2023
ВОПРОСЫ МУЗЕОЛОГИИ
Т. 14. Вып. 2
МУЗЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В МУЗЕЕ
УДК 378
Музейное образование студентов-историков в Удмуртском государственном университете
О. А. Казанцева
Удмуртский государственный университет,
Российская Федерация, 426034, Ижевск, Университетская ул., 1/2
Для цитирования: Казанцева О. А. 2023. Музейное образование студентов-историков в Удмуртском государственном университете. Вопросы музеологии 14 (2): 229-238. https://doi.org/10.21638/spbu27.2023.207
В статье рассматривается музейное образование студентов в вузе (в частности, учебная музейная практика), которое тесно связано с общей культурой современной молодежи и базируется на опыте коммуникации с музеями, сформированном в семье и школе. Организация учебной музейной практики в Институте истории и социологии Удмуртского государственного университета в г. Ижевске (направление подготовки 46.03.01 «История», квалификация выпускника — бакалавр) предполагает цель и задачи; сформирована программа практики, имеется база ее проведения. Представлены результаты музейной практики по формированию профессиональных компетенций у студентов, в том числе теоретических знаний, практических умений и навыков. Обобщен опыт проведения, обозначены определенные проблемы как в организации учебной практики (финансовое обеспечение, выбор музея как места практики, взаимовыгодное сотрудничество (вуз — музею, музей — вузу)), так и в реализации деятельности студентов в различных отделах музеев. Высказана мысль о перспективах работы студентов-историков в период прохождения практики не только в качестве работников музея, но и в качестве волонтеров (экскурсоводы, работники фондов, научные работники и т. д.) при организации мероприятий, проводимых учреждением. Волонтерство помогает глубже понять содержание работы музея, составить более четкое представление о современных профессиях в музее, погрузиться в музейное пространство. Актуальна работа в области проектной деятельности по тематике кафедры, формирования личного интереса обучающегося в рамках курсовой работы либо заданий базового музея.
Ключевые слова: музей, музейное образование, студент-историк, программа учебной практики, сотрудничество университета и базового музея.
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2023
В современной отечественной историографии музеологии (музееведения) музейное образование как термин рассматривается многими учеными. По мнению О. С. Сапанжа, музейное образование — это «...развитие жизненного опыта человека на основе музейной коммуникации»1, а образовательная деятельность в музее — целенаправленный и структурированный процесс активизации компонентов музейной коммуникации с целью формирования жизненного опыта2. Е. Н. Масте-ница считает, что «музееведческое образование — это своеобразный способ овладения культурой сквозь призму музея и его функций по отношению к культуре и обществу»3. Данные определения отражают подход в системе подготовки в вузах к студентам как к будущим профессиональным кадрам для музеев.
Музейное образование историков в региональных вузах, например в УдГУ представляет собой непрофильную подготовку, состоит из теории музейного дела и учебной практики для формирования общих и профессиональных компетенций (знаний, умений и навыков). Именно по этой причине в статье под музейным образованием понимается опыт, который получен ребенком в семье и детском саду, подростком — в школе и молодежью (студентами в том числе) — в вузе4. Развитие индивидуального опыта, как показала практика, возможно не только по профильной подготовке студента, но и в непрофильном вузе.
Актуальность темы состоит в обращении к возможностям подготовки студентов-историков во время учебной (музейной) практики к работе в качестве потенциальных сотрудников музеев. В целом роль студенческой учебной (музейной) практики в формировании кадров для музеев бесспорна, но нет системы взаимодействия музея и вуза. В деятельности музеев определенной практикой периодического участия студентов является волонтерство. В стратегии развития отечественных музеев волонтерству не везде придают должное внимание, хотя сам по себе этот институт в музейной сфере уже насчитывает историю — около 20 лет.
Цель написания статьи — проанализировать опыт сотрудничества Института истории и социологии Удмуртского государственного университета (ИИиС УдГУ) и музея в ходе учебной (музейной) практики для бакалавров.
