Научная статья на тему 'Музей в современном виртуальном мире (на примере Музея Василия Аксёнова)'

Музей в современном виртуальном мире (на примере Музея Василия Аксёнова) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
писатель Василий Аксёнов / Музей Василия Аксёнова / музейная практика / виртуальная экскурсия / виртуализация музейного пространства / культурная биография вещей / архивное исследование / Маргарита Алигер / Гала Дали / writer Vasiliy Aksenov / Vasily Aksenov Museum / museum practice / virtual excursion / virtualization of the museum space / cultural biography of things / archival research / Margarita Aliger / Gala Dali

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аксенова Ирина Александровна, Булгакова Алёна Геннадьевна

В современном мире музей представляет собой многомерное динамичное пространство, актуализирующее потенциал культурного наследия. В качестве иллюстрации к данному утверждению интересно рассмотреть пространство Музея Василия Аксёнова в Казани. Цель написания статьи состоит в том, чтобы проанализировать опыт виртуализации как средства взаимодействия с аудиторией в действующем музее, а также сформулировать практико-ориентированные векторы дальнейших исследований на базе Музея Василия Аксёнова в соответствии с выявленными тенденциями. С момента открытия, состоявшегося в 2009 г., Музей Василия Аксёнова стал полноценным культурным центром, а также ключевой площадкой для проведения ежегодного литературно-музыкального фестиваля «Аксёнов-фест» в Казани. С первого фестиваля, в 2007 г., началась история возникновения музея. Фестиваль был посвящен 75-летию писателя, который посетил город своего детства. По инициативе мэра И. Р. Метшина началось восстановление дома и создание музея, что происходило в соответствии с концепцией, предложенной В. П. Аксёновым, и по проекту архитектора И. А. Аксеновой (позднее — заведующей музеем). В 2015 г. в городе был открыт именной сквер — Аксёновский сад. В сквере установлены скульптуры — автопортрет Василия Аксёнова, которым он подписывал свои рукописи, и скульптура «Ожидание» (авторы — Ирина Аксенова и скульптор Асия Миннуллина). Все чаще туристы планируют свой визит в музей заранее, заинтересовавшись уникальной атмосферой его внутреннего пространства, а также возможностью не только познакомиться с биографией известного писателяшестидесятника, но и совершить настоящее путешествие во времени, так как музей расположен в доме с мезонином, в бывшей усадьбе начала XIX в., а экспозиция музея стилистически и предметно выстроена на пересечении XIX и ХХ вв. Жильцами и гостями дома, помимо Василия Аксёнова, в разное время были другие известные личности — Александра Фукс, принимавшая в гостях А. С. Пушкина во время пребывания последнего в Казани; поэт, военный корреспондент Маргарита Алигер и, возможно, Гала Дали (Елена Дьяконова).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum in the modern virtual world (on the example of the Vasiliy Aksenov Museum)

In the modern world, a museum is a multidimensional dynamic space that actualises the potential of cultural heritage. As an illustration of this statement, it is interesting to consider the space of the Vasily Aksenov Museum in Kazan. The purpose of this article is to analyse the experience of virtualisation as a means of interacting with the audience in an existing museum, and to formulate practice-oriented vectors for further research on the basis of the V. P. Aksenov Museum in accordance with the identified trends. Since its opening in 2009, the Vasily Aksenov Museum has become a full-fledged cultural centre and a key venue for the annual literary and music festival “Aksenov-fest” in Kazan. The history of the museum began with the first festival in 2007. The festival was dedicated to the 75th anniversary of the writer who visited the city of his childhood. On the initiative of Mayor I. R. Metshin, the restoration of the house and the creation of the museum began, which took place in accordance with the concept proposed by V. P. Aksenov and according to the project of the architect (later the museum director) I. A. Aksenova. In 2015, a named public garden — Aksenov Garden — was opened in the city. The sculptures installed in the park are a self-portrait of Vasily Aksenov, with which he signed his manuscripts, and the sculpture “Waiting” (by Irina Aksenova and sculptor Asiya Minnullina). More and more often tourists plan their visit to the museum in advance, interested in the unique atmosphere of its interior space, as well as the opportunity not only to get acquainted with the biography of the famous writer of the sixties, but also to make a real journey through time, as the museum is located in a house with a mezzanine, in the former manor house of the early 19th century, and the museum exposition is stylistically and objectively built at the intersection of the 19th and 20th centuries. Residents and guests of the house, in addition to Vasily Aksenov, at different times were other famous personalities — Alexandra Fuchs, who hosted Alexander Pushkin during the latter’s stay in Kazan; poet, war correspondent Margarita Aliger and, perhaps, Gala Dali (Elena Diakonova).

