Научная статья на тему 'Музей одного романа (к 180-летию «Капитанской дочки» А. С. Пушкина)'

Музей одного романа (к 180-летию «Капитанской дочки» А. С. Пушкина) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
570
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ МУЗЕИ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ / ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ / ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бекасова Елена Николаевна

В статье рассматривается значимость творчества А. С. Пушкина для существования русской культуры и сохранения российского образовательного пространства. Данные проведенного автором статьи психолингвистического эксперимента доказывают, что значимость личности и творчества А. С. Пушкина представляет беспрецедентный феномен гражданского общества, русской культуры и ментальности, который сохраняется в том числе и в оценке современной молодежи. В связи с этим в статье проводится мысль о необходимости просвещенческой деятельности, базовым элементом которой должно стать изучение творчества А. С. Пушкина в том направлении, которое способствовало не только становлению русской культуры и литературы, но и созреванию России и проработке «в новом направляющем свете» целых поколений. Особое внимание уделяется последнему значительному художественному произведению А. С. Пушкина роману «Капитанская дочка». Определяются основополагающие факторы эволюции творчества А. С. Пушкина, приведшие к появлению «Капитанской дочки», и некоторые обстоятельства поездки поэта в Оренбург. Указывается направления изучения «Капитанской дочки» на опыте созданного в Оренбургской области на базе Оренбургского государственного аграрного университета Историко-литературного музея «Капитанская дочка», в котором соединились возможности музейного дела с просвещенческой деятельностью и распространением знаний и расширением научных исследований в сфере феномена русской ментальности, связанного с именем А. С. Пушкина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF MOTHERLAND IN MODERN SLOVAK AND URALS POETRY

The authors make a comparative analysis of modern Slovak and Urals poetry. The methodological base of the research is the idea of comparative literary criticism, theory of special literary communities of Slovak scientist Dionis Durishin and current trends as ecoliterature and ecocritics. The factors that stipulate internal communication of the Ural and Slovak literatures specified such as the similarity of natural landscapes and features of the structure of everyday life associated with mining, historical factors and linguistic proximity, as well as the transfer function of the cultural characteristic of both regions. The examples of Slovak and Ural authors' poetry revealed. Severe historical woes of both Slovakia and Russia, growing trend in mass culture towards standardization and depersonalization cause a reverse process identification of a person with his place, his native land as the maternal origin. The common is feeling of inseparably linkage with the native land, the search for non-ideological values in the situation of post-Soviet development, as well as existential concerns. Some differences between these poetries found. The image of the world in verse of Slovak authors is more harmonious, tending to the idyllic, protected by God, Saints Cyril and Methodius. Poetry of Ural authors is more dramatic, peering into the heavenly hierarchy and the depth of the soul is associated with pain, suffering, aspiration to express the past, the most important words.

Текст научной работы на тему «Музей одного романа (к 180-летию «Капитанской дочки» А. С. Пушкина)»

УДК 821Л61.1-31ЩПушкин А. С..):069 ББК Ш33(2Рос=Рус)5 -8,444+Ч918

ГСНТИ 17.01.13

Код ВАК 10.01.01

Е. Н. Бекасова

Оренбург, Россия

МУЗЕЙ ОДНОГО РОМАНА

(К 180-летию «Капитанской дочки» А. С. Пушкина)1

Аннотация. В статье рассматривается значимость творчества А. С. Пушкина для существования русской культуры и сохранения российского образовательного пространства. Данные проведенного автором статьи психолингвистического эксперимента доказывают, что значимость личности и творчества А. С. Пушкина представляет беспрецедентный феномен гражданского общества, русской культуры и ментальности, который сохраняется в том числе и в оценке современной молодежи. В связи с этим в статье проводится мысль о необходимости просвещенческой деятельности, базовым элементом которой должно стать изучение творчества А. С. Пушкина в том направлении, которое способствовало не только становлению русской культуры и литературы, но и созреванию России и проработке «в новом направляющем свете» целых поколений. Особое внимание уделяется последнему значительному художественному произведению А. С. Пушкина — роману «Капитанская дочка». Определяются основополагающие факторы эволюции творчества А. С. Пушкина, приведшие к появлению «Капитанской дочки», и некоторые обстоятельства поездки поэта в Оренбург. Указывается направления изучения «Капитанской дочки» на опыте созданного в Оренбургской области на базе Оренбургского государственного аграрного университета Историко-литературного музея «Капитанская дочка», в котором соединились возможности музейного дела с просвещенческой деятельностью и распространением знаний и расширением научных исследований в сфере феномена русской ментальности, связанного с именем А. С. Пушкина.

