Научная статья на тему 'Музей истории развития образования республики Башкортостан - кладезь духовности'

Музей истории развития образования республики Башкортостан - кладезь духовности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухутдинова Разифа Зилаваровна

The Museum of the educational development was opened on September 22, 2000 with the aim of accumulation, registration, storage, investigation and popularization of the historic monuments representing the educational development in the Republic beginning with the end of the XVIII century up the present days. The Museum funds have over 9 thousand artifacts. Three expositions are currently on display, with the average annual attendance by over one thousand school children, students, teachers and specialists in education The Pedagogical drawing-room of the Museum has become a centre of scientific-methodological and educational activities of the teachers of the Republic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухутдинова Разифа Зилаваровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum of the history of educational development in the Republic of Bashkortostan - fount of spirituality

The Museum of the educational development was opened on September 22, 2000 with the aim of accumulation, registration, storage, investigation and popularization of the historic monuments representing the educational development in the Republic beginning with the end of the XVIII century up the present days. The Museum funds have over 9 thousand artifacts. Three expositions are currently on display, with the average annual attendance by over one thousand school children, students, teachers and specialists in education The Pedagogical drawing-room of the Museum has become a centre of scientific-methodological and educational activities of the teachers of the Republic.

Текст научной работы на тему «Музей истории развития образования республики Башкортостан - кладезь духовности»

Р.З. Мухутдинова

МУЗЕИ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН -КЛАДЕЗЬ ДУХОВНОСТИ

Во всех условиях нужно хранить то, чем жив дух человеческий Н.К. Рерих

Система образования Республики Башкортостан имеет богатую историю, уникальный опыт, глубокие исторические корни.

Извлечь эти данные, отразить динамику исторического развития образования, самобытности духовного и культурного богатства народов, населяющих республику, показать многообразие форм современного образования, сделать эти исторические материалы достоянием широкой общественности - задачи Музея истории развития образования, открытого на базе одного из подразделений Министерства образования Республики Башкортостан в здании на улице Гоголя, 34.

Историческая справка

Старинный купеческий особняк на улице Гоголя, 34, именуемый в инвентаризационных документах городского жилищного хозяйства «дом Талова», является историческим архитектурным памятником конца XIX - начала XX веков (внесен в список памятников архитектуры указом ПВС РБ от 12.05.92г. №6-2/251в). В целом, фасад здания сохранился в первоначальном виде, хотя и лишен некоторых чугунных ажурно-декоративных украшений, свойственных домам богатых достопочтенных представителей купеческого рода.

В 1962-1963 годах при осуществлении пристроя к особняку оказались «лишними» и большие, овальной формы, старинные окна фасада здания

Судьба этого красивого здания в историческом центре Уфы всегда была связана с просвещением. Так, по сведениям официальных источников начала XX века1 здесь располагались Женская частная гимназия Софьи Павловны Хитровской и двухгодичные курсы при ней для подготовки учительниц начальных училищ.

По сведениям Адрес-Календаря Уфимской губернии на 1917 год, по адресу Гоголевская, 30 (ныне - ул. Гоголя, 34) значится Уфимская гимназия С.П.Хитровской уже с правами правительственных гимназий и двухгодичные курсы при ней для подготовки на аттестат зрелости и на звание учительницы высшего начального училища2.

В первые годы советской власти, по воспоминаниям Мавтухи Шакировны Емасовой, здесь был детприемник, который сыграл не последнюю роль в судьбе маленькой деревенской девочки, страстно желавшей учиться и впоследствии ставшей одним из видных организаторов народного образования республики.

Позже на территории здания оформилась спецшкола № 13 (учреждение для детей с ограниченными возможностями). В годы Ве-

1 Адрес-Календарь Уфимской губернии на 1910 год, Памятная книжка Оренбургского учебного округа на 1911 год, Список учебных заведений Уфимской губернии к 1 января 1914 года.

2 Адрес-Календарь Уфимской губернии на1917 год, стр. 61.

ликой Отечественной войны здесь также размещалась Академия Генерального штаба РККА (Рабоче-крестьянской Красной Армии).

