Научная статья на тему 'МУЗЕЙ ГЛАЗАМИ Б.М. СОКОЛОВА'

МУЗЕЙ ГЛАЗАМИ Б.М. СОКОЛОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
92
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Б.М. СОКОЛОВ / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / ЭТНОПАРК / ЭТНОГАЛЕРЕЯ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ НАРОДОВЕДЕНИЯ / B.M. SOKOLOV / ETHNOGRAPHIC MUSEUM / ETHNOPARK / ETHNOGALLERY / CENTRAL MUSEUM OF ETHNOLOGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кубанкина О.А.

В статье рассказывается о концепции «живого музея» и воплощении этой концепции на практике видным этнографом и фольклористом Б.М. Соколовым в 1920-е гг. в Саратове, а затем в Москве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM THROUGH THE EYES OF B.M. SOKOLOV

The article describes the concept of a «living museum» and the implementation of this concept in practice by a prominent ethnographer and folklorist B.M. Sokolov in the 1920s in Saratov, and later on, in Moscow.

Текст научной работы на тему «МУЗЕЙ ГЛАЗАМИ Б.М. СОКОЛОВА»

УДК 39:908(470.44-25)

МУЗЕЙ ГЛАЗАМИ Б.М. СОКОЛОВА

О.А. Кубанкина

ГУК «Саратовский областной музей краеведения» e-mail:olesyakubankina@gmail.com

В статье рассказывается о концепции «живого музея» и воплощении этой концепции на практике видным этнографом и фольклористом Б.М. Соколовым в 1920-е гг. в Саратове, а затем в Москве.

Ключевые слова: Б.М. Соколов, этнографический музей, этнопарк, эт-ногалерея, Центральный музей народоведения.

MUSEUM THROUGH THE EYES OF B.M. SOKOLOV

O.A. Kubankina

(Saratov, Russia)

e-mail: olesyakubankina@gmail.com

The article describes the concept of a «living museum» and the implementation of this concept in practice by a prominent ethnographer and folklorist B.M. Sokolov in the 1920s in Saratov, and later on, in Moscow.

Key words: B.M. Sokolov, ethnographic museum, ethnopark, ethnogallery, Central Museum of Ethnology

Борис Матвеевич Соколов (1889-1930) - профессор Саратовского университета, известный фольклорист и этнограф, первый заведующий Государственным музеем Саратовской области, организатор и директор Музея этнографии в Саратове, позже -Центрального музея народоведения в Москве (далее ЦМН). Он внес значительный вклад в становление теории и практики научного комплектования в ходе фольклорно-этнографических экспедиций. По мнению Бориса Матвеевича, все собранное в ходе полевых исследований должно не лежать мертвым грузом в музее, а служить людям1. После завершения экспедиций по инициативе Б.М. Соколова устраивались концерты, на которых воспроизводились песни и обряды, собранные в ходе полевой работы, орга-

1 Русский народный костюм XVIII - первой четверти XX века в собрании Саратовского областного музея краеведения: иллюстрированный каталог. / Составитель Л.В. Маковцева. Саратов, 2006. С. 5-6.

92

низовывались выставки, выходили этнографические сборники и пр.

Вскоре после переезда в Саратов в 1919 г. Б.М. Соколов поднял вопрос о необходимости своевременного сбора этнографических предметов, в том числе одежды, в связи с коренным сломом народного традиционного уклада жизни, а также экономических причин, в силу которых «донашиваются фактически обломки предметов прежнего быта. Их надо собрать, хотя бы для музея -иначе их больше не найдешь»2. Одновременно ставился вопрос о систематизации и научной обработке собранного материала. «Наш край, - отмечал Соколов, - как бы специально создан для этнографа. Это не только этническое разнообразие, но и благоприятная почва для научных исследований, ведь изучение этнографии далеко выходит за рамки регионального значения. Оно способствует развитию истории культуры человечества, создает условия для понимания социально-исторических процессов, происходящих в стране и ее регионах»3.

В апреле 1920 г. Б.М. Соколов со своими студентами устраивает в одном из залов здания, занимаемого Обществом истории, археологии и этнографии (преемником Саратовской ученой архивной комиссии, далее СУАК), этнографическую выставку. На ней экспонировались предметы из этнографической коллекции СУ-АК, а также вещи из частных коллекций. С момента своего переезда в Саратов Борис Матвеевич неоднократно поднимал вопрос об открытии при губернском отделе народного образования Этнографического музея. Вопрос был решен положительно. День открытия выставки - 25 апреля 1920 г. - считается датой основания Этнографического музея Саратовского края4. В структуре музея сразу выделилось несколько секций: национальная, обычного права, историко-литературная.

Важной частью экспозиции были так называемые «типологические реконструкции». На фотографиях начала 1920-х гг. можно увидеть женщину (манекен) в национальном костюме у прялки,

2 Соколов Б.М. Этнографическое изучение саратовского края // Саратовский этнографический сборник. / Под ред. проф. Б.М. Соколова. Саратов, 1922. Вып. 1. С. 16.