Ключевые слова: русская культура, музейная деятельность, историко-литературные музеи, музейная педагогика, русская литература, русские писатели, исторические романы, литературное творчество.

E. N. Bekasova

Orenburg, Russia

ONE NOVEL MUSEUM

(180th ANNIVERSARY OF «THE CAPTAIN'S DAUGHTER» BY A. S. PUSHKIN)

Abstract. The article depicts the value of Pushkin's oeuvre for Russian culture and for the preservation of Russian educational space. All the data of author's psycholinguistic experiment proves that the significance of Pushkin's personality and oeuvre is a unprecedented phenomenon of civil society, Russian culture and way of thinking which is also preserved in modern youth's evaluations. Hence, the article sheds light upon the necessity of educational activities where the base element is the study of Pushkin's works. The special attention is paid to his last significant novel — «The Captain's Daughter». The fundamental factors of evolution of Pushkin's oeuvre that brought him to the creation of the novel are determined. Using the experience of Historical and literary museum of «The Captain's Daughter» the possibilities to widen the ways of studying the novel are shown.

Keywords: Russian culture, museum activities, historical and literary museums, museum pedagogy, Russian literature, Russian writers, historical novels, literary oeuvre.

Уважение к минувшему — вот черта, отделяющая образованность от дикости2

А. С. Пушкин

После десятилетий нашей специфически российской игры в «Весь мир разрушим»», перманентно перетекающей в «до основанья» и в разрушения революционных «А затем» — ведь «ломать — не строить», наступают времена, когда надо подумать, причем опираясь на опыт и достижения тысячелетней русской истории и тех, кто смог и может осветить «тёмную дорогу нашу новым направляющим светом» [Достоевский 1958: 442]. Великих и достойных в нашей истории немало, но среди них только одно имя А. С. Пушкина, как справедливо утверждает В. В. Розанов, «пробудило вокруг себя у нас столько духовного и даже физического движе-

1 Материал публикуется в рамках проекта «"Веселое имя: Пушкин": фестиваль с элементами научной школы», грант ФЦП «Русский язык — 2016-2020», соглашение № 16.W18.25.0007.

2 Пушкин А. С. Наброски статьи о русской литературе // Полное собрание сочинений. Т. 7. Критика и публицистика. Л.: Изд-во «наука», Ленинградское отделение, 1978. С. 155.

ния», поскольку «сила духовного средоточия русского общества вся и вырастает из того, что оно сумело стать воочию для всех и для всех признанным святым местом» [Розанов 1899].

Отзывы на имя Пушкин до сих пор сильны в нашем обществе, и до сих пор при его имени не только «тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте», о русской культуре, о русском языке, России, родине, величии, душе, красоте, любви, дружбе, свободе, достоинстве, благородстве, мудрости, но и других чувствах — теплых, радостных и светлых. Среди них — воспоминания о самых лучших и важных днях своего детства, наполненных ощущением родного, прекрасного, воздушного, пушистого, кудрявого, мягкого, сияющего, чудесного, нежного, волшебного... и прежде всего теплоты и уюта родного дома, где семья, родные и близкие, мама и папа, бабушка со сказками Пушкина в зимние вечера.

Попытки выразить то, что стоит за именем Пушкина, приводят к утверждению того, что составляет жизнь и смысл жизни человека, его высоких чувств, дум и творений... Пророчество Пушкина, как всегда сбылось: его имя живет в сердцах, которые отзываются на «чувства добрые». Это вселяет и надежду на наше будущее: следуя логике

русского философа В. В. Розанова, «было бы ошибочно думать, что какой-нибудь народ может достигнуть сколько-нибудь значительной старости, т.е. долговечности, не имея чего-нибудь, что согревало бы его в веках и, наконец, в тысячелетиях» [Розанов 1900], мы можем с полным правом утверждать, что Россия имеет согревающее в веках пушкинское имя. И без Пушкина у России нет ни образования, ни просвещения, и даже — будущего, залогом которого по-прежнему является его творчество как бы растворенное «в русской культуре последних полутора веков» [Колесов 1999: 60].