Ученицы IV класса «В» Уфимской женской гимназии С.П.Хитровской в 1916/1917 учебном году. Фото из фондов Музея. Публикуется впервые

С 25 января 1943 по 1948 год на ул.Гоголя, 34 размещалось культурно-просветительное внешкольное учреждение - городской Дом пионеров,3 в 12 кружках которого занимались свыше 800 детей. «Несмотря на военные годы, Дом пионеров действовал... кружки балетный, затейный, обучение на фортепиано, струнный оркестр, художественный, технический.Мне и моим сверстникам повезло, мы не попали под влияние криминальных группировок. время было тяжелое», - вспоминает пионер военных лет, кружковец Марат Назиров.

Студийцы и работники Дома пионеров ставили концерты, спектакли, писали письма, читали книги, ухаживали за ранеными бойцами, находящимися на излечении в госпиталях города; собирали макулатуру, металлолом, готовили посылки с теплыми вещами в помощь фронту. Детские новогодние спектакли, массовые торжественные вечера украшали суровые военные будни города и давали надежду...

По воспоминаний бывших кружковцев - Ритты Борисовны Подгорной (девичья фамилия - Озолиня) и Валентины Никитичны Мо-лофеевой (девичья фамилия - Уварова) - на втором этаже здания

3 Годовые отчеты культурно-просветительских внешкольных учреждений за 1943 год. Фонд 798, Опись 8, №297, Л. 1,4.

история оернзаппния

располагались костюмерная и их хореографическая студия, руководителем которой сначала была Галия Губаевна Хафизова, а с 1946 года Елена Константиновна Войтович, «которой столь обязан Баш-

Долгие годы, вплоть до апреля 1998 года, это здание являлось центром научно-методической работы Наркомата просвещения БАССР5 (с 1946 года - Министерство просвещения) - Башкирским институтом усовершенствования учителей6 (впоследствии - Башкирский институт развития образования).

Вся дальнейшая судьба «дома Талова» также неразрывно связана с образованием в республике. Не случайно 22 сентября 2000 года, в предверии Дня учителя, именно в этом здании был торжественно открыт Музей истории развития народного образования Республики Башкортостан.

Музей - хранилище истории, место встречи прошлого с настоящим и даже будущим. На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность.

Формирование музейных фондов начато в октябре 1998 года при огромной действенной помощи и поддержке республиканского учительства, ветеранов педагогического труда и войны. Созданный приказом Министерства образования РБ от 31 мая 1999 года №454

4 Из статья Майи Тагировой о Е.К.Войтович.

5 ЦГИА РБ Фонд Р-1157, Опись 1, Дело 6, Л. 257.

6 ЦГИА РБ Фонд Р-1157, Опись 1, Дело 8, Л. 56.

кирский балет...».4

Хореографический кружок городского Дома пионеров. Руководитель - Галия Губаевна Хафизова. 1944 год. Фото из архива Р.Б.Подгорной. Публикуется впервые

ИСТОРИЯ ОСРПЗОВПНИЯ

Координационный совет в составе 38 человек провел подготовительную организационную работу, увенчавшуюся успехом.

Торжественное открытие Музея истории развития образования Республики Башкортостан

Очень своевременным и правильным, как показало время, было создание совета музея - «совета мудрейших» - в составе председателя З.С. Янбарисовой и членов совета - Р.А. Бикбаева, В.А. Воеводиной, З.И. Гудковой, М.Ш. Емасовой, Ю.В. Ергина, С.Ш. Зиганшина, Л.Ш. Камаловой, Л.В. Крыловой, А.А. Кокорева, В.В. Латыповой,

В.Н. Макаровой, Р.Ф. Масленникова, С.Т. Мунасипова, Р.Р. Мунирова, Р.К. Насыровой, М.М. Утябаевой, Д.М. Хафизовой.

Музей истории развития образования открылся с целью накопления, учета и обеспечения хранения, изучения и популяризации исторических памятников, характеризующих развитие просвещения края с конца XVIII века до наших дней.

Активная кропотливая работа Музея по сохранению национального педагогического наследия, традиций и преемственности поколений дала определенные результаты.

Члены совета Музея истории развития образования. 2005 год

Музейные фонды насчитывают более 9 тысяч единиц хранения

- это редкие издания, учебно-методические пособия, программы, кинофотоаудиодокументы, архивный материал, вещественные комплексы, документальные папки персоналий и др.

Музейные фонды постоянно пополняются фотографиями, документами, различными вещественными комплексами, так или иначе раскрывающими развитие системы образования республики в разные периоды. Работа по сбору материала ведется в различных образовательных учреждениях республики от школ до вузов. Используются семейные архивы учителей-ветеранов, частные коллекции. В плановом порядке осуществляется сбор информации в ЦГИА РБ (Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан), ЦГАОО РБ (Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан), фондах Национального музея РБ, отделах Национальной библиотеки РБ.

