MUSEUM
УДК 659.1.01
ББК С555.425я73+У50-803.81я73
Е.А. Каверина
МУЗЕЙ КАК СУБЪЕКТ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ: ПРЕДЫСТОРИЯ
Сегодня в отечественном публичном пространстве активно выстраивается полилог о важности развития креативной экономики, в основании которой находятся креативные индустрии, и подчеркивается, что именно они должны стать одним из локомотивов социально-культурного развития страны. Богатое мировое и отечественное культурное наследие, сохраняемое и представляемое музеями, и сам музей являются уникальной основой для российского креативного сектора. Музеи сегодня становятся активными участниками креативных индустрий, переосмысляют и расширяют свой статус, создают новые форматы и каналы взаимодействия с общественными и целевыми аудиториями. Кроме того, музей сегодня сам становится осознанно создаваемым авторским креативным проектом и креативным продуктом. Современная социокультурная и экономическая ситуация побуждают музей развиваться, объединяя в своей деятельности высокую миссию служения и эффективную маркетингово-коммуникационную деятельность. Эта сложная задача, которая решается профессионалами на протяжении уже нескольких лет, сегодня получила новые векторы, что и диктует актуализацию размышления на эту тему.
Ключевые слова:
креативные индустрии, креативная экономика, музей, коммуникационная деятельность, событийные коммуникации, медиа.
Каверина Е.А. Музей как субъект креативных индустрий: предыстория // Общество. Среда. Развитие. - 2022, № 3. - С. 80-85. - DOI 10.53115/ 19975996_2022_03_080-085
© Каверина Елена Анатольевна - доктор философских наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, профессор, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
Актуальность обращения к теме развития креативной экономики и поиска путей интеграции музея в меняющуюся социокультурную реальность очевидно прослеживается как в теоретических профессиональных дискуссиях, так и в практической работе - в интенсивности воплощения новых форматов музейной деятельности. Значимость темы подтверждается и тем, что в наши дни происходит процесс институционализации креативных инду-стрий - организуются международные и национальные форумы, создаются государственные управленческие структуры и негосударственные профессиональные организации. Впервые в России в 2020 г. была проведена Неделя креативного бизнеса - Russian Creative Week [10], дискуссионные площадки которой были развернуты в Москве, а также в различных регионах страны. Вторая неделя креативного
бизнеса в 2021 г. была элементом программы Международного года креативной экономики, инициированного Генеральной Ассамблеей ООН. Российская креативная неделя вошла в семью креативных недель мира [9]. Эти форумы уже стали традиционными - Третья неделя креативного бизнеса запланирована на июль 2022 года, и в ее программе для обсуждения заявлены актуальные вопросы - самоидентичность национальной креативной экономики: смысловой фундамент российских креативных индустрий; культурный код и его проявления в креативных индустриях; самоидентичность российских творческих школ (архитектура, дизайн, музыка, др.) [10]. Повышенное внимание к индустриям культуры прослеживается и в том, что в России 2022 год назван Годом культурного наследия. Культура в России всегда была сферой реализации государственных ин-
тересов и идеологии. Новые перспективные направления и результаты видятся в развитии частно-государственного партнерства.
Обозначенные активности на государственном уровне при сотрудничестве с бизнесом уже дали первые результаты. Представители российской власти сели за стол переговоров с представителями российского бизнеса. В итоге была принята Концепция развития креативных инду-стрий, создан Комитет Российского союза промышленников и предпринимателей по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, утверждена национальная премия в этой области. Важно отметить, что развитие креативных индустрий ориентировано на вовлечение регионов и создание в них креативных кластеров, которые могут стать локомотивами региональной экономики. Комиссия Госсовета Российской Федерации по направлению «Культура» организует данную деятельность как профильный орган по представлению интересов субъектов РФ.