Текст научной работы на тему «Музей в современном виртуальном мире (на примере Музея Василия Аксёнова)»

УДК 069.01

Вопросы музеологии. 2023. Т. 14. Вып. 2

Музей в современном виртуальном мире (на примере Музея Василия Аксёнова)

И. А. Аксенова, А. Г. Булгакова

Музей В. П. Аксёнова,

Российская Федерация, 420015, Казань, ул. Карла Маркса, 55/31

Для цитирования: Аксенова И. А., Булгакова А. Г. 2023. Музей в современном виртуальном мире (на примере Музея Василия Аксёнова). Вопросы музеологии 14 (2): 268-274. https://doi.org/10.21638/spbu27.2023.210

В современном мире музей представляет собой многомерное динамичное пространство, актуализирующее потенциал культурного наследия. В качестве иллюстрации к данному утверждению интересно рассмотреть пространство Музея Василия Аксёнова в Казани. Цель написания статьи состоит в том, чтобы проанализировать опыт виртуализации как средства взаимодействия с аудиторией в действующем музее, а также сформулировать практико-ориентированные векторы дальнейших исследований на базе Музея Василия Аксёнова в соответствии с выявленными тенденциями. С момента открытия, состоявшегося в 2009 г., Музей Василия Аксёнова стал полноценным культурным центром, а также ключевой площадкой для проведения ежегодного литературно-музыкального фестиваля «Аксёнов-фест» в Казани. С первого фестиваля, в 2007 г., началась история возникновения музея. Фестиваль был посвящен 75-летию писателя, который посетил город своего детства. По инициативе мэра И. Р. Метшина началось восстановление дома и создание музея, что происходило в соответствии с концепцией, предложенной В. П. Аксёновым, и по проекту архитектора И. А. Аксеновой (позднее — заведующей музеем). В 2015 г. в городе был открыт именной сквер — Аксёновский сад. В сквере установлены скульптуры — автопортрет Василия Аксёнова, которым он подписывал свои рукописи, и скульптура «Ожидание» (авторы — Ирина Аксенова и скульптор Асия Миннуллина). Все чаще туристы планируют свой визит в музей заранее, заинтересовавшись уникальной атмосферой его внутреннего пространства, а также возможностью не только познакомиться с биографией известного писателя-шестидесятника, но и совершить настоящее путешествие во времени, так как музей расположен в доме с мезонином, в бывшей усадьбе начала XIX в., а экспозиция музея стилистически и предметно выстроена на пересечении XIX и ХХ вв. Жильцами и гостями дома, помимо Василия Аксёнова, в разное время были другие известные личности — Александра Фукс, принимавшая в гостях А. С. Пушкина во время пребывания последнего в Казани; поэт, военный корреспондент Маргарита Алигер и, возможно, Гала Дали (Елена Дьяконова).

Ключевые слова: писатель Василий Аксёнов, Музей Василия Аксёнова, музейная практика, виртуальная экскурсия, виртуализация музейного пространства, культурная биография вещей, архивное исследование, Маргарита Алигер, Гала Дали.

