Научная статья на тему 'Музей археологии и этнографии института истории ДВО РАН'

Музей археологии и этнографии института истории ДВО РАН Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
160
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum of Archaeology and Ethnography of the Institute of History

The Chief of the Museum Candidate of Historical Sciences Ana􏰀 toly F. Startsev in his article «Museum of Archaeology and Ethnography of the Institute of History» tells about the creation of this museum, its departs􏰀 ments, expositions and its work today.

Текст научной работы на тему «Музей археологии и этнографии института истории ДВО РАН»

- 149

ВЕСТИ ИЗ МУЗЕЕВ

МУЗЕЙ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ИНСТИТУТА ИСТОРИИ ДВО РАН

Ш

Анатолий Федорович СТАРЦЕВ, заведующий музеем археологии и этнографии Института истории ДВО РАН, кандидат исторических наук

Сотрудники Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН на протяжении нескольких десятилетий активно пропагандируют научные знания среди населения. Ежегодно прочитывается несколько сот лекций по истории дальневосточного региона. Особой популярностью пользуются лекции археологов и этнографов о прошлой и современной жизни коренного населения Приморья, Приамурья и Сахалина. В популяризации научных знаний большую роль играет музей археологии и этнографии, института, созданный почти 25 лет тому назад.

Идея создания музея занимала мысли сотрудников археологических подразделений и отдела этнографии еще в начале 70-х годов. Инициаторами этой идеи были руководители археологических подразделений Э.В.Шавкунов, Ж.В. Андреева и заведующий сектором этнографии Ю.А. Сем. В те времена еще молодые и энергичные руководители этих подразделений после окончания полевых работ раскладывали на своих рабочих столах самые интересные находки и приглашали на них посмотреть не только своих сотрудников, но и работников из других секторов. Среди археологических экспонатов, разложенных на поверхности стола, находились многочисленные стрелы разных конфигураций, копья, ременные пряжки, заколки, бусы, нашивки и другие украшения.

Демонстрируя находки, Э.В. Шавкунов с гордостью говорил:

— Посмотрите на эту пряжку с изображением тигра. Это не только пряжка, но и амулет средневековых чжурчжэней. Изображение тигра, по верованиям людей, защищает человека от козней злых духов и охраняет от разных несчастий.

Однажды Э.В. Шавкунов показал мне необычное копье средневекового периода чжурчжэней. К средней части наконечника копья был прикреплен небольшой крюк под прямым углом.

— Этим копьем воин мог пользоваться как гарпуном, — стал высказывать свои догадки Эрнст Владимирович. — Воин, сидя верхом на боевом коне, догонял противника, и копьем, видимо, не убивал, а сдергивал его с лошади.

Не менее интересные вещи демонстрировала и Жанна Васильевна Андреева, которая длительное время вела раскопки на Синих Скалах, располо-

женных в устье р. Аввакумовки (Ольгинский район Приморского края). Археологические находки с этих скал свидетельствовали, что там, начиная с эпохи неолита и кончая средневековьем, люди на протяжении 10 тыс. лет жили на одном и том же месте, оставив для нас многослойный археологический памятник. Раскладывая находки, относящиеся к разным эпохам, Ж.В. Андреева с воодушевлением рассказывала о развитии культуры аборигенов, оставивших для нас каменные орудия труда, железные и бронзовые поделки и многие другие вещи, характеризующие их повседневный быт в разных эпохах.

Ю.А. Сем, рассматривая археологические экспонаты, любил выискивать аналогии в этнографии и говорил, что культура эпохи средневековья во многом идентична культуре современных нанайцев, ульчей, удэгейцев и других аборигенов дальневосточного региона. В секторе этнографии, руководимом Ю.А. Семом, тоже ежегодно устраивались выставки этнографических материалов. Первоначально экспонировались только те предметы, которые удавалось приобрести среди коренного населения Приамурья и Приморья. Особым вниманием пользовалась коллекция нанайских деревянных ложек, собранных Ю.А. Се-мом. Их было более тридцати. На каждой из ложек был свой особый орнамент, элементы которого часто перекликались с рисунками средневековых узоров.

Постепенно вместо настольных экспозиций в секторах стали устраивать выставки экспонатов в Приморском филиале Географического общества СССР. На обозрение этих экспонатов приглашались сотрудники Института истории, и члены Географического общества. Круг посетителей таких выставок год от года расширялся. В 1976 г. на очередную экспозицию из Улан-Батора были приглашены монгольские ученые, которые дали высокую оценку начинаниям наших этнографов и археологов.

