Научная статья на тему 'Музей-усадьба «Карабиха» как средовой музей'

Музей-усадьба «Карабиха» как средовой музей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
535
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ-УСАДЬБА / МУЗЕЕФИКАЦИЯ / СРЕДОВОЙ МУЗЕЙ / АРХИТЕКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС / ЛАНДШАФТ / MEMORIAL ESTATE / MUZEUMIFICATION / ENVIRONMENTAL MUSEUM / ARCHITECTURAL COMPLEX / LANDSCAPE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белькова Любовь Анатольевна

Статья посвящена рассмотрению возможностей и перспектив усадебного комплекса «Карабиха» с позиций музеефикации исторической, культурной и природной среды со всеми движимыми, недвижимыми и природными объектами, восстановления и реконструкции не только архитектурно-ландшафтной, но хозяйственно-бытовой усадебной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Karabikha’s» memorial estate as environmental museum

The article is devoted to consideration of opportunities and prospects of a farmstead complex of «Karabikha» from positions of a muzeumification historical, cultural and environment with all movable, immovable and natural objects, restoration and reconstruction not only architectural and landscape, but the economic and household farmstead environment.

Текст научной работы на тему «Музей-усадьба «Карабиха» как средовой музей»

УДК 069:929 Некрасов Н.А.

Л. А.Белькова

Музей-усадьба «Карабиха» как средовой музей

Статья посвящена рассмотрению возможностей и перспектив усадебного комплекса «Карабиха» с позиций музеефикации исторической, культурной и природной среды со всеми движимыми, недвижимыми и природными объектами, восстановления и реконструкции не только архитектурноландшафтной, но хозяйственно-бытовой усадебной среды.

Ключевые слова: музей-усадьба, музеефикация, средовой музей, архитектурный комплекс, ландшафт

Lubov A. Belkova

«Karabikha's» memorial estate as environmental museum

The article is devoted to consideration of opportunities and prospects of a farmstead complex of «Karabikha» from positions of a muzeumification historical, cultural and environment with all movable, immovable and natural objects, restoration and reconstruction not only architectural and landscape, but the economic and household farmstead environment.

Keywords: memorial estate, muzeumification, environmental museum, architectural complex, landscape

Одно из важнейших направлений деятельности любого музея является сохранение и актуализация материального и духовного наследия. Эта работа неразрывно связанна с тем наследием, которое «принадлежит» музею.

В 80-90 гг. XX в. в России начинается работа по музеефикации усадебных комплексов. Несмотря на то, что архитектурный комплекс и парковая территория всегда являлась частью музея-заповедника «Карабиха», основное внимание было отведено жизни и творчеству Н. А. Некрасова. О Карабихе говорили без обращения к ее истории и пространственной планировке. Лишь в начале 90-х гг. XX в. усадьба, со всеми ее компонентами, становится в объектом музейного показа1. В то же период музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха» начинает работу по музеефикации исторической, культурной и природной среды со всеми движимыми, недвижимыми и природными объектами. Таким образом, музеефикация историко-культурной и природной среды дает музею возможность называть себя средовым.

По определению М. Е. Каулен под «средовым музеем» сегодня понимают музей, деятельность которого основывается на музеефикации историко-культурной и / или природной среды со всеми составляющими ее движимыми недвижимыми и нематериальными объектами и существующими между ними взаимосвязями, а также с участием людей населяющих территорию2.

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

219

_____________________Раздел III. Музей и культурный туризм..._____________

На сегодняшний день вопросы грамотного использования музеем исторических территорий и ландшафтов являются актуальными. Музеефикация - оптимальный путь сохранения и использования усадьбы «Карабиха», которая должна сохраняться и музеефицироваться как единый комплекс. Здесь должна быть представлена усадебная среда XVIII - начала XX вв.

Период существования усадьбы «Карабаха» насчитывает более 200 лет. Поэтому все этапы формирования усадьбы сохранены в той или иной степени, и должны быть отражены в экспозиционном пространстве территории музея (князья Голицыны, Н. А. Некрасов, семья Ф. А. Некрасова).

Помимо своего мемориального значения, усадьба имеет большую архитектурно-художественную ценность. В усадьбе практически полностью сохранился архитектурно-парковый ансамбль с основными историческими элементами: планировкой, сооружениями, рельефом и т. д.

В настоящее время большое внимание мы уделяем регулярной части усадьбы, через музеефикацию которой пытаемся воссоздать образ усадьбы, т. е. создать усадебную среду. Регулярная часть состоит из парадной и парковой зон. После 1918 г., еще до создания музея, эта часть усадьбы сильно изменила свой первоначальный облик. На фотографиях 30-40-х гг. XX в., хранящихся в фондах музея, видно, как регулярный парк и партер приспособлены для хозяйственных нужд. После организации музея партерная часть превращается в сквер, что не соответствовало исторической действительности. В этот же период восстанавливается регулярный парк на основе его фотографий конца XIX - начала XX в. Все это говорит о том, что после создания музея, в первые послевоенные годы, первоочередной задачей для сотрудников становится строительство экспозиции, а усадебная территория, на данный период, не представляла музейной ценности. Ее необходимо было лишь привести в порядок, что и делалось без детального изучения и учета исторических особенностей.