Сам А. С. Пушкин в последние годы своей жизни напряженно размышлял о том, «чему свидетелем мы были!» [Пушкин 1994: 534]; тщательно изучал, «архивы роя» [Пушкин 1994: 540], родословную свою и своих героев; выспрашивал еще живых очевидцев «древней старины», осмысливал судьбы России в контексте всемирной истории, анализировал болезни современного общества с определением причин и симптомов. Поэт стремительно становился историком, которому его творческое прозрение, умение сгущать типическое, вся его гениальная «всемирность и всечеловечность» (Ф. М. Достоевский) позволяли проведать глубже и дальше — до уровня пророческого, без сознательного и бессознательного фальсифицирования факто-писцев. Жгучий интерес к прошлому, где сплелись и темные, и славные страницы, становится главным делом Пушкина и тем, что может удержать человека и человечество от дикости, которое достаточно отчетливо проявляется в явлении «толпы людей тёмных с позорными своими сказаниями» [Пушкин 1994: 178]. Для Пушкина важным становится значимость минувшего и отношение к нему отдельного человека и общества в целом — от гордости «славою своих предков», «любви к отеческим гробам» до «невежественного презрения ко всему прошедшему, слабоумного изумления перед своим веком, слепого пристрастия к новизне, частых поверхностных сведений, наобум приноровленных ко всему» [Пушкин 1978, т. 7: 327]. Итогом становится красноречивый диагноз — «дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего, пресмыкаясь пред одним настоящим» [Пушкин 1978, т. 7: 215].

Для Пушкина прошлое не только то, что оживляется настоящим, помогает его понять, поверить в будущее, извлечь уроки, остеречься ошибок, но и то, что позволяет найти ответы на многие сегодняшние вопросы. Нам кажется, что эти вопросы отличались у Пушкина от «проклятых» русских «Кто виноват?» и «Что делать?», поскольку они типично заводят ситуацию в позицию разрешения только через всеразрушение. Думается, что Пушкин руководствовался чисто научными вопросами, которые с блеском сформулировал И. А. Бодуэн де Кур-тенэ: «развитие науки (другое дело — проповеди и мечты идеалистических деятелей) состоит из вопросов «почему?» (а не «для чего?») и из ответов: «потому что» (а не «для того, чтобы») [Бодуэн де Куртенэ 1963: 59]. Именно так писалась «История Пугачёва» и вершина Пушкинской прозы «Капитанская дочка», последнее его осмысление всех — без исключения —

проблем русского общества, которые в той или иной степени в дальнейшем были проработаны русской литературой и наследниками которых являемся и мы.

Вступление на историческое поприще не означало для Пушкина разъятия истории сухим анализом логических причин и следствий: провиденье Поэта нередко оказывалось выше поверенной алгеброй гармонии. Поэтому для него были так важны рассказы и воспоминания очевидцев, не исключая анекдотов и «врак» — живых и колоритных устных рассказов, где быль перемешивалась с вымыслом, но суть передавалась в ее концентрированном виде. И архивы, и печатные источники, где сплетались противоречия, преувеличения и иногда совершенная ложь, Пушкин тоже проверял собственными впечатлениями, поэтому он едет в Оренбург: «Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикою» [Пушкин 1978, т. 8: с. 274-275].

Несколько дней, проведенных Пушкиным в Оренбуржье, в свою очередь стали предметом исследования многочисленных историков, литературоведов и краеведов [Оренбургская пушкинская энциклопедия 1997; Дорофеев 1998; Зобов 1999; Пушкин и Оренбургский край 2010; Савельзон 2002; Измайлов 2010; Четвёртые Измайловские чтения 2013]. В Оренбургском государственном музее хранится ряд документов, касающихся разных сторон пребывания А. С. Пушкина в Оренбурге [Государственный архив], а «Труды архивной комиссии» доносят воспоминания очевидцев о Пушкине — почти через те же полвека, как в свое время в Берде (современный поселок Бёрды) слушал поэт рассказы старух и стариков о мужицком царе [Труды ... 1880].

Результатом осмысления истории Пугачёва, собственных размышлений о судьбах родины и народа, творческой переработки живых воспоминаний и фольклорной памяти стало «решительно лучшее произведение» (Н. В. Гоголь), в котором Пушкин выразил «всё своё знание, все свои художественные убеждения» (В. А. Соллогуб) - «Капитанская дочка».