3 Там же. С. 7.

4 Из далеких двадцатых годов двадцатого века (исповедальная переписка фольклористов Б.М. и Ю.М. Соколовых). М., 2010. С. 446, 455.

93

детей с игрушками и пр.5 Параллельно с работой над экспозицией сотрудники музея выступали с публичными лекциями и докладами; устраивались концерты, где представители различных национальностей выступали в традиционных костюмах на родном языке; проводились экскурсии и экспедиции, выходили сборники статей и экспедиционных записей6. Все эти формы деятельности были тесно связаны между собой, музей был неотъемлемой частью проводимого Б.М. Соколовым процесса собирания, изучения и популяризации этнографических знаний.

Соколов понимал термин «этнография» шире, чем просто описание духовной и материальной культуры отдельных национальностей. Он и его ученики исследовали ментальные особенности и быт отдельных периодов и групп населения. В итоге на базе Этнографического музея возникли «Музей голода» и «Музей волгаря». В «Музее голода» концентрировался разнородный материал, характеризующий быт различных национальностей в период голода 1921-1922 годов. Сотрудники музея проводили лекции и мероприятия, все сборы от которых шли на помощь голо-дающим7.

Экспонаты «Музея волгаря» рассказывали о реке Волге, истории речного пароходства, быте и фольклоре бурлаков и рабочих пароходства. Коллекция музея составляла около тысячи экспонатов, среди них многие были очень наглядными - модели судов и образцы народного творчества8. Впоследствии коллекция «Музея волгаря» стала основой для создания Музея речного флота при Институте инженеров водного транспорта в Нижнем Новгороде.

С начала 1920-х гг. жизнь Бориса Матвеевича неразрывно связана с этнографическими музеями. Как уже было упомянуто выше, он создает такой музей в Саратове. А осенью 1923 г. получает предложение переехать в Москву для проведения работ по орга-

5 Фотография. Этнографический музей. Фрагмент экспозиционного зала. Раздел «Немцы Поволжья», 1921-1923 гг. / Коллекция фотографий по истории Саратовского областного музея краеведения. 1921-1981 гг. / ГУК «Саратовский областной музей краеведения» (СОМК). Инв. № СМК 76645/24.

6 Этнографический вестник. 1921 г. № 2.

7 Соколов Б.М. Отчет о деятельности саратовского Музея голода // Саратовский этнографический сборник. / Под ред. проф. Б.М. Соколова. Саратов, 1922. Вып. 1. С. 48-50.

8 Миронов Д.В. Формирование структуры Саратовского областного музея краеведения в 1920-е годы // Труды СОМК. Саратов, 1996. Вып. 4. С. 87.

94

низации Всероссийского этнографического музея (ЦМН). На тот момент коллекция еще формировалась из собраний дореволюционных музеев, только что было получено необходимое здание, требовалось провести большую хозяйственную и научно-экспозиционную работу по обработке материала9.

После отъезда Б.М. Соколова из Саратова его дело продолжили ученики. Основная роль принадлежала Т.М. Акимовой. Продолжаются этнографические экспедиции и концерты, идет научная работа, создаются экспозиции и пр. Татьяна Михайловна в совершенстве овладела чувашским языком, чтобы более грамотно проводить работу среди чувашей по сбору фольклора и предметов материальной культуры10.

Переехав в Москву, Борис Матвеевич включился в работу по организации нового музея. В основе его концепции лежал проект сотрудника Дашковского музея Владимира Владимировича Богданова (1868-1949). По его мнению, музей должен быть научным учреждением, состоящим из двух частей: научно-систематической (этногалерея) и научно-популярной (этнопарк). Причем изюминкой должен был стать именно этнопарк. Б.М. Соколов активно боролся за претворение этого проекта в жизнь11. Для него концепция этнопарка была воплощением его представлений о сущности понятия «музей». Борис Матвеевич не раз говорил: «Музей - научное и просветительное учреждение. Не склад ненужных вещей. Это музей жизни»12.

Ученый знакомился с работой музеев под открытым небом в Европе, неоднократно поднимал этот вопрос в статьях в периодической печати. В статье «О московском этнопарке» (1928 г.) он изложил свой проект его создания. Согласно ему, этнопарк должен был разместиться на правом берегу Москвы-реки - от территории Парка культуры и отдыха (включая его) до Воробьёвых гор (нынешнего проспекта Вернадского) и на левом берегу - между

9 Ипполитова А.Б. История музея народов СССР в Москве // Этнографическое обозрение. 2001. № 2. С. 146.

10 Горбунова Л.Г. «... Все решительно, особенно в Музее, живо Вами» (письма Т.М. Акимовой и В.П. Воробьева к Б.М. Соколову) // Кабинет фольклора. Статьи, исследования и материалы: Сб. науч. тр./ отв. ред. В.К. Архангельская. Саратов, 2005. Вып. 2. С. 8-10.

11 Ипполитова А.Б. Указ. соч. С. 145.

