УДК 069(37)
Л. С. Тимофеева
МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАЧАЛА В ЭКСКУРСИОННЫХ ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА
В начале ХХ в. экскурсии, в том числе музейные, стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Возникли экскурсионные школы, создателями которых были И.М.Гревс, Б.Е.Райков, Н.А.Гейнике, Н.П.Анциферов, А.В. Бакушинский и др. В статье рассматриваются новаторские подходы и методики работы с посетителем, сформировавшиеся в экскурсионных практиках этого времени.
Ключевые слова: музейная педагогика, экскурсия, интерактивность, мотивация, музейная аудитория.
Timofeeva Liudmila The museum andpedagogical beginnings in excursion practics of thefirst third of the XX century
In the early twentieth century, tours, including museums, have become an integral part of the educational process. There were excursions schools, which were the creators of I.M.Graves, B.E.Raikov, N.Geynike, NAntsiferov, A.Bakushinskii, etc. The article discusses the innovative approaches and methods of working with (by-?) the visitor, which formed in a tour of the practice time.
Keywords: museum education, tour, interactivity, motivation, the museum audience.
На рубеже XIX - XX вв. экскурсионный метод преподавания стал неотъемлемой частью системы образования. Это было вызвано продолжающейся демократизацией школьного образования, реформами, проводившимися в этой сфере. Одновременно продолжался процесс осознания возможностей музея в деле народного образовании, что приводило к быстрому распространению экскурсионного метода в культурно-просветительской деятельности музея. Не случайно в это время начали складываться серьезные экскурсионные школы, создателями которых были И.М.Гревс, Б.Б.Кайгородов, В.А.Герд, Б.Е.Райков, Н.А.Гейнике, Н.П.Анциферов, А.В.Бакушинский.
Цели экскурсионных практик, как и формы их реализации, были достаточно разнообразны. Главным опорным центром стало значительное количество экскурсионных станций, открытие которых в начале ХХ в. шло повсеместно. Выпускались разнообразные издания по экскурсионному делу -путеводители, подробные описания экскурсионных маршрутов, методик, используемых в работе с их участниками, отчеты о совершенных экскурсиях, периодические издания, содержащие не только практические наработки, но и попытки теоретического обобщения накопленного опыта.[1] Следует отметить, что периодические издания выпускались не только в центре, но и на местах. Примером может служить специализированный журнал «Русский экскурсант», издаваемый с 1914 г. Ярославской экскурсионной комиссией.
Публиковались труды создателей российской экскурсионной школы, продумывались пути дальнейшего развития. И.М.Гревс указывал на то, что «для дальнейшей разработки и систематизации дела было бы существенно, если бы в Петербурге или в Москве образовалось особое «общество» для устройства и руководства экскурсиями как в средней, так и в высшей школе». [2, с7 ] Это способствовало бы внедрению экскурсионного метода в образование и позволило бы координировать работу в этом направлении. Ему же принадлежала идея создания библиотек и музея экскурсионного дела, которая позже была реализована.
Возникали и специальные организации, как на общественном, так и на государственном уровне, занимавшиеся развитием экскурсионного дела. В частности, при учебных округах открывались центральные и местные экскурсионные комиссии, на базе которых происходило накопление практического опыта. В частности, в 1914 г. был учрежден музей по экскурсионному делу при Центральной комиссии Московского Учебного Округа. Директор музей, преподаватель реального училища В.Ю.Ульяновский, называя главной целью деятельности музея содействие развитию экскурсионного дела, отмечал, что для этого музей собирает специализированную библиотеку, фотографии, рисунки, экскурсионные принадлежности, коллекции, словом, все, что может осветить со всех сторон теорию и практику экскурсионного дела. [3, с. 115-116]
Практически все перечисленные направления этой деятельности продолжали развиваться и в первое послереволюционное десятилетие, причем масштабы развития даже возросли.
Тесная связь экскурсионного дела с системой образования, прежде всего школьного, определяла магистральную линию развития методики и практики экскурсионного дела. Наибольшее развитие в системе среднего школьного образования получили так называемые «экскурсии в целокупную природу», т.е. экскурсии, носившие естественно-исторический характер. Наблюдения за участниками этих экскурсий не только легли в основу разных методических подходов, разработка которых велась по
мере накопления практического опыта, но и помогали осознать роль и возможности экскурсии в образовательном процессе.