День рождения «Капитанской дочки» четко означен Издателем важнейшей для Пушкина датой — 19 Окт. 1836 г. [Пушкин 1836: 215], хотя вынашивался самый лаконичный в русской литературе роман с начала 1832 года, с многочисленными изменениями планов, образов и контуров событий [Гиллельсон 1997: 10-60]. 11 ноября роман прошел цензуру и вышел в свет 22 декабря 1836 г. в 4 номере «Современника». До гибели автора осталось чуть больше месяца.

Без преувеличения можно утверждать, что «Капитанская дочка» — самое сложное произведение не только Пушкина, но и всей русской литературы, которое по-разному оценивалось критикой, но, несомненно, отозвалось в творчестве всех русских писателей. «Прелесть нагой простоты» со многими сыграла злую шутку: «наивные» записки Пет-руши стали средоточием бессмертного качества Пушкинского гения, отмеченного Н. В. Гоголем — «в каждом слове бездна пространства; каждое слово

необъятно, как поэт» [Гоголь 1994: 264]. «Капитанская дочка» на протяжении всей своей 180-летней жизни постепенно открывает нам свою живителную силу, заложенную в нее Пушкиным.

Однако не случайно то, что молодые люди среди Пушкинского наследия наиболее значимым считают «Капитанскую дочку». Для оренбургских школьников и студентов в этом проявляется понимание не только того, что именно здесь в какой-то степени укреплялся и проявлялся замысел романа, но и того, как удачно сложились судьбы и события на оренбургской земле.

В 1998-1999 гг. на Красной горе вблизи поселка Саракташ проходили съемки художественного фильма «Русский бунт» по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Белогорская крепость великолепно вписалась в типичный для Оренбуржья пейзаж Красной горы, и после съемок здесь остались декорации: убогие домишки, покосившийся забор, церквушка, пушки — хозяйство капитана Миронова. Почти 10 лет прошло в вопросах что делать с нежданным наследием, пока ректор Оренбургского государственного аграрного университета С. А. Соловьёв не поддержал идею создания на этой земле университетской базы отдыха и университетского учебного центра, основой которого должны были стать экспонаты историко-этнографического музея кафедры истории Отечества ОГАУ. В результате 6 июня 2009 года, в день рождения А. С. Пушкина, был торжественно открыт Историко-литературный музей «Капитанская дочка».

Самодеятельный музей одного произведения является одним из уникальных музеев не только нашей страны. За восемь лет своего существования он достаточно громко заявил о себе на оренбургской земле: в 2011 г. и 2012 г. были открыты его филиалы в селах Татищево и Черноречье, которые А.С. Пушкин дважды проезжал по пути следования в Оренбург и из Оренбурга. Были проведены 8 конференций, более половины которых получили Международный статус. Они запомнились участникам, студентам и преподавателям необыкновенно красочными торжествами — с хороводами, песнями, танцами; костюмами народов, населяющих Оренбуржье; историческими раритетами, одеванием гостей в старинные наряды, чтением на разных языках «Капитанской дочки» из богатейшей коллекции музея (более 40 переводов) и фотографиями на память всех действующих лиц необыкновенного историко-этнографического, литературно-культурного действа. Празднование Дня рождения великого поэта сочетается с научно-практической частью конференции, где уже сложился союз российских ученых — историков, лингвистов, литературоведов, географов, философов, этнографов (более подробно см. [Повесть А. С. Пушкина 2012; Портретная галерея 2013; А. С. Пушкин — первый исследователь 2014; «Капитанская дочка» как историко-культурный феномен 2016]. Во многом разносторонность мероприятий основывается на неуемной энергии главного устроителя музея — заведующей кафедрой истории Отечества ОГАУ, доктора исторических наук, профессора А. В. Федоровой, кото-

рая за создание историко-литературного музея «Капитанская дочка» в 2013 г. была удостоена звания лауреата премии губернатора Оренбургской области в сфере науки и техники. Именно профессор А. В. Федорова расцвечивает мероприятия музея различными творческими и реальными находками. Благодаря ее стараниям на главное событие музейной деятельности — 6 июня — приезжают гости из Японии, США, Германии, Индии, Финляндии и других стран, которые не являются случайными людьми на этом пушкинском празднике. Это люди, знающие русский язык, любящие русскую культуру и стремящиеся понять феномен русской культуры в творчестве А. С. Пушкина, а также открывающие нам новые страницы понимания «нашего все» со стороны. Именно они во многом подтверждают значимость «всемирности и всечеловечности» нашего национального поэта.

