Научная статья на тему 'Музей трамваев в период подготовки к 100-летию трамвайного движения в Санкт-Петербурге'

Музей трамваев в период подготовки к 100-летию трамвайного движения в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
206
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музей трамваев в период подготовки к 100-летию трамвайного движения в Санкт-Петербурге»

Ю. М. Львов

Музей трамваев в период подготовки к 100-летию трамвайного движения в Санкт-Петербурге

29 сентября (16 сентября по старому стилю) 1907 г. в нашем городе впервые был пущен официально электрический трамвай. Однако, «впервые» - это довольно условно, так как на самом деле первый электрический трамвай, как ни странно, пошел по льду Невы в 1895 г. в январе месяце. Если, конечно, не считать первые опыты военного инженера-артиллериста Ф. А. Пироцкого, когда несколько дней демонстрировалась на Болотной ул. (ныне Дегтярный пер.) конка с империалом на электрической тяге в августе 1880 г. Электрический трамвай в зимнее время по льду Невы ходил по четырем маршрутам до 1910 г. Электрический трамвай в этот период пустить по территории города было нельзя из-за договорных отношений работавшей в городе коммерческой конки, не допускавших другого городского транспорта. И только с 1903 г., когда все имущество конки было выкуплено городом, такая возможность появилась. Но все-таки и конка, будучи уже городским транспортом, работала до 1918 г., особо не мешая электрическому трамваю.

В 2007 г. работе электрического трамвая в городе исполнится 100 лет. История этого вида транспорта тесно связана с историей самого города. Трамвай с честью прошел вместе с городом все периоды его развития и совершенсвования, в том числе и особо тяжелые революционные 1917-1922 и военные 1941-1945 гг. К этой юбилейной дате готовится ряд мероприятий по увековечивания трамвая в городе. Будут установлены в городе два памятника трамваю, то есть сами трамвайные вагоны. Один трамвайный вагон английской фирмы «Brush», который открывал движение в 1907 г. Таких вагонов тогда было приобретено городом 190. Естественно, ни один такой вагон не дожил до наших дней, поэтому по старым чертежам будет изготовлен макет такого вагона в натуральную величину и установлен на Среднем проспекте Васильевского острова у дома 77, где располагался в те годы Василеостровский трамвайны парк. Из его ворот 29 сентября 1907 г. выходили первые вагоны на линию. Второй вагон, который тоже будет установлен как памятник в Автово (в районе проспекта Стачек и Трамвайного проспекта), это вагон МС, как памятник блокадному трамваю, работавшему в осажденном городе почти весь период войны. Кроме этих памятников-вагонов будет установлена мемориальная доска на доме на Адмиралтейском проспекте, где в 1907 г. проходила первая трамвайная линия маршрута № 4 (Главный штаб - 8-9 линии Васильевского острова). Также готовятся к выпуску памятные книги к этой знаменательной дате.

Первый музей трамвайного парка возник в 1967 г. к 60-летию движения трамвая в городе в трамвайном парке им. Леонова на Васильевском острове. Одним из его создателей был бывший директор парка С. А. Холдяков. Правда, до этого в некоторых трампарках оформлялись отдельные стенды, посвященные жизни парка и ветеранскому движению по линии совета ветеранов. Через некоторое время стали открываться небольшие музеи и в других парках, однако все они были связаны с жизнью только своих парков и целиком историю развития трамвайного движения не отражали. Идея создания центрального трамвайного музея с ретро-подвижным составом впервые возникла в начале 1990-х гг. Первоначально создание такого музея планировалось на базе музея истории трампарка № 7 (бывший трампарк им. Володарского) на улице Братьев Грибакиных, 3 у станции метро «Пролетарская». Группа энтузиастов во главе с Главным инженером парка А. Ю. Ананьевым с согласия руководства предприятия стала восстанавливать ретро-подвижной состав трамвая. Сам музей в этом парке работал с 1981 г., его основателем был М. Д. Шарыгин, а затем его возглавлял тоже энтузиаст трамвайного движения Н. П. Кромин. С переходом А. Ю. Ананьева директором трампарка № 2 в 2000 г. все работы и восстановленный подвижной музейный состав был переведен на Васильевский остров. Фактически с этого времени началось создание ценрального трамвайного музея предприятия в нашем городе. В 2002 г. по заданию КГИОП правительства города Санкт-Петербурга были сделаны проработки создания на этой территории и на базе этого музея городского музея электротранспорта, тем самым заложить основу для организации научно-музейного центра истории становления и развития электротранспорта в Санкт-Петербурге - Петрограде -Ленинграде - Санкт-Петербурге. Общая площадь комплекса составит 4540 кв. м., экспонаты музея будут размещены на площади 2730 кв. м., из них наружных экспозиций на 850 кв. м. В таком варианте музей еще не создан, это его будущее. В настоящее время за последние несколько лет в нем объеденены музейные экспозиции ликвидированных трампарков № 4, 6 (им. Смирнова и Скороходова) и экспозиции Управления ГУП, сосредоточены все музейные ретровагоны. Все мероприятия трамвайной тематики города, как прием различных делегаций, проведения экскурсий и прочее проводится только в этом музее и даже закрытие самого трам-парка № 2 не отразилось на работе музея. С начала подготовка празднования 100-летия трамвая в городе музей носит название «Санкт-Петербургский музей электротранспорта». Площадь музейных экспозиций 203 кв. м. (165 кв. м - зал и 35 кв. м - хранения). В троллейбусном депо группа энтузиастов во главе с Алексеем Гонтаревым уже не первый год находят и реставрируют ретроподвижную технику. Еще в начале 2000 г. прибыл на восстановление первенец ЗИУ-5. Троллейбус 1967 г. выпуска. Опытные образцы этих машин стали появляться в 1959 г., по-

