Научная статья на тему 'Музей Псковского церковного историко-археологического комитета'

Музей Псковского церковного историко-археологического комитета Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
314
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музей Псковского церковного историко-археологического комитета»

^. §. ААедникова

Музей Псковского церковного историко-археологического комитета

Создание в Пскове церковного музея имело большое значение для культурной жизни Пскова начала XX в., сохранения его исторического наследия и связано с именем митрополита Арсения (Стадницкого) - одного из наиболее почитаемых архиепископов, а на Поместном соборе 1917 г. - кандидатов на патриарший престол. В его биографии были ректорство в Московской духовной академии, председательство в учебном комитете при Святейшем Синоде, работа в Государственном Совете; он был доктором церковной истории, духовным наставником и другом будущего патриарха Алексия (Симан-ского), под его началом в Московской духовной академии трудились В.О. Ключевский и Е.Е. Голубинский.

Главной целью деятельности этой могучей личности было стремление к усовершенствованию жизни церковной, общественной и человека. В его жизни отразились все драматические, а порой трагические события русской истории первой половины XX в. И не было проблемных тем в общественной и церковной жизни, которых он не пытался бы решать. В 2011 г. исполняется 75 лет со дня кончины митрополита Арсения, и в этом же году - 105 лет со дня создания Псковского церковного историко-археологический музея, открытого 9 августа 1906 г. по инициативе владыки (на тот момент епископа) Арсения (Стадницкого). Он возглавлял Псковскую епархию с 1903 по 1910 гг. Человек разносторонне образованный, он живо интересовался историей Пскова, видел и понимал, что предметы истории и духовной культуры бесследно исчезают, сожалел, что Псковская епархия, являясь одной из самых древних, не имеет собственного древлехранилища.

Медникова Татьяна Викторовна - ученый секретарь Псковского музея-заповедника.

Уже в самом начале своего пребывания в Пскове он обратился с предложением к духовенству: собрать воедино церковные предметы, вышедшие из обихода, но имеющие не преходящую историческую ценность. Почти три года продолжался процесс формирования музея. Когда же накопилось значительное количество предметов церковной истории, потребовалось особое помещение. Владыка принял решение устроить музей в одном из зданий подворья ПсковоПечерского монастыря. Оборудование музея, устройство экспозиции было поручено преподавателю богословия Псковской духовной семинарии Николаю Ильичу Серебрянскому. Уже в октябре 1906 г. «Псковские епархиальные ведомости» сообщали: «Обозреть музей можно ежедневно от 10 до часу (днём) и от 6 до 8 (вечером)». Для того, чтобы исследовать собранные предметы, составлять их научное описание и описание сохранности, грамотно заниматься пополнением коллекций музея, нужно было подобрать и организовать людей, которые смогли бы решать эти задачи. И владыка Арсений принял решение создать при музее церковный историко-археологический комитет - ПЦИАК, торжественное открытие которого состоялось 24 августа

1908 г. в здании Псковской духовной семинарии. На нём присутствовали известные учёные, преподаватели Санкт-Петербургской духовной академии: Иван Евсеевич Евсеев - историк церкви, богослов, специалист по истории переводов и изданий Библии; Василий Тимофеевич Георгиевский - исследователь творчества Дионисия, первооткрыватель его росписей в Ферапонтовом монастыре; Александр Иванович Яцимирский - учёный, славист, один из авторов словаря Брокгауза и Ефрона. Впоследствии все они были избраны почётными членами комитета, нередко присутствовали на его собраниях и при-

нимали деятельное участие в жизни музея. Примечательно, что начиная со второй половины XIX в. все более прочными становятся культурные и научные связи Пскова и Петербурга, а Псков оказывается в сфере научных интересов ученых Санкт-Петербургской духовной академии и Санкт-Петербургского университета. Многие выпускники университета или академии после окончания учёбы работали в Пскове и были причастны к созданию церковного музея.

При открытии комитета владыка Арсений произнёс речь, в которой говорил об особенном историческом значении Пскова, назвав наш город «дорогой реликвией». Впервые прозвучало из его уст применительно к Пскову и определение «город-музей». До открытия комитета музей имел характер частного древлехранилища, с открытием же комитета он перешёл в его ведение, и с этого времени деятельность их была неразрывной. Почётным председателем комитета являлся владыка Арсений. Делами комитета ведал совет под председательством В.Д. Смире-чанского, секретарём был избран Александр Сергеевич Ляпустин, хранителем музея и редактором изданий - Николай Ильич Серебрянский - автор монографии по истории псковского монашества. Действительным членом комитета был избран и ректор Тульской духовной семинарии архимандрит Алексий, будущий патриарх Алексий I (Си-манский). В сан архимандрита он был возведён 18 сентября 1906 г. в псковском Троицком соборе. Владыкой был разработан Устав комитета, утверждённый Святейшим Синодом в декабре 1908 г. В Уставе определялись цели и задачи комитета и музея: собирать и хранить «...письменные и вещественные памятники местной старины, а также наиболее оригинальные произведения местного народного иконописания, заботиться о приобретении фотографических снимков с древних памятников, которые, как предметы, пользующиеся благоговейным почитанием, не могут быть приобретены в музей, снимков с храмов Псковской епархии (по возможности всех), а также планов церквей». Ставились и просветительские задачи: «заботиться о распространении в местном обществе, и особенно среди духовенства, историко-археоло-

гических сведений и о возбуждении интереса к ним». Владыка Арсений вменял в обязанности клириков ведение церковных летописей. В ближайших задачах комитета была подготовка к участию во Всероссийском археологическом съезде в 1911 г. в Новгороде Великом.