Особая значимость музея «Капитанской дочки» не только в привлечении внимания оренбургской и российской общественности к оценке весьма важного для общественной и литературной жизни произведения, но и в ведении широкой просветительской и популяризаторской деятельности. Осмысление «русского бунта» и в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка», и через призму русской истории выводит музей одного произведения из границ чисто литературного произведения и повышает его значение в воспитании молодежи.

Музей имеет достаточно весомую экспозицию — более 300 единиц хранения, позволяющую ему стать центром для создания соответствующих филиалов при Оренбургских образовательных учреждениях. Активное пополнение экспозиции привело к тому, что музею стало тесно в специально построенной для него русской избе на Красной горе. Особо следует подчеркнуть, что экспозиция создана исключительно за счет подарков и сделанных собственноручно предметов, в той или иной степени связанных с эпохой русского бунта или создания произведения, и рассказывает о Пушкине как о ключевой фигуре «золотого века» русской культуры. Представленные экспонаты создают историко-литературный и мемориальный контекст пушкинской эпохи, а образный материал персонажей «Капитанской дочки» и глубокое осмысление судьбы народов России на фоне больших исторических событий придают экспозиции энциклопедическое значение. Все это значительно повышает культурно-просветительский потенциал данного учреждения. Редкие книжные издания, мемориальные предметы и бытовые вещи (мебель, предметы декоративно-прикладного искусства) обогащают историко-литературный ряд яркими, живыми подробностями и вместе с тем показывают «человеческий» потенциал Оренбуржья через историко-культурную память трех веков [Бекасова 2015].

Музей одного романа неуклонно занимается важной для такого рода учреждений деятельностью — собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников материальной и духовной культуры, которая соединяется с широкой культурно-просветительской работой. Просветительский акцент является одним из важ-

нейших в деятельности музея. На этом сосредоточенно не только возрождение традиций народов, заселявших Оренбургский край, но и создание собственных традиций, неуклонно соблюдаемых и вновь прирастаемых (научная студенческая и преподавательская конференции вузов Оренбуржья, интересный гость, хоровое пение, костюмированное театрализованное действие, памятное фотографирование и др.). Совместное духовное действо обогащает и сплачивает разные поколения и нации, объединенные великим символом достижений русской культуры и истории.

Безусловно, музей «Капитанской дочки» восполняет тот пробел духовной, музейной и просвещенческой жизни Оренбургской области как российской провинции, приобщая ее к общенациональным и общечеловеческим ценностям. Определенная удаленность от г. Оренбурга подчеркивает уникальность музея, вписанного в декорации XVIII в. и природного «интерьера» Оренбуржья. Однако это в то же время является «слабостью» музея, открытого и доступного для оренбуржцев и гостей нашего края считанные дни. Учитывая важность деятельности музея, сопряженной с одной из глобальных для российской государственности, культуры, литературы и просвещения проблемы, поднятой в гениальном произведении великого А. С. Пушкина, основная экспозиция музея могла бы быть открыта для общественного доступа в г. Оренбурге, и смогла бы восполнить таким образом лакуну разнообразия музеев Оренбуржья.

Следует отметить, что значимость деятельности Историко-литературного музея отмечена и сотрудниками профессиональных музеев. В частности, в 2010 г. в Оренбурге работал Международный съезд пушкинских музеев, в котором приняли участие 11 музеев, сотрудники которых высоко оценили подвижническую деятельность музея одного романа. В 2014 г. экспозиция переводов «Капитанской дочки» была представлена в историко-литературном музее-заповеднике А. С. Пушкина «Захарово-Вязёмы» в г. Одинцово Московской области. В течение лета 2016 г. данная выставка экспонировалась в Государственном литературно-мемориальном и природном музее-заповеднике А. С. Пушкина «Бол-дино» [Пушкин, Россия, Оренбург 2016: 27-28].

Особо следует подчеркнуть, что вся всесторонняя деятельность музея основана на энтузиазме его основателя и бессменного руководителя А. В. Федоровой и членов кафедры истории Отечества ОГАУ. Именно благодаря большой культурно-просветительской деятельности о музее знают в России и даже за ее пределами, при этом высоко оценивают уникальность и оригинальность данного учреждения, которое постепенно становится своеобразным «брендом» Оренбуржья. При этом восьмилетний юбилей музея одного романа — не только свидетельство многомерности самого романа «Капитанская дочка», но и доказательство того, что в любые времена можно поддерживать дух просвещения и беречь честь смолоду, не забывая о славных и темных страницах истории.