Этнографо-археологические экспонаты в честь 60-летия Октябрьской революции дважды выставлялись на выставках народного хозяйства — краевой и ВДНХ СССР. Во время этих выставок в периодической печати высказывалось мнение, что Институт истории располагает экспонатами музейной редкости. Большой интерес, проявленный к археологической и этнографической выставкам, говорил о необходимости создания постоянной экспозиции археолого-этнографических материалов. И в конце 1977г. директор Института истории А.И. Крушанов при поддержке ученого совета института принял решение о создании музеев в секторе этнографии и археологических подразделениях.

В рабочем помещении сектора археологии первобытного общества под руководством д-ра ист. наук Ж.В. Андреевой и по инициативе научного сотрудника Ю.Е. Вострецова впервые была создана постоянно действующая экспозиция археологических экспонатов. В ее оформлении приняли участие все сотрудники археологического подразделения первобытной культуры. Они своими силами создали экспозицию, отражающую хозяйственную деятельность местных племен Приморского края, обитавших здесь в период палеолита и неолита.

Для музея сектора археологии средневековых государств было выделено помещение площадью 36 кв. м. Институт для этого музея заказал специальные выставочные витрины под экспонаты, на которых нашли свое место до полутысячи археологических находок, отражающих материальную и духовную культуру населения эпохи Бохайского царства и Золотой империи. Научную сторону археологических экспозиций обеспечивал д-р ист. наук Э.В. Шавкунов, а Ю.М. Васильев, взявший на себя роль дизайнера, организовывал их эстетическое размещение. В создании археологических экспозиций принимали участие

Панно-панорама в отделе этнографии музея, выполненное А.Ф. Старцевым. Фото Л. Карака.

все сотрудники археологического подразделения. Экспозиции археологических подразделений привлекали большое внимание школьников, студентов, рабочих и служащих не только Приморского края, но и других регионов Советского Союза.

В марте 1982 г. дирекция Института истории выделила 36 кв.м и под музей отдела этнографии и поручила заведующему сектором этнографии Л.Я. Иващенко создать необходимую экспозицию.

В секторе избрали актив музея в составе заведующего сектором этнографии, канд. ист. наук Л.Я. Иващенко, ст. науч. сотр., канд. ист. наук В.А. Тура-ева и мл. науч. сотр. Е.А. Гаер, В.В. Подмаскина и А.Ф. Старцева. На первом же заседании актива было высказано предложение сдать в фонд музея личные этнографические коллекции сотрудников сектора.

К апрелю 1982 г. помещение, отведенное для музея этнографии, было заполнено экспонатами. Их набралось более тысячи. Около сотни экспонатов по духовной культуре аборигенов Приамурья (изображения разных духов сэ-вэхи, сделанных из стволов деревьев) было собрано еще в 60-х годах XX в.кандидатом исторических наук Ю.А. Семом. Другую часть экспонатов, характеризующих культуру и быт аборигенов Приамурья, передал в музей заведующий сектором археологии средневековых государств д-р ист. наук Э.В. Шавкунов. Несколько сот предметов материального быта, хозяйства и духовной культуры удэгейцев, нанайцев, ульчей, орочей и других аборигенов Дальнего Востока отдали в экспозицию Е.А. Гаер, В.В. Подмаскин, автор этих строк и другие сотрудники сектора.

Когда экспонаты были собраны, отреставрированы и распределены по темам, в апреле 1982 г. было сделано внешнее оформление музея, созданы выставочные столы и витрины, на которых разместили этнографические экспонаты по материальной и духовной культуре аборигенов Приамурья и Приморья.

Июнь 2001 г. В музее в день его официального открытия.

Музей отдела этнографии состоял из двух частей. На одной из них размещалась экспозиция советского периода, в основном состоявшая из документов, фотографий, книг, изданных на аборигенных языках, и других экспонатов. На второй части были сосредоточены материалы по традиционной культуре нанайцев, удэгейцев, отчасти ульчей, орочей, негидальцев и других коренных обитателей Дальнего Востока.

Экспонаты, выставленные в музеях отдела этнографии и археологических подразделений, пользовались большой популярностью у жителей Приморского края и других регионов страны. Регулярными посетителями музеев были школьники и студенты, рабочие и служащие, преподаватели и научные сотрудники. Выставки осматривали специалисты и туристические группы из Ленинграда и Москвы, Томска и Новосибирска, Якутска и Хабаровска, жители Камчатской, Магаданской и Сахалинской областей.

В 1983 г. впервые наши музеи посетили немецкие журналисты из ГДР, которые в адрес музея отдела этнографии и д-ра ист. наук Н.В. Кочешкова, проводившего в то время экскурсию, оставили благодарственную запись в книге отзывов. Визит немецких журналистов в Институт истории был инициирован археологическими раскопками в 1979 и 1981 г. на месте зимовки экипажа пакетбота «Св. Петр» в бухте Командор о-ва Беринга. В 1979 г. на месте зимовки экипажа под руководством Г.Л. Силантьева был собран обширный вещевой материал, а в 1981 г. во время второй археологической экспедиции, проводившейся под руководством В.Д. Ленькова, был собран не только вещевой материал, но и подняты из толщи современных береговых отложений пушки пакетбота «Св. Петр». Из двух привезенных в институт пушек одна хранится в нашем музее, а другая подарена музею ТОФ.

