная здесь экспозиция - «Музей поэмы "Анна Онегина"» - один из первых в нашей стране музеев одного произведения. Константиновская помещичья усадьба, по сути использовавшаяся в качестве дачи, - значимый литературный ландшафт. И для этого есть несколько оснований. Во-первых, в числе «постоянных гостей хозяйки» были «поэты Ефим Янтарев (литературный псевдоним Ефима Львовича Бернштейна, 1880-1942) и Николай Михайлович Мешков (1885-1947). Близким другом Кашиной был Иван Николаевич Худоле-ев (1875-1932) - артист и режиссер Малого театра, а с 1916 г. - и актер немого кино» [Государственный музей-заповедник: 112]. Бывал в усадебном доме и С.А. Есенин, более того, в сентябре 1918 г. он помог спасти от разорения усадьбу. «Однажды вечером Сергей и мать ушли на собрание, - вспоминала сестра поэта Екатерина. - Вернулись они вместе поздно, и мать говорила Сергею:

- Она [Л.И. Кашина. - М. С.] тебя просила, что ль, заступиться?

- Никто меня не просил, но ты же видишь, что делают? Растащат, разломают все, и никакой пользы, а сохранится целиком, хоть школа будет или амбулатория. Ведь ничего нет у нас! - говорил Сергей. <.. .>

Через год в доме Кашиной была открыта амбулатория, а барскую конюшню переделали в клуб» [Есенина Е.А.: 49-50]. После этого случая С.А. Есенин вместе с Л.И. Кашиной отправился на пароходе из Константинова в Москву, а затем некоторое время проживал в московской квартире помещицы [Летопись: 150-151]. Во-вторых, Л.И. Кашиной посвящено датированное 15 августа 1918 г. стихотворение С.А. Есенина «Зеленая прическа.», а сама помещица - один из прототипов главной героини есенинской поэмы «Анна Снегина».

Таким образом, вполне оправдано как размещение литературной экспозиции в помещичьем доме, так и включение всего усадебного пространства в музейный комплекс. Поскольку константиновская усадьба (сначала дворянская, а в конце XIX - начале XX вв. купеческая) связана как с биографией, так и с творчеством великого русского поэта, она является лите-

ратурным ландшафтом, требующим не только сохранения, но и восстановления. И эта задача успешно выполняется. К 125-летию со дня рождения С.А. Есенина, которое отмечалось в 2020 г., на усадебной территории были восстановлены и музеефицированы утраченные объекты. В помещении бывшего каретного двора, восстановленного по типологическим проектам с учетом обнаруженных фотографий, разместился современный и достаточно просторный выставочный зал. В перспективе здесь планируется оборудовать постоянную экспозицию литературного музея, посвященного биографии и творчеству С.А. Есенина (концепция экспозиции разработана нами и утверждена ученым советом музея-заповедника в 2019 г.). Воссозданная оранжерея со стеклянными стенами и потолком выполняет свои исторические функции и является объектом экскурсионного показа. В амбаре работает выставка, посвященная 400-летней истории села Константиново, также восстановлена баня. В саду, как и при последней владелице усадьбы, разбит цветник, плодоносят яблони, растут характерные для усадебных парков деревья.

Как и во времена поэта, в селе действующий Казанский храм, восстановлены дом приходского священника отца Иоанна Смирнова, который крестил С.А. Есенина, учил его и принимал в гостях (здесь работает экспозиция «Дом священника И.Я. Смирнова»), земская школа - место учебы Сергея (в школе действует историческая экспозиция, воссоздан мемориальный есенинский класс).

Сохранена традиционная планировка Константинова и соседних селений. «Широкой прямой улицей пролегло наше село, насчитывающее около шестисот дворов, вдоль крутого, холмистого правого берега Оки, - вспоминала сестра поэта Александра. - Не прерывая этой улицы, подошла вплотную к Константинову деревня Волхона, а дальше - большое село Кузьминское. Проезжему человеку, не живущему в этих местах, не понять, где кончается одно село и где начинается другое. Эта улица тянется на несколько километров» [Есенина А.А.: 55].

До середины 2010-х гг. ряд проблем, ограничивавших развитие есенинского мемориального комплекса, был связан с крайне малой территорией: музей-заповедник занимал лишь фрагмент центральной части Константинова, а также небольшой участок в районном центре Спас-Клепики Рязанской области, где работает его филиал. У музея-заповедника были охранные зоны, площадь и очертания которых неоднократно менялись. При этом продолжалась застройка как самого Константинова, так и его окрестностей домами, в которых использовались современные материалы, появлялось все больше зданий, не гармонировавших с визуальным восприятием сельской улицы. В результате под угрозой искажения или даже