ЛИТЕРАТУРА

А. С. Пушкин — первый исследователь Пугачёвского бунта (к 240-летию начала восстания 1773-1775 гг. и 180-

летию посещения А. С. Пушкиным Оренбургского края). Пятые международные научные Пушкинские чтения: сб. статей / под ред. А. В. Федоровой. — Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2014. — С. 95-104.

Бекасова Е. Н. «Неложная и беспристрастная» домашняя история П. И. Рычкова // Город Оренбург: прошлое, настоящее, будущее: материалы международной научно-практической конференции, посвящённой 270-летию основания города Оренбурга и 250-летию Оренбургской губернии / под ред. А. В. Федоровой. — Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2015. — С. 125-130.

Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию. Т. 1. — М.: Изд-во АН СССР, 1963.

ГиллельсонМ. И., Мушина И. Б. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Комментарий. Пособие для учителя. — Л.: Просвещение, 1997.

Гоголь Н. В. Несколько слов о Пушкине // Собрание сочинений. Т. 7. Юношеские опыты. — М.: Русская книга, 1994. — С. 260-265.

Государственный архив Оренбургской области. Документы (рапорты, формулярные списки, клятвенное обещание) о службе доктора медицины, чиновника особых поручений В. И. Даля (4 мая 1833 г. — 3 апреля 1834 г., Ф. 6. Оп. 5. Д. 10651); Письмо оренбургского военного губернатора В. А. Перовского нижегородскому военному губернатору М. П. Бутурлину об отбытии А. С. Пушкина в родовое имение в Нижегородскую губернию (24 октября 1833 г., Ф. 6. Оп. 18. Д. 89 а. Л. 3); Документы (доклады, письма, отношения) о подготовке празднования в г. Оренбурге 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина (1 мая 1871 г. — 4 января 1874 г. Ф. 41., Оп. 1. Д. 1225).

Дорофеев В. В. Оренбург пушкинский. — Оренбург: Оренбург. кн. изд-во, 1998.

Достоевский Ф. М. Пушкин. Очерк. Произнесено 8 июня в Заседании Общества любителей российской словесности // Собрание сочинений в десяти томах. Т. 10. Произведения 1879-1880 гг. — М.: ГИХЛ, 1958. — С. 442-462.

Зобов Ю. С. Я по совести исполнил долг историка // Альманах «Гостиный двор». — 1996. — № 6. — С. 9-27.

Измайлов Н. В. Пушкин в Оренбургском крае // Вечерний Оренбург. — 2010. — № 23. — Режим доступа: http://www.vecherniyorenburg.ru/cat753/show13391/ (дата обращения: 11.09.2016).

«Капитанская дочка» как историко-культурный феномен. Шестые и Седьмые международные научные Пушкинские чтения / под ред. А. В. Федоровой. — Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2016.

Колесов В. В. Слово и Дело Александра Пушкина // «Жизнь происходит от слова.». Вып. 2. Язык и время. — СПб.: «Златоуст», 1999. — С. 60-78.

Оренбургская пушкинская энциклопедия. — Оренбург: ДиМур, 1997.

Портретная галерея повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»: Четвёртые научные чтения: сб. статей / под ред. А.В. Федоровой. — Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2013.

Пушкин А. С. Капитанская дочка // Современник. — 1836. — № 4. — С. 42-215.

Пушкин А. С. Наброски статьи о русской литературе // Полное собрание сочинений в десяти томах. Т. 7. Критика и публицистика. — Л.: Изд-во «Наука», Ленинградское отделение, 1978. — С. 155-156.

Пушкин А. С. Об «Истории Пугачевского бунта» (Разбор статьи, напечатанной в «Сыне Отечества», в январе 1835 г.) // Полное собрание сочинений в десяти томах. Т. 8. Автобиографическая и историческая проза. История Пугачёва. Записки Моро де Брозе. — Л.: Изд-во «Наука», Ленинградское отделение, 1978. — С. 263-330.

Пушкин А. С. Собрание сочинений в пяти томах. Т. V. Автобиографическая проза. Отрывки, афоризмы. Критика и публицистика. Исторические сочинения. — СПб.: Библиополис, 1994.

Пушкин и Оренбургский край: Документы. Записи. Письма. Воспоминания. Исследования: учеб. пособие и хрестоматия для студентов филологического факультета / МО РФ, ОГПУ; сост., предисл., коммент. А. Г. Прокофьева; ред. В. Г. Ивашина. — Оренбург: ОГПУ, 2000.