Музей Василия Аксёнова — мемориальный музей, посвященный казанскому периоду детства и отрочества Василия Аксёнова (1932-2009), всемирно известного русского писателя, драматурга, одного из самых ярких представителей поколе-

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2023

ния шестидесятников. На его счету более 20 романов, среди них «Ожог», «Остров Крым», «Московская сага», «Звездный билет»1.

Работа музея основывается на концепции самого писателя: «Это должен быть литературно-джазовый клуб. Там должен быть небольшой зрительный зал человек на 50, где играл бы новый Козлов... Что-то, что открывало бы двери росткам интеллигенции города. Где бы встречались творческие люди. Где была бы большая связь с миром.»

Музей состоит из мемориальной комнаты и располагается на месте коммунальной квартиры, интерьер которой восстановлен по воспоминаниям Василия Аксёнова и членов его семьи. Здесь представлены подлинные вещи членов семьи и артефакты эпохи 30-40-х годов XX в. В экспозиции находятся фотографии, отражающие хронологию возникновения музея и фестиваля «Аксёнов-фест». В структуру музея также включена гостиная, в которой проходят литературные и музыкальные мероприятия, творческие встречи, периодически открываются всевозможные выставки.

В музее реализуются следующие творческие проекты:

• «Казанская среда джаза» — организуются концерты-лекции о ведущих исполнителях и джазовых направлениях под руководством казанского джазмена Юрия Щербакова;

• «Литературная среда» — проходят чтения произведений Василия Аксёнова и шестидесятников при участии театральных коллективов города;

• «Вечер авторской песни» — на проект приглашаются известные российские исполнители, в том числе казанские;

• музыкальный лекторий «Музыка в музее» — происходит знакомство с музыкальной классикой, исполнительским и вокальным искусством при участии представителей Казанской государственной консерватории им. Жиганова и учеников средней специальной музыкальной школы при консерватории;

• «Город уходящий» — дискуссии по истории Казани с участием известных краеведов и выдающихся горожан;

• «Главный герой» — встречи с представителями творческой интеллигенции и вечера памяти выдающихся деятелей культуры;

• «Поэтический архипелаг».

Одним из приоритетных направлений является работа в городском пространстве. Музей активно использует Аксёновский сад для проведения следующих мероприятий:

1) традиционного июньского фестиваля «Рядом с Пушкиным» — 6 июня;

2) вечера, посвященного дню памяти Василия Аксёнова, — 6 июля;

3) вечера, посвященного дню рождения Василия Аксёнова, — 20 августа.

Музей Василия Аксёнова входит в состав муниципального бюджетного учреждения культуры «Музейный комплекс города Казани», образованного в 2020 г. из семи организаций историко-культурологического профиля. В состав Музейного комплекса также входят Музей Баки Урманче, Музей Амира Мазитова, Галерея-студия Ильдара Зарипова, Центр русского фольклора, Музей-галерея Константина Васильева и Мемориал «Книга Памяти». Музейный комплекс города Казани —

1 Аксенова И. А., Булгакова А. Г. Статья о музее В.Аксёнова на сайте сервиса «Вмузей». иЯЬ: https://vmuzey.com/museum/dom-muzey-vasiliya-aksyonova (дата обращения: 05.01.2024).

организация с линейно-функциональной структурой управления, где в качестве функциональных подразделений выступают музеи. Такой формат культурной институции позволяет сохранять единство, мобильность, устойчивый интерес среди туристов и высокую общую эффективность в качестве основных конкурентных преимуществ перед иными, в том числе частными культурными организациями города.

Переход музейных маршрутов в виртуальную форму произошел в 2020 г. В начале не было потребности отслеживать работу в социальных сетях, так как на вечерние мероприятия в музее приходило стабильно высокое количество человек: при наличии 100 мест в зале в среднем по 70-90 человек присутствовало на одном мероприятии. Суммарное количество мероприятий в месяц было от 15 до 22, что вкупе с числом экскурсантов от 60 человек в месяц обеспечивало высочайшие показатели количества посещений в рамках оценки деятельности музея по текущей отчетности. В дальнейшем потребовалось произвести срочное внедрение экскурсионной части работы музея в виртуальную среду сети Интернет.