уничтожения находились многие важные элементы литературного ландшафта. В связи с этим были проведены довольно сложные и продолжительные работы, завершившиеся созданием достопримечательного места федерального значения «Есенинская Русь». Этот условный топоним создан по модели С.А. Есенина, написавшего в 1924 г. маленькие поэмы «Русь советская», «Русь бесприютная» и «Русь уходящая». Достопримечательное место, площадь которого составляет около 460 кв. км, включает в себя конкретные объекты, где бывал поэт, дороги, по которым он часто ездил или ходил пешком, отправляясь из Константинова в Спас-Клепики, Рязань и Москву, территории, связанные с его творчеством, селения, жители которых стали прототипами героев произведений поэта. Достопримечательное место включает территорию 42 населенных пунктов, в которых зафиксировано 780 ценных объектов историко-градо-строительной среды (постройки традиционного типа, характерные для мемориального периода, в основном деревянные дома, построенные в конце 1950-х - начале 1970-х гг., с традиционной планировкой), памятники археологии, историко-культурные ландшафты, особо охраняемые природные территории и другие объекты. Предметом охраны является исторически сложившийся культурный ландшафт с явно выраженной природной основой, формирующий образ есенинской Руси: живописный сельский ландшафт средней полосы России с сохранившейся системой расселения и традиционным природопользованием [Скороходов: 77-78].

Напомним, что на территории, включенной в «Есенинскую Русь», в конце XIX - начале XX вв. находилось несколько помещичьих усадеб: уже упоминавшаяся константиновская, в соседнем селе Кузьминское - усадьбы Кропоткиных и Голицыных (сохранились только фрагменты парка; такая же ситуация с усадьбой Грене в Аблове), в Костине - усадьба Никитинских (руинирована, сохранились остатки парка), усадьбы в Летове и в окрестностях села Истобники утрачены полностью.

Приведенный пример свидетельствует о том, что сочетание музейной работы с деятельностью по созданию достопримечательных мест и соблюдению введенных ими ограничений на современное строительство позволяет сохранить и в значительной степени возродить литературные ландшафты, сделать их объектами показа, что крайне важно не только для широкого круга любителей отечественной литературы и истории, но и для специалистов, изучающих творческое наследие и биографии писателей.

Отметим, что достопримечательные места создаются и на основе других литературных музеев-заповедников. Так, в 2013 г. на базе музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское» было создано «Досто-

примечательное место, связанное с жизнью и творчеством А.С. Пушкина в селе Михайловском и его окрестностях в Пушкиногорском районе Псковской области». Достопримечательное место «Щелыко-во» (Островский район Костромской области) создано в 2016 г. на базе Государственного мемориального и природного музея-заповедника А.Н. Островского «Щелыково». Успешно развивается образованное на основе Государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна"» «Достопримечательное место, связанное с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого, -усадьба Ясная Поляна и ее окрестности, первая половина XIX в. - начало XX в.» (Тульская область).

Одними из важнейших предметов охраны на территориях достопримечательных мест являются различные элементы ландшафта, который применительно к литературным музеям-заповедникам и музеям-усадьбам с полным правом можно считать литературным. В частности, охране на территориях достопримечательных мест подлежат: исторические дороги, историческая планировка и застройка населенных пунктов, красные линии и линии застройки, визуальные связи между объектами, панорамные точки, с которых раскрываются виды на значимые объекты достопримечательного места, исторические архитектурные и градостроительные доминанты, гармонирующие с рельефом и природным ландшафтом, местоположение и состав растительности, границы полей, лугов, лесополос, озер, рек, планировка дорог, аллей и тропинок, конфигурация береговых склонов, система оврагов, ландшафты поймы.

Комплексный подход к развитию музеефицирован-ных литературных усадеб путем создания достопримечательных мест представляется крайне перспективным для сохранения и популяризации литературных ландшафтов. Для филологов же важна возможность сопоставить художественные образы писателей, навеянные пребыванием на той или иной усадебной территории, с «первоосновой» - сохраненными литературными ландшафтами, что создает перспективы для новых исследований, уточнения творческой истории и источников произведений.

Список литературы

Ахматова А.А. Собр. соч.: в 6 т. Т. 2. Кн. 1. Стихотворения. 1941-1959 / сост., подгот. текста, ком-мент. и статья Н.В. Королевой. М.: Эллис Лак, 1999. 640 с.

Белый Андрей. Воспоминания о А.А. Блоке // Эпопея: лит. ежемесячник. 1922. № 1. С. 123-273.

Блок А.А. Полн. собр. соч. и писем: в 12 т. Т. 1. М.: Наука, 1997. 640 с.

Блок А.А. Полн. собр. соч. и писем: в 12 т. Т. 2. М.: Наука, 1997. 896 с.

Государственный музей-заповедник С.А. Есенина: Путеводитель / науч. ред. О.Е. Воронова, М.В. Скороходов. Рязань: Синий пеликан, 2018. 216 с.

