Научная статья на тему 'РУССКАЯ УСАДЬБА КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ОБЪЕКТ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО: на примере «Ясной Поляны» Л.Н. Толстого'

РУССКАЯ УСАДЬБА КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ОБЪЕКТ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО: на примере «Ясной Поляны» Л.Н. Толстого Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
271
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русская усадьба / Ясная Поляна / всемирное наследие / культурный ландшафт / критерии ценности / достопримечательное место / музейзаповедник / Russian estate / Yasnaya Polyana / world heritage / cultural landscape / criteria of value / landmark place / museum-reserve

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кулешова Марина Евгеньевна

Русская усадьба является характерным феноменом русской культуры, оказавшим значительное влияние на образы России и формирование её культурного ландшафта. В то же время в списке объектов, представляющих Россию во всемирном наследии, этот культурный феномен ещё никак не представлен. На примере усадьбы Л.Н. Толстого Ясная Поляна рассмотрены основные, имеющие универсальное значение, ценности этой территории. Представлены свидетельства взаимосвязи и взаимообусловленности её природных и культурных характеристик. Сделано заключение о полном соответствии территориального комплекса критериям отнесения объектов к всемирному наследию ЮНЕСКО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Кулешова Марина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN ESTATE AS A PROMISING UNESCO WORLD HERITAGE SITE: on the example of Leo Tolstoy’s "Yasnaya Polyana"

The Russian estate is a characteristic phenomenon of Russian culture, which had a significant impact on the images of Russia and the formation of its cultural landscape. At the same time, this cultural phenomenon is not yet represented in the World Heritage List for Russia. The article reveals the main values of Leo Tolstoy’s estate Yasnaya Polyana, which are of universal importance; presents interconnectedness and interdependence of its natural and cultural characteristics. It is stated, that the territorial complex of Leo Tolstoy’s estate Yasnaya Polyana fully complies with the UNESCO criteria for assigning objects to the of World Heritage.

Текст научной работы на тему «РУССКАЯ УСАДЬБА КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ОБЪЕКТ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО: на примере «Ясной Поляны» Л.Н. Толстого»

УДК 911.3:712

РУССКАЯ УСАДЬБА КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ОБЪЕКТ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО: на примере «Ясной Поляны» Л.Н. Толстого

М.Е. Кулешова

culturalandscape @ mail.ru г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. Русская усадьба является характерным феноменом русской культуры, оказавшим значительное влияние на образы России и формирование её культурного ландшафта. В то же время в списке объектов, представляющих Россию во всемирном наследии, этот культурный феномен ещё никак не представлен. На примере усадьбы Л.Н. Толстого Ясная Поляна рассмотрены основные, имеющие универсальное значение, ценности этой территории. Представлены свидетельства взаимосвязи и взаимообусловленности её природных и культурных характеристик. Сделано заключение о полном соответствии территориального комплекса критериям отнесения объектов к всемирному наследию ЮНЕСКО.

Ключевые слова: русская усадьба, Ясная Поляна, всемирное наследие, культурный ландшафт, критерии ценности, достопримечательное место, музей-заповедник.

Для цитирования: Кулешова М.Е. Русская усадьба как перспективный объект всемирного наследия ЮНЕСКО: на примере «Ясной Поляны» Л.Н. Толстого. Наследие и современность. 2020;з(4):109-127.

Преамбула

В середине 2000-х годов мне представился случай провести предварительное исследование усадьбы Ясная Поляна с целью включения этого объекта в число претендентов в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. По результатам была составлена Предварительная заявка, но поддержки ответственных инстанций и дальнейшего развития она не получила. К сожалению (а иногда и к счастью) не все проекты и намерения удаётся осуществить сразу. Всемирно известный «Озерный край» в Великобритании «прорывался» в Список всемирного наследия почти 30 лет. Последующие посещения Ясной Поляны (мне знакомы эти места с раннего детства) только подтвердили - этот усадебный культурный ландшафт имеет все основания быть объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

До нашего времени целый ряд усадеб сохранился именно благодаря их историко-мемориальной ценности, их связью с жизнью и творчеством выдающихся поэтов, писателей, художников. Некоторые усадьбы были воссозданы из небытия после лихих революционных потрясений и войн, другие сохранились благодаря самоотверженным заботам членов их семей - как Ясная Поляна или Поленово. Важно то, что жизнь и творчество этих персон были неразрывно связаны с их «кормящим» ландшафтом - усадьбой.

© Кулешова М.Е., 2020

109

Усадьба является важным феноменом русской культуры и отражает один из этапов её становления, следовательно включение образцов этой культуры в Список всемирного наследия ЮНЕСКО от России - вопрос формирования достоверного репрезентативного культурного образа страны на мировом уровне, который пока ещё далёк от своего разрешения. До сих пор Россия не выдвигала такого рода объектов, что требует осмысления и анализа - а есть ли среди российских феноменов наследия такой, который удовлетворял бы критериям выдающейся универсальной ценности, предъявляемым к объектам всемирного наследия?