С 27 марта по 10 мая 2020 г. музеи в составе «Музейного комплекса города Казани» были закрыты для посещения в целях противодействия коронавирусной инфекции и переведены на онлайн-формат работы. Возникла необходимость измерения эффективности работы музеев онлайн.

Для определения формы внутренней отчетности был предложен вариант фиксации результатов работы онлайн через показатели количества подписчиков на основе общепринятого измерения популярности страниц, групп, аккаунтов в социальных сетях — чем больше подписчиков, тем успешнее и популярнее считается группа или конкретное физическое лицо в Интернете. Однако было предложено также применять в отчетности показатели онлайн-посещений, а не показатели изменения количества аудиторий в социальных сетях. Названы и учтены следующие факторы:

• не у всех музеев есть большое количество подписчиков и собственные группы в социальных сетях. В нашем случае деятельность велась больше в формате обычных музейных маршрутов на площадях, виртуальный контент почти не применялся;

• подписчики в социальных сетях некоммерческих культурных институций без их модернизации, доработок, переосмысления контента и/или увеличения его потока — явление не каждодневное;

• музейные сотрудники могут предлагать и рекомендовать посетить социальные сети своей организации экскурсантам, но не вправе указывать/просить/обязывать их подписаться. Настаивать в данном случае неприемлемо и противоречит элементарным правилам этики общения.

Эффективность предложения о применении показателей посещений виртуальных ресурсов музеев в сети Интернет была доказана в практической деятельности Музея Василия Аксёнова онлайн.

За неделю была разработана и внедрена в социальные сети музея серия из шести экскурсий в формате онлайн «Маршрут памятных вещей семьи Аксёновых». Для удобства восприятия серия экскурсий была оформлена в виде автономных иллюстраций, рассказывающих истории экспонатов, принадлежащих семье писателя и ему самому.

В процессе знакомства экспонаты — личные вещи вызывали, как правило, волнение, радость, повышенный интерес у туристов, посетивших дом-музей. Такая реакция позволила предположить, что нетрадиционный рассказ о личных вещах писателя Василия Аксёнова также вызовет интерес и эмоциональный отклик аудитории социальных сетей.

Через иллюстративный контент планировалось передать дух музея, его атмосферу, переплетение на территории экспозиционных комнат десятилетий жизни писателя, погрузить зрителей в минувшие времена и истории предметов-артефактов.

Среди факторов сдерживающего воздействия при выполнении данной задачи следует назвать:

• ограниченность во времени. В короткие сроки необходимо было собрать информацию, определиться с концепцией и осуществить выкладку в социальных сетях готового проекта;

• необходимость дополнения историй экспонатов через специфическую детализацию информации о них — нужно было предоставить не только впечатления от взаимодействия с предметами-артефактами семьи Василия Аксёнова и его самого, но и показать хронологию жизни экспоната с момента его изготовления до наших дней.

Данные факторы были успешно преодолены. Составлены лаконичные тексты для экскурсий посредством детальной проработки архива видео- и аудио-воспоминаний, заметок родственников и друзей Василия Аксёнова, прочтения его автобиографических произведений и интервью; выявлены и введены дополняющие факты об экспонатах-артефактах.

Разработана визуальная концепция экскурсий: текст и фотографии размещены на фоне бумаги периода 40-х годов XX в. Образец такой бумаги был найден среди оцифрованных копий писем родных писателя в электронных фондах музея.

Выбран шрифт, схожий со шрифтом печатной машинки модификации 60-х годов, так как Василий Аксёнов начал работать над первыми крупными произведениями за собственной печатной машинкой.

Обязательно должны были присутствовать фотографии предметов-артефактов с детализацией, а также фотографии членов семьи Аксёновых. Фотографии предметов создавались под экскурсию, для этого делался запрос на краткосрочное пребывание в музее в период пандемии.