Предпринимались попытки создания типологии экскурсий, основанной на анализе состава групп, интересов и ожиданий посетителей. В работах видных представителей российской экскурсионной школы -Б.Е. Райкова, Н.П.Анциферова присутствовали определения и характеристики различных категорий посетителей, особенности методики работы с ними. В основе типологии лежали, как правило, отдельные социально-демо-графические характеристики. Чаще всего посетителей подразделяли по возрасту, хотя и без определения четких границ, по месту жительства - на приезжих и местных. Наиболее же часто для характеристики специфики экскурсий использовались термины «школьные» и «внешкольные» экскурсии или группы. При этом основное внимание экскурсионисты сосредотачивали на наиболее распространенных в тот период школьных экскурсиях, представлявших собой сложное многогранное явление с собственной внутренней градацией.
Н.П.Анциферов, сравнивая отличительные особенности школьных и внешкольных групп, наметил ряд принципиальных положений, сохраняющих свою актуальность и по сей день. [4, с.189] Именно он выделил проблему связи материала школьных экскурсий с программами учебных курсов по тому или иному предмету. Это позволяло делать экскурсию более «предметной», использовать в ходе ее запас знаний, которым школьники обладали.
Останавливался Н.П.Анциферов и на специфике школьной аудитории, подчеркивая такие важные ее качества-преимущества, как однородность возрастного состава и уровня подготовки. При работе с внешкольной аудиторией, разнородной, случайной по составу и уровню знаний, экскурсовод должен был потратить часть времени на своеобразное введение в экскурсию. Несвязанное напрямую с показом, это введение могло снизить интерес посетителей к предстоящей экскурсии. Не случайно, именно на школьную, стабильную аудиторию была рассчитана большая часть экскурсионных циклов, возможность выполнения участниками разнообразных заданий предваряющих экскурсии либо следующих за ними.
Интересно, что Н.П.Анциферов особое внимание уделял различиям в мотивации экскурсантов. Если для школьников посещение экскурсий являлось обязательным делом, по сути продолжением процесса обучения, то для других категорий посетителей ситуация была иной. «Экскурсант-внешкольник - доброволец, он ищет в экскурсии не только пополнения своего образования, но и известного развлечения. Ведь он принял в ней участие в часы своего отдыха». [4, с.141] Постановка вопроса об экскурсии, как форме рекреации, хотя и не получила в те годы дальнейшего развития, достаточно важна.
Проблема разработки адресных методик, связанных с возрастными особенностями, неоднократно поднималась и Б.Е.Райковым. Наиболее часто он обращался к ней при разговоре о принципиально важных музейно-педагогических аспектах экскурсии, таких как соотношение рассказа и показа, контроль экскурсовода над передвижением группы (оптимальный темп), активизация экскурсантов. Б.Е.Райков, много работавший как практик-экскурсовод со школьными группами, постоянно останавливался на особенностях детской аудитории, на конкретных примерах демонстрируя специфику работы с ней.
Говоря о способах повышения уровня активности школьников, он отмечал: «Главная задача педагога - заставить детей самостоятельно работать на экскурсии. Лишь то прочно войдет в память, что будет воспринято, помимо зрения и слуха, еще и при помощи мускульного чувства. Лишь то дает наибольшую сумму приятных, освежающих и укрепляющих эмоций, что будет связано с целесообразной и сознательной работой мышц». [5, с.1]. В этих словах, по сути, сформулирован подход к тому, что сегодня называется интерактивной деятельностью. Неоднократно писал Б.Е.Райков и о роли эмоционального состояния экскурсанта, подчеркивая важность получения удовольствия от учебного процесса (каким, по его мнению, являлась экскурсия).
Как уже было сказано, большинство представителей российской экскурсионной школы свое внимание сосредотачивали в основном на экскурсиях в «целокупную» природу. Для них важнейшим моментом экскурсии было погружение в естественную среду природы или человека. С этой точки зрения музейная экскурсия не отвечала главному требованию, поскольку определить понятие «естественной среды» для музейного экспоната, о каком бы профиле музея не шла речь, достаточно трудно. В краеведческих и естественно-научных музеях может быть представлено лишь воспроизведение такой среды. В музеях же художественных создание «естественной среды» никогда не являлось актуальной задачей, поскольку определить сущность ее невозможно. Что можно считать естественной средой для произведения искусства - мастерскую художника, дом заказчика произведения или что-то иное?
Поэтому неслучаен тот факт, что специфика музейной экскурсии, подходы к экскурсанту-
посетителю музея и возможности работы с ним стали изучаться, прежде всего, на базе художественных музеев. А.В. Бакушинский, известный музейный деятель и педагог, сосредоточил свое внимание на музейной экскурсии, и даже более узко - на экскурсии в художественный музей. Ему принадлежит ряд интересных подходов к возможностям использования коллекций таких музеев в процессе обучения. А.В.Бакушинским была разработана методик изучения истории древнего мира с использованием музейных материалов (коллекции Музея изящных искусств). Экскурсии при этом обретали новые качества, строились как уроки, наиболее эффективными из которых, по его мнению, были уроки повторения и завершения в изучении определенной темы. [6, с.99] Работая в этом направлении, А.В.Бакушинский, по сути, наметил подходы к созданию музейно-педагогических занятий нового типа -уроков.