Понятия «креативная экономика», «креативные индустрии», «культурные индустрии» вошли в тезаурус отечественных специалистов, работающих в сфере культуры примерно пятнадцать лет назад. В международной практике они используются уже более тридцати лет. Впервые концепция развития креативных инду-стрий и введение терминологии были инициированы ЮНЕСКО (UNESCO, 1982) с целью создания равных возможностей доступа к культурным ресурсам. В эти же годы в США, Великобритании активно начинается процесс коммерциализации культуры, привлечение частного капитала для развития культурных индустрий, создания коммерчески успешных культурных / креативных продуктов [13].
В международной практике первое определение «креативных индустрий» было дано в Великобритании Департаментом культуры, медиа и спорта и зафиксировано в документе Creative Industries Mapping Document [15]. В основе «креативных индустрий» лежит «источник в индивидуальной креативности, умении и таланте <...> создания рабочих мест и благосостояния посредством производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» [15]. Профессиональный словарь пополняют термины «креативная экономика» (Д. Хокинс), «креативные кластеры» (М. Портер), «креативный класс» (Д. Флорида). Теоретические работы российских авторов базируются на переводе
зарубежных работ, и на данный момент в большей степени представлены научными статьями, нежели монографиям.
Для российской интеллектуальной традиции понимания культуры как органона подлинных духовных смыслов, ее описания с использованием таких понятий как «миссия», «служение», трудно перейти на другой концептуальный и понятийный лад. Важно отметить, что это два разных типа понимания и повествования, и сказать, что здесь нет мировоззренческого конфликта, но он периодически ощущается, «висит в воздухе» дискуссий на конференциях и прочитывается в подтексте и в строках отечественных публикаций. Культура и рынок в отечественной духовной и интеллектуальной традиции всегда сложная тема, но именно она доминирует в векторе развития креативных индустрий, поэтому так важно сегодня ее осмыслять. И здесь важно подчеркнуть, что рыночные механизмы, технологичные и индустриальные подходы могут эффективно способствовать «доставке» до аудиторий и традиционно искомых подлинных смыслов, и различных качественных культурных продуктов. Еще более важно отметить, что российская культура всегда развивалась благодаря созданию авторских культурных креативных проектов, которые подтверждали успешность стратегических инвестиций в культуру (с прямой финансовой выгодой и посредством наращивания символического капитала) как для автора, так и для страны. Время рубежа Х1Х-ХХ вв. дает особенно много ярких примеров: обширная деятельность Павла Третьякова, с созданием музея национальной живописи; уникальные коллекции живописи, собранные Сергеем Щукиным и Иваном Морозовым, которые пополнили художественные сокровищницы страны европейской живописью и выполнили просветительскую миссию (С. Щукин лично проводил бесплатные экскурсии по живописным залам своего дома для широкой публики и специально для художников, тем самым содействуя появлению феномена русского авангарда). Культурные проекты Саввы Морозова поражают креативностью и социальным подходом - Московский художественный академический театр, проект первого общедоступного театра (в котором для предоставления свободы творчества паи должны быть переданы актерам), проект «Сад отдыха» (прообраз советских парков культуры и отдыха для трудящихся). Савва Мамонтов воплотил не менее значимые проекты: создал зна-
см со
О
менитый художественный центр - усадьбу Абрамцево, основал первую «Русскую частную оперу». Отдельно хочется сказать о культурных проектах Сергея Дягилева, который, создав «Русские сезоны», «Русский балет Дягилева», представил российскую культуру обширной международной аудитории. Деятельность Сергея Дягилева имеет беспрецедентное значение, которое подтверждается тем, что и сегодня проект «Русские сезоны» продолжает представлять российскую культуру миру; он показал модель культурного представительства страны, которая сегодня воплощается в создании различных международных культурных проектов и событий (например, Год России в Китае, Дни монгольской культуры и т. д.). Сегодня культурные проекты выполняют как стратегические геополитические цели (например, концерт симфонического оркестра под управлением В. Гергиева в Пальмире или организация Русского дома в рамках проведения Олимпиад, международных чемпионатов и т. д.), так и широкий круг других - информационных, имиджевых, образовательных целей. Идею культурного посольства страны сегодня продолжают развивать и музеи (проект «Эрмитаж» в Испании, г. Малага; в Голландии, г. Амстердам). Сегодня создание и использование культурных креативных проектов является «мягкой силой» влияния, эти методы уже интегрированы в политику и экономику и могут стать амбассадорами мира в сложных ситуациях.