На фотографиях отражались детали экспонатов, вплоть до заводских клейм производителей. Каждая фотография делалась в экспозиции на территории музея, в той обстановке, в какой содержался предмет-артефакт, для создания эффекта присутствия в музее у виртуальных туристов — читателей социальных сетей. Названия экскурсий выбраны из фондовых наименований предметов-артефактов. Завершающая цикл экскурсия была названа по одноименному произведению В. П. Аксёнова «Сундучок, в котором что-то стучит».

Виртуальные экскурсии, рассказывающие о ценных вещах в жизни Аксёновых, в формате постов-подборок были размещены в социальных сетях музея. Посты-подборки собраны из доступных к скачиванию изображений в формате JPEG (рис. 1, 2), позволяющем после скачивания и в процессе просмотра виртуально-

Рис. 1. Виртуальная экскурсия № 1. Пишущие машинки отца и сына Аксёновых

Рис. 2. Виртуальная экскурсия № 6. «Сундучок, в котором что-то стучит»

Фотосъемка экспонатов осуществлялась с детализацией для виртуальных экскурсий; использованы фондовые фотографии семьи В. Аксёнова.

го контента увеличивать или уменьшать изображение для удобства подписчиков групп. Все виртуальные ресурсы были оснащены удобным для поиска единым доменным именем domaksenova.

Опыт внедрения виртуального продукта положительно сказался на показателях эффективности работы музея. Это отразилось в статистических данных отчетности. Количество просмотров в социальных сетях во II квартале 2020 г. возросло на 7207 по сравнению с I кварталом.

Тенденция к увеличению онлайн-посещений сохранилась, что отражают показатели статистики онлайн-просмотров (таблица).

Статистика онлайн-посещений. Из отчетности Музея В. П. Аксёнова за 2020-2023 гг.

Показатель Год I кв. II кв. III кв. IV кв. Итого

Число просмотров в соц. сетях и на сайте 2020 8221 15 428 13 462 24 346 61 457

2021 41 354 65 985 42 561 51 367 201267

2022 40 371 45 508 52 894 58 653 197426

2023 59 861 61 618 — — —

На фоне положительной динамики показателей работы музея следует отметить рост числа годовых онлайн-просмотров за 2020-2022 гг. в три раза: с 61 457 до 197 426, а также увеличение просмотров по кварталам в семь раз: с 8221 в первом квартале 2020 г. до 59 861 за аналогичный период в 2023 г.

С учетом представленных статистических показателей можно сделать вывод, что опыт внедрения музейного маршрута Музея Василия Аксёнова в виртуальность посредством сети Интернет оказался успешным и продолжает положительно сказываться на деятельности музея.

Планируется расширение виртуального экскурсионного массива в рамках хронологической линии существования дома. Для туристов в виртуальной среде хотелось бы рассказать больше об истории дома как части городской архитектуры, о личностях, с которыми дом связан. С этой целью выделены следующие основные отрезки времени в рамках истории Музея Василия Аксёнова:

1. В 1834 г. участок земли в историческом квартале № 54 купил подполковник Апехтин Николай Андреевич, брат Александры Андреевны Фукс (в девичестве — Апехтиной), казанской поэтессы и хранительницы литературного салона, частой гостьи в доме своего брата.

2. В период с 1894 по 1905 г. в доме могла проживать вместе со своей семьей Елена Дьяконова (Гала Дали).

3. В 1936 г. в мезонине жила молодая студентка Литературного института им. Горького — Маргарита Алигер, впоследствии известная поэтесса.

4. Десять лет своего детства, с 1938 г., в доме провел Василий Аксёнов.