Учебная (музейная) практика имеет продолжительность 2 недели (96 часов) по учебному плану для направления подготовки 46.03.01 «История» и входит в обязательную часть ООП ВО бакалавриата. Для студентов в течение семестра перед практикой читается теоретическая дисциплина «История музейного дела в России» (40 часов). По способу организации проведения практика является стационарной, выездной (концентрированной). По форме проведения — это практическая подготовка.
Целью музейной практики является закрепление и углубление теоретической подготовки в области музееведения и формирование у обучающихся компетенций в сфере профессиональной деятельности историка. Задачи практики: работа в фондах музея; анализ экспозиций музеев разного профиля (исторических, естественно-научных, художественных и др.).
1 Сапанжа, 2016. С. 3
2 Сапанжа, 2017. С. 78.
3 Мастеница, 2006. С. 20.
4 Казанцева, 2015. С. 24.
Кроме того, учебная музейная практика формирует образ современного музея. Организация музейных практик в ИИиС базируется на двух учебных кабинетах, но используются и экспозиции музеев г. Ижевска, Удмуртии и России, что позволяет в значительной степени расширить возможности. Студенты знакомятся с постоянными экспозициями государственных, частных музеев, а также с временными выставками, в том числе зарубежными. Одно из ярких впечатлений, полученных во время практики, — возможность полюбоваться шедевром из зарубежного музея: «В 2016 г. музей Орсе (Франция) привез в Эрмитаж одно из самых известных полотен Эдуарда Мане — «Олимпия», которая лишь трижды за всю историю музея покидала залы Орсе»5.
Анализ учебных музейных практик историков-бакалавров УдГУ за период с 2015 по 2022 г. позволяет отметить их важную роль в музейном образовании студентов. Выпускники вуза работают научными сотрудниками, директорами примерно в 40 % музеев Удмуртии, что свидетельствует о приоритете музейной профессии, предпочтении ее выбора после окончания университета.
Программа практики включает три этапа, которые охватывают фондовую и экспозиционно-выставочную работу: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап включает оформление документов: подготовку приказа на учебную (музейную) практику; ознакомление с программой, методическими рекомендациями по заполнению Индивидуальной книжки студента. На установочной встрече руководителя с участниками практики формируется группа, представляется календарный план проведения практики, сообщается порядок отчетности. Обучающиеся осваивают правила техники безопасности и нормы поведения в музеях. Руководитель практики обсуждает с каждым студентом его самостоятельную, индивидуальную работу, представленную в виде задания по тематике курсовой работы. До выезда на практику необходимо проконсультироваться с научным руководителем, узнать информацию о музее, который студенты будут посещать без организованной группы (контакты, план экспозиции, как доехать, часы работы и т. д.), на сайте учреждения.
Основной этап проводится в фондах музеев Ижевска (в музеях УдГУ — для студентов заочной формы обучения; на базе бюджетного учреждения культуры «Национальный музей Удмуртской Республики имени Кузебая Герда» (НМУР им. Ку-зебая Герда) — для студентов очной формы обучения). Музейная сеть Удмуртской Республики представлена 42 музеями (шесть государственных, 26 муниципальных; десять филиалов)6, среди которых главное место занимает НМУР имени Кузебая Герда. Национальный музей является центром научно-методической работы в Удмуртской Республике, выбор его как базы практики обусловлен наличием квалифицированных специалистов, постоянных экспозиций, подготовленных на высоком научном уровне, возможностью принять группу студентов и обеспечить работой, пешей зоной доступности от УдГУ. Обучающиеся получают здесь навыки практической работы по систематизации и атрибуции музейных предметов, инвентариза-
5 Цит по: Казанцева, 2020. С. 34.
6 Доклад 28 февраля 2023 г. министра культуры Удмуртской Республики на Итоговой коллегии по итогам 2022 г. и презентация к докладу. URL: https://minkuItura.udmurt.ru/o-ministerstve/infor-matsionnye-i-analiticheskie-materialy/index.php (дата обращения: 01.09.2023).