Позже он обратился к созданию методологии музейно-эстетических экскурсий, основным принципом которых являлось глубокое непосредственное переживание и создание в результате художественного образа произведения, формирующего внутренний мир зрителя. Говоря о художественных музеях, А.В.Бакушинский подчеркивал их исключительные возможности в создании важнейшей части образования - системы художественного воспитания. [6, с.113] Тем самым было заложено начало важнейшего направления в современной музейной педагогике - духовного формирования личности средствами искусства.
Преимущественная ориентация на школьную аудиторию подталкивала экскурсионистов к поиску новых методик работы с учащимися. Связь экскурсий со школьной программой формировала тип активного поведения экскурсантов, особенно ярко проявляющихся в экскурсиях исследовательского типа, эффекти-вность которых отмечал, в частности Г.Н.Боч. [7]
Исследовательское начало получило широкое развитие в практиках школьных музеев. Они стали возникать и распространяться по мере того, как во второй половине XIX в. концепция школы заучивания сменилась концепцией школы развития. В рамках школьных программ распространилась тенденция к «уси-лению предметного метода», предполагающего освоение знаний и практических умений. Реализация новых подходов привела к возникновению собственных учебных предметноориентированных (в соответствии со школьной программой) коллекций, послуживших базой для возникновения школьного музея.
Принципиально новая особенность школьного музея, состояла в том, что он являлся, как правило, плодом общих усилий, совместного творчества учащего и учащегося. Это способствовало росту образовательных возможностей таких музеев, складыванию новой системы взаимоотношений между педагогом и учеником. Возможность выхода за пределы устоявшихся форм и методов преподавания, проявления совместного творчества стали причиной необыкновенной популярности этих музеев в конце
XIX - начале ХХ вв.
В процессе деятельности этих музеев возникли новые формы экскурсий, связанные с принципиально новым положением и ролью учеников в них. Именно состав посетителей музея, основная функция их, как учащихся, определяли содержание всей работы в нем, превращали школьников в создателей музейного знания и, одновременно, его потребителей.
Феномен школьных музеев исследовал известный педагог-новатор А.У.Зеленко, который выделил особые типы школьно-музейных экскурсий: « 1) собирающие трудовой материал, 2) обследующие среду для того, что бы иметь об этой среде определенные справочные знания и чтобы направлять потом в интересные места следующие группы экскурсантов, 3) собирающие определенные коллекции для составления препаратов и моделей в самом музее и, наконец, 4) один из самых интересных и глубоких экскурсионных типов - исследовательские экскурсии для того, чтобы расширить старые или открывать новые отделы в школьном музее. Для этой цели музей должен ставить свои определенные программы применительно к целям разнообразных экскурсий и поручая известные задания определенным лицам из числа участвующих» [8, с.89]
Таким образом, для А.У.Зеленко экскурсии выступали, прежде всего, в качестве основного инструмента создания фондов и экспозиций музея и, одновременно, приобретения учащимися комплекса научных знаний и практических навыков. Отмечал он значимость и новизну этих экскурсий и для формирования основ музейного знания у школьников.
Большинство представителей экскурсионной школы продолжали свою деятельность и после революции. После прихода к власти большевиков возможности сложившейся системы экскурсионного дела успешно использовались ими. Говоря о культурной политике новой власти, надо отметить, что экскурсионная деятельность занимала в ней особо важное место. Не случайно в государственных учреждениях появились отделы, сектора, секции экскурсионного дела. Возникли специальные научные центры - Петроградский научно-исследовательский Экскурсионный институт, Экскурсионные отделы в
других институтах, особенно педагогического профиля.
В 1920-е годы по-прежнему публиковалось большое количество изданий по экскурсионному делу, в том числе и специальная «Экскурсионная библиотека». Дореволюционный опыт, богатые традиции экскурсионного образования, несмотря на противоречивые их оценки, широко применялись в образовательных практиках, в том числе и музеев. В то же время перед музеями была поставлена новая задача - воспитание народа в духе революционных идей, «политпросвещение» взамен просто просвещения.
В новых условиях музейные работники столкнулись с проблемой изменения традиционной музейной аудитории и, одновременно, значительным ростом числа посетителей. Это вызвало необходимость создания новых методик, критериев и подходов, основанных на изучении музейной аудитории. Анализ состава экскурсантов, равно как и посетителей музеев вообще, проводился на основании социологических опросов. Эти исследования находили поддержку новой власти, которой импонировали социологические методики, достаточно четко делившие общество на группы, слои, классы.