В результате работы с архивными материалами был найден детализированный план устройства усадебного имения семейства Апехтиных. Проектировал усадьбу губернский архитектор Ф. И. Петонди. Дом был главным элементом усадебного комплекса, простирающегося вплоть до параллельно проходящей улицы и включающего внутренние жилые блоки, флигель и даже собственный колодец. В казанском архиве было обнаружено свидетельство об окончании одной из лучших женских казанских гимназий, принадлежавшее Евгении Соломоновне Гинзбург, матери Василия Аксёнова. Данными открытиями планируется в скором времени поделиться с широкой аудиторией.

С учетом описанного практического опыта музея можно заключить, что в настоящее время новые технологии, которые все активнее вовлекаются в музейную деятельность, применяются в различных областях музейной работы. Переход музейных пространств полностью или частично в виртуальную среду в целом имеет большой потенциал, так как способствует значительному возрастанию показателей просмотров и посещаемости виртуальных площадок музеев и большей заинтересованности музеем в формате стационарных посещений с сохранением и приумножением таких положительных тенденций с течением времени.

Статья поступила в редакцию 15 июня 2023 г.; рекомендована к печати 15 октября 2023 г.

Контактная информация:

Аксенова Ирина Александровна — заведующая музеем; domaksenova.kazan@gmail.com

Булгакова Алёна Геннадьевна — domaksenova.kazan@gmail.com

Museum in the modern virtual world

(on the example of the Vasiliy Aksenov Museum)

I. A. Aksenova, A. G. Bulgakova Vasiliy Aksenov Museum,

55/31, ul. Karla Marksa, Kazan, 420015, Russian Federation

For citation: Aksenova I. A., Bulgakova A. G. 2023. Museum in the modern virtual world (on the example of the Vasiliy Aksenov Museum). The Issues of Museology 14 (2): 268-274. https://doi.org/10.21638/spbu27.2023.210 (In Russian)

In the modern world, a museum is a multidimensional dynamic space that actualises the potential of cultural heritage. As an illustration of this statement, it is interesting to consider the space of the Vasily Aksenov Museum in Kazan. The purpose of this article is to analyse the experience of virtualisation as a means of interacting with the audience in an existing museum, and to formulate practice-oriented vectors for further research on the basis of the V. P. Aksenov Museum in accordance with the identified trends. Since its opening in 2009, the Vasily Aksenov Museum has become a full-fledged cultural centre and a key venue for the annual literary and music festival "Aksenov-fest" in Kazan. The history of the museum began with the first festival in 2007. The festival was dedicated to the 75th anniversary of the writer who visited the city of his childhood. On the initiative of Mayor I. R. Metshin, the restoration of the house and the creation of the museum began, which took place in accordance with the concept proposed by V. P. Aksenov and according to the project of the architect (later the museum director) I. A. Aksenova. In 2015, a named public garden — Aksenov Garden — was opened in the city. The sculptures installed in the park are a self-portrait of Vasily Aksenov, with which he signed his manuscripts, and the sculpture "Waiting" (by Irina Aksenova and sculptor Asiya Minnullina). More and more often tourists plan their visit to the museum in advance, interested in the unique atmosphere of its interior space, as well as the opportunity not only to get acquainted with the biography of the famous writer of the sixties, but also to make a real journey through time, as the museum is located in a house with a mezzanine, in the former manor house of the early 19th century, and the museum exposition is stylistically and objectively built at the intersection of the 19th and 20th centuries. Residents and guests of the house, in addition to Vasily Aksenov, at different times were other famous personalities — Alexandra Fuchs, who hosted Alexander Pushkin during the latter's stay in Kazan; poet, war correspondent Margarita Aliger and, perhaps, Gala Dali (Elena Diakonova).

Keywords: writer Vasiliy Aksenov, Vasily Aksenov Museum, museum practice, virtual excursion, virtualization of the museum space, cultural biography of things, archival research, Margarita Aliger, Gala Dali.

Received: June 15, 2023 Accepted: October 15, 2023

Authors' information:

Irina A. Aksenova — Director; domaksenova.kazan@gmail.com Alena G. Bulgakova — domaksenova.kazan@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.