12 Бахтина В.А. Фольклористическая школа братьев Соколовых (Достоинство и превратности научного знания). М., 2000. С. 231.

95

Новодевичьим монастырем и рекой. Сам парк условно должен был быть разделен на семь секторов: русских, белорусов, украинцев и южнорусских, финно-угров и тюрко-татар, Кавказа, народов Сибири, кочевников и Средней Азии. Каждый сектор должен быть размещен в ландшафтных условиях, сходных с настоящими, предполагать разведение домашних и диких животных, высадку культурных растений и деревьев, соответствующих природному окружению каждого народа. Основная экспозиция должна была состоять из «реликтовых» и современных жилищ со всем внешним и внутренним убранством в природном окружении, показа приемов охоты и рыболовства, водного транспорта и пр. В идеале человек соответствующей национальности в этническом костюме должен не просто находиться там и создавать видимость того, что он пользуется предметами быта, а именно жить там.

Дополнительно в выставочных павильонах должны были экспонироваться данные о географических условиях, демографии, народных промыслах и другая информация по материальной и духовной культуре. Тут же предполагалось устраивать демонстрацию мастерства кустарей и исполнителей песен, танцев, сказителей и фокусников, планировалось катание на собаках, оленях, верблюдах, иноходцах, работа столовых, специализирующихся на блюдах национальной кухни13.

В силу ряда причин проект остался неосуществленным. Главная из них - внезапная смерть Бориса Матвеевича. Этот проект не теряет своей актуальности и в наши дни. В настоящее время во многих крупных городах созданы этнографические экспозиции под открытым небом, имеющие отдельные черты проекта этнопар-ка 1920-х годов.

Этнопарк должен был отчасти позволить исследователю наблюдать этнографическую картину, не выезжая в поле, изучать и дополнять ее. Несомненно, он вызывал бы интерес у обычного по-сетителя14.

В августе 1924 г. в здании Мамонтовой дачи (ул. Косыгина, 5) была открыта основная экспозиция этнопарка. В ней широко были использованы для наглядности макеты и части «настоящих» жилищ. Основной упор был сделан на воспроизведение типовых процессов и сцен: чеченка, ткущая палас; гончар украинец, сидящий за

13 Ипполитова А.Б. Указ. соч. С. 147.

14 Там же. С. 145-147.

гончарным кругом; киргизы у юрты, «Самаркандский базар»; уличный музыкант с медведем; танцующий шаман и пр. Таким образом, экспозиция была «живой» и наглядной. По возможности использовались манекены, передающие особенности внешности, характерные для определенной национальности. По воспоминанию одного из современников, посетившего экспозицию, у него было ощущение, что он перенесся в Среднюю Азию и сам стоит около юрты рядом с киргизами, пьющими чай15.

В этногалерее также были представлены этнографические коллекции, собранные за рубежом.

Для популяризации своей деятельности ЦМН осуществлял и издательскую деятельность, выходили научные издания - «Этнологические очерки», Труды ЦМН, результаты экспедиций. С 1928 г. выпускалась серия популярных брошюр о жилище, костюме, быте народов СССР, а также культуре отдельных народов, представленных в музее, тексты экскурсий по отдельным темам16. Сам Борис Матвеевич активно публиковался в вышеуказанных изданиях.

В рамках воплощения концепции «живого музея» постоянно проводились этнографические концерты, а сотрудники музея выступали на радио с циклом лекций «Быт народов СССР». Каждый год проводились экспедиции для комплектования фонда ЦМН. В них участвовали сотрудники музея, специалисты из других учреждений, например антропологи. Кроме записей делались фотографии, рисунки, нотная запись, съемка на кинопленку и пр. По результатам проводились отчетные выставки17.

Для Бориса Матвеевича было важно соединить в музее научность и простоту восприятия. Концепция этнопарка позволяла сделать музей максимально красочным и простым для восприятия и в тоже время не умалять его научного значения. Как упоминалось выше, в той или иной степени идею этнопарка и сегодня воплощают в жизнь в различных формах, например, Этнографический комплекс «Национальная деревня народов Саратовской области», расположенный в Парке Победы города Саратова.

По воспоминаниям учеников и по статьям в периодической печати можно судить о том, каким представлял Борис Матвеевич му-

15 Ипполитова А.Б. Указ. соч. С. 147-148.

16 Там же. С. 148.

17 Турьинская Х.М. Из истории этнографического музейного дела в Москве в 19 - начале 21 вв. // Вопросы музеологии. 2012. № 1. С. 47.

97

зей. По его словам, он должен быть как зеркало - отражением реальной жизни; «открытым», точнее, обращенным к посетителю и исследователю; образным и понятным, при этом не должен потерять своего научного значения. Все, что есть в музее, должно служить научно-исследовательской и научно-популярной целям, ничего не должно храниться просто так, «лежать мертвым грузом». В связи с этим все материалы экспедиций сразу проходили научную обработку, затем экспонировались и публиковались. Он должен шагать в ногу со временем, отражать происходящие в жизни изменения, а для собирания и воспроизведения использовать технические достижения своего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.