Научная статья на тему 'Музейное дело в Академии наук СССР: к истории вопроса'

Музейное дело в Академии наук СССР: к истории вопроса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
89
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музейное дело / история / Академия наук CCCР / архив / Российская академия наук. / museum business / history / USSR Academy of Sciences / archive / Russian Academy of Sciences

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Киселев Михаил Юрьевич

В статье представлена информация о хранящихся в Архиве РАН циркулярном письме Комитета по заве-дованию учеными и учебными учреждениями, направ-ленное в адрес всех музеев, входящих в его систему, и Проект Положения о музеях АН СССР, датируемых ориентировочно 1933 г. Отмечалось, что в ряде му-зеев (главным образом по музеям АН СССР) наблюда-лось сильное отставание работы от темпов разви-тия социалистического строительства. Доказа-тельством этого были незначительная посещае-мость музеев и слабая политико-воспитательная работа последних среди трудящихся масс города и деревни. Академическим музеям были предложены тематика научно-исследовательской работы и ряд мероприятий по их превращению в одно из активных орудий идеологического перевоспитания трудящихся масс в борьбе за коммунизм, за нового человека. В ре-зультате деятельности Комитета по заведованию учеными и учебными учреждениями по сокращению учреждений АН СССР музеи были включены в состав академических отраслевых научно-исследовательских институтов на правах струк-турных подразделений. Это негативно сказалось на деятельности музеев, которые превратились из об-щедоступных в структурные подразделения акаде-мических институтов, которые являлись закрыты-ми учреждениями и не могли принимать посетителей любого уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum work at the USSR Academy of Sciences: on the history of the issue

The article provides information on the circular letter of the Committee on the Management of Scientists and Educational Institutions stored in the Archive of the Russian Academy of Sciences, addressed to all museums included in its system, and the Draft Regulation on Muse-ums of the USSR Academy of Sciences, dated approxi-mately 1933. It was noted that a number of museums (main-ly museums USSR Academy of Sciences) there was a strong lag in work from the pace of development of social-ist construction. Evidence of this was the low attendance of museums and the weak political and educational work of the latter among the working masses of the city and village. Academic museums were offered the themes of research work and a series of measures to turn them into one of the active tools of the ideological re-education of the working masses in the struggle for communism, for a new man. As a result of the activities of the Committee on the Manage-ment of Scientists and Educational Institutions to Reduce the Institutions of the USSR Academy of Sciences, muse-ums were included in academic branch research institutes on the basis of structural units. This negatively affected the activities of museums, which turned from publicly accessi-ble to structural units of academic institutes, which were closed institutions and could not accept visitors of any level.

Текст научной работы на тему «Музейное дело в Академии наук СССР: к истории вопроса»

РОЛЬ КОРПОРАТИВНОГО МУЗЕЯ В ИМИДЖЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Музейное дело в Академии наук СССР: к истории вопроса

М.Ю. Киселев

Архив Российской академии наук (г. Москва)

В Архиве Российской академии наук (АРАН) хранятся документа комплексы по истории Академии наук, ее учреждений и организаций, науки и культуры за XIX-XXI вв., фонды личного происхождения ученых. В 1714 г. по личному указанию Петра I был создан первый общедоступный музей, получивший название Кунсткамера, призванный служить развитию отечественной науки и делу просвещения народа. В 1724 г. музей был передан в ведение

дованию учеными и учебными учреждениями, направленное в адрес всех музеев, входящих в его систему и датируемое ориентировочно 1933 г. [1, с. 50б-507об].

В письме указывалось, что Музейное совещание, созданное Ученым комитетом в конце 1932 г. в Ленинграде, констатировало «наличие известных сдвигов большинства музеев в сторону обслуживания задач социалистического строи-

тельства». Вместе с количественным ростом музейной сети комитета отмечались

Академии наук, что позволило приступить к научной систе- достижения в области обору-матизации и обработке дования некоторыми музеями экспонатов. За короткий срок новых отделов и выставок, а Кунсткамера превратилась в также «осуществление первых подлинно научное учреждение, шагов к практическому отра-превосходящее по научному жению достижений социа-уровню и богатству экспонатов многие крупные музеи Европы. В 1836 г. первый российский и академический музей был разделен на семь самостоятельных музеев, которые осуществляли научную деятельность практически до создания Академии наук (АН) СССР в 1930 г.