ции, составлению коллекционной описи. Научно-исследовательская работа в фондах музея (под руководством научных сотрудников музея) проводится в НМУР имени Кузебая Герда на основании договора на проведение практики, в котором обозначены обязанности и права обеих сторон.
Кроме того, организуются выезды за пределы Ижевска (в Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань). Программа выездных мероприятий состоит из обязательной (посещение музеев организованной группой) и индивидуальной частей (практикант выбирает музей и самостоятельно его посещает). Например, в Санкт-Петербурге в обязательную программу входит посещение Кунсткамеры, Эрмитажа, Русского музея и Российского этнографического музея. Иногда практика в Санкт-Петербурге дополняется поездкой в Петергоф, Кронштадт. Важным элементом обязательной программы практики является обзорная экскурсия по городу (Казань, Нижний Новгород, Санкт-Петербург). Обзорная экскурсия позволяет составить общее представление о достопримечательностях, истории и планировке города, об особенностях социально-экономического и культурного развития.
Как правило, обязательная программа практики рассчитана на первую половину рабочего дня, а во второй предусмотрен блок самостоятельной работы студента (СРС). Практиканты в рамках темы своей курсовой работы собирают материалы из фондов и экспозиций различных музеев Удмуртии и России с использованием ресурсов Интернета; сами находят музей, в котором проводится выездная практика, и изучают разнообразные источники, представленные в экспозиции.
Важным электронным ресурсом для реализации СРС в процессе учебной (музейной) практики является Государственный каталог Музейного фонда РФ7. На практике студенты знакомятся с ним и учатся находить полезную информацию для научной и учебной деятельности. Это можно сделать практически для любой темы выпускной квалификационной работы (ВКР) благодаря разнообразным источникам — вещественным, изобразительным и письменным. Студенты самостоятельно осваивают алгоритм поиска предметов в Госкаталоге, составляют тематические мини-каталоги, находят аналогии предметам и получают новые сведения для своих исследований.
При организации СРС на практике кафедрой и базовым музеем предлагались задания как общего плана (реферат или составление исторических справок о музеях по образцу), так и индивидуальные, соответствующие теме курсовой работы или конкретному научному интересу (фото экспонатов, документы для научной темы, иллюстрации для курсовой, презентации или ролики для педагогической практики и т. д.). По статистике, студенты выбирают обычно от 5 до 10 объектов (музеи, памятники, соборы и т. д.) для обозрения, что свидетельствует о серьезной предварительной подготовке до практики и желании увидеть как отдельные произведения на выставках, так и музеи, достопримечательности города.
На заключительном этапе подводятся итоги на конференции. Каждый студент выступает с результатами работы (создает ролик, презентацию), делится эмоциями, новыми знаниями. Для вузовской аудитории информация о результатах прак-
7 Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. URL: https://goskatalog.ru/ portal/#/ (дата обращения: 25.05.2023).
тики размещается в газете «Удмуртский университет», на сайтах вуза и института8. Как форма студенческого труда важна итоговая презентационная работа, своеобразная визитная карточка практиканта. Например, фотовыставка «Моя Казань», в которой Казань представлена через удивительные объекты — памятники, музеи, отдельные экспонаты, уличные скульптуры, памятные доски и т. д., — это не только возможность проанализировать и оценить свою работу, но и полезный опыт ее публичного представления и широкому зрителю, и коллегам-историкам.
Рассмотрим сотрудничество «вуз — музею». Музей доверяет студентам на практике выполнять самую разнообразную работу, в том числе креативную: составить головоломку, кроссворд, викторину, ребус, разработать квест по экспозиции. Все задания составляются на основе запроса музея исходя из региональной тематики.