Надо добавить, что после завершения археологических раскопок Командорского лагеря музейные материалы экспедиции Беринга в 1985 г. демонстрировались на международной выставке в Дании.

Б. Шириндыб (в центре) — президент Монгольской Академии наук, Цэдэн — ученый секретарь МАН (слева), Н. В. Кочешков (второй слева), Ю.А.Сем (справа). Фото 1972 г.

В начале 1991 г. дирекция Института истории приняла решение об объединении археологического и этнографического музеев. По этой причине к концу 1992 г. временно прекратили свою деятельность музеи археологии и этнографии. Экспозиции были свернуты, однако не прекращал свою деятельность музей отдела средневековых государств, во главе которого с 1992 по 1997 гг. находился Ю.М. Васильев.

В 1992—1993 гг. наш институт посетили японские ученые — археологи, этнографы и сотрудники музея истории освоения Хоккайдо, которые после осмотра наших археологических и этнографических экспонатов предложили организовать их выставку в Японии. Предложение японской стороны было принято. Японские и российские ученые пришли к выводу, что археолого-этнографическая выставка нашего музея должна отражать основные периоды истории Приморья от эпохи палеолита до наших дней. Эпоху камня (палеолит — 35 — 7 тыс. лет назад; неолит — 7 тыс. лет назад — 2-я половина III тысячелетия до нашей эры) представляли многочисленные экспонаты, полученные в процессе археологических раскопок на памятниках Устиновской культуры (долина р. Зеркальной), в пещере «Чертовы Ворота» (район г. Даль-негорска), Валентин-перешеек и др. Другой раздел выставки назывался «Приморье в эпоху металла». Этот раздел включал в себя не только бронзовый век (вторая половина III тысячелетия — I тыс. до н. э.), ранний железный век (3—2 тыс. лет назад), но и железный век (I—VIII вв.). Период эпохи металла характеризовали материалы из янковской, кроуновской, ольгинской и мохэс-кой археологических культур.

Большое значение японские ученые придавали археологическим материалам, отражающим культуру государства Бохай (689—926 гг.) и империи Цзинь (1115—1234 гг.). Определенное внимание японские этнографы проявили так-

же к этнографическим материалам, отражавшим традиционную культуру малочисленных народов Приамурья и Приморья.

Когда необходимые экспонаты были отобраны, начали готовить проспекты и передвижные экспозиции. В подготовке проспекта «История и культура народов Дальнего Востока России» приняли участие археологи А.В. Гарковик, Т.А. Васильева, Ю.М. Васильев, А.Л. Ивлиев, автор этого сообщения А.Ф. Старцев, ведущий художник музея И.В. Колзунов и др. Под руководством Ю.М. Васильева была создана прекрасная экспозиция, которую после направили в Японию.

И в 1994 г. в городах Саппоро и Хакодате демонстрировалась передвижная выставка археологических и этнографических экспонатов из нашего института. Летом 1997г. аналогичная выставка экспонировалась и в японском городе Сакаиминато (префектура Тоттори). Демонстрация наших материалов проходила в рамках международной выставки «ЭКСПО-97».

В феврале 1997 г. в г. Халле (Германия) археологические и этнографические материалы Института истории показывались на международной выставке, которая проводилась под девизом «Георг Вильгельм Стеллер и научное изучение Сибири и Аляски». А с 28 мая по 30 июля 1993 г. в городах Вена и Зальцбург (Австрия) проходила фотовыставка наших археологических и этнографических коллекций. К концу 1997 г. в Институте истории была завершена пристройка для музея площадью около 300 кв. м. Перед дирекцией института встала задача в короткие сроки создать постоянную археологическую экспозицию. Решить эту проблему взялся заместитель директора по общим вопросам М.И. Колешня. За короткий срок он сумел организовать строительные работы по созданию витрин для экспозиций, и в первой половине 1999 г. музей отдела археологии принял первых посетителей. Для археологической экспозиции были использованы полевые материалы Ж.В. Андреевой, Н.Г. Артемьевой и А.Р. Артемьева, В.И. Болдина, Ю.М. Васильева и Т.А. Васильевой, Ю.Е. Вострецова, О.С. Галактионова, А.В. Гарковик, В.И. Дьякова и О.В. Дьяковой, И.С. Жущиховской, А.Л. Ивлиева, Н.А. Клюева, Н.А. Кононенко, В.Д. Лень-кова, Ю.Г. Никитина, Л.Е. Семениченко, В.А. Татарникова, В.А. Хорева, Э.В. Шав-кунова и В.Э. Шавкунова и других археологов Института истории. В подготовке материалов к экспонированию активное участие принимали заведующая фондами музея Л.П. Ходзевич, научные сотрудники А.Л. Ивлиев, В.А. Хорев и О.С. Галактионов. В качестве консультантов приглашались доктора наук Ж.В. Андреева и Э.В. Шавкунов. Большую помощь в формировании экспозиций оказывали А.В. Гарковик, О.В. Дьякова, И.С. Жущиховская и др.