В декабре 1926 г. был создан союзный орган — Комитет по заведованию учеными и учебными учреждениями при Центральном исполнительном комитете СССР, на который возлагались общее руководство, контроль за работой,

утверждение планов работы научных и учебных учреждений. В 1930-1933 гг. в ведении комитета находилась и Академия

листического строительства» в экспозиционном оформлении некоторых музеев. Наряду с этим, в ряде музеев (главным образом по музеям АН СССР) наблюдалось сильное отставание работы от темпов развития социалистического строи-

тельства. Доказательством этого были незначительная посещаемость музеев и «слабая политико-воспитательная работа последних среди трудящихся масс города и деревни».

Комитет считал, что второй пятилетний план развития народного хозяйства ставил перед общественно-историческими музеями задачи активного отображения процесса социалистической реконст-

рукции народного хозяйства, Наук СССР. В Архиве РАН ликвидации капиталистических сохранилось циркулярное элементов и классов вообще, как

письмо Комитета по заве- и причин, порождающих

УДК 069.01

DOI 10.24411/9999-035A-2019-10908 В статье представлена информация о хранящихся в Архиве РАН циркулярном письме Комитета по заведованию учеными и учебными учреждениями, направленное в адрес всех музеев, входящих в его систему, и Проект Положения о музеях АН СССР, датируемых ориентировочно 1933 г. Отмечалось, что в ряде музеев (главным образом по музеям АН СССР) наблюдалось сильное отставание работы от темпов развития социалистического строительства. Доказательством этого были незначительная посещаемость музеев и слабая политико-воспитательная работа последних среди трудящихся масс города и деревни. Академическим музеям были предложены тематика научно-исследовательской работь\и ряд мероприятий по их превращению в одно из активных орудий идеологического перевоспитания трудящихся масс в борьбе за коммунизм, за нового человека. В результате деятельности Комитета по заведованию учеными и учебными учреждениями по сокращению учреждений АН СССР музеи были включены в состав академических отраслевых научно-исследовательских институтов на правах структурных подразделений. Это негативно сказалось на деятельности музеев, которые превратились из общедоступных в структурные подразделения академических институтов, которые являлись закрытыми учреждениями и не могли принимать посетителей любого уровня.

Ключевые слова: музейное дело, история, Академия наук CCCР, архив, Российская академия наук.

M.Yu.Kiselev

Archive of the Russian Academy of Sciences (Moscow) Museum work at the USSR Academy of Sciences: on the history of the issue

Abstract: The article provides information on the circular letter of the Committee on the Management of Scientists and Educational Institutions stored in the Archive of the Russian Academy of Sciences, addressed to all museums included in its system, and the Draft Regulation on Museums of the USSR Academy of Sciences, dated approximately 1933. It was noted that a number of museums (mainly museums USSR Academy of Sciences) there was a strong lag in work from the pace of development of socialist construction. Evidence of this was the low attendance of museums and the weak political and educational work of the latter among the working masses of the city and village. Academic museums were offered the themes of research work and a series of measures to turn them into one of the active tools of the ideological re-education of the working masses in the struggle for communism, for a new man. As a result of the activities of the Committee on the Management of Scientists and Educational Institutions to Reduce the Institutions of the USSR Academy of Sciences, museums were included in academic branch research institutes on the basis of structural units. This negatively affected the activities of museums, which turned from publicly accessible to structural units of academic institutes, which were closed institutions and could not accept visitors of any level.

Key words: museum business, history, USSR Academy of Sciences, archive, Russian Academy of Sciences.