Какие формы заданий студенты выбирают? В 2018 г. были разработаны викторины по персоналиям, этнографии, археологической экспозиции, истории Ижевского железоделательного завода, коллекции редких книг и изданий НМУР имени Кузебая Герда. Обучающиеся успешно справились с составлением тематических кроссвордов по нумизматике, археологии, искусству. Студенты использовали традиционную форму — презентацию «Фотографии и негативы» НМУР имени Кузебая Герда, разработали сценарии мероприятий, подготовили материалы для тематических экскурсий и выставок. Для планируемой в музее выставки «Наш советский Новый год» практиканты собрали уникальный материал — рецепты праздничных блюд, тексты песен, фотографии елочных игрушек из домашних коллекций и т. д., в том числе использовали свои семейные архивы (кулинарные рецепты, игры).
Задания предполагали аналитическую работу, например, в рамках темы «Музей и посетитель» необходимо было найти успешные проекты отечественных и/ или зарубежных музеев за 2019 г., осмыслить и аргументированно предложить их к применению в НМУР имени Кузебая Герда. Для выполнения задания важно было сначала изучить проекты, реализованные в НМУР имени Кузебая Герда, понять, над чем работает музей, и обозначить, что может быть интересно посетителям. К выставке «История мотоцикла Иж» под руководством научного сотрудника студентка выполнила описания предметов, что позволило ей усвоить основные характеристики вещей для атрибуции предметов.
Предложение разработать настольную игру как элемент экспозиции музея не вызвало интереса, в то же время кропотливая ежедневная работа в фондах по заполнению описей заинтересовала многих практикантов.
В целом выбор студентами тем индивидуальных заданий на учебной практике был основан на принципе добровольности и связан с их личными интересами, имеющимися знаниями в той или иной области, общей эрудицией.
Сотрудничество «музей — вузу». Музейные сотрудники традиционно организуют обзорную экскурсию для практикантов по зданию и фондохранилищу в базовом музее, лекцию по истории музейного дела в Удмуртии. Студентам предоставляется возможность овладеть практическими навыками работы в фондах, понять, каковы должностные обязанности сотрудников тех или иных отделов музея.
8 Конференция по итогам учебной музейной практики. Институт истории и социологии УдГУ: сайт. URL: https://f-iis.udsu.ru/news/show/konferentsiya-po-itogam-uchebnoj-muzejnoj-praktiki (дата обращения: 21.05.2023).
К примеру, научный сотрудник музея провела мастер-класс по реставрации металла и продемонстрировала главные принципы отечественной школы реставрации.
Практическое значение музейной практики состоит в том, что сформированные знания, умения и навыки направлены на будущую профессию, могут быть использованы при подготовке курсовых, выпускных квалификационных работ, в дальнейшем — в школе. Студенты получают представление о таких профессиях, как экскурсовод, научный сотрудник, заведующий отделом, хранитель музейной коллекции, хранитель фондов, таксидермист, реставратор и т. д., возможность общаться с музейными работниками. Предоставляется случай начать формировать свою карьеру при поддержке конкретного музея и заинтересованности с его стороны в молодых кадрах (участие в подготовке мероприятий, выполнении тематических заданий, поиске материалов в архиве и т. д.). Безусловно, это не система взаимодействия, а частный интерес и практика коммуникации студента и научного сотрудника музея. В отечественных музеях пока не сложилась общая практика взаимодействия с молодежью в области подготовки музейных кадров. Деятельность волонтеров, скорее, нацелена на запросы музея, чем на реализацию обоюдного интереса.
Важно отметить, что за период учебной (музейной) практики студенты побывали на многих объектах ЮНЕСКО — в исторической части Санкт-Петербурга, в Булгаре, Казанском Кремле, Свияжске, что способствовало пониманию ценности музеев как историко-культурных объектов наследия человечества9.
Сотрудничество вуза и музея позволяет не только обозначить позитивные результаты, перспективные направления учебной (музейной) практики, но и отметить некоторые проблемы. Важной является финансовая составляющая — суточные и сумма за проживание, которые ограничивают возможности выездного этапа (за пределами г. Ижевска). Не всегда можно обеспечить студентов рабочим местом и оргтехникой. Практиканты хотели бы мобильности при реализации своей деятельности в различных отделах (музейной педагогики, экскурсионный, реставрации и т. д.) музеев. В действительности нет возможности поработать во всех отделах учреждения в силу ограниченности срока проведения практики.
