Научная статья на тему 'Музей традиционной культуры в системе науки и образования'

Музей традиционной культуры в системе науки и образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
183
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музей традиционной культуры в системе науки и образования»

ББК 85.103.(2) 1.Б28(Б288)

МУЗЕЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

С.Г. Батырева

Предметом исследования является музей традиционной культуры. Автором рассматриваются роль и значимость музея в изучении и трансляции культурного наследия, определяются задачи этнологического музееведения в системе образования. Исследование выявляет научно-образовательное поле функционирования музея калмыцкой традиционной культуры.

Ключевые слова: музей, традиционная культура, этнос, этнологическое музееведение и культурное наследие, проблема изучения и трансляции, наука и образование

The subject matter of this article is a museum of traditional culture. The author examines the role and the significance of the Museum of the Kalmyk traditional culture in the study and the translation of cultural heritage, determines the tasks of ethnological museology in the educational system. She discloses the research and educational field of its functioning.

Keywords: museum, traditional culture, ethnos, ethnological museology, cultural heritage, the problem of study and translation, science and education.

В процессе демократизации современного общества музею отводится особая роль в организации и координации деятельности по сохранению научного знания о культуре народа. И в частности, сохранения и трансляции исторической памяти, во многом обосновывающей функциональную суть музееведения, специфической отрасли науки в системе прикладной культурологии. Естественно представлять музей разновидностью системы, целенаправленно передающей информацию, концентрируемую в научном знании, системы со своей морфологией, функциями и динамикой, обусловленной духовностью общества. Государственной политикой сформирован статус научно-исследовательского и культурно-просветительного музейного учреждения в системе Российской академии наук, который рассматривается «как один из главных факторов устойчивости функционирования Академии в целом» [1].

Современное бытие этноса в ускоряющемся темпе глобализации предполагает актуализацию музея, хранилища и транслятора традиционного наследия. Особое внимание уделяется его функции культурной идентификации на общественном и личностном, этническом уровнях. Осмысление культурного наследия направлено на научное знание, собираемое в исследовательской, сохраняемое в учетно-фондовой и транслируемое в просветительной и учебно-образовательной деятельности музея.

Самопознание общества на уровне этническом происходит в русле аксиологической функции музея, ориентирующей личность и

общество в мире ценностей. Здесь сконцентрированы этнические представления об идеалах, нормах и традициях культуры народа. Важно отметить, в оценочном отношении к традиционной культуре музей способен воздействовать на сознание и мышление личности, формируя мировоззрение. В этом процессе неразрывно взаимосвязаны эстетическая, этическая и когнитивная функции музея. В пространстве традиционной модели мира, сформированной музейными средствами концептосферы, осуществляется трансляция культурного наследия, активизирующая этническое самосознание личности.

Таким образом, в музейной деятельности органично соединяются прошлое, настоящее и будущее общества. В синтезе научно-исследовательской, учетно-хранительской, информационной, коммуникативной, транслирующей, организационно-досуговой, социализирующей в культурной идентификации личности и других функций воспринимается музей как сложное в структуре и глубоко значимое социокультурное явление [2].

В функциональном поле музея Зая-пандиты Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской академии наук создана постоянная экспозиция как историческая реконструкция калмыцкой традиционной культуры в контексте этногенеза [3], в интеграции методов теоретического и прикладного музееведения при поддержке Российского гуманитарного научного фонда [грант РГНФ-2002, проект № 02-01-10004б]. Монографическое исследование автора «Музей традиционной культуры в системе науки и образования» посвя-

щено обобщению опыта реализации научной концепции и результатов научно-практической деятельности Музея КИГИ РАН [4]. Это дает возможность дальнейшего перспективного планирования музейной деятельности в представляемой концептосфере традиционного наследия.

Важно отметить, музей выступает своеобразной экспериментальной лабораторией, реконструирующей традиционную калмыцкую культуру, ее этнический код, рассматриваемый самобытным евразийским феноменом. В этом свете особую значимость приобретают научно-исследовательские подходы в изучении этноса, и, прежде всего, этногенеза, обусловленного его исторической судьбой. В совокупности столетий (ХУ1-ХХ) представлен этнокультуро-генез народа в экспозиции монголо-ойратского и собственно калмыцкого периодов развития. Экспозиция постоянно дополняема новыми разделами. В целенаправленном комплектовании фондов появились материалы, рассказывающие о калмыках Синьцзяна, США и Европы, об ойратах Западной Монголии, органично вписываемые в структуру музейной экспозиции. Ее расширение запрограммировано богатейшей историей народа. В перспективе собирательской деятельности возможно появление раздела, воссоздающего прииртышский - переходный период ХУ1-ХУ11 вв., важный в осмыслении формирования новой этнической общности «калмыки» в евразийском пространстве.