Удивительные экспонаты «пришли» к нам с чердаков и подвалов старых сносимых домов. Так, в Музей попали учебники, альбом, ученические тетради сестер Чевпецовых. Между страничек тетради по чистописанию, датированной 1942 годом, мы нашли несколько хлебных карточек.

Неоценимый вклад в пополнение музейных фондов внесли Утябаевы, Янбарисовы, Емасовы, Э.М. Ахмерова, В.В. Бабушкин, С.А. Алибаева, Р.Х. Аминова, Н.Г. Денисова, Д.А. Нургалеева,

Р.М. Хазивалиева, вдова А.А. Галлямова, З.Х. Хазиева, семья Петровых, семья Зайнашевых, семья Мансуровых, семья Сулеймановых и многие многие другие. Выражаем всем искреннюю признательность и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Со дня открытия Музея нами собирается научная библиотека, которая насчитывает на текущий момент более 860 экземпляров исторической, справочной, краеведческой, учебной, методической литературы, и, что особенно важно, постоянно пополняется фонд авторских разработок, инновационных образовательных технологий, монографий, сборников статей, сборников различных конференций, семинаров.

Музей истории развития образования собирает, систематизирует материал, проводит научный анализ, пропагандирует систему образования Республики Башкортостан. Отражение исторических этапов развития республиканской системы образования через накопление и сохранение духовного потенциала республиканской педагогики идет по основным направлениям:

- история дореволюционной педагогики;

- этапы формирования педагогических кадров края от дореволюционного периода до современности;

- история развития национального образования республики;

- история формирования аппарата Министерства образования Республики Башкортостан от Оренбургского учебного округа;

- этапы развития дошкольного и общего образования республики;

- этапы развития среднего и высшего профессионального образования республики;

- этапы развития специального образования;

- история развития концепций воспитания подрастающего поколения от этнопедагогики до современных форм воспитательной работы и дополнительного образования;

- от истории первых дореволюционных ремесленных школ, «трудовых резервов» до современного состояния начального профессионального образования;

- персоналии и др.

Накопление архивного, информационного, иллюстративного, методического материала осуществляется по 240 информационно-тематическим блокам (деление условное, рабочее), которые являются основой экспозиционно-выставочной и научнопросветительской деятельности Музея.

На данный момент оформлены и работают три экспозиции музея: «Пореформенный период просвещения края - начало XX века. Просветители Башкортостана», «Историческая ретроспектива образования республики 1917-1950 годов», «Учителя - Герои Советскою Союза» (экспозиция открыта в мае 2005 года к 60-летию Великой Победы).

Оформлен Музей истории развития образования традиционно, в сочетании плоскостного материала с объемным: информационноиллюстративные стенды изобилуют раритетными фотографиями и документами, в витринах размещены экспонаты - редкие книги, школьно-письменные принадлежности конца XIX - начала ХХ вв., программы и методические пособия, ведомости, аттестаты и похвальные листы. Обогащают экспозицию макет I Мариинской женской гимназии (ныне гимназия № 3), макет знаменитого уфимского медресе «Галия» и восковая фигура шакирда - ученика медресе.

Экспозиция Музея уникальна, характеризует систему народного образования края от этнопедагогики до периода становления советской школы. Иллюстративно-информационный материал первого зала Музея дает подробное представление об организации обучения в мектебах, первых медресе конца XVШ века Стерлибашев-ском, Балыклыкулевском, Стерлитамакском, Каргалинском; новоме-тодном (джадидистском) направлении образования в медресе «Галия», «Усмания», «Мухаммадия», «Расулия»; о первых просветителях - Ризаитдине Фахретдинове, Марджани, Мифтахетдине Акмул-ле, Мухаметсалиме Уметбаеве, Мажите Гафури, Зиятдине Кама-летдинове, Хайрулле Гусманове, Мухамадинуре Шагиахметове, Буби Бубинской и др.

Значительным событием в жизни г.Уфы явилось открытие в 1828 году Первой мужской правительственной гимназии. Вначале это маленькое учебное заведение насчитывало 18 учащихся, из них 14 были дворянами, но постепенно оно окрепло и стало первой школой края по числу учеников, учителей и по уровню подготовки учащихся.