Знакомство с Ясной Поляной

Номинационное досье претендентов на включение в Список всемирного наследия начинается с общей характеристики объекта и его местоположения. Ясная Поляна - старинная помещичья усадьба с прилегающими к ней обширными угодьями и поселениями, родовое гнездо всемирно известного русского писателя и мыслителя, графа Л.Н. Толстого. С этой усадьбой связана основная часть его творческой биографии, здесь он родился в 1828 г. и здесь же в 1910 г. был похоронен. Здесь он создавал литературные шедевры, реализовывал хозяйственные проекты, преобразовывал ландшафт и влиял на всё культурное пространство вокруг. После смерти Л.Н. Толстого, благодаря усилиям его родственников, весь историко-культурный и природный комплекс усадьбы был сохранен, а затем поставлен на государственную охрану с присвоением усадьбе статуса музея-заповедника. История усадьбы с окрестностями, её структура и эволюция представлены в работах исследователей и мемуаристов [1-4].

Расположена усадьба в исключительно живописной местности в центре Русской равнины, в приграничье зоны широколиственных лесов и лесостепи, в 15 км западнее Тулы, среди невысоких холмов, разделяемых долинами небольших речек, оврагов и балок, в окружении полей, лугов, деревень, массивов коренных широколиственных лесов с господством дуба и липы и, в посадках, - березняков. Район усадьбы попадает в полосу так называемых лесных засек - системы древних лесных массивов, служивших препятствием и защитой от вражеских нашествий со стороны степей в Х1У-ХУ1 вв. В то время лесные массивы этой полосы тщательно оберегались от вырубок и распашки, и многие из них сохранились до настоящего времени, в частности - в границах усадьбы и её окрестностях. Полоса Тульских засек хорошо просматривается на космических снимках. В Ясной Поляне наиболее полное представление о них даёт старовозрастный Чепыж - этот лес на памяти Л.Н. Толстого не рубили, что определяет его исключительную научную и мемориальную ценность. В то же время лес Заказ, получивший своё имя с петровских времён, когда заказные леса стали выделяться как

особо ценные, и приобрётший особое мемориальное значение после смерти Толстого, вырубался несколько раз, о чём сохранились документальные свидетельства [5]. Это хороший пример этимологической инверсии топонимов: заказной лес предполагает его особый статус и сохранность, а чапыж, напротив - заросли кустарников и поросли, согласно терминологическим словарям [6].

Исследователи давно отмечают орографическое своеобразие Ясной Поляны, которая как «остров с расчленёнными берегами, окружённый со всех сторон низинами с речками, ручьями и протоками. С запада и севера их обтекает ручей Кочак и река Воронка, с востока и северо-востока ручей Ясенка с оврагами, на юге провальные озёра и болотца, сливающиеся весной в сплошной водоток» [7]. Действительно, с южной стороны эрозионные отвершки ручьев Кочака и Ясенки берут начало в просадочных формах рельефа, они замыкают усадьбу в своеобразное орографическое кольцо (рис. 1). Провальные формы рельефа распространены благодаря близкому подстиланию осадочных пород известняками.

Рис. 1. Долина речки Ясенки. Рисунок И.В. Волочковой

Гидрографическая сеть дополнена многочисленными рукотворными прудами по ручьям и речкам, а также колодцами на выходах родников. Так, в самой усадьбе сформирован каскад из четырех прудов, есть колодец в ельнике на спуске к Воронке, в д. Ясная Поляна популярностью пользовался Кислый колодец, а за пределами усадьбы особо предпочитаем семьёй Толстых был Батюшкин колодец в д. Гру-мант [8]. Карбонатность пород в значительной мере определяет плодородие земель и высокое флористическое разнообразие неморальных и лесостепных экосистем, а также высокий уровень эрозионного рас-

111

членения рельефа. Другой геологической особенностью местности, повлиявшей на её хозяйственное развитие, является близкое залегание железорудных глин - по сей день в яснополянских лесах встречаются кучи шлака с керамическими соплами от мехов, возраст которых составляет несколько сотен лет; примитивная добыча руды отмечалась ещё Л.Н. Толстым в Лимоновском лесу [4].

С юга к усадьбе «прислонилась» одноименная деревня, вторгаясь на склоны Большого Яснополянского пруда, с севера усадьба открывается в природу - в леса, луга и на речную долину, с запада и востока её ограничивают эрозионные врезы ручьёв и лесные массивы. Главная планировочная ось - аллея Прешпект, подводящая от въездных башен к дому-музею, занимающему центральное положение в усадьбе (рис. 2).

Рис. 2. Усадебный дом Л.Н. Толстого и его семьи. Рисунок И.В. Волочковой

Другая организующая (параллельная) ось ведёт от дома Волконского к реке Воронке и уходит за реку в леса. Она соединяется с Пре-шпектом усадебной дорогой и аллеей. Сама Воронка служит планировочной осью, на которую нанизаны лесные и луговые угодья поместья. А ближе к центру проходит ещё одна важная дорога-ось, пролегая от пашни за Чепыжом к развилке на спуске к реке Воронке, подводя к могиле писателя в самом планировочном центре усадьбы, и далее превращается в еле заметную тропу, утрачивая свою доминирующую

роль. При Толстом она называлась Купальной дорогой и вела опять же к Воронке, к мосту через неё, за которым по левому берегу - дорога на Грумант (рис. 3).