© МЮ Киселев

33

Киселев Михаил Юрьевич,

к.и.н., руководитель Центра учета и обеспечения сохранности документов Архива Российской академии наук (г. Москва)

РОЛЬ КОРПОРАТИВНОГО МУЗЕЯ В ИМИДЖЕ ОРГАНИЗАЦИИ

классовые различия. Ставилась задача «превратить музеи в одно из активных орудий идеологического перевоспитания трудящихся масс в борьбе за коммунизм, за нового человека». В соответствии с этими задачами естественнонаучные музеи должны делать основной упор в своей работе на показ производительных сил страны. Каждый общественно-исторический музей в соответствии со своим профилем должен разрабатывать тематику научно-исследовательской работы.

Музею антропологии и этнографии предлагалось обратить внимание на изучение: проблем первобытного коммунизма на археологическом и этнографическом материале как в СССР, так и в капиталистических странах; проблемы антропогенеза и социального формирования человека; разрушительных влияний капиталистической цивилизации и колониальной политики империализма на угнетенные классы и отсталые народы; некапиталистического пути развития народностей под влиянием победившей в СССР диктатуры пролетариата. Музей истории религии и атеизма должен был выявить: социальные корни религии как идеологического орудия господствующего класса на различных этапах социально-экономических формаций; историю атеизма и его борьбы с религией; процесс развития безбожия в СССР и в капиталистических странах; классовую борьбу религии с советской властью.

Естественнонаучным музеям предлагалось обратить внимание на усиление пропаганды марксистско-ленинского взгляда на природу и показать разнообразие производительных сил страны и их использование в социалистическом строительстве. Зоологическому музею предлагалось провести реэкспозицию, поставив перед собой задачи: выявле-

ние в эволюционном разрезе фауны СССР и других стран; показать мощные источники промышленного животноводства и разнообразие форм использования животных в народном хозяйстве СССР. Ботаническому саду и Ботаническому музею необходимо было перестроить экспозиционную работу с целью: выявления проблемы эволюции; показа больших возможностей по улучшению сельскохозяйственных культур и использования технических, лекарственных и других культ «для дела социалистического строительства»; освещения проблемы экологии и геоботаники, как с теоретического, так и с практического «приложения их к задачам социалистического строительства».

Палезоологический, Зоологический и Геологический музеи должны были уточнить профиль каждого из них, проводя «разграничение между ними в использовании экспозиционных материалов». Биологический музей им. Тимирязева должен был «углубить и расширить» проводимую им работу по выявлению основных закономерностей эволюции органического мира, показывая в своих экспозициях основные этапы развития биологии в связи с общим развитием естествознания на основе развития производительных сил. Экспозиции естественнонаучных музеев в плане оформления должны отличаться: максимальной доступностью для «зрителя-массовика» на основе «строгой научности»; «максимальной динамичностью в самом оформлении материала».

В соответствии с решениями музейного совещания президиум Ученого комитета наметил ряд мероприятий для музеев, входящих в его систему:

— предложить музеям широко развернуть политико-просветительную работу среди трудящихся масс, организуя пе-

редвижные выставки на заводах, школах, домах колхозников и т.п.;

— практиковать ежедневное открытие музеев Академии наук для их осмотра, публикации в прессе периодических информа-ций о работе музеев, издание ряда популярных брошюр, разъясняющих музейные экспозиции и рассчитанных на массового посетителя, выпуск научно-популярных изданий по наиболее актуальным вопросам социалистического строительства;

— признать «безусловно необходимым» завершение в ближайшие два года научной инвентаризации коллекций во всех музеях и одновременного проведения систематического их изучения, наряду с ускорением темпов музейной реэкспозиции;

— признать правильным постановление Президиума АН СССР от 19 апреля 1933 г. об образовании при нем постоянной Музейной комиссии для объединения и методического руководства деятельностью всех академических музеев;

— считать необходимым предусмотреть в смете Академии наук специальных кредитов на нужды музеев, а также принять меры к созданию нормальных условий работы музеев в части снабжения их топливом и необходимыми материалами;

— предложить Академии наук урегулировать взаимоотношения между научно-исследовательскими институтами и музеями, обеспечив обслуживание последних со стороны институтов научными работниками, необходимыми для осуществления задач, поставленными перед музеями, в частности — скорейшей реэкспозиции их коллекций;