В стенах этого учебного заведения впервые в крае был организован педагогический совет (регулярно работал с 21 декабря 1831 года). Преподаватели гимназии занимались научными работами, литературными исследованиями, изучали географию, этнографию и историю Уфимского уезда, Оренбургского края. В 1864 году гимназия получила статус классического общеобразовательного учебного заведения.

В советский период история школы неразрывно связано с именем Л.А. Галановой.

Музейная экспозиция также дает подробные сведения о распространении женского гимназического образования края: Мариинская женская гимназия в г.Уфе (1860), Белебеевская женская гимназия, Стерлитамакская женская гимназия (1903) и др.

Особую роль в развитии просвещения, в формировании Уфимского учебного округа сыграло открытие Учительского института в Уфе в октябре 1909 года.

Экспозиция второго зала рассказывает о революционных преобразованиях системы образования республики, деятельности ликбезов, становлении трудовых школ I и II ступени, формировании «трудовых резервов».

Стенды и витрины показывают процесс становления советской школы, ее научно-методического обеспечения. В 1922 году организуется «Академцентр» в составе Ш. Сюнчелея, А. Еникеева, Б. Давыдкина, А. Золотухиной, Р. Фахретдинова.

Здесь же посетители музея могут подробнее узнать о судьбе ведущих педагогов того времени, авторов учебников, учебнометодических пособий - З. Шакирова, З. Аюханова, А. Галлямова и др.; Героев Социалистического Труда - Х. Искандаровой, Л. Камаловой; орденоносцев, заслуженных учителей школы Республики Башкортостан и Российской Федерации - В. Евлампиевой, А. Новоселовой, Х. Фаткуллина, М. Шайдуллиной, А. Бабушкиной,

С. Гирфановой, О. Леопольдовой, Х. Курбанаевой, Б. Мамбеткулова, И. Малкина, М. Черепановой, Р. Шерстобитова, К. Ахиярова, Б. Северинова, Г. Розенблюма, Я. Духина, А. Ишмаевой, Ю. Каримова, Р. Яфаевой и многих других.

За эти годы в Музее прошло около 20 тематических выставок, таких, как «Я Вам пишу...» (из истории развития эпистолярного жанра), к 100-летию И.Х. Абызбаева (репрессированный нарком просвещения), «Из истории золотой ученической медали», «Уфа историческая», к 90-летию со дня рождения Ф.Х. Мустафиной, к 250-летию Салавата Юлаева, к 85-летию со дня рождения народного поэта Башкортостана Мустая Карима, к 95-летию Башкирского государственного университета - «От Учительского института до флагмана высшего образования республики».

К 60-летию Великой Победы в течение всего года работали выставки «Солдатские письма времен войны», «Война в открытках 1939-1950гг.» из коллекции краеведа В.Н. Буравцова и выставка военных плакатов «Вперед, за Родину!».

На данный момент в Педагогической гостиной работает тематическая выставка к 175-летию со дня рождения Акмуллы (Мифта-хетдина Камалетдиновича Камалетдинова), открыта выставка старинных учебников и учебных пособий «От Алифбы и Азбуки до современных образовательных технологий», планируем открытие выставки открыток и фотографий дореволюционного и советского детства из коллекций ведущих краеведов-коллекционеров республики «История дореволюционных учреждений просвещения. Приюты. Сиротство».

Ежегодно в Музее проводится до 800 экскурсий для обучающихся в образовательных учреждениях республики; организуются лекции-семинары для студентов, слушателей курсов повышения квалификации БИРО, ФПК БГПУ; есть опыт проведения пеших экскурсионных маршрутов в дни школьных каникул - «Старая Уфа», «Аксаковская тропинка», «Театральные встречи».

В феврале 2001 года распахнула свои двери Педагогическая гостиная, в красивом зале которой тепло, сердечно были приняты наши дорогие ветераны - участники войны и ветераны педагогического труда. За эти годы Педагогическая гостиная не раз радушно принимала участников различных республиканских конференций, семинаров. Здесь проходят встречи учащихся, студентов образовательных учреждений республики с министром образования Республики Башкортостан, ветеранами, журналистами, писателями, представителя системы образования Российской Федерации и общественности.

Стало доброй традицией проведение Музыкально-поэтических гостиных, Художественной галереи, «Пробы пера» (встречи начинающих поэтов-студентов педагогических колледжей), Воскресных встреч с детьми и их родителями в Музее, встреч с интересными людьми по музейным программам из цикла «Родники памяти», пресс-конференций и «круглых столов» по проблемам развития музейной педагогики, психологии и социальной работы и т.д.