Пушкин, Россия, Оренбург: движение во времени. Восьмые международные научные Пушкинские чтения, посвященные 180-летию издания повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Программа (1-3 октября 2016 г.). — Оренбург: ИЦ ОГАУ, 2016.

Розанов В. В. А. С. Пушкин. — Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/rus-Rozanov/5.htm (дата обращения 11.09.2016).

Савельзон В. Л. Пушкин и Оренбуржье: Над страницами «Капитанской дочки» и «Истории Пугачева». — Оренбург: ИПК «Южный Урал», 2002.

Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Выпуск VI. — Оренбург: Типо-литография И.И. Евфи-мовскаго-Мировицкаго, 1880. — С. 209-237.

Четвёртые Измайловские чтения, посвященные 180-летию поездки А. С. Пушкина в Оренбург. Международная научно-практическая конференция. Оренбург, 2628 сентября 2013 г.: сб. статей / Мин-во образования и науки Ром. Федерации; ФГБОУ ВПО «Оренбургский гос. пед. ун-т». — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2013.

REFERENCES

A. S. Pushkin — pervyy issledovatel' Pugachevskogo bunta (k 240-letiyu nachala vosstaniya 1773-1775 gg. i 180-letiyu poseshcheniya A. S. Pushkinym Orenburgskogo kraya). Pyatye mezhdunarodnye nauchnye Pushkinskie chteniya: sb. statey / pod red. A. V. Fedorovoy. — Orenburg: Izdatel'skiy tsentr OGAU, 2014. — S. 95-104.

Bekasova E. N. «Nelozhnaya i bespristrastnaya» do-mashnyaya istoriya P. I. Rychkova // Gorod Orenburg: pro-shloe, nastoyashchee, budushchee: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 270-letiyu osnovaniya goroda Orenburga i 250-letiyu Oren-burgskoy gubernii / pod red. A. V. Fedorovoy. — Orenburg: Izdatel'skiy tsentr OGAU, 2015. — S. 125-130.

Boduen de Kurtene I. A. Izbrannye trudy po obshchemu yazykoznaniyu. T. 1. — M.: Izd-vo AN SSSR, 1963.

Gillel'son M. I., Mushina I. B. Povest' A. S. Pushkina «Kapitanskaya dochka» Kommentariy. Posobie dlya uchitelya. — L.: Prosveshchenie, 1997.

Gogol' N. V. Neskol'ko slov o Pushkine // Sobranie sochineniy. T. 7. Yunosheskie opyty. — M.: Russkaya kniga, 1994. — S. 260-265.

Gosudarstvennyy arkhiv Orenburgskoy oblasti. Do-kumenty (raporty, formulyarnye spiski, klyatvennoe obeshchanie) o sluzhbe doktora meditsiny, chinovnika osobykh porucheniy V. I. Dalya (4 maya 1833 g. — 3 aprelya 1834 g., F. 6. Op. 5. D. 10651); Pis'mo orenburgskogo voennogo gubernatora V. A. Perovskogo nizhegorodskomu voennomu gubernatoru M. P. Buturlinu ob otbytii A. S. Pushkina v rodovoe imenie v Nizhegorodskuyu guberniyu (24 oktyabrya 1833 g., F. 6. Op. 18. D. 89 a. L. 3); Dokumenty (doklady, pis'ma, otnosheniya) o podgotovke prazdnovaniya v g. Oren-burge 100-letiya so dnya rozhdeniya A. S. Pushkina (1 maya 1871 g. — 4 yanvarya 1874 g. F. 41., Op. 1. D. 1225).

Dorofeev V. V. Orenburg pushkinskiy. — Orenburg: Orenburg. kn. izd-vo, 1998.

Dostoevskiy F. MPushkin. Ocherk. Proizneseno 8 iyunya v Zasedanii Obshchestva lyubiteley rossiyskoy sloves-nosti // Sobranie sochineniy v desyati tomakh. T. 10. Proiz-vedeniya 1879-1880 gg. — M.: GIKhL, 1958. — S. 442-462.

Zobov Yu. S. Ya po sovesti ispolnil dolg istorika // Al'manakh «Gostinyy dvor». — 1996. — № 6. — S. 9-27.