— считать целесообразным, чтобы заведующие наиболее крупных музеев Академии наук были одновременно заместителями директоров соответствующих институтов;

РОЛЬ КОРПОРАТИВНОГО МУЗЕЯ В ИМИДЖЕ ОРГАНИЗАЦИИ

— ввиду крайнего недостатка в музейных кадрах, просить Народный комиссариат просвещения обсудить вопрос об организации подготовки музейных работников при соответствующих вузах;

— для покрытия потребностей музейной сети учреждений Ученого комитета предложить Академии наук СССР обсудить вопрос об организации с 1 января 1934 г. для переподготовки музейных кадров по своим специальностям, предусмотрев на эту цель необходимые ассигнования в бюджете на 1934 г.;

— обязать центральные музеи взять на себя задачу инструктажа и методической помощи специальным отраслевым музеям.

Результатом циркулярного письма стал сохранившийся в Архиве РАН проект «Положения о музеях Академии наук СССР» [1, с. 504-505]. В общей части положения указывалось, что му-зейно-экспозиционная деятельность академических научных учреждений имело две цели: создание и расширение «вещественной базы» для научно-исследовательской работы специалистов; популяризация научного знания в массах. Экспозиционная деятельность АН СССР заключалась как в организации музеев, так и в создании «выставочных частей учреждений, иллюстрирующих их деятельность. Координацией всей музейной деятельностью и общее методическое руководство в этой области возлагалось на постоянную Музейную комиссию при Президиуме АН СССР.

В разделе «Организация и управление музея» констатировалось, что научно-исследовательское учреждение и музей при нем составляли «органическое целое, работающее по общему плану». Ответственным руководителем музея являлся директор соответствующего научно-исследовательского

учреждения. Музей должен был обслуживаться собственным научным и научно-техническим персоналом. В необходимых случаях предполагалось привлечение других работников учреждения. Штат и смета музея должны входить как часть в общую смету научно-исследовательского института.

Источниками пополнения и расширения музея могли служить: коллекции, находящиеся в хранилище научного учреждения; материалы, получаемые во временное пользование из других академических и неакадемических учреждений. Научная работа музея состояла в подборе, изучении и комментировании вещественных и документальных памятников «с точки зрения экспозиции, в образовании из них показательных комплексов, наглядно иллюстрирующих определенные научно-

теоретические положения», а также в подготовке и издании специальных работ в соответствии с общим планом научно-исследовательской и издательской деятельности учреждения. Академическим музеям было разрешено вести работу и по музееведению «в разрезе своей специальности».

Политико-просветительная работа музеев, помимо организации постоянной выставки, заключалась в проведении временных тематических и передвижных выставок, чтении лекций, издании путеводителей, репродукций, описании коллекций и т.д. в плане издательской деятельности учреждения. Экскурсии по музею должны проводиться специально подготовленными экскурсоводами музея или других организаций. Научно-исследовательскому учреждению предлагалось при подготовке аспирантов учитывать соответствующую музейную специальность.

В результате деятельности Комитета по заведованию учеными и учебными учреждениями по сокращению учреждений АН СССР музеи были включены в состав академических отраслевых научно-исследовательских институтов на правах структурных подразделений. Это негативно сказалось на деятельности музеев, которые превратились из общедоступных в структурные подразделения академических

РОЛЬ КОРПОРАТИВНОГО МУЗЕЯ В ИМИДЖЕ ОРГАНИЗАЦИИ

институтов, которые являлись закрытыми учреждениями и не могли принимать посетителей любого уровня. В дальнейшем музеям АН СССР был возвращен статус самостоятельных научных академических учреждений, позволявший им осуществлять музейно-экспозиционную деятельность для создания и расширения вещественной базы для научно-исследовательской рабо-

ты и популяризации научных знаний.

Представленная информация позволит расширить источниковедческую базу по истории музееведения и может быть использована в образовательных и исследовательских целях.

Литература: 1. Архив Российской академии наук (АРАН). Ф. 2. Оп. 1 (1933). Д. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.