Собранные предметы изучались. Н. И. Серебрянским было составлено научное описание рукописей, поступивших в музей в течение 1908 - 1909 гг. Результатом научной деятельности комитета стал 1-й том трудов «Псковская старина», оставшийся единственным. Помимо научных статей в нем содержатся и журналы собраний с августа 1908 по январь 1910 гг., в которых много места отводилось музею и формированию его коллекций. Впоследствии журналы или протоколы собраний публиковались в «Псковских епархиальных ведомостях».

Денежные средства комитета складывались из взносов действительных членов, поступлений от епархиального свечного завода, Кирилло-Мефодиевского братства, наместников Псково-Печерского монастыря и Никандровой пустыни и, конечно, от владыки Арсения, который жертвовал свои средства как на нужды музея, так и на покупку и издание книг. На 1 января 1910 г. сумма средств комитета составила 808 руб. 17 коп. К этому же времени в фондах музея имелось 300 различных предметов, полученных в основном в виде пожертвований, а в библиотеке насчитывалось 168 книг и брошюр по истории и археологии Псковского края. Приобретались некоторые предметы и на собственные средства: так, например, за 30 руб. был куплен у купца-старообрядца П.А.Никифорова рукописный богослужебный Устав XVI в.; отдельные книги и предметы выписывались из храмов Псковской епархии. Но, к сожалению, часть духовенства епархии с опасением относилась к деятельности комитета, и даже с ненужными церковными вещами расставалась неохотно.

О находившихся на хранении в музее ценностях наиболее полное представление дают «Каталог музея Псковского церковноархеологического комитета» и «Описание музея ПЦИАК», составленное Василием Дмитриевичем Грацилевским. Предполо-

жительно, что в качестве аналога В.Д. Гра-цилевский использовал описание музея Санкт-Петербургской духовной академии, сделанное профессором Н.В. Покровским. Н.В. Покровский был знаком с вещами музея ПЦИАК, свидетельством чему являются опубликованные в журнале «Светильник» «Заметки по истории псковской старины». Он особо выделял и приводил подробные описания трёх предметов из фондов церковного музея, которые, с его точки зрения, наиболее значимы и ценны: хорос, резное изображение святителя Николая и царские врата из Снетогорского монастыря. В каталоге музея 1914 г. значатся уже более 500 единиц хранения - предметов не только церковной принадлежности, но и вполне светских, в частности братина, зуб мамонта, старинный боевой топор, медали, русские, западноевропейские и восточные монеты, даже автограф стихотворения А.С. Пушкина «Булгарин наш поляк природный». Все они названы «предметами древности разного рода». Каталог и описание музея являются важным документом, свидетельствующим не только о богатствах музея, но и дающим сведения о том, что из его собрания дошло до нашего времени. Описание музея составлено по видам хранимых материалов: книги, документы (в том числе рукописные), антиминсы, иконы, медные кресты, кадила, паникадила, потиры, подсвечники, древние монеты, полихромная деревянная скульптура и даже одна надгробная известняковая плита XVI в. с тёмно-зелёной поливой.

Важной была роль членов церковного комитета в деле сохранения и реставрации отдельных памятников, не входивших в фонды музея: в частности чудотворной иконы Успения Богоматери Псково-Печерского монастыря (XVI в.). В ответ на обращение настоятеля монастыря архимандрита Никодима о «восстановлении и поддержке живописи» иконы, члены комитета приняли соответствующее решение, а владыка Арсений наложил резолюцию: ходатайствовать перед Императорской археологической комиссией о приезде в монастырь опытного иконопис-ца-реставратора. Иконописный комитет поручил выполнить эту работу известному московскому иконописцу Михаилу Иосифовичу Чирикову.

Много труда вложили члены комитета в сохранение архива Консистории, который хранился на Снятной горе в неприспособленном помещении придела храма Рождества Богородицы. В нём находились документы XVIII - XIX вв., среди которых были журналы духовных правлений, клировые и исповедные ведомости, метрические книги, начиная с 1725 г. В 1909 г. комиссия от комитета в лице А.С. Ляпустина и С.С. Покровского занималась приведением архива в порядок и составлением описей, «Отчёт о ходе занятий в консисторском архиве» содержится в «Журналах заседаний комитета» (№ 5 от 2 августа

1909 г.).