Республиканская краеведческая конференция, посвященная 250-летию со дня рождения национального героя Башкортостана Салавата Юлаева. Педагогическая гостиная. 9 июня 2004 года

Членами республиканского совета Музея и совета ветеранов в 2002 году было принято решение об учреждении серии буклетов «Выдающиеся представители народного образования Республики Башкортостан». Первым в серии стал буклет о Фатиме Хамидовне Мустафиной, министре просвещения БАССР с 1955 по 1971гг., - это дань глубокого уважения и признания заслуг легендарного министра, выдающегося педагога и государственного деятеля Республики Башкортостан.

Готовятся к изданию буклеты о наркомах просвещения 30-40-х годов ХХ столетия. Музей собирает дополнительный материал по данной теме.

Приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных лиц.

Пять лет Музей истории развития образования ведет программы «Здравствуй, Музей!», «Семья. Школа. Музей» для школьников младшего и среднего возраста, являющиеся подпрограммой Программы Министерства образования Республики Башкортостан «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения».

Встреча министра образования республики Башкортостан З.Я.Рахматуллиной со школьниками - участниками программы «Здравствуй, Музей!». Октябрь 2004 года

На базе документальных фондов и сценария Музея совместно со студией учебных видеофильмов Башкирского государственного педагогического университета снят учебный видеофильм «Этапы большого пути», который успешно используется в лекционно-экскурсионной работе сотрудников Музея.

Музейная видеотека пока состоит из 34 видеокассет с отснятыми видеоматериалами семинаров, экскурсий, конференций, встреч в Музее и выездов на дом к ветеранам просвещения, участникам войны. Видеоматериалы музейных программ позволяют отрабатывать современные формы и методы музейной педагогики, накапливать опыт сотрудничества Музея с образовательными учреждениями республики по взаимодействию образования и культуры.

Пусть это и доморощенный «Музейфильм», но мы очень рады, что успели запечатлеть живые воспоминания старейших учителей

республики - М.Ш. Емасовой, М.В. Петрова, М.А. Богдановой, - являющихся «золотым фондом» педагогики республики. Мы благодарны члену совета Музея, телекомментатору ГТРК «Башкортостан» С.Р. Суриной за постоянное пополнение видеотеки Музея ви-

деоматериалами об истории старейших школ, медресе и о замечательных представителях народного образования республики.

В последнее время Музей истории развития образования работает по плану подготовки празднования 450-летия вхождения Башкирии в состав Российского государства: готовятся к изданию сборник по итогам краеведческих исследований и публикации с материалами из музейных фондов; альбом - учебно-наглядное пособие о биографии и творчестве учителя, заслуженного художника РБ, фронтовика Амира Султановича Арсланова. Совместно с Издательством БГПУ готовится к выпуску книга воспоминаний о Фатиме Хамидовне Мустафиной.

Следующим этапом развития республиканского Музея истории образования является осуществление проекта «Система образования Республики Башкортостан. Век ХХ: Люди. События. Факты».

Новая музейная экспозиция, в которой получит отражение сложный, противоречивый и столь же сладостно ностальгируемый век двадцатый, вобравший в себя две мировые войны, кровь и боль, радость познания и творческий взлет аж до самого космоса и до ядра атома - и за всем этим стоит скромный и великий, гордый и социально незащищенный учитель. И все-таки:

«Учитель! Пред именем твоим позволь смиренно преклонить колено...».

Благодарная память - движущая сила музейного творчества, в процессе которого вновь рождаются забытые имена, прошедшие события получают новое звучание. Музейные фонды хранят историю сотен, тысяч человеческих судеб.

Этой публикацией мы открываем цикл статей по материалам из фондов Музея истории развития образования Республики Башкортостан.

ABSTRACT

The Museum of the educational development was opened on September 22, 2000 with the aim of accumulation, registration, storage, investigation and popularization of the historic monuments representing the educational development in the Republic beginning with the end of the XVIII century up the present days.

The Museum funds have over 9 thousand artifacts. Three expositions are currently on display, with the average annual attendance by over one thousand school children, students, teachers and specialists in education

The Pedagogical drawing-room of the Museum has become a centre of scientific-methodological and educational activities of the teachers of the Republic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.