Реконструкция парадного двора проходит в начале 2000-х гг. На месте сквера появляется партер, но восстановлена лишь его планировка на период конца XIX -начала XX в.

На сегодняшний день работа по музеефикации парадной части усадьбы продолжается. Сотрудниками музея разработан проект оформления цветочных клумб. В его основу взят исторический ассортимент цветочных растений, использовавшихся в России на протяжении XIX в., поскольку доподлинно неизвестно какие цветы высаживались в Карабихе на протяжении всего периода ее существования3, то есть, как во времена Голицыных, так и Некрасовых. Рисунок клумб выполнен по дореволюционным книгам и журналам, бытовавших в усадьбе.

Как уже отмечалось, регулярный парк восстанавливается в начале 50-х г. прошлого века, на основе старых фотографий с видами парка. Он был восстановлен на период посещения усадьбы Н. А. Некрасовым, т. е. без учета его исторических осо-

220

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Section III. The museum and cultural tourism...

бенностей. При изучении паркового комплекса в 1986 г. было сделано заключение о том, что на территории Верхнего парка находятся несколько двухсотлетних лип со следами формирования крон. Это свидетельствует о том, что парк, вероятнее всего, состоял из лип, которые регулярно подстригались. На данный момент регулярный парк представляет собой реконструкцию выполненную середине XX в.

Регулярная часть усадьбы включена в экспозиционное пространство музея и используется в экскурсионной и экспозиционной деятельности. В настоящий момент, парадная часть используется для проведения массовых мероприятий. Верхний парк для организации временных экологических и исторических выставок.

Вместе с тем здесь существуют участки, к которым необходимо особое отношение. К ним можно отнести несколько экземпляров старовозрастных двухсотлетних лип, составлявших регулярный парк в конце XVIII - начале XIX в.; булыжную мостовую, оранжерею. Также при музеефикации территории и раскрытии ее экспозиционного потенциала одной важных задач является создание цельного образа территории.

Музей-усадьбу «Карабиха» в полном смысле нельзя назвать средовым музеем, поскольку должна быть музеефицирована не только архитектурно-ландшафтная часть, но также хозяйствено-бытовой комплекс, для отражения всей многогранности феномена русской усадьбы4.

Каулен М. Е. отмечает, что важной составляющей средового музея являются люди, населяющие территорию и / или осуществляющие на ней традиционные виды деятельности5. Эти люди могут быть жителями территории, носителями традиций, людьми которые воспроизводят лишь внешние формы процессов и т. д.

При формировании средового музея в усадьбе Карабиха, включение в него такого элемента как «люди» очень сложно. Здесь, с одной стороны, необходимо, чтобы в усадьбе были господа - хозяева. С другой, слуги (обслуживающий персонал) - управляющие, крестьяне, садовники, кузнецы, конюхи и т. д. Людей способных осуществлять такую деятельность просто нет. Конечно, можно заменить это театрализацией, но она, как правило, не качественна и не оправданна в большинстве музеев, особенно если «живые» традиции утеряны на протяжении нескольких поколений местных жителей.

В средовом музее именно среда является основным объектом музеефикации, но музей также помещен в живую среду территории, являясь ее неотъемлемой частью, и здесь сложно, а порой невозможно отделить живую среду от музейной, т. е. понять, где заканчивается одна и начинается другая.

Средовые музеи - оптимальная форма сохранения и актуализации особо ценных историко-культурных ландшафтов. Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха» продолжает работу по музеефикации усадебной среды.

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

221

Раздел III. Музей и культурный туризм...

Примечания

1 Данилова М. Д. Основные подходы к мемориализации усадьбы Н. А. Некрасова «Карабиха» и созданию экспозиции // Музеи Верхней Волги: проблемы, исслед., публ. Ярославль: Лия, 1997. С. 20.

2 Каулен М. Е. Музеефикация историко-культурного наследия России. М.: Этерна, 2012. С. 87.

3 Белькова Л. А. Восстановление парадного двора музея-усадьбы «Карабиха» и определение исторического ассортимента декоративных цветочных растений // Музейзаповедник: экология и культура: сб. материалов 5 междунар. науч.-практ. конф. Вешенская, 2012. С. 15-17.

4 Музейное дело России / М. Е. Каулен, И. М. Косова, А. А. Сундиева. М.: ВК , 2010. С. 373.

5 Каулен М. Е. Указ. соч. С. 86.

222

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.