В связи с изменением социально-политической жизни в России после 1917 г. фонды церковного музея были объединены с фондами музея ПАО. В январе 1919 г. музей в Пскове получил от советского государства охранное свидетельство, в котором значилось, что его фонды приняты на учёт Петроградским областным музейным отделом, находятся под его охраной и не подлежат перемещению. Псковский музей стал государственным краеведческим музеем. В годы Великой Отечественной войны оккупированный на три года Псков, его архитектурные памятники и музейные коллекции сильно пострадали. Многое было вывезено оккупантами в Германию, и возвращалось оно постепенно в послевоенное время.

Сохранилась две книги поступлений в музей 1937 г.: 1-я - фиксирует записи под №№ 1 - 1044, 2-я - под №№ 2 690 - 4094. В них отмечено, что поступило в краеведческий музей из бывшего музея ПЦИАК и что было оправлено в эвакуацию 1 июля 1941 г. Эти книги сами являются музейными экспонатами и связывают два периода в жизни музея: довоенный и послевоенный. В настоящее время сохранившаяся часть предметов музея ПЦИАК, как и полагается, распределена по видам материалов. Рукописная часть собрания находится в Древлехранилище в одноименном фонде, а все, принадлежавшее когда-то церковному музею, фиксирует «Каталог славяно-русских рукописей Псковского музея-заповедника», составленный Н. П. Осиповой и изданный в 1991 г. Поскольку при создании Древлехранилища Л. А. Творо-

гов использовал топографический принцип хранения, то немногочисленная часть книг и рукописей из бывшего церковного музея оказалась в других фондах (об этом свидетельствуют книги с пометами ПЦИАК). Предметы церковного обихода, как то кресты, оклады икон, детали окладов Евангелий, потиры, дискосы, звездицы хранятся в фонде драгоценных металлов и камней. В 2006 г. музей организовал открытое хранение фонда драгоценных металлов в специально оборудованном помещении фондохранилища и тройной системой защиты. Небольшое число предметов находится в экспозиции «Русского художественного серебра XVI - XIX вв.».

Особенно значимым предметом из бывшего собрания церковного музея является бронзовый хорос, описание которого сделали Н.В. Покровский и В.Д. Грацилевского, сообщившие (что очень важно) и источник поступления: хорос был найден в разобранном виде одним крестьянином на берегу Черно-зерского озера в Островском уезде Псковской губернии в 1912 г. во время покоса. Датированный XVI в., хорос в 1944 г. был вывезен оккупантами и репатриирован после Великой Отечественной войны, но со значительными утратами. В настоящее время хорос помещён в исторической экспозиции музея.

Из прежнего собрания икон церковного музея до настоящего времени дошло немногое. Прежде всего, это икона с изображением Антония Римлянина - подписная, мастера Семёна Никитина, датированная 1680 г. Икона происходит из Никандровой пустыни,

откуда в начале XX в. она была передана наместником в музей ПЦИАК.

Синод предписывал заменять обветшавшие древние образцы на произведения академической живописи, некоторые образы могли быть признаны неканоническими. Примером тому может служить икона Христофора конца XVII в.( В 1722 г. Синод запретил изображение Христофора с пёсьей головой).

Были в собрании музея ПЦИАК и деревянные резные изображения святителя Николая, одно из которых в настоящее время находится в фондах. На оборотной стороне написано «.в лето (7048) 1540 привезён сей образ в Псков повелением новгородского архиепископа Макария .».

Сведения о музее и деятельности церковного комитета содержатся в различных печатных изданиях, в основном дореволюционных. История же создания музея ПЦИ-АК полноценно не изучалась, причиной чего стали социально-политические изменения в общественной жизни, повлёкшие за собой национализацию фондов церковного музея, а в годы Великой Отечественной войны многое было утрачено. Начиная с 1993 г. Государственной комиссией ведётся работа по реституции культурных ценностей: изданы

для этого специальные каталоги (в том числе двухтомник по Псковскому музею). Сохраняется надежда, что поиски утраченных предметов будут продолжены, будут найдены (хотя бы частично) и возвращены в музей предметы, ранее принадлежавшие музею ПЦИАК.

Источники

Митрополит Арсений (Стадницкий). Дневник. Т. I. М. 2006.

Каталог музея Псковского церковно-археологического комитета. Псков,1914. Грацилевский В.Д. Описание музея ПЦИАК. Псков, 1914.

Псковская старина. Т. I. Псков, 1910.

Светильник. 1914. № 5-6.

Арсений (Стадницкий). (1862-1936)

Экспозиция музея Псковского церковного историко-археологического комитета.

Святитель Николай. Полихромная деревянная скульптура XVI в.

Св. Христофор с пёсьей головой. Икона XVIII в.

«Золотая кладовая» (открытое хранилище драгоценных металлов и камней).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.