В отечественной истории накоплен огромный успешный опыт авторской проектной деятельности в сфере культуры, сейчас эта деятельность облекается в новые понятия и приобретает иные формы. Представляется важным помнить исторические примеры, дающие образцы интеграции служения, созидания с коммерческой успешностью и инновацион-ностью. Российская культура, начиная с заветов Петра I, интегрировала лучшие европейские практики и технологии. Можно сказать, что Петр I лично провел «маркетинговый анализ» лучших отраслевых рынков Европы, в том числе и ее культурных индустрий в версии начала XVIII в. Сегодня стартовая деятельность по подготовке проекта именуется термином «бенчмаркинг» (от англ. benchmark -«критерий, ориентир»), направлена на изучение деятельности лучших субъектов рынка, с целю приблизиться к эталону и стать им. Петр I сам создал множество авторских креативных проектов (отметим
еще раз, что и первый российский музей - Кунсткамера - появился благодаря идеям и деятельности Петра I), до сих пор поражающих смелостью и неординарностью взглядов, коммерческому видению. Санкт-Петербург - один из величайших его авторских проектов. Думается, что этот проект можно характеризовать, используя современные термины. Позволив некоторую исследовательскую вольность в подходе, скажем, что замысел и воплощение этого проекта точно соответствуют современной теории проектной деятельности (налицо концепция, цели, планирование, качественный стратегический и оперативный менеджмент). Город строился по лучшим европейским образцам зодчества, тщательно выбранным. Отчетливо прослеживаются градостроительные и архитектурные цитаты Рима, Венеции, Амстердама, Парижа. Санкт-Петербург уникален еще и тем, что известен не только день, но и час его рождения, а церемония основания символически выстроена. В XVIII в. это было выполнено в глубинной онтологической логике, обладающей силой подлинности и величием замысла творца/автора. Все это и делает Санкт-Петербург великим и притягательным на века, позволяя повествовать о Санкт-Петербурге, как о гениально придуманном, разработанном и воплощенном проекте, ставшем легендарным культурным брендом. Это проект настолько гениальный и качественно воплощенный, что не только продолжает приносить доход в казну, но и имеет дальнейший коммерческий потенциал.
Итак, подчеркнем еще раз, что в основе креативной экономики лежит производство авторских интеллектуальных креативных проектов и продуктов. Повествование и размышление о музее в контексте креативной экономики должно приводить к решению вопросов эффективного концептуального, социального и коммерческого присутствия музея в современной социокультурной и экономической ситуации, в том числе посредством создания им креативных продуктов и проектов и понимания того, что музей сам является постоянно развивающимся креативным проектом.
Размышления о музее как субъекте креативных индустрий, конечно, развиваются не с нуля. Дискуссии о смене статуса музея и форматов его присутствия ведутся и поддерживаются на протяжении нескольких последних десятилетий, что опосредованно современной социо-
культурной ситуацией, которая характеризуется и фиксируется в понятиях «информационной цивилизации», «постиндустриального общества» (П. Бергер), «символического капитала» (П. Бурдье), «глобальной деревни» (М. Маклюен), эпохи «медиакоммуникаций» (Н. Луман), «сетевого общества» (М. Кастельс), «общества риска» (У Бек, Э. Гидденс), «экономики впечатлений» (Дж. Гилморт, Дж. Пайн), «креативной экономики» (Дж. Хокинс). Музей как субъект культуры оказался в рефлексирующем состоянии, в поиске новых идентичностей и статусов, новых/ иных форматов присутствия в публичном пространстве и новых коммуникативных стратегий в конкурентных условиях.