Рис. 3. План усадьбы «Ясная Поляна», размещенный при входе в неё (http://ypmuseum.ru/)

Усадьба не имеет явных планировочных доминант (таковым был старый дом, проданный Л.Н. Толстым), её пространство организуют семантические центры (мемориальный дом Л.Н. Толстого, его могила, дом Волконского), аллеи и дорожки, каскад прудов. С неё не открывается и дальних панорам, за исключением видов на спуске к реке Воронке и видов с её восточных рубежей, с Плотского Верха и с западного пограничья, с борта Кочаковского ручья у Подкапустника. Одна из особенностей этой усадьбы - та роль, которую выполняет древесно-кустарниковая растительность в ландшафте усадьбы и окрестностей. Эта усадьба «занавесилась» разнообразными зелёными кулисами, а её пейзажные сцены при лужайках, цветниках и прудах имеют камерный, не парадный характер (рис. 4). И ещё специфичен её пульсирующий, не статичный характер: лесные массивы приходят на место пашням и лугам, растятся и вырубаются, отрастают вновь. Прешпект встречает гостей то еловым, то берёзовым своим убором. Переносится пасека. Подрубаются липы в Клинах и отрастают вновь. Смелое проектирование в лесной части усадьбы уравновешивается тщательным сохранением некоторых компонентов парковой части, связанных с семейными преданиями.

Рис. 4. В парке «Клины». Картина И.В. Волочковой

Топосная структура усадебного комплекса

Ландшафт усадьбы с окрестностями отличается высокой моза-ичностью, выразительной пластикой рельефа и многоплановостью открывающихся панорам с усадебных пограничий. Сама усадьба, занимающая более 400 га земель, представляет собой редкий по своей репрезентативности образец усадебного культурного ландшафта, массово распространенного в XIX - начале XX века и к настоящему времени в основном утраченного. Здесь прекрасно сохранились все наиболее характерные элементы типичной помещичьей усадьбы: господский дом с хозяйственными и жилыми постройками, система аллей, система прудов, регулярный и пейзажный парки, обширные плодовые сады, оранжерейное хозяйство, пахотные земли, луговые угодья, коренные и посаженные леса, ручьи и овраги, дороги и тропы. Все они обладают собственными топонимами и в совокупности образуют полноценную топосную структуру, что является уникальным явлением, ни одно мемориальное поместье не может похвастаться такой чётко фиксируемой идентификацией пространственных локусов исторических угодий (рис. 5).

Рис. 5. Долина реки Воронки, Калинов луг. Картина И.В. Волочковой

114

В разных литературных и проектных источниках состав усадебных топосов несколько отличается [2; 4; 9; 10], но важно то, что все они непосредственно связаны с биографией и творчеством Толстого, многие объекты и угодья непосредственно сформированы им либо семантически наполнены биографическими и литературными ассоциациями. Из их состава видно, какое исключительное значение имели леса в жизни этого имения - их наименования занимают примерно половину перечисляемых топонимов, они численно и по площади доминируют (рис. 6). Частотность именования определённых местоположений, как мы предполагаем, должна указывать на предпочтения актора (личности или общества) и их роль в текстуре и структуре ландшафта. Интересна площадная динамика ландшафта: из примерно 600 га угодий яснополянского поместья около 400 га было передано крестьянам по волеизъявлению Толстого, за семьёй оставалось около 200 га, а при организации музея-заповедника ещё 200 га были возвращены в её границы, и теперь мемориальная территория составляет порядка 400 га. Из них около двух третей - это лесопосадки, в которых преобладает берёза, а в оставшейся трети примерно равные доли занимают садово-парковый комплекс усадьбы с постройками, пашни и небольшие по площади, но индикативные по характеру распределения луга.

Рис. 6. Система топосов-угодий яснополянского поместья. Из материалов рекомендуемых принципов мемориализации насаждений [10]

Литературный портрет ландшафта (картина места)

В литературных произведениях Л.Н. Толстого («Война и мир», «Анна Каренина», «Хаджи-Мурат», «Начала», «Утро помещика», «Воспоминания» и др.) запечатлены картины мест, которые его окружали. Эти места узнаваемы и сегодня в культурном ландшафте Ясной Поляны. Данный ландшафтный комплекс служит живой иллюстрацией к образам и событиям, созданным великим литературным гением, а также обширному эпистолярному наследию писателя и близких ему людей. В толстовском литературном и эпистолярном наследии ландшафт представлен двумя способами:

а) точное предметное описание ландшафтных составляющих;

б) личностное переживание, ассоциируемое с местом, временем года, звуком, ландшафтным элементом как небо, облако, дерево.