Izmaylov N. V. Pushkin v Orenburgskom krae // Ve-cherniy Orenburg. — 2010. — № 23. — Rezhim dostupa: http://www.vecherniyorenburg.ru/cat753/show13391/ (data obrashcheniya: 11.09.2016).

«Kapitanskaya dochka» kak istoriko-kul'turnyy fenomen. Shestye i Sed'mye mezhdunarodnye nauchnye Pushkinskie chteniya / pod red. A. V. Fedorovoy. — Orenburg: Izdatel'skiy tsentr OGAU, 2016.

Kolesov V. V.Slovo i Delo Aleksandra Pushkina // «Zhizn' proiskhodit ot slova...». Vyp. 2. Yazyk i vremya. — SPb.: «Zlatoust», 1999. — S. 60-78.

Orenburgskaya pushkinskaya entsiklopediya. — Orenburg: DiMur, 1997.

Portretnaya galereya povesti A. S. Pushkina «Kapitanskaya dochka»: Chetvertye nauchnye chteniya: sb. statey / pod red. A. V. Fedorovoy. — Orenburg: Izdatel'skiy tsentr OGAU, 2013.

Pushkin A. S. Kapitanskaya dochka // Sovremennik. — 1836. — № 4. — S. 42-215.

Pushkin A. S. Nabroski stat'i o russkoy literature // Polnoe sobranie sochineniy v desyati tomakh. T. 7. Kritika i publitsistika. — L.: Izd-vo «Nauka», Leningradskoe otdelenie, 1978. — S. 155-156.

Pushkin A. S. Ob «Istorii Pugachevskogo bunta» (Razbor stat'i, napechatannoy v «Syne Otechestva», v yanvare 1835 g.) // Polnoe sobranie sochineniy v desyati tomakh. T. 8. Avtobiograficheskaya i istoricheskaya proza. Istoriya Pu-gacheva. Zapiski Moro de Broze. — L.: Izd-vo «Nauka», Leningradskoe otdelenie, 1978. — S. 263-330.

Pushkin A. S. Sobranie sochineniy v pyati tomakh. T. V. Avtobiograficheskaya proza. Otryvki, aforizmy. Kiitika i publitsistika. Istoricheskie sochineniya. — SPb.: Bibliopolis, 1994.

Pushkin i Orenburgskiy kray: Dokumenty. Zapisi. Pis'ma. Vospominaniya. Issledovaniya: ucheb. posobie i khrestomatiya dlya studentov filologicheskogo fakul'teta / MO RF, OGPU; sost., predisl., komment. A. G. Prokofeva; red. V. G. Ivashina. — Orenburg: OGPU, 2000.

Pushkin, Rossiya, Orenburg: dvizhenie vo vremeni. Vos'mye mezhdunarodnye nauchnye Pushkinskie chteniya, posvyashchennye 180-letiyu izdaniya povesti A. S. Pushkina «Kapitanskaya dochka». Programma (1-3 oktyabrya 2016 g.). — Orenburg: ITs OGAU, 2016.

Rozanov V. V. A. S. Pushkin. — Rezhim dostupa: http://www.bibliotekar.ru/rus-Rozanov/5.htm (data

obrashcheniya 11.09.2016).

Savel'zon V. L. Pushkin i Orenburzh'e: Nad stranitsami «Kapitanskoy dochki» i «Istorii Pugacheva». — Orenburg: IPK «Yuzhnyy Ural», 2002.

Trudy Orenburgskoy uchenoy arkhivnoy komissii. Vy-pusk VI. — Orenburg: Tipo-litografiya I.I. Evfimovskago-Mirovitskago, 1880. — S. 209-237.

Chetvertye Izmaylovskie chteniya, posvyashchennye 180-letiyu poezdki A. S. Pushkina v Orenburg. Mezhduna-rodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya. Orenburg, 26-28 sentyabrya 2013 g.: sb. statey / Min-vo obrazovaniya i nauki Rom. Federatsii; FGBOU VPO «Orenburgskiy gos. ped. un-t». — Orenburg: Izd-vo OGPU, 2013.

Данные об авторе

Елена Николаевна Бекасова — доктор филологических наук, профессор кафедры языкознания и методики преподавания русского языка, Оренбургский государственный педагогический университет (Оренбург). Адрес: 460000, Россия, г. Оренбург, ул. Советская, 19. E-mail: [email protected].

About the author

Elena Nikolaevna Bekasova is a Doctor of Philology, Professor of the Department of Linguistic and Methods of Teaching of Russian Language, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.