В связи с этим определенной перспективой обладает волонтерство.
В российском Благотворительном фонде Владимира Потанина придают большое значение волонтерству как части добровольного движения, не закрепленного институционально, и считают «развитие культуры добровольчества важнейшим инструментом взаимодействия музея и общества» с 2019 г., а также видят в этой общественной практике социальную нишу для молодежи10.
Волонтерство поможет расширить сферу деятельности конкретного музея, получить определенный практический опыт работы. Устный опрос студентов-историков УдГУ в 2023 г. показал, что они хотели бы иметь больше «доверия» со стороны музея на учебной (музейной) практике. Некоторые студенты готовы работать экскурсоводами, работниками фондов, научными сотрудниками в отделах музея вне практики, в течение учебного года. Большинство из них видит себя в роли волонтеров, но хотели бы иметь определенные бонусы в виде возможности посетить
9 Казанцева, 2020. С. 36.
10 Благотворительный фонд Владимира Потанина. URL: https:// www.fondpotanin.ru (дата обращения: 07.06.2023).
бесплатно выставки, получить рекомендательные письма от руководства учреждения, гарантии дальнейшего трудоустройства. Кроме того, индивидуальная деятельность волонтеров возможна при наличии свободного времени; практически это учеба в вузе и работа в музее одновременно.
Труд волонтеров рассматривается сотрудниками музеев как явление временное, чаще всего как помощь при организации и проведении мероприятий, не вызывает глубокого интереса со стороны музейщиков, хотя успешные практики, безусловно, имеются11. Тем не менее анализ практик (участие в мероприятиях, научная обработка фондов и т. д.) показывает, что молодежь в музеях ждут и могут предоставить разнообразную работу12. Молодые люди получают опыт работы в конкретном коллективе, возможно, с перспективой трудиться в нем после окончания вуза. Студенты могут выстраивать деловые коммуникации в период учебной практики, что является важной составляющей послевузовского умения адаптироваться. Практиканты приобретают ценный опыт общения с посетителями, при этом каждый музей, привлекая волонтеров, учитывает особенности своей целевой аудитории. Данная форма деятельности студентов на учебной практике в музеях Удмуртии не освоена, но представляется весьма перспективной. Интересен опыт работы в польском музее Аушвиц-Биркенау (Освенцим), в котором применяют две формы волонтерства: работу в музее и удаленно (вне музея)13.
Планируя учебную практику, руководителю в начале учебного года целесообразно провести опрос студентов и выявить желающих поработать волонтерами. С одной стороны, музеи не готовы принимать волонтеров на постоянной основе, для них это серьезная дополнительная нагрузка в работе. С другой стороны, на музейной практике студенты получали работу и выполняли ее в удаленном режиме. Тем не менее использовать волонтерство как форму пути студента в профессию, полезную составляющую будущего профессионала, представляется весьма перспективным делом для вузов и музеев. Студент после окончания вуза будет иметь определенный практический опыт, которого порой не хватает молодым сотрудникам, пришедшим работать в музей. Это важный элемент во взаимодействии базового музея и вуза, и необходимо искать различные формы такого сотрудничества в реализации, например, проектной работы, во внедрении креативных идей и элементов в мероприятия, проводимые музеем. Заметим, что при разработке программ, сценариев мероприятий музейные сотрудники должны сохранять авторство студенческих разработок. Волонтерство не привлечет многих, зато перспективно в индивидуальном профессиональном становлении как вариант постепенного погружения в профессию, формирования карьеры, и для кого-то такое взаимодействие будет новым уровнем в собственном музейном образовании.