Пример первого - начальные страницы повести «Хаджи-Мурат», с колоритным описанием лугового разнотравья и пахоты. Или - сцены охоты на вальдшнепов в романе «Анна Каренина» с описанием леса, таяния земли, роста трав, щебета птиц, пролётов ястреба, уханья филина, звёздного неба. Или - поездка в деревню Грумант в «Воспоминаниях» по дороге мимо Старого и Молодого Заказов, с весёлыми спусками и подъёмами, мостом через Воронку, домом с садом в Гру-манте, студёным колодцем в леске у оврага, молочными угощениями, знакомыми радостными лицами и радостью бытия. Примеры второго способа ландшафтной презентации также пронизывают всё творчество писателя. Это и стремление обрести «зелёную палочку», которую следует признать «духом места» в Старом Заказе, и размышления князя Болконского перед казалось бы неживым, а потом ожившим дубом в романе «Война и мир» (в усадьбе распространены две формы дуба, различающиеся началом срока вегетации в 3 недели [5]), и романтические письма к жене из Ясной Поляны, передающие восторг перед красотой этого места в описании ночных концертов соловьёв, хоров лягушек, тишины, запахов, светотени густо одевшихся берёз Пре-шпекта, зарослей незабудок и глухой крапивы. Живой, реальный, подвластный тактильному ощущению усадебный ландшафт - катализатор восприятия и усвоения мыслей Толстого адресатом, и в этом одна из важнейших его функций. Ландшафт обладает множеством черт и особенностей, зафиксированных Толстым, и задача актуального управления им - сохранить всё то, что определяет дух и настроение этого места (рис. 7).

Рис. 7. На северном пограничье имения, склон к р. Воронке. Рисунок И.В. Волочковой

Поддержание исторически значимых дидактических и хозяйственных функций

Помещичьи усадьбы России во многих случаях выполняли роль активных культурных центров, оказывавших существенное воздействие на развитие прилегающей сельской местности и являющихся местом культурного обмена и распространения новых идей [11]. Ясная Поляна - уникальный культурный и духовный центр, ставший таковым благодаря гуманистическим идеям Л.Н. Толстого. Поиск достойного жизненного пути, гармонии с окружающим миром, умение чувствовать и понимать окружающую природу и сопереживать всему живому - эти умонастроения закономерно отразились на сфере управления ландшафтом. Важно отметить, что просветительские функции усадьбы (устройство школы для крестьянских детей, избы-читальни, амбулатории доктора Д.П. Маковицкого) были унаследованы музеем-заповедником и поселением, где детский сад, детский дом, школа, больница тесно связаны с фамилией Толстых и историей музея-усадьбы. Усадьба продолжает оказывать дидактическое воздействие на людей, которые живут в историческом ландшафте её окрестностей и продолжают формировать его.

Граф Л.Н. Толстой относился к помещикам, чья хозяйственная активность была очень высока и воплощалась в различных формах ландшафтного обустройства. И.С. Тургенев досадовал, что это отвлекает писателя от литературных занятий, но творчество Толстого свидетельствует, что эти занятия приносили радость и вдохновение, и нашли себе место на страницах его произведений, писем и размышлений. В усадьбе и на прилегающих угодьях занимались садоводством,

пчеловодством, земледелием, коневодством, оранжерейным хозяйством, и другими сельскими практиками, в результате чего сформировались и поддерживались основные параметры культурного ландшафта. В свою очередь ландшафт этот был воистину «кормящим», по выражению Л.Н. Гумилёва.

Плодовые сады занимали обширные площади и отличались исключительным сортовым разнообразием. С сада площадью в 10 га, доставшегося ему в наследство, Толстой учетверил площадь садовых насаждений, засадив участки пашни, прилегающие к парку. Здесь выращивались титовка, боровинка, харламовка, апорт, бель, белый налив, коробовка, арабское, плодовитка, анис, мирончик, розмарин, аркады, кальвиль, зеленка, а более всего - антоновка, скрижапель, коричное, бабушкино, грушовка [5]. Сады приносили доход, сдавались в аренду под сбор яблок. Но особое значение имела лесоводческая деятельность графа.

Усадьба находится в полосе засечных лесов, на границе лесов и степей. Сокращение лесных площадей в пограничных условиях эко-тона уже тогда вызывало озабоченность, и Л.Н. Толстой осуществил грандиозный план преобразования принадлежавших ему земель - засадил лесами многие поля и залежи общей площадью около 180 га. При этом на площади в 140 га производились рубки до 1889 г. с последующим лесовосстановлением и на площади в 85 га - впоследствии, до 1910 г., из них многие - повторно [7; 12]. В первую очередь облесению были подвергнуты экологически уязвимые местоположения -по верховьям оврагов и балок (Плоцкий верх, Арковский верх, Поддонный верх), по крутым склонам эрозионных врезов водотоков. Это коренным образом изменило облик ландшафта. Основные лесные массивы в окружении усадьбы - результат творческого целеполагания одного человека, которому значительную помощь и поддержку оказывала в его начинаниях его жена С.А. Толстая. В посадках Толстой предпочитал берёзу - видимо, за скорость её роста, позволяющую прижизненно насладиться великолепием её светлых рощ и иметь запасы древесины, прибыль от продажи которой на тот момент была более весомой, чем от выращивания зерновых культур на пахоте (рис. 8). Но были в лесопосадках и ель, любимая Софьей Андреевной Толстой, и, немного - дуб, ясень, сосна, лиственница. В 30-е годы XX века обсуждался вопрос о лесохозяйственных перспективах усадьбы [7], тогда было принято решение о постепенном восстановлении коренных широколиственных лесов, характерных для данной местности с её преимущественно серыми лесными почвами. Это сложные неморальные биоценозы, где наряду с дубом и липой в древостоях присутствуют ясень, вяз и клён, в подлеске - рябина, черёмуха, лещина, жимолость, бересклет, травяной покров представлен эфемероидами и неморальным разнотравьем [5].