Есенина А.А. Родное и близкое // С.А. Есенин в воспоминаниях современников: в 2 т. Т. 1. / вступ. ст., сост. и коммент. А.А. Козловского. М.: Худож. лит., 1986. С. 55-125.

Есенина Е.А. В Константинове // С.А. Есенин в воспоминаниях современников: в 2 т. Т. 1 / вступ. ст., сост. и коммент. А.А. Козловского. М.: Худож. лит., 1986. С. 28-54.

Кулакова Н.В. «Хмелита будет всегда.»: жизнь музея-заповедника А.С. Грибоедова «Хмелита» как российская и семейная история // Край Смоленский. 2020. № 4. Апрель. С. 51-60.

Летопись жизни и творчества С.А. Есенина: в 5 т. Т. 2. М.: ИМЛИ, 2005. 760 с.

Низовский А. Усадьбы России: подмосковные. От Петербурга до Саратова. М.: Вече, 2005. 315 с.

Скороходов М.В. «Есенинская Русь» // Есенинская энциклопедия. 1895-1925. Вып. 1. Памятные места и литературная география / науч. и отв. ред. Н.И. Шуб-никова-Гусева; ред. М.В. Скороходов, С.И. Субботин. Константиново: Государственный музей-заповедник С.А. Есенина, 2020. С. 77-82.

References

Akhmatova A.A. Sobranie sochinenii: v 6 t. T. 2. Kn. 1. Stikhotvoreniia. 1941-1959 [Collected Works: in 6 vols. Vol. 2. Iss. 1. Poems. 1941-1959]. Moscow, Ellis Luck Publ., 1999, 640 p. (In Russ.)

Belyi Andrei. Vospominaniia o A.A. Bloke [Memories of A.A. Blok]. Epopeia. Literaturnyi ezheme-siachnik [Epic. Literary monthly], 1922, № 1, pp. 123273. (In Russ.)

Blok A.A. Polnoe sobranie sochinenii i pisem: v 121. T. 1 [Complete works and letters: in 12 vols. Vol. 1]. Moscow, Nauka Publ., 1997, 640 p. (In Russ.)

Blok A.A. Polnoe sobranie sochinenii i pisem: v 121. T. 2 [Complete works and letters: in 12 vols. Vol. 1]. Moscow, Nauka Publ., 1997, 896 p. (In Russ.)

Gosudarstvennyi muzei-zapovednik S.A. Eseni-na: Putevoditel' [State museum-reserve of S.A. Ese-nin: Guidebook]. Riazan', Sinii pelikan Publ., 2018, 216 p. (In Russ.)

Esenina A.A. Rodnoe i blizkoe [Family and friends]. S.A. Esenin v vospominaniiakh sovremennikov: v 2 t. Т. 1 [S.A. Esenin in the memoirs of contemporaries: in 2 vols. Vol. 1]. Moscow, Khudozh. lit. Publ., 1986, pp. 55-125. (In Russ.)

Esenina E.A. V Konstantinove [In Konstantinovo]. S.A. Esenin v vospominaniiakh sovremennikov: v 2 t. Т. 1 [S.A. Esenin in the memoirs of contemporaries: in 2 vols. Vol. 1]. Moscow, Khudozh. lit. Publ., 1986, pp. 28-54. (In Russ.)

Kulakova N.V. "Khmelita budet vsegda...": zhizn' muzeia-zapovednika A.S. Griboedova "Khmelita" kak rossiiskaia i semeinaia istoriia ["Khmelita will always be...": life of museum-reserve A.S. Griboyedov "Khmelita" as Russian and family history]. Krai Smolenskii [Region Smolensk], 2020, № 4, pp. 51-60. (In Russ.)

Letopis' zhizni i tvorchestva S.A. Esenina: v 5 t. T. 2 [Chronicle of life and works of S.A. Esenin: in 5 vols. Vol. 2]. Moscow, IMLI RAN Publ., 2005, 760 p. (In Russ.)

Nizovskii A. Usad'by Rossii: podmoskovnye. Ot Pe-terburga do Saratova [Estates of Russia: near Moscow. From Petersburg to Saratov]. Moscow, Veche Publ., 2005, 315 p. (In Russ.)

Skorokhodov M.V. "Eseninskaia Rus" [Esenin's Rus]. Eseninskaia entsiklopediia. 1895-1925. V. 1. Pa-miatnye mesta i literaturnaia geografiia [Esenin's Encyclopedia. 1895-1925. Vol. 1. Memorable Sites and Literary Geography]. Konstantinovo, Gosudarstvennyi muzei-zapovednik S.A. Esenina Publ., 2020, pp. 7782. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 18.06.2022; одобрена после рецензирования 29.07.2022; принята к публикации 15.08.2022.

The article was submitted 18.06.2022; approved after reviewing 29.07.2022; accepted for publication 15.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.