Перспективна индивидуальная кураторская деятельность сотрудников базового музея, которая может повлиять на выбор профессии в музейной сфере после окончания вуза. Студент узнает «секреты» профессии, получит консультации сотрудников в том или ином вопросе, познакомится с должностными обязанностями сотрудников и направлениями их работы. Многообещающими могут быть
11 Там же.
12 Центр волонтеров Российского этнографического музея. URL: https://www.ethnomuseum.ru/ about/volontery/?ysclid=lilew0q7ug313118319 (дата обращения: 07.06.2023).
13 Лемешевская, 2021. С. 187.
разработки совместных образовательных вузовских программ и программ музея, способствующие формированию профессиональных компетенций студентов.
Важны и практические результаты деятельности студентов в области проектной работы. Так, с 2015 г. на кафедре истории Удмуртии, археологии и этнологии в период музейной практики в рамках проекта проводился сбор информации о музеях Ижевска в частности и Удмуртской Республики в целом. Материалы подготовлены для печатного научного издания «Музеи Удмуртии.Ии», охватывающего 73 музея, разных по статусу — государственных, муниципальных, впервые —
частных14.
Выводы
Отметим, что уровень музейного образования студентов изначально, перед проведением учебной практики, разный, что обусловлено воспитанием и формированием музейной культуры в семье и школе. Этот факт необходимо учитывать преподавателю при организации музейной практики: новый опыт коммуникации с музеем практиканты приобретают, опираясь на знания, навыки и опыт, которые у каждого свои.
Важность учебной (музейной) практики в образовательном процессе вуза состоит в том, что она позволяет самостоятельно ориентироваться (строить карьеру в области музейной сферы или нет) и, получив представления о музее и профессиях, направлениях деятельности, навыки практической работы в отделах музея, осознанно выбрать собственную стратегию музейного образования с ориентацией на конкретный музей и научных сотрудников (наставников). Потенциально, обучаясь в вузе, студент может разрабатывать полезную для музея научную тему или сюжет региональной истории, который будет актуален для организации выставки или наполнения информационного тематического киоска. После окончания вуза, придя на работу в музей, в штате сотрудников он будет «своим».
В качестве базы проведения учебной (музейной) практики организаторам целесообразно выбирать музей, открытый для сотрудничества с молодым коллегой, где студенту предоставляют максимальную содержательную информацию, обеспечивают доступ во все двери, создают возможности в области познания музейных профессий в контактной среде, способствуя пониманию деятельности музея в современном обществе. Студент обязан выполнять практическую работу, а не «играть в музей».
Литература
Казанцева О. А. 2015. Формирование музейной культуры детей младшего школьного возраста.
Вестник образования и науки Удмуртской Республики 4: 24. Казанцева О. А. 2020. Учебные музейные практики историков Удмуртского государственного университета в музейном образовательном пространстве России. Перевозчиков Ю. А. (ред.). Международный научно-практический форум «100-летие государственности Удмуртии: исторические вехи и перспективы развития». Сб. мат-лов форума. М.; Ижевск: Ин-т компьютер. исследований. Т. 5: 32-37.
14 Казанцева (ред.), 2023.
Казанцева О. А. (сост., ред., авт. предисл.). 2023. Музеи Удмуртии.RU. 2023. Справочник. Ижевск: Удмуртский университет.
Лемешевская Е. С. 2021. Волонтерство в музеях совести: сочетание теории коммуникации и культурологических подходов. Коммуникология. Т. 9, № 2: 185-193. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-2-185-193
Мастеница Е. Н. 2006. Музееведческое образование: сущность и задачи. Николаева Н. С. (сост.). Музей. Экскурсия. Туризм: сб. мат-лов конф. Санкт-петербургского государственного университета культуры и искусств. СПб.: СПбГУКИ: 20-27.
Сапанжа О. С. 2016. Стратегии карьерного развития в области музейного образования. Вопросы музеологии 2 (14): 3-10.
Сапанжа О. С. 2017. Музейное образование и музейная педагогика в российской академической традиции и практике музейного дела: границы использования понятий и их содержание. Общество: социология, психология, педагогика 1: 75-78.