Рис. 8. Выход к пашне. Рисунок И.В. Волочковой

Хозяйственные функции усадьбы сохраняются по настоящее время и поддерживаются музеем-заповедником на площади более чем 400 га. Осуществляется программа восстановления ценных сортов яблонь в обширных яснополянских садах. Продолжаются занятия пчеловодством, оранжерейным хозяйством, осуществляется уход за парком, есть конный двор, поддерживаются флористическое разнообразие и продуктивность полей и лугов. Хозяйственные функции усадьбы являются значимым ландшафтообразующим фактором, представляют историко-культурную ценность и должны учитываться в программах сохранения и развития ландшафтного комплекса (рис. 9).

Рис. 9. В яблоневом саду. Картина И.В. Волочковой 119

Связи с окрестностями

С именем Л.Н. Толстого связаны многие места в Тульской области, в ряде из них образованы филиалы музея-заповедника «Ясная Поляна», в частности в родовых имениях Никольское-Вяземское, По-кровское, Пирогово, принадлежавших родственникам Л.Н. Толстого и находившихся за несколько десятков верст от Ясной. Вместе с усадьбой они образуют единую мемориальную систему и в то же время представляют самостоятельную ландшафтную ценность. Писатель любил прогулки и регулярно посещал эти места, но более частым было посещение ближайших окрестностей и деревень Груманта, Телятин-ков, Кочаков, Грецовки, станции Рвы, станции Козлова Засека и др. Грумант - это яркие и радостные воспоминания детства. Кочаки -восхищение красотой церковных служб, переживание смерти близких людей, упокоенных на фамильном некрополе. И Кочаки, и Телятинки, и Грумант находятся в пешей доступности от усадьбы, соединяясь с ней лесными и полевыми дорогами и имеют прекрасные перспективы туристского развития при грамотном ландшафтном планировании и управлении.

Особый интерес в связи с биографией Л.Н. Толстого имеет бывший уездный город Крапивна, где граф исполнял обязанности мирового посредника, и где сохраняется типичный городской ландшафт старорусского поселения конца XIX века. Это поселение не было искажено современной застройкой и представляет собой редкий образец городских планировочных масштабов, пропорций, форм и дизайна, характерных для эпохи, в которой жил Л.Н. Толстой.

По соседству с Ясной Поляной расположено урочище «Косая Гора» - уникальный горнозаводской комплекс, основные сооружения которого были воздвигнуты во второй половине XIX века, а в первой половине XX, в советское время, реконструированы. Знакомство с заводом и условиями жизни рабочих произвели на Л.Н. Толстого весьма удручающее впечатление. Тем не менее, это соседствующая с усадьбой антитеза - индустриальный ландшафт, яркая и очень выразительная в ландшафтном и архитектурном отношении иллюстрация к истории горнодобывающей и сталелитейной промышленности в России.

Соответствие усадебного ландшафта требованиям ЮНЕСКО

По типологии культурных ландшафтов ЮНЕСКО ландшафт Ясной Поляны и окрестностей являет собой пример комплексности, где полноценно представлены рукотворный, эволюционировавший и ассоциативный типы при ведущем значении мемориальных ценностей.

Выдающаяся универсальная ценность культурного ландшафта Ясной Поляны состоит в том, что он является, с одной стороны, репрезентативным, наиболее полным образцом ушедшего в прошлое типа культуры - культуры русской усадьбы, а с другой стороны, благодаря ряду исторических обстоятельств, продолжает своё существование и сохраняет присущие ему исторические функции - духовные, социальные, хозяйственные. Это уникальный пример одновременно живой и музеефицированной русской усадьбы. Духовное и литературное наследие Л.Н. Толстого значимо для всего человечества, и тем большей ассоциативной ценностью обладает культурный ландшафт, многие черты которого сформированы благодаря усилиям этого гения русской литературы. Ландшафт запечатлел в себе образы, события и факты, связанные с его драматической биографией.

Культурный ландшафт усадьбы Ясная поляна с окрестностями удовлетворяет следующим критериям, установленным в Руководящих указаниях ЮНЕСКО [13]:

- (iii) Ясная Поляна - уникальное по своей сохранности свидетельство исчезнувшей в начале XX века русской помещичьей усадебной культуры, уникальный для России пример преемственности управления, назначения и облика дворянской усадьбы, дающий полноценное представление о жизни исчезнувшего к настоящему времени дворянского сословия;

- (v) Ясная Поляна - выдающийся по своей репрезентативности пример организации усадебного ландшафта и традиционного землепользования, характерного для русской дворянской усадебной культуры и русской деревни XIX века, практически утраченных в XX веке в результате необратимых социальных катаклизмов;

- (vi) Ясная Поляна в своей комплексности и отдельных элементах ассоциируется с важнейшими событиями биографии великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, его идеями и литературными произведениями, сформировавшими genius loci этого уникального для русской культуры места и оказавшими огромное влияние на умозрения российского общества и всего человечества.