В научном международном сообществе прослеживаются актуальные дискуссии о путях развития современного музея и расширения понимания музея в современной музеологии. Важно подчеркнуть, что исследователи отмечают серьезные изменения социокультурного пространства и в связи с этим подчеркивают необходимость расширения исследовательского поля. Приведем мнение Фр. Мересс, бельгийского специалиста, который долгие годы возглавлял Международный комитет по му-зеологии (ИКОФОМ), который отмечает, что исследовательское поле музеологии как науки эволюционирует на уровне вопросов и соотносящихся с ним дисциплин (от информационных и коммуникационных наук - к гендерным и постколониальным исследованиям, экономике и туризму) [16].
Музей расширяет свои статусы, осуществляется попытка понимания присутствия музея в новой экономике - в экономике сервиса, в экономике со-участия, в экономике информации и перемен, требующей гибкости и креативности мышления. К данной проблематике уже приближались авторы работ, представляющих новую музеологию (А. Девалье); также сотрудники кафедры музейных исследований Лестерского университета. Контекстно об этом пишет Н. Саймон, раскрывающая партиципаторный ракурс развития музея (participatory museum); К. Бишоп и Р. Краус делают акцент на изучении перформативных проектных практик; Б. Гройс в своих работах говорит о де-мократизованном музее, постмузее; З. Бонами подчеркивает актуальность сохранения сакрального статуса музея как его нового ресурса в контексте десакрализа-ции и коммерциализации; подобные идеи прослеживаются в публикациях М.Б. Пиотровского и сотрудников кафедры музей-
ного дела и охраны памятников СПбГУ Общая основная линия повествования, которая прослеживается во всех работах -неизбежность перемен и неотвратимость новых форм, поскольку музей становится активным динамичным рефлексирующим творцом самого себя и социокультурного пространства.
Важно отметить, что сегодня понимание статуса музея и его функций в классической парадигме не отрицается, а дополняется и расширяется. В основе классического статуса музея - миссия сохранения мирового и национального материального и духовного наследия, создание и хранение коллекций (ценность подлинности, атрибутирован-ности), экспертное знание и элитарность, опосредованная этим знанием, сакраль-ность этого знания. Все это сохраняет традиционный образ музея как «храма знания/ науки» и патроналистическое отношение к публике, программирует вытекающий из этой модели пока еще в большей степени монологический тип коммуникации. Российские музеи в силу сложившихся традиций отечественного музееведения и курирующего присутствия государственной идеологии более консервативны относительно современной зарубежной музейной деятельности. Этот аспект проявляется и в том, что отечественные музеи несколько позднее входят в контекст креативной экономики и инертнее осознают себя субъектами креативных индустрий.
Структура рыночной экономики изначально предполагает наличие «продавца» и «покупателя», продуктов и услуг, конкурентную ситуацию. В этой модели фигура зрителя, публика приобретают актуальное и первостепенное значение. Экономика рынка изначально ориентирована на коммерческий результат. Успешный «продавец» на рынке - всегда хороший коммуникатор, умеющий найти подход к разным клиентам. Коммуникация с аудиториями в креативной экономике выходит на первый план.
На протяжении XIX в. и почти всего ХХ в. музей уподоблял посетителей «пустым сосудам», которые требовалось наполнить знаниями. Современный музей не ограничивает себя функцией транслятора значимой информации, ментора. Он претендует на более широкие и часто более творческие задачи актуализации и интерпретации наследия, выстраивания стратегий памяти и создания ритуалов коммеморации. Объективность знания как непременный императив публичного музея сегодня дает возможность проявиться субъективным оценкам и концепциям,
см со
О
отвечающим необходимости соответствовать запросам разных аудиторий, которые музей теперь совершенно определенно начал (или вынужден) различать. Более того, эти разные аудитории теперь не только посетители музея: иногда они акторы музейных событий, участники и даже инициаторы музейных проектов. Музей как место единых и достаточно строгих правил «для всех», теперь открывает возможности для отдельных групп и культурных сообществ получить представительство на своей площадке, говорить о себе. В сегодняшнем музее коммуникация, осевой темой которой, как правило, был музейный предмет, все чаще отходит на второй план, служит фоном для разнообразия других коммуникативных практик. Посетители оказываются в музее совсем не обязательно для того, чтобы увидеть экспонаты или интерьеры, освоить материал того или иного собрания. Музеи становятся местом общения и уединения, социального участия и творческого созидания, трат и заработка, развлечения и сосредоточения, и многого-многого другого.