Статья поступила в редакцию 12 июня 2023 г.; рекомендована к печати 15 октября 2023 г.
Контактная информация:
Казанцева Ольга Алексеевна — канд. ист. наук, доц.; kazantsevaolga@yandex.ru
Museum education of history students at the Udmurt State University
O. A. Kazantseva
Udmurt State University,
1/2, ul. Universitetskaya, Izhevsk, 426034, Russian Federation
For citation: Kazantseva O. A. 2023. Museum education of history students at the Udmurt State University. The Issues of Museology 14 (2): 229-238. https://doi.org/10.21638/spbu27.2023.207 (In Russian)
The article considers the museum education of students (on the example of educational, museum practice) at the university, which is an integral part of the general culture of modern youth and is based on the experience of communication with museums in the family and school. Educational museum practice at the Institute of History and Sociology of the Udmurt State University of Izhevsk (direction of training 46.03.01 "History", bachelors) has a purpose and objectives, stages, program and base of conduct. The results of the students' museum practice in the field of formation of theoretical knowledge, practical skills, development of professional competencies are presented. The experience of conducting is summarized and certain problems are identified both in the organization of educational practice by the university (per diem and the amount for accommodation in practice, the choice of a museum as a place of practice, mutually beneficial cooperation "university to museum", "museum to university"), and in the implementation of students' activities in various departments of museums. The idea is expressed about the prospects of the work of students-historians during the internship at the museum, not only as museum employees, but also as volunteers (guides, fund workers, researchers, etc.) in the organization of events held by the institution. Volunteering helps students to better understand the content of the work of a particular museum, have a clearer idea of modern professions in the museum, immerse themselves in the museum space. The work of students in the field of project activities on the subject of the department, the formation of a student's personal interest in the course work or tasks of the basic museum is relevant in educational practice.
Keywords: museum, museum education, student, historians, the program of educational practice, cooperation of the University and the basic Museum.
References
Kazantseva O. A. 2015. Formation of museum culture for children of primary school age. Vestnik obrazova-
niia i nauki Udmurtskoi Respubliki 4: 24. (In Russian) Kazantseva O. A. 2020. Educational museum practices ofhistorians of the Udmurt State University in the museum educational space of Russia. Perevozchikov Iu. A. (ed.). Mezhdunarodnyi nauchno-prakticheskii forum "100-letie gosudarstvennosti Udmurtii: Istoricheskie vekhi i perspektivy razvitiia". Sb. mat-lov fo-ruma. Moscow; Izhevsk: Institut kompiuternykh issledovanii Press. Vol. 5: 32-37. (In Russian) Kazantseva O. A. (comp., ed., author of the preface). 2023. Muzeums of Udmurtia.RU. 2023. Guide. Izhevsk:
Udmurtskii universitet Press. (In Russian) Lemeshevskaya E. S. 2021. Volunteering in museums of conscience: A combination of communication theory and cultural approaches. Kommunikologiia. Vol. 9, no. 2: 185-193. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-2-185-193 (In Russian) Mastenitsa E. N. 2006. Museum education: essence and objectives. Nikolaeva N. S. (comp.). Muzei. Ekskur-siia. Turizm. Sb. materialov konf. Sankt-Peterburgskogo Gosudarstvennogo Universiteta Kul'tury i Iskusstv. St. Peterburg: SPbGUKI Press: 20-27. (In Russian) Sapanzha O. S. 2016. Strategies for career development in museum education. The Issues of Museology 2 (14): 3-10. (In Russian)
Sapanzha O. S. 2017. Museum education and museum pedagogy in the Russian academic tradition and museum practice: The boundaries of the use of concepts and their content. Obshchestvo: sotsiologiia, psikhologiia, pedagogika 1: 75-78. (In Russian)
Received: June 12, 2023 Accepted: October 15, 2023
Author's information:
Olga A. Kazantseva — PhD in History, Associate Professor; kazantsevaolga@yandex.ru