Дополнительные ценности. Кроме параметров универсальной, мировой ценности, Ясная Поляна обладает и иными достоинствами. Это редкое и яркое произведение усадебного лесоводческого искусства, созданное по замыслу Л.Н. Толстого в результате обширных лесопосадок на принадлежавших ему землях. Целенаправленное облесение обширной территории, создание своеобразного лесного каркаса значительно увеличило мозаичность и разнообразие ландшафта, улучшило экологические параметры среды и усилило лирические акценты русского пейзажа, запечатлённого в известных литературных произведениях Толстого. В усадьбе с окрестностями хорошо представлены коренные широколиственные леса (дуб, ясень, клён, липа), от-

121

личающиеся высокой репрезентативностью в отношении неморальных биоценозов, уязвимых под влиянием антропогенных изменений окружающей среды на южной границе зоны широколиственных лесов.

Значительные площади усадьбы (40 га, из них 30 га посажено Л.Н. Толстым и его родными на месте бывшей пашни) занимают плодовые сады, замечательные тем, что здесь сохраняется и воспроизводится высокое сортовое разнообразие яблонь, что можно рассматривать как сортовой рефугиум рода Malus. Экстенсивный характер традиционных сельскохозяйственных работ в угодьях усадьбы и окрестностей способствует сохранению высокого биоразнообразия квазиприродных травяных экосистем, сформировавшихся в результате многовековой земледельческой деятельности.

Аутентичность и целостность. Культурный ландшафт усадьбы Ясная Поляна полностью удовлетворяет таким требованиям ЮНЕСКО, как подлинность и целостность, его аутентичность - одно из ключевых достоинств данного объекта, выгодно выделяющее его из ряда российских аналогов. Все основные постройки на территории усадьбы, интерьеры, планировка садов и парков, мозаика лесов, полей и лугов являются подлинными, сохранившимися со времени жизни и деятельности Л.Н. Толстого. Застройка прилегающих деревень несколько изменилась и это создаёт определённые проблемы, которые предстоит решать, поскольку данный процесс требует соответствующих регламентаций. Планировка населённых пунктов сохранила исторические параметры.

Целостность усадебного ландшафта обеспечивается наличием всех необходимых составляющих его индикаторных элементов - от построек усадьбы до угодий поместья, а также достаточными размерами территории, которая отличается геосистемным единством, обилием функционально-исторических связей, богатством мемориально-ассоциативных сюжетов и единой историей природопользования.

Наличие аналогов. Яснополянский ландшафт не имеет близких аналогов на пространстве бывшей Российской империи несмотря на то, что целый ряд дворянских усадеб в советское время был взят на государственную охрану ввиду их исключительной историко-культурной ценности. Ясная Поляна является единственной, где высокая мемориальная ценность совмещается с репрезентативностью и подлинностью в отношении конкретной исторической эпохи и где основные культурные и хозяйственные функции усадьбы сохраняют преемственность в современной жизни. Что касается дальнего зарубежья, то феномен дворянской усадьбы не имел там такого историко-культурного контекста, значения, распространения и влияния на формирование историко-культурного облика стран. В ряду объектов Всемирного культурного наследия примеры мемориальных комплексов,

связанных с какой-либо выдающейся для мировой культуры личностью, встречаются чрезвычайно редко. Можно назвать фабричный посёлок Нью-Ланарк в Великобритании, связанный с именем утописта Роберта Оуэна, немецкий город Веймар, где творили великие Гёте и Шиллер, замок Вартбург, где в ссылке переводил Новый Завет Мартин Лютер, имение Конфуция в китайском городе Цюйфу, усадьбу Монтичелло в американском Шарлотесвиле, выстроенную американским президентом, архитектором и автором Декларации независимости Томасом Джефферсоном.

Сохранение и использование. Гарантом охраны яснополянского ландшафта выступает одноименный федеральный музей-заповедник, находящийся в ведении Минкультуры РФ, предшественником которого был созданный в 1921 г. по декрету ВЦИК музей под управлением Наркомпроса. Основная часть исторических угодий усадьбы и её имущественный комплекс передан в пользование этому учреждению культуры. В 1993 г. музей-заповедник был включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, что является одним из условий, согласно российскому законодательству, отнесения Ясной Поляны к объектам всемирного наследия. Для защиты мемориально-значимых окрестностей исторического поместья в 2013 г. было принято решение о придании им статуса объекта культурного наследия - достопримечательного места, и вслед за тем была разработана необходимая проектная документация. Достопримечательное место применительно к яснополянским реалиям может рассматриваться как буферная зона объекта, требование об установлении которой зафиксировано в методическом инструментарии ЮНЕСКО.