следний модернизированный вариант такой машины позволял перевозить до 120 пассажиров. 20 мая 2004 г. троллейбус ЯТБ -1 в отремонтированном виде вышел в город. Большая заслуга в этом энтузиастов Н. Д. Куд-ренко, Д. А. Карпова, А. И. Андреева, С. Д. Кузьмина. Это единственный из этой серии выпуска 1937 г. троллейбус, на его восстановление ушло почти 8 лет, а вот самый первый ЛК, который открывал движение в нашем городе, наверное, уже навсегда пропал, а при необходимости его придется изготавливать заново. Сегодня в троллейбусном депо есть все три модели машин ЗИУ-5, но все они требуют серьезного восстановления. Это также экспонаты музея электротранспорта. В 2006 г. 21 октября исполняется 70 лет с момента начала движения троллейбусов в нашем городе.

Фонды музея многообразны. Исторические документы работы ТП почти за 100 лет работы (развитие, строительство, организация движения, эксплуатация и ремонт подвижного состава и т. д.), более 2000 ед. хранения. Фотографии о работе ТП, ветеран-ского движения и др., 1500 ед хранения. Подарков посетителей и делегаций в ТП (кар-тины, сувениры, альбомы, трамвайные книги), около 800 ед. хранения. Техническая литература по трамваю и трамвайному движению, около 200 ед. хранения. Коллекции: макеты подвижного состава городского трамвая, музейные ретровагоны постройки с 1924 по 1980 г. Среди них: конка 1900 г., «БгшЬ» 1907 г., МС-ПС 1932 г., ЛМ-ЛП-33 (Американка) 1933 г., ЛМ-ЛП-47, и ЛМ-ЛП-49 соответственно 1947 и 1949 гг., ЛМ-57 1957 г., ЛМ-68 и ЛМ-68М 1974 и 1978 гг., всего 22 вагона. Кроме этого различные служебные удостоверения трамвайной тематики, подарки и сувениры посетителей, трамвайные билеты, карточки, проездные документы, ложные трамвайные проездные документы, кассовые аппараты и многое другое. В этом году все лето работали в городе целыми днями два ретромаршрута от Детской улицы на Васильевском острове до Приморского парка Победы на вагонах МС 1932 г. Для пропаганды трамвайного движения в городе все ретровагоны сдаются в аренду предприятиям и частным лицам, периодически проводятся экскурсии на ретровагонах по городу. Ретровагоны 3 раза в год выходят в город, проводятся бесплатный проезд и экскурсии. Это 15 апреля - день возобновления движения трамвая в городе в 1942 г., в мае в день города, 29 сентября - день выхода первого трамвая.

Особо торжественно музей проводит 15 апреля, традиционный блокадный трамвайный праздник, день выхода трамвая в 1942 г., в самые тяжелые блокадные месяцы после почти четырехмесячного стояния вагонов из-за отсутствия электричества. На этот праздник приходят не только ветераны - трамвайщики, а и группы «Дети блокады» и другие организованные ветеранские организации. На территории музея прово-

дится концерт, ветеранам дарят цветы и подарки. Ветераны совершают маршрутный рейс по городу на вагонах военного времени.

В день празднования 100-летия трамвая все ретровагоны выйдут в город, традиционно будут проводиться экскурсии, будет работать музей, где будут подготовлены новые экспозиции, отражающие различные этапы жизни трамвая.

В. О. Чистякова

Музей кино как социокультурный феномен: проблемы и перспективы развития

Трагическая ситуация, в которой оказался к 2005 г. московский Музей кино, породила не только этико-правовые и политические дискуссии на данную тему, но вызвала также ряд вопросов об особенностях музея кино как феномена культуры и о его месте и статусе в современном мире. Оставив в стороне комментарии по поводу совершенного Союзом кинематографистов России «преступления в виде неоказания содействия» по отношению к сложившейся вокруг Музея кино ситуации рассмотрим свойства музея кино как факта культурной жизни, существующего в определенном историческом контексте. С этой точки зрения интерес представляет, прежде всего, свойство воспроизводимости, которым обладает любое кинопроизведение, в том числе кинопроизведение как музейный объект. Возможность быть воспроизведенным составляет основу существования аудиовизуальной формы; в этом смысле каждый архив аудиовизуальных документов является потенциальным музеем, так как хранит именно эту возможность будущего воспроизведения. Музей же в данном случае отличается от архива тем, что превращает эту возможность в действительность. Так, записи речей президента Рузвельта, хранящиеся в Музее телевидения и радио в Лос-Анжелесе, становятся музейными объектами именно в акте их воспроизведения. В этом заключено отличие аудиовизуальных культурных форм от тех форм, чье существование не подразумевает деление на потенциальное и актуальное, - живописных полотен, скульптур, книг, одежды, предметов различного происхождения и назначения, и так далее. Другими словами, имея дело с аудиовизуальными формами, можно констатировать совпадение акта восприятия и акта воспроизведения как двух различных актов, происходящих одновременно и нуждающихся друг в друге в процессе собственного свершения: воспроизведение замечается как воспроизведение в акте его восприятия, восприятие же включается всегда как восприятие конкретной визуальной и/или звуковой формы, реализующейся в ходе ее воспроизведения. Так существует аудиовизуальный объект: он воспринимается лишь 64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.