В материалах всевозможных совещаний и конференций по экскурсионному делу, проводившихся по инициативе новой власти в первые послереволюционные годы, музейный посетитель, являлся предметом постоянного внимания. Попытки классификации музейной аудитории на основе социально-демографичес-ких характеристик получили в этот период широкое распространение. Примером может служить приведенный в журнале «Экскурсионное дело» анализ статистики посещения Гатчинского Дворца-музея, где выделены следующие категории: красноармейцы (составлявшие в 1919 г. большинство экскурсантов), смешанные граждане (жители Петрограда, Гатчины, окрестных деревень и ближайших железнодорожных станций), школьные экскурсии, посетители от экскурсионных организаций). Приведенный перечень показывает, что основой для выделения категорий посетителей являлось, в первую очередь, социальное положение. В 1921 г. в составе экскурсантов названы представители от союза молодежи, профсоюзов, студенты, курсанты, учителя или, как их часто тогда называли, просвещенцы. [9, с.204-205]
У музейных специалистов интерес при изучении музейной аудитории вызывали еще две проблемы: подготовленность зрителя к восприятию музейного материала и его запросы. Одно из первых в стране исследований по изучению музейного зрителя было проведено в конце 1920-х годов в Третьяковской галерее. Руководил этой работой известный представитель московской экскурсионной школы Л.В.Розенталь.
Методы, предлагаемые в качестве наиболее результативных для проведения подобных исследований, Л.В.Розенталь подразделял на две группы: методы самонаблюдения и методы объективного наблюдения, ведущегося специалистами - музейными работниками, психологами-экспериментаторами, статистиками. Применение метода самонаблюдений он считал наиболее целесообразным при работе с постоянными участниками систематических занятий в музее. Отслеживать результативность занятий он предполагал с помощью вступительной и заключительной анкет, а также записей после каждого циклового занятия.
Параллельно использовался метод объективного наблюдения со стороны руководителя группы -наблюдение за зрителем в разных ситуациях - в музейных залах, во время проведения экскурсий, экспериментирование путем специально создаваемых образцов экспозиции, этикетажа и т.п., а также опросные листки, протоколы ведения экскурсий с записью реплик и внешнего поведения группы. [10, с.575-580, 664-665.] Инструментарий, использованный и дополненный Л.В.Розенталем, и сегодня применяется в музейной социологии.
Практика социологических исследований, изучения посетителя в музее была прекращена в начале 1930-х гг. одновременно с запретом педологических исследований. Изучение отдельной личности, творческой индивидуальности человека шло вразрез с установками новой идеологии. Посетитель музея перестал рассматриваться как полноправный участник образовательного процесса, чьи интересы определяли развитие экскурсионного дела.
Новаторские подходы, сформированные в экскурсионных практиках первой трети ХХ в., были осмыслены и получили применение лишь спустя долгие годы. Накопленный опыт помог осознать роль и возможности экскурсии (как и всякого музейно-педагогического занятия) в образовательном процессе, выявить специфику музейной экскурсии, В экскурсионных практиках впервые начали формироваться подходы к посетителю музея и разнообразные методики работы с ним.
Литература
1. См., например: Экскурсии учащихся в средних учебных заведениях гор. Тифлиса в 1902 году. -
Тифлис, 1903 - 115 с.; Ярославль в его прошлом и настоящем. - Ярославль, 1913 - 96 с.; «Экскурсионный вестник» за 1914 - 1922 гг.
2. Гревс, И.М. К теории и практике «Экскурсий» как орудия научного изучения истории в университетах. - СПб, 1910. - 56 с.
3. «Экскурсионный вестник». 1914, кн.1.
4. Анциферов, Н.П. Теория и практика экскурсий по обществоведению. - Л., 1926.
5. Райков, Б.Е. Методика и техника ведения экскурсий. - П., 1921.
6. Бакушинский, А.В. Исторические экскурсии как способ углубления и повторения учебного курса // Бакушинский А.В. Исследования и статьи. - М., 1981. - С. 99
7. Боч, Г.Н. Почвенные экскурсии школьного типа. - П., 1922
8. Зеленко, А.У. Школьные музеи. - М., 1927, - С. 89
9. «Экскурсионное дело». 1921, - N° 1. - С.204-205
10. Розенталь, Л.В. Пути изучения музейного зрителя (1928); его же. Формы массовой политпросветработы в музее и изучение музейного зрителя (1932) // Музееведческая мысль в России XVIII -
XX вв. Сборник документов и материалов. Под ред. Э.А. Шулеповой. - М. «Этерна», 2010. - 960 с.