Достопримечательное место

Основные проблемы поддержания аутентичности культурного ландшафта возникают за пределами границ территории музея-заповедника, на землях иных землепользователей. Эти окрестности, как уже отмечалось, представляют дополнительную историко-культурную и мемориальную ценность и выполняют буферные функции в отношении исторического ядра территориального комплекса. В целях снижения негативных эффектов неупорядоченного градостроительного развития был разработан и утверждался поэтапно в 2013-2015 гг. «Проект достопримечательного места, связанного с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого - усадьба Ясная поляна и её окрестности» (рис. 10). Проект был разработан ООО «Парковая реставрация - Гардарика» под руководством Ивана Ивановича Кролен-ко (1949-2017) и стал пионерной работой по уровню осознания важности природно-культурных взаимодействий, по вовлечению природных объектов в сферу проектного регулирования. В нём впервые с необхо-

димой детальностью и тщательностью рассмотрены те составляющие достопримечательного места, которым проектировщики по причине отсутствия должной квалификации либо усердия не уделяют требуемого внимания - это лесные, водные, болотные, сельскохозяйственные угодья, на которые не предусматривается градостроительный регламент. Но для Ясной Поляны именно эти угодья имеют принципиальное, ключевое значение в связи с их исключительной мемориальной ролью и геоструктурным значением в формировании уникального яснополянского ландшафта, без презентации которого особенности творчества Л.Н. Толстого понять нельзя.

Рис. 10. Границы достопримечательного места и яснополянского имения на аэрофотоснимке. Из материалов Проекта достопримечательного места [9]

Лев Николаевич, как известно, вел весьма активный образ жизни и ближайшие окрестности были регулярно им посещаемы, что определило выбор основных радиусов территории проектирования. Локализация границ осуществлялась, исходя из особенностей строения эрозионно-балочной сети, особенностей фортификационного устройства засечных лесов и местоположения крупных современных инженерных линейных объектов - соответственно по врезам рек и ручьёв,

выраженным в рельефе линиям оборонных сооружений Засечной черты, авто- и железнодорожным магистралям и продуктопроводам. Предмет охраны насчитывает несколько десятков позиций и включает, во-первых, выявленные и существующие памятники и ансамбли, а во-вторых - систему основных топосов, о чем речь шла выше, систему визуальных взаимосвязей, архитектурно-планировочные характеристики. К сожалению, Министерство культуры РФ при утверждении документации самостийно сократило предмет охраны без согласия проектировщика, но это уже другая тема. Совокупность охранных требований привязана к сложившейся системе землеустройства, но исходит из исторических функций землепользования с учётом перспектив управляемого и целесообразного для мемориальной территории развития. Богатый картографический и иллюстративный материал проекта, надо надеяться, будет адаптирован к публикации и достойной картографической презентации яснополянского культурного ландшафта, чего крайне не хватает в ряду известных публикаций по этой территории.

Заключение

Основная проблема территориальных комплексов наследия, подобных усадебным комплексам, связана с их развитием. Сохранность наследия требует существенных ограничений в использовании элементов ландшафтного комплекса - в расширении границ поселений, создании современной инфраструктуры и застройки, изменении форм землепользования и т.д. Соблюдение условий сохранности - очень непростой и неоднозначный вопрос, особенно для обширного территориального комплекса с множественными субъектами права и видами деятельности. Даже активности основного гаранта охраны территории - музея-заповедника - далеко не всегда вызывают чувство оптимизма и веры в торжество разума. Соглашаясь, что естественные исторически обусловленные изменения объективно закономерны, следует подчеркнуть, что общественное признание «Ясной Поляны» объектом наследия задаёт направленность развития территории. Здесь первостепенная роль должна принадлежать музейным, научно-исследовательским, образовательным, просветительским, сервисным (по обслуживанию посетителей) и историко-хозяйственным (по поддержанию исторических элементов ландшафта) функциям. И все они в совокупности не должны «пилить сук», на котором основано их благополучие - аутентичность историко-культурного пространства Л.Н. Толстого. Вера в «зелёную палочку», закопанную на склоне оврага и обещающую счастье человечеству, вряд ли совместима с галопирующей урбанизацией, уродующей сельский пейзаж и природное очарование средней полосы России.

Литература

1. Кузьминская Т.А. Моя жизнь дома и в Ясной Поляне. Тула, 1976.

2. Никитина НА. Ясная Поляна. Путешествие с Львом Толстым. Тула: Изд. дом «Ясная Поляна», 2002. 208 с.

3. Пузин Н.П. Дом-музей Л.Н. Толстого в Ясной Поляне. Тула: Изд. дом «Ясная Поляна», 1998. 133 с.

4. Семёнов К.С. Музей-усадьба Ясная Поляна. Заповедник. Очерк-путеводитель. Тула, 1956. 96 с.

5. Солдатова Е.В. Естественные леса музея-усадьбы Л.Н. Толстого Ясная Поляна: история, состояние и сохранение // Русская усадьба. Вып. 10(26). М.: Изд-во «Жираф», 2004. С.176-186.

6. Мурзаев Э.М. Словарь народных географических терминов. М.: Мысль, 1984. 653 с.

7. Семёнов К.С. История лесов Ясной Поляны за 100 лет. Задачи их сохранения и восстановления. Ч.2 - Ясная Поляна, 1952.

8. Глазунова О.Н. Гидронимы окрестностей Ясной Поляны // Русская усадьба. Вып. 11(27). М.: Изд-во «Жираф», 2005. С. 228-234.

9. Проект «Достопримечательное место, связанное с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого - усадьба «Ясная Поляна» и её окрестности, ООО «Парковая реставрация - Гардарика», рук. И.И. Кроленко, 2012.