Направлением музееведческих исследований выделяем этническую специфику культуры, обусловленную адаптацией этноса в исторически меняющемся этнокультурном ландшафте. Актуальная в этнологическом музееведении проблема культурной идентификации, разрабатываемая отечественной наукой [5], непосредственно отвечает интересам исследования традиционной культуры [6] и современных этнических процессов в России [7]. Факт создания музея КИГИ в системе РАН в целом обусловлен возросшим этническим самосознанием общества, его духовными потребностями в самопознании.

Этнологическое музееведение в сфере культурологического знания сегодня актуально. Обращение общества к традиционной культуре служит мощным фактором в стабилизации современной общественной ситуации России и ее позитивном развитии. В экспозиции, тематически обозначенной «Традиционная культура в историческом контексте этногенеза», воссоздана этническая модель мироздания, структури-

рованная музейными средствами в ценностных доминантах культуры и транслируемая широкому контингенту посетителей музея.

В русле музееведения правомочно проводить исследование менталитета этноса, как совокупности установок, сопряженных с этнической традицией и самосознанием, сформированными в процессе этногенеза. В экспозиционной модели, представляющей хозяйственный уклад родового общества номадов, синтезирована символика традиционной культуры в жилом пространстве калмыцкой кибитки «ишкя гер». В экспозиции образно спроецирована динамика трансформации этнического мировосприятия, фиксируемая переходом центрального родового круга во внешний прямоугольный слой информации, формирующий пространственный облик культуры в окружающем мире [8]. Культура обусловлена взаимодействием исторических, политических, хозяйственных, демографических, антропологических, лингвистических и других факторов, вкупе образующих естественно-гуманитарное направление музееведческих исследований.

Хронологическая канва внешнего историко-документального ряда экспозиции сопряжена с календарным циклом бытия этнической культуры. Перспектива дальнейшего развития музейной экспозиции естественно запрограммирована спиралеобразным движением времени в пространстве, образующим хронотоп традиционной культуры. Исторической проекцией ее развития рассматриваем путь от круга кочевой кибитки к прямоугольнику стационарного буддийского храма, представляющий в динамике развития духовно-материальный космос народа.

Историко-типологический, историко-генетический и структурно-функциональный методы изучения культуры интегрируются в музейном поле, функционирующем как научно-исследовательский культурологический центр. В таком качестве музей, начинавшийся в 1999 году с мемориального кабинета Зая-пандиты Калмыцкого института гуманитарных исследований, был создан и зарегистрирован в системе академических музеев в 2001 году по представлению Исторического отделения Российской академии наук.

Рассматривая перспективы развития научного музея КИГИ РАН, отметим качественную значимость музейного собрания в исследовательской и собственно экспозиционной деятельности. Важен состав фондов музея, включающий предметы традиционного быта и буддийского культа, документальный матери-

ал, фотофонд, произведения изобразительного искусства и другое.

Особую сферу музейного собрания представляют произведения искусства. Это художественно исполненные предметы кочевого быта, иконописные и пластические образы буддизма, произведения современных авторов, представляющие тот или иной период истории народа. Экспозиция содержит и выражает в зависимости от того, как это преподнесено, многопрофильную и во многом уникальную информацию, определяющую суть музейного дела. В междисциплинарном поле его функционирования должно последовательно и целенаправленно комплектоваться музейное собрание КИГИ РАН, ориентированное в первую очередь на сбор материалов традиционного культурного наследия.

В его трансляции особое внимание уделяется коммуникативной деятельности музея в применении компьютерных технологий. В процессе создания виртуальной модели экспозиции в системе Интернет разработан уеЬ-сайт Музея имени Зая-пандиты КИГИ РАН. План-схема экспозиции в последовательности экскурсионного маршрута образуют информационный модуль в художественно-образном содержании музея.

В поле компьютерных технологий планируется создание электронного каталога музейного собрания. Оно начинается с первичной инвентарной обработки материала новых поступлений, пополняющих фонд музея. Базой данных каталога служит информация, собираемая в картотеке научного описания экспонатов. Систематизация информации в процессе создания электронного каталога закономерно включает в себя основополагающую учетно-хранительскую и научно-фондовую работу музея. В исследовательских целях важно технологически ее совершенствовать, сокращая время на первичную обработку экспонатов.