Сегодня музей старается представить не одну авторитарную точку зрения, утверждаемую им самим или какой-то обладающей властью группой, а спектр мнений в их динамике. Содержательно он неизбежно в своей работе обращается к актуальными темами современности. В инфраструктурном - физическом - плане, вступая в отношения участия, музей приходит к необходимости заботиться об открытом доступе в свое пространство (пандусы, лифты, парковки для колясок и велосипедов, места для встреч и дискуссий). В плане организационном музей практикует разные вовлекающие формы работы, такие как клубы друзей, молодежные центры или советы, волонтерские сети, кружки, студии, а также на уровне режима, удобного для посетителей (работа по вечерам и т. д.). В виртуальном плане новый музей решает вопросы доступности коллекций онлайн, создания удобных интернет-платформ для совместного с музейной аудиторией использования, проявляет активность в социальных сетях.
Н. Саймон, идеолог «participatory museum», автор одноименной книги и активный пропагандист этой модели взаимоотношений музея с аудиторией, характеризует ее так: люди воспринимают институцию как место встречи и площадку диалога, вдохновленного коллекцией; вместо того чтобы быть о чем-то или для кого-то, музей нового типа развивается вместе с посети-
телями [17]. Музей в традиционной ретроспективе предлагал публике чаще всего интеллектуальные практики постижения нового знания. Сегодня добавились различные ритуальные перфомативные практики телесно-эмоционального влияния на аудиторию. Эту проблематику раскрывает в своих работах ведущий российский исследователь Л.В. Никифорова: «идеи музея как особого обрядово-ритуального пространства характеризуют не только историческую аналитику музея. Современные музеи, связанные с репрезентациями культурной травмы - музеи холокоста, ГУЛАГа и т.п. - организованы буквально как квазисакральные пространства, как новые святилища культурной памяти. В музейном опыте, который они предлагают посетителю, документам и артефактами отводится второстепенная роль. Главное -драматургия телесного переживания пространства и его эмоционального проживания» [1, с. 7]. Л.В. Никифорова подчеркивает, что, подобно храмам традиционных религий, формы таких музеев наделены символической значимостью и воплощают в зримых образах и мультисенсорных эффектах среды целостный комплекс представлений, отсылающий и к истории, и к современности, и к перспективе спасения. В этом качестве понимаются демократия и права человека. Музеи создаются по модели иеротопии, их образы-парадигмы обладают магией воздействия и нацелены на изменение человека (преображение) [8].
Интерактивные программы, современные технологии, общественные мероприятия, образовательные проекты и другое - музей сегодня предлагает множество путей для выстраивания диалога с самыми разными слоями общества. Дэ-мьен Витмор, директор по внешним связям знаменитого британского музея У&Л, подчеркнул, что понятия «аудитория музея» больше не существует, есть музей и каждый конкретный посетитель, и наша задача - установить эти миллионы диалогов [3]. Подобную точку зрения предлагает и российский эксперт Анна Ляшко. Она пишет, что реципиентом музейного продукта сегодня все более отчетливо осознается индивидуальный потребитель со все более возрастающей мобильностью и непредсказуемыми потребностями; в ответ музей проявляет невиданную ранее активность в производстве качественного продукта, максимально вариативного и мобильно трансформируемого; музей балансирует между задачами диверсификации креативного продукта, коммодифика-
ции музейных ресурсов и, одновременно, сохранения и развития традиционного коллекционного собрания [7].
Еще более актуализировала проблематику поиска новых форматов взаимодействия с аудиторией и необходимости оперативной разработки новых креативных музейных проектов и продуктов экстренная цифровизация музейной деятельности, связанная с пандемией и ограничениями реального присутствия публики на территории институции в 2020-2022 гг. Стрессовый социокультурный контекст, нормативные акты, запрещающие традиционные виды активности музея, выступили как катализаторы поиска новых форматов, и стали своеобразными охранными грамотами инноваций. Все перемены сегодня происходят очень быстро, инновации за короткий период времени из состояния «временно» переходят в состояние «новой нормы».