10. Рекомендуемые принципы мемориализации насаждений государственного заповедника «Музей-усадьба Л.Н. Толстого Ясная Поляна». Парколесоустроительная экспедиция Центрального государственного лесоустроительного предприятия, Москва, 1993. 66 с.

11. Веденин ЮА. Усадебный ландшафт как тип культурного наследия // Культурный ландшафт как объект наследия. М.: Институт Наследия; СПб: Дмитрий Була-нин, 2004. С. 164-185.

12. Солдатова Е.В. «Я очень рад, что не послушался Тургенева, не сделался только литератором» // Русская усадьба. Вып.13-14 (29-30). М.: Изд-во «Жираф», 2008. С. 242-248.

13. Operational Guidelines for the Implementation of the World Heritage Convention, WHC UNESCO, 2009.

RUSSIAN ESTATE AS A PROMISING UNESCO WORLD HERITAGE SITE: on the example of Leo Tolstoy's "Yasnaya Polyana"

M. Kuleshova

culturalandscape@mail.ru

Moscow, Russian Federation

Abstract. The Russian estate is a characteristic phenomenon of Russian culture, which had a significant impact on the images of Russia and the formation of its cultural landscape. At the same time, this cultural phenomenon is not yet represented in the World Heritage List for Russia. The article reveals the main values of Leo Tolstoy's estate Yasnaya Polyana, which are of universal importance; presents interconnectedness and interdependence of its natural and cultural characteristics. It is stated, that the territorial complex of Leo Tolstoy's estate Yasnaya Polyana fully complies with the UNESCO criteria for assigning objects to the of World Heritage.

Keywords: Russian estate, Yasnaya Polyana, world heritage, cultural landscape, criteria of value, landmark place, museum-reserve.

For citation: Kuleshova M. Russian estate as a promising UNESCO World Heritage Site: on the example of Leo Tolstoy's "Yasnaya Polyana". Heritage and Modern Times. 2020;3(4):109-127.

References

1. Kuz minskaya T.A. Moya zhiznv doma i v Yasnoj Polyane. Tula, 1976.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Nikitina N.A. Yasnaya Polyana. Puteshestvie s Lvvom Tolstyvm. Tula: Izd. dom «Yasnaya Polyana», 2002. 208 s.

3. Puzin N.P. Dom-muzej L.N. Tolstogo v Yasnoj Polyane. Tula: Izd. dom «Yasnaya Polyana», 1998. 133 s.

4. Semyonov K.S. Muzej-usadvba Yasnaya Polyana. Zapovednik. Ocherk-putevoditel\ Tula, 1956. 96 s.

5. Soldatova E.V. Estestvennyve lesa muzeya-usadvbyv L.N. Tolstogo Yasnaya Polyana: istoriya, sostoyanie i soxranenie // Russkaya usadvba. Vyvp. 10(26). M.: Izd-vo «Zhi-raf», 2004. S.176-186.

6. Murzaev E.M. Slovar narodnyx geograficheskix terminov. M.: Myvslv, 1984. 653 s.

7. Semyonov K.S. Istoriya lesov Yasnoj Polyanyv za 100 let. Zadachi ix soxraneniya i vosstanovleniya. Ch.2 - Yasnaya Polyana, 1952.

8. Glazunova O.N. Gidronimyv okrestnostej Yasnoj Polyanyv // Russkaya usadvba. Vyvp. 11(27). M.: Izd-vo «Zhiraf», 2005. S. 228-234.

9. Proekt «DostoprimechateFnoe mesto, svyazannoe s zhiznvyu i tvorchestvom L.N. Tolstogo - usadvba «Yasnaya Polyana» i eyo okrestnosti, OOO «Parkovaya restavraciya -Gardarika», ruk. I.I. Krolenko, 2012.

10. Rekomenduemyve principyv memorializacii nasazhdenij gosudarstvennogo zapovednika «Muzej-usadvba L.N. Tolstogo Yasnaya Polyana». ParkolesoustroiteFnaya evkspediciya CentraFnogo gosudarstvennogo lesoustroiteFnogo predpriyatiya, Moskva, 1993. 66 s.

11. Vedenin YuA. Usadebnyvj landshaft kak tip kuTturnogo naslediya // KuTturnyvj landshaft kak obv vekt naslediya. M.: Institut Naslediya; SPb: Dmitrij Bulanin, 2004. S. 164-185.

12. Soldatova E.V. «Ya ochenv rad, chto ne poslushalsya Turgeneva, ne sdelalsya tolvko lit-eratorom» // Russkaya usadvba. Vyvp.13-14 (29-30). M.: Izd-vo «Zhiraf», 2008. S. 242-248.

13. Operational Guidelines for the Implementation of the World Heritage Convention, WHC UNESCO, 2009.

Сведения об авторе

Кулешова Марина Евгеньевна, канд. геогр. наук, Вице-президент Научного комитета по культурным ландшафтам, Национальный комитет ИКОМОС (Россия). Москва, Российская Федерация. Email: culturalandscape@mail.ru

Author of the publication

Marina Kuleshova, Ph.D in Geography, Vice-President of the Scientific Committee on Cultural Landscapes, National Committee of ICOMOS (Russia). Moscow, Russian Federation. Email: culturalandscape@mail.ru

Дата поступления 01.12.2020 Принято к публикации 17.12.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.