В октябре 1999 г. начались работы по созданию отдела этнографии музея. Это дело было поручено автору этих строк. Были подготовлены не только эскизы будущего отдела этнографии музея, но и предложена перспектива развития объединенного музея. Вскоре дирекция при поддержке ученого совета Института истории предложила мне возглавить объединенный музей и приступить к его окончательному оформлению. Во время этих работ поступило предложение принять участие во Вторых владивостокских биеннале визуальных искусств с музейной экспозицией на тему «Дом и домашние миры: жизнь семьи в разных культурах». Это предложение было принято, и 1 июня 2000 г. старшие научные сотрудники музея А.Ф. Старцев и В.Э. Шавкунов выступили на биеннале с экспозицией «Быт и деятельность аборигенов Приморья и Приамурья в эпоху средневековья (XII—XIII вв.) и в новое время (XVII—XIX вв.). /Сравнительный анализ археологических и этнографических материалов/». Участие в конкур-

се Вторых владивостокских биеннале оказалось успешным, и сотрудники нашего института были отмечены специальными подарками и дипломом.

Строительство музея велось больше года. За это время сотрудники музея своими силами выполнили все столярные работы, так сказать, облагородили помещение и создали ряд экспозиций, отражающих материальную и духовную культуру коренного населения Дальнего Востока России. Особое внимание посетителей привлекает охотопромысловая экспозиция, состоящая из живописного панно и установленных на подиуме ловушек давящего типа.

Одновременно с внутренним оформлением музея отдела этнографии Л.П. Ходзевич провела инвентаризацию археологических и этнографических ценностей. Для отдела археологии музея в целях ведения документации по учету и хранению фондов программист А. Ходзевич создал оригинальную компьютерную программу.

В июне 2001 г., когда отмечалось 30-летие Института истории, состоялось официальное открытие музея археологии и этнографии. На нем присутствовали представители из администрации края, Президиума ДВО РАН, гости из Китая, Японии, США.

В настоящее время в фондах музея хранится более 100 тыс. экспонатов, из них 98 тыс. — в отделе археологии. Музей имеет два выставочных зала с постоянно действующими экспозициями. В археологическом зале выставлено 3250 экспонатов, разделенных по разным эпохам, с внутренним делением коллекций по темам: орудия труда, оружие, предметы быта и искусства, мировоззрение народов, населявших Дальний Восток с эпохи верхнего палеолита до средних веков.

Музей обладает коллекцией тотемов, оберегов, фетишей различных эпох. Среди них изображения змеи, ежа, двуликой личины, уникальные и оригинальные произведения эпохи неолита.

Музей располагает крупнейшей коллекцией находок из раскопок памятников Бохайского государства и империи Цзинь.

Малоизвестная в мире чжурчжэньская серебряная пайцза — атрибут высокопоставленного чиновника, уникальная маска воина, противоконные шипы «чеснок», навершие шаманской шапочки в виде «мирового дерева», шахматы, бронзовые зеркала и календари, фигурки духов предков, эталонные гирьки, печати, монеты, сосуды, топорики, клейма с чжурчжэньскими письменами, над дешифровкой которых работают ученые многих стран мира, — все это и многие другие уникальные экспонаты демонстрируются в музее в настоящее время.

В отделе этнографии имеется коллекция находок из раскопок зимовки последней экспедиции Витуса Беринга. В этом отделе содержатся оригинальные материалы по культуре переселенцев и коренных народов Дальнего Востока. Среди них уникальные экспонаты из рыбьей кожи, шкур, кости, бересты, дерева. Это и шаманские атрибуты ульчей и удэгейцев, удэгейский шаманский пояс в виде змеи, украшения, ритуальная посуда, предметы одежды шаманов и охотников, берестяные трафареты, вышивки, детские игрушки, музыкальные инструменты и многие другие экспонаты, характеризующие материальную и духовную культуру аборигенов дальневосточного региона России.

Экспозиция постоянно пополняется.

SUMMARY: The Chief of the Museum Candidate of Historical Sciences Ana-toly F. Startsev in his article «Museum of Archaeology and Ethnography of the Institute of History» tells about the creation of this museum, its departs-ments, expositions and its work today.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.