Подводя некоторые промежуточные итоги, отметим, что российский музей сегодня тоже активно заявляет о своем намерении стать более открытым и демократичным, чем это было в прошлом, о готовности пересмотреть отношения с публикой, расширить и оцифровать форматы взаимодействия. Музей ориентирован на
разработку креативных проектов и создание логистической структуры, включающей широкий спектр дополнительных видов деятельности и сервисов (организация питания, продажа сувенирной продукции, создание зон отдыха, инклюзивное сопровождение и др.). Отдельное важнейшее направление деятельности музея -это информационная деятельность и создание качественного информационного сервиса (создание и «доставка» до аудитории актуального контента). Обозначенная деятельность формирует экономическую устойчивость и влияет на развитие имиджа музея, способствует стабильному интересу аудиторий, желанию постоянно возвращаться, регулярно посещать. Музей сегодня становится креативной фабрикой по производству и доставке смыслов, интеллектуально и эстетично упакованных, становится креативным пространством, где этим можно наслаждаться. Музейные коллекции - это уникальное «сырье» для производства смыслов и идей. Сотрудники музея - теурги, творцы, производители смыслов. Сегодня в контексте креативной экономики фраза «производство и доставка смыслов» звучит весьма актуально, образно и реалистично отражает специфику.
Список литературы:
[1]
Антропология музея: концептосфера идей, исторического диалога и сохранения ценностных констант (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. - 2019, № 5. - С. 5-26. Бонами З. А. Как читать и понимать музей. Философия музея - М.: АСТ, 2018. - 224 с. Белькевич Д. Communicating the Museum 2011: Museum and You. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.artukraine. com.ua/articles/523.html (10.05.2022)
Гройс Б. О новом. Опыт экономики культуры. - М.: Ад Маргинем; Фонд развития и поддержки искусства «Айрис», 2015. - 240 с.
Каверина Е.А. Игры с целью: феномен креатива // Общество. Среда. Развитие. - 2011, № 1. - С. 148-152. Леднев В. Музей как место формирования комьюнити. Беседа искусствоведа Валерия Леденева с философом Борисом Гройсом // Диалог искусств. ММОМА. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://di.mmoma.ru/news?mid=766&id=149 (20.05.2022)
Ляшко А.В. Проект: энтузиазм и сомнение современного музея. К исследованию явления // Общество. Среда. Развитие. - 2011, № 2. - С. 165-169.
Никифорова Л.В., Волкова Е.В. Музеи холокоста: трансформация музейного ритуала // Международный журнал исследований культуры. - 2022, № 1 (46). - С. 62-76.
Организаторы подвели итоги Российской креативной недели // Рос. газ., 01.10.2021. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://rg.ru/2021/10/01/organizatory-podveli-itogi-rossijskoj-kreativnoj-nedeli.html (18.05.2022)
[10] Российская креативная неделя. - Интернет-ресурс Режим доступа: https://creativityweek.ru/ (19.05.2022)
[11] Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Пер. с англ. А. Константинова. -М.: Классика-XXI, 2011. - 419 с.
[12] Хезмондалш Д. Культурные индустрии. - М.: Издат. дом Высшей школы экономики, 2018. - 453 с.
[13] Хестанов Р. Креативные индустрии - модели развития // Социологическое обозрение. Т. 17. - 2018, № 3. - С. 173-196.
[14] Хокинс Д. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги. - М.: Классика XXI, 2011. - 256 с.
[15] DCMS. Creative Industries Mapping Document 2001. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://static.a-n. co.uk/wp-content/uploads/2016/12/DCMS-Creative-Industries-Mapping-Document-2001.pdf (07.05.2022)
[16] Mairesse Fr. Introduction // Histoire de la muséologie. Quelques fi gures marquantes du monde muséal francophone / ed. Fr. Mairesse. - Paris, 2020. - P. 7-13
[17] Simon N. The Participatory Museum. - Santa Cruz, 2010.
[2]
[3]
[4]
[5]
[6]
[7]
[8] [9]