Каталогизация выставки, постоянной экспозиции или музейного собрания в целом решает проблему сохранности музейного фонда, таким образом доступную заинтересованным «посетителям» музея - исследователям. В перспективе развития компьютерных технологий музея предполагается научно-издательская деятельность музея, в планировании и реализации которой необходимо учитывать поэтапный характер каталогизации музейного собрания, связанный с изучением той или иной коллекции, его составляющей. Конечным результатом большой исследовательской работы должно стать создание сводного каталога музейного

собрания, доступного как исследователям, так и другим категориям посетителей музея традиционной культуры в иллюстрированном объеме.

Компьютерные подходы в музейном деле могут иметь конкретное выражение в решении проблемы комплексного исследования калмыцкой традиционной культуры в области истории, языкознания, фольклора, этнологии и искусствоведения. Информационная база объединяет сложную многопрофильную деятельность учреждения, призванного содействовать этнокультурному просвещению масс. В сфере научных изысканий монголоведения видится перспектива развития постоянной экспозиции Музея традиционной культуры имени Зая-пандиты КИГИ РАН. Экспозиция музейными средствами наглядно представляет то, что сделано и предстоит сделать, реконструируя в полном объеме модель развивающейся калмыцкой культуры. В исторической хронологии бытия этноса в составе Российского государства, важно уделять внимание не только прошлому, но и настоящему, в недрах которого зреет будущее.

В музейной деятельности своеобразно соединяются культура, наука и просвещение. В органичном синтезе этих сфер деятельности заключается специфика музейного дела. Оно сегодня приобретает значение нового социального проекта, предполагающего широкую сферу междисциплинарного сотрудничества в научной реконструкции и трансляции культурного наследия. Функционирующую экспозицию Музея КИГИ РАН естественно рассматривать реализованной концептосферой калмыцкой традиционной культуры с перспективами ее дальнейшего развития в системе науки и образования республики Калмыкия [9].

Взаимообусловлена деятельность музея, базируемая на научных исследованиях традиционной культуры. Основополагающим направлением перспективного его развития видим этнологическое музееведение, синтезирующее изучение наследия в системе прикладной культурологии. Это синтез форм музейного дела: фондовая учетно-хранительская, основывающаяся на кропотливых поисках и сборе музейного материала в экспедиционной деятельности; экспозиционная, предполагающая дополнение и разработку ее новых, и в частности, временных экспозиций - выставок в расширяющемся музейном пространстве. В основе культурно-просветительной рассматривается коммуникативная деятельность музея, включающая организационно-досуговую с массовым посетителем и учебно-образовательную

в трансляции системного знания о культурном наследии народа. Вкупе это определяет содержание и формы функционирования концептос-феры Музея традиционной культуры Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской академии наук сегодня и на ближайшее будущее.

ЛИТЕРАТУРА

1. Российская академия наук [Электронный ресурс] / Постановления Президиума РАН. Постановление Президиума Российской академии наук N° 209 от 23 октября 2007 г. и № 316 от 29 апреля 2008 г. // Режим доступа: Шр: //www.ras.ru/ ргеБ1&ит/ ^ситеШзМгесйош^рх.

2. Акулич Е.М. Музей как социокультурное явление // Социологические исследования. Социс. 2004. № 10. С. 89-92.

3. Батырева С.Г. Концепция Музея традиционной культуры имени Зая-пандиты // Вестник КИГИ РАН. 2001. № 16. С. 249-256.

4. Батырева С.Г. Музей традиционной культуры в научной интеграции образовательного поля Республики Калмыкия // Кочевая цивилизация Великой Степи: современный контекст и исторические

перспективы. Материалы международной научной конференции и международного научного форума (7-11 сентября 2001 г.). Элиста, 2002. С. 56-59.

5. Дмитриев В.А. Национальное самосознание и музейная этнология // Изучение национального самосознания в этнографическом музее. СПб., 1993. С. 3-17.

6. Батырева С.Г. Этнологическое музееведение и образование. Из опыта работы Музея калмыцкой традиционной культуры имени Зая-пандиты // VI конгресс этнографов и антропологов. Санкт-Петербург, 28 июня-2 июля 2005 г. Тезисы докладов. СПб., 2005. С. 400.

7. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Концепция и перспективы национального музея // Искусство и этнос. М., 2004. С. 98-103; Традиции и новаторство в проектировании современных музейных экспозиций. М., 1999. С. 49-54.

8. Батырева С.Г. Из опыта создания Музея калмыцкой традиционной культуры имени Зая-пандиты КИГИ РАН // Альманах-2002. Музеи Российской Академии наук. М., 2004. С. 165-172.

9. Батырева С. Г. Музей традиционной культуры в системе науки и образования. Элиста, 2